Что нужно знать родителям об обязательной вакцинации детей? Обязательно ли делать прививки.

24.05.2019

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

То, что, вообще-то, прививки нужны, как правило, понимают все. И подтекст этого вопроса обычно несколько иной: «Нельзя ли моему ребенку обойтись без прививок?» Оказывается, можно, но только в двух случаях: если ваш ребенок собирается всю жизнь провести один на необитаемом острове или если все окружающие, кроме него одного, будут эффективно привиты. И та и другая ситуации очень далеки от реальности.
Реальностью же является то, что за последние 10 лет вследствие уменьшения числа привитых детей в России резко возросла частота инфекционных заболеваний. Заболеваемость дифтерией увеличилась в 13 раз. Ежегодно регистрируется 20-25 тысяч больных корью, увеличилось число случаев коклюша, в 1995 г. в России зарегистрирована вспышка полиомиелита - заболевания, о полном отсутствии которого у них заявили 145 стран мира. Вот уж действительно - «мы впереди планеты всей» или почти всей.
Причин уменьшения числа привитых детей несколько, но основных, как выяснилось, две. Одна со стороны родителей - стремление всеми правдами и неправдами избежать прививок, другая - неоправданно расширенное число медицинских противопоказаний для прививок Со второй причиной удалось справиться сравнительно легко - административно-разъяснительным путем. Изменить же точку зрения на прививки мам и бабушек оказалось сложнее (папы и дедушки в этом вопросе обычно более покладисты).

А в чем, собственно, состоит защитное действие прививок?

Уже при рождении ребенок устойчив по отношению ко многим (но не ко всем) инфекциям благодаря полученным им от мамы в конце внутриутробного периода защитным антителам. Уровень этих антител в организме ребенка также поддерживается благодаря дополнительному их поступлению с грудным молоком. В связи с этим новорожденные и грудные дети до 6 месяцев жизни невосприимчивы к дифтерии, краснухе, кори, ветряной оспе. Однако на протяжении второго полугодия жизни ребенка эти, по сути дела материнские, антитела разрушаются. Малыш оказывается беззащитен перед окружающим его миром болезнетворных микроорганизмов. Прививки же и обеспечивают ребенку так необходимую ему защиту от инфекций.
Прививка заключается во введении в организм резко ослабленного возбудителя болезни (живая вакцина) либо его компонентов (убитая вакцина). Это вызывает специфический ответ организма в виде выработки защитных антител, способных в перспективе нейтрализовать возбудителя инфекции в случае его попадания в организм. Для создания и поддержания в организме ребенка достаточного уровня антител для защиты от одних инфекций (дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита, полиомиелита) необходимо повторное введение вакцины и последующее периодическое повторение прививки, а в отношении других инфекций (корь, паротит, краснухами др.) достаточно одной прививки живой ослабленной вакциной.

Почему за границей детям делают другие прививки?

Сроки, последовательность и разновидности проводимых детям прививок против различных инфекций в каждой стране определяются наряду с возрастными особенностями иммунной системы ребенка, а также уровнем инфекционной заболеваемости и наличием профилактических препаратов. С учетом всех этих факторов каждая страна разрабатывает свой, национальный календарь профилактических прививок.

Большинство развитых стран имеют сходные календари прививок Особенностью российского календаря является проведение прививок против туберкулеза всем новорожденным детям (в связи с высоким уровнем заболеваемости) и отсутствие прививок против гемофильной b-инфекции (так как нет отечественных препаратов).
С учетом этих особенностей детей, родившихся за границей, стараются привить против туберкулеза до двухмесячного возраста. В более старшем возрасте такую прививку можно будет провести только после обследования ребенка (внутри-кожное введение туберкулина - проба Манту), позволяющего убедиться, что он еще не успел заразиться туберкулезом.

Нужна ли моему ребенку прививка против гепатита В?

