Памятки по профилактике гриппа и орви. Профилактика гриппа и орви: памятка для детей и родителей, мероприятия, консультации

14.06.2019

На нынешнем этапе развития мировой медицины 95% всех заболеваний приходится на и грипп. Несмотря на то, что после того, как хотя бы раз в жизни человек перенес заболевание гриппом, у него в организме формируется стойкий иммунитет к нему, ежегодно этой хворью страдает около 15% населения всего мира. Причиной этому является постоянная модификация вируса, его обновление. В связи с тем, что гарантированную защиту от и ОРВИ получить невозможно, крайне важно, чтобы профилактика гриппа и ОРВИ в ДОУ и не только проводилась систематически и по всем правилам.

Пути и способы заражения

ОРВИ способны передаваться воздушно-капельным путем, поэтому ими, так же, как и гриппом, могут заразиться даже домашние животные.

Время активизации вируса, в зависимости от локализации

Пика активизации вирус гриппа в различных странах достигает в разное время года, что напрямую зависит от того, в каком полушарии располагается государство.

Население государств, расположенных в северном полушарии, наиболее сильно подвержено риску гриппа в холодные времена года (зима, осень).

Страны южного полушария больше всего страдают от ОРВИ и гриппа летом и осенью.

Самым опасным для заражения местом являются государства тропического климата, в них в течение всего года сохраняется одинаковая опасность заражения гриппом.

Профилактика. Виды

Все известные меры профилактики гриппа и ОРВИ делятся на две основные группы: специфические и неспецифические. Первые представляют собой плановую вакцинацию населения. Вторые - меры, принимаемые для повышения иммунитета (принятие поливитаминных комплексов, адаптогенных препаратов, закаливание).

Сочетание специфических мер с неспецифическими позволяет сократить риск заболевания до минимума. Применяемые отдельно друг от друга, меры обеих групп такого эффекта не приносят, как если дополняют друг друга. Памятка родителям по профилактике гриппа и ОРВИ должна содержать как специфические меры, так и неспецифические.

Специфические меры профилактики

Обычно мероприятия по профилактике гриппа и ОРВИ, в частности вакцинация населения, проводятся накануне наступления эпидемического сезона, то есть в нашей стране это происходит в сентябре-ноябре или даже в декабре, ведь пика заболеваемость гриппом достигает в конце зимы.

Какой бывает вакцинация?

Всего на нынешнем этапе развития медицины известно три основных вида вакцин, используемых с целью защиты от гриппа: цельновирионные (расщепленная) и субъединичные виды вакцин (вакцины третьего поколения).

Первая группа веществ, применяемых, когда осуществляется профилактика гриппа и ОРВИ для детей, - это вакцины, состоящие из ослабленных, но живых возбудителей штамма гриппа. Вторая группа - вакцины, содержащие все известные белки вируса вкупе с расщепленными вирионами. И третья группа вакцин - медикаментозные средства, содержащие исключительно поверхностные антигены.

Перед совершением вакцинации обязательно должна быть получена консультация. Профилактика гриппа и ОРВИ для пациента с иммунодефицитом любого характера запрещена, так как живые вакцины способны нанести ему вред. Настоятельно не рекомендуется использование расщепленных вакцин для людей, склонных к аллергиям, особенно на яйца. Не следует заниматься вакцинацией и во время протекания любого заболевания, сопровождающегося повышением температуры и лихорадкой.

Кому вакцинация необходима?

Группой риска №1 по заболеваемости вирусами гриппа и ОРВИ являются люди, чья профессиональная деятельность связана с большим количеством личного общения (педагоги, медицинские работники). Очень подвержены заболеванию гриппом студенты и учащиеся всех возрастных групп.

Следующей группой риска являются люди преклонного возраста, больные различными иммунодефицитами, инфицированные ВИЧ, люди, страдающие хроническими болезнями дыхательной системы (бронхит, астма) и обладающие патологиями в области сердечно-сосудистой системы. Обязательную вакцинацию также должны проходить люди, страдающие серповидно-клеточной анемией (гемаголонопатия), сахарным диабетом и болезнями мочеполовой системы. К группе риска относятся и молодые люди, которые прошли курс лечения аспирином, им также требуется обязательная профилактика гриппа и ОРВИ. Памятка для детей и взрослых содержит эти сведения.

