Болезнь алания у детей. Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях

15.04.2019

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Причины: полиэтиология (по Ковшикову): патология беременности + родов (асфиксия – 88%) + раннего возраста, а также воспал. и травм. поражения ГМ, приводящие к орган. поражению ЦНС.

Этиология и патогенез разнообразны : воспалительные процессы и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития ребенка.

Различают два основных варианта алалии.

Алалия моторная (двигательный) - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматич строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе МА лежит расстройство или недоразв аналитико-синтетич деят речедвигат анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляцион дифференцировок более грубыми и простыми; причина - поражение коркового конца речедвигат анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Алалия сенсорна (чувство, ощущение) - недоразв импрессивной речи, когда наблюд разрыв меж смыслом и звуковой оболочкой слов; у реб наруш понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способн к разв активной речи; причиной СА явл поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.

Различают 3 степени выраженности (по Ковшикову) или уровени (по Левиной):

1 :все подсистемы языка в зачаточном состоянии и функц. аномально; использ. неверб. средства. М\б односл. предложения и псевдопреложения, слова-корни; пользуется ситуат. речью.

2 : зачатки общеупотр. речи (простая фразовая речь; появл. двусост. предложение. Набл. словоиз-е, словообр., согл., аграмматизмы, верба. парафазии, нар. слоговой структуры.

3 :появ. предложение различных типов и конструкций, речь с элементами недоразвития

49. Афазия. Определение, этиология. Виды афазии. Афазия ( аф) - это системное наруш-е речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга. В большинстве случаев аф. Возник у взрос. людей, однако она возможна и у дет., если поражение мозга произошло после того, как речь хотя бы частично сформировалась.

Этиология афазии .Аф может иметь разную этиологию: сосудистую; травматическую (черепно-мозговая травма); опухолевую. Сосуд-е поражения мозга имеют различные названия: инсульты, или инфаркты мозга, или наруш-я мозгового кровообращения.Они делятся на подвиды. Основ. видами инсультов (инфарктов мозга, нарушений мозгового кровообращения) явл. ишемия и геморрагия. Термин «ишемия» означает«голодание». Термин «геморрагия» - «кровоизлияние» (от лат. gemorra - кровь). «Голодание» (ишемия) приводит к гибели клеток мозга, т.к. они остаются без основной «пищи» - крови. Кровоизлияние (геморрагия) также губит клетки мозга, но по другим причинам: либо они заливаются кровью,либо на месте кровоизлияния образуется кровяной мешочек - гематома. Травмы мозга быв открытые и закрытые. И те, и другие разруш мозг, в том числе и речевые зоны. При открыт. травмах мозга прибегают к хирургич вмешательству по очистке ран, напр., от осколков костной ткани, сгустков крови и пр.), при закрыт. травмах может проводиться хирургическое вмешательство (трепанации черепа), а м б применено консервативное лечение, при кот терапия рассчитана в основном на рассасывание внутричерепных гематом.

Опухоли мозга м б доброкачествен и злокачествен. Злокач-е отлич. более быстрым ростом. Так же, как и гематомы, опухоли сдавливают вещество мозга, а прорастая в него, губят нервные клетки. Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения: а) речи и других ВПФ (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.); б) движений. Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Виды аф :-

Амнестическая, Моторная. Динамическая. Сенсорная. Тотальная .

1 . ам нест. Аф. – проявл потерей способности называть вещи и явления с сохранением способности их описать. Другими словами, это потеря словесной памяти. Больной с афазией не может вспомнить название предмета, но если ему подсказать первые пару звуков, то он может вспомнить. Та же ситуация и с написанием слов на бумаге. Заболевание вызвано нарушениями в работе теменного и височного участка коры головного мозга.

2 .Мотор. аф. – наруш устной речи по причине речевой апраксии (наруш целенапр действий, выполнение лишь элементарных движений). Артикуляц апп (язык, челюсть, губы, гортань) функционирует нормально. Принято выделять полную и частичную мотор. аф. При полной речь практически полностью теряется, больной переходит на жестикуляцию. При частичной возможно произнош коротких простейших слов (обычно это глаголы и существительные), слова искажаются, некот слова пропускаются, становится трудно подбирать слова для выражения мысли. Речь замедляется, часто повторяются одни и те же слова или звуки. МА сильно бьет по способности читать и писать, написание слов полностью отражает нарушения устной речи (пропуск, искажение слов и т.д.). Возникновение МА связано с поражением коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и смежных участков. Поэтому нередко ее еще называют афазией Брока.