Гепатит В 1 - тяжелое заболевание, нередко постепенно (в течение ряда лет) приводящее к циррозу печени. В последние годы его частота упорно возрастает. Используемые при лечении гепатита В медикаменты очень дорого стоят, к тому же не гарантируют выздоровление. Вакцина, применяемая для прививки, получена при использовании самых современных генно-инженерных технологий. Она представляет собой лишь антиген вируса, не может вызвать заболевание и практически не вызывает постпрививочных реакций.
Выделена группа детей (группа повышенного риска), для которых эта прививка является просто обязательной. К их числу относят:

  • детей, матери которых во время беременности перенесли острый гепатит В или являются носителями вируса гепатита В;
  • детей из семей, в которых есть больные хроническим гепатитом или носители вируса гепатита В;
  • детей, проживающих или отъезжающих в район с высоким (более 8%) уровнем носительства вируса гепатита В среди населения (а это, в частности, значительная часть территории Сибири);
  • непривитых против гепатита детей, имевших контакт с больным острым гепатитом В;
  • подростков, начавших беспорядочную половую жизнь;
  • детей с заболеваниями крови, получающих переливания крови или препараты крови;
  • наркоманов, вводящих препараты внутривенно (к сожалению, бывают и такие дети).

Но, учитывая широкую распространенность и тяжесть прогноза заболевания, безусловно, эта прививка полезна и всем остальным детям. И не случайно в последние годы эта прививка в нашей стране включена в календарь обязательных прививок.
Кстати, не менее актуальной для жителей России является прививка против гепатита А. Заболеваемость детей вирусным гепатитом А довольно высока, и нередко в детских коллективах возникают вспышки этого заболевания. Разработаны эффективные вакцины против гепатита А («Хаврикс», «Вакси»), позволяющие защитить ребенка от заражения.

Правда ли, что прививка может вызвать у ребенка заболевание?

Нет, заболевание, против которого прививка направлена, она вызвать не может, но обязательно вызывает ответ организма, который обычно протекает скрытно, хотя для некоторых прививок характерны постпрививочные реакции.
Характер реакций зависит от особенностей прививки. При внутримышечном введении вакцин местные реакции проявляются болезненностью и, возможно, легкой припухлостью в месте инъекции (впрочем, как после любого укола).
Пожалуй, наиболее выраженная местная реакция характерна для прививки против туберкулеза (БЦЖ). На месте прививки на коже наружной поверхности левого плеча через 4-6 недель появляется бугорок с последующим образованием гнойничка, а затем корочки. Нередко родители пытаются либо обработать этот гнойничок каким-либо дезинфицирующим раствором, либо удалить корочку. Конечно, этого делать не следует. Напротив, необходимо беречь этот участок во время массажа, при переодевании, а также при купании ребенка (смачивать его можно, но растирать не следует). Через 2-3 месяца на этом месте формируется рубчик размером 2-10 мм, косвенно свидетельствующий о сформированной невосприимчивости к туберкулезу.
Общие реакции на прививку выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) прививочные реакции могут проявляться картиной резко ослабленной инфекции. Так, у части детей (5-15%) после противокоревой прививки с 5-го по 15-й день повышается температура тела, возможен насморк, легкое покашливание, слезотечение и очень редко появляется пятнистая необильная бледно-розовая сыпь. Эти проявления сохраняются не долее 2-3 дней и не требуют специального лечения. И конечно, они по тяжести не сопоставимы с проявлениями, характерными для кори у непривитого ребенка.
После противопаротитной прививки у большинства детей прививочный процесс протекает бессимптомно. У небольшой части детей с 4-го по 12-й день могут наблюдаться температурные реакции и очень редко - кратковременное увеличение околоушных слюнных желез. Но никогда не бывает панкреатита или орхита (воспаления яичек), которые иногда осложняют течение паротита у детей.

Как местная, так и общие прививочные реакции непродолжительны (1-2 дня), хорошо переносятся детьми, не представляют угрозы для здоровья ребенка и, конечно, не сопоставимы с возможными последствиями самих инфекций.

А разве не бывает тяжелых реакций на прививку?

