"методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированных занятий". Что такое комплексное и интегрированное занятие

26.09.2019

НОД для детей младшей группы «Путешествие по Стране игр и игрушек»

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области".

Описание материала: предлагаю вниманию воспитателей ДОУ развивающее занятие для детей младшего возраста. Данное занятие можно использовать также родителям для детей, не посещающих дошкольные учреждения (подобные занятия играют большую роль не только для развития, но и для адаптации, социализации детей до детского сада). Занятие включает в себя несколько этапов с различными заданиями, физминутками, играми. Можно, при желании, из данного занятия сформировать несколько, добавив элементы здоровьесбережения.

Рекомендация для родителей: Дошкольный возраст является наиболее интенсивным периодом для развития основных психических процессов у ребенка. Поэтому в этом возрасте очень важно обеспечить необходимые условия, способствующие развитию детей. Существует мнение, что в раннем дошкольном возрасте не обязателен целенаправленный подход к развитию детей. Подавляющее большинство детей раннего возраста проводят этот период в семье, где основное внимание чаще всего уделяется уходу за малышом. Однако именно в этот период у детей формируется познавательная активность, развиваются основные психические процессы, творческие возможности, закладываются навыки взаимоотношений с другими людьми. Их становление требует профессионального подхода со стороны взрослого, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Не упустите это время!

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель развивающего занятия: развитие различных сфер деятельности детей младшего дошкольного возраста (более конкретно цель расписана на каждом этапе занятия).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Цель: организация детей, создание эмоционального настроя на занятие, формирование навыков коммуникативного общения.
Материал: яблоня знаний - силуэт дерева, вырезанный из фанеры или плотного картона и обтянутый фланелью, яблоки (по количеству детей) - маленькие шарики, обтянутые тканью с «липучкой».
Дети садятся в круг, здороваются, называют своё имя и прикрепляют яблочко на яблоню (имя ребенка может назвать взрослый).
2. Развитие математических представлений. «Кубики и пирамидки»
Цель: формирование умения различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; развивать цветовое восприятие: выкладывать ряды из предметов разных цветов по образцу.
Материал: демонстрационный - кубики и цилиндры (мячи) разных цветов (по 5 шт.); раздаточный - картинки с изображениями соответствующих игрушек (по 5 каждого вида); карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель говорит, что сегодня они будут путешествовать по Стране игр и игрушек. Сначала они будут считать игрушки. Достает корзину с игрушками и ставит ее на стол. Затем по очереди достает игрушки одного вида и выставляет их в ряд, сопровождая пересчет объяснениями с использованием порядковых числительных: «Что там у меня лежит? Вот первый кубик. Он красный. А вот второй кубик. Он желтый. (И т. д.) Сколько кубиков я достала? (пересчитывает вместе с детьми). Пять кубиков».
Затем воспитатель раздает детям карточки с кубиками пяти цветов и просит разложить их в том же порядке.
После того, как карточки разложены, педагог возвращается к корзинке: «Но у меня в корзинке есть еще игрушки. Что же там? Цилиндры».
Далее воспитатель аналогичным способом достает из корзины цилиндры (мячи) и выставляет их за кубиками, одинаковыми по цвету. После чего дети получают карточки с изображениями цилиндров и расставляют их в ряд.
- Какого цвета кубик и цилиндр стоят на первом месте? (Красные) А на втором? (Желтые и т. д.) А теперь давайте посчитаем. Сколько у нас кубиков и сколько цилиндров. Дети пересчитывают, а затем выкладывают возле рядов игрушек карточки с цифрами.


В заключении воспитатель достаёт из корзины различный строительный материал и предлагает построить сказочное строение.


Физкультминутка. Динамическое упражнение «Считаем зайчиков».
Педагог читает рифмовку, дети вместе со взрослыми выполняют движения по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять (Дети идут по кругу.)
Будем зайчиков считать. (Поднимают ручки к голове, изображая заячьи ушки)
Зайка серый - Раз, два, три (Хлопают в ладоши три раза.)
Зайка белый - Раз, два, три (Хлопают в ладоши три раза.)
Сколько заек, посмотри (Разводят руки широко в стороны.)
3. Подготовка к обучению грамоте «Игрушки для кукол»
Цель: закрепление знаний о звуке [у] и букве «у», развитие навыков интонирования звука «у» в словах, узнавание на слух слов, в которых есть этот звук.
Материал: демонстрационный - 3 куклы; раздаточный - карточки с буквами «у», игрушки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [у].
Воспитатель ставит на стол три куклы. Куклы здороваются с детьми и говорят, что у них нет игрушек, им нечем играть. Воспитатель предлагает дать куклам игрушки. Одной кукле дают кУ бик, второй - погремУ шку, третьей - дУ дку. Раздавая игрушки, педагог сам выделяет голосом, интонирует звук «у» и побуждает детей на интонирование звука, протягивание его.


