Признаки указывающие на перемещение трупа. Порядок наружного исследования и описания трупа

19.07.2019

Все живое рано или поздно умирает, и даже ваш придуманный герой. Это может остаться за кадром, а может стать актуальной потребностью ввиду сюжетных поворотов. Однако у любого фикрайтера есть шанс превратить смерть в трагифарс, не сделав эпизод достаточно серьезным. Поэтому давайте поговорим о смерти и о способах описания ее. Строго говоря, смерть описывают либо физиологически точно (с открытыми внутренностями), либо пытаясь раскрыть экзистенциальный потенциал персонажа. «Экзистенция», если говорить совсем просто - смысл жизни, то, ради чего вы холили и лелеяли своего придуманного героя, то, зачем вообще существует текст с ним. Что вы вообще хотели сказать своим текстом? Для чего вы решили убить в нем кого-то? Смерть также бывает сюжетно необходима, а бывает и бессмысленной. Смерть делает бессмысленной только лень автора. Подчеркнутая глупость ситуации, в которой умирает персонаж - очень хороший ход, чтобы показать хрупкость жизни и жестокость судьбы. Однако если не прописать сцену детально, читатель засчитает вам «слив», не проникшись ситуацией. Для того, чтобы определить, как вы будете убивать своего персонажа, определитесь с аудиторией. Насколько она готова читать физиологические подробности, насколько готова выдержать страдания разума и души умирающего. Есть люди, которые не выносят упоминаний любых несчастий, и писать для них сцену смерти - только наживать себе врагов. Когда вы поймете, кто будет аудиторией для вашей истории - хардкорные трагики, пессимистичные и беспринципные… нехорошие люди, либо те, кто носят розовые очки и идут по жизни, смеясь - тогда и только тогда принимайтесь за дело. Встаньте на место читателя и взгляните на текст его глазами, пишите такую смерть, какую он посчитает приемлемой или красивой. А можете наоборот наплевать на чувства аудитории и рискнуть с рейтингом NC-21.

Важные детали, которые вы должны знать о любой смерти.