3 .Динам-ая аф. – поражение коры голов. мозга в смежных с центром Брока зонах – в заднелобных отделах левого полушария. Больной не может произнести длинную фразу, поскольку не в состоянии строить длинные смысловые цепочки слов. Предлоги и местоимения исчезают из речи, остаются имена существительные в именительном падеже.

4 .Сенсор. аф. (афазия Вернике) – расстройство понимания чужой речи, так называемая словесная глухота. Слух больного не нарушен, чужую речь он слышит, но понять суть не может. Речь воспринимается как совокупность звуков, распознать которые не получается. Собственная речь больного не контролируется, наблюдается сплошной поток слов, зачастую без всякого смысла. Написание слов и чтение становятся практически невозможными: слова пропускаются, искажаются, теряется всякий смысл. Причина – поражение заднего отдела верхней височной извилины левого полушария. В случае поражения смежной области (теменной) проявляется нарушение счета.

5. Тотальная афазия – проявляется полной речевой утратой, а также непониманием чужой речи. Это самая тяжелая, крайняя степень заболевания. В данном случае повреждено доминантное полушарие мозга, а также сразу несколько речевых участков мозга.

Диагноз определяется на основании наблюдений за малышом: по совокупности общих признаков опытный дефектолог может установить диагноз. Основными признаками служат имеющиеся в речи ребенка нарушения, связанные с работой лобно-теменных областей коры головного мозга левого полушария, проявляющиеся задолго до полного становления речевой функции.

Симптомы моторной алалии:

  • задержка предречевых этапов, например, гуление и лепет могут проявляться очень скудно, а иногда и вообще отсутствовать;
  • растянутые по времени этапы становления речи;
  • замена многих слов на эмоциональные восклицания и подобные им проявления эмоций.

Не только предречевые этапы, но и ступени, предшествующие фразовой речи, такие, как эгоцентрическая речь, бурная жестикуляция, могут сохраняться неоправданно длительное время. К характеристикам проявлений моторной алалии также можно отнести нарушения в грамматическом построении предложений, скудность активного словаря, отклонения в построении слов, перестановка слов, ошибки в словообразовании, а также проблемы с регуляцией громкости издаваемых звуков, нарушения моторики, двигательной активности.

Системное обследование при моторной алалии, проводимое логопедом совместно с невропатологом, позволяет выявить нарушения в речи и степень сложности заболевания, составить план работы с ребенком.

Причины моторной алалии

Устранить проблему нарушения речи значительно легче, если знаешь его причину. Среди многих распространенных факторов, влияющих на возникновение и развитие моторной алалии можно отметить нарушение функций центра Брока, расположенного в левом полушарии головного мозга и отвечающего за развитие экспрессивной речи. Экспрессивная речь — это способность человека иметь законченную мысль, сформировать ее на уровне внутренней речи и, наконец, выдать ее в готовом варианте вслух или письменно. При дефектах этой стороны речи понимание обращенной к пациенту речи почти не затрудняется. Возможно обеднение речи, но понимание сохраняется практически полностью, если только к моторной алалии не добавляется сенсорная, являющаяся следствием поражения другого отдела коры головного мозга.

К сожалению, довольно часто сложностям при течении беременности и проблемам в родах, особенно у первородящих женщин, не уделяется нужное внимание, из-за чего позднее процесс выходит из-под контроля.

В практике встречаются случаи, когда ребенок имеет отклонения в речи в виде двух форм алалии. Диагностика и лечение в этих случаях очень затруднительны. Усилиями многих специалистов удается, как правило, находить вербальный контакт с ребенком, но ситуации часто бывают отягощены и другими психосоматическими заболеваниями. На лечение таких отклонений уходят многие годы. Сенсорно-моторная алалия лечится многими специалистами в несколько этапов.

Причинами стойкой алалии с моторным уклоном можно считать и возникновение тревожных ситуаций в семье ребенка. Постоянное эмоциональное перенапряжение отрицательно сказывается на способности к говорению и к оцениванию своей речевой деятельности. Это значит, что если после нескольких курсов занятий ребенок не продвинулся в развитии, то он настолько загнан, испуган, что не обращает внимания на себя, на свою речь.