После этого воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [у] и просит произнести их названия, протягивая звук «у» и раздать карточки куклам.
Практическое задание по желанию детей: дети рисуют палочкой букву «У» на «пластилиновой лепешке» и выкладывают ее по рисунку горохом. «Пластилиновые лепёшки» можно подготовить, используя капроновые крышки.


Физкультминутка. Игры с мячом «Прокати мячик в ворота»
Воспитатель выкладывает на одной стороне комнаты достаточно широкие ворота из кубиков, а на другой раскладывает ленту. Дети должны прокатить мячик от ленты в ворота.
4. Экспериментальная деятельность. Игра с водой.
«Достань клад со дна морского»
Цель: развитие познавательных интересов, исследовательской деятельности, внимания, координации движений.
Материал: ёмкость с водой, камешки и ракушки, салфетки, полотенца.


На дне емкости, к которой налита вода, лежат ракушки, камушки, мелкие предметы на глубине 15-20 см. Дети ищут «клад». Для этого каждый ребенок по очереди попытается достать его, выбрав понравившийся предмет, камушек, ракушку.
Физкультминутка. Подвижная игра «Мамины помощники».
Воспитатель раздает детям носовые платочки, а дети имитируют движения стирки:
Мы ребята удалые - всё стираем сами,
Трём платочки носовые, помогаем маме.
А теперь все потянулись, дружно спинкой мы прогнулись
Раз,2,3,4,5 – теперь будем полоскать…
Упражнение при желании повторяется несколько раз.
5. Развитие речи и конструирование из бумаги
«Лодочка и парус»
Цель: ознакомление с художественным произведением, обучение понимать смысл содержания, отвечать на вопросы педагога, складывать лодочку из бумажного квадрата.
Материал: демонстрационный - сюжетная картинка; раздаточный - квадрат, вырезанный из двухцветной бумаги (5 х 5 см).
Воспитатель показывает детям картинку, где дети пускают кораблики по реке.


Читает рассказ Л.H. Толстого «Лодочка»:
- Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали.
Вопросы:
Из чего дети сделали лодочку?
Куда пустили лодочку?
Что делали дети?
Что с ними случилось?
Воспитатель читает рассказ еще раз. Предлагает сделать лодочку из волшебного квадрата. Раздает детям по одному квадрату из цветной бумаги. Дети называют его цвет, проводят пальчиком по контуру, определяя его форму.
При выполнении следующей части упражнения требуется активная помощь взрослого.
Квадрат решил отправиться в путешествие по морю. Для этого он превращается сначала в парус (воспитатель складывает квадрат пополам по диагонали и склеивает углы) , затем он превращается в лодочку (воспитатель складывает квадрат пополам по диагонали и загибает прямой угол вниз и также склеивает детали между собой) . - Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить парус: провести пальчиком по контуру, посчитать углы и стороны. Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить и лодочку (обыгрывается точно так же). После этого парус и лодочка склеиваются.


Физкультминутка. Самомассаж
Дети сидят (или лежат) на подушках, под расслабляющую музыку делают самомассаж с помощью массажных мячиков, валиков и т. п.
6. Мастерилки
Рисование красками «Морские волны»
Цель : обучение умению рисовать красками волнистые линии, развитие наблюдательности.
Материал: демонстрационный - картинка с изображением морских или речных волн; раздаточный - сделанная детьми лодочка под парусом из предыдущего упражнения.

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности

Введение

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Использование интегрированных занятий позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от

количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для

ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения, а также определение оптимальной нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если

участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация

к деятельности)

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

    эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

    сложность отбора учебного материала;

    подробное структурирование занятия;

    проблема личной совместимости педагогов;

    общий подход к оценке знаний и умений детей;

    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

    Выбор объекта интеграции.