Любое хорошее дело можно скомпроментировать, если игнорировать необходимые для его осуществления условия. Действительно, иногда встречаются необычные и неадекватные реакции на прививку - осложнения. Как правило, они обусловлены либо грубыми нарушениями техники проведения прививок, либо стандартным (формальным) подходом к ребенку, не учитывающим его индивидульных особенностей.
Подчас родители в своем стремлении добыть для своего ребенка самую лучшую вакцину, заказывают ее привезти кому-нибудь из знакомых «с другого конца света». Но вакцины - это биологически активный продукт, требующий для сохранения присущих ему свойств определенных условий. Транспортировка вакцин должна осуществляться в специальных контейнерах, обеспечивающих оптимальный температурный режим. Вакцины нельзя взбалтывать. При несоблюдении этих условий самая хорошая вакцина в лучшем случае утрачивает свои свойства, и прививка оказывается неэффективной. В худшем случае вакцина становится токсичной и способна вызвать осложнения.
Если прививку проводит неподготовленный персонал, если инструменты не стерильны, если не проведены тщательная обработка места укола и рук персонала, тогда возможны местные осложнения прививки - уплотнения, нагноения в месте укола. При этом в области.укола появляется покраснение и напряжение кожи, а в глубине можно прощупать резко болезненное уплотнение. Нередко поднимается высокая температура тела, появляется озноб. Можно попытаться помочь ребенку, давая ему антибиотики и накладывая на область уплотнения полуспиртовые компрессы (при появлении размягчения, напротив, холод). Однако зачастую в этих случаях требуется помощь хирурга.
Все же основным условием возникновения осложнений чаще является измененная реактивность ребенка. Опасность осложнений реально повышена у детей с аллергическими заболеваниями, с повышенной судорожной готовностью, с нарушенным иммунитетом. Для предупреждения осложнений таких детей выделяют в особые группы, прививки им проводят по индивидуальной схеме, специально подготавливая ребенка для каждой из прививок (об этом - несколько позже). При соблюдении этих правил осложнения после прививок - редкое явление.
Родители нередко несколько преувеличивают частоту осложнений после прививок, ошибочно расценивая в качестве постпрививочных осложнений другие не связанные с прививкой заболевания, которые у ребенка могут возникнуть в этот период с той же вероятностью, как и в любой другой. К примеру, после противодифтерийно-столбнячной прививки (АДС) у ребенка появились кашель и насморк Казалось бы, очевидна причинная связь заболевания с прививкой. Однако это совершенно нехарактерные проявления для этой прививки, и связь имеет случайный характер.
Многочисленными исследованиями доказано, что более чем половина детей с «реакцией на прививку» в действительности переносили различные не связанные с прививкой заболевания, которые наслаивались на постпрививочный период.

Можно ли как-то отличить реакцию на прививку от самостоятельного заболевания?

Отличить постпрививочную реакцию от заболевания вполне возможно, если учесть следующие моменты:

  • реакции с повышением температуры тела после прививки убитыми вакцинами (АКДС, АДС и АДС-М) никогда не развиваются позже 48 часов, а после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) возможны не раньше 4-5-го дня;
  • аллергические реакции не отмечаются позже чем через 24 часа после любого вида прививок;
  • расстройства стула, нарушения мочеиспускания и одышка не характерны для прививок и являются признаками сопутствующих заболеваний;
  • катаральные проявления (кашель, насморк) могут быть реакцией на противокоревую прививку, но не характерны для других прививок.

А может ли в будущем ребенок заболеть инфекцией, против которой ему была сделана прививка?

Да, изредка.прививка оказывается неэффективной, и ребенок может впоследствии заболеть этой инфекцией. Так бывает в тех немногих случаях, когда при проведении прививки были допущены погрешности:

  • если вакцина была неактивна вследствие нарушения правил ее транспортировки и хранения. Например, при транспортировке в багажном отделении самолета вакцина была заморожена или взболтана;
  • при нарушении техники проведения прививки. Например, вакцину против туберкулеза, предназначенную для внутрикожного введения (БЦЖ), ввели подкожно. При этом не только не формируется невосприимчивость к туберкулезу, но также возможно нагноение (абсцесс);
  • если при проведении прививки не были учтены противопоказания. Например, ребенка привили в остром периоде заболевания, когда его иммунная система боролась с инфекцией и не смогла адекватно прореагировать на прививку;
  • когда необходимую для поддержания невосприимчивости к инфекции прививку своевременно не повторяют. Так, для защиты от полиомиелита вакцину дают ребенку трехкратно на первом году жизни, а затем однократно в 18,24 месяца и в 6 лет. При нарушении сроков повторных прививок и появляется риск заболевания ребенка.

