Как проявляется детский церебральный паралич в разных формах и какие могут быть осложнения? Клинические формы детского церебрального паралича Детский церебральный паралич его основные формы.

01.07.2019

Детский церебральный паралич - один из наиболее тяжелых диагнозов, которые могут услышать от докторов родители грудничка. Если вы хотите разобраться в том, что это за заболевание, каковы симптомы и лечение, ознакомьтесь с данной статьей.


ДЦП – что это такое?

Детский церебральный паралич - это не какое-то определенное заболевание с конкретными симптомами. Это целая группа патологий двигательной системы, которые стали возможными из-за серьезных нарушений в центральной нервной системе. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом нельзя считать первичными, они всегда следуют за поражениями головного мозга.

Аномалии в коре головного мозга, подкорке, в капсулах и стволе мозга чаще всего возникают еще в период внутриутробного развития малыша. Точные причины, которые приводят в итоге к ДЦП у новорожденных, учеными еще исследуются. Однако медики (несмотря на массу гипотез) всерьез рассматривают два периода, когда глобальные изменения в головном мозге способны привести к тяжелой патологии - период беременности и период непосредственно до, во время и сразу после родов.


ДЦП не прогрессирует, стадия поражения и ограничение двигательных функций не меняются. Ребенок растет, и некоторые нарушения становятся просто заметнее, поэтому люди ошибочно полагают, что детский церебральный паралич может развиваться и осложняться.

Группа заболеваний довольно распространена - ориентируясь на статистику, можно отметить, что из тысячи детей двое рождаются с той или иной формой ДЦП. Мальчики почти в полтора раза чаще болеют, чем девочки. В половине случаев помимо нарушения двигательных функций наблюдаются различные психические и интеллектуальные нарушения.


На патологию обратили внимание еще в 19 веке. Тогда британский хирург Джон Литтл занялся изучением родовых травм. Ровно 30 лет ему понадобилось на то, чтобы сформулировать и представить общественности идею о том, что дефицит кислорода, который испытывает плод в момент своего рождения, может обернуться парезом конечностей.

В конце 19 века канадский доктор Ослер пришел к выводу, что церебральные нарушения все-таки связаны с полушариями мозга, а не со спинным мозгом, как утверждал до него британец Литтл. Однако медицину доводы Ослера не слишком убедили, и очень долгое время официально поддерживалась теория Литтла, а в качестве стартовых механизмов ДЦП назывались родовая травма и острая асфиксия .

Термин «детский церебральный паралич» ввел известный доктор Фрейд, который был неврологом и изучал проблему на собственной практике. Он и сформулировал внутриутробное поражение мозга ребенка в качестве основной причины возникновения патологии. Он же первым составил внятную классификацию разных форм этой болезни.


Причины возникновения

Современные медики считают, что детский церебральный паралич наследственным недугом считать никак нельзя. Поражения двигательного аппарата и проблемы с умственным развитием становятся возможными в случае неправильного развития головного мозга крохи в период маминой беременности, а также банального недоразвития мозга.

Если ребенок родился на свет значительно раньше положенного срока, то риск возникновения ДЦП в несколько раз выше. Это подтверждает и практика - многие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и установленным диагнозом ДЦП родились сильно недоношенными.

Однако страшна не сама недоношенность, она создает лишь предпосылки для развития нарушений.

На вероятность возникновения ДЦП обычно влияют другие факторы, которые в сочетании с преждевременными родами и приводят к болезни:

  • «ошибки» во время появления и развития структур головного мозга (первый триместр беременности);
  • хроническое кислородное голодание плода, длительная гипоксия;
  • внутриутробные инфекции, которые малыш перенес еще во время пребывания в утробе матери, чаще всего вызванные герпесвирусами;
  • тяжелая форма резус-конфликта матери и плода (возникает при отрицательном Rh мамы и положительном Rh ребенка), а также выраженная гемолитическая болезнь ребенка сразу после рождения;
  • травмирование мозга в течение родов и сразу после них;
  • инфицирование мозга сразу после рождения;
  • токсические воздействия на мозг ребенка солями тяжелых металлов, ядами – как во время беременности, так и сразу после появления на свет.

Однако установить истинную причину появления болезни ребенка удается далеко не всегда. Уже хотя бы потому, что понять, на какой стадии развития эмбриона и плода произошла та самая тотальная «ошибка», нет никакой возможности, как и доказать, что поражение мозга - результат конфликта резус-факторов. У некоторых детей с ДЦП имеется не одна, а сразу несколько причин развития болезни.


Формы и их характеристика

Поскольку ДЦП - это группа нарушений, то существует достаточно подробная классификация форм каждого типа поражения. Каждой форме ДЦП присущи определенные признаки и проявления:


Гиперкинетическая (дискинетическая)

Эта форма чаще других диагностируется у детей, которые внутриутробно терпят атаку антител, связанную с резус-конфликтом. Когда они рождаются, свою роль играет развитие гемолитической болезни новорожденных (ГБН), особенно опасна ее ядерно-желтушная форма. При этом поражается подкорка мозга, а также слуховые анализаторы.

Ребенок страдает нарушением слуха, у него наблюдаются бесконтрольные подергивания глаз. Он совершает непроизвольные движения. Тонус мышц повышенный. Параличи и парезы способны развиваться, но обязательными не считаются. Детки с таким видом ДЦП достаточно плохо ориентируются в окружающем пространстве, у них есть трудности с намеренными действиями конечностями – например, ребенку сложно взять в руки тот или иной предмет.

