Заикание у детей, известные методы лечения. Причины возникновения и методы лечения заикания у детей

23.05.2019

– расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия . Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

Симптомы заикания у детей

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией , лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом , педиатром , детским неврологом , детским психологом , детским психиатром . Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения , физиотерапии, массажа , ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж , дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит - нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: - неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.


Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками - например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга - в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.


Самостоятельно «прописывать» ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается - заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.


Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.


Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

Причины заикания

Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

Методики лечения

При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

Как проходит занятие у логопеда:

  1. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  2. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  3. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  4. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  5. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  6. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.

Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

Медикаментозные препараты

Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

Чем лечить заикание:

Название препарата К какой группе относится С какого возраста можно принимать Схема лечения
Фенибут Ноотропный препарат 8 лет По 1 таблетке трижды в день на протяжении 1-1,5 месяца
Пантогам Ноотропный препарат В таблетках – с 3 лет, детям младшего возраста при необходимости назначают сироп По 750-3000 мг/сутки на протяжении 1-4 месяца
Пантокальцин Ноотропный препарат Нет ограничений По 0,5 г раз в 4-8 часов в течение 2-4 месяца
Анвифен Ноотропный препарат С 3 лет До 8 лет – 50-100 мг трижды в день;

8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;

старше 14 лет – 250-500 мг трижды в день

Продолжительность терапии – 2-3 недели

Энцефабол сироп Ноотропный препарат Нет ограничений до 7 лет – 2,5-5 мл суспензии 1-3 раза в сутки;

старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.

Продолжительность лечения – 2-6 месяца.

Пикамилон Ноотроп С 3 лет До 10 лет – по 0,02 г утром и вечером;

старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день

Кортексин Ноотропный препарат для внутримышечного введения Нет ограничений До 20 кг – 0,5 мг/кг, дозу делят на 2 введения;

более 20 кг – по 10 мг утром и вечером

Мидокалм Миорелаксант Безопасность в детском возрасте не доказана. Применяется по назначению врача Дозировку определяет врач, инъекционные формы у детей не используют
Клоназепам Противосудорожный препарат Безопасность в детском возрасте не доказана до 10 лет – 0,02 мг/кг;

старше 10 лет – по 1 г в день

Атаракс Транквилизатор С 3 лет

у маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги

По 0,001-0,0025 г/кг в сутки
Глицин Улучшает процессы обмена в тканях головного мозга

Нет ограничений

По 1 таблетке 2-3 раза в сутки на протяжении 2-4 недель
Нотта Седативное средство с валерианой, ромашкой С 3 лет До 12 лет – 5 капель раз в 8 часов

В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

Гомеопатические препараты

Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

Список эффективных препаратов:

  • Тенотен детский;
  • Бовиста;
  • Буфо рана;
  • Каустикум;
  • Купрум;
  • Эуфразия;
  • Игнация;
  • Ляхезис.

Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

Народные средства

Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

Народные средства:

  1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
  2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
  3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

Дыхательная гимнастика

Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

  1. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
  2. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
  3. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
  4. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
  5. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.

Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

  1. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
  2. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
  3. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
  4. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
  5. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
  6. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
  7. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
  8. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
  9. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.

Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

Заикание - расстройство речи, тесно связанное с психоэмоциональным состоянием ребенка. Логоневроз, в основе которого лежит судорожное сокращение мышечного комплекса речевого аппарата, проявляется сбитым ритмом или темпом речи. С данным недугом работает врач-логопед. Лечение включает комплекс психологических методик, медикаментозное воздействие и физиопроцедуры.

Заикание: суть недуга

Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от логоневроза, при этом у мальчиков патология диагностируется в 3-4 раза чаще, нежели у девочек. Этот факт объясняется психоэмоциональной слабостью маленьких мужчин и неспособностью достаточно выражать свои эмоции. У взрослых стойкое или невылеченное заикание встречается у 1% населения.

Логоневроз еще называют навязчивым страхом общения. Возникая внезапно, заикание постепенно усиливается. Нередки периоды улучшения речи, однако недуг вновь возвращается, а его проявления еще более тяжелы.

Специалисты составили психологический портрет людей, предрасположенных к заиканию:

  • холерический психотип (неуравновешенная психика);
  • робкие, испытывающие стеснение в обществе;
  • чрезмерно впечатлительные;
  • большие фантазеры;
  • со слабовыраженными волевыми качествами.

