Афазия когда говорит но невнятно. Что такое афазия и чем она страшна

13.06.2019

Содержание статьи:

Афазия - это неврологическое расстройство, которое проявляется частичной или полной утратой способности разговаривать, при этом функции речевого аппарата не нарушены. Изменения при данном заболевании локализуются в соответствующих участках коры головного мозга. Важно отличать дизартрию от афазии. В первом случае поражается именно этот аппарат, тогда речь невыразительная и невнятная.

Основные причины развития афазии


Фактически афазия - всего лишь составляющая клинической картины другого заболевания, которое поражает лобную, теменную или височную доли. Также данное расстройство речи может проявляться в случае повреждения нервных структур, которые передают импульс к коре головного мозга. В зависимости от конкретной причины будет отличаться симптоматика, темп развития осложнений и разновидность афазии.

Различают несколько основных причин афазии:

  • Новообразования . На первом месте по факторам развития данного расстройства размещаются опухоли головного мозга. Они часто затрагивают именно те участки коры, которые отвечают за данную функцию. Часто именно расстройство речи может указывать на новообразование, поэтому к такому симптому следует отнестись очень серьезно.
  • Нарушение мозгового кровообращения . Различают транзиторные или переходящие ишемические атаки, которые развиваются в виде непродолжительного приступа, и инсульты. Они обуславливаются остановкой кровотока в конкретных участках головного мозга и сопровождаются топической симптоматикой, в зависимости от локализации патологического процесса.
  • Травмы . Представляют собой один из самых важных факторов в развитии афазии. Вызывают структурные патологические изменения, что ведут к потере некоторых функций. Часто афазия возникает не сразу же после травмирующей ситуации, а в виде отдаленных последствий.
  • Демиелинизирующие заболевания . Данная группа болезней включает рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит. Их патогенез заключается в виде разрушения особого структурного белка - миелина. Он отвечает за передачу нервных импульсов в головном мозге. В случае нарушения его функции возможно развитие различных симптомов, в том числе афазии.
  • Эпилепсия . Данное заболевание характеризуется образованием в тканях головного мозга очага электрических импульсов, которые вызывают судороги или кратковременную потерю сознания. Если он находится в тех участках, которые отвечают за речь, соответственно будет развиваться афазия.
  • Дегенеративные заболевания . Существует множество различных заболеваний, что сопровождаются атрофией и некрозом клеток головного мозга с последующей потерей некоторых функций, за которые отвечают области поражения. Вместе с другой неврологической симптоматикой возможно также развитие афазии.
  • Отравление . Много ядов, промышленных веществ, которые могут оказывать негативное влияние на головной мозг, в случае попадания в организм воздействует на нервную систему. Также действуют и соли тяжелых металлов. Отравление нейронов влечет за собой потерю их функции.

Разновидности и проявления афазии

В зависимости от механизма возникновения афазии, а также структур головного мозга, которые при этом поражаются, можно различить несколько видов данного расстройства. Также формы афазии отличаются конкретными клиническими проявлениями.

Сенсорная афазия


Так ещё называют афазию Вернике-Кожевникова. Её суть в неспособности человека воспринимать и соотносить конкретные звуки со соответствующими словами. То есть информация, которую ощущает орган слуха, правильно не обрабатывается, и поэтому человек не понимает того, что услышал.

Более того, непонимание касается не только речи других людей, но и своей собственной. Нарушается контроль произношения. Именно поэтому часто наблюдаются парафазии. Это замена похожими за артикуляцией и звучанием словами тех, которые человек должен произнести.

Кроме этого, возможно также нарушение чтения. Человек не способен соотнести прочитанные буквы со звуковым воспроизведением в памяти. Раньше всего теряется возможность читать вслух, затем трудности возникают и в других ситуациях.

В зависимости от силы проявления симптома, человек может общаться фактически набором слов, которые не связаны между собой. Темп речи при этом не снижается, артикуляция не нарушается.

