Паническая атака, как помочь ребенку? Приступы панических атак во время сна.

18.04.2019

Синдром панической атаки является сложным психологическим состоянием, которое может появиться как во взрослом, так и в детском возрасте. Не стоит путать панические атаки с обычными страхами, ведь эти два состояния имеют существенные различия между собой.

Синдром панической атаки является сложным психологическим состоянием, которое может появиться как во взрослом, так и в детском возрасте. Не стоит путать панические атаки с обычными страхами, ведь эти два состояния имеют существенные различия между собой. Что такое панические атаки?

Если важно знать, что такое паническая атака, симптомы, причины, то здесь основной фактор - внезапность.

Атаки появляются внезапно, чаще всего ночью. Всего за несколько минут они достигают наибольшей интенсивности. Человек ощущает сильный страх и тревогу, при этом даже сам для себя не может определить причину возникновения такого состояния.

Сопутствующие симптомы - учащенное сердцебиение, тремор рук, боль в груди, затрудненное дыхание, ощущение полной нереальности происходящего.

Может тоже повышаться, поэтому появляется головная боль, головокружение, тошнота. Панические атаки днем появляются тоже, но гораздо реже, чем ночью. Когда человек остается в одиночестве, риск появления синдрома возрастает в несколько раз.

Панические атаки, симптомы и признаки такого состояния

Признаки проявляются индивидуально, но обычно обязательно присутствует чувство необъяснимого беспокойства, тревоги, сильный безпричинный страх. Обычно такое состояние проходит само через полчаса, иногда человек ощущает чувство тревоги на протяжении двух часов, но не более.

Причины

Если интересуют причины и , то изначально стоит отметить то, что они бывают спонтанными и спровоцированными.

Факторы, которые вызывают приступ, могут быть следующими:

  • физиогенными;
  • биологическими;
  • психогенными.

Наиболее распространенные причины появления панических атак - пережитый сильный стресс или шок, затяжные травмирующие ситуации.

Панические атаки у детей могут появиться вследствие переезда, развода родителей, постоянных ссор со взрослыми, постоянными проблемами в школе. Очень часто причинами возникновения панических атак является неблагоприятная семейная обстановка, алкоголизм родителей. Сами по себе панические атаки не опасны, но последствия их возникновения могут быть непредсказуемыми. Если не заниматься лечением панических атак, особенно в детском и подростковом возрасте, то возможны риски возникновения различных фобий. Также панические атаки могут спровоцировать появление и других заболеваний, например: бронхиальной астмы, мигрени. Стоит также отметить, что во многих случаях, постоянные и сильные панические атаки могут стать причиной затяжной , которая впоследствии приведет к . Особо опасным такое состояние является для детей и подростков, ведь их психика еще не полностью окрепла, они еще не умеют справляться со стрессовыми ситуациями.

Диагностика

Диагностика панических атак начинается с посещения врача, который собирает анамнез и проводит опрос. Если беспокоят панические атаки, врач к которому необходимо обратиться в первую очередь - психолог и врач-психиатр. Если диагностируются панические атаки у детей, то это отклонение должно быть обязательно дифференцировано и с другими заболеваниями - сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной. Стоит отметить, что такой синдром может появляться и как последствие приема определенных медикаментозных препаратов. Если беспокоят панические атаки, психолог может помочь лишь в том случае, когда причиной возникновения проблемы являются психогенные факторы. В любых других случаях необходимо обращаться к психиатру и заниматься лечением сопутствующих заболеваний.

Как победить панические атаки?

Вопрос сложный, но его можно решить при правильном подходе. Избавиться от панических атак самостоятельно и навсегда, вряд ли получится, но это возможно, если имеется сильная воля, мотивация. Необходимо четко определиться со своими целями и желаниями. Если попытки избавиться от панических атак самостоятельно стали неудачными, не откладывайте обратитесь к врачу - и он обязательно сможет найти решение проблемы.