Первое: она необратима. Это кажется банальностью, но об этом часто забывают писатели фэнтези-текстов, где у персонажа есть возможности воскреснуть. Никогда и ни одно существо, будь оно бессмертным и неуязвимым, не сможет привыкнуть к смерти. Возможно, каждый раз герой будет терять часть себя, переживать смерть как необратимое событие и не понимать, как он все еще топчет землю. Смерть всегда будет неприятна и восприниматься как что-то конечное. Так устроена психика всех сложных живых существ. На фоне этой правды любые тексты с хардкорными персонажами, которые гибнут и воскресают, не заботясь о числе смертей - просто опусы школьника, который переиграл в контру. Только компьютерные игры без сюжета и с ускоренной динамикой боя так нивелируют смерть. Строго говоря, там даже смерти нет, просто тычок в спину и возвращение к чекпоинту. Второе: смерть всегда трагична. Нельзя описать смешную смерть, даже если в вашем фанфике умирает главный злодей, а главный герой в белом плаще мстит ему за все грехи. С точки зрения героя убийство злодея не будет смешным ни разу. И никакому самому прожженному злодею не захочется умирать. В свою очередь, герою придется убедить злодея-таки умереть, причем силовыми методами. Но, добившись своего, герой не сможет смеяться. Исключение - безумие, когда у одной из сторон поехала крыша, и тогда все кажется смешным. Но, как говорится, хоть я и смеюсь, моя душа плачет. Этот пункт связан с неотвратимостью смерти. То, что предельно конечно и невозвратно, вызывает у человека ужас, это свойство психики живого, даже если внешние признаки будут говорить об обратном. Третье: умирающий человек неразговорчив. Если человек долго и нудно говорит, он не умирает. Поэтому не переборщите с монологами умирающих. Куда лучше и реалистичнее выглядят хрипы, стоны, застывшее слова на губах, а также пустой взгляд и отсутствующее выражение лица. Это связано с тем, что для эмоций и сильных реакций нужны силы. Организм, умирая, стремится потратить их на более насущные вещи: закупорить раны, поддержать давление крови, заставить легкие расшириться и сжаться, чтобы получить кислород. Кроме того, львиная доля сил уходит на панику, если персонаж переживает насильственную смерть (например, от удушения). При удушении, кстати, говорить вообще невозможно, потому что передавлена гортань и голосовые связки, а при грамотном убийстве воздух прекращает поступать практически мгновенно, отчего лицо человека начинает напоминать цветом сливу. Четвертое: почитайте справочники и учебники патологоанатомов, чтобы хорошо описать последствия смерти. При разных условиях труп может выглядеть по-разному. Даже у обгоревшего человека есть разные повреждения, каждый умерший таким способом уникален. У некоторых лопаются глаза от жара, у кого-то случается шок до того, как тело начинает действительно гореть, и человек умирает от сердечного приступа. Раны от ножа тоже дают странные смерти, неоднозначно выглядят люди, умершие от рака. Прежде чем взяться за труд, придется серьезно полистать медицинский справочник, сконструировать возможные механизмы защиты и борьбы организма (например, при удушении - асфиксии - человек может раздирать себе грудь и горло, чтобы обнажить гортань и дать себе доступ к воздуху). Не стоит забывать, что окружающим не нравятся предсмертные состояния себе подобных, поэтому умирающему будут пытаться помочь. Кто-то может оттянуть неизбежную смерть, кто-то может ускорить развязку, просто убив страдальца. Поэтому не стесняйтесь в своих текстах вызывать скорую, привлекать прохожих, которые не знают, что делать, а также жестких людей, готовых пристрелить любого несчастного как собаку. Все зависит от контекста фика. Однако случаи, когда из толпы зевак на помощь умирающему прилетает врач на белом коне и с короной реаниматолога, занесены в красную книгу, так что добавлять их в текст не стоит. Вам никто не поверит, даже если вы пишете слэш. Пятое: вероятность смерти. У каждого фактора смерти есть своя вероятность. Например, в современном мире куда вероятнее погибнуть под колесами автомобиля, чем попасть в авиакатастрофу. Еще вероятнее получить травму от упавшего кирпича с крыши, удара тока, умереть от алкогольной горячки. Последнее почему-то