Детей, которые характеризуются частыми болезнями, следует вакцинировать средствами, содержащими бактериальные лизаты. Например, средством «Рибомунил».

Подробнее о неспецифических мерах профилактики

Наиболее важно предпринимать ниже перечисленные меры непосредственно во время эпидемии. Во-первых, нужно внимательно пересмотреть свой рацион, пища должна быть здоровой и витаминосодержащей, то есть чем больше будет в рационе фруктов, овощей и воды, тем лучше и успешнее будет проходить профилактика гриппа и ОРВИ. Памятка для детей и взрослых обязательно должна содержать эти сведения.

Полезно также пить настои различных лекарственных трав, морсы и имбирный чай. Второе, о чем следует подумать когда проводится профилактика гриппа и ОРВИ (памятка для детей и взрослых также говорит об этом) - это о режиме дня. Человек должен получать достаточное количество свежего воздуха и здорового качественного сна. С целью обеспечения этих компонентов в полной мере режим дня рекомендуется спланировать так, чтобы он включал обязательную прогулку на свежем воздухе.

Важной неспецифической мерой профилактики гриппа и ОРВИ является употребление поливитаминных комплексов и фруктов, богатых витамином С и аскорбиновой кислотой.

Невозможно не упомянуть, рассказывая о предприятиях по защите от гриппа, о закаливании, физиопроцедурах, массаже и занятиях спортом. Как известно, ничто так не укрепляет организм человека, как физические нагрузки и занятие спортом. Даже банальная 10-минутная утренняя зарядка способна принести организму огромную пользу. Вкупе с контрастным душем, зарядка не только добавит бодрости, но и поможет организму в борьбе со стрессами и болезнями.

Отличными по степени успешности действия в борьбе с гриппом являются различные мероприятия, призванные стимулировать иммунную систему, как то: точечный массаж, фитотерапия и иглорефлексотерапия. Важно лишь ответственно подойти к выбору специалиста, который будет проводить эти процедуры, так как неопытный может не только не помочь, но и навредить.

Как защититься во время эпидемии?

С того момента, когда эпидемия гриппа будет объявлена официально, выходить из дома без специальной марлевой повязки не рекомендуется.

Кроме того, повязка должна меняться раз в 2 часа, это очень важно, когда проводится профилактика гриппа и ОРВИ. Памятка для детей содержит такие же сведения, поэтому если есть возможность избежать посещения любых многолюдных мест, нужно ею обязательно воспользоваться. Если же выход из дома на улицу неизбежен, нужно периодически обрабатывать руки специальным убивающим микробы средством, а оказавшись снова дома, тут же тщательно их вымыть с мылом. В доме следует каждый день, пока длится эпидемия, делать влажную уборку и проветривания.

Абсолютно не допустимым во время протекания эпидемии является соблюдение любых диет для похудения, так как рацион должен быть полноценным и богатым витаминами и минералами.

Профилактика гриппа и ОРВИ с помощью медикаментов

С целью недопущения заболевания во время течения эпидемии следует постоянно смазывать нос оксолиновой мазью либо распылять в нос дважды в сутки альфа-интерферон, либо трижды в сутки принимать "Афлубин". Важно также помнить, что одними медикаментами защитить себя от заболевания вирусом гриппа невозможно. Следует вести здоровый активный образ жизни и полноценно питаться, тогда, в сочетании с другими неспецифическими мерами профилактики, специфические окажутся очень действенными.

Профилактика гриппа и ОРВИ

Начало формы

Конец формы

Острые респираторные вирусные инфекции наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них очень важно для родителей. При этих заболеваниях поражаются органы дыхания, поэтому они и называются респираторными. Виновниками острых респираторных вирусных инфекций могут стать более трехсот разновидностей вирусов и бактерий. Наиболее часто причиной заболеваний являются вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы. Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные контакты в детских дошкольных учреждениях и школах.

Пути передачи инфекции: воздушно-капельный и бытовой (заражение через предметы обихода, туалетные принадлежности, детские игрушки, белье, посуду и т.д.). Вирус в воздухе сохраняет заражающую способность от 2 до 9 часов. Восприимчивость к инфекции высока и зависит от состояния иммунитета человека. Возможно и повторное заболевание, что особенно часто отмечается у ослабленных детей. Продолжительность болезни зависит от тяжести заболевания, типа вируса, наличия или отсутствия осложнений.

