Нарушение пищевого поведения у детей раннего. Сухаревские чтения

13.06.2019

Парадоксально: родители, понимая, что правильное питание – залог здоровья, сами порой являются причиной нарушения пищевого поведения у детей. И зачастую эти нарушения не связаны непосредственно с едой — они имеют более глубокую, психологическую основу.

Нарушения пищевого поведения бывают трех видов: недостаточное питание , приводящее к истощению организма; переедание , при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; зависимость от постоянного жевания – «каких-нибудь вкусненьких» вредных для здоровья продуктов и напитков с неестественными, усиленными вкусами.

Недостаточное питание как реакция на насильственное кормление

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит и притуплять чувство голода. Если родители начинают кормить ребенка насильно, то по принципу формирования условного рефлекса закрепляется ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями , которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие приводит к тому, что ребенок вообще не будет любить есть. В более старшем возрасте причиной ограничения себя в еде может стать низкая самооценка — ведь в подростковом возрасте самооценка тесно связана с отношением к своему телу.

Переедание как психологическая защита

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, он, можно сказать, испытывает некий голод. Если ребенок ощущает эмоциональную пустоту, испытывает дефицит любви, принятия, безопасности, общения, не чувствует собственную значимость, весомость, не имеет возможности восполнить этот дефицит напрямую, он попытается удовлетворять психологический голод едой . Постоянное желание поесть является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства. Нужно понимать, что если родители будут пытаться исключить переедание, но не поменяют при этом психологическую ситуацию, они лишат ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде – это как в младенчестве, когда, припав к материнской груди, он получал питание, утешение и защиту.

Постоянное жевание: вкусности и вредности

Еда способна влиять на неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно это относится ко всяким «вкусностям и вредностям», обладающим неестественно ярким вкусом. Ловушка заключается в том, что яркие вкусовые ощущения помогают нам забыть обо всем на свете. Интенсивность вкуса зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли и приправ. При частом употреблении таких продуктов и напитков вкусовые рецепторы перестраиваются: более нейтральные, естественные вкусы, перестают приносить удовольствие, и формируется своеобразная зависимость. Важно помнить – «вкусностей» требует не желудок, эта потребность идет от «головы». Часто взрослые сами провоцируют такую зависимость, приучая «заедать» неприятности или, например, учебные стрессы конфеткой.

Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавиться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения, важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять, в чем причина, какова психологическая подоплека.
    • Не стоит кормить детей насильно: старайтесь нагулять аппетит, исключите перекусы. Кроме того, прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
    • Никогда не заставляйте доедать всю порцию до конца, если ребенок наелся меньшим количеством еды.
    • Не наказывайте и не манипулируйте едой , лишая ребенка еды или заставляя что-то есть.
    • Никогда не наказывайте и не упрекайте детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания так, чтобы ребенок успевал проголодаться.
    • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, покупая ребенку вкусности вместо, например, совместного времяпровождения, игр и ласк.
  • Забирая ребенка из детского сада или школы, спрашивайте сначала о том, что с ним происходило в течение дня, и только потом уже о том, что и сколько он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим — независимо от того как, когда и сколько он поел; что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства, с едой связанные.
  • Не стоит обсуждать худобу/полноту и другие физические особенности ребенка; не стройте прогнозов о том, какими вырастут ваши дети (толстыми или худыми), не связывайте это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться.

Самой важной профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным жизненным процессом. Идеальный вариант — продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.

На первый взгляд, питание младенца представляется феноменом простым, сводящимся к удовлетворению только биологической потребности, а нарушения питания традиционно сводятся лишь к перечню расстройств, описанных в руководствах по педиатрии, детской хирургии и инфекционным болезням.

Вместе с тем, рядом исследователей последних десятилетий показано, что психологически обусловленные расстройства питания чаще являются причиной пониженного веса, чем недокорм или специфические инфекции, и отражают трудности во взаимоотношениях между ребенком, матерью и другими членами семьи.

3.1. Особенности пищевого поведения в онтогенезе

Пищевое поведение и связанные с ним поведенческие реакции являются сложноинтегрированным актом, появляющимся с момента рождения и объединяющим в единый приспособительный компонент целый ряд структур и функций организма, начиная от анатомо-физиологических звеньев и заканчивая высшими психическими. В процессе приема пищи у ребенка активируются различные органы чувств: обонятельный, вкусовой, тактильно-кинестетический. Помимо сосательных движений, у ребенка в момент кормления наблюдается также изменение ряда вегетативных показателей (дыхание, сердечная деятельность, артериальное давление, моторика желудка и т. д.), двигательной активности (движения пальцев рук) и изменение внутреннего гомеостаза.

