Ребенок часто болеет - основные причины и что делать, способы и методы повышения иммунитета. Из личного опыта

13.04.2019

Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) - это способ получить то, что без болезни получить никак не удается.

Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением.

Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях".

А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?

Ребёнок болеет не от слабого иммунитета!

Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне.

Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) - это способ получить то, что без болезни получить никак не удается .

Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным) и иногда этот способ помогает. На время.

Но потом ребенок заболевает... и мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый лучший бульон.

А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати - такой беспомощный и болеющий.

Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.

Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка сильнее недостаток внимания, тем серьезнее и длительнее у него болезнь. И, как следствие, он больше внимания получает от значимых людей.

Вторая причина, по которой болеют дети - это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей.

Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и посещать три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты "ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый").

Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу - это болезнь. Даже недомогания не считаются.

И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых.

Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых "заслуженно". Абсурд, не правда ли?

К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-то ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя слабым, именно ребенком.

Третья причина, по которой болеют дети - это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций.

Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, "нельзя проявлять себя, нельзя быть".

За любым проявлением ребенка каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство и оно тоже не выражается, оно направляется на себя.

Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое "право быть".

Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама говорит: "Да чего тебе плохо, не придумывай".

Четвертая причина - отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может.

До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти.

И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить.

И здесь включается сопротивление... в виде болезни.

Пятая причина - это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются "стабилизаторами" семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя.

Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка это сделать не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.

Шестая причина - бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: "Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой таким делать?", за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.

Седьмая причина - внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с их противоположными посланиями.

Папа говорит: "Не отвлекай меня, я занят" и тут же ребенок получает послание от мамы:"Подойди к папе и спроси у него" .

Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.

И, наконец, восьмая причина - это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка.

Ребенок мог стать свидетелем какого-то шокирующего, неприятного события.

Сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (6-8 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п.

Здоровья вам и вашим детям! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Анастасия Рагулина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Наиболее часто причины психосоматических расстройств у детей кроются в неправильном воспитании, когда родители подавляют детскую личность, или, наоборот, разрешают ребенку слишком многое. Любые перегибы могут спровоцировать возникновение различного расстройств психологического характера. Метафизика болезней и других недугов берет свои истоки в раннем детстве, и нередко эта симптоматика сопровождает ребенка на протяжении всей жизни.

Факторы психосоматических заболеваний и расстройств

Взаимоотношения между супругами оказывают наибольшее влияние на здоровье и формирование характера детей. Если они оставляют желать лучшего, то в семье неизбежны конфликты, свидетелем и невольным участником которых становится ребенок. В зависимости от семейной психологической обстановки и происходящих событий, ребенок подвергается острым психическим травмам или оказывается в хронической психотравмирующей ситуации.

Психосоматические причины болезней детей связаны в первую очередь с взаимоотношениями в семье и с родителями. Усиливает их значимость то, что в детстве мама и папа являются для ребенка наиболее важными людьми и все, что с ними связано, имеет для них особое значение. Таким образом, получается, что конфликты между родителями становятся причиной внутренних конфликтов для ребенка, а это самый главный разрушающий здоровье фактор.

Большим стрессом для малыша является разлука с близкими, особенно с мамой. У него сразу снижаются активность и аппетит, нарушается сон. Именно поэтому не все дети могут легко приспособиться к детскому саду.

Также факторами психосоматических заболеваний являются ссоры родителей, которые всегда негативно отражаются на состоянии ребенка. Очень болезненно дети переносят развод, особенно если находятся в этот период в подростковом возрасте. У них появляется ощущение собственной вины в происходящем, которое сохраняется длительное время, а затем нередко трансформируется в разные болезни. Развод родителей может вызвать у ребенка и другие негативные эмоции, например страх, что ушедший (как правило, папа) его перестал любить, или озлобленность против того родителя, который остался рядом. В таких ситуациях дети становятся более конфликтными, требуют к себе больше внимания, возникает эмоциональная неустойчивость. У них могут появиться чувство стыда за своих родителей, свою семью и даже мысли о самоубийстве. В подсознании ребенка откладываются мысли, что развод родителей связан с тем, что он плохой. Это не только порождает ощущение вины, но и желание соответствовать этому. Поэтому характер и поведение ребенка могут значитель
но измениться, вплоть до нарушения общепринятых норм и правил. Порой на фоне вины, гнева и ненависти развиваются или обостряются заболевания различных органов.

Одной из причин возникновения психосоматических расстройств у детей является эгоцентрическое восприятие мира. Им кажется, что все происходящее так или иначе связано с ними, и если родители разводятся, то они несут за это ответственность. Усугубляет ситуацию ложь родителей и попытка скрыть правду. Чаще всего семью покидает отец, и мать начинает обвинять его, изливая свои эмоции ребенку, которому тяжело выносить этот груз. Правильно поступают родители, которые могут сами отвечать за свои поступки и избавить ребенка от ощущения вины.

Причины болезней у детей на духовном уровне

Причины болезней детей на духовном уровне наиболее часто встречаются в семьях с нарушенными взаимоотношениями, где роль каждого из домочадцев способствует развитию определенной болезни. В каждой семье свой уклад, но можно выделить три основных модели внутрисемейных отношений:

  • авторитарность - жесткость в общении, которое строится на приказах взрослых; ребенок в такой семье растет инфантильным, эмоционально не развивается;
  • отвержение - ребенка вынуждают отказаться от собственного «Я», что приводит к замкнутости и аутизму;
  • делегирование - родители не осознают, что ребенок является отдельной личностью, не воспринимают его реалистично и переносят на него свои желания, занимаются планированием и устройством его жизни.

В психосоматогенных семьях выделяют пять основных характеристик:

  • родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы и поэтому не позволяют ему развивать самостоятельность и укреплять защитные механизмы психики - таким образом, они способствуют формированию внутреннего конфликта;
  • повышенная чувствительность каждого в семье к стрессам других;
  • взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться;
  • члены семьи не выражают открыто несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов;
  • супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.

В таких семьях не принято свободно проявлять свои чувства, обычно происходит подавление отрицательных эмоций, и ребенок усваивает подобное поведение, что затем приводит к телесным проявлениям (болезням). Родители не умеют открыто демонстрировать свои эмоции, в том числе боль, и на своем примере вырабатывают у ребенка терпение. Ребенок начинает многие психотравмирующие ситуации и болезни воспринимать как неизбежные наказания за свою вину, за то, что он недостаточно хорош.

Ещё одной духовной причиной болезней детей является неготовность родителей, прежде всего, матери, к своей роли. У нее недостаточно внимания и наблюдательности, чтобы заметить физическое состояние ребенка и распознать его значение. Родители не способны конструктивно обсуждать возникающие проблемы и находить верное решение, втягивают ребенка в конфликты. В этом случае болезнь является способом сглаживания конфликтной ситуации, так как родители направляют свои силы на лечение ребенка, а их собственные проблемы отступают на второй план. Таким образом, они уходят от решения своих личных вопросов и ответственности, прежде всего за себя. В дальнейшем они своим поведением поощряют и провоцируют болезни у ребенка, все более усугубляя неблагоприятный психологический климат в семье и вырабатывая у него выгодные для себя реакции. Болезнь закрепляется у ребенка на подсознательном и поведенческом уровне и затем проявляется при столкновении с жизненными трудностями.