При всем этом интеллект страдает в меньшей степени, чем при некоторых других видах церебрального паралича. Такие ребята (при должных усилиях со стороны родителей и педагогов) отлично социализируются, они способны учиться в школе, многим удается потом поступить в ВУЗ, получить профессию и найти работу.


Атаксичная (атонически-астатическая)

Этот вид ДЦП связан с повреждением мозжечка, лобных долей мозга и пути между мозжечком и лобной долей. Такие повреждения наиболее часто являются следствием хронической тяжелой гипоксии плода, аномалии развития этих структур мозга. В качестве вероятной причины часто называют родовые травмы лобных долей.

При такой форме тонус мышц ребенка пониженный. При движении мышцы не согласовываются друг с другом, поэтому ребенок не в состоянии совершать целенаправленные движения. Удержать равновесие из-за пониженного мышечного тонуса практически не получается. Может наблюдаться подрагивание (тремор) конечностей.

Такие детки наиболее подвержены эпилептическим припадкам. В раннем возрасте есть проблемы с развитием зрения и речи. При должном уходе, систематических занятиях, адекватной терапии детки с атанически-астатической формой ДЦП могут демонстрировать определенные невысокие интеллектуальные способности, которые позволяют им лишь незначительно овладеть основами речи и осознать происходящее. Более чем в половине случаев речь остается неразвитой, а сами дети не проявляют никакого интереса к этому миру.

Спастическая тетраплегия (спастический тетрапарез)

Это самая тяжелая форма детского церебрального паралича. Она возникает вследствие поражения ствола головного мозга, обоих полушарий или шейного отдела позвоночника. Наиболее вероятными причинами являются внутриутробная гипоксия плода, механическая асфиксия при обвитии шейки пуповиной, кровоизлияние в мозг (при поражении токсинами, например, или при инфекции мозга). Часто в качестве причины рассматривается родовая травма, при которой пострадал шейный отдел позвоночника.


При этой форме ДЦП нарушается двигательная активность всех четырех конечностей (и рук, и ног) – примерно в одинаковой степени. Поскольку ручки и ножки не могут двигаться, начинается их неминуемая и необратимая деформация.


Ребенок испытывает мышечные и суставные боли, у него может быть затрудненным дыхание. Более чем у половины детей с таким ДЦП нарушена деятельность черепных нервов, в результате чего имеются косоглазие , слепота, нарушения слуха. В 30% случаев отмечается микроцефалия - существенное уменьшение объема мозга и черепной коробки. Более половины больных такой формой страдают эпилепсией.

Обслуживать себя такие дети, к сожалению, не могут. С обучением тоже возникают большие проблемы, поскольку интеллект и психика страдают в значительной степени, и у ребенка нет не только возможности взять что-то руками, у него нет банальной мотивации брать что-то или что-либо делать.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла)

Это самая распространенная форма ДЦП, она диагностируется у трех из четверых больных деток. При недуге пораженными обычно бывают некоторые отделы белого вещества головного мозга.

Спастические поражения являются двусторонними, но в больше степени страдают ноги, а не руки и лицо. Очень быстро деформируется позвоночник, ограничивается подвижность суставов. Мышцы сокращаются бесконтрольно.

Достаточно выраженно страдают интеллект, умственное развитие и развитие речи. Однако эта форма недуга подлежит коррекции, и ребенка с болезнью Литтла можно социализировать – правда, лечение будет долгим и практически постоянным.


Гемиплегическая

Это одностороннее спастическое поражение, которое наиболее часто поражает ручку, а не ножку. Такое состояние становится возможным в результате кровоизлияния в одно полушарие мозга.

Социализация таких детей возможна в том случае, если их интеллектуальные возможности достаточно велики. Развиваются такие малыши с большим отставанием от сверстников. Им свойственны задержка умственного и психического становления, проблемы с речью. Иногда возникают приступы эпилепсии.

Смешанная

При такой форме патологии дисфукнция мозга может наблюдаться в самых разных структурах и участках, так что вероятность сочетания нарушений двигательного аппарата является вполне реальной. Чаще всего выявляется сочетание спастической формы и дискинетической.


Неуточненная

О такой форме болезни говорят в том случае, если поражения настолько обширны, что установить конкретные отделы мозга, в которых произошла аномалия (порок развития или травматическое воздействие), не представляется возможным.

Симптомы и признаки

Увидеть первые признаки ДЦП у грудного ребенка не всегда удается еще в роддоме, хотя серьезные нарушения головного мозга заметны с первых часов жизни ребенка. Менее тяжелые состояния порой диагностируются несколько позже. Это связано с тем, что по мере роста нервной системы, усложнения связей в ней становятся очевидными нарушения двигательного и мышечного аппаратов.


Есть тревожные симптомы, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к врачу. Не всегда эти симптомы являются признаками именно ДЦП, довольно часто они свидетельствуют о неврологических нарушениях, никак с детским церебральным параличом не связанных.


Однако игнорировать их никак нельзя.

Подозрения у родителей должны возникнуть, если:

  • ребенок плохо фиксирует голову, не может удерживать ее даже в 3 месяца;
  • мышцы крохи слабы, из-за чего конечности похожи на «лапшу»;
  • ребенок не переворачивается на бок, не ползает, не может зафиксировать взгляд на игрушке и не берет игрушки в ручки, даже если ему уже есть 6-7 месяцев;
  • безусловные рефлексы, с которыми рождается каждый ребенок (и которые в норме должны исчезать к полугоду), продолжают сохраняться и после 6 месяцев;
  • конечности спастически напряжены и не расслабляются, иногда спазмы происходят «приступами»;
  • у ребенка случаются судороги;
  • нарушения зрения, слуха;
  • хаотичные движения конечностями, неконтролируемые и случайные (этот симптом нельзя оценивать у новорожденных и детей в первый месяц жизни, поскольку для них такие движения являются вариантом нормы).