Для гриппа характерно очень быстрое развитие клинических симптомов. Температура тела достигает максимальных значений (39°С–40°С) уже в первые 24–36 часов. Появляется головная боль, которая локализуется преимущественно в лобно-височной области, боль при движении глазных яблок, светобоязнь, боль в мышцах и суставах, нередко возникает тошнота или рвота, может снижаться артериальное давление. Сухой болезненный кашель, заложенность носа появляются, как правило, через несколько часов от начала болезни. Типичным для гриппа является развитие трахеита, сопровождающееся болезненным кашлем в области грудины.

Самая большая опасность, которую влечет за собой грипп, в том числе все его штаммы - это возможные осложнения (обострение сердечных и легочных заболеваний, иногда приводящие к смертельному исходу). У ослабленных и часто болеющих детей возможно развитие воспаления легких. Родители должны знать признаки, позволяющие заподозрить пневмонию у ребенка. Температура выше 38 градусов более трех дней, кряхтящее дыхание, учащенное дыхание, втяжение податливых мест грудной клетки при вдохе, посинение губ и кожи, полный отказ от еды, беспокойство или сонливость - это признаки, требующие повторного вызова врача.

Профилактика гриппа и ОРВИ

В период эпидемий (особенно при опасных разновидностях гриппа) необходимо:

Соблюдать режим учебы и отдыха, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, спать достаточное время и полноценно питаться;

Делать утреннюю гимнастику и обтирание прохладной водой, заниматься физкультурой;

При заболевании родственников по возможности изолировать их в отдельную комнату;

Тщательно мыть руки перед едой, по возвращении с улицы, а так же после пользования общими предметами, если в семье есть заболевший (огромная часть микробов передается через предметы общего пользования - перила в транспорте, продукты в супермаркетах и, конечно, денежные банкноты);

Часто проветривать помещение и проводить влажную уборку, спать с открытой форточкой, но избегать сквозняков;

Ограничить посещение многолюдных мест (театров, кино, супермаркетов) и массовых мероприятий, где из-за большого скопления народа вирус очень быстро распространяется;

В период эпидемии промывать нос и полоскать горло рекомендуется не реже 2-3 раз в сутки

Вакцинация - наиболее эффективная мера борьбы с гриппом.

Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Противогриппозные вакцины безопасны и обладают высокой эффективностью с точки зрения профилактики гриппа и развития осложнений. Вакцинация снижает частоту заболеваемости гриппом в среднем в 2 раза, у привитых в случае их заболевания оно протекает легче и не приводит к развитию осложнений.

Вакцины нового поколения разрешено применять как у взрослых, так и у детей. Вакцины подтвердили свою высокую результативность и отличную переносимость. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, патологией центральной нервной системы.

Прививку против гриппа лучше проводить осенью перед началом гриппозного сезона, чтобы у человека выработался иммунитет. В среднем для обеспечения надежной защиты от гриппа требуется 2-3 недели, а ослабленным людям - 1 – 1,5 месяца.

Прививка, сделанная в прошлом году, не защитит от гриппа, так как приобретенный иммунитет не продолжителен.

В настоящее время в России зарегистрированы и разрешены к применению различные препараты живых и инактивированных гриппозных вакцин.

Меры профилактики заболеваемости в детском саду.

Ребенок идет в детский сад здоровым, а возвращается – больным? Тщательное лечение, полное выздоровление, непродолжительное посещение группы и снова болезнь?

Для многих родителей актуален вопрос - существуют ли эффективные методы профилактики болезней в детских садах? Профилактика простудных и вирусных заболеваний – это комплекс мер предосторожности, позволяющих ребенку избежать частых болезней в процессе посещения детского сада. Многое в вопросе профилактики ОРВИ в детском саде зависит от администрации дошкольного учреждения. Так, чистота и регулярное проветривание помещений, медицинские осмотры детей и контроль состояния их здоровья и самочувствия, мытье рук и детская гигиена, организация правильного питания, прогулок, физических упражнений – обязанности персонала детского сада, направленные на профилактику вирусных заболеваний. Еще более важную роль в процессе профилактики гриппа в детском саде выполняют родители. Прежде всего, действия родителей должны быть направлены на укрепление иммунитета ребенка. Процедуры закаливания, прогулки на свежем воздухе, активный образ жизни, здоровое питание, личная гигиена – эти простые, но очень полезные привычки помогут защитить ребенка от частых простуд и инфекций. Не стоит забывать о неспецифической профилактике болезней в детских садах: приеме лекарственных средств, направленных на повышение защитных сил иммунитета и растительных адаптогенов.