Эфферентная моторная афазия


При этом виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи, которая отражает сущность сказанного. При этом человек полностью понимает услышанное и свои слова в том числе, но не может сформулировать то, что пытается.

Чаще всего нарушена артикуляция, правильная постановка предложений. Человек часто упускает некоторые соединительные слова, меняет их местами, так что полученная речь лишается логического смысла. Нарушается спонтанная речь, и, когда он пытается вспомнить конкретное слово, имеют место персеверации - стереотипное повторение некоторых звуков или слов.

Речь человека строится на обычном наборе слов, которые могут быть даже не связаны между собой. Иногда он может остановиться на длинную паузу, затем продолжить разговор совсем в другом направлении.

Афферентная моторная афазия


При этом варианте человек полностью понимает обращенную к нему речь, осознает её смысл, но не может сформировать правильный ответ или реакцию.

Свои слова он плохо артикулирует, часто может их путать. Иногда заменяет одни выражения созвучными, но совсем неподходящими по смыслу. Такое явление может отмечаться как в повторении слов других людей, так и в самостоятельной речи.

Фактически данный симптом является базовым и специфическим для данного вида расстройства речи. В отличие от предыдущего варианта, построение предложения правильное, соответствует грамматическим нормам, отсутствуют длинные немотивированные паузы в речи.

Оптико-мнестическая афазия


Основным признаком оптико-мнестической афазии является невозможность человека назвать определенный предмет при указывании на него кем-то другим. При этом он знает, что это за объект, может рассказать, для чего он используется, но название вспомнить очень тяжело.

Обычно маленькая подсказка в виде первых звуков того слова или созвучных фраз помогает восстановить в памяти то, что нужно. В отличие от обычной зрительной агнозии, при которой подсказки не срабатывают, в этом случае симптомы поддаются коррекции.

Также при оптико-мнестической афазии речь в целом не изменяется. Артикуляция и порядок слов в предложении, темп и качество разговора не страдают. Именно поэтому данный тип афазии диагностируется редко на начальных этапах.

Семантическая афазия


Симптомы афазии в этом случае состоят в нарушении понимания логического порядка слов в составленных предложениях.

Таким людям обычно сложно воспринимать речь других, так как им тяжело осознать смысл сказанного. Легче даются простые односложные предложения. Человек с данным расстройством испытывает сложности в понимании логических конструкций.

Чаще всего такие люди пытаются общаться простыми словами, которые объясняют их основные потребности. При этом повторение даже сложных фраз дается весьма легко, так как человек не вдумывается в их взаимосвязь. Артикуляция отдельных слов при семантической афазии сохранена, название предметов индивид помнит хорошо.

Особенности лечения афазии у человека

Для афазии лечение зависит от конкретной причины, которая вызвала данное расстройство. То есть важным аспектом терапевтической помощи будет воздействие на те патологические состояния, которые вызвали нарушения речи. Также во внимание берутся другие аспекты афазии, чаще всего это коррекция артикуляции и логопедическая помощь. Они имеют непосредственное влияние на речевой аппарат и более целенаправленное воздействие.

Медикаментозная терапия


Чаще всего лечением причины заболевания занимается невролог или нейрохирург, так как они квалифицируются на инсультах, травмах и других патологических состояниях, что связаны с головным мозгом. Если же изменения речи были вызваны новообразованиями, значит, борьбой с его симптомами будет заниматься также онколог.

Соответственно, будут применяться препараты, которые улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. Также целесообразным будет назначение ноотропных средств. Они способны улучшать когнитивные функции коры головного мозга, в том числе возможность разговаривать и воспринимать обращенную речь.

Каждый препарат, что назначается при афазии, должен быть тщательно взвешен на предмет побочных явлений и взаимодействия с другими лекарствами, что принимает человек. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением с помощью фармакологических препаратов. Это может навредить пациенту.

В некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство для устранения того фактора, который вызывает афазию. Следовательно, серьезность симптомов при этом должна достигнуть крайних вариантов.