Коррекция и лечение моторной алалии

Проведение коррекции моторной алалии возможно в случаях, когда ребенок контактный и нацелен на положительный результат своих занятий. Заниматься с таким мотивированным ребенком легко и приятно, и результат не заставит себя долго ждать — достаточно быстро раскрепощенные в общении, желающие красиво и грамотно говорить дети достигают положительной динамики. Основная задача логопеда — это не только квалифицированная помощь, но также понимание, уважение личности ребенка и полная поддержка его инициатив.

Систематическое лечение тяжелых форм моторной алалии должно проводиться не только усилиями логопеда с использованием современных методик индивидуального развития, но и с подключением курсов массажа мускулатуры артикуляционного аппарата специальными зондами . При этом необходимы наблюдения невролога за развитием ребенка, за его психическим состоянием и использование ответствующей медикаментозной терапии. К методам, корректирующим состояния алаликов, относятся и назначение ноотропных препаратов, но их значение в лечении в наши дни ставится под сомнение.

Занятия с детьми с моторной алалией базируются на работе по обогащению словарного запаса, создании у ребенка четких представлений об окружающем мире, о необходимости общения с семьей, со сверстниками. Эти дети имеют склонность к аутентичности, уходят в себя и могут подолу играть в одиночку, при этом интеллект ребенка не стоит на месте, а речевые способности очень мало развиваются. Работа с детьми с моторной алалией строится на основе онтогенетического подхода с учетом дефектов речи ребенка. Главная задача — вызвать у обучаемого положительные эмоции от речевого общения. Далее — научить его общаться сначала с помощью слов-предложений, затем — с помощью построения коротких значимых фраз, состоящих из слов в начальной форме.

Логопедическая работа при моторной алалии главным образом побуждает ребенка перейти от начального этапа общения по необходимости к диалогическому общению, к составлению отвлеченных высказываний, помогающих рассказать о своих чувствах, наблюдениях. На занятиях логопеды используют игровую деятельность, простую и понятную для ребенка, развивают память, тактильные ощущения. Постепенно знакомя ребенка с различными формами слов, обучая его словообразованию и отглагольным формам, формируют фразовую речь.


Алалия у детей очень часто не поддается полному излечиванию.

О том, что такое алалия, можно подробно узнать у врача-логопеда: это заболевание, связанное с полным отсутствием речи в результате поражения отдельных участков головного мозга.

Таких детей нужно отличать от глухонемых и умственно отсталых – они имеют хорошую память и слух.

Причины болезни

Детский головной мозг сильно уязвим к травмам и нарушениям. Они возникают как внутриутробно, так и в возрасте до года. Во время беременности влияние на мозг ребенка оказывают причины:

  • алкоголь;
  • курение;
  • гормональный сбой;
  • стресс и депрессия;
  • гипертонус матки;
  • внутриутробные инфекции;
  • отслоение плаценты;
  • маточная недостаточность;
  • падения;
  • травмы.

В таком случае у новорожденного может развиваться хроническая гипоксия. Также при родах имеется риск повреждения мозга:

  • долгое пребывание головки грудничка в тазу матери;
  • обвитие пуповиной;
  • обильное излитие околоплодных вод;
  • слабая родовая деятельность;
  • переохлаждение новорожденного;
  • отсутствие дыхания в первые часы жизни.

Эти последствия могут вызвать острую гипоксию плода, которая может привести к смерти грудничка.

В возрасте ребенка до года алалия может быть спровоцирована:

  • краснухой;
  • менинго-энцефалитом;
  • соматичекими болезнями;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • ушибами головы.

Виды алалии

В медицине выделяют два основных вида алалии:

  • моторная;
  • сенсорная.

При моторной алалии у грудных детей возникает патология нарушения речевых навыков из-за поражения мозгового центра Брока. Ее условно разделяют на 3 уровня:

  • первый – полное непонимание речи;
  • второй – проявление некоторых особенностей речи;
  • третий – речь с грамматическими ошибками.

Симптомы моторной алалии

Первые симптомы алалии у детей становятся явными в возрасте с двух лет, когда отделы детского головного мозга более-менее развиты и ребенок пытается произносить слова. Алалия может активно развиваться у подростков, если вовремя не начать лечение.