Как правило, члены психосоматогенной семьи отличаются низкой коммуникативностью (подавление эмоций, недомолвки и скрытие правды выражаются в бедной речи и невербальном поведении). Они склонны отрицать имеющиеся проблемы психологического характера и проявляют любовь и внимание к своему чаду только в случае его болезни. По этой причине болезнь становится выгодной для ребенка, так как в этом случае он получает поддержку и поблажки со стороны родителей без требований терпения и насаждения вины.

В формировании телесных реакций у ребенка в раннем возрасте большую роль играет мать. Именно под ее воздействием малыш вырабатывает телесные реакции - своеобразный язык.

Австрийская врач-педиатр, психоаналитик М. Малер в 1965 г. впервые описала черты матери в семье с психосоматикой. Как правило, это авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная особа. Отец в такой семье - слабая личность, которая не в состоянии противостоять доминирующей матери. Обычно он находится в стороне от тесной связки мать-ребенок. Мать, являющаяся по складу характера дисгармоничной личностью, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относящаяся к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяет ребенку отделиться. Она подавляет его личность и самостоятельность. Она не способна решить свои проблемы и мешает развитию ребенка. Она подсознательно ощущает вину, неустойчива к стрессам, не способна находить конструктивные решения и порождает конфликты. Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребенка и найти пути для улучшения обстановки в семье. У такой матери имеется свой негативный опыт и имеются признаки непринятия собственного тела, зародившиеся в прародительской семье. Также выявляется нарушение взаимодействий с собственной матерью в ранние годы жизни.

Мать может скрыто отвергать ребенка, в таком случае ребенок на языке тела пытается привлечь ее внимание и болеет, а та в свою очередь поощряет такую связь. Возможно, взаимодействие матери и ребенка по принципу симбиоза, когда телесный контакт раннего общения закрепляется, и формирование новых форм взаимодействия сдерживается.

Метафизические причины болезней у детей

В большинстве случаев метафизической причиной болезней у детей является неприятие в семье. Оно может проявляться явно и скрыто. Явное неприятие ребенка происходит порой тогда, когда его рождение не было запланированным или его пол не совпал с желаемым (все хотели мальчика, а родилась девочка, или наоборот). Появление малыша нарушило привычную жизнь родителей или не оправдало их ожиданий. Скрытое неприятие ребенка выявить сложнее. Может казаться, что его рождению рады, уделяют ему внимание, заботятся, но в общении с ним не проявляют душевности. Такое порой происходит в том случае, если мать из-за ребенка не смогла сделать карьеру, и вынуждена заниматься его воспитанием и домашним хозяйством. Лишая своего малыша тепла и нежности, она постепенно вызывает у него в ответ то же неприятие. Ребенок в такой семье наполнен обидой, которая трансформируется в различные болезни.

Метафизические причины болезней у детей кроются в том, что на фоне постоянного психического напряжения в семье многие жизненные ситуации воспринимаются более сложно, и ребенок часто подвергается эмоциональным потрясениям. Неблагоприятные взаимоотношения в семье приводят не только к многочисленным конфликтам, но и неправильному воспитанию ребенка. В результате он находится в ситуации, которую ему создают родители и которую сам изменить не может. Ребенок не в состоянии преодолеть внутренний конфликт, в связи, с чем у него возникают проблемы в общении, и накапливается негативный жизненный опыт, наполненный психотравмирующими ситуациями.

Усиливают напряженность психологической обстановки в семье также социально-экономические факторы, например неудовлетворительные условия проживания, профессиональная занятость родителей и раннее определение ребенка в детский сад в связи с возвратом мамы к трудовой деятельности.

Хроническая психотравма приводит к развитию невроза, который развивается у всех членов семьи, но вредит в первую очередь ребенку и затем является основой для развития у него других болезней. Невроз всегда наблюдается в семьях, где между супругами или между ними и их родителями происходят конфликты, а также, если в семье отсутствует стабильность.

Духовные причины тяжелых заболеваний в детском возрасте

При неправильном воспитании для ребенка постоянно создаются психотравмирующие ситуации, а невроз проявляется в форме истерии, неврастении, навязчивых состояний.

Духовной причиной тяжелых заболеваний в детском возрасте является нарушение системы отношений, что возникает при несоответствии притязаний личности реальным возможностям. Внутренний конфликт становится для ребенка наиболее значимым в жизни. Он не разрешается и затягивается, а психическое напряжение усугубляет ситуацию. Ребенок становится эмоционально неустойчивым и легко возбудимым. Он находится в постоянных болезненных переживаниях, что снижает его способность к самоконтролю и продуктивной деятельности (учебе), не позволяет развиваться волевым качествам.

Как правило, склонные к истерикам дети растут изнеженными, заласканными, им многое позволено, и взрослые часто идут им на уступки. Также часто эти дети имеют неадекватную самооценку, так как родители преувеличивают их заслуги и достоинства. В результате такие дети склонны к капризам, много требуют, они отличаются низкой устойчивостью к стрессу и приобретают определенные болезни. Психастенический невроз может развиться у ребенка и в том случае, если родители эмоционально отвергают его или проявляют по отношению к нему чрезмерные строгость и требовательность. Часто такое отношение к ребенку складывается у них с самого рождения или возникает после каких-то трагических событий.

Неврастения может развиться при дисгармоничном воспитании, когда родители находятся в постоянной тревоге и сомнениях. Они могут быть озабочены здоровьем ребенка, его общением со сверстниками, школьной успеваемостью, его будущим, но ребенок при этом продолжает часто болеть, а взаимоотношения с другими людьми не складываются. В основе такого поведения родителей обычно находятся собственные нерешенные проблемы, которые они маскируют озабоченностью судьбой своих детей.

Ещё одна духовная причина тяжелых заболеваний – деспотизм и завышенные требования родителей. Эти факторы могут привести к тому, что дети, подчиняясь, подвергаются умственным и физическим перегрузкам (много времени и сил уделяют учебе, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, к которым, возможно, не имеют больших способностей и т.п.). Обычно при таком воспитании ребенок получает недостаточно тепла и ласки от родителей. Это тоже неблагоприятно отражается на незрелой психике и еще растущем, подверженном неблагоприятному воздействию организме ребенка и приводит к развитию психосоматических болезней.

Метафизические причины заболеваний у детей

Одна из явных метафизических причин заболеваний у детей – жестокое воспитание, когда родители постоянно ругают, наказывают ребенка, проводят воспитательные беседы в неподходящей обстановке (например, когда тот сидит за обеденным столом или в присутствии друзей, посторонних людей). Все это вызывает стресс и формирует невротические реакции, ухудшает общение и взаимопонимание и приводит к болезням.