Внимательно следить за состоянием здоровья и самочувствием ребенка, измерять температуру и наблюдать за симптомами развития болезни (кашлем, насморком, вялостью и капризностью), своевременно показывать ребенка детскому врачу – способ быстрого выявления и эффективного лечения простудных и вирусных заболеваний у ребенка.

Консультация для родителей средней группы:

« Ваш ребенок. 4 – 5 лет ».

Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.

Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники". Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

ПАМЯТКА для родителей по профилактике ОРВИ и гриппа у детей

Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как респираторное заболевание, передается от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля.

Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом, переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и тяжелые случаи заболевания с летальным исходом. Каковы симптомы заболевания? Симптомы гриппа: повышенная температура, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка - рвота и понос.

Особенности течения гриппа У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.

У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много спят, другие - беспокойными, раздражительными, температура повышается до 37 - 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание. У детей до 5 лет вероятность развития тяжелого заболевания, в том числе пневмонии, выше, чем у детей старшего возраста.

Существует тенденция развития более тяжелой степени гриппа у детей с хроническими заболеваниями. Вирус гриппа заразен! Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала заболевания.

Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа, необходимо:

  • Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее эффективным средством профилактики. - Проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
  • - Регулярно проветривать помещение.
  • - Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей .
  • - Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку.
  • Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора - два метра.
  • - Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и образовательные учреждения).
  • - Воздержаться от посещения мест скопления людей. Соблюдайте правила борьбы с вирусом гриппа, требуйте выполнения их окружающими. Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации вспышки гриппа! ПОМНИТЕ! Самое эффективное средство против вируса гриппа - это вакцинация! Только вакцинация поможет избежать тяжелого течения заболевания и летального - исхода. Сделать прививку против гриппа можно в поликлиниках по месту жительства.

С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необходимо проводить следующие мероприятия: Обеспечение соблюдения правил личной гигиены, в том числе:

Соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

  • избегать как переохлаждений, так и перегревания детей, особенно младшего возраста; - регулярно и тщательно мыть руки с мылом;
  • - использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;
  • - во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками. Проведение регулярного проветривания и влажной уборки помещения, в котором находится ребенок и квартиры в целом. Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой комнатной температуры на ночь; для детей младшего возраста - пребывание без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в течение нескольких минут перед кормлением)
  • Проведение неспецифической профилактики простудных заболеваний (с использованием препаратов арбидол, аскорбиновая кислота, анаферон, и др. (в соответствии с инструкцией по применению, при отсутствии противопоказаний). ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
  • - Изолировать ребенка от других детей (членов семьи).
  • - Вызвать врача.
  • - Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе.

по профилактике гриппа и ОРВИ

.В целях предупреждения возникновения и распространения гриппа и ОРВИ
среди учащихся
школы должны быть обеспечены:
1 . Необходимым количеством средств индивидуальной защиты (маски,
респираторы);
2. Запасом дезинфицирующих средств вирулицидного действия для проведения
текущей дезинфекции всех помещений, рассчитанным в соответствии с СанПин 2.1 .3.«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (приложение 1 8);
3. Необходимым количеством термометров (не менее 50-1 00 шт. в зависимости от числа учащихся в школе) для измерения температуры тела, а также термометрами для измерения температуры воздуха в помещении;
4. Бактерицидными рециркуляторами для обеззараживания воздуха (из расчета 1 шт. для обработки 50 м. кв.). При недостаточном количестве бактерицидных рециркуляторов составлять график их использования в течение дня (пищеблок, зоны рекреаций, спортзал, кабинеты и др.);
5. Препаратами для витаминизации

В период эпидемического роста заболеваемости гриппом и ОРВИ необходимо:
1 . Организовать ежедневный фильтр при приеме детей в образовательное учреждение, при выявлении детей с симптомами ОРВИ (кашель, насморк, температура выше 37 гр., слабость, боли в суставах, головная боль
и др.) немедленно изолировать их в специально выделенное помещение до прихода родителей. Информировать родителей о состоянии здоровья ребенка. При необходимости вызвать бригаду НМП.
2. Осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены:
— тщательное мытьё рук с мылом.
— использование одноразовых или индивидуальных полотенец.

