Почему ребёнку нужно делать прививки. Нужны ли прививки детям: обзор противопоказаний и мнение специалиста

12.05.2019

Конец прошлого века ознаменовался в России вспышками таких вроде бы основательно подзабытых заболеваний, как корь, полиомиелит и дифтерия. Эстафету от 90-х приняли 2000-е годы. В 2003‒2004 годы в нашей стране была вспышка дифтерии, с 2011-го по 2013-й во всех регионах увеличивалось число случаев заболевания корью. В 2013 году только в Москве их было зарегистрировано аж 505! Большинство заразившихся – не привитые соответствующей вакциной дети в возрасте до 5 лет. Как отмечают врачи, основная причина – отказ от профилактических прививок. Причем часто страшна не столько болезнь сама по себе, сколько ее осложнения: отит, пневмония, энцефалит, менингоэнцефалит. Так что, уважаемые родители, решая, стоит ли делать ребенку прививку, примите эту информацию к сведению и помните, что любой недуг, вакцинация от которого входит в национальный календарь прививок, может привести к самым трагическим последствиям.

Сейчас появилась вакцина против очень опасного ротавируса – возбудителя очень тяжелых форм диарей, при которых у детей развивается сильное обезвоживание. Чаще всего подобное происходит с детьми до 2 лет. Малышам делают прививку с 6-й недели жизни.

Своевременная защита

Бытует мнение, что ребенок, находящийся на грудном вскармливании, надежно защищен от самых опасных недугов иммуноглобулинами, которые содержатся в мамином молоке. Более того, в грудном молоке присутствуют антитела к тем инфекциям, которыми переболела мама. Это так, но подобная защита эффективна лишь в первые месяцы жизни. Со временем мамины иммуноглобулины перерабатываются и выводятся из организма. На смену им должны прийти антитела, которые вырабатывает организм ребенка. Происходит это только в том случае, если кроха переболеет опасной инфекцией. Вакцинация как раз и дает возможность в сильно ослабленной форме перенести недуг и сформировать собственную защиту от него.

Многих родителей беспокоит, что вакцинация начинается чуть ли не на следующий день после появления малыша на свет. Дело в том, что иммунная система младенца не может еще самостоятельно бороться с вирусами и любая инфекция может иметь для маленького человечка очень серьезные последствия. Так, например, сразу после родов велика опасность заражения малыша гепатитом В и туберкулезом. Вот почему эти прививки делаются в первую очередь. Для детей младше 2 лет очень опасны коклюш, корь, дифтерия и столбняк. У 25% грудничков младше 6 месяцев коклюш переходит в пневмонию, а у 20% ‒ оборачивается ложным крупом. Кроме того, стойкость ко многим заболеваниям вырабатывается не сразу, и для профилактики нужно вводить вакцину с определенными интервалами несколько раз.

Состав и сроки

Вакцины бывают живыми и инактивированными. В первом случае в состав вакцины входит живой, но ослабленный вирус, а во втором – уже убитый. Причем некоторые вакцины могут содержать не целые клетки убитого возбудителя, а лишь отдельные частицы опасного микроорганизма. Такие бесклеточные вакцины реже вызывают осложнения. Иммунная система реагирует на любые вирусы, и, если родители опасаются осложнений или на первую вакцинацию организм малыша отреагировал слишком бурно, второй раз лучше «уколоть» кроху бесклеточным аналогом первой вакцины. Эффективность иммунной защиты от замены препарата вряд ли пострадает.

Кроме вируса в состав вакцины входят дополнительные ингредиенты. Добавки ослабляют вирусы (формальдегид), усиливают иммунный ответ (гидроксид алюминия) или действуют как консерванты, продлевая срок годности препарата (фенол). И хотя в современных препаратах дополнительных компонентов в сотни раз меньше, чем в вакцинах предыдущего поколения, именно второстепенные компоненты чаще всего провоцируют побочные реакции.

Аллергические реакции на вакцину возникают редко. Причина – индивидуальная чувствительность к белковым компонентам вакцины. Симптомы реакции – отек и покраснение кожи в месте введения вакцины, скачок температуры тела, сыпь.

Нежелательные реакции

Если же говорить об осложнениях, которые случаются после вакцинации, то в подавляющем большинстве случаев ничего страшного в побочных реакциях на прививку нет. Они обычно сигнализируют о том, что организм вызов принял и активно борется с непрошеным гостем, то есть вирусом.