Лечение и избавление от панических атак

Жизнь без панической атаки и всд возможна, это доказали уже многие, кто пережил это заболевание и смог его побороть. Если мучают панические атаки, Курпатов написал прекрасную книгу, которую стоит почитать тем, кто решил избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Вообще, в общей сложности, для того чтобы прошли панические атаки, требуется комплексное лечение - медикаментозное, психотерапия и физиотерапия. К медикаментозному лечению следует относиться с особой осторожностью, особенно в детском возрасте. Никогда не занимайтесь самостоятельным лечением, ведь при панических атаках назначаются преимущественно психотропные, седативные и успокоительные препараты. Также могут быть назначены даже сильные транквилизаторы. Назначение препаратов зависит прежде всего от возраста пациента и сложности заболевания, его течения. Их передозировка и неправильный прием может привести к страшным последствиям. Медикаментозная схема лечения должна быть разработана в индивидуальном порядке врачом. Пациент обязан строго ее придерживаться и следовать всем рекомендациям. Если говорить о психотерапии при данном заболевании, то с пациентом проводятся индивидуальные психологические беседы, аутотренинги. Также очень эффективны когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, йога. Главное, чтобы пациент научился управлять своими эмоциями, научился анализу ситуаций, которые обычно приводят к возникновению панических атак.

Прогноз лечения

Для того чтобы панические атаки прошли полностью, следует пройти полный курс лечения, научиться управлять своими эмоциями и ситуациями. Если соблюдать все предписания и рекомендации врача, то панические атаки можно победить навсегда. Для эффективного лечения панических атак очень важно определить причину их возникновения.

Важно не пускать все на самотек, а начать лечение. Обратитесь к врачам, пройдите диагностику. Панические атаки не опасны, но опасны их осложнения.

В детском возрасте очень важно предупредить рецидивы возникновения заболевания, которые встречаются довольно часто. Никогда нельзя делать акцент на том, что ребенок болен, а тем более на том, что имеются отклонения в психологическом плане. Это действует как отягощающий фактор и только усугубляет ситуацию. С ребенком необходимо периодически, но регулярно посещать психолога или психотерапевта, но внимание на этом факте не заострять. Не допустимы высказывания в плане - не пьешь таблетки, заболеешь вновь. Необходимо заинтересовать ребенка, помогать ему. Если видите, что он не может сам справиться с ситуацией, помогите ему, поговорите, правильно мотивируйте. Важно не оставлять ребенка наедине со своей проблемой, затяжные и частые панические атаки могут привести не только к депрессии, но и самоубийству.

Учеными давно установлено, что дети подвержены паническим расстройствам не меньше, чем взрослые люди, умудренные жизнью. Но о панических расстройствах можно говорить лишь в том случае, если у ребенка наблюдаются частые, рецидивирующие панические атаки. При этом панические атаки обусловлены, по большей части, огромным внешним давлением.

Детям приходится сталкиваться с конкуренцией уже с младшего школьного возраста. Они хотят быть самыми популярными и привлекательными в физическом плане среди своих сверстников, поэтому часто завышают себе планки. В том случае, если выполнить определенные действия не получается, возникает сильный, панически страх, что поднимут на смех или просто не поймут.

Начинаются панические расстройства у детей с панических атак, которые являются отдельным эпизодом, продолжительностью до двадцати минут. Во время панической атаки у ребенка начинают развиваться психологические или соматические расстройства. В свою очередь, панические расстройства у детей могут развиваться с агорафобией или без нее.

Агорафобия – это боязнь или стойкий страх ребенка оказаться в местах или в ситуациях, из которых нельзя выбраться без посторонней помощи. Панические расстройства встречаются крайне редко у тех детей, которые еще не достигли подросткового возраста. Большинство детей проходят обследования задолго до того, как у родителей и врача возникает подозрения на панические расстройства, так как панические симптомы в большинстве случаев носят соматический характер.

Еще больше осложняется диагноз в том случае, если у ребенка наблюдается астма или другое соматическое заболевание. Так, приступ астмы может спровоцировать сильнейшую паническую атаку и наоборот.

Причины панических расстройств у детей

Многочисленные панические атаки могут быть основаны на боязни насмешек и непонимания. Дети могут испытывать панические атаки, находясь в школе. Если ребенок не может установить нормальный контакт с одноклассниками или учителями, он может «закрыться» в себе. Панические атаки могут начаться у ребенка и дома, особенно если между его родителями возникают какие-либо серьезные трения и скандалы. Обе ситуации могут привести к тому, что отношения с окружающими у ребенка сильно испортятся. Панические атаки негативно сказываются на самочувствии и успеваемости детей.

Развиваются панические атаки спонтанно, при этом дети могут связывать их с конкретной обстановкой или ситуацией.

Если ребенок постарается скрыть свои эмоции и спрятать свое состояние от всех, то паника и страх могут усилиться. Об это нужно помнить родителям.