  1. Усилить соблюдение дезинфекционного режима;
    4. Регулярным и качественным проведением влажной уборки, обратив особое внимание на поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, парты, клавиатуры, дверные
    ручки и др.);
    5. Проводить обеззараживание воздуха классных комнат, пищеблока, зон рекреаций, спортзала
    с использованием бактерицидных рециркуляторов в соответствии с графиком;
    6. Осуществлять регулярное проветривание помещений;
    7. Проводить занятия по физической культуре на свежем воздухе;
    8. Отменить кабинетную систему обучения.
    9. Проведение (по возможности) уроков на улице (вне помещений); деление классов на более мелкие группы,
    увеличение (по возможности) расстояния между партами;
    1 0. Отменить массовые мероприятия (спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни

Классные руководители обязаны:
1 . Провести совещания с родителями по вопросам:
— профилактики гриппа и ОРВИ и недопущению направления больных детей в школу,
— обеспечению учащихся одноразовыми носовыми платками, влажными салфетками, масками.
— соблюдения правил здорового образа жизни, включая полноценный сон, употребление «здоровой» пищи, закаливание организма и др.

  1. Провести беседы с учащимися по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ, использованию средств индивидуальной защиты (уроки «здоровья»).
    3. Обеспечить работу по выявлению детей больных гриппом и ОРВИ и отстранению их от учебного процесса в соответствии с п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации № 1 96 от 1 9.03.01 г.
    «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»
    4. Осуществлять контроль за проведением дезинфекционных мероприятий.

Профилактика гриппа
-Соблюдайте меры профилактики гриппа, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь.
-Избегайте посещения многолюдных мест, компаний друзей или знакомых, поскольку там могут быть больные гриппом.
-Исключите на время дискотеки, клубы и другие развлекательные мероприятия.
-Используйте перерыв в занятиях для снижения риска заражения гриппом.
-В местах скопления людей и при близком контакте с ними, например, на лекциях в аудитории, на занятиях в учебном классе, в библиотеке, при нахождении в общественном транспорте, или в магазине, носите маску, защищающую нос и рот.

Чаще мойте руки с мылом.

Старайтесь не прикасаться руками к своему носу, рту, глазам. Не пользуйтесь чужими предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком), чужим мобильным телефоном - на них могут быть вирусы гриппа.
-Проветривайте свои жилые и учебные помещения. Проводите в них влажную уборку с использованием бытовых моющих средств.

Больше спите и отдыхайте.
-Включите в свой рацион овощи, фрукты, соки. Употребляйте достаточное количество жидкости.

Ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Это повысит устойчивость вашего организма к простудным заболеваниям.

При появлении симптомов гриппоподобного заболевания (повышение температуры тела, головная боль, боли в горле, насморк, кашель, рвота, жидкий стул) не ходите на занятия, оставайтесь дома или в общежитии,
немедленно вызывайте врача поликлиники или скорую помощь.

С целью недопущения распространения гриппа и ОРВИ необходимо помнить, что золотым стандартом профилактики гриппа и ОРВИ является комбинация средств
специфической и неспецифической защиты.

К средствам специфической профилактики гриппа относится вакцинация .

Состав вакцин против гриппа обновляется ежегодно в соответствии с данными ВОЗ о том, какие вирусы гриппа будут циркулировать в данном эпидемическом сезоне. Риск заболеть гриппом у привитого человека минимальный, кроме того, вакцинация существенно уменьшает тяжесть течения заболевания ОРВИ
и предотвращает развитие осложнений, так как в состав вакцин входят иммуномодуляторы. Широко известный препарат с противовирусным действием для наружного применения - оксолиновая мазь, которой необходимо
смазывать слизистую оболочку носа перед выходом из дома. Не следует пренебрегать народными средствами профилактики - чесноком и луком. Они содержат особые вещества - фитонциды, которые препятствуют размножению бактерий и вирусов. Ешьте чеснок и лук при каждой удобной возможности, отдельно или в составе блюд. Необходимо помнить, что в период эпидемии гриппа следует принимать повышенные дозы витамина С ("Аскорбиновая кислота", "Ревит") - по 3-4 драже в день. А так же натуральный витамин С,
содержащийся в шиповнике, клюкве, черной смородине, бруснике, жимолости, малине и цитрусовых.
Наибольшее количество витамина С сохраняется в перечисленных растениях и ягодах если их засушить, заморозить в морозильной камере или перетереть с сахаром. Хороший профилактический эффект дают настойки и чаи растений богатых витамином С. Укрепить иммунитет можно и, используя некоторые специи

при приготовлении пищи. Восточная куркума, а также имбирь, фенхель, петрушка обладают прекрасным терапевтическим действием. Они не только помогают в профилактике гриппа, но и снижают риск сердечно- сосудистых заболеваний. А самое главное, при первых симптомах заболевания необходимо вызвать врача и не заниматься самолечением.