    Отбор компонентов интеграции.

    Отбор материала.

    Выбор структуры занятия.

    Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

    музыка + познание (математика);

    коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

    коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;

    познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

    познание (математика) + изобразительная деятельность;

    здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

    познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»

Требования к организации занятий

    педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

    проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

    связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

    Задать логику

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от, например, тематического, когда после рисования идет игра)

    Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

    Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

    Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

    Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных фор­мах. Например:

    занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис­пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

    занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чай­ковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Ко­нек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

    занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

    занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

    занятие-праздник

    занятие- проект

    занятие - эксперимент

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в це­лом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных те­оретических знаний, способов, приемов работы в их практичес­ком преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты инди­видуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

    качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, пра­вильность, осознанность;

    умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и про­цессов;

    отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)

    Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сфор­мирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Ка­кую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Об­легчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

    Формы проведения интегрированного занятия, виды деятель­ности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ве­дут ли к поставленной цели?

    Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрирован­ном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одея­ло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргумен­тация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная

Список использованной литературы

    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

    Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4

    Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6

    Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

    Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.

    Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.

Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ

: черты сходства и отличия Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников. Интегрированное занятие Интегрированное занятие - это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом. На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку Цель такой деятельности - изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр. Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий: лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха; магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги; стройка: рабочие, строительная техника, оборудование; живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология; музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте. Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого - художественный образ, корни - средства выразительности, а ветви - образовательные области. Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов. Игровой элемент - неотъемлемая часть интегрированного занятия Основные задачи интегрированного занятия: стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира; формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования; развитие творческих способностей, художественного вкуса. Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто - обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре. Примерная структура интегрированного занятия: Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?). Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря. Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры. Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон. Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе. В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать. Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы. Комплексное занятие В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным - доминировать над другими. Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше - зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п. Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе). Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область - познание): Беседа о понятии «природа». Упражнение - распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком. Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком - отталкивает. Рассматривание картинок с изображением цветов - выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше. Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш. Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы)

Выпуск:

УДК 378.147

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 11–15..htm.

Аннотация. Статья посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному уроку. Рассматриваются основные методические и педагогические аспекты планирования, подготовки и проведения интегрированного занятия. Актуализируются возникающие проблемы при проведении интегрированного занятия. Даются практические рекомендации к проведению данного занятия. Статья рассчитана на преподавателей высшей школы и учителей средней школы.

Современное образование, как школьное, так и вузовское, перенасыщено дидактическими единицами. Увеличение количества материала - проблемы всех дисциплин без исключения в силу информатизации современной жизни в целом, быстрого прогресса в науке, количественного увеличения необходимой информации. Поток теоретических знаний, поступающий от наставников-преподавателей, настолько велик, что уже непосредственно после получения информации (например, во время лекции) обучающиеся не могут воспроизвести материал, не говоря уже об использовании этих знаний на практике.

Статистика запоминания (по М. Джонсу, США) выглядит так:

65% студентов сразу же после лекции воспроизвели основные мысли;

45,3% - после трех-четырех дней;

34,6% - после одной недели;

30,6% - после двух недель;

24,1% - после восьми недель .

Учитывая это, преподаватель должен в на занятиях использовать разные формы обучения, методы, приемы, технологии и всё это чередовать таким образом, чтобы для обучающихся отдельные темы (чаще наиболее важные или сложные для восприятия) выделялись среди процесса обучения и оставляли яркий эмоциональный след, который отразится в будущем при процессе «вспоминания» учебного материала.

К большому сожалению, педагоги-наставники с годами своей практики привыкают к определенным методикам и приемам обучения, которые и используют в своей работе. Так, И. З. Гликман, говоря о школьном образовании, видит в этом одну из причин нежелания учиться: «Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения» .

Образовательный процесс сам по себе полон противоречий, подталкивающих педагогов к использованию нетрадиционных форм проведения занятий. Так, авторы Ю. Н. Багно, Е. Н. Сергийчук считают, что «в образовании происходит углубление противоречий между требованиями к личности и деятельности учителя и уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типичной системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Эти противоречия требуют обновления содержания образования, совершенствования и дальнейшего развития методов и форм обучения» .