У детей панические атаки могут сопровождаться разными вегетативными симптомами. Ребенок при появлении панической атаки максимально ощущает свою незащищенность и ранимость, поэтому в этот момент ему нужна надежная поддержка со стороны самых близких ему людей, особенно родителей.

Появление панических атак может быть связано и с тревожными состояниями, которые основаны на сильном страхе разлуки с родителями.

При этом у ребенка могут постоянно меняться предметы его тревоги, а само тревожное состояние остается продолжительным и неизменным. Тревожное состояние может совершенно не иметь реальных причин, ни на чем не фиксироваться конкретно. Такое состояние может сочетаться жалобами и когнитивными расстройствами, вегетативными нарушениями, нарушающими общее состояние и самочувствие.

Симптомы панических расстройств у детей

У детей при панических атаках появляются определенные симптомы. Болевые ощущения в области грудной клетки, сильное мышечное напряжение, паника, выраженный страх и дискомфорт являются самыми частыми и наиболее встречающимися признаками.

К самым частым вегетативным признакам относятся: озноб, повышенное потоотделение и учащенное сердцебиение. У ребенка может также повыситься артериальное давление, он может жаловаться на нехватку воздуха, тошноту, головокружение, онемение конечностей, звон в ушах. У ребенка может появиться ощущение «нереальности» или « странности» окружающего, а также страх сойти с ума, страх смерти, боязнь потерять самообладание.

Все эти симптомы могут сопровождаться в особо тяжелых случаях частым жидким стулом или обильным мочеиспусканием.

При панических расстройствах ребенок может находиться в заторможенном состоянии или же проявлять гиперактивность, суетливость, неусидчивость, которые сопровождаются тиками, невозможностью расслабиться, судорогами ног и рук, дрожанием, навязчивостью.

При панических атаках, связанных с определенным состоянием, у ребенка могут появляться какие-либо мысли: «Что будет, если родители умрут?», «Как я выгляжу сегодня?», «Неужели я не полностью подготовился к урокам?»

Уже при первых признаках панического расстройства родители должны обратиться к детскому психотерапевту.

Постоянные панические атаки могут быстро привести к появлению страха ситуации, при которой и возник приступ паники. Далее формируется уже постоянный страх самой панической атаки. Затем страх паники повышает еще больше вероятность повторения панической атаки, в результате чего круг замыкается.

В максимальных «комплектах» панические расстройства наблюдаются у подростков, реже у детей младшего школьного возраста.

Диагностика панических расстройств у детей

Специалисты предлагают в большинстве случаев проводить медицинские обследования для исключения соматических симптомов.

В отношении остальных тревожных расстройств (социальные фобии, ОКР) проводится тщательный скрининг, так как панические атаки могут оказаться вторичным симптомом, а тревожные расстройства – первым.

Прогноз и лечение панических расстройств у детей

При панических расстройствах с агорафобией или без нее у детей младшего школьного возраста и у подростков при условии правильного лечения прогноз благоприятен.

При отсутствии полноценного лечения дети могут избегать общества, бросать учебу в школе, становиться отшельниками и сидеть постоянно дома. Без лечения возможны даже суицидальные поведения у детей. Без каких-либо причин панические расстройства могут ослабевать по тяжести или смягчаться. После проведенного лечения ребенок должен наблюдаться у специалиста длительное время, так как рецидив может возникнуть через много лет.

Специалист, как правило, назначает комплексное лечение, куда включена комбинация из поведенческой и медикаментозной терапии. Сначала врач назначает определенные препараты, при помощи которых можно контролировать панические атаки. Без такого контроля очень сложно проводить поведенческую терапию у ребенка. Наиболее часто для контроля над паническими атаками используют бензодиазепины, которые считаются самыми эффективными препаратами.

Специалисты используют также и SSRI, так как бензодиазепины могут ухудшить память и способность к обучению. Однако от SSRI эффект развивается очень медленно. Поэтому врач старается использовать комбинацию этих препаратов. Что касается поведенческой терапии, то она считается наиболее эффективной при наличии нескольких симптомов агорафобии, которые медикаментозному лечению поддаются с большим трудом.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Панические атаки могут вызвать резкое сокращение мышц, в результате которого происходит выкидыш на ранних сроках беременности. Также панические приступы часто сопровождаются агорафобией - состоянием, вызывающим страх перед большим скоплением людей. Данная фобия является одним из видов непреодолимых страхов. Она значительно нарушает способность беременной к социальной адаптации. Возникает агорафобия вследствие необъяснимых панических приступов в местах большого скопления людей, например, в метро, в ресторане или в магазине. В результате этого, беременная, на уровне подсознания, связывает происхождение приступа с определённым местом или с конкретной ситуацией, и начинает избегать общественных мест, опасаясь оказаться беспомощной в толпе незнакомых людей. Помимо этого, приступы необоснованной тревоги и страха могут привести к развитию депрессии. То есть, к патологии психологического характера, при которой из-за нарушенной социальной адаптации снижается эмоциональное состояние.