Доктора делят побочные реакции на местные и общие. Первые возникают в месте укола, вторые затрагивают весь организм. И те и другие чаще всего неопасны, организм самостоятельно справляется с ними за 2‒3 дня.

Местная реакция на прививку проявляется покраснением, небольшой болезненностью или припухлостью в месте, куда вошла игла. Такова защитная реакция на проникновение в организм малыша чужеродных веществ. Иногда производители специально провоцируют местную реакцию, вводя в состав препарата специальные вещества – адъюванты. Чем активнее протекает воспаление, тем больше клеток познакомится с проникшим внутрь «агрессором», а значит, и иммунитет будет формироваться активнее. Обычно адъюванты содержатся в «мертвых» вакцинах, на «живые» организм и без них откликается довольно бурно.

К общим реакциям на прививку относятся повышение температуры тела, нарушение сна, потеря аппетита, сонливость, вялость. Повышение температуры означает, что иммунная система «пришельца» заметила и активно с ним борется. Чтобы ей не мешать, жаропонижающее дают малышу только в том случае, если градусник показывает больше 38,5 °С.

Если местная и общая реакции сохраняются дольше 2‒3 дней, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Когда невозможно сбить температуру и состояние ребенка ухудшается, вызывайте «скорую». Обычно такие осложнения развиваются при вакцинации на фоне ослабленного иммунитета. Так как повышение температуры у совсем маленьких детей может протекать бессимптомно, педиатры рекомендуют измерять ее в течение 2‒3 дней после прививки и следить за поведением ребенка, его сном и аппетитом.

срок годности

У каждой вакцины – свой срок действия. Скажем, прививка от гепатита В эффективна в течение 5 лет, вакцина БЦЖ – 7‒8 лет, АКДС – 10 лет. «Живая» вакцина против полиомиелита защищает организм 5 лет, инактивированная – 10. Вакцина против кори и эпидемического паротита действует 12 лет. А чтобы избежать заражения гепатитом А и вирусом папилломы человека, достаточно одной-единственной прививки. Порой само заболевание дает не такой долгосрочный иммунитет. Например, повторно заразиться корью или паротитом непривитый человек может уже через 5 лет после перенесенного недуга.

Только по желанию

Список прививок в национальном календаре довольно внушительный, но это далеко не все опасные болезни, от которых желательно защитить ребенка. Есть еще ветряная оспа, менингит, гепатит А, клещевой энцефалит. Такие прививки доктора лишь рекомендуют, но ни в коем случае не настаивают на своем предложении. Тем не менее родителям есть над чем подумать.

Ветряная оспа обычно переносится легко, но вирус очень заразен. Не перенесший ветрянку человек подхватит ее после общения с больным с вероятностью почти 100%. Стоит заболеть хоть одному ребенку в детском саду, как ветрянка охватывает не только детский сад, но и непривитых близких тех детей, что заразились ветрянкой. К тому же у этого недуга есть такое осложнение, как сахарный диабет, которое довольно часто случается у переболевших ветрянкой взрослых, а еще вирус очень опасен для тех малышей, что пока еще только развиваются в мамином животике.

Менингококки – причина тяжелых форм менингита. Болезнь развивается мгновенно и часто имеет необратимые последствия. Сейчас от этой инфекции можно прививать детей с 2 месяцев.

Гепатит А передается как кишечная инфекция – через немытые руки, воду, продукты. Недуг поражает печень – орган кроветворения. Прививать детей против этой болезни можно после 1 года.

Клещевой энцефалит переносят иксодовые клещи. Шанс повстречаться с ними летом велик даже в Подмосковье. Вирус приводит к тяжелому поражению нервной системы. Так что привиться стоит всем любителям природы.

Национальный календарь прививок детям первого года жизни на 2017 год

  • Новорожденные в первые 24 часа после появления на свет – вакцинация против вирусного гепатита В.
  • Новорожденные (3‒7-й день появления на свет) – вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М).
  • 1 месяц – вторая вакцинация против вирусного гепатита В.
  • 2 месяца – первая вакцинация против пневмококковой инфекции.
  • 3 месяца – в один день: первая вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), первая вакцинация против полиомиелита и первая вакцинация против гемофильной инфекции.
  • 4 месяца – вторая вакцинация против пневмококковой инфекции (ревакцинация в 12‒15 месяцев).
  • 4,5 месяца – в один день: вторая вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), вторая вакцинация против полиомиелита, вторая вакцинация против гемофильной инфекции.
  • 6 месяцев – в один день: третья вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка (ревакцинации – в 18 месяцев, в 6 и 14 лет – против дифтерии и столбняка), третья вакцинация против полиомиелита (ревакцинации – в 18, 20 месяцев и 14 лет), третья вакцинация против гемофильной инфекции, третья вакцинация против вирусного гепатита В.
  • 12 месяцев – вакцинация против кори, эпидемического паротита, краснухи (ревакцинация в 6 лет).