забывается, хотя количество смертей от этого фактора достаточно - десятки людей ежедневно. Однако во многих текстах герои хлещут алкоголь, как воду, а потом просыпаются с легким похмельем и дальше строят свою личную жизнь. Вероятность смерти определяет ее типичность или экзотичность. Слишком экзотичная смерть отпугивает читателя и мешает ему сопереживать умирающему персонажу. Чем ближе к реальной ситуации смерть, тем легче в нее поверит читатель. Самая банальная и правдивая, а также близкая смерть - это от старости. Отказ органов, инфаркт, инсульт, кома. Эти вещи случаются каждый день, и в мире мало людей, у кого родственник не умирал каким-то простым и логичным способом. Эта простота и логичность подкупает читателя сразу, потому что он соотносит текст со своей жизнью. Однако слишком простая и банальная смерть может отвратить эскапистов - людей, которые бегут от реальности и «серости». Изучите свою аудиторию, чтобы понять, какая тактика нужна. Не стесняйтесь убивать персонажей посредством смертельных заболеваний, эпидемий и инфекций. Некоторые из них позволяют построить из цивильного общества настоящий зомби-апокалипсис, что всегда выглядит свежо. Человек легко умирает от обезвоживания, отравившись загрязненной водой, хорошо умирает от гриппа, отека Квинке, если у него аллергия на арахис, а он ест бутерброд с арахисовым маслом. Чтобы осознать прелесть случайных и нелепых смертей, можно на досуге посмотреть все части «Пункта назначения», где механизм смерти становится самоцелью сюжета. Излишне напоминать, что слишком сильная боль, потеря значительной части крови, а также повреждение жизненно важных органов (мозг, сердце, печень, легкие, желудок, кишечник и т.д.) приводят к смерти в 90% случаев. Внутреннее кровотечение, нарушение целостности кишечника или желудка приводят к необратимым последствиям и скорой смерти. Если вам приходилось читать книги о войне и смотреть документальные фильмы, то вы могли заметить, что некоторые люди после того, как им оторвало половину тела, живут несколько часов. Однако они никогда не выживают. Строго говоря, возможности выжить после смертельных ран у каждого человека индивидуальны, как индивидуален иммунитет и порог боли. Однако не стоит делать из своего героя супермена: живучие ребята - скорее ошибка эволюции, чем закономерность. Старайтесь не продлевать мучения персонажа: это не понравится ни ему, ни читателю. Если вы хотите яркий пример физиологически подробных смертей - почитайте книги Ремарка о войне. Там есть и руки с ногами, застрявшие в железной сетке окопов, и крошечные дырки во лбу, и голодная смерть. После этой школы вы сможете описать любую жуткую смерть, причем без лишнего пафоса. Экзистенциальный вид смерти предполагает поиск смысла жизни, когда герой умирает. Каждый перед смертью хотя бы секунду задумывается, как он жил. У некоторых начинается неконтролируемая истерика, когда приходит осознание, что жизнь прожита, и ничего в будущем человека не ждет. Жалость к себе, животные инстинкты и сложные психологические проблемы устраивают в голове человека ад, который интересно описывать и интересно читать. Есть целая прослойка людей, которым не интересно, почему и как герой теряет очередной литр крови, им интересно, что он чувствует и думает в последние минуты. В сущности, то, что думает герой, умирая, это и есть он сам. Последние вспышки эмоций, реакции и поведение говорят о человеке все, что хотел бы сказать автор. Но любая смерть, как и любая жизнь, бессмысленна. С этим разум умирающего справиться, зачастую, не может, поэтому у писателя есть огромный шанс для полета фантазии. Разум человека настолько сложная штука, что перед смертью человек может думать, о чем угодно. Начиная с того, что умирающий будет прикидывать, а не покрасить ли ему потолок, и заканчивая размышлениями о красоте неба или лица любимой. Шестое: во все времена человечество стремилось игнорировать смерть во всех ее формах. Для этого придуманы все религии, создана львиная часть идеологий, это входит в механизмы реабилитации психики после того, как человек сталкивается со смертью. Нередко в практике психиатрических лечебниц встречаются больные, которые наотрез отказываются верить в смерть близкого