К основным признакам относятся:

  • нарушение движения;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • раздражительность;
  • понимание речи взрослого;
  • неразборчивость в числах, падежах и склонениях;
  • задержка умственного развития;
  • общение с взрослыми на уровне жестов;
  • невозможность проведения речевых операций.

Что такое алалия — должны знать родители, чьи дети имеют похожие симптомы. Точное представление о болезни поможет быстрее устранить речевые дефекты.

Основные характеристики речи

Характеристика ребенка с моторной алалией следующая:

  • наличие громкого голоса;
  • правильное произношение мягких и звонких согласных (в отличие от дислалии);
  • слова похожи на лепет;
  • нарушение особенностей речи (съедание окончаний, пропуск слогов и т.д.);
  • тяжелое восприятие вопроса и ответа на него;
  • неправильное использование знакомых слов;
  • нарушение письменной речи (как при дислексии).

При психолого-педагогической характеристике детей с моторной алалией малыши склонны к быстрой утомляемости, они гиперактивны, расторможены или заторможены.

Они негативно относиться к речи, не произносят слова, даже если понимают их значение; не могут самостоятельно одеться или покушать. Замечается нарушение со стороны памяти, эмоционально-волевой сферы, восприятия и внимания.

При сенсорной алалии повреждается мозговой отдел центра Вернике, отвечающий за понимание речи окружающих людей. Основным признаком такой болезни является невозможность соотнести предметы с речью. Поэтому ребенок или подросток не может говорить.

Очень часто врачи ставят ошибочный диагноз, приписывая больному хроническую глухоту. В этом случае ребенка отправляют на обследование к сурдологу, где малышу проверяют уровень слышимости, а затем к логопеду и психиатру для назначения лечения. К логопеду также обращаются дети, страдающие заиканием.

Правила диагностики алалии

Диагностика заболевания проходит по схеме:

  • постоянное изучение анамнеза больного;
  • прохождение электроэнцефалограммы;
  • обследование на слух;
  • проверка развития интеллекта.

Лечение детской алалии

Если диагноз подтвержден, то болезнь нужно лечить немедленно. Есть только один способ лечения. Терапия начинается с индивидуальных занятий с логопедом и одновременным принятием витаминов группы B. Здесь ребенка учат:

  • правильно произносить слова;
  • выполнять различные речевые операции;
  • делать артикуляционную гимнастику (рот, щеки, язык);
  • акцентировать внимание на предметы;
  • расширять свой словарный запас;
  • соотносить предметы со словами.

Индивидуальные занятия должны продолжаться дома с родителями. Взрослые рассказывают и показывают на предметы, а ребенок за ними повторяет. При алалии малыш испытывает сильное психическое расстройство, поэтому ни в коем случае нельзя его заставлять насильно говорить, если он сопротивляется.

Лечить алалию также можно с помощью медикаментозной терапии или в редких случаях народными средствами. Медикаментозное лечение начинается с применения ноотропных лекарств. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают защитные функции мозга от неблагоприятных последствий.

Так как препараты оказывают психостимулирующее действие, их назначают в первой половине дня. Подбор оптимального лекарства осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного. Сильно выраженных побочных действий от ноотропных препаратов – не наблюдается.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Физиологические процедуры

К комплексному лечению, а также для профилактики — добавляются физиопроцедуры:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • иглорефлексотерапия (для детей старше трех лет).

Профилактика алалии заключается в нормальном течении беременности и родов, а также раннем развитии ребенка.

Доктор советует

Алалия у детей возникает намного реже, чем другие похожие заболевания. Однако ее лечение занимает не один год. К вопросу выздоровления всегда нужно подходить комплексно: принятие таблеток, занятия с логопедом, прохождение физиопроцедур, плавание в бассейне, диета и прочее. Соблюдение советов доктора во время беременности, кормление малыша грудным молоком и спокойный эмоциональный климат в семье являются самой лучшей панацеей от любых детских болезней.

Видео к статье

Алалия - это неврологический симптом, для которого характерно повреждение или недоразвитие речевых зон в коре головного мозга и, как следствие, системное глубокое нарушение функции речи, вплоть до полного ее отсутствия. Головной мозг может повредиться при внутриутробном развитии плода или в раннем детстве (первые 3 года).