Труднее всего определить признаки ДЦП у детей в возрасте до 5 месяцев. Эта задача сложна даже для опытного доктора. Он может заподозрить патологию, но подтвердить ее он права не имеет, пока ребенку не исполнится 1 год. По одному или нескольким симптомам из вышеприведенного списка подозревать ДЦП нельзя, как и ошибочно принимать симптомы некоторых похожих заболеваний за детский церебральный паралич.


Родители должны быть очень внимательны, ведь если лечение некоторых форм патологии начать рано, до 3 лет, то результаты будут отличными, и ребенок сможет вести вполне полноценную жизнь.


Стадии болезни

В медицине выделяют три стадии недуга. Первая (ранняя) начинается примерно в возрасте 3-5 месяцев, начальной стадией называют болезнь, выявленную в возрасте от полугода до 3 лет, о поздней стадии говорят, если ребенку уже есть 3 года.

Чем меньше стадия, тем благоприятнее прогнозы на излечение. Даже если вылечить ребенка полностью не удастся, то максимально снизить негативные проявления вполне возможно. Детский мозг (даже пострадавший от травмы или пороков развития) обладает высокой способностью к компенсации, этим можно и нужно пользоваться при коррекции нарушений.


Диагностика

Достаточно часто за ДЦП принимают генетические болезни, которые являются вполне самостоятельными заболеваниями, в результате чего детям ставят диагноз, не соответствующий действительности. Современная медицина очень развита, но симптомы, связанные с патологией головного мозга, еще остаются недостаточно изученными.

Определить недуг обычно можно ближе к 1 году. Если ребенок в этом возрасте не сидит, не ползает, проявляет другие прогрессирующие признаки нарушений нервной системы, то врач назначает МРТ.

Магнитно-резонансная томография - единственное более-менее достоверное исследование, которое позволяет судить о наличии детского церебрального паралича – и даже установить предположительную его форму.

Для маленьких детей процедуру проводят под общим наркозом, поскольку в капсуле для получения снимков следует лежать неподвижно и довольно долго. Дети так не могут.

При подлинном ДЦП послойные снимки МРТ показывают атрофию корковой и подкорковой зон мозга, снижение плотности белого вещества. Чтобы отличить ДЦП от огромного перечня генетических синдромов и состояний, сходных по проявлению, ребенку может быть назначена МРТ спинного мозга.


Если у ребенка наблюдаются судороги, доктор назначает электроэнцефалографию. УЗИ головного мозга актуально только для новорожденных детей, такой методикой иногда пользуются в родильных домах, если есть подозрение на ДЦП.

Поводом для ультразвукового исследования могут послужить такие факторы, как недоношенность и маловесность ребенка, установленный факт внутриутробной инфекции, применение акушерами специальных щипцов в процессе родов, гемолитическая болезнь, низкая оценка новорожденного по шкале Апгар (если ребенок «набрал» при рождении не более 5 баллов).

На самом раннем этапе после рождения визуально могут быть видны симптомы очень тяжелых форм ДЦП. При этом важно также разграничить их и отделить от других похожих патологий. К тревожным симптомам новорожденности врачи относят вялый сосательный рефлекс, отсутствие спонтанных движений конечностями, гидроцефалию.


Лечение

Лечение не ставит своей целью восстановление функционирования пораженных отделов головного мозга, поскольку это практически невозможно. Терапия направлена на то, чтобы ребенок мог приобретать навыки и умения, которые помогут ему стать членом общества, получить образование, обслуживать себя самостоятельно.

Не каждая форма ДЦП подлежит такой коррекции, поскольку тяжесть поражения мозга при них различны. Но в большинстве случаев врачам и родителям совместными усилиями все-таки удается оказать ребенку помощь, особенно в том случае, если лечение началось своевременно, пока малышу не исполнилось 3 лет. Можно выделить следующие варианты:


Массаж и Бобат-терапия

Двигательные функции восстанавливают последовательно, для этого применяются лечебный массаж и Бобат-терапия. Этот метод основали супруги из Британии, терапевты Берта и Карл Бобат. Они предложили воздействовать не только на поврежденные конечности, но и на психику ребенка. В комплексе психофизическое воздействие дает отличные результаты.

Такая терапия позволяет ребенку со временем вырабатывать не просто способность двигаться, но и делать это совершенно осознанно. Бобат-терпия противопоказана только деткам с эпилепсией и судорожным синдромом. Всем остальным такой способ рекомендуется.


Специалист ЛФК подбирает индивидуальную программу для каждого малыша, поскольку Бобат-терапия в принципе не предусматривает единого подхода и конкретной схемы. В зависимости от того, насколько и как поражены конечности, на первом этапе доктор делает все для того, чтобы тело «забыло» неправильное положение. Для этого применяют расслабляющие технологии и упражнения, массирование.


На втором этапе специалист совершает конечностями ребенка правильные физиологические движения, чтобы тело «запомнило» их. На третьем этапе ребенка начинают мотивировать (в игровой или иной форме) к самостоятельному совершению тех самых «правильных» движений.

Бобат-терапия позволяет ребенку пусть позже, но пройти все естественные стадии развития - стояние на четвереньках, ползание, сидение, хватание руками, опору на ножки. При должном усердии в занятиях родители и врачи добиваются прекрасных результатов – «правильные» позиции воспринимаются организмом ребенка как привычные и становятся безусловным рефлексом.