человека. Некоторые формы шизофрении позволяют видеть и ощущать умершего, как видеть и ощущать никогда не существовавшего человека. Еще одним защитным механизмом психики является черный юмор или «юмор висельника». Человек, шутя на тему смерти, не смеется. Это горькая ирония, которая позволяет ему пережить некоторые события в реальности, на которые он не может повлиять. Чаще всего черный юмор связан с профессиональными травмами. Патологоанатомы и полицейские, к примеру, каждый день видят трупы, причем в самых разнообразных форматах. Расчлененка, сожженные тела детей, раздавленные до состояния «мешок с костями» люди способны вызвать сильные реакции первые несколько раз. Потом это становится привычным, как плохая погода или пробки по дороге домой. Это не значит, что человек стал легко относиться к смерти, просто паника, отвращение, чувство уязвимости и сопричастности давно покоятся на дне души. А если есть алкоголь, хорошее хобби или врожденная апатия, то естественные реакции на смерть могут быть на «паузе» достаточно долго. Этот пункт не опровергает тезиса, что ни одна смерть не может быть смешной. На факторы принятия смерти влияет очень многое, но человек сам по себе не может легко воспринимать смерть. Он может о ней на время забыть, может отвлечься, может не думать о произошедшем, как о смерти. Чем проще устроен интеллект человека, тем меньше он находит времени на то, чтобы осознать смерть и поверить в нее. Некоторые отрицают смерть до последнего, пока она не придет за ними. Такая корреляция связана с механизмом размножения животных: чем меньше животное боится рисковать, тем успешнее распространяет свои гены по ареалу. Глупые люди успешнее и бесстрашнее и в любви, в смерти, это досталось нам от обезьяноподобных предков. Кроме того, разум человека устроен так, что придумывает любое объяснение необъяснимому, чтобы сохранить индивидуальную картину мира. Первые культы были посвящены природным явлениям, и, конечно же, смерти, как самому важному этапу любой жизни. И так как люди не понимали скрытых процессов организма, не понимали, что организм - суть машина с вероятностью множества поломок, многие столетия смерть воспринималась как нечто живое, персонифицированное, некое божество, дух, нечистая сила. Смерть долгое время не была процессом, а была существом, либо явлением другого существа - могучего, всезнающего, держащего в руках нити судеб, то есть, бога. Это не могло не привести к мысли, что если жизнь кто-то может дать или забрать, то смерть можно обмануть, можно стать бессмертным полностью, либо частично. Отсюда концепция Рая и Ада, отсюда вера в загробную жизнь, которой по факту нет, но без знания о которой человек не сможет смириться с собственной смертью и смертью близких. На восприятие смерти сильно влияют идеи, которые господствуют в обществе. Человек, рожденный вокруг этих идей, встраивает их в свои психику и воспринимает как последнюю истину. Это нужно для того, чтобы органично вписаться в общество и говорить на одном языке с ним. Социализация на все 100% влияет на восприятие смерти. Если общество переживает войны и катастрофы, смерть становится обыденностью, однако на время. Однажды наступает момент, когда человек, годами игнорирующий трупы под своими ногами, начинает впадать в истерику из-за умершего щенка. Игнорирование смерти - ограниченный во времени механизм самозащиты психики, который позволяет продержаться человеку какое-то время, чтобы успеть уйти, приспособиться к враждебной среде, найти способ смириться с высокой вероятностью собственной смерти. Поэтому вспышки эпидемий, войны и прочие несущие смерть факторы совпадали с дикой религиозностью общества. Если не можешь повлиять на спасение собственного тела, придумай, что у тела есть душа, и уж ей точно нельзя навредить, убить окончательно. То есть, смерти нет. Ввиду некоторых комментариев к статье разверну эту мысль подробнее, чтобы ответить на ключевые возражения и вопросы. Почему некоторые африканские племена «спокойно» едят человечину? Наверное, они спокойно относятся к смерти? В общем-то, они едят не человечину, а личность своего врага. Поедание врага для многих племен имело сакральный смысл, этому предшествовал целый ритуал, направленный на перенесение