Если ребенок находится в поиске разрешения конфликта, то он хочет, чтобы его поняли, чтобы с его личностью считались. Поэтому он может вступать в ссоры, протестовать, писать о своих чувствах в дневнике, совершать какие-то поступки. Дети, которые не могут отстаивать свое «Я» и оставляют негативные переживания неотреагированными эмоционально, реагируют на них телом в виде психосоматических болезней.

Дети, страдающие от жестокого обращения, получают не только психические, но и физические травмы. Жестокость по отношению к ребенку связана с насилием, которое проявляется в пренебрежении его потребностями, психическом давлении, физическом воздействии, порой действиях сексуального характера. Психические травмы и неврозы в этом случае неизбежны. Последствия такого воздействия могут серьезно повлиять на здоровье и психику ребенка и отразиться на всей его дальнейшей жизни.

Жестокое отношение к ребенку чаще скрывается родителями, но о нем можно догадаться по многим признакам. О психологическом насилии со стороны взрослых свидетельствуют обвинения и ругань в адрес ребенка при посторонних, нежелание его утешить, когда это действительно необходимо, открытое выражение неприязни, избыточная критика, а также отождествление его с ненавистным родственником. К счастью, большинство родителей любят своих детей, заботятся об их здоровье и благополучии, поэтому обращаются за помощью к врачам, психологам и читают книги о воспитании.

Для того чтобы вырастить ребенка здоровым, психически полноценным, необходимо в первую очередь признать, что он - индивидуальность и в меру своего возраста самостоятельная личность. Поэтому подход к ребенку и другим членам семьи по принципу «он мой» необходимо изменить. Маленькому человеку необходимо уважение. Оскорбления и унижения в семье подавляют его личность и мешают расти и развиваться. Надо понимать, что малыш появился на свет не для того, чтобы все время доставлять нам радость и удовольствие, как в первые месяцы жизни, пока он крохотный лежит в кроватке и большую часть времени спит. Если родители понимают свое назначение, смысл своих обязанностей и долга перед ребенком, то он растет здоровым, внутренне свободным, легко приспосабливается к жизненным переменам (посещению детского сада, школы и др.). Если взаимоотношения между родителями осложнены, в семье происходят конфликты, то это отражается на отношении к детям и их психическом состоянии, так как они все время находятся в стрессе.

Стоит пересмотреть отношение к ребенку, если он все время что-то делает не так и вызывает раздражение и злость; если из ваших уст звучат фразы «молчи лучше», «ничего ты не умеешь» и т.п.; если словам ребенка не придают значения («и слушать не буду», «опять ты врешь»). При таком отношении ребенок теряет уважение к себе и перестает доверять самым близким - родителям. Он подавляет свои негативные эмоции, что является причиной многих болезней и неудач в жизни из-за неуверенности, боязни критики, подверженности стрессам. Уважение к ребенку помогает улучшить взаимоотношения и психологическую обстановку в семье, а значит, дает шанс на сохранение здоровья.

Часто взрослые ошибочно считают, что маленькие дети не понимают ничего, что происходит вокруг них, а потому не стесняются выяснять при них отношения друг с другом, не следят за своим поведением. Они не замечают, что ребенок чутко на все реагирует, и даже если еще не понимает всех слов, то перенимает эмоциональное состояние взрослых, особенно родителей. У него в ранние годы сильная привязанность к матери, и на многие события он реагирует так же, как и она. Если при этом ребенка пытаются оградить от правды, делают вид, что все в порядке, то он замечает у взрослых и улыбку на лице, и в то же время тревожность, и поэтому оказывается в противоречивом состоянии, которое приводит к внутреннему конфликту. В такой семье и другими болезнями, которые затем превращаются в хронические. Только разобравшись в истинной обстановке в семье, можно найти выход из этой ситуации.

Метафизика детских болезней и недугов

С раннего возраста ребенок в процессе воспитания получает от родителей множество установок. Они могут быть как прямыми директивами, так и косвенными. В таком виде, по мнению американских психологов Р. Гулдинг и М. Гулдинг, родители передают детям свои неразрешенные проблемы. Ребенка можно научить только тому, что умеешь и имеешь сам. Если родители не смогли стать самостоятельными личностями, не избавились от груза из своего детства и, воспитывая ребенка, постоянно твердят заученные советы своих родителей о том, как нужно относиться к себе и людям, как следует поступать, как жить, то они перекладывают этот груз на своих детей.

Родительские директивы могут быть не только в виде многократных повторений определенных установок, но и в виде неясного поведения или выражения мыслей, однако с четким намерением дать понять ребенку, что в случае их невыполнения последует наказание. Иногда подразумевается не явное наказание (ругань, порка), а косвенное - например, ребенок будет виноват в происходящем, причем родители помогут ему осознать, что все произошло именно из-за него. Таким образом, ребенка вынуждают даже без четких директив выполнять желания взрослых и заставляют отказаться от собственных интересов, мешают развитию самостоятельности и вырабатывают нежелание быть ответственным. Ребенок, которого все время заставляют не быть собой, находится в постоянной неудовлетворенности и внутреннем конфликте. В итоге он становится более несчастным по сравнению с родителями, что приводит к развитию психосоматики.

Из всех многочисленных установок, навязываемых детям и влияющих на метафизику детских болезней, выделяют несколько наиболее частых:

  • «не живи» (родители столкнулись с множеством проблем, которые появились после рождения ребенка, но оказались к ним не готовы; они во всем обвиняют ребенка и не желают нести ответственность);
  • «не будь ребенком» (родители не умеют общаться с детьми, не умеют расслабляться и с пользой отдыхать, они ощущают вину за свою радость и требуют от ребенка быть серьезным);
  • «не верь себе» (родители убеждены, что лучше знают потребности ребенка в жизни, и все решают за него, обрекают на многочисленные «должен» и «обязан»);
  • «будь самым лучшим» (ребенка убеждают, что он непременно должен оказаться лучше всех, чтобы быть счастливым. Если же лучше всех быть не получается, то значит и счастливым быть нельзя);
  • «не чувствуй» (родители не понимают своего тела, сдерживают эмоции и требуют того же от ребенка, он перестает воспринимать сигналы организма о неблагополучии, отказывается от своих желаний) ;
  • «нельзя никому верить» (родители представляют ребенку мир враждебным и дают понять, что для выживания необходимы хитрость, напор и т.п.);
  • «не делай» (ребенок перестает проявлять инициативу, он сомневается и во многом испытывает затруднения, боится начинать новые дела, опасается неудачи).

Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются всевозможными назиданиями и предостережениями, которые оседают в подсознании ребенка:

  • «Что ты говоришь?! И тебе не стыдно?!» (родители не могут воспринять ситуацию, реагировать адекватно и перекладывают ответственность на ребенка, порождая у него чувство вины и стыда, в результате ребенок несет на своих плечах непосильный груз, растет несчастным и озлобляется, у него может появиться такая черта, как вредность);
  • «Не балуйся!» (дети познают мир в игровой форме, поэтому могут для игры использовать самые разные предметы. Если они берут или делают что-то недозволенное или опасное, то это по недосмотру взрослых или из-за их неспособности предвидеть ситуацию; взрослых в этом случае родители своими словами перекладывают ответственность на ребенка и обвиняют его);
  • «Не ешь мороженое, а то заболеешь!» (в этом случае если у ребенка и заболит горло, то от сдерживаемых обиды, недовольства и слов; болезни горла часто являются результатом того, что ребенка заставляют замолчать при плаче, ругают за высказывание эмоций и мыслей);
  • « Перестань дурачиться!» (родители, чьи воспоминания о детстве безрадостные и которые привыкли сдерживать свои эмоции, не позволяют ребенку шумно веселиться; они запрещают естественное для детей спонтанное проявление эмоций и активности, что вызывает у них не только недовольство, но и нарушения формирования личности и предпосылки для болезней);
  • «Перестань плакать! Успокойся!» (родители заставляют ребенка сдерживать свою боль и делать вид, что все в порядке, а это приводит к подавлению и накоплению негативных эмоций);
  • «Не держи книгу так близко, не смотри много телевизор, а то зрение испортишь!» (отчасти родители правы, но они не пытаются помочь найти ребенку альтернативное занятие, расширить круг интересов, объяснить, почему зрение может испортиться, поэтому ребенок продолжает вести себя по-прежнему, а зрение действительно может испортиться из-за запрета, нежелания взрослеть и боязни будущего, ведь родители отвлекают от всего интересного и рисуют скучные перспективы);
  • «Осторожно! Споткнешься и упадешь!» (это прямое внушение при частом повторении превращается в программу; родители не помогают ребенку быть уверенным, не предоставляют поддержку для проявления самостоятельности, заставляют сомневаться в своих силах).

Наиболее часто при нарушениях семейных взаимоотношений причиной возникновения психосоматических заболеваний у детей является недостаток теплых чувств при общении с одним из родителей. Это проявляется как на словах, так и невербально (мимикой, жестами). Одной из причин психосоматических болезней у детей являются, помимо указаний, высказывания бесчувственным или отстраненным тоном. Так ребенок не получает одобрения, поддержки и сопереживания, а попытки добиться внимания родителей всячески пресекаются. Взрослые открыто игнорируют ребенка, не признают в нем личность и не интересуются им, а его слова оставляют их равнодушными или вызывают раздражение.

Также среди причин психосоматических детских заболеваний выделяют непоследовательное воспитание. Родители то разрешают, то запрещают, то удерживают рядом, то не желают слушать. Детям сложно понять таких родителей, которые могут отреагировать на них самым неожиданным образом. Это приводит к тому, что дети перестают им доверять и скрывают свои эмоции. Ребенок не может сам выйти из сложившейся ситуации так, чтобы сохранить самоуважение, и начинает болеть. Помочь ребенку в выздоровлении в этом случае может только ясность в семейных, а особенно супружеских, отношениях.

Малыш неделю ходит в садик, а потом месяц сидит дома с соплями , кашлем, температурой, сыпью. Эта картина не вымышленная, а самая что ни на есть реальная для многих российских семей. Ребенок, который часто болеет, сегодня никого не удивляет. Скорее вызывает неподдельный интерес ребенок, которой не болеет вообще или делает это крайне редко. Что делать, если частые недуги не дают малышу нормально посещать детский сад , воспитатели называют чадо «несадиковским», а родители постоянно вынуждены брать больничный, чтобы усердно лечить очередную хворь сына или дочки, рассказывает известный педиатр и автор книг о детском здоровье Евгений Комаровский.


О проблеме

Если ребенок часто болеет в садике, современная медицина говорит о том, что у него снижен иммунитет. Одни родители уверены, что нужно немного подождать, и проблема решится сама собой, малыш болезни «перерастет». Другие скупают таблетки (иммуностимуляторы) и всеми силами пытаются поднять и поддержать иммунитет. Евгений Комаровский считает, что от истины далеки и те, и другие.

Если ребенок болеет 8, 10 и даже 15 раз в году, это, по мнению доктора, не означает, что у него состояние иммунодефицита.

Настоящий врожденный иммунодефицит - состояние крайне редкое и чрезвычайно опасное. При нем ребенок будет болеть не то чтобы ОРВИ, а ОРВИ с тяжелым протеканием и очень сильными бактериальными осложнениями, угрожающими жизни и с трудом поддающимися терапии.

Комаровский подчеркивает, что подлинный иммунодефицит - явление редкое, и не стоит приписывать такой суровый диагноз в целом здоровому ребенку, который просто чаще других болеет гриппом или ОРВИ.


Частые болезни - это вторичный иммунодефицит. Это означает, что родился малыш совершенно нормальным, но под воздействием каких-то обстоятельств и факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро (или на нее что-то воздействует угнетающе).

Помочь в этой ситуации можно двумя способами: попытаться с помощью лекарств поддержать иммунитет или же создать такие условия, при которых иммунитет сам начнет крепнуть и работать эффективнее.

Родителям, по словам Комаровского, очень трудно даже допустить мысль о том, что виновен во всем не ребенок (и не особенности его организма), а они сами, мама и папа.

Если кроху от рождения кутают, не допускают, чтобы малыш босиком топал по квартире, всегда стараются закрывать форточки и кормят посытнее, то нет ничего удивительного и необычного в том, что он болеет каждые 2 недели.

Какими лекарствами можно укрепить иммунитет?

Лекарствами цели не достичь, говорит Евгений Комаровский. Нет такого медикамента, который бы лечил «плохой» иммунитет. Что касается противовирусных препаратов (иммуномодуляторов, иммуностимуляторов), то их действие клинически не доказано, а потому помогают они только собственным производителям, которые каждый холодный сезон зарабатывают на продаже таких средств триллионы чистой прибыли.


Они чаще всего являются просто безвредными, но и совершенно бесполезными «пустышками». Если и будет эффект, то исключительно эффект плацебо. Названия таких препаратов у всех на слуху - «Анаферон », «Оциллококцинум », «Иммунокинд » и так далее

Об укреплении иммунитета народными средствами Комаровский отзывается достаточно скептически. Если это снадобье не причиняет вреда ребенку, принимайте на здоровье. Это можно отнести к сокам, чаю с лимоном, луку и чесноку, клюкве. Однако не стоит говорить о терапевтическом эффекте. Все эти народные средства - натуральные иммуномодуляторы, их польза основана на благотворном воздействии содержащихся в них витаминов. Вылечить грипп или ротавирусную инфекцию, которая уже развивается, лук и чеснок не могут. От них не будет и никакой профилактической защиты.