Как было отмечено, после некоторых прививок (против кори, краснухи, паротита) невосприимчивость сохраняется очень длительно (практически пожизненно). Тем не менее, учитывая, что по разным причинам у части детей невосприимчивость не сформировалась, в 6 лет эти прививки всем детям делают повторно.

Можно ли убедиться, что ребенок после прививки невосприимчив к инфекции?

Конечно, можно. После прививки, как уже отмечалось, в крови появляются специфические защитные антитела, которые могут быть выявлены с помощью специального анализа крови, взятой из вены ребенка (правда, анализ этот производят далеко не в каждой лаборатории, и он довольно дорого стоит).
Необходимость в таком анализе может появиться в ситуации, когда, к примеру, приятель вашего ребенка заболел корью, а ваш привитой против кори ребенок собирается ехать в летний оздоровительный лагерь или в санаторий. Его не берут, ссылаясь на контакт с инфекцией и вероятность (хотя и очень небольшую) возникновения у вашего ребенка кори. И это правильно, так как нельзя ставить под угрозу карантина весь лагерь или санаторий. Если же вы представите результаты анализа, в котором будет доказано наличие у вашего ребенка высокого уровня противокоревых антител, проблема будет исчерпана.
У ослабленных детей такое исследование бывает необходимо для того, чтобы в случае контакта с инфекционным больным (например, с корью) при отсутствие у привитого ребенка защитных антител своевременно ввести ему препарат (иммуноглобулин), который если не предотвратит заболевание, то значительно уменьшит его тяжесть.

Так ли уж обязательно делать прививки в установленные сроки?

В общем-то, необязательно, но желательно. Сроки проведения той или иной прививки регламентированы Прививочным календарем. Делать прививку раньше срока нецелесообразно, так как в организме ребенка еще сохраняются защитные антитела, которые нейтрализуют прививку. Защитный эффект прививки не будет достигнут.

Делать прививку позднее срока можно, но при этом ребенок до проведения прививки какое-то время не будет защищен от инфекции и может заболеть. Все же более разумно следовать рекомендациям Прививочного календаря и без весомых на то причин существенно не отклоняться от рекомендованных сроков прививок.

По каким причинам прививку придется отсрочить?

При острых лихорадочных заболеваниях иммунная система борется с болезнью и реакция ее на прививку может быть неадекватной, поэтому проведение прививок откладывают до выздоровления. По той же причине прививки не делают в периоде обострения хронических болезней. Вместе с тем при легких формах острых респираторных и острых кишечных инфекций прививки с разрешения врача можно проводить еще до полного выздоровления сразу же после нормализации температуры тела.
Очевидно, не стоит рисковать и повторять прививку, если на предшествующее введение этой вакцины было какое-то осложнение. Из-за опасности осложнений детей со злокачественными заболеваниями, первичными иммунодефицитами, ВИЧ-больных не прививают живыми вакцинами (полиомиелитной, коревой, паротитной). Однако таких детей необходимо прививать в первую очередь, так как в случае инфекции такой ребенок может погибнуть. У таких детей с целью вакцинации используют специальные убитые вакцины. Перечисленные патологические состояния у детей, к счастью, встречаются редко.

Можно ли прививать, если ребенок ослаблен?

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения ослабленных детей следует прививать в первую очередь, так как именно у них инфекции протекают наиболее тяжело, с высокой вероятностью осложнений. Но при проведении прививок такие дети требуют особого подхода.

  1. Прививки им проводят после выздоровления от острого заболевания и при отсутствии обострения хронического процесса.
  2. Детям с хроническими заболеваниями в качестве подготовки до и после прививки назначают противорецидивное лечение.
  3. Ослабленных детей прививают по индивидуальному графику, избегая сочетания нескольких прививок.
  4. К прививке таких детей специально подготавливают. Подготовка зависит от характера заболевания.

Детям, у которых ранее были судороги , прививки проводят на фоне противосудорожных средств (люминал) - 5-7 дней до и 5-7 дней после дифтерийно-столбнячной и с 1-го по 14-й день после коревой и паротитной прививок. При повышенном внутричерепном давлении в те же сроки назначают мочегонные средства.
Детям с аллергическими заболеваниями целесообразно проведение подготовки антиаллергическими средствами (фенкарол, тавегил, перитол) за 5-6 дней до и 5-6 дней после прививки. В некоторых случаях, на усмотрение врача, в течение 1-4 недель до< и 1,5-3 месяцев после прививки назначают задитен или интал.
У часто болеющих респираторными инфекциями детей лекарственную подготовку к прививке начинают на фоне стихания очередного заболевания. Назначают один из препаратов стимулирующего действия (женьшень, элеутерококк, лимонник), а также витамин А и экстракт корня солодки в течение 1 -2 недель до и 1 -1,5 месяца после прививки.