Избежать однообразности и обострения противоречий в процессе обучения поможет использование и повсеместное внедрение нетрадиционных форм обучения. Одной из таких форм, не являющейся новой, можно считать интегрированное занятие.

Интеграция представляет собой синтез, слияние, объединение. В учебных заведениях интеграция рассматривается в смысле объединения отдельных дисциплин на одном занятии с помощью двух или более преподавателей.

В разных источниках такие занятия называются по-разному: бинарные лекции, междисциплинарные занятия (уроки), интегрированный урок (занятие).

«Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей двух научных школ, либо как учёного и практика) .

Весьма интересен подход к интегрированному занятию у Т. Г. Браже. Так, автор считает, что «школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это интеграция внутрипредметная: курс литературы в школе и наука о литературе, читательская практика и опыт сочинительства» .

В свою очередь А. Я. Данилюк говорит о внутрипредметной интеграции на основании семиотических пар: размышление - письменная речь, действие - рассуждение, практика - теория, образ - повествование .

Группа авторов считает интегрированные занятия способом мотивации обучающихся: «В вузах бинарные занятия осуществляются в основном в лекционной форме с целью показать существование различных научных взглядов на одну и ту же проблему. Бинарные практические занятия, в свою очередь, предполагают объединение игровых технологий, технологий проблемного обучения, инновационных технологий (кейс-стади) и т. д.» .

Таким образом, интегрированное занятие - это занятие, запланированное и подготовленное задолго до намеченной даты двумя (или более) преподавателями в одной группе (классе) обучающихся параллельно по одной и той же программе, но по разным дисциплинам.

Так называемое интегрированное занятие довольно часто проводится и исследуется в дошкольных учреждениях, реже в школе и совсем редко в вузе. Причин здесь может быть несколько: материал усложняется, количество материала увеличивается, не хватает времени на планирование, подготовку и проведение такого нетрадиционного занятия, как интегрированное. Одна из весомых причин заключается в том, что преподаватели вузов не считают важным использовать нетрадиционные занятия в работе, ссылаясь на психологические и возрастные особенности студентов (образное мышление и эмоциональная окрашенность больше присущи школьникам); на методические особенности вузовских занятий (когда преподаватель выступает в роли ретранслятора большого количества материала по причине отсутствия литературы); на острую нехватку часов по каждой отдельно взятой дисциплине; на научную занятость самих преподавателей.

Существует ряд позиций для проведения результативного интегрированного занятия, которые необходимо соблюдать. Рассмотрим их.

  1. 1. Частота проведения интегрированного занятия

Нетрадиционные формы работы в процессе обучения в вузе не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у обучающихся ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения - это целенаправленная и трудоемкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе.

В этом случае преподаватель не должен впасть и в другую крайность - монотонность в обучении, «серая» ожидаемость, пресловутая предсказуемость любого занятия, «дежурные фразы», которые обучающиеся начинают цитировать во вне-учебное время.

Каждый преподаватель в силу своей педагогической, методической, психологической, научной подготовки должен сам выбирать, с помощью чего и как он внесет что-то нетрадиционное, нестандартное в процесс обучения и с какой периодичностью.

При этом подготовка интегрированного занятия занимает больше времени и задействует наиболее активно обучающихся. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.

  1. 2. Планирование интегрированного занятия

Планировать интегрированное занятие необходимо в начале учебного года (се-местра), учитывая при этом несколько важных факторов:

Условия (качество аудитории - количество посадочных мест, наличие оргтехники, телевизора, интерактивной доски, т. е. материально-техническая обеспеченность);

Увеличение времени подготовки к занятию самого преподавателя (часовая занятость);

Уровень предыдущей подготовки обучающихся (психологическая подготовка, теоретическая база знаний, общий кругозор, глубина знаний по обеим дисциплинам);

Уровень мотивации и возможность его стимулировать.

При этом необходимо учесть, что интегрированное занятие может играть роль повторения/обобщения пройденного материала, задания по которым даются задолго до намеченного занятия.