Питание

Правильное питание очень важно для ребенка с ДЦП, поскольку у многих малышей с таким диагнозом имеются сопутствующие патологии внутренних органов, полости рта. Наиболее часто страдает пищеварительная система.


Специальной диеты для детей с детским церебральным параличом не существует. Назначая питание, врач учитывает развитость сосательного и глотательного рефлексов, а также количество пищи, которую ребенок «теряет» в процессе еды - проливает, не может проглотить, отрыгивает.


Из рациона детей с таким диагнозом полностью устраняют кофе и газированные напитки, копченую рыбу и колбасу, консервы и маринованные продукты, а также острые и соленые блюда.


Приветствуется прием питательных смесей (вне зависимости от возраста), поскольку они обеспечивают более сбалансированный рацион. Если ребенок отказывается есть или не может этого делать из-за отсутствия глотательного рефлекса, ему могут установить специальный зонд.


Войта-терапия

Метод, который носит имя своего создателя – чешского доктора Войта. Он основан на формировании у детей двигательных навыков, свойственных их возрасту. Для этого в основу упражнений положены два стартовых навыка - ползание и повороты. Оба у здорового ребенка формируются на уровне рефлексов.

У ребенка с поражениями моторики и центральной нервной системы их приходится формировать «вручную», чтобы потом они вошли в привычку и дали старт для новых движений - сидения, стояния и ходьбы.

Методике родителей может обучить войта-терапевт. Все упражнения проводятся самостоятельно, в домашних условиях. Клиническая эффективность этого вида воздействия (как и Бобот-терапии) на сегодняшний день не доказана, но это не мешает медицинской статистике регулярно пополняться позитивными цифрами улучшенных состояний деток с ДЦП.


Медикаменты

Особой ставки на таблетки и уколы нет, поскольку нет такого медикамента, который помогал бы вылечить детский церебральный паралич полностью. Однако некоторые препараты заметно облегчают состояние ребенка и помогают ему активнее реабилитироваться. В их применении нуждается не каждый малыш с такой патологией, целесообразность применения лекарств определяет лечащий врач.

Для снижения тонуса мышц часто назначают «Баклофен» , «Толперизон» . Снижают спастичность мышц и препараты ботулинотоксина – «Ботокс» , «Ксеомин» . После введения «Ботокса» в спазмированную мышцу уже на 5-6 сутки появляется видимое расслабление мышц.

Это действие порой продолжается от нескольких месяцев до года, после чего тонус обычно возвращается. Но приобретенные за это время двигательные навыки сохраняются, поэтому ботулинотоксины включены в российский стандарт лечения ДЦП – в качестве средства комплексной терапии.

При эпилептических припадках ребенку назначаются противосудорожные препараты, для улучшения мозгового кровообращения иногда назначают ноотропные препараты.

Некоторые нарушения при детском церебральном параличе вполне успешно корректируются хирургическим путем. Оперируют напряженные связки и сухожилия, проводится мышечно-сухожильная пластика, хирурги отлично умеют устранять окостенелость и ограниченность движения суставов, которыми сопровождаются некоторые формы заболевания.


Другие методы

Очень хорошие результаты показывает лечение детей с ДЦП с помощью домашних животных. Анималотерапия (это международное название метода, не всегда используемое в России) позволяет ребенку быстрее социализироваться, стимулирует интеллектуальные и умственные функции. Чаще всего родителям ребенка с таким диагнозом советуют завести собаку или кошку. При этом ребенок должен общаться и находиться рядом со своим питомцем как можно чаще.


Очень широкое распространение получила и иппотерапия - лечение с помощью лошадей. Во многих российских городах существуют клубы и центры, где малыши с церебральными нарушениями занимаются верховой ездой под присмотром опытных специалистов - иппотерапевтов.



Во время езды в седле у человека задействованы все группы мышц, а попытки сохранить равновесие при этом являются рефлекторными, то есть сигнал из мозга для приведения мышц в движение вовсе не обязателен. Во время занятий дети вырабатывают полезные двигательные навыки.

Полезные импульсы, которые во время ходьбы лошадь посылает своему наезднику, являются естественным массажем. Во время процедуры ребенка укладывают в седле, вытягивают вдоль позвоночника лошади, присаживают, стараясь нагружать все «проблемные» участки тела и конечности.

Эмоционально дети значительно лучше воспринимают живую лошадку, эмоциональный контакт - это именно тот фактор, который позволяет сформировать у ребенка с церебральным параличом мотивацию.


Если у родителей и детей нет возможности пообщаться в живую с такимим животным то на помощь придет иппотренажер, на котором все движения монотонны, одинаковы.

Методы с недоказанной эффективностью

Довольно часто детям назначают сосудистые препараты «Церебролизин », «Актовегин » и другие, отнесенные к разряду ноотропных. Их применение хоть и имеет широкое распространение, но вызывает большие сомнения, поскольку клинические испытания не показали существенного изменения состояния деток с ДЦП после курсового лечения ноотропными средствами.

Довольно часто в интернете родители, которые постоянно ищут новые методы и способы победить страшный недуг, натыкаются на современные гомеопатические средства, которые обещают «улучшение деятельности мозга». Ни у одного из таких средств на сегодняшний день нет официального одобрения Минздрава, их эффективность не доказана.

Лечение ДЦП стволовыми клетками - еще один коммерческий и очень выгодный шаг производителей препаратов с недоказанным действием. Клинические испытания показали, что стволовые клетки не могут восстановить двигательные нарушения, поскольку на связь психики и моторики они не оказывают никакого воздействия.