Вконтакте

Алалия является одной из наиболее тяжелых нарушений развития речевой функции . Диагностируется в 1-2 % дошкольников в возрасте 3-6 лет, в 0,2-0,6 % школьников (после 6 лет). Алалия в 2-2,5 раза чаще встречается у мальчиков.

Причины возникновения

Внутриутробное повреждение и недоразвитие речевых центров головного мозга плода в следствии:

  • гипоксия плода;
  • угроза выкидыша;
  • токсикозы беременной в тяжелой форме;
  • травмы или падения во время беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • резус конфликт плода и матери;
  • внутриутробные инфекции;
  • хронические соматические болезни матери (артериальная гипертензия или гипотензия, сердечная или легочная недостаточность, болезни эндокринной системы);
  • бесконтрольное употребление медикаментов во время беременности;
  • воздействие токсических веществ;
  • употребление алкоголя, наркотиков, сигарет во время беременности.

Осложнения во время родовой деятельности:

  • преждевременные, затяжные или стремительные роды;
  • тяжелые роды с использованием акушерских инструментов;
  • родовые травмы новорожденных, особенно травмы головного мозга;
  • гипоксия или асфиксия, обвитие пуповиной у новорожденных.

Факторы риска развития нарушения речи у ребенка до 3 лет:

  • энцефалит, менингит, черепно-мозговая травма и другие заболевания ЦНС;
  • рахит;
  • краснуха, ОРВИ, пневмония;
  • оперативное вмешательство с использованием общего наркоза;
  • неблагоприятные социальные факторы;
  • неблагополучная семья.

Клинические признаки

Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.

Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).

Второй — речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.

Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)

Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей . Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.

Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.

Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.

Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)

В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.

У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.

Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.

При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.

В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.

У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.

При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.

Дифференциальная диагностика

Симптом Сенсорная Моторная
1 Восприятие речи Нарушено Сохранено
2 Слуховое внимание Нарушено Сохранено
3 Понимание речи Нарушено Сохранено
4 Повторение услышанного Повторяют, но не понимают смысл слова Трудно повторить
5 Эхолалия Присутствует Отсутствует
6 Коммуникация Нежелание общаться Стремление к общению
7 Мимика и жестикуляция Отсутствует Присутствует
8 Компенсаторные средства Отсутствует Присутствует
9 Динамика улучшения речи Низкий темп Хорошая динамика

Диагностика

Дифференциальную диагностику алалии необходимо проводить с тугоухостью (нарушением слуха), задержкой речевого развития ребенка, детской моторной афазией, олигофренией, дизартрией, интеллектуальной недостаточностью, аутизмом.

Для оценки степени поражения мозга необходимо проводить:

  • электроэнцефалографию;
  • эхоэнцефалографию;
  • рентгенографию черепа;
  • магнитнорезонансную томографию головного мозга.

Необходима консультация логопеда, детского невролога, психолога, отоларинголога, нейрохирурга, нейропсихолога. Отоларинголог должен исключить тугоухость у ребенка путем проведения аудиометрии и отоскопии.

Как правильно лечить?

Терапия должна быть индивидуальной, комплексной и осуществляться специалистами.

Лечение алалии проводится в домашних условиях.

После обследования ребенка и подтверждения диагноза врач назначает курс терапии.

Тяжелые формы алалии, особенно детей старшего возраста, желательно проводить в специализированных стационарах, санаториях, коррекционных центрах. На ранних этапах развития ребенка алалию трудно диагностировать. Комплексная терапия включает:

  • Применение медикаментозных препаратов (ноотропных, метаболических препаратов, витаминных и витаминно-минеральных комплексов, гаммалона, цераксона, кортексина, когитума).
  • Физиотерапию (лазерную и магнитную терапию, иглорефлексотерапию, электростимуляцию, водолечение).
  • Микротоковую рефлексотерапию.
  • Лечебный массаж.
  • Индивидуальные или групповые занятия с логопедом помогают ребенку расширить словарный запас, специалист проведет коррекцию произношения и связанной речи. Занятия необходимо проводить систематично и постоянно.

Кроме специализированной помощи, родителям ребенка необходимо уделять особое внимание самостоятельным занятиям дома, регулярно проводить гимнастику или массаж пальчиков для стимулирования головного мозга. Часто разговаривать с ребенком медленной и понятной речью, совместно читать детские книги с множеством картинок. Родителям рекомендуют отдавать ребенка в детский сад.