Так, П. И. Иванов считает: «Повторение может быть сплошным и распределенным по времени, то есть с перерывами. Повторение с более или менее значительными перерывами является более эффективным, чем повторение без перерыва» ;

Место дисциплины в учебном плане образовательного учреждения;

Междисциплинарные связи должны актуализировать перед обучающимися необъятные просторы науки, взаимопересечения, взаимозависимости наук;

Необходимо кроме вышеуказанных факторов учесть ещё ряд требований при планировании именно для интегрированного (бинарного) занятия:

Соответствие в тематическом плане и пересекаемость близких по содержанию тем двух разных дисциплин;

Преподаватели планируемого интегрированного занятия должны работать в данной группе, чтобы обучающиеся не были скованы присутствием чужого преподавателя на занятии;

Тема, выбранная для интегрированного занятия, должна быть содержательно наполнена для обеих дисциплин;

Личные отношения преподавателей не должны быть конфронтационными или соперническими;

Времени на подготовку такого занятия требуется больше, и это время совместной подготовки преподавателей и в зависимости от формы проведения занятий и обучающихся.

  1. 3. Подготовка к занятию за две недели

Непосредственная подготовка к интегрированному занятию должна начинаться не позже двухнедельного срока до самого занятия по расписанию.

В основные этапы подготовки входят:

Методико-педагогическая теоретическая подготовка (подбор методов, приемов, новых технологий), работа с литературой с целью рассмотрения новых фундаментальных исследований;

Административная подготовка (согласовать с администрацией подготовку интегрированного занятия, расписание занятий, планируемую аудиторию, группу);

Составление плана проведения занятия (сюда входят два этапа работы: изначально индивидуальная работа преподавателя по подбору материала занятия, наброски плана проведения занятия и второй этап - это совместная подготовка преподавателей, когда объединяется подобранный материал и пишется один план проведения занятия). Необходимо, чтобы одна цель занятия подходила обеим дисциплинам. Знания, умения и навыки должны быть подробно описаны в плане проведения занятия с позиции каждой дисциплины. То же касается и компетенций;

План проведения занятия - неотъемлемый атрибут любого педагогического мероприятия. В интегрированном занятии в целом преподаватели ведут занятие по плану, но никого из преподавателей не должно пугать отступление от него. Преподавание - это творческий процесс, но когда объединяются два творческих человека, то содержательность и результативность тоже удваиваются.

Несомненно, преподаватели в ходе занятия должны достигнуть поставленных целей, сделать выводы, оценить обучающихся и выдержать временные рамки. В остальном творческий процесс сдерживать не надо. При этом часто верный прогноз действий обучающихся при нетрадиционной форме проведения занятия представляет определенную сложность, но сдерживать проявление незапланированной активности обучающихся также не стоит.

Интегрированное занятие по форме проведения может быть лекцией (то есть подача нового материала), в этом случае обучающиеся будут минимально задействованы в подготовке занятия. Если интегрированное занятие проводится в форме семинара, практического занятия или лабораторной работы, тогда преподаватели планируют работу обучающихся при подготовке к будущему занятию, оговариваются темы докладов, сообщения, проблемные вопросы и согласовываются фамилии обучающихся, получивших задание.

  1. 4. Непосредственное проведение занятия

Главные условия работы непосредственно на занятии:

В начале занятия необходимо уйти от привычного начала. Здесь поможет фантазия педагогов. Это может быть музыкальное вступление, видеосюжет, коллаж на доске, презентация каждой из дисциплин, стихи, высказывания известных учёных, приветственное слово, подготовленное как преподавателями, так и самими обучающимися. Количество вариантов начала занятия зависит лишь от настроя и фантазии преподавателей, подготовивших данное занятие, главное, чтобы начало подчеркивало нестандартность проводимого занятия;

Необходимо задействовать в работе как можно больше обучающихся;

В первую очередь дается задание тем обучающимся, которые не успевают по одной из дисциплин, задействованных в подготовке и проведении интегрированного занятия. Это поможет пробудить интерес к дисциплинам и психологически поддержать обучающихся;

Ход занятия планируется так, чтобы работа преподавателей грамотно чередовалась. Ни одна дисциплина на таком занятии не должна являться превалирующей;

Задания, проблемные вопросы рассматриваются с позиции каждой дисциплины, при этом обучающиеся должны как можно больше высказываться, аргументировать свою точку зрения.