Логопедическая помощь


В большинстве случаев эффективными окажутся курсовые занятия с логопедом, который поможет скорректировать функцию речевого аппарата настолько, насколько это возможно без медикаментозного вмешательства.

Основной целью логопедической помощи является формирование четких установок для человека, чтобы он тщательно работал над собой и старался выработать новые схемы для полноценной речи. Обязательно затрагиваются все её виды. Индивид учится слушать и анализировать услышанное, сам составляет предложения и пробует их усложнять.

Результатом логопедического лечения должна быть правильная грамматически поставленная речь, которая динамически составляется. Правда, работа над этим может занять достаточно продолжительное время. В зависимости от конкретного случая лечение у логопеда достигает 2-3 лет.

Начинать данную терапию можно сразу же после минования острого периода болезни или начала появления симптомов. В любом случае нужно посоветоваться с лечащим врачом.


Во многих случаях афазия - всего лишь переходящий симптом, который со временем может исчезнуть бесследно. Такое часто случается при несложных инсультах, при которых функции головного мозга восстанавливаются.

Именно в тот короткий период огромную роль играет обращение родных и близких с тем человеком, у которого развилась афазия. Они должны придерживаться нескольких несложных советов, которые способствуют улучшению самочувствия и быстрой реабилитации:

  1. Упрощение речи . Необходимо разговаривать с человеком простыми понятными предложениями. Следует избегать сложных слов, длинной формулировки вопроса или ответа.
  2. Повторение . Чтобы улучшить понимание и его эффективность, можно повторить конкретные ключевые слова. Это поможет больному расставить приоритеты и не упустить важный смысл предложения.
  3. Прежний уровень общения . Нельзя сюсюкаться или использовать другие формы речи, если раньше такого не было. Следует сохранять прежний уровень взаимоотношений и общения, так человеку будет легче адаптироваться.
  4. Терпение . Нужно дать необходимое время для формулировки своего мнения и постановки предложения. Пациенту сложно быстро и ловко общаться, поэтому следует отнестись с пониманием к тому, что это будет занимать немного больше времени.
  5. Язык тела . Кроме разговоров, существуют другие методы коммуникаций, которые способствуют пониманию между людьми. Следует обязательно их использовать, тем самым упрощая задачу человеку с афазией.
  6. Инициативность . Нельзя активно вовлекать кого-то в беседу, тем самым вынуждая делать то, что трудно дается. Несмотря на распространенное мнение, что коммуникации помогут быстрее вернуться в строй, это не совсем так. Трудности при выговаривании могут способствовать аутизации, замыканию больного в себе, и он просто перестанет разговаривать, так как разуверится в своих возможностях.
  7. Коррекция . Также не имеет смысла поправлять или указывать, как правильно разговаривать человеку. Люди с афазией делают множество ошибок, и, если всех их исправлять, разговор совсем потеряет смысл.

Правила профилактики афазии


В основном предупреждение черепно-мозговых травм и ишемических повреждений головного мозга представляет собой профилактику развития афазии. Это значит, что здоровый образ жизни, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, курения сохраняют сосуды в хорошей форме, предупреждая гипоксию вследствие нарушения циркуляции крови в головном мозге.

Также сюда следует отнести профилактику атеросклероза. Липидные бляшки часто закупоривают просвет сосудов, тем самым вызывая ишемические явления. Рекомендовано быть осторожным с высоким давлением. Оно провоцирует сужение сосудов головного мозга.

Что такое афазия - смотрите на видео:


В любом случае только врач знает, как лечить афазию. Именно поэтому при появлении малейших симптомов следует обязательно обратиться к доктору. Своевременность оказанной помощи имеет прямое влияние на скорость восстановительного процесса и общий прогноз заболевания.

Общий симптом афазии – нарушение формирования речи. При этом характер афазии зависит от конкретной зоны поражения разных участков коры головного мозга или его проводящих путей.