Эксперты считают, что мало пользы при ДЦП и от мануальной терапии. Ее значения никто не умаляет, при ряде других патологий во время восстановительного периода после травм методика дает положительные результаты. Однако именно при детском церебральном параличе ее применение нецелесообразно.


Прогнозы

При современном уровне медицины диагноз «ДЦП» – не приговор. Определенные формы болезни поддаются комплексной терапии, которая включает в себя и применение медикаментов, и массаж, и методики реабилитации, и работу с психологом и коррекционным педагогом. Еще каких-то 50-60 лет назад дети с ДЦП редко доживали до совершеннолетия. Сейчас продолжительность жизни изменилась в большую сторону.

В среднем при лечении и хорошем уходе ребенок с ДЦП сегодня доживает до 40-50 лет, а некоторым удалось преодолеть рубеж пенсионного возраста. Ответить на вопрос, сколько живут с таким диагнозом, довольно сложно, ведь многое зависит от степени и тяжести заболевания, его формы и особенностей протекания у конкретного ребенка.

Человек с ДЦП подвержен преждевременному старению, его фактический возраст всегда ниже биологического, потому что деформированные суставы и мышцы быстрее изнашиваются, создают предпосылки для раннего старения.


Инвалидность

Инвалидность при детском церебральном параличе выдается на основании формы и тяжести протекания заболевания. Дети могут рассчитывать на статус «ребенок-инвалид», а после своего совершеннолетия – получить первую, вторую или третью группу инвалидности.

Для получения инвалидности ребенку предстоит пройти медико-социальную экспертизу, которая должна установить:

  • форму и степень ДЦП;
  • характер поражения двигательной функции (с одной или двух сторон, есть ли навыки удерживания предметов, опора на ноги);
  • выраженность и характер речевых нарушений;
  • выраженность и степень психических поражений и умственной отсталости ;
  • наличие эпилептических припадков;
  • наличие, а также степень потери слуха, зрения.

Детям с выраженными нарушениями обычно дают категорию «ребенок-инвалид», которая до 18-летия нуждается в повторном подтверждении. Родители такого ребенка смогут рассчитывать на получение необходимых чаду средств реабилитации и посещение санатория за счет средств федерального бюджета.

Особенности развития

У грудничка ДЦП почти не имеет ярких проявлений (во всяком случае – до 3-4 месяцев). После этого малыш начинает стремительно отставать в развитии от своих здоровых сверстников.

Детям с ДЦП сложно даются координированные движения. Став старше, ребенок будет стараться их избегать. Если при этом сохраняются интеллектуальные способности, то малыши растут «замедленными», они все делают очень медленно, неторопливо.

Дети с легким детским церебральным параличом редко бывают агрессивными и злыми. Наоборот – им свойственна невероятная привязанность к своим родителям или опекунам. Она может доходить до паники, если малыш боится остаться один.

Некоторые формы ДЦП настолько «деформируют» личность, что ребенок может стать замкнутым, озлобленным, агрессивным (без видимых на то причин). Однако неверно было бы списывать все только на форму болезни. Очень важную роль в формировании характера ребенка играют его родители. Если они настроены позитивно, беззлобно, поощряют достижения чада, то вероятность получить агрессивного ребенка сведена к минимуму.


На физическом уровне у детей с ДЦП на первое место выходит отсутствие понимания, каким должно быть правильное положение тела в пространстве. Поскольку из пораженного головного мозга идет ошибочный сигнал, то мышцы принимают его неправильно, отсюда невозможность сделать что-то осознанно и спонтанные движения.


Рефлексы (Моро, хватательный и другие), которые свойственны всем новорожденным, исчезают для того, чтобы уступить место новым навыкам. У деток с ДЦП эти врожденные рефлексы часто сохраняются, и это обуславливает сложность обучения новым движениям.

Многим детям с ДЦП свойственны недостаточная масса тела, минимальный жировой подкожный слой, слабые (часто чернеющие и искривленные) зубы. Индивидуальные особенности развития определяются единственным фактором - сохранением интеллектуального потенциала. Если он имеется, то многое можно скорректировать и исправить.


Средства реабилитации

Специальные средства, облегчающие жизнь ребенка с детским церебральным параличом, можно получить за счет федерального бюджета. Правда, это возможно только в том случае, если доктор внес в реабилитационную карту их точный список, и комиссия МСЭ при подтверждении инвалидности зафиксировала перечень необходимых средств для реабилитации.

Все приспособления делятся на три большие группы:

  • устройства гигиенического назначения;
  • приспособления, делающие возможным перемещение;
  • приспособления для развития ребенка, тренировки и лечебных процедур.

Кроме того, ребенку может понадобиться специальная адаптированная для малышей с ДЦП мебель, а также обувь, посуда.


Гигиена

К таким средствам относятся кресла-туалеты и кресла для купания в ванной. Чтобы не носить ребенка в туалет (особенно в том случае, если он уже большой и тяжелый), используется кресло-туалет, которое состоит из кресла, оснащенного съемным резервуаром санитарного назначения. В кресле предусмотрены также широкие удобные ремни для надежной фиксации ребенка.

Кресло для купания имеет алюминиевый каркас и сиденье из водонепроницаемого материала. На нем родители смогут разместить ребенка с комфортом и спокойно искупать его. Регулировка наклона позволяет менять угол, чтобы изменять положение тела, а ремни безопасности надежно удерживают ребенка в процессе принятия ванны.