Гигиена рук

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, поэтому дети, родители и персонал должны знать о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук;

Детям и персоналу необходимо часто мыть руки водой с мылом, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета;

В туалетах и гигиенических комнатах необходимо бесперебойное наличие мыла,
бумажных полотенец и дезинфицирующих средств;

Классные руководители ведут надзор за детьми "Респираторный этикет"

Вирусы гриппа распространяются , главным образом, от человека человеку через
вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, а также мыть руки.

Для соблюдения "респираторного этикета" дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и проинструктированы о важности "респираторного этикета", включая нежелательности касания лица руками. При отсутствии носового платка эпидемиологи рекомендуют чихать или кашлять в сгиб локтя, ограничив рукавом пространство распространения вирусов и сохранив в чистоте собственные руки. Рутинная уборка в общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками
(например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.
Соблюдение эпидемиологического режима дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями. При ухудшении эпидемиологической ситуации и увеличении количества заболевших, рекомендуется не принимать новых детей в учреждения, не допускать к работе персонал и преподавателей с признаками гриппоподобного заболевания. Заболевших детей необходимо немедленно изолировать. За остальными детьми следует проводить постоянное медицинское наблюдение

Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате; ·

Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

-·Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте (спортивные

мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие массовые события);

  • - Проведение уроков на улице (вне помещений);
  • - Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
  • - Деление классов на более мелкие группы;

Увеличение, по возможности, расстояния между партами;

Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

* Немедленно изолировать детей и персонал с признаками гриппоподобного
заболевания на момент прихода в дошкольное учреждение, школу или заболевающих в течение дня от других детей и персонала и отправить их домой. · *Выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой.

*В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. ·

* Использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску,
находясь рядом с другими людьми. ·

*Особое внимание уделять профилактике гриппа у детей и персонала,
подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями). ·

*Не допускать к занятиям детей с признаками гриппоподобных заболеваний. · *Рекомендовать детям и подросткам с лихорадкой оставаться дома - изоляция на дому может уменьшить количество инфицированных. Этот период изоляции
рекомендуется независимо от применения противовирусных лекарственных препаратов. ·

*При возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение, они должны продолжать соблюдение "респираторного этикета" и гигиены рук. ·

*Ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. ·

*При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Советы для родителей по правилам гигиены:
1 . Проветривать помещение, в котором находится ребенок, несколько раз в день (на время проветривания переводить ребенка в другое помещение).
2. Проводить влажную уборку детской комнаты не менее двух раз в течение дня,

  1. Вызвать врача на дом и если диагноз ОРВИ подтвердится выполнять назначенное лечение.
    4. Соблюдать постельный режим всем детям независимо от степени тяжести болезни до нормализации температуры тела и стойкого улучшения состояния, но не менее 3-5 дней.
    5. Не давать антибиотики и сульфаниламиды - на вирус они не действуют и при неосложненном течении ОРВИ
  2. Не давать в качестве жаропонижающего средства аспирин (ацетилсалициловую кислоту) из-за высокого риска развития синдрома Рея - заболевания, характеризующегося отеком головного мозга, рвотой и спутанностью сознания.
    7. Не давать детям в возрасте до 12 лет анальгин в связи с высоким риском возникновения таких побочных явлений, как заболевания крови и нарушение функции почек
  3. Использовать в качестве жаропонижающего средства парацетамол, который выпускается в разных формах - для маленьких детей в виде сиропа, свечей. Перед тем как дать очередную дозу препарата, которую рассчитает лечащий врач, необходимо измерить ребенку температуру. Если она после предыдущего приема лекарства не повышена, то давать очередную порцию нет необходимости. Не стоит использовать парацетамол более 3-х суток подряд. При неэффективности препарата осуществляется его замена на другой.
    9. Не капать в нос растворы антибиотиков. Не рекомендуется использование при вирусном насморке сосудосуживающих капель. Если слизь в носу высыхает и ребенок начинает дышать носом, то увлажнять носовые ходы можно каплями физиологического раствора (он есть во всех аптеках).