  • Сенсорная афазия (афазия Вернике) связана с повреждением височной доли коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в отсутствии корректировки со стороны функции слуха на речедвигательную зону головного мозга (человек не понимает, что он говорит).
    • Речь человека бессвязная, напоминает “ словесную окрошку” (несогласованные между собой фразы), например, “ стол бежать красный ведро”.
    • Многословность, ощущение тщетной попытки человека выразить свои мысли окружающим.
    • Продуктивный контакт с человеком затруднен из-за речевых расстройств, несмотря на полностью сохраненное сознание и способность концентрировать внимание. Создается впечатление, что человек возмущен непониманием его речи окружающими (тогда как он не ощущает своего речевого дефекта).
  • Моторная афазия (афазия Брока) связана с повреждением речедвигательного центра в лобной доле коры головного мозга (чаще левой) или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Выражается в нарушении формирования речи, то есть человек понимает, что хочет сказать, но не может начать говорить или связывать слова между собой.
    • Речь человека отрывистая, скудная, есть склонность к молчаливости.
    • При попытке заговорить каких-то четко очерченных слов произнести не удается (но человек воспринимает, осознает свой дефект и старается сохранять молчание).
      Другими словами, при моторной афазии человек понимает устную речь, но не может говорить, а при сенсорной афазии, наоборот, может произносить слова и фразы, но не понимает речь.
  • Семантическая афазия связана с повреждением теменной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Затруднения в обнаружении связей между сложными понятиями. Например, человек может нормально вести диалог, но не может сказать, кем ему приходится брат его отца (дядя), то есть не может определить связь между этими словами, а также не может понять и объяснить, в чем разница между словосочетаниями « отец брата» и « брат отца».
  • Амнестическая афазия связана с повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга или проводящих путей, соединяющих эту область с другими областями головного мозга. Трудности при назывании предметов. Человек адекватно и полно ведет диалог, но не может назвать предмет, который ему показывают. Например, ему показывают тетрадь и просят назвать этот предмет - он затрудняется, и только после подсказки в виде первого слога “ тет-” он может сказать: “ тетрадь”.

Формы

  • Различают следующие четыре формы афазии, связанные с поражением различных областей коры головного мозга:
    • моторную афазию - связана с повреждением задних отделов лобной доли;
    • сенсорную афазию - связана с повреждением височной доли;
    • семантическую афазию - связана с повреждением теменной доли;
    • амнестическую афазию - связана с повреждением внутренних отделов височной доли.
      Чаще всего в клинической картине встречается сочетание двух афазий в виде сенсо-моторной афазии.
  • По степени выраженности выделяют следующие разновидности афазии:
    • тотальная афазия - речь больного полностью нарушена;
    • частичная афазия - речь больного содержит отдельные элементы афазии (нормальная речь чередуется с нарушенной).

Причины

Причиной развития афазии может быть любое заболевание или процесс, нарушающий или раздражающий лобную, височную, теменную доли коры головного мозга или нервные пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание, предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).
  • Эпилепсия - заболевание, характеризующееся наличием так называемого эпилептогенного очага в головном мозге: он периодически спонтанно генерирует электрический разряд, нарушая функционирование головного мозга.
  • Отравления солями тяжелых металлов, промышленными ядами.
  • Дегенеративные заболевания - медленно прогрессирующее нарушение строения тканей головного мозга, например, болезнь Крейцфельда-Якоба (инфекционная болезнь, проявляющаяся прогрессирующим слабоумием и множественной неврологической симптоматикой).