Мобильность

Ребенку, который не может перемещаться самостоятельно, обязательно нужна инвалидная коляска, причем не одна. Для перемещения по дому используют комнатные коляски, а для прогулок - прогулочные коляски. Прогулочный вариант (например, «Стингрей» ) более облегченный, иногда оснащенный съемным столиком. Очень хорошие варианты предлагают производители колясок с электроприводом, но их цена достаточно высока.


Если ребенок научился ходить, но не может (или не всегда может) удерживать равновесие, ему требуются ходунки. Хорошо подобранные ходунки могут помочь и в процессе обучения хождению. Кроме того, они тренируют координацию движений. Обычно ходунки выглядят как рама на четырех колесиках и страховочным устройством. Колесики не могут откатываться назад, это полностью исключает опрокидывание.


Более сложный вариант ходунков - параподиум. Это динамический вертикализатор, который позволит ребенку не только стоять, но и одновременно заниматься на тренажере. В таком ортезе ребенок сможет перемещаться самостоятельно. Однако параподиум подходит только детям, которые сохранили интеллектуальные функции, всем остальным лучше использовать обычный статичный вертикализатор.

Вертикализаторы фиксируют ребенка в районе подколенного пространства, а также стоп, на бедрах и на поясе. В нем возможны небольшие наклоны вперед. Если модель оснащена столиком, то ребенок даже сможет там играть.

Приспособления для развития ребенка

К таким устройствам относят специальную мебель, столы и стулья, некоторые вертикализаторы, лангеты, велосипед, тренажеры и сложную ортопедическую обувь. Вся мебель оснащается регуляторами положения тела, ремнями безопасности. Она может представлять собой один предмет (стул или стол) или целый комплект, где каждый элемент комбинируется и сочетается с другим.


Специальный велосипед для детей с ДЦП - это не только игрушка, но и средство активной реабилитации. У него особая (непривычная для большинства людей) конструкция. Он всегда трехколесный, и его руль не соединен с педалями. Поэтому поворот руля не туда не приводит к повороту колес в заданном направлении.


Такой велосипед оснащен креплениями для кистей рук, для голеней и стоп, а также тростью, которая позволяет родителям толкать устройство с ребенком вперед, если чадо не может самостоятельно крутить педали.

Использование велосипеда позволяет неплохо подготовить ребенка к обучению хождению, тренирует мышцы ног, попеременные движения.


Тренажеры

Современная медицинская промышленность шагнула далеко вперед, и детям с ДЦП сегодня доступны не только самые привычные велотренажеры, но и настоящие экзоскелеты, которые возьмут всю «работу» мышц на себя. При этом ребенок будет совершать движения вместе с экзоскелетом, за счет чего начнет формироваться рефлекторное правильное движение.


Наиболее популярен в России так называемый костюм Адели. Это целая система опорных и нагрузочных гибких элементов. Занятия в таком костюме позволяют ребенку корректировать осанку, положение конечностей, что в конечном итоге хорошо сказывается на других функциях организма. Малыш начинает лучше говорить, рисовать, ему легче координировать свои собственные движения.

Костюм Адели очень напоминает наряд космонавта-добровольца из фантастического фильма, но пугать это не должно, Средний курс лечения в таком наряде - около месяца. При этом ребенку (от 3 лет) придется ходить, сгибаться и разгибаться, приседать (при возможности) в этом костюме по 3-4 часа в день.

После таких курсов, которые можно пройти на базе реабилитационного центра, дети чувствуют себя более уверенными, они легче контролируют собственные руки и ноги, у них укрепляются своды стоп, появляется более широкий шаг, они осваивают новые навыки. Врачи говорят, что риск развития «окаменелости» суставов снижается в несколько раз.


Для домашнего использования хорошо подходят самая обычная беговая дорожка, эллипсоид, а также дорогие (но очень полезные и эффективные) экзоскелеты "Мотомед" и "Локомат".


И дома, в реабилитационном центре можно использовать тренажер Гросса. Его очень просто закрепить и на даче, и в квартире, и на улице, и даже в бассейне, чтобы ребенок мог заниматься в воде. Тренажер представляет собой подвижный блок с натянутым тросом, эластичные тяги, кольца для рук, за которые ребенок будет держаться. Предусмотрены страховка и специальный рычажно-карабиновый механизм.

Занятия на таком несложном тренажере (по данным Минздрава) дают удивительные результаты - каждый пятый малыш с ДЦП развивает навыки самостоятельного перемещения ножками, около трети детей с таким диагнозом после систематических занятий смогли посещать специализированные школы и учиться.

В половине случаев улучшается речевое развитие. Более чем у половины детей значительно улучшилась координация движений, у 70% ребят появились предпосылки для приобретения новых навыков - они смогли научиться сидеть, вставать, делать первые шаги.


Для фиксации суставов в правильном положении часто используются ортезы, лангеты и туторы. Наиболее популярные фирмы-производители - Swash и Gait Corrector .


Детям от 1 года можно играть в специальные игрушки для «особых» малышей, они включают в себя наборы для мелкой моторики с маленькими подвижными и надежно закрепленными деталями. Производством специальных игрушек для медицинской реабилитации таких детей занимаются в Санкт-Петербурге, они выпускаются под маркой «Тана-СПб» . К сожалению, стоимость наборов достаточно высока. Полный комплект стоит около 40 тысяч рублей, но есть возможность купить одну или две игрушки из набора (по 1500-2000 рублей за каждую).

Эти моторные игрушки отлично подходят и для детей с выраженным отставанием в психическом развитии, они стимулируют не только моторику, но и многие другие функции детского организма.