свойств врага в сущность победителя. Некоторые людоеды ели врагов, чтобы они не являлись как злые духи, некоторые ели, чтобы позаимствовать удачу и силу. Но никто не относился к поедаемому человеку как к человеку, как к живому существу вообще. Это предмет культа, как просфора - литургический хлеб, который едят, «вкушая плоть Иисуса» во время богослужения. Поэтому нельзя сказать, что древние племена Африки спокойно относились к убийству и поеданию человека - это было священное таинство, которое не понятно обществам с более сложной структурой организации. Человек, помещенный в такое первобытное общество, не считается убийцей, пока соблюдает табу своего культа и требования своего племени. Эти правила призваны отодвинуть восприятие смерти бесконечно далеко. Считайте, что дикарю чудится, что вместо людей он ест пирожные, и никакими силами не объяснить ему, что он делает что-то не так. Однако дикарь не смеется над смертью, не воспринимает ее как шутку, и когда смерть коснется его, вряд ли испытает приступ радости и веселья. Еще один пример - убийство по неосторожности. Очень похоже на поведение диких племен. Человек в гневе хочет уничтожить личность, которая доводит его до белого каления, хочет, чтобы его враг заткнулся и перестал что-то делать. Но не думает о его смерти в физическом плане, только в идейном. Если удастся через унижение или общественный ресурс убить личность, то человек не пойдет на физическое убийство. Поэтому такое поведение тоже не считается «легким отношением к смерти». «Я убью тебя, если отчет не будет на моем столе завтра!» - орет ваш босс, но это не значит, что он реально размозжит вам голову. Он просто хочет придушить вашу личность, вот и все. Человек может быть бесконечно далек от смерти и не способен осознать ее, если у него есть закрепляющие этот игнор общественные нормы и обстоятельства. Примером являются многочисленные истории, связанные со служащими концентрационных лагерей. Подавляющее большинство тех, кто сжигал евреев, собирал их одежду и волосы, не осознавали, что убивают людей. Это трудно понять, но это так. Те, кто служил в концлагерях, просто выполняли работу, просто следовали служебной дисциплине, просто служили своему обществу. Они не задумывались, зачем они так поступают с людьми, потому что руководство страны сказало им, что евреи - не люди. Потому что евреи вышли за рамки закона, потеряли легитимность, а немецкий народ очень дорожит таким понятием, как легитимность и соблюдение правил. Еще Отто фон Бисмарк насадил в обществе и собственной армии порядки, когда приказы не обсуждаются, вся жизнь подчинена армейской дисциплине, и, если ее не соблюдать, общество быстро выкинет тебя за свои пределы, где одному не выжить. Если хочешь счастливо жить - соблюдай закон и следуй за партией. Именно отсутствие дискуссий в обществе, отсутствие критики властей становятся основой для тоталитарных государств, которые не позволяют любой человеческой единице иметь какое-либо мнение. Когда некоторые немцы пытались сохранить жизни евреям, которых знали, их подвергали жесточайшему прессингу: нельзя было найти работу, выбить карточки на еду (а еду выдавали по талонам с 1939 года, так же, как в СССР), их детей обижали и мучили в школе. Некоторых помещали в концлагерь как врагов народа. Жизнь становилась адом, если ты не шел по пути, что избрала партия. Под постоянным прессингом психика человека выстраивает бесконечные барьеры и фильтры, сердце черствеет при виде любого горя. Ситуацию усугубляли удачные решения производственных вопросов. Например, евреев не заставляли убивать голыми руками, а расстреливали или травили газом. Это означает, что человека, исполняющего убийство, помещали на максимальное расстояние от жертвы, чтобы он не мог осознать, что лишает кого-то жизни. «Нажми на кнопку - получишь результат». Конечно, среди нацистов было немало садистов, и прессинг авторитарного общества вытаскивал из глубин человеческого сознания чудовищ, которые долго спали. Но факт остается фактом: отношение к смерти неоднозначно, формируется под давлением общества и зависит от уровня интеллектуального развития индивидуума. При описании реакций на смерть стоит учитывать и психологические барьеры, и давление