Риск возникновения эпидемий опасных болезней сейчас неизмеримо ниже, чем каких-то несколько десятилетий назад, и как раз во многом благодаря прививкам. Однако столкнуться с болезнетворным микроорганизмом по-прежнему можно где угодно. Например, вы можете заразиться воздушно-капельным путем от инфицированного -иностранца, посетившего ваш город. Или привезти домой вирус с зарубежного курорта. В результате от вас заразится и заболеет ваш ребенок. А вот если он получит необходимые прививки в младенчестве, этого почти наверняка не случится.

Есть множество других способов, когда непривитые дети могут подхватить болезнетворный микроорганизм. Например, при контакте с больным туберкулезом. Или играя в песочнице, куда забегают бродячие и . Сделав прививки своему малышу, вы убережете его от этой опасности.

Наконец, особенно важно уберечь от болезней в самом уязвимом возрасте – до 1 месяца, когда их иммунитет еще только формируется. И вот тут роль прививок трудно переоценить. Если даже ребенок заболеет, прививка заметно смягчит протекание болезни.

Некоторые уверены, будто младенец, находящийся на , почти никогда не болеет. Но это неверно.

Хотя иммунитет у грудничка действительно крепче, чем у ребенка, питающегося искусственными смесями.

Аргументы против прививок

Наконец, по данным медицинской статистики, многие люди, заболевшие дифтерией в 90-х годах, были раньше привиты от этой болезни, причем неоднократно. Но прививки не уберегли их от заболевания.

Поэтому, решая, прививать ли малыша, родители должны хорошенько подумать и взвесить все аргументы за и против прививок.

Спор о том, нужно ли ребенку делать прививки или написать отказ, ведется в социальных сетях не первый год. Количество выступающих за вакцинацию примерно равно количеству тех, кто выступает против.

Врачи настоятельно рекомендуют прививать ребенка, начиная с . Именно здесь в первые 12 часов жизни делают прививку против вирусного гепатита B, младенца прививают от туберкулеза. Далее, в соответствии с национальным календарем иммунизации ребенка ожидает вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи и эпидемического паротита.

Перед каждым введением вакцины родители должны подписать соответствующий документ, разрешающий или запрещающий выполнение прививки. Врачи предупреждают о том, что минимальная вероятность возникновения осложнений все же существует, равно как и существует возможность заболеть непривитому ребенку, однако, право окончательного решения педиатры оставляют за родителями.

Прививки и образовательные учреждения

Родителям, отказавшимся , следует помнить о том, что им придется столкнуться с проблемами при поступлении в детский сад, а впоследствии, и в школу.
В и школу родители обязаны предоставить медицинскую карту установленной формы, подписанную главврачом детской поликлиники. Главная проблема заключается в том, что государственные и муниципальные детсады принимают карту исключительно районных поликлиник, отказываясь от карт, выданных в клиниках коммерческих. В случае, если ребенок с рождения был только прикреплен к медицинскому учреждению по месту жительства, а наблюдение осуществлялось врачами в коммерческом центре, то придется не один раз посетить кабинет главврача, чтобы, руководствуясь своими законными правами родителя, получить-таки вожделенную подпись. Минимизировать проблемы поможет знание федерального закона № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отсутствие прививок - причина запретов

Помимо разногласий с детским садом и школой проблемы могут возникнуть и при выезде за рубеж. Отсутствие необходимых прививок может стать причиной запрета на въезд в ряд стран. Кроме того, отказ также влечет за собой ограничение в выборе будущей профессии, поскольку при приеме на работу может потребоваться обязательная вакцинация. В любом случае окончательное решение о необходимости прививок принимают родители. В случае отказа от вакцинации необходимо документально это подтвердить. Прежде, чем подписать отказ, стоит ознакомиться с его последствиями и возможными осложнениями.

Бесконечный спор

В споре между противостоящими сторонами вакцинации должен победить разум. Отложить первую прививку можно до шестилетнего возраста ребенка, к моменту созревания иммунной системы. Прививки делать строго по показаниям.