Благотворительные фонды

Родителям нельзя оставаться один на один с тяжелой болезнью ребенка. Многие средства реабилитации нельзя приобрести за счет средств бюджета, а доходы не позволяют купить их самостоятельно. В этом случае помогут благотворительные фонды, созданные для помощи детям с детским церебральным параличом. С родителей никто не попросит никаких «вступительных взносов», достаточно направить в фонды письма с описанием проблемы, подтверждением диагноза – и дождаться необходимой поддержки.

Если вы не знаете, куда обратиться, вот лишь несколько организаций, работающих по всей России и хорошо зарекомендовавших себя в оказании помощи деткам с ДЦП:

  • Благотворительный фонд «Дети ДЦП» (Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Сююмбике, 28). Фонд работает с 2004 года.
  • «Русфонд» (г. Москва, абонентский ящик 110 «Русфонд»). Фонд работает по всей стране с 1998 года.
  • Благотворительный фонд «Созидание» (г. Москва, ул. Магнитогорская, 9, офис 620). Фонд с 2001 года работает с детьми, которые находятся на лечении и реабилитации с ДЦП в клиниках страны.
  • Благотворительный фонд «Расправь крылья» (г. Москва, Большой Харитоньевский переулок, дом 24, строение 11, офис 22). Фонд работает с 2000 года и оказывает поддержку детям-инвалидам.
  • Фонд «Добросердие» (г. Москва, Скатертный переулок, 8/1, строение 1, офис 3). Работает только с детьми с ДЦП с 2008 года.
  • Благотворительный фонд «Дети России» (г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 37, офис 406). Помогает детям с церебральными и другими нарушениями центральной нервной системы с 1999 года.

ДЦП не считается самостоятельным заболеванием.

Данный термин используется для обозначения целого комплекса двигательных нарушений, которые возникают вследствие поражения головного мозга во внутриутробном периоде .

Патология имеет врожденный характер, первые ее признаки можно заметить уже у детей первых дней жизни . Наиболее полная и развернутая клиническая картина проявляется у детей грудного возраста, то есть до достижения ребенком 1 года. О том, что такое ДЦП у детей, расскажем в статье.

Понятие и характеристика

ДЦП (детский церебральный паралич)– патология, которая возникает вследствие поражения областей головного мозга, отвечающих за двигательную активность ребенка .

Заболевание развивается во внутриутробном периоде, когда головной мозг только формируется.

На протяжении первых лет после появления ребенка на свет, при наличии определенных негативных причин, заболевание прогрессирует, приобретает все новые и новые проявления.

Однако, по мере взросления малыша развитие патологии приостанавливается, то есть поражение мозга не усугубляется. А двигательные нарушения поддаются частичной коррекции .

Поражение головного мозга может проявляться в 2 вариантах:

  • нервные клетки изначально здорового головного мозга претерпевают патологические изменения;
  • нарушается строение самого органа.

Проявления ДЦП весьма разнообразны, у одних детей нарушается двигательная активность ног (наиболее частый вариант развития событий), у других – рук, у третьих страдает координация движений.

Такие различия зависят от того, какие именно повреждения головного мозга имеют место, и в какой период времени они произошли (при воздействии негативных факторов наибольшим образом страдает тот отдел головного мозга, который активно формировался на момент возникновения неблагоприятных условий ).

Причины возникновения

Почему ребенок родился с ДЦП? Первопричина – нарушение работы головного мозга, в частности, его отделов, отвечающих за возможность двигаться.

К такому поражению могут привести самые различные неблагоприятные факторы, которые возникают как во внутриутробном периоде, так и в момент появления на свет и в первые месяцы жизни малыша.

Внутриутробные факторы

Причины на момент рождения

Причины в первые месяцы жизни

  1. Длительный и интенсивный токсикоз.
  2. Преждевременное старение и отслойка плаценты.
  3. Угроза прерывания беременности.
  4. Заболевания почек будущей мамы.
  5. Травмы плода во внутриутробном периоде развития.
  6. Кислородная недостаточность.
  7. Фетоплацентарная недостаточность.
  8. Инфекционные и вирусные заболевания в период беременности.
  1. Узкий таз женщины. При прохождении через родовые пути ребенок нередко получает серьезные травмы.
  2. Ослабление родовой деятельности.
  3. Рождение ребенка раньше положенного срока.
  4. Большой вес плода.
  5. Стремительная родовая деятельность.
  6. Тазовое предлежание на момент родов.
  1. Нарушение работы органов дыхательной системы, приводящее к гипоксии новорожденного.
  2. Попадание околоплодных вод в ротовую и носовую полость ребенка, что так же способствует развитию удушья.
  3. - патология, возникающая вследствие резус-конфликта, сопровождающаяся повышенной скоростью распада эритроцитов.

Как развивается?

У детей, появившихся на свет раньше положенного срока , отмечается незрелость головного мозга и его структур.

Это может привести к неправильному развитию органа, и, как следствие, возникновению ДЦП.

Кислородное голодание во внутриутробном периоде способствует возникновению поражений мозга, однако, если других отклонений в развитии ребенка нет, это явление не оказывает какого–либо видимого эффекта (при условии, что недостаточность кислорода была незначительной).

Если же ребенок имеет малый вес при рождении , его органы, в том числе и мозг, до конца не сформированы, при гипоксии некоторые области головного мозга отмирают, и на их месте возникают полые участки.

Соответственно, функциональность органа нарушается, что приводит к нарушениям двигательной активности организма.

Классификация патологии

Существует несколько разновидностей ДЦП, которые отличаются друг от друга своими характерными особенностями, набором признаков .