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно возникли нарушения речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.);
    • какое событие предшествовало развитию этих нарушений (черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения, судорожный припадок).
  • Неврологический осмотр: наличие нарушений речи, а также других неврологических симптомов (асимметрия лица, опущение уголка рта, неполное закрытие глаза при зажмуривании, отклонение языка в сторону при высосывании его из полости рта, слабость в конечностях, изменение высоты рефлексов).
  • Осмотр : оценка имеющихся нарушений речи, планирование работы по восстановлению речи.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая изменяется при различных заболеваниях.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга, выявить нарушение структуры его ткани, а также определить наличие гнойников, кровоизлияний, опухолей, очагов распада нервной ткани.
  • МРА (магниторезонансная ангиография): метод позволяет оценить проходимость и целостность сосудов в полости черепа, а также обнаружить аневризмы (мешковидные расширения артерий), стенозы и окклюзии (сужения) сосудов, сосудистые мальформации (клубок вен и артерий).

Лечение афазии

  • Лечение основного заболевания, вызывающего афазию (нарушение речи):
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния, если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • противосудорожные препараты для профилактики приступов при эпилепсии (заболевание, проявляющееся периодическими приступами возбуждения электрической активности головного мозга);
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и препараты, улучшающие мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с : исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений.

Осложнения и последствия

  • Стойкое нарушение речи (непонимание обращенной к человеку речи на родном языке, нарушение формирования речи и т.п.).
  • Нарушение социальной адаптации из-за невозможности адекватного речевого контакта.

Профилактика афазии

  • Контроль артериального (кровяного) давления для профилактики нарушений мозгового кровообращения.
  • Остальные причины развития афазии не поддаются профилактике (опухоли, травмы, судорожные припадки и др.).

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…

Афазия - частичная или полная утрата способности разговаривать нормально. Возникает при повреждении частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Это бывает при травме головы или инсульте. Может постепенно развиться на фоне деменции, опухоли мозга или инфекции. Нарушения затрагивают лишь уже сформированную речь. Это самая сложная речевая патология, поражающая детей и пожилых людей.

Детские афазии встречаются значительно реже. Симптомы сходны с симптоматикой афазии у взрослых. У детей хорошо развита наблюдательность, но общение с окружающими людьми затруднено.

Больной ребенок не может много говорить, а иногда и отказывается от разговора. Словарный запас его не увеличивается. На вопросы дает однозначный ответ (да или нет).

Некоторые дети имеют тягу к общению и страдают от длительного потока слов. Произносят длинные предложения, не имеющие смыла. Фразы очень запутаны. Невозможно понять, что хочет ребенок сказать.

Причины

Наиболее частыми причинами афазии считаются:

  • геморрагический инсульт;
  • ишемический инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • хирургическое вмешательство в черепную коробку;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания ЦНС (болезнь Альцгеймера и Пика).

Причины заболевания, его локализация и обширность оказывают влияние на его течение. При кровоизлиянии в мозг тяжесть болезни будет значительно выше, чем при атеросклерозе.

Симптомы

Различают 4 формы афазии, связанные с поражением отдельных частей коры головного мозга:

  1. Моторная афазия. Поврежден задний отдел лобной доли.
  2. Сенсорная афазия. Повреждена височная доля.
  3. Семантическая афазия. Повреждена теменная область.
  4. Амнестическая афазия. Поврежден внутренний отдел височной доли.

Обычно в клинической картине наблюдается сочетание двух афазий: моторной и сенсорной.

По уровню выраженности выделяются 2 разновидности заболевания:

  1. Частичная афазия (чередование нормальной и нарушенной речи).
  2. Тотальная (полное нарушение речи).

Характер афазии зависит от зоны поражения коры головного мозга. Нарушение функции речи - общий симптом афазии.

Для всех форм болезни характерны следующие признаки:

  • немотивированные длинные паузы;
  • переход на шепот во время разговора;
  • нарушение письменной речи;
  • произношение невнятных звуков;
  • сбой ритма и темпа при разговоре;
  • нарушение счета;
  • машинальное повторение чужого высказывания;
  • забывание названий предметов.

Диагностика

С жалобами на афазию надо обращаться к врачу-неврологу.

Он проведет неврологический осмотр (асимметрия лица, неполное закрывание глаз, опущение уголков рта, слабость в конечностях).