Основные структурные элементы пищеварительной системы закладываются уже на 3-4-м месяце внутриутробной жизни. До рождения формируются сосательная и глотательная функции. Уже на 4-м месяце внутриутробного развития наблюдают открыва-ние рта и заглатывание околоплодной жидкости. Нормально развивающийся плод заглатывает в течение суток около 450 мл околоплодной жидкости. Ее белок является для будущего ребенка важным источником питания и фактором развития функциональной активности пищеварительной системы. В 5 мес плод начинает совершать спонтанные жевательные и сосательные движения. Предпочтение материнского запаха, лежащее в основе раннего пищевого поведения, формируется на протяжении всего внутриутробного периода. Обонятельная и вкусовая стимуляция, получаемая плодом из амниотической жидкости, оказывает влияние на избирательное формирование соответствующих сенсорных каналов. Их специфическая настроенность, в свою очередь, формирует постнатальные обонятельно-вкусовые предпочтения, значимые как для поддержания жизненно важных нутритивных потребностей ребенка, так и для формирования ранних детско-родительских отношений.

Нарушения питания у детей раннего возраста традиционно сводятся к перечню расстройств, описанных в руководствах по педиатрии. Вместе с тем психологически обусловленные расстройства питания чаще являются причиной пониженного веса, чем недокорм, нарушения всасывания или инфекции, и отражают трудности во взаимоотношениях между ребенком, матерью и другими членами семьи.

В настоящее время определения крика, патогномичного для диагностики колик, длительностью более 3 часов в сутки на протяжении более 3 дней в неделю не существует. Под термином «колики» обычно подразумеваются внезапные громкие приступы плача у хорошо питающегося здорового малыша. Как правило, подобные приступы происходят в одно и то же время, чаще ближе к вечеру, и обычно не снимаются простыми успокоительными мероприятиями. У ребенка отмечается повышенное газообразование, он поджимает ножки к груди, тем самым, наводя родителей на мысль, что у их малыша дискомфорт в абдоминальной области.

В классическом варианте колики появляются в возрасте 3-х недель и исчезают к концу 3-4 месяца. Эти колики рассматриваются как результат нарушения функции моторного и нейрорефлекторного аппарата кишечника здорового организма неясной этиологии с отсутствием универсального эффективного метода лечения. Более чем у 50% детей колики проходят к концу 3-го месяца жизни, примерно у 90% детей — к концу 4-го месяца жизни вне зависимости от тактики лечения. Диагноз «колика» при первом эпизоде плача ставится крайне редко. Для его подтверждения требуется несколько дней, а то и недель.

Примерно у 10-30% детей развиваются истинные колики. Несмотря на то, что в свое время были выдвинуты несколько теорий по поводу возникновения колик, причина их развития кроется в сочетании ряда факторов, а именно развития нейрорегуляторных механизмов, темперамента ребенка, а также микроокружения. Самой распространенной теорией возникновения колик является скопление газов. Она основана на том, что через несколько минут плача у ребенка начинают отходить газы, что приносит ему некоторое облегчение, однако крик может продолжаться. Необходимо отметить, что чем больше малыш плачет, тем больше он заглатывает воздуха, а это вызывает вздутие кишечника и значительно усиливает боль.

При постановке диагноза необходимо учитывать анамнестические данные с описанием характера и типа плача, используемых средств ведения ребенка, специфических жалоб со стороны родителей и условий окружающей обстановки. В случаях, когда сбор анамнеза не позволяет установить истинную причину заболевания, необходимо проведение тщательного физикального осмотра. Среди наиболее частых причин плача новорожденных можно встретить катаральный средний отит, инородные тела в глазе или ротоглотке, поражения полости рта, реакции на медикаменты, инфекции. Важным моментом является общее состояние ребенка, поскольку оно может выявить различного рода проблемы во взаимоотношениях между родителями и малышом.

Как правило, отношение родителей к своему ребенку отчетливо видно уже во время беседы с врачом. Кто больше расстроен плачем ребенка? Случилось ли что- то в семье, спровоцировавшее плач малыша? Были ли изменения в питании?

После сбора анамнеза и физикального осмотра рекомендуется провести ряд дополнительных исследований. Общий анализ и посев мочи выявляют наличие инфекции мочевыводящей системы. Рентгенограмма органов проводится детям с тахипноэ, а осмотр скелета — при обнаружении синяков, кровоподтеков на теле ребенка. Подобная тактика ведения детей способна выявить истинную причину плача примерно в 30-50% случаев.

Тем детям, у которых этиология крика не установлена, назначают эмпирическую терапию. Так же как нет единой причины развития колик, так и не существует универсального способа их лечения. Безусловно, всегда необходимо начинать с анамнеза и физикального осмотра, чтобы убедиться в отсутствии патологии и правильно подобрать индивидуальную тактику ведения малыша. Родители не должны беспокоиться о том, что их быстрая реакция на каждый крик испортит ребенка.