Перед проведением вакцинации необходимо выявить отсутствие тех или иных антител, и только в этом случае делать прививку.
Перед вакцинацией в обязательном порядке сделать иммунологический анализ крови на состав антител. Ни в коем случае не

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Очень часто мамы маленьких деток интересуются: нужно ли делать прививки в столь раннем возрасте? Аналогичный вопрос задают и взрослые. Он возник из-за того, что законодательно вакцинация не считается обязательной. Существует два мнения по этому поводу. Одни считают, что прививать и детей, и взрослых необходимо обязательно согласно календарю прививок, другие агрессивно отстаивают нежелание проводить вакцинацию. Кто прав?

Нужны ли прививки?

Прививки необходимы. Они позволяют не только защитить юный и взрослый организм от инфицирования, но и предотвратить вспышки эпидемии в детском коллективе. Вакцинация позволяет приобрести определенный иммунитет к некоторым инфекционным болезням. При заражении привитый человек переносит болезнь значительно легче с благоприятным исходом. Если прививки не делать, заболевание способно погубить до 2/3 населения. Если будет создан коллективный иммунитет с помощью вакцинации, заболеваемость не достигнет столь крупных масштабов и постепенно спадет.

Большинство заболеваний, от которых проводится вакцинация, достаточно опасно для организма не только ребенка, но и взрослого. Последствия перенесенных инфекций не всегда можно устранить. Человек после болезни может получить инвалидность. Не следует думать, что вакцина – это панацея от инфекционных заболеваний. Прививка позволяет при заражении перенести заболевание в легкой форме, исключив вероятность смертельного исхода.

Однозначно сказать, нужно делать ли человеку прививки именно в конкретном случае невозможно. Решение о необходимости или отмене вакцинации принимается с учетом нескольких факторов. Детский и взрослый организм индивидуален. Поэтому иногда необходимо вносить корректировки в план прививок в конкретном случае. Сроки проведения вакцинации изменяют, если в период вакцинации человек заболел. Если прививка будет сделана ему позже, не скажется на здоровье малыша и взрослого.

Решать, нужна ли ребенку прививка, должны родители самостоятельно. Все зависит от состояния здоровья крохи. Сложнее решить вопрос по поводу прививок детям и взрослым от гриппа. Она не является обязательной и не входит в календарь вакцинации. При выборе вакцины необходимо учитывать ряд факторов. Изначально следует изучить прогноз по поводу разновидности вирусов, которые будут преобладать в этом сезоне. Неправильный подбор препарата способствует снижению эффективности вакцинации в три раза. Поэтому такая вакцинация будет неэффективной.

После вакцинации от гриппа человек с ослабленным иммунитетом может заболеть респираторными инфекциями, при этом риск заражения гриппом будет значительно ниже. Вакцинацию от гриппа не проводят малышам до полугода. Она рекомендована пожилым людям, ведь в этом возрасте человеку сложно бороться с вирусами. На момент принятия решения о назначении прививки должны отсутствовать какие-либо обострения хронических болезней. Малышам до года используют сплит-вакцины и субъединичные препараты. Они воспринимаются организмом достаточно хорошо, не содержат примесей и не опасны. Поэтому принимать решение о ее необходимости родители должны самостоятельно.

Почему не следует отказываться от вакцинации?

Ответная реакция на введенную вакцину зависит от состояния здоровья, поэтому перед вакцинацией необходимо измерять температуру и проконсультироваться с врачом. Если человек болеет, врач составляет медотвод до момента выздоровления. В этом случае необходимо создать благоприятную среду для выздоровления, исключив контакт с заболевшими. Врач контролирует сроки вакцинации, проводит ее с учетом перенесенных заболеваний. Если планируется поездка в другие страны, календарь прививок корректируется. В этом случае, вероятно, понадобится обязательно выполнить вакцинацию согласно списку прививок той страны, в которую планируется поездка. Если малыш едет с родителями, ему тоже положена соответствующая прививка.

Вакцины, которые поступают к нам, полностью сертифицированы и имеют допуск Министерства Здравоохранения. Все они протестированы и имеют наивысшую профилактическую эффективность. Для их изготовления используют либо живые микроорганизмы, либо ослабленные. У разных компаний вакцины различаются незначительно. Покраснение в месте введения препарата, повышение температуры и слабость – стандартные реакции на вакцинацию у взрослых и детей. Степень реакции на препарат у каждого индивидуальна. При грамотном составлении календаря вакцинации риск развития побочных эффектов минимален.