общества, и религиозные культы, и наличие/отсутствие достаточного количества пищи и воды. Чем враждебнее среда, куда помещен человек, тем легче он становится дикарем и легче относится к смерти. Однако это временный эффект. Как только человек придет к состоянию сытости и безопасности, осознание, что он причинил кому-то смерть, вернется. Если нет жесткого авторитета, культурных скреп и индульгенции, которые могли бы легитимировать убийство другого человека, то убийца может сойти с ума от собственной жестокости. Подводя итог, можно сказать, что смерть описывается двумя способами: динамический - через глаголы, жесткие последовательные события и действия персонажей, и созерцательный - через описания и размышления, когда ситуация и действия не важны, а главная роль отведена последним чувствам и мыслям потенциального мертвеца. Глаголы делают ситуацию простой, не отягощают лишними оттенками события, что многим нравится, потому что через героя можно просто переступить и забыть. Прилагательные, причастия и деепричастия точнее конструируют застывшую сцену, в которой выбранный герой испускает дух. Некоторым нужно именно смотреть на эту картину часами, поэтому чем длиннее описания, тем сильнее удовольствие читателя. Насильственная смерть - это почти всегда экшен, поскольку происходит борьба между убийцей и жертвой. Вы сами можете определить, как долго жертва будет сопротивляться, увенчаются ли успехом ее старания, насколько жестокой будет ее смерть. Главное помните: если вы описываете сцену борьбы перед смертью, то важно сохранить логику и последовательность действий, как в драке. Смерть от болезни лучше описывать в созерцательном ключе. Если насильственная смерть мгновенна, время сжато, как пружина, то смерть от болезни растянута, важен процесс угасания жизни. Неплохо бы описать, что больному становится то лучше, то хуже. Какого рода боль он испытывает, какие системы жизнеобеспечения его организма отказывают. Здесь важен процесс затяжного страдания, и самый шик описать его так, чтобы читатель хотел смерти героя из жалости. Правда, есть болезни, когда человек «сгорает» за несколько часов. Их можно описать скупо, без подробностей, обходясь основными симптомами. У вашего героя всегда есть возможность умереть быстро, да так, что он сам этого не почувствует и не узнает. В этом случае очень трудно заполнить сцену деталями, чтобы смерть персонажа не умещалась в одно предложение. Если вы хотите посвятить быстрой смерти героя целый абзац, то сконцентрируйтесь на условиях, при которых произошла смерть. Где было тело героя, каким деформациям оно подверглось. Например, взрывная волна накрыла вашего персонажа, какой-нибудь кусок здания упал на героя, мгновенно смяв его грудную клетку и внутренние органы. Неплохо бы добавить реакции окружения: кто увидел его смерть, как отнесся (закричал, наблевал, равнодушно посмотрел, тупо уставился и т.д.). Можно подробно описать, как и откуда падало тело вашего героя, какую форму приняло, как лежали конечности, были ли целы зубы и т.д. Можно добавить маленькую интересную деталь рода: тело все раздавило, но лицо осталось нетронутым; сохранилась лишь правая рука, на которой поблескивал перстень; тело лежало удивительно прямо, мертвый казался живым, только уснувшим и т.д. Последний абзац посвящу самоубийцам. Сразу скажу, что в 90% случаев человеку практически невозможно решиться убить себя. Однако оставшиеся 10% могут сделать из этого поступка культ, который все-таки влияет на впечатлительные души. Некоторые люди, склонные к эскапизму, лучше покончат с собой, чем решат какие-либо проблемы. В честь таких людей Роскомнадзор ввел жесткий мониторинг СМИ и некоторых сайтов, чтобы пресечь описания самоубийств и культивацию их. Поэтому я искренне не советую заниматься описанием самоубийства, чтобы ваш текст модераторам не пришлось удалять. Если же сюжету необходимо самоубийство, то лучше описать его в негативном ключе, как какой-то мерзкий поступок. Это позволит не нести бремя ответственности, потому что вы старались сделать уход из жизни максимально непривлекательным внешне, и маловероятно, что кто-то воспылал идеей умереть. Это только кажется, что ваши корявые (или прекрасные) описания не могут навредить. Почти