Категорически не рекомендуется практиковать народные методы, которые могут навредить. Если вам советуют капать в молоко йод и поить этим ребенка, если рекомендуют растирать его барсучьим жиром, керосином или водкой при температуре, скажите решительное родительское «нет». Сомнительным и очень дорогостоящим средствам из толченых рогов тибетского козла - «нет». Здравый смысл - превыше всего.

Лекарств для укрепления иммунитета как таковых не существует. Однако это не значит, что родители никак не могут воздействовать на естественную защитную систему своего чада. Им на помощь может прийти логичный и простой алгоритм действий, которые призваны изменить образ жизни и условия окружающей ребенка среды.



Почему малыш начинает болеть?

90% детских недугов – следствие воздействия вирусов, говорит Комаровский. Распространяются вирусы воздушно-капельным путем, реже - бытовым.

У детей иммунитет еще незрелый, ему только предстоит познакомиться со многими возбудителями, выработать специфические антитела к ним.

Если один ребенок пришел в садик с признаками инфекции (насморк, кашель, першение), то в замкнутом коллективе обмен вирусами пройдет максимально эффективно. Однако инфицируются и заболеют не все. Один сляжет в постель уже на следующий день, а другому - все нипочем. Дело, по словам Евгения Комаровского, в состоянии иммунитета. Заболеет с большей вероятностью и без того залеченный родителями малыш, а опасность пройдет мимо того, кому не дают в профилактических целях кучу таблеток, и того, кто растет в правильных условиях.


Не стоит и говорить о том, что в садиках поголовно нарушаются простые правила гигиены, нет увлажнителей воздуха , гигрометров, а о том, чтобы открыть окно и проветрить (особенно зимой), воспитатели даже не помышляют. В душной группе с сухим воздухом вирусы циркулируют куда активнее.

Как обследовать состояние иммунитета?

Некоторые родители считают: если их малыш болеет больше 8 раз за год, то у него непременно плохой иммунитет. Норм заболеваемости, по словам Комаровского, не существует. Поэтому и обследование на предмет иммунодефицита требуется больше родителям, чтобы успокоиться, поняв, что они «делают все возможное», чем самому ребенку.

Если очень хочется заплатить за это и узнать много новых медицинских терминов, то добро пожаловать в любую платную или бесплатную поликлинику. Там вам назначат анализ крови на антитела, у ребенка возьмут соскоб на яйца глистов , анализы на лямблии , сделают общий анализ крови и мочи, а также предложат специальный метод исследования - иммунограмму. Потом доктор постарается обобщить полученные данные и оценить состояние иммунной системы.


Как повысить иммунитет?

Только устранив конфликт ребенка с окружающей средой, можно надеяться на то, что его иммунитет начнет работать более активно, в результате чего количество заболеваний существенно снизится. Родителям Комаровский рекомендует начать с создания правильного микроклимата.

Чем дышать?

Воздух не должен быть сухим. Если ребенок будет дышать сухим воздухом, слизистые оболочки носоглотки, которую вирусы атакуют в первую очередь, не смогут дать достойного «ответа» болезнетворным агентам, а уже начавшееся заболевание дыхательных путей обернется осложнениями. Оптимально, если и дома, и в садике будет чистый, прохладный и влажный воздух.

Наилучшие значения влажности - 50-70%. Купите специальный прибор - увлажнитель воздуха. В крайнем случае обзаведитесь аквариумом с рыбками, развешивайте (особенно зимой) влажные полотенца и следите за тем, чтобы они не пересыхали.

На радиатор поставьте специальный кран-задвижку.


Ребенок не должен дышать воздухом, в котором присутствуют нежелательные для него ароматы - табачный дым, испарения лаков, красок, моющих средств на основе хлора.

Где жить?

Если ребенок стал часто болеть, это не повод проклинать детский сад, а самое время проверить, правильно ли вы сами обустроили детскую комнату. В помещении, где живет ребенок, не должно быть накопителей пыли - больших мягких игрушек, ковров с длинным ворсом. Влажную уборку в комнате следует осуществлять обычной водой, без добавления каких-либо моющих средств. Пылесос желательно купить с водяным фильтром. Комнату нужно чаще проветривать - особенно утром, после ночи. Температура воздуха не должна превышать 18-20 градусов. Игрушки ребенка должны храниться в специальном ящике, а книги - на полочке за стеклом.


Как спать?

Спать ребенок должен в комнате, где обязательно прохладно. Если страшно сразу понизить температуру в комнате до 18 градусов, то лучше надеть на ребенка пижаму потеплее, но все-таки найти в себе силы привести температуру в норму.

Постельное белье не должно быть ярким, содержащим текстильные красители. Они могут быть дополнительными аллергенами. Белье лучше купить из натуральных тканей классического белого цвета. Стирать и пижаму, и постельное белье часто болеющего отпрыска следует детским порошком. Стоит также подвергать вещи дополнительному полосканию.

Что есть и пить?

Кормить ребенка нужно только тогда, когда он сам начинает выпрашивать пищу, а не тогда, когда мама с папой решили, что пора бы уже поесть. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно: здорового иммунитета у перекормленного ребенка не бывает . А вот питье должно быть обильным. Это не относится к газированным сладким лимонадам. Ребенку нужно давать больше воды, негазированной минералки, чаю, морсов, компотов. Чтобы узнать потребности чада в жидкости, вес ребенка умножьте на 30. Полученное число и будет искомым.

Важно помнить, что питье должно быть комнатной температуры - так жидкость быстрее будет всасываться в кишечнике. Если раньше дитя старались поить тепленьким, то температуру следует постепенно понижать.


Как одеваться?

Ребенка нужно правильно одевать - не кутать и не переохлаждать. Комаровский говорит, что потливость вызывает заболевания чаще, чем переохлаждение. Поэтому важно найти «золотую середину» - необходимый минимум одежды. Определить его довольно просто - на ребенке не должно быть вещей больше, чем на взрослом. Если раньше в семье практиковалась «бабушкина» система одевания (двое носочков в июне и трое в октябре), то снижать количество одежды следует постепенно, чтобы переход к нормальной жизни не стал для ребенка потрясением.


Как играть?

Игрушки для дошкольника - важная составляющая развития. Родители должны помнить, что малыши берут их в рот, грызут, облизывают. А потому к выбору игрушек нужно подойти ответственно. Игрушки должны быть практичными, моющимися. Мыть их следует как можно чаще, но обычной водой, без химии. Если игрушка плохо или резко пахнет, покупать ее нельзя, она может быть токсичной.

Как гулять?

Гулять ребенок должен каждый день - и не по разу. Очень полезными доктор Комаровский считает вечерние прогулки перед сном. Гулять можно в любую погоду, одевшись адекватно. Даже если ребенок болен, это не повод отказываться от прогулок. Единственное ограничение - высокая температура.