Наиболее тяжелые формы инфекционных заболеваний с осложнениями и смертельными исходами возникают у ослабленных непривитых детей и у детей с нарушением графика прививок Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при инфекционных заболеваниях. Активное проведение прививок обеспечивает вашему ребенку формирование невосприимчивости к той инфекции, против которой проводится прививка, и способствует снижению инфекционной заболеваемости других детей, у которых по какой-то причине прививка не была проведена или оказалась неэффективной.

Сегодня каждая молодая или будущая мама задается вопросом: “Нужно ли делать прививки ребенку или лучше от них отказаться?” Интернет переполнен информацией по этому вопросу, причем ответы на него резко противоположные. Как же разобраться, кто прав?

Одни выступают за обязательное прививание всех детей, другие – против всех вакцин и вмешательств в развитие собственного иммунитета ребенка. Выступающие «против» приводят страшные примеры осложнений, наступивших после прививок. Те кто «за» пугают ужасными случаями заболеваний непривитых малышей.

Раньше профилактические прививки в детском возрасте были обязательными, и никто не задумывался, стоит их делать или нет. Все были уверены в их необходимости и в том, что они защитят ребенка от тяжелых и серьезных болезней. Сегодня такой выбор есть, но прежде, чем слепо верить врачам, твердящим о необходимости вакцинации, или подруге/соседке, у которой дочка подруги троюродной сестры якобы получила какие-то осложнения после прививки, нужно беспристрастно разобраться во всех «за» и «против».

Прежде, чем решать, делать прививки ребенку или отказаться от них, нужно разобраться, а что же такое «иммунитет» и как он работает?

Иммунитет – это защитная функция организма, позволяющая избавляться от всех чужеродных микробов и вирусов, поступающих извне.

Иммунитет бывает врожденным и адаптивным. Врожденный передается по наследству от родителей и формируется еще в утробе матери. Он обеспечивает невосприимчивость организма к определенным вирусам. Именно поэтому некоторые люди, например, никогда не болели ветрянкой, даже после контакта с больными. При этом стойкость к вирусам может быть абсолютной или относительной. В первом случае человек не может заразиться ни при каких условиях, а во втором заражение может наступить, если организм ослаблен.

Адаптивный иммунитет не передается по наследству, а формируется в течение всей жизни. Иммунная система учиться защищать организм от тех или иных вирусов.

После того, как вирус попадает в организм, он распознается иммунным механизмом, определяются его слабые места, и начинается выработка антител. Они быстро размножаются и побеждают вирус. Несколько таких антител остаются в организме до конца жизни. Это так называемые «клетки памяти». Если этот вирус опять попадет в организм, антитела начнут мгновенно размножаться и уничтожат вирус. Человек не заболевает повторно. Однако, если организм ослаблен, то возможность заболеть есть, но в легкой форме.

Одним из главных аргументов противников прививок является высказывание, что у ребенка от рождения есть иммунитет, а химическое вмешательство (вакцинация) разрушает его. Они отчасти правы, врожденный иммунитет действительно есть. Однако вакцинация как раз таки направлена на формирование адаптивного иммунитета, и никак не влияет на врожденный. Разобравшись в принципе работы иммунной системы, можно смело этот аргумент вычеркивать.

Как работают прививки?

Прививки бывают живыми и инактивированными. В первом случае в организм вводится ослабленный живой вирус. Их вводят подкожно или в виде капель перорально или интраназально. Примером таких прививок являются: БЦЖ, от ветряной и натуральной оспы, кори, краснухи, свинки. При инактивированной прививке в организм вводят уже разрушенные вирусы.

Попадая в организм, ослабленный или разрушенный вирус сразу же определяется иммунной системой, и начинается производство антител. В результате формируются клетки памяти, которые в будущем и не позволяют нам заболеть.