всегда поощрение самоубийства приводит к самоубийству. Вы можете не знать человека, но быть виноватым. В связи с чем советую писать о таких эпизодах скупо, рвано, лучше витиевато, без конкретно перечисленных лекарств, технологии потрошения животов и вен, а также без инструкции, как выбрать многоэтажку. Не стоит описывать самоубийство в ключе свободы, полета, чудесных снов и ощущений. Лучше сделать наоборот, тем более, что это правда в 90% случаев. Выпавший из окна человек может не умереть, но зато получит многочисленные и крайне болезненные переломы. От принятых веществ человека может рвать, может болеть живот, быть судороги, которые доставляют самые настоящие мучения. Если говорить о причинах, почему люди уходят из жизни добровольно, то есть три аспекта. Первый - это слабость. Второй - это глупость. Третий - не доставить врагам радости. Камикадзе, а также истинные самураи, готовые вспороть брюхо по первому требованию дайме, поступают так не потому, что жаждут умереть, а потому, что, если не умрут, их жизнь, а также жизнь их семьи, их потомков станет адом. Японское общество создало такой жесткий моральный кодекс, что человеческая жизнь в рамках него стала ничем (сегодня это не так, они превозносят жизнь). Культивация чести и смерть за честь - искусственный отбор внутри жесткого архаичного и иерархического общества. Это метод поддержания дисциплины, чтобы никому в голову не пришло оспаривать иерархию или приказы вышестоящих. Когда ты не вписываешься в иерархию, споришь с авторитетами и сомневаешься в их высказываниях и приказах, ты должен умереть. А не вписываются в иерархию из-за сделанных ошибок, будь это проигрыш в войне или резкое слово, сказанное императору. Ошибки могут быть ерундой, но те, кто стоят выше тебя, не прощают, поскольку чем жестче система, тем тверже должна быть дисциплина, чтобы удержать прессинг. Ослабишь хватку - потеряешь власть и голову. И вот у самурая стоит выбор: либо самому по-хорошему себя прирезать, либо дождаться, когда убьют как собаку в подворотне, потому что человеку вне иерархии отказывают в существовании и принадлежности к людям. При этом в ритуале сиппуку, например, над самоубийцей возносят меч, чтобы в случае чего снести голову, если самоубийца передумает. Любое тоталитарное общество не воспринимает ценность человеческой жизни и считает, что может распоряжаться каждой живой единицей, как угодно. Если единица так не считает, ее убивают с пытками и позором в назидании другим. Из этой ситуации складывается парадоксальная логика: если умереть все равно придется, то хотя бы с честью. Правда, честь ничего не стоит, если человек мертв. Слабость и глупость - части одного процесса, когда живой организм перестает бороться за свою жизнь. Антилопа умирает тогда и только тогда, когда сдается и позволяет льву впиться когтями в спину и прокусить ей шею. Когда она бежит от льва, то испытывает дикий стресс, который может отключать мозг, заставляет принимать неверные решения, которые приводят к победе хищника. Усталость и стресс заставляют бежать медленнее и, в конце концов, сдаться смерти. Этот механизм актуален и для человека. И хоть на нас никто не охотится, очень трудно выживать изо дня в день. Стресс на работе, прессинг в школе и университете, отторжение сверстников, родителей, любимых людей - все это сказывается на психике, которая может решить, что слишком устала поддерживать организм в режиме выживания. Иногда такой проигрыш происходит и на физиологическом уровне: перестает выделяться гормон радости, постоянная слабость не позволяет работать и бороться, и человек в конце концов хочет освободить свою психику от прессинга, освободиться от проблем, просто избежав их. И выбирает умереть. Кроме того, если у человека нет экзистенции, смысла жизни, то повторяющаяся изо дня в день борьба кажется бессмысленной и изнурительной. Борьбу не прекратить, награды в конце пути не будет, тогда зачем? Обычно эту ситуацию называют «кризисом среднего возраста». Однако природа заложила в человека механизм вечной борьбы за жизнь, и поэтому отказ от борьбы можно расценивать как слабость и глупость. Это все, что я могу сказать про самоубийство. И помните про Роскомнадзор. Надеюсь, текст был вам полезен.