Форма

Особенности

Спастическая диплегия

Данная форма встречается наиболее часто. Возникает вследствие поражения участков головного мозга, которые отвечают за двигательную активность конечностей. У детей в первые месяцы после появления на свет отмечается частичный или полный паралич ног или рук.

Атонически-астатическая

Патология возникает как следствие неправильного развития или поражения мозжечка. Ребенок неустойчив, у него нарушена координация движений, так же отмечается пониженный тонус мышечной ткани.

Гемипаретическая

Поражаются подкорковые и корковые участки одного из полушарий головного мозга. В этом случае двигательные нарушения отмечаются только с одной стороны.

Двойная гемиплегия

Повреждения имеют место сразу в обоих полушариях мозга. Данная форма считается самой опасной, так как зачастую приводит к полному параличу.

Гиперкинетическая

Обусловлена поражениями подкорковых участков головного мозга. Часто развивается на фоне спастической формы. Ребенок, страдающий данной разновидностью ДЦП склонен совершать неконтролируемые телодвижения. Часто это проявление усиливается в те моменты, когда малыш перевозбужден, нервничает, волнуется.

В зависимости от возраста ребенка принято выделять раннюю форму (первые признаки проявляются сразу же после рождения и до 6-месячного возраста), начальную остаточную (6-24 мес.), позднюю остаточную (старше 2 лет).

По степени тяжести выделяют:

  1. Легкую форму, при которой наблюдаются незначительные отклонения в двигательной активности. При этом ребенок способен обходиться без помощи посторонних, может самостоятельно одеваться, есть, играть, посещать детские образовательные учреждения.
  2. Среднюю форму, когда малышу требуется посторонняя помощь в осуществлении сложных задач. Тем не менее, такой малыш может посещать общеобразовательные учреждения, успешно обучаться.
  3. Тяжелую форму, при которой ребенок не может обойтись без помощи, ведь в этом случае он не способен выполнять даже самые простые действия.

Спутники заболевания

ДЦП у ребенка может проявляться не только в нарушении двигательной функции, или ее полном отсутствии. Возможно наличие и других неприятных моментов , таких как:

  • непроизвольные судороги;
  • (образование патологической жидкости в области головного мозга);
  • снижение зрения и слуха;
  • (сложности в произношении звуков, отсутствие речи, заикание);
  • сложности в обучении письму, счету, чтению;
  • нарушения поведения, эмоциональные расстройства.

Симптомы и признаки

У ребенка, страдающего ДЦП, проявляются следующие симптомы :

Осложнения и последствия

ДПЦ приводит к развитию таких серьезных осложнений как:

  1. Нарушение опорно-двигательного аппарата (патологическое сгибание рук, которое в тяжелых случаях может спровоцировать вывих суставов, деформация стопы, когда малыш передвигается только на носочках, искривление позвоночника и стойкое нарушение осанки, в результате чего тело ребенка теряет свою симметричность).
  2. Нарушения речи до полного ее отсутствия.
  3. Задержки психического развития , проблемы с адаптацией в коллективе.

Диагностика

После появления малыша на свет ребенка в обязательном порядке обследует врач. Это позволяет выявить патологию на ранней стадии ее развития и как можно скорее начать лечение. Особого внимания требуют дети, у которых повышен риск развития ДЦП.

Это недоношенные дети, имеющие маленький вес при рождении, страдающие врожденными аномалиями развития внутренних органов, появившиеся на свет в результате тяжелых родов, имеющие низкую оценку по критерию Апгар .

Врач тщательно обследует ребенка, проверяя выраженность врожденных рефлексов, тонус мышечной ткани.

При обнаружении тех или иных отклонений, назначают аппаратное исследование :

  • УЗИ головного мозга;
  • КТ, МРТ.

Дифференциальная

ДЦП в первые дни жизни ребенка может проявляться в виде признаков, характерных и для других заболеваний, лечение которых осуществляется с использованием принципиально других методов и средств .

Именно поэтому особое значение имеет дифференциальная диагностика. Важно отличить ДЦП от таких недугов как нарушение обмена аминокислот, мукополисахаридоз, нейрофиброматоз, гипотиреоз.

Задачи лечения и реабилитации

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Медикаментозное

Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку . Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

Массаж и ЛФК

Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника , ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

Коррекция патологической позы

Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

В этом случае формируются неправильные позы , которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

Исправление контрактур хирургическим методом

Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

Иные способы

В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

  1. Физиотерапия , способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
  2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
  3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
  4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

Реабилитационные центры

Название

Адрес

г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27

Реацентр

Г. Самара Ново-Вокзальный тупик 21"А"

Парус надежды

г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а

г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68

Реабилитационный центр

г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2

НПЦ Солнцево

г. Москва Солнцево, ул. Авиаторов, д.38

Центр лечебной педагогики

г. Москва Строителей, 17б

Центр патологии речи

г. Москва, Солнцево, ул. Авиаторов, д.38; Николоямская, 20

ДЦП – заболевание, проявляющееся у детей самого младшего возраста . К его развитию приводят многочисленные причины, которые могут оказывать негативное действие как во внутриутробном периоде развития плода, так и после появления малыша на свет.

Симптомы патологии весьма разнообразны, повреждения затрагивают не только двигательную функцию. Заболевание негативно сказывается и на эмоциональном, интеллектуальном, психическом развитии ребенка. Поэтому недуг необходимо как можно раньше выявить и приступить к лечению.

О том, как распознать ДЦП у ребенка , вы можете узнать из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.



Похожие статьи