Осложнения после прививок

К сожалению, осложнения после прививок возможны, поэтому рекомендуется к вакцинации готовиться особенно тщательно.

После введения инактивированных вакцин осложнения практически невозможны, так как вирус уже разрушен и не может вызвать заболеваний.

В случае с живыми вакцинами нужно быть очень внимательными. Суть в том, что после ее введения ребенок переносит заболевание только в очень легкой форме. Это позволяет в будущем избежать тяжелого протекания заболеваний, которые могут привести к страшным последствиям. Например, переболев свинкой, мальчики не редко становятся бесплодными. Но не нужно этого пугаться и тут же бежать делать прививку.

Важно как следует подготовиться. Если ребенок только что перенес ОРВИ или какие-то желудочно-кишечные заболевания, то ни в коем случае нельзя делать живую вакцинацию. Необходимо перенести прививку до полного выздоровления и восстановления.

Если были какие-то проблемы во время родов, и ребенок родился слабым, то от живых вакцин лучше вообще отказаться. Можно их заменить на инактивированные. Здоровым детям можно спокойно ставить живые прививки, так как они в несколько раз эффективнее защищают организм.

Календарь прививок для детей до 1 года

Возраст Прививка
1-е сутки Гепатит В — 1я вакцинация
1-я неделя БЦЖ (от туберкулеза)
1-й месяц Гепатита В — 2я прививка (ревакцинация)
2 месяца Гепатита В (для детей группы риска) — 3я прививка (ревакцинация)
3 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк и коклюш) — 1я вакцинация

Полиомиелита — 1я вакцинация

Пневмококк — 1я вакцинация

4 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш) -2я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 2я прививка (ревакцинация)

Пневмококк — 2я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 1я вакцинация

6 месяцев

АКДС — 3я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 3я прививка (ревакцинация)

Гепатит В — 3я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 2я прививка (ревакцинация)

12 месяцев Вакцинация от краснухи, кори, свинки

Нужно ли четко следовать календарю прививок?

Люди, выступающие за обязательные прививки, и некоторые врачи говорят о необходимости строго соблюдать календарь прививок. Слепо руководствоваться расписанием не стоит.

Все прививки можно вводить только абсолютно здоровым детям. После простуд или других заболеваний должно пройти достаточно времени, чтобы организм полностью оправился. Если ваш педиатр настаивает на прививке сразу после болезни, вы в праве отказаться или перенести ее. Обязательно посоветуйтесь с другим врачом, если не уверены, что прививку стоит делать именно сейчас.

Касательно ревакцинаций дела обстоят совсем по-другому. Здесь очень важно соблюдать четко обозначенное время между повторными прививками. В противном случае, прививка может оказаться вообще бесполезной.

Если ребенок заболел, и подошло время ревакцинации, посоветуйтесь с несколькими специалистами. В каждом конкретном случае есть наиболее правильный и безопасный способ ввести вакцину повторно с сохранением максимальной ее эффективности. Однако, посоветовать это вам может только врач. Не принимайте скоропалительных решений, ведь на кону здоровье вашего малыша.

Зачем нужно делать прививки?

Многие противники обязательной вакцинации детей говорят, что лучше переболеть многими инфекциями именно в детском возрасте (краснуха, ветряная оспа, корь), когда они переносятся значительно легче.

Да, действительно, такие болезни намного легче переносятся в детстве, формы заболевания взрослых более тяжелые. Но, представьте себе ситуацию: вы не привили ребенка от краснухи, и он заболел как раз тогда, когда вы ждете второго ребенка. Что тогда? Для беременных женщин краснуха грозит выкидышем или серьезными нарушениями развития плода.

Вот и ответ, что такие прививки делают детям в основном затем, чтобы обезопасить взрослых.

Прививки против коклюша, столбняка, полиомиелита, туберкулеза защищают детей от опасных и тяжелых инфекций, от которых не существует профилактических препаратов. И вакцинация – единственное средство защитить малыша.

Стоит также отметить, что прививки не дают 100% гарантию того, что ребенок не заболеет никогда, но она гарантированно позволит перенести заболевание в легкой форме. Кроме того, активная защита организма после некоторых прививок, например, от коклюша, с возрастом снижается. Однако коклюшем опасно болеть именно в возрасте до 4 лет, когда болезнь может грозить малышу пневмонией и разрывом кровеносных сосудов. Для защиты от таких ужасных последствий и вводится вакцина.