Существует множество способов, помогающих успокоить малыша при наличии колик; родители должны выявить тот вариант, который подходит именно для их ребенка. Некоторым детям помогает тугое пеленание или укладывание в тихой затемненной комнате, другим — легкая стимуляция, включающая в себя укачивания, хождение с ребенком на руках, покачивания, поездки в автомобиле, прогулки, легкое поглаживание или похлопывание. В ряде случаев помогают успокаивающая музыка, тихое пение. Как и во многих других ситуациях, в процессе лечения следует придерживаться какой-то одной тактики, успокаивающей малыша. При отсутствии эффекта от выбранного родителями варианта в течение 1-2 дней пробуют новый способ. Не следует прибегать одновременно к сочетанию 3 и более вариаций, это может только навредить. Родители должны по очереди находиться с ребенком во время подобных приступов плача, а «спокойное время» проводить вместе друг с другом.

Вследствие того, что крик является универсальным признаком боли, многие родители и педиатры задумываются о ее наличии у малыша, поэтому следует помнить о том, что в ряде случаев плач ребенка — это выражение недовольства какой-либо ситуацией, и применение анальгетиков нецелесообразно.

В ряде случаев на помощь приходит лекарственная терапия, направленная на восстановление сократительной функции желудочно-кишечного тракта. Однако в результате данной терапии были отмечены случаи респираторных заболеваний, поэтому в настоящее время ее не используют. Назначение такого препарата как гидрохлорид дицикломина остается спорным: его назначают только в экстренных случаях. Существенно облегчает ситуацию родителям и врачам тот факт, что колика представляет собой явление временное.

Ряд исследователей считают, что колика является своего рода индикатором индивидуальности ребенка, который дает представление о том, будет ли ребенок «трудным» или «легким». Многие родители, зная это, обеспокоены будущим своего малыша. Задача врача заключается не только в выборе правильной тактики ведения ребенка, но и в моральной поддержке родителей, в них необходимо вселить надежду, что все не так уж и плохо.

Анорексия и булимия — это болезни, которые затрагивают не только взрослых, но и детей. Наиболее восприимчивыми к нарушениям питания являются подростки от 15 лет и взрослые до 25 лет. Тем не менее, дети младшего возраста также могут испытывать булимию, переедание или анорексию. Как узнать, страдает ли ребенок от расстройства пищевого поведения?

Согласно исследованию только 56% детей в возрасте от 3 до 12 лет имеют нормальный вес. 18% детей имеют избыточный вес, 13% страдают ожирением, а 13% имеют недостаточный вес.

В заключение, 3 из 10 детей страдают от избыточного веса .

Поэтому так важно понять, в какой категории находится ребенок, наблюдать за его весом по мере развития, и обращать внимание, если показатель находится выше или ниже нормальных возрастных ограничений.

Нервная анорексия

Когда ребенок страдает от нервной анорексии, он резко ограничивает потребление пищи или вообще отказывается от ее употребления, часто, чтобы ограничивая потребление воды, чтобы сохранить свой вес как можно ниже. В дополнение к этому, используются другие способы для похудения. Это может быть рвота, истощение в тренажерном зале или использование лекарств, таких как слабительные и диуретики, чтобы «избавиться» от лишних калорий.

Критерии для диагностики анорексии

  • Неспособность поддерживать вес тела в нормальном диапазоне в зависимости от пола и возраста.
  • Чрезмерный страх перед ожирением.
  • Нарушение образа тела, т.е. впечатление, созданное прежде всего подростками, что их тело пухлое, несмотря на его малый вес.

Как понять, что ребенок страдает анорексией?

Эксперты объясняют, что, несмотря на то, что расстройства пищевого поведения очевидны, родители часто игнорируют их по различным причинам, например, потому что в семье присутствуют другие проблемы и т.д. В любом случае признаки могут быть следующими:

Дети, страдающие от анорексии, продолжают проявлять чудеса замечательной выносливости и могут делать все, что они делали раньше, например, балет, гимнастика и т. д.

Нервная булимия

Нервная булимия связана с расстройствами пищевого поведения и считается наиболее распространенной, поскольку число пациентов с булимией больше, чем с нервной анорексией.

Люди, страдающие от булимии, имеют следующие три основные особенности. Они потребляют чрезмерное количество пищи с перееданием и регулярными интервалами между ними, и, хотя они хотят контролировать процесс приема пищи, они чувствуют себя беспомощными. После еды они либо вызывают рвоту, либо пьют слабительные средства, либо используют другие способы, чтобы чувствовать себя лучше. Они очень обеспокоены своим весом, они хотят похудеть, и очень недовольны своим отражением в зеркале.