Прогноз

Прогноз зависит от формы, тяжести алалии, степени поражения мозга. Лечение моторной формы алалии проходит медленнее и труднее, чем сенсорной, однако прогноз более благоприятный. Благоприятный прогноз терапии возможен в случае своевременного коррекционного лечения (не позже 3-4 лет), систематических комплексных занятий с ребенком. При несильной степени поражения речевых центров, речь ребенка восстановится полностью.

Профилактические меры


В группе риска находятся матери:

  • Болевшие инфекционными, вирусными и соматическими заболеваниями во время беременности.
  • Имевшие анемию.
  • Перенесшие тяжелые, стремительные роды, длительный безводный период.
  • Имеющие узкий таз.

Вконтакте

Алалия у детей - это заболевание, которое трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Обычно таким детям по ошибке ставится диагноз аутизма или олигофрении. Однако при сенсорной и моторной алалии дети отлично воспринимают информацию и не имеют нарушений в способности к обучению. Это дети с развитым интеллектом и прекрасной памятью. Они хорошо учат стихи, запоминают слова.

Однако алалия у детей при всем этом - тяжелое нервно-психическое заболевание. Оно при отсутствии адекватной коррекции делает невозможной социальную адаптацию малыша и тормозит его интеллектуальное развитие. Распространены следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия.

В основе всех видов лежит нарушение проводимости нервного импульса в центр канализации речи и обратно на органы речевого аппарата. В тяжелых формах алалия приводит к тому, что ребенок не в состоянии воспринимать речь другого человека. При поражениях самого анализатора нарушается способность зрительного восприятия образов. Слух при этом не нарушается. Аномалий развития органов речи нет. Рефлексы в норме.

Причины алалии у детей

В настоящее время врачам достоверно не известна причина алалии у детей. При этом отмечается учащение случаев, когда нарушение развивается не в период формирования речевых навыков в 1-1,5 года, а гораздо позже. Частота развития алалии у детей школьного возраста составляет 1,5 % от всех случаев диагностируемых заболеваний.

Патологический механизм алалии затрагивает структуры головного мозга и симпатической нервной системы. Поэтому есть теория внутриутробного влияния различных негативных факторов. Активно исследуется предположение о том, что возможной причиной алалии может стать инфицирование цитамегаловирусом, .

Факторами риска считаются:

  • постоянный гипертонус матки во время вынашивания плода;
  • стремительные роды;
  • преждевременные роды;
  • угроза невынашивания беременности;
  • привычные выкидыши в будущей матери;
  • перенесенные острые простудные во время беременности;
  • нарушения гормонального фона;
  • применение медикаментов будущей матерью без контроля со стороны врача;
  • нервное перенапряжение беременной женщины и стрессовые для неё ситуации.

В период новорожденности причинами алалии у детей могут стать резкие громкие звуки, крики на него со стороны матери, резкое прерывание контакта малыша с матерью, энцефалит, тяжелые соматические заболевания. В процессе обучения ребенка речевым навыкам определенную роль играет отношение к этому процессу окружающих его людей. Если у ребенка не получается выговаривать некоторые слова и буквы, а его насильно заставляют это делать, то может сработать защитный психологический механизм. Ребенок перестанет адекватно воспринимать и расшифровывать вашу речь.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с моторной алалией не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено. Моторная алалия - это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина - нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения - сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Лечение алалии у детей

Лечение алалии у детей проводится под наблюдением со стороны детского невролога и психиатра. Огромную роль играют постоянные занятия с логопедами. Родители должны относиться к такому малышу с заботой и пониманием. Однако существует тонкая грань, за которой лежит признание неполноценности ребенка. Относитесь к нему как к обычному малышу, но при этом учитывайте особенность его развития.

Очень часто алалия проходит без посторонней помощи. В этом случае врачи связывают нарушение с задержкой умственного развития. Но в большинстве случаев требуется медицинская помощь. Необходимо выявить причину алалии и устранить её. Если нарушение спровоцировано инфекцией, то предпринимаются соответствующие меры санации очагов воспаления. Используются препараты для улучшения нервных связей.



Похожие статьи