Даст направление на следующие процедуры:

  1. Дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
  2. МРТ головного мозга.
  3. Магнито-резонансную ангиографию.
  4. Ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи.
  5. Люмбальную (извлечение спинномозговой жидкости) пункцию.
  6. Анализ крови.

К обследованию пациентов подключаются логопеды. Они при помощи тестов определяют умение пациента понимать речь и выражать свои мысли. Тесты могут включать:

  • оценку речи;
  • состояние речевых мышц;
  • тесты на понимание вопросов;
  • оценку написания и чтения.

Лечение

Лечением заболевания занимается врач-логопед, специализирующийся на афазии. Процесс восстановления речи может занимать длительный период времени. Работа проводится по всем направлениям речи: письменной, устной. Выбор методик лечения опирается на поставленный диагноз и форму афазии.

Дополнительно психологом проводится профилактика сопутствующих заболеваний:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • пассивное отношение к лечению.

Может быть назначен прием медикаментов, очень редко - хирургическое вмешательство.

Для улучшения и восстановления речевых способностей больного афазией в восстановительной терапии используются компьютеры. Человек выполняет упражнения для понимания фонем, произношения звуков.

Помощь родственников

Близкие люди также могут помочь лечению, придерживаясь следующих правил при общении с больным:

  1. Говорить простыми и очень короткими предложениями.
  2. Повторять при необходимости ключевые слова предложения.
  3. Сохранять обычный стиль общения (не как с ребенком или слабоумным).
  4. Чаще привлекать для беседы больного.
  5. Не поправлять произношение человека с афазией.
  6. Терпеливо ждать, когда будет построено предложение.
  7. Постоянно общаться и привлекать к диалогу больного.

Народные средства

Сегодня есть только один способ лечения - занятия с логопедом. Народных рецептов нет. Наиболее прогрессивными методами считается дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошади) и фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Осложнения

При отсутствии корректного лечения патология приводит к следующим последствиям:

  1. Развитие необратимых дефектов речи.
  2. Проблемы с адаптацией в обществе. Человек становится изгоем.
  3. Летальный исход.

Профилактика

Профилактика афазии заключается в своевременном выявлении поражений мозга, предупреждении сосудистых катастроф и черепно-мозговых травм.

В целях профилактики заболевания следует:

  • избегать травм головы;
  • поддерживать в норме артериальное давление;
  • избавиться от негативных привычек;
  • составить сбалансированный рацион;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Чем раньше начать коррекционную работу, тем значительных результатов можно добиться.

Моторная афазия — затруднение в произношении слов, в тяжелых случаях больной вообще молчит, не может сказать ни единого звука. При этом он отлично понимает все, что говорят окружающие и осознает свой дефект. От афазии могут страдать люди любого возраста (даже дети) и пола. Однако в силу того, что основная ее причина — нарушение кровообращения мозга (), то наблюдается моторная афазия чаще у лиц пожилого возраста. Формы моторной афазии выделяются в зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга:

1. Афферентная или кинэстетическая форма наблюдается при повреждении нижнетеменных отделов (в доминантном полушарии). Этот участок отвечает за движения артикуляционного (речевого) аппарата (губ, челюстей, мышц рта, языка):

  • больной не может скоординировать движения речевого аппарата таким образом, чтобы получился нужный звук. Особые затруднения вызывают звуки, при произношении которых совершаются похожие движения губами, языком, например, переднеязычные звуки «д», «т», «л», «м», щелевые звуки «ш», «щ», «з», «х»;
  • грубо нарушается способность к повторению;
  • оральная апраксия — трудности при выполнении действий, в которых участвуют мышцы рта (не может показать, как задувать свечку, как пить из трубочки).