Если человек болеет часто, необходимо не просто откладывать прививку до лучших времен, а посетить иммунолога. Необходимо сдать анализ на иммунограмму, который покажет состояние организма. На основе этого анализа иммунолог разработает схему восстановления ослабленного иммунитета. Далее с учетом состояния здоровья стоит провести вакцинацию.

При выборе вакцины от гриппа определяют, какая структура вируса наиболее вероятна в этом сезоне. Только такой подход полностью защитит человека от инфицирования опасными мутациями вируса. Ежегодно состав инфекций меняется, поэтому подобрать эффективную вакцину ребенку достаточно сложно. Ее делают не позже, чем за три недели до планируемой вспышки гриппа. Следует помнить, что у ослабленных людей вакцина провоцирует обострение существующих хронических болезней.

Какие прививки являются обязательными?

Для каждой страны утвержден собственный перечень вакцин, которые вводятся обязательно. Это связано со спецификой каждого региона и условиями жизни. Неправильным считается мнение, что малышу до года вакцинацию делать не следует. Аргументом является еще не окрепшая иммунная система. К моменту поступления малыша в коллектив необходимо сделать весь комплекс прививок. В сад и школу не спешат брать непривитых детей.

Если не соблюдать календарь вакцин, то к моменту поступления ребенка в коллектив весь комплекс прививок необходимо сделать за короткое время. Возрастает нагрузка на иммунную систему. В период адаптации в саду и школе ребенок начинает чаще болеть, так как ослабленный организм не в состоянии побороть вирусные инфекции. Следует помнить, что некоторые прививки вводятся трехкратно для правильного формирования иммунитета к болезни.

Первые несколько часов жизни малышу делают прививку гепатита В, которую повторяют в 6 месяцев и в 1 год. Эту вакцинацию ребенок переносит тяжелее всего. Поэтому по медицинским показаниям он нее можно отказаться до исполнения крохе 5 лет в случаях, если она не была сделана в роддоме. В этот же период крохе делают БЦЖ. В год вакцинируют ребенка от кори.

Далее необходимо сделать АКДС, которая защищает малыша от коклюша, столбняка и дифтерии. Как правило, ее проводят совместно с вакцинацией от полиомиелита. Ее повторяют через год. Если прививка от полиомиелита сделана не была, в период ревакцинации в детском саду малыша стоит исключить из детского коллектива на 40 дней, чтобы избежать вероятности вакциноассоциированного заражения данной болезнью. В полтора года необходимо привить кроху от паротита (свинки).

Взрослым вакцинацию проводят не так часто за счет того, что иммунитет к инфекциям уже сформирован в детском возрасте. В 24 года делают прививку от кори и столбняка. От краснухи вакцинация положена тем, кого не привили своевременно в детском возрасте, а также будущим мамочкам перед планируемой беременностью. Через 10 лет ее желательно повторить, чтобы выработать пожизненную устойчивость к инфекции.

Прививка от ветряной оспы рекомендована лицам, не болевшим ветрянкой в детстве и имеющим детей. Ребенок может принести инфекцию из детского коллектива. Ее делают двукратно с интервалом в 2 месяца. Взрослым прививка от гепатита В положена каждые 10 лет. А вакцинацию от пневмококка рекомендуют пожилым лицам. Стойкость к инфекции вырабатывается на 5 лет. К необязательным прививкам относят вакцинацию от вируса папилломы человека. Она рекомендована девушкам 13-14 лет и женщинам до 40 лет. К этой категории относят вакцинацию от клещевого энцефалита, менингококковой инфекции и желтой лихорадки. Эти прививки являются обязательными перед совершением путешествия в экзотические страны.

Когда нельзя делать прививки?

Вакцинацию не проводят заболевшему человеку. Ее стоит отложить до момента выздоровления. Рекомендуется прививать его примерно через 2 недели после излечения, когда силы организма восстановятся после заболевания. Прививки не делают, если:

  • на вакцину была аллергическая реакция;
  • ослаблен иммунитет;
  • развилась энцефалопатия при выполнении вакцинации АКДС, в этом случае стоит проводить вакцинацию без коклюшного компонента.

При вероятности возникновения эпидемии рекомендуется проводить вакцинацию. Вред от инфекционного заболевания наносится организму больший, чем от реакции на вакцину. Поэтому рекомендуется обязательно проводить вакцинацию согласно утвержденному Минздравом плану прививок.


Шишки после уколов или постиньекционный инфильтрат Соблюдение установленных интервалов между прививками Инъекция — способ избавления от морщинок, мешков и синяков под глазами.



Похожие статьи