Закаливание

Комаровский советует закалять ребенка со слабым иммунитетом. Если подойти к этому взвешенно и сделать закаливание привычной ежедневной нормой жизни, то довольно быстро о частых болезнях, принесенных из садика, можно будет забыть.

Лучше всего, говорит доктор, начинать практиковать закаливающие процедуры с самого рождения. Это и прогулки, и прохладные ванны, и обливание, и массаж. Если вопрос о том, что необходимо улучшить иммунитет, встал только сейчас и сразу во весь рост, то радикальных действий не надо. Мероприятия следует вводить поочередно и постепенно.



Сначала запишите ребенка в спортивную секцию. Борьба и бокс для часто болеющего ребенка не подойдут, потому что в этих случаях чадо будет находиться в помещении, где кроме него дышат и потеют многие ребята.

Лучше, если сын или дочь займутся активным спортом на свежем воздухе - легкая атлетика, лыжный спорт, велосипедные гонки, фигурное катание.

Плавание, конечно, очень полезно, но для ребенка, который болеет очень часто, посещение общественного бассейна - не самое удачное решение, говорит Евгений Олегович.



Дополнительное образование (музыкальные школы, студии изобразительного искусства, кружки изучения иностранного языка, когда занятия проходят в замкнутых помещениях) лучше отложить на потом, когда количество заболеваний ребенка снизится хотя бы в 2 раза.

Как отдыхать?

Распространенное мнение о том, что морской воздух очень благотворно воздействует на ребенка, который часто болеет, далеко от действительности, говорит Комаровский. Лучше отправить ребенка летом в деревню к родственникам, где он сможет вдоволь подышать чистым воздухом, попить колодезной воды и в ней же искупаться, если наполнить ею надувной бассейн.

Детские инфекции - так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Ветряная оспа (ветрянка)

Ее вызывает вирус герпеса, который передается воздушно-капельным путем от больных детей к здоровым. Инкубационный период - от 10 до 21 дня.

Заболевание начинается с подъема температуры, который сопровождается появлением сыпи в виде пятнышек, общим недомоганием. Пятна со временем превращаются в пузырьки с прозрачной жидкостью, которые лопаются, подсыхают, после чего образуются корочки. Типичное отличие ветряной оспы от других заболеваний, сопровождающихся высыпаниями, - это наличие сыпи на волосистой части головы. На коже больного одновременно присутствуют все элементы сыпи: и пятна, и пузырьки, и корочки. Новые подсыпания возможны в течение 5-7 дней. Подсыхание ранки и образование корочек сопровождается сильнейшим зудом.

Больной ветряной оспой является заразным с момента появления первого элемента сыпи и еще 5 дней после появления последнего элемента.

Лечение

При нормальном течении ветрянка не требует лечения. Главное - гигиена и хороший уход, которые позволяют не допустить нагноения элементов сыпи.

В России пузырьки принято смазывать зеленкой. На самом деле это необязательно - в западных странах, например, зеленку не используют. Во многом ее применение действительно неудобно: она пачкает белье, долго не смывается. Но у нашей традиции есть и плюсы. Если отмечать зеленкой новые элементы сыпи, несложно отследить момент, когда подсыпания прекратились.

При повышении температуры выше 38 °C следует дать ребенку жаропонижающее средство, предпочтение - лекарствам на основе парацетамола. Не стоит забывать об антигистаминных препаратах и местных бальзамах и мазях для облегчения зуда. Применение противогерпетических препаратов не рекомендуется: у ребенка при их приеме не формируется иммунитет, и возможно повторное заражение.

Профилактика

Против вируса ветряной оспы есть вакцина, она зарегистрирована в России, но не входит в Национальный календарь прививок, то есть ее не делают всем бесплатно. Родители могут привить ребенка за деньги в центрах вакцинопрофилактики.

Дифтерия

Возбудитель болезни - дифтерийная палочка. Заразиться можно от больного человека и от носителя инфекции. Попав на слизистые оболочки (или кожу), она выделяет токсин, который вызывает омертвение эпителия. Также могут поражаться нервная и сердечно-сосудистая системы, надпочечники, почки. Инкубационный период - 2-10 дней. Характерный признак дифтерии - сероватая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая пораженные слизистые.

Болезнь начинается с повышения температуры тела (обычно не выше 38 °C), появляются небольшая болезненность, умеренное покраснение слизистых оболочек. В тяжелых случаях температура сразу повышается до 40 °C, ребенок жалуется на головную боль и боль в горле, иногда в животе. Миндалины могут отекать настолько, что затрудняют дыхание.

Лечение

Ребенка госпитализируют и вводят ему противодифтерийную сыворотку. После госпитализации проводится дезинфекция помещения, в котором находился больной. Все лица, находившиеся в контакте с ним, подлежат бактериологическому обследованию и медицинскому наблюдению в течение 7 дней. Детям, контактировавшим с больным, на этот срок запрещено посещать детские учреждения.

Профилактика

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Коклюш

Инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и вызывает мучительный кашель. Источник заражения - больной человек. Инкубационный период - от 3 до 14 дней (чаще 7-9). В течении болезни различают три периода.

Катаральный период характеризуется появлением упорного сухого кашля, который постепенно усиливается. Также может наблюдаться насморк и повышение температуры до субфебрильной (но чаще она остается нормальной). Этот период может длиться от трех дней до двух недель.

Спазматический, или судорожный, период характеризуется кашлевыми приступами. Они состоят из кашлевых толчков - коротких выдохов, следующих один за другим. Время от времени толчки прерываются репризой - вдохом, который сопровождается свистящим звуком. Приступ заканчивается выделением густой слизи, может быть и рвота. Тяжесть приступов нарастает в течение 1-3 недель, затем стабилизируется, потом приступы становятся более редкими и сходят на нет. Продолжительность судорожного периода может составлять от 2 до 8 недель, но нередко затягивается на большее время.

После этого наступает период разрешения. В это время кашель, который вроде бы уже прошел, может возвращаться, но больной не заразен.

Лечение

Назначаются антибиотики из группы макролидов, противокашлевые препараты центрального действия, бронхорасширяющие препараты в ингаляциях. Важную роль в терапии играют немедикаментозные методы: пребывание на свежем воздухе, щадящий режим, питание высококалорийной пищей, небольшими объемами, но часто.

Профилактика

Прививка от коклюша внесена в Национальный календарь и делается детям бесплатно. Иногда болеют и привитые дети, но в легкой форме.

Корь

Вирусная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем. Источник заражения - больной человек. Инкубационный период - 8-17 дней, но может удлиняться до 21 дня.

Начинается корь с повышения температуры до 38,5-39 °C, насморка, сухого кашля, появления светобоязни. У ребенка могут возникать рвота, боль в животе, жидкий стул. В это время на слизистых щек и губ, на деснах можно обнаружить серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий поставить диагноз еще до появления сыпи.

Сыпь - мелкие розовые пятна - возникает на 4-5‑й день болезни. Первые элементы появляются за ушами, на спинке носа. К концу первых суток она покрывает лицо и шею, локализуется на груди и верхней части спины. На вторые сутки распространяется на туловище, а на третьи - покрывает руки и ноги.