В отличие от пациентов, страдающих анорексией, люди с булимией имеют нормальный вес тела по сравнению с их возрастом. Большинство случаев начинаются в подростковом возрасте (от 13 до 19 лет), а в последние годы встречаются случаи в более молодом возрасте. Исследования показывают, что булимия чаще встречается у женского населения и что до 4,2% женщин имеет булимию в какой-то момент своей жизни. Кроме того, дети, страдающие от булимии, очень активны в течение дня и никогда не теряют вес.

Переедание

Переедание — очень распространенное расстройство пищевого поведения у детей, которое характеризуется желанием ребенка постоянно кушать. Ребенок испытывает необъяснимую тошноту, тайно питается, скрывая продукты, крадет продукты, которые чаще всего подходят под категорию «запрещенные».

Ребенок может переедать перед своими , постоянно набирая избыточный вес, или у него может развиться навязчивые идеи с едой, поклоняться или беспокоиться о какой-то еде.

Другие симптомы расстройств пищевого поведения:

Существуют расстройства питания, не классифицированные ни в одной из вышеуказанных категорий, но у них есть некоторые характерные симптомы, которые родители должны заметить:


Как помочь ребенку

По мнению психологов, первое, что нужно сделать, если были замечены какие-либо из вышеуказанных симптомов, — это понять, что происходит с ребенком. В большинстве случаев дети с нарушениями питания страдают как физически, так и психологически. Подумать, есть ли что-нибудь, что может повлиять на ребенка умственно или эмоционально и поговорить с ним.

Посвятить ребенку больше времени, чем обычно, чтобы быть рядом с ним, общаться, делать общие дела и даже готовить вместе!

В любом случае, обсудить свои проблемы и наблюдения с педиатром, который, если он сочтет это необходимым, порекомендует врача-диетолога или хорошего психолога, который поможет ребенку практически.

Не боимся и добавляем меня в

Питание — необходимый элемент для физического и психического здоровья человека. Это базовая потребность, особый ритуал, который выполняет функцию чувственного общения, взаимодействия. У детей ассоциируется с чувством защищенности. часто зависит от психологических факторов, причин.

Нарушение пищевого поведения у детей . Формы проявления

Происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Различают две ступени: первая телесная, вторая — психологическая. Первая зависит от общей степени здоровья организма. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Вторая влияет на индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая. В большей мере зависит от характера взаимоотношений с матерью.

Нарушение пищевого поведения у детей — группа заболеваний, фундаментом которой являются психогенные факторы. Отображается в отношении к еде, способах приема. Примером нарушений служит отказ употреблять еду, чрезмерное потребление, стремление употреблять несъедобные предметы, вещества, что формирует вредные пищевые привычки в дальнейшей жизни. У маленьких детей проявляется в форме отказа от грудного вскармливания, пищевой интерес к “взрослым”, “запретным продуктам”, избирательность.

Пищевые привычки, особенности формирования

С самого рождения пищевые привычки имеют в основе генетическую предрасположенность. Они неустойчивы, способны изменяться на протяжении жизни. На них влияет семейное окружение детей, особенности взаимодействия членов друг с другом. Формирование пищевого поведения начинается в период кормления грудью. Новорожденный учится отличать голод, сытость, учится различать вкусы. В этот период формируется базовое доверие (недоверие) к миру, основы взаимодействия с ближайшим окружением. Это происходит через эмоциональное взаимодействие ребенка с матерью в процессе кормления.

Правильные привычки могут сформироваться у младенца исключительно в ситуации полной поддержки, понимания пищевых потребностей ребенка. Мама должна знать, когда он голоден, его нужно покормить, чувствовать, когда насыщается, полностью принимать потребности малыша. Вредные пищевые привычки могут возникать при неправильном введении прикорма. Родители часто пытаются кормить детей согласно режиму (в определенное времяопределенное количество еды), независимо, хочет ребенок есть или нет. Основное внимание тут на необходимости покормить, а не на реальной потребности малыша. Это может приводить к расстройствам в пищевом поведении. (кормление согласно потребности) предусматривает, ребенок может принимать пищу, когда голоден. Ребенок учится понимать чувство голода, насыщения самостоятельно, может контролировать эти состояния. Он способен сам чувствовать свой организм и реагировать на него. Родителям необходимо лишь обеспечить возможность, доступ к еде. С физиологической точки зрения это полезно для пищеварения (ребенок ест, сколько нужно, не переедает), с психологической — ощущает себя значимым, чувствует, его ощущения принимают. Это важно для развития гармоничной личности.



Похожие статьи