2. Эфферентная моторная афазия или афазия Брока возникает при очаге в премоторной зоне в заднелобных отделах (зоне Брока). Эта область отвечает за слияние отдельных звуков в слова, а слов в предложения. Именно благодаря правильной работе премоторной коры мы знаем, что буквы в слове следует произносить именно в каком-то определенном порядке, что каждое слово в предложении также имеет свое место. При этом с артикуляцией проблем нет: если человеку показать картинку и назвать, что на ней изображено, он без труда повторит. Также для эфферентной моторной афазии характерны:

  • речевые персеверации — повторение одних и тех же слогов либо слов;
  • телеграфный стиль, когда человек строит предложения только из существительных, пропуская другие части речи;
  • словесный эмбол: в речи пациента остается только одно слово либо сочетание слов (чаще бранных), и эти слова он использует для названия всего вокруг, произнося их с различной интонацией.

3. Динамическая моторная афазия наблюдается при поражении префронтальной области коры. Она отвечает за речевую инициативу и программирование высказывания. Больной хорошо артикулирует звуки, произносит слова, но речь его замедленна, создается впечатление, что человек может, но просто не хочет говорить. Характерные признаки:

  • речь бедная, замедленная, паузы между словами и слогами, практически без интонации;
  • больной не может до конца высказать свою мысль, обращаясь к окружающим, задать вопрос;
  • эхолалии — повторение тех слов и фраз, которые произносят окружающие;
  • телеграфный стиль.

4. Смешанная или сенсомотоная афазия развивается при больших обширных очагах, захватывающих кору заднелобных и височных отделов. Это сочетание элементов сенсорной и моторной афазии. Нарушено и понимание речи, и артикуляция. Пишут пациенты так же, как и говорят, с ошибками, переставляя буквы в словах, но некоторым удается довольно неплохо выражать свои мысли на бумаге.

Редко встречается какой-либо изолированный вид афазии, в большинстве своем наблюдаются их различные комбинации. В тяжелых случаях больные не могут произнести ни единого звука, а в легких могут быть затруднения при произношении только некоторых слов, иногда этот дефект даже незаметен для окружающих.

Лечение моторной афазии и восстановление речи

Если нарушение речи развилось остро, то, скорее всего, произошел инсульт. В этом случае нужна немедленная госпитализация в неврологическое отделение, где будет проводится медикаментозное лечение, направленное на ограничение зоны ишемии мозга и восстановление поврежденных клеток. Наряду с лекарствами для скорейшего восстановления речи очень важно общение с родственниками, с медперсоналом, даже если человек ничего не может сказать, это не значит, что с ним не нужно разговаривать. Занятия с логопедом начинают уже с 7-10 дня. Обычно улучшение происходит уже в первые дни, и это говорит о благоприятном прогнозе, с течением времени шансов становится все меньше, поэтому важно не упустить время. При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной. Восстановление речи — тяжелый труд, как для самого больного, так и для его родственников.

Если нарушение речи нарастает постепенно, это может свидетельствовать о наличии опухоли головного мозга, также медленное нарастание афазии наблюдается при прогрессировании энцефалопатии и слабоумия. В этом случае нужно обязательно проходить курсы поддерживающего лечения (нейропротекторы, ноотропы) 2 раза в год, чтобы приостановить процесс и регулярно посещать логопеда для тренировки речи.

Упражнения для коррекции речи. Ежедневные занятия в первые дни должны занимать по времени не более 10-15 минут. Постепенно, в течение месяца их продолжительность можно довести до 30-40 минут. Вот какими могут быть эти упражнения:

  • попросить осмотреть комнату (палату) и назвать предметы, которые в ней находятся, если это затруднительно, можно подсказывать первые буквы названий, затем уже можно предложить написать и прочесть выученные слова;
  • рассматривать семейные фотографии и просить называть имена близких;
  • повторение слов;
  • побуджать больного проговаривать вслух все, что он видит и делает;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • при сложностях в произношении звуков и букв можно приобрести детский обучающий говорящий плакат-азбуку.

Все это можно делать в домашних условиях после консультации со специалистом логопедом, который разработает индивидуальный план восстановления речи и покажет необходимые упражнения.



Похожие статьи