Лечение

В лечении кори применяются противовирусные препараты, а также иммуномодуляторы. В тяжелых случаях могут назначаться внутривенные инъекции иммуноглобулина. В остальном лечение симптоматическое.

Постельный режим нужен не только в дни высокой температуры, но и 2-3 дня после ее снижения.

Перенесенная корь сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьников надо на 2-3 недели освободить от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки.

Профилактика

Первую прививку против кори делают всем детям в год, вторую в 7 лет.

Краснуха

Вирус краснухи передается от больного человека воздушно-капельным путем. Инкубационный период - 11-23 дня. Зараженный краснухой начинает выделять вирус за неделю до появления клинических симптомов и заканчивает через неделю-две после того, как все признаки болезни сойдут на нет.

Типичное проявление краснухи - припухание и легкая болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Одновременно (или на 1-2 суток позже) на лице и всем теле появляется бледно-розовая мелкопятнистая сыпь. Еще через 2-3 суток она бесследно исчезает. Высыпание может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела, легкими нарушениями в работе дыхательных путей. Но нередко таких симптомов не бывает.

Осложнения исключительно редки. Опасна краснуха лишь в том случае, если ею заболела беременная женщина, особенно в первые месяцы. Болезнь может стать причиной тяжелых пороков развития плода.

Лечение

Специфического лечения краснухи в настоящее время нет. В остром периоде больной должен соблюдать постельный режим. При повышении температуры применяют жаропонижающие препараты, при зудящей сыпи - антигистаминные средства.

Профилактика

Не так давно прививка от краснухи была введена в Национальный календарь.

Инфекционный паротит (свинка)

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Инкубационный период - от 11 до 21 дня.

Заболевание начинается с повышения температуры до 38-39 °C, головной боли. Позади ушной раковины появляется опухоль, сначала с одной, а через 1-2 дня и с другой стороны. Больной становится заразным за 1-2 дня до появления симптомов и выделяет вирус первые 5-7 дней болезни.

У мальчиков‑подростков нередко развивается еще и орхит - воспаление яичка: возникает боль в мошонке, яичко увеличивается в размерах, мошонка отекает. Отек проходит через 5-7 дней. Тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может в будущем привести к бесплодию.

Для паротитной инфекции типично и воспаление поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, снижением аппетита.

Также нередки серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3-6‑й день болезни, головной болью, рвотой, повышенной чувствительностью к звуковым и зрительным раздражителям. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания. Но эти явления при своевременной и рациональной терапии длятся недолго и не отражаются на последующем развитии ребенка.

Лечение

По назначению врача дают противовирусные, иммуномодулирующие, жаропонижающие, обезболивающие средства, на слюнные железы накладывают сухой согревающий компресс.

При орхите консультация хирурга или уролога обязательна, часто требуется лечение в условиях стационара. При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение в стационаре.

Профилактика

Для профилактики паротитной инфекции все дети вакцинируются в соответствии с Национальным календарем прививок.

Скарлатина

Заболевание вызывает бета-гемолитический стрептококк группы А. Заразиться можно не только от больного скарлатиной, но и от больных стрептококковой ангиной. Инкубационный период - 2-7 дней. Больной становится заразным с момента заболевания. Если болезнь протекает без осложнений, то уже через 7-10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, то заразный период затягивается.

Заболевание, как правило, начинается с внезапного повышения температуры, рвоты, боли в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь. Она мелкая, обильная, на ощупь жестковатая. Особенно густо сыпью покрываются щеки. Другие типичные места интенсивной сыпи - бока, низ живота, пах, подмышечные и подколенные впадины. Сыпь держится 3-5 дней. Легкая скарлатина протекает с кратковременными высыпаниями.

Постоянный признак скарлатины - ангина. Язык в первые дни покрывается серо-желтым налетом, а со 2-3‑го дня начинает очищаться с краев и кончика, становясь малиновым. Лимфатические узлы под углами нижней челюсти увеличиваются, при прикосновении болят.

Бета-гемолитический стрептококк группы А также способен поражать сердце, суставы, почки, поэтому необходимо своевременное лечение заболевания.

Лечение

В первые 5-6 дней ребенок должен оставаться в постели, потом ему разрешают вставать, но до 11‑го дня режим остается домашним. Детский сад и школу можно посещать не раньше чем через 22 дня от начала заболевания.

Ребенку назначают антибиотики. Используют комбинированные препараты от боли в горле, как при ангине. При необходимости дают жаропонижающие средства. Рекомендуется щадящая диета, обильное питье.

Через три недели после начала заболевания рекомендуется сделать электрокардиограмму, сдать мочу на анализ и показать ребенка отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.

Профилактика

Больной скарлатиной должен быть изолирован в отдельную комнату, ему следует выделить отдельную столовую посуду, полотенце. Изоляция больного прекращается после выздоровления, но не ранее 10 дней от начала болезни. Прививки от этого заболевания нет.

Вы с ужасом ждете наступления осенне-зимнего периода, поскольку ваш ребенок часто болеет в это время? Подобная ситуация актуальна для 40% дошкольников, но это не значит, что бороться с проблемой нельзя, нужно просто выявить и устранить причину частых простуд.

Болеть для детей – это нормально. Заболевания для иммунитета, как физические упражнения для тела, укрепляют и закаляют. Но это не значит, что ребенок должен круглый год ходить с кашлем и соплями, быть бледным и падать от слабости и хронической усталости. Существуют определенные показатели, которые регламентируют допустимое ежегодное количество простуд и детей.

Таблица для определения часто болеющих детей

Дети до полугода болеют простудными заболеваниями редко, поскольку их организм находится под защитой материнских антител. Потом они исчезают, иммунитет ослабевает, причем, как показывают последние исследования, после 6 месяцев простуды одинаково часто возникают у малышей на грудном и искусственном вскармливании.

Почему дети часто болеют

Основная причина, почему ребенок часто болеет – несовершенство иммунной системы. С возрастом в организме формируется иммунная память – организм умеет быстро распознавать основные виды патогенных микроорганизмов, уничтожать их, память иммунитета заполняется после перенесенных заболеваний и прививок.

У маленьких детей подобной защиты нет, поэтому на выявление вражеских микробов и выработку антител требуется время, что и приводит к развитию болезни

Причины часты простуд:

  • генетический фактор;
  • заражение внутриутробными инфекциями;
  • гипоксия, преждевременные роды;
  • авитаминоз, рахит;
  • плохая экология;
  • аллергия;
  • наличие хронических воспалительных процессов в организме, оперативное вмешательство;
  • глистные инвазии;
  • эндокринологические патологии;
  • несоблюдение правил гигиены.

Все эти факторы негативно влияют на работу иммунной системы, но основные факторы несколько другие, о них мы поговорим несколько позже.