  1. 5. Заключительный этап занятия

По результатам занятия оценивание обучающихся происходит при совместном обсуждении преподавателей и с комментариями для обучающихся;

Оценки обучающимся, участвовавшим в работе интегрированного занятия, обязательно дублируются в журнале каждой из двух дисциплин, что также будет способствовать повышению интереса к предстоящему занятию в будущем;

Выводы преподавателей (заранее обговариваются при совместном планировании) должны содержательно подходить по теме к каждой дисциплине;

Не забываем дать обучающимся домашнее задание. Чтобы усилить эффект проведенного интегрированного занятия, преподаватели готовят материал к домашнему заданию повышенной сложности, лучше с проблемными вопросами, требующими дополнительной работы от обучающихся, то есть задания должны вызвать больше вопросов, чем ответов. Это вызовет эффект Зейгарника , который состоит в следующем: если дать задание и не позволить его довести до конца (в данном случае с помощью сложности задания), то впоследствии обучающиеся вспоминают незавершенное задание в 2 раза чаще. Несомненно, домашнее задание разбирается на следующем занятии каждым преподавателем на своем предмете отдельно.

Можно дать домашнее задание в форме кластеров или сопоставительных таблиц .

Результативность интегрированного занятия видна уже непосредственно на занятии (активность обучающихся, новый интерес к дисциплинам в их синтезе) и далее на протяжении учебного процесса (расширение кругозора обучающихся, развитие толерантности, желание изучать дисциплину, к которой раньше не проявляли интереса).

  1. 6. Самоанализ интегрированного занятия

Каждый педагог в своей деятельности проводит своеобразный анализ своих занятий. Основам самоанализа учат в педагогических вузах. Впоследствии на практике педагог, его методика и технологии оцениваются и анализируются как коллегами, так и проверяющим методистом.

За основу самоанализа занятия можно взять такие параметры:

Характеристика группы (уровень общей подготовки, психологическая характеристика, индивидуальные особенности и возможности обучающихся);

Оценка места и роли занятия в общей теме;

Оценка каждого отдельно взятого этапа занятия;

Рациональное использование времени;

Оценка выбора методов обучения;

Оценка выбора форм обучения;

Внимание обучающихся, интерес к содержанию и процессу обучения;

Активность и работоспособность обучающихся;

Организация контроля;

Использование наглядности;

Достигнута ли цель.

  1. 7. Проблемы проведения интегрированного занятия в вузе

В связи с проведением интегрированного занятия часто возникает вопрос: какие дисциплины можно использовать в таких формах работы? Ошибочным является мнение, что интегрировать можно только дисциплины по циклам: гуманитарный - история и литература - или математический - алгебра и физика. Главная цель интегрированного занятия в том и состоит, чтобы показать, что образование - это целостная, взаимовлияющая система, каждый аспект которой отражается друг в друге. Так, примером для интеграции занятия могут служить: философия - техника, политология - высшая математика, социология - медицина, история - пожарная безопасность. Такие примеры можно приводить бесконечно, здесь всё зависит от творческого потенциала и профессионализма преподавателей.

«В конечном счете лучший способ обучения, будь то математика, история или философия, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета», - считает А. Маслоу .

Таким образом, интегрированное занятие в любой форме его проведения, будь то лекция или семинар, может занять достойное место в преподавательской деятельности в целостном процессе обучения. На интегрированном занятии будут реализованы компетенции, знания, умения и навыки наиболее продуктивно, но кроме этого интегрированное занятие запомнится обучающимся своей нетрадиционностью, может быть, и новизной. Как говорил Платон, «всякое знание есть лишь воспоминание» ; так и интегрированное занятие в педагогике и методике обучения не является ноу-хау, такая форма работы в процессе обучения уже использовалась педагогами десятилетиями.

Интегрированное занятие в конечном итоге процесс творческий как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся. Американский учёный А. Малоу считает, что «мы должны учить их (учеников) быть творческими, по крайней мере, в смысле способности справляться с новизной, импровизировать. Это означает, что мы должны обучать и готовить инженеров не в старом стандартном смысле, а в новом - готовить “творческих” инженеров» .

Интегрированное занятие, как и любое другое, ставит перед собой образовательные цели. Но с выделенными выше проблемами в образовании (нежелание учиться, перегруженность курсов, изменившиеся ценности, появление в образовании новой парадигмы, новые ФГОСы) необходимо стараться проводить занятия в абсолютно новом ключе, чтобы не получилось так, как писал советский педагог Ш. А. Амонашвили: «Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, - он основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей» . Закончить статью хотелось бы словами того же ученого: «Урок нуждается в обновлении и очеловечивании».