Еще один важный аргумент ярых противников вакцинации: «После прививки от гриппа всегда заболеваешь, поэтому прививки только во вред». К сожалению, во многих учебных и государственных заведениях, вакцинация против гриппа проводится уже в разгар эпидемии. В это время делать прививки, конечно же, не стоит. Для выработки антител и борьбой с введенным с вакциной вирусом организму требуется время (около 3-4 недель). Имеет смысл делать такие прививки в начале сентября, а не в октябре, когда вокруг уже все болеют.

Видео доктора Комаровского: Мифы о вакцинации

Подведем итоги

Безусловно, прививки защищают наших детей и нас от тяжелых и серьезных заболеваний, а также возможных осложнений после перенесенной болезни. Тем не менее, не стоит бездумно следовать календарю прививок. Важно ставить вакцину только здоровому ребенку. Если ребенок родился слабым или имеет какие-то врожденные проблемы со здоровьем, проконсультируйтесь по поводу прививок у нескольких специалистов. От введения живых вакцин в этом случае лучше отказаться.

Ответить на вопрос, нужно ли делать обязательные прививки ребенку или стоит отказаться от вакцинации, должна каждая молодая мама. Подойдите к этому вопросу со всей ответственностью, так как именно от вашего решения зависит здоровье и будущее малыша.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

После рождения ребенка в семье возникает не мало спорных вопросов. Важное место занимает вопрос вакцинации крохи в первый год его жизни, нужны ли прививки детям до года. Одни родители уверены в пользе прививок и ставят их согласно прививочному календарю. Другие же наотрез отказываются прививать своего ребенка, считая, что неокрепшему организму слишком опасно давать такую нагрузку и ставить прививки не нужно. И те и другие руководствуются в первую очередь желанием уберечь своего дитя от болезней, но кто из них прав?

Необходимы ли прививки детям до года

Мнения врачей в этом вопросе более конкретны. Ставить прививки обязательно нужно. Ведь существует ряд опаснейших болезней, от которых может спасти только вакцинация. Это такие болезни, как:

  • полиомиелит,
  • дифтерия,
  • коклюш,
  • столбняк,
  • паратит,
  • гепатит,
  • туберкулез и многие другие.

Главные аргументы противников прививок – это случаи болезней, а иногда даже смертности из-за пресловутой вакцины. Но стоить понимать, что здесь, скорее несоблюдение допрививочного периода, чем действие вводимой вакцины в организм ребенка. Так или иначе всех интересует ставить или нет прививки детям до года.

Ставить или нет прививки детям до года мнение врачей

Почти все врачи солидарны в мнении, что ребенку необходимо и нужно ставить прививки до года и после, да и в течение всей жизни, согласно календарю вакцинации. Конечно реакция организма у всех деток разная и порой непредсказуемая. Очень важно понимать, что ни в коем случае нельзя ставить прививку ребенку, который болеет или недавно болел. Перед прививками нужно обязательно сдавать анализы, с целью контроля состояния здоровья малыша. И вообще вести правильный образ жизни, закаляться, соблюдать режим дня и питания.

Не стоить игнорировать и сроки вакцинации, иначе профилактическая эффективность может быть ниже ожидаемой. Если вы собрались в отпуск, то лучше проконсультироваться с врачом-педиатром, когда лучше поставить ту или иную прививку вашему ребенку.

Сторонники отказа от прививок полагают, что у них низкое качество и поэтому они больше вредят детям. Это заблуждение, так как все вакцины прошли контроль и рекомендованы Министерством Здравоохранения. У всех вакцин есть разные производители и схемы разработки, но они не являются менее или более эффективными. Все аналоги взаимозаменяемы. Подробную консультацию родителям смогут дать педиатры на приеме перед прививкой.

Ставить нужно ли прививки детям до года

Есть вакцины, от которых не стоит отказываться. Первая прививка в жизни крохи – это БЦЖ (вакцина от туберкулеза), затем ставят полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк. Через год обязательная ревакцинация. В год ставят прививку от кори, а в 1,5 от паротита (свинки).

Все данные по срокам и количеству вакцин есть в прививочном сертификате ребенка.



Похожие статьи