Как удаление миндалин и аденоидов влияет на иммунитет ребенка?

При частых ангинах врачи рекомендуют удалить гланды, операция простая, безопасная, осложнения возникают редко. Но торопиться не нужно, миндалины – часть иммунной системы, после их удаления микробы беспрепятственно проникают в верхние и нижние дыхательные пути, что чревато хроническими ларингитами, бронхитами. Операция нужна, если обострения случаются чаще 4 раз в год, или при отсутствии улучшений после антибактериальной терапии.


Аденоиды – возрастная проблема, у взрослых этой болезни нет. Поэтому, если проблема проявляется незначительно, не препятствует нормальному носовому дыханию, можно немного подождать Аденоиды так же являются частью иммунной системы, препятствуют проникновению патогенных микроорганизмов в носоглотку.

Как бороться с частыми простудами – основные рекомендации

Надо ли лечить слабый иммунитет, или нужно просто подождать? Дети появляются на свет с первичным иммунодефицитом крайне редко, при такой патологии ребенок не просто часто болеет, а каждая простуда переходит в тяжелые бактериальные инфекции – ангины, бронхиты, воспаление легких.

Врожденный иммунодефицит – болезнь опасная и смертельная, и к продолжительному насморку отношения никакого не имеет.

Вторичный иммунодефицит развивается под влиянием внешних факторов, и чаще всего виноваты в этом родители – признать и осознать это сложно, но нужно. Неправильное питание, постоянное укутывание, сухой и горячий воздух в помещении, отсутствие физических нагрузок – все эти факторы мешают иммунитету ребенка нормально формироваться и развиваться.

Что полезно для иммунитета ребенка :

  1. Чистый и прохладный воздух в комнате – регулярно проветривайте помещение, поддерживайте температуру на уровне 18-20 градуса, влажность – 50-70%.
  2. Устраните из комнаты ребенка все пылесборники – ковры, мягкие игрушки, проводите влажную уборку регулярно, желательно ежедневно.
  3. Спать ребенок должен в прохладной комнате, легкая или теплая пижама – на усмотрение малыша, ему должно быть комфортно, он не должен потеть во сне.
  4. Не кормите ребенка насильно, не заставляйте все доедать, не допускайте перекусов между основными приемами пищи. Естественные сладости намного полезнее искусственных продуктов.
  5. Следите за состоянием ротовой полости, дырка в зубе – это постоянный источник инфекции. Приучите малыша чистить зубы дважды в день по 3-5 минут, полоскать рот после каждого приема пищи, употребления сладостей.
  6. Соблюдение питьевого режима – детям необходимо выпивать в день примерно 1 л жидкости. Это может быть чистая негазированная вода, морсы, компоты, натуральные соки, все продукты должны иметь комнатную температуру.
  7. Потливость провоцирует развитие простуд чаще, нежели переохлаждение, одевайте на ребенка столько же одежды, как и на себя, не кутайте. Если малыш слишком тепло одет, он меньше двигается на улице, что тоже нехорошо.
  8. Длительные прогулки на свежем воздухе, желательно дважды в день, при хорошей погоде можно устроить спокойный непродолжительный променад перед сном.
  9. Для часто болеющего ребенка лучше выбрать вид спорта, когда занятия происходят на свежем воздухе. Посещение бассейна, активное общение в замкнутом пространстве лучше на время отложить.
  10. Своевременно делайте все прививки, приучите ребенка часто и тщательно мыть руки.

Закаливающие процедуры – часто болеющего ребенка нужно закаливать, пусть вам и очень жалко малютку. Но начинайте постепенно, если вы сразу выльете на морозе ведро холодной воды на голову малышу, ничем хорошим это не закончится.

Закаливание – это не только водные процедуры и гимнастика по утрам, но совокупность всех перечисленных мер по укреплению иммунитета.

Какой он – правильный летний отдых?

Летний отдых обязательно нужен детям, только поездки на море вряд ли помогут укрепить иммунитет. Дети должны отдыхать вдали от массового скопления людей, питаться натуральной здоровой едой, целый день бегать босиком в трусах, поэтому идеальное место отдыха – деревня, но большинство родителей на такой подвиг пойти не могут.


Если вы все же хотите поехать на море, выбирайте места не особо популярные, где можно найти кусочек безлюдного пляжа, и не кормите малыша даже на отдыхе вредными и запрещенными продуктами.

Детские болезни и бактерии

Все эти рекомендации могут показаться вам очень простыми, многим мама захочется сделать что-то более весомое в отношении укрепления иммунной системы малыша. Вы можете сдать кучу анализов, сделать иммунограмму, скорее всего, у ребенка обнаружат стафилококков, антитела к герпесу, цитомегаловирусу, лямблиям – тут все становится понятно, во всем виноваты микробы.

Но стафилококки – условно-патогенные бактерии, обитают в слизистых и кишечнике практические каждого человека. А жить в мегаполисе, и не иметь антител к перечисленным вирусам и простейшим просто невозможно. Так что не ищите методы лечения, а регулярно укрепляйте иммунитет.

Иммуномодуляторы – за и против

Нужны ли синтетические иммуномодуляторы детям? Подобные препараты активизируют выработку антител, но реальных показаний для использования столь сильнодействующих лекарств очень мало, связаны они с первичными и тяжелыми вторичными иммунодефицитными состояниями. Поэтому если ваш малыш просто часто болеет, то пощадите его организм, пусть все происходит естественным путем.

А вот к натуральным иммуномодуляторам на основе женьшеня, эхинацеи, прополиса и маточного молочка большинство врачей претензий не имеют. Препараты можно использовать для укрепления защитных сил организма, но только после предварительной консультации с педиатром или иммунологом, и при условии неукоснительного соблюдения всех мероприятий по укреплению защитных сил организма.


Народные рецепты для укрепления иммунитета

  1. Измельчите в блендере по 200 г кураги, изюма, чернослива, грецких орехов, добавьте цедру и сок 1 лимона, 50 мл меда. Смесь уберите в темное место на 2 дня, храните в посуде из темного стекла. Давайте ребенку по 1 ч. л. трижды в день до еды.
  2. Нарежьте небольшими кубиками 3 средних зеленых яблока, измельчите 150 г грецких орехов, 500 г клюквы. Все смешайте, добавьте 0,5 кг сахара и 100 мл воды, томите смесь на слабом огне до закипания. Охладите, давайте ребенку по 1 ч. л. утром и вечером.
  3. Растопите на водяной бане 50 г прополиса, остудите, добавьте 200 мл жидкого меда. Дозировка – 0,5 ч. л. каждое утро до завтрака.

При хронических воспалительных процессах в организме хорошо помогают физиопроцедуры – УФО, посещение соляных пещер, прием минеральных вод или ингаляции с ними, солнечные ванны.

Заключение

Часто болеющий ребенок – не приговор, каждый родитель в состоянии создать все условия, чтобы укрепить иммунитет малышу.



Похожие статьи