Список литературы

1. Общая психология / сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – С. 257.

2. Гликман И. З. О школьном порядке и желании детей учиться // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 77.

3. Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 07 (июль)..htm.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – М.: «Питер», 2007. – С. 104.

5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150.

6. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д.: Педагогический университет, 2000. – С. 196.

7. Иванченко В. А., Козлова Ю. А. Бинарные занятия, как способ мотивации обучения студентов в вузе // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию д-ра психол. наук, почет. проф. НГПУ В. Г. Леонтьева (Новосибирск, 25–28 дек. 2014 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 171–174.

8. Иванов П. И. Психология. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 139.

9. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершённых и завершённых действий // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. – М., 1979. – С. 61.

10. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Использование метода интеллект-карт (Mind Map) на занятиях по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного цикла // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 108.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 186.

12. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / сост. Е. А. Лихтенштейн. – М.: Зна-ние, 1978. – С. 25.

13. Маслоу А. Указ. соч. – С. 99.

14. Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 1989. – С. 169.

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования.

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Интегрированные занятия в детском саду

Исполнитель:

Дёмина Елена Александровна,

Воспитатель МДОУ

«Новоромановский детский сад

«Улыбка»

Консультант:

Ротэрмель Виктория

Александровна,

Методист МОУ «ИМЦ

ВВЕДЕНИЕ

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной дея­тельности учащихся школ, преодолении противоречия искусствен­ного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспри­нимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении.

В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированных занятий.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Глава 1 Интеграция содержания дошкольного образования

Объективная сторона интергации, как показывает анализ педагогической литературы, находит своё отражение непосредственно в содержании об­разования и определяет подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных образовательных областей таким об­разом, чтобы знания и умения, полученные при изучении одной или нескольких областей, являлись базой для усвоения других или закреплялись при их изучении. Здесь они должны выступать в единстве трактовки понятий, раскрываемых в программах взаимосвязанных направлений и рациональном отборе учебного материала.

Важными для рассмотрения вопросов интегрирования содержания являются работы Л.И. Балашовой, М.Н. Берулавы, Г.Ф. Геге­ля, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и др. И.Я. Лернер, В.В. Краевский. В них авторы рассматривают содержание образования как:

Систему знаний о свойствах, явлениях, закономерностях, законах, понятиях, категориях, которые необходимо строить на принципе концентричности, предполагающем наращивание и расширение этих категорий знаний;

Систему способов познания окружающего мира, которая могла бы представлять собой взаимосвязь и перенос их в различные образовательные сферы;

Эмоционально-ценностное отношение личности к объектам познания, отражающее разнообразную гамму чувств, эмоций, охранительных и сберегательных действий;

Социокультурный творческий опыт, складывающийся на основе способов и чувств, позволяющий ребенку переносить имеющиеся знания и способы в новые виды жизнедеятельности.

Концептуальные идеи трех попыток реализации интегративного подхода к образованию представляют несомненный интерес для разработки содержания интегрированного знания. В области естественных наук таким знанием, по мнению Л.Я. Данилюк, выступают представления о системно-уровневой организации природы, физической, химической и биологической картине мира, сопряженности и общих закономерностях происходящих в неживой и живой природе про­цессов. В сфере гуманитарного знания ведущими выступают прин­ципы культурологичности и культуросообразности, дополняющиеся общим интегратором естественно-научного и гуманитарного зна­ния - методологическим подходом человека к изучению бытия, ис­следованию материи (природы) и идеи (духа).

Несмотря на множественность и многосложность содержания интегрированного знания, оно должно отражать ряд мировоззренческих аспектов, главные из которых, по мнению А.В. Теремова, следующие:

Нравственно - аксиологический взгляд на мир, где жизнь и дея­тельность каждого индивида рассматривается как самостоятельная ценность, а знания и вера - как условие гармоничного развития личности и формирования научного мировоззрения;

Разумное отношение к процессам преобразования мира, когда человек, являясь частью природы, обладая силой разума и возможностью вырабатывать энергию, сопоставимую с энергией природных явлений, активно участвует в локальных и глобальных про­цессах, а главное - начинает понимать ответственность за происходящее, за судьбы мира.