Таким образом, лечение приступов панических атак у беременных должно осуществляться в обязательном порядке. В противном случае, данное состояние может привести к серьёзным осложнениям и последствиям.

Симптомы

До пубертатного периода панические атаки у детей могут не случаться. Многие симптомы заболевания развиваются на фоне соматических проблем. К числу признаков приступа панической атаки относится несколько, среди них:

  • чувство беспричинной тревоги и необъяснимого страха;
  • учащение сердцебиения;
  • повышенная потливость;
  • удушье;
  • тремор, внутренняя дрожь;
  • частое мочеиспускание, а после завершения приступа - обильные мочеиспускания светлого оттенка;
  • тошнота;
  • диарея;
  • потеря в пространстве;
  • онемение кожи;
  • боль в левой части грудины.

Диагностика панической атаки у ребёнка

Для диагностики панической атаки у ребёнка применяется медицинское обследование. Выполняют его в целях исключения патологических причин симптомов данного состояния. Также скрининг проводится для выявления тревожных расстройств, на фоне которых могло развиться заболевание. Среди них - социальные фобии и ОКР. Паническая атака - часто является не первичной, а вторичной проблемой какого либо заболевания, поэтому для ее лечения важно выяснить наличие провоцирующих факторов и сначала устранить их.

Осложнения

При условии своевременного лечения панических атак у ребёнка прогноз достаточно благоприятный. Если не осуществлять лечение заболевания, в поведении подростка могут произойти разительные изменения. Если заболевание сопровождается агорафобией, ребёнок будет избегать социума. Дети, подверженные приступам панических атак, часто бросают школу, избегают людей, становятся отшельниками. В некоторых случаях это приводит к суициду.

Зачастую паническое расстройство без видимых причин смягчается или выражается не так часто и ярко. Периоды спонтанной ремиссии могут длиться достаточно долго, но после них приступы обычно бывают ещё более сильными. Поэтому показать ребёнка врачу следует обязательно, иначе панические атаки могут стать причиной ещё более сложных психических расстройств.

Лечение

Что можете сделать вы

Родители, ребёнок которых подвержен приступам панической атаки, не должны сидеть на месте. Задача родителей - показать ребёнка доктору. Если проблема связана с появлением тревожных расстройств, врач даст рекомендации и обучит родителей технике релаксации, которая помогает справляться со стрессовыми ситуациями. В дальнейшем данной технике необходимо будет обучить и ребёнка. В случае наличия медицинских патологий, родителям нужно будет следовать советам доктора, и направить все силы на лечение ребёнка.

Что делает врач

Лечение панических атак у ребёнка происходит комплексно. Оно обычно включает в себя приём медикаментозных препаратов и поведенческую терапию. Наиболее эффективными препаратами для детей являются бензодиазипины. Но для многих детей более предпочтительны препараты категории SSRI, так как бензодиазепины ухудшают память и способности к обучению у ребёнка. Но данные препараты действуют более медленно.

Поведенческую терапию используют в основном в том случае, если помимо панических атак у ребёнка присутствуют все признаки агорафобии. Данное расстройство практически не поддаётся медикаментозной терапии.

Факторы, провоцирующие приступы панических атак у ребёнка, всегда определяет врач. Он же определяет, какое лечение подойдёт ребёнку. Обычно доктор рассказывает родителям, как необходимо себя вести во время приступа и после установления диагноза назначает схему терапии.

Профилактика

Как уберечь ребёнка от приступов панических атак? Для этого следует выполнять ряд профилактических мероприятий:

Если дети уже испытывали приступы панической атаки, у них часто возникает сильный страх перед повторением данного эпизода. Чтобы предотвратить такое состояние, нужно научить ребёнка адаптироваться к изменившимся условиям. В этом могут помочь и специалисты: родителям можно показать своё чадо психологу.



Похожие статьи