Причины заикания


Причины логоневроза подразделяют на две категории: органическое поражение нервной системы и невротические состояния.

Дефекты развития нервной системы

Возникают вследствие:

  • наследственной предрасположенности;
  • тяжелого течения беременности;
  • осложненных травмами малыша родов;
  • частых болезней малыша в первые годы жизни.

Внутриутробно у плода могут развиться органические дефекты строения речевого аппарата (ринолалия, дизартрия и др.). Нередко при этом диагностируется повышение внутричерепного давления и судорожный синдром.

Важно! Неврозоподобное заикание не зависит от внешних факторов (эмоциональное состояние и т. д.).

Причины неврозов

Заикание может возникнуть и у здоровых детей вследствие нервного перенапряжения. Причины этому следующие:

  • неожиданный испуг (лай собаки, фильмы ужасов и боевики, страшные мультфильмы);
  • пугающая стрессовая ситуация (ссоры в семье и школе, переживания по поводу болезни родственника и т. д.);
  • желание взрослых сделать из малыша вундеркинда (заучивание сложных слов и предложений, большие объемы стихотворений, обучение двум языкам в раннем возрасте и т. д.);
  • малый словарный запас малыша, недостаток общения со взрослыми, ведущий к задержке речевого развития;
  • недостаток любви в семье, тягостные для малыша наказания (избиение, пребывание в темной комнате и т. д.);
  • длительное пребывание малыша у телевизора, за компьютером, замещение реального мира виртуальным;
  • подражание заикающемуся взрослому;
  • попытка переучить левшу (леворукие малыши более неустойчивы в эмоциональном плане и трагически воспринимают стрессовые ситуации).

Важно! Заикание у ребенка с неврозом усиливается при любом психоэмоциональном перенапряжении и может практически исчезать в спокойной обстановке.

Клиническая картина

Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

  • тонические расстройства - вынужденная пауза с затягиванием звука (соб...ака, р...учка);
  • клоническое расстройство - повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
  • смешанное расстройство.

Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

  • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
  • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
  • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).

Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

Лечение заикания у детей


Терапия логоневроза эффективнее при обращении к специалисту при первых расстройствах речи. «Свежий» недуг при комплексном и квалифицированном подходе можно излечить за 2 недели.

Обязанности родителей заикающегося ребенка:

  1. Создание спокойной психологической обстановки (невротический родитель может быть главной причиной заикания малыша).
  2. Распорядок дня: соответствующий возрасту сон, ограничение просмотра телевизора и занятий малыша с планшетом/компьютером, прогулки.
  3. Ограждение от пугающих моментов: исключение громкой музыки, стрессовой информации.
  4. Полноценное общение, совместные прогулки и занятия.
  5. Исключение акцентирования на дефектах речи малыша.
  6. Устранение фобий у ребенка (не все собаки злые, разъяснение как вести себя в различных ситуациях, включенный светильник ночью, отказ от страшных сказок на ночь и т. д.).
  7. В любой момент показывать малышу, что он любим. Отказ от критики.
  8. Развитие уверенности в себе и самостоятельности (совместная покупка игрушки или понравившейся одежды).
  9. Контроль за речью, обучение ребенка говорить на выдохе.
  10. Спокойная, медленная речь при общении с заикающимся малышом.
  11. Укрепление здоровья (лечение хронического тонзиллита, закаливание и др.).
  12. Контроль за осанкой, расслабление мышц воротниковой зоны с помощью массажа.
  13. Включение в рацион продуктов, благоприятно влияющих на речь (льняное масло, творог, сметана, рыбий жир), ограничение сладостей (конфеты, газировка) во избежание гиперактивности.

Логопедические методики восстановления речи:

  • установка психологического контакта с ребенком (доверительное отношение поможет не акцентировать внимание на недуге);
  • успокоительные средства на основе трав;
  • зарядка языка и логопедический массаж, представленные в игровой форме;
  • дыхательные упражнения;
  • психологические приемы для установления эмоциональной стабильности;
  • режим молчания;
  • музыкотерапия (пение детских песен, особенно эффективно при логоневрозе прослушивание произведений Моцарта).

Вылечить заикание у ребенка можно только при скоординированных усилиях специалиста и родителей. На фоне созданного взрослыми эмоционального покоя индивидуально подобранные методики коррекции речи дадут максимально быстрый эффект.



Похожие статьи