Разделы программы в ДОУ, будучи многомерными, по своему образовательному значению, могут быть многопланово взаимосвязаны между собой по линии:

Познавательной деятельности. Одно из проявлений базисного компонента в образовании - его сквозное присутствие во всех без исключения образовательных областях. Применимо к познавательной деятельности детей это означает, что система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключения разделах программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности;

Формирования личности ребенка. Каждая программа в целом, каждый раздел в отдельности вносят свой особый вклад, не заменяемый изучением других разделов;

Практической значимости. В каждом разделе программы есть практические аспекты, играющие аккумулирующую роль.

Эффективности сближения и тесной связи различных направлений можно достичь разработкой содержания интегрированного знания непосредственно по каждому разделу программы, а также включением знания из дополнительных парциальных программ, используемых в работе с дошкольниками в связи с наличием в ДОУ какого-либо приоритетного направления работы.

Интеграция может происходить по следующим направлениям:

­ развитие речи - расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование граммати­ческой структуры речи;

­ ознакомление с окружающим миром - систематизация и углуб­ление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам позна­ния мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;

­ подготовка к обучению грамоте - развитие речевого слуха, сен­сорное развитие ребенка в области языка, формирование звуково­го анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;

­ продуктивная деятельность - реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;

­ музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид ис­кусства, доступно ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить;

­ ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;

­ изобразительное искусство способствует развитию внимания, на­блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художни­ками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску;

­ драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки;

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд; ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы и др.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные области.

Глава 2 Интегрированные занятия в детском саду

2.1 Общая характеристика занятий

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий прак­тической направленности.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помо­щи универсальной системы значений - синтеза». Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Интегрированное занятие отличается от традиционного исполь­зованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

2.2 Примерная структура занятия

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

­ предметов образовательного цикла между собой;

­ деятельности двух или более педагогов и др.

Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри -, так и межпредметной, посредством:

интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;

методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;

теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.

По мнению ВТ. Фоменко и Е.Ю. Сухаревской, интеграционные процессы в дошкольном образовании проявляются в трех уровнях: внутри-, межпредметном, межсистемном и обладают высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.

2.3 Методика подготовки и проведения интегрированных занятий

Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ необходимо выполнить ряд важных действий:

­ определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

­ проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

­ учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

­ определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

­ выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

­ продумать развивающие задачи;

­ использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

­ учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи экспериментирование, моделирование и т.д.);

­ учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:

­ обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

­ в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведе­ния, которые необходимы для ее реализации;

­ при разработке занятия необходимо выделить главное и ис­пользовать знания из смежных разделов, способствующих усвое­нию основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

­ при планировании требуется тщательный выбор типа и струк­туры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

­ интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными ви­дами деятельности воспитанников на занятии;

­ при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;

­ необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном заня­тии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

­ на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия - важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспи­танникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре), последняя первоначально может строиться только на взаимосвязи содержания образования через интегрированные занятия и ин­тегрированные мероприятия (праздники, досуги).

Суть интегра­ции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

2.4 Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия: качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;

умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа (по С.В. Кульневичу)

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

в создании нового раздела (программы);

цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

единичных интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

4.1. органически единая, целостная новая структура;

4.2. параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

4.3. стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии?

Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии.

Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Заключение

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения:

­ являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка; средством повышения профессиональной компетентности педагогов;

­ ведут к снижению статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;

­ используют всё образовательное пространство не только группы, но и детского сада (кабинеты, залы, холл, группы, территория детского сада);

­ применяются при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.

Список литературы

1.Белая, К.Ю. и др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.

2.Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования [текст]: М., 1993.-162 с.

3.Доронова, Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду [текст]: М., 1997.-206 с.

4.Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей [текст]//Дошкольное воспитание. 1983. № 2.-С. 22-26.

5.Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]: Уфа, 2005.-128 с.

6.Комплексные занятия по развитию творческих способнос­тей дошкольников: Метод, пособие [текст] / Авт-сост. Н.В. Корчаловская, Г Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.-168 с.

7.Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.-С. 103-106.

8.Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст]: Томск, 2003.-153 с.

9.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении до­школьников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.

10.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познава­тельных процессов [текст] / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1964.-247 с.



Похожие статьи