Насморк - это защита, если ему не мешать, он скорее всего пройдет сам (исключение составляет случай, когда присоединяется осложнение).

1 0. Недопустимо без согласования с врачом использовать противокашлевые средства. В домашних условиях главное - предотвратить высыхание мокроты. В этом случае помогут опять же прохладный воздух и обильное питье.

1 1 . Иметь в домашней аптечке противовирусные препараты интеферон (в ампулах - капли в нос), виферон (свечи), альгирем (сироп), ремантадин (для детей школьного возраста - в таблетках). Дозы и курс лечения согласовать с врачом.

  1. Одним из наиболее распространенных и доступных средств для профилактики гриппа является ватно-марлевая повязка (маска). Однако, это недостаточно эффективный метод защиты себя, а при заболевании - окружающих от заражения 13. Для профилактики гриппа важно уменьшить число контактов с источниками инфекции, это особенно важно для детей. Не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости и т. п.

Дети должны как можно больше гулять: на свежем воздухе заразиться гриппом практически невозможно.

  1. Необходимо часто мыть руки, так как инфекция легко передается через грязные руки.

По питанию :

1 . Предлагать блюда молочно-растительной диеты в первые 2-3
дня заболевания, затем - по возрасту.

  1. Давать обильное питье частыми дробными порциями для уменьшения риска обезвоживания - клюквенный или брусничный морс, подслащенную воду с лимоном, настойку шиповника, щелочную минеральную воду без газа. Суточный объем жидкости для детей раннего возраста должен составлять на период лихорадки 150 мл на 1 кг веса, после снижения температуры - 100 мл.
  2. Дополнительно необходимо принимать аскорбиновую кислоту и поливитамины. Аскорбиновая кислота (витамин С) способствует повышению сопротивляемости организм.

Витамин С применяют внутрь в возрасной дозировки. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а
также цитрусовых - лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах. Полезен салат из свежей капусты с подсолнечным маслом, содержащий большой запас витаминов и микроэлементов.

  1. Ежедневно использовать в рационе свежие овощи и фрукты, что позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям, а также значительно облегчит бюджет семьи, по сравнению с затратами на медикаментозные средства 5.Приучить детей к потреблению чеснока. Для того, чтобы дети не отворачивались от его жгучего, горького вкуса, следует его мелко порезать или потолочь и положить на бутерброд с маслом. Можно истолченный чеснок
    настоять на молоке — 2 - 3 дольки на полстакана молока. И даже детям до года можно в таком виде давать по каплям. Кроме того, растолченный чеснок можно класть в изголовье ребенка. Водой, настоянной на таком чесноке, можно обработать игрушки, кроватку. "Чесночное" масло: измельченный чеснок смешать со сливочным маслом и использовать для бутербродов. Очищенный чеснок можно повесить в марлевом мешочке над кроватью или положить под подушку.

Использованию опыта "народной" медицины :

1 . Принимать пчелиный мед внутрь (в зависимости от возраста, так, например, детям 5—7 лет — по 1 чайной ложке, а взрослым — по 1 ст. ложке) на ночь (разводить в 1 /2 стакана отвара шиповника) в течение месяца. Затем следует перерыв 1 — 2 месяца, и курс повторяется.

  1. Ингаляции: бессмертник и тысячелистник, подорожник и эвкалипт, мать-и-
    мачеха и перечная мята, календула и ромашка. Заварите несколько столовых ложек разных трав в фарфоровом чайнике. Когда настой немного остынет, попросите ребенка плотно обхватить губами носик чайника и вдыхать
    ароматный пар через рот, а выдыхать через нос. В таком случае пар достигнет придаточных пазух. Следите, чтобы пар был приятно горячим, но не обжигающим. 3. Напиток из шиповника. Сухие ягоды шиповника растолочь. На 1 литр холодной воды использовать 5 столовых ложек ягод. Поставить на огонь, прокипятить 1 0
    минут. Настоять, укутав, 8-1 0 часов, процедить. Пить с утра по 1 стакану через каждые 2-3 часа в течение суток. Можно пить и с медом, вареньем, сахаром. Желательно пить отвар шиповника в течение недели, постепенно уменьшая количество приемов. После каждого приема полоскать рот теплой водой, так как кислота разъедает зубы.
  2. Витаминизированный чай: плоды шиповника - 1 часть; листья малины - 1 часть; листья смородины - 1 часть; листья брусники - 1 часть. Две столовые ложки смеси залить стаканом кипятка, кипятить 10 минут, настаивать в закрытой посуде до охлаждения, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 2 раза в день.

Грипп - острая респираторная вирусная инфекция, которая имеет всемирное распространение, поражает все возрастные группы людей.

Грипп и ОРВИ составляют 95% всей инфекционной заболеваемости.

Как происходит заражение?

Попадая на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вирус внедряется в их эпителиальные клетки, проникает в кровь и вызывает интоксикацию. Создаются условия для активизации других видов бактерий, а также для проникновения извне новых бактерий, вызывающих вторичную инфекцию - пневмонию, бронхит, отит, обострение хронических заболеваний, могут пострадать сердце, суставы.

Кто является источником инфекции?

Единственным источником и распространителем инфекции является больной человек. Основным путем распространения вирусов гриппа от человека к человеку считается воздушно-капельное заражение при разговоре, кашле, чихании. Распространение вирусов гриппа может происходить и контактно-бытовым путем при несоблюдении заболевшим и окружающими его лицами правил личной гигиены, в том числе пользовании общими предметами ухода (полотенце, носовые платки, посуда и др.), не подвергающимся обработке и дезинфекции. Необходимо помнить, что инфекция легко передается через грязные руки. Специальные наблюдения показали, что руки до 300 раз в день контактируют с отделяемым из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки, другие предметы вирусы переходят на руки здоровых, а оттуда к ним в нос, глаза, рот.

Как проявляется грипп?

В типичных случаях болезнь начинается внезапно: повышается температура до 38 - 40 градусов, появляется озноб, сильная головная боль, головокружение, боль в глазных яблоках и мышцах, слезотечение и резь в глазах.

Что делать, если вы заболели?

При первых симптомах необходимо обратиться к врачу. Соблюдайте постельный режим и следуйте всем рекомендациям врача. Самолечение при гриппе недопустимо. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными.

Как защитить себя от гриппа?

Самое эффективное средство в профилактике гриппа - вакцинация. В вакцинации нуждается каждый человек, заботящийся о своем здоровье и здоровье окружающих. 70-80% провакцинированных сотрудников в коллективе создают иммунную прослойку, которая надежно защищает от гриппа. Своевременная вакцинация снижает заболеваемость гриппом в несколько раз, смягчает течение болезни, сокращает ее длительность, предотвращает осложнения. Прививку от гриппа лучше всего делать в октябре-ноябре, когда эпидемия еще не началась. Иммунитет вырабатывается примерно 2 недели. Вакцинация во время эпидемии также эффективна, однако в период до развития иммунитета (7-15 дней после вакцинации) необходимо проводить профилактику другими средствами.

Необходимо помнить, что любое лекарственное средство при лечении гриппа вызывает побочные реакции, которые не сравнимы с допустимыми реакциями на вакцинацию. Кроме того, с профилактической целью противовирусные препараты необходимо применять на протяжении всего периода эпидемии, что при длительном применении снижает их эффективность и способствует формированию лекарственно устойчивых форм вируса.

    Регулярно и тщательно мыть руки с мылом, особенно после кашля или чихания. Спиртосодержащие средства для очистки рук также эффективны.

    Избегать прикосновений руками к своему носу и рту. Инфекция распространяется именно таким путем.

    Прикрывать рот и нос одноразовым платком при чихании или кашле. После использования выбрасывать платок в мусорную корзину.

    Использовать индивидуальные или одноразовые полотенца.

    Стараться избегать близких контактов с людьми с гриппоподобными симптомами (по возможности держаться от них на расстоянии примерно 1 метра).

    Регулярно проветривайте помещения, проводите влажную уборку.

    Избегать как переохлаждений, так и перегревания.

    Во время эпидемии гриппа и ОРВИ не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости.

    При заболевании гриппом и ОРВИ, оставаться дома, вызвать врача. Максимально избегать контактов с другими членами семьи, носить медицинскую маску, соблюдать правила личной гигиены. Это необходимо, чтобы не заражать других и не распространять вирусную инфекцию.



Похожие статьи