Описание трупа должно быть произведено таким образом, чтобы в дальнейшем при необходимости можно было реконструировать обстановку места его обнаружения.

    местоположение и поза трупа;

    предметы на трупе и в непосредственной близости от него;

    одежда и обувь трупа;

    общие сведения о трупе;

    наличие и выраженность трупных изменений;

    признаки переживания тканей;

    особенности частей тела трупа и их повреждения;

    ложе трупа.

Местоположение и поза трупа . При описании места обнаружения трупа указывают точное название этого места и той его части, в которой находится труп. Например, если труп обнаружен на улице населенного пункта, в протоколе приводится название этого населенного пункта, улицы и номер ближайшего дома. Положение трупа определяют по отношению к окружающим его предметам, причем выбирают такие ориентиры, которые не могут изменить своего местоположения в ближайшее время (дерево, дом, окно и т.п.). При фиксации положения трупа обязательно производят измерение расстояний от частей его тела (обычно от головы и конечностей) до выбранных неподвижных ориентиров. Если труп находится на открытой местности, не имеющей определенных ориентиров, то фиксируют положение тела по отношению к сторонам света.

Под позой трупа понимают взаимное расположение частей его тела по отношению друг к другу. При описании позы указывают положение головы по отношению к срединной линии тела (наклонена вправо, влево), к сагиттальной (повернута вправо, влево) и фронтальной плоскостям (опущена вниз, откинута назад). Далее отмечают положение головы по отношению к другим частям тела (касается подбородком груди и т.п.). При описании верхних и нижних конечностей отмечают их положение в целом или отдельных их сегментов по отношению к сагиттальной и фронтальной плоскостям (отведены вправо, влево, вперед, назад, под каким углом), согнуты или разогнуты (в каких суставах, под каким углом), к каким частям тела прилегают. При описании верхних конечностей указывают положение пальцев по отношению к ладоням (слегка согнуты, согнуты в кулак, разогнуты).

Предметы на трупе и в непосредственной близости от него. На этом этапе изучают и описывают только те предметы, которые лежат на самом трупе или соприкасаются с ним. Некоторые орудия травмы могут находиться в самом трупе (кляп во рту, нож в ране и т.п.). Их извлечение категорически запрещается. Все узлы на веревках, шнурах и т.д., обнаруженные на месте происшествия и имеющие отношение к событию, должны быть сохранены. Некоторые предметы могут быть зафиксированы в кисти трупа (нож, пистолет, клок волос и т.п.). Они должны быть тщательно осмотрены, зафиксированы и изъяты. Необходимо описать (расположение, цвет, форму, размеры и т.п.) обнаруженных следов крови, мочи, рвотных масс, частиц вещества головного мозга.

Одежда и обувь трупа . Следует предельно точно зафиксировать в каком положении находится одежда на трупе: в порядке или беспорядке, какие предметы одежды смещены со своих обычных мест (спущены к низу, подняты кверху), застегнута одежда на пуговицы или нет, сохранность пуговиц, петель, застегнут ли ремень, вывернуты ли карманы; а также запах, исходящий от одежды (бензина, мочи и т.п.), фабричные клейма и метки, содержимое карманов и т.п. Описывают наложения и загрязнения на одежде. После осмотра верхних слоев одежды приступают к описанию нижних слоев. Одежду с трупа не снимают, а лишь расстегивают и приподнимают. При осмотре и описании обуви следует обращать внимание на состояние ее подошв. Более подробно исследование и описание одежды и обуви изложено в разделе практикума «Судебно-медицинское исследование трупа».

Общие сведения о трупе. Описывают анатомо-конституциональные данные: пол, возраст (на вид), длина тела, телосложение, упитанность, цвет кожного покрова, особые приметы. Если осматривают труп известного человека, то в протоколе достаточно указать его фамилию, имя, отчество.

Наличие и выраженность трупных изменений. Описание трупных изменений в протоколе начинают с обязательного указания времени (в часах и минутах) их фиксации и температуры окружающего воздуха (воздуха и воды, если труп извлечен из воды).

Степень охлаждение трупа определяют путем ощупывания открытых участков, прикрытых одеждой и соприкасающихся между собой частей тела трупа, а также при помощи термометрии. Для измерения ректальной температуры термометр желательно вводить в прямую кишку на глубину не менее 10 см (на трупах новорожденных детей – 5,5 см), после чего выдержать некоторое время, необходимое для фиксации значений температуры и зарегистрировать ее первичное показание. Обязательно не менее чем двукратное измерение ректальной температуры (повторное измерение предпочтительнее проводить через 1 час после первичного). Если подозревается, что имело место введение полового члена в прямую кишку, то перед измерением ректальной температуры необходимо взять мазки от содержимого прямой кишки на тампон.

При осмотре и описании трупных пятен в протоколе указывают их локализацию, характер (разлитые, островчатые, очаговые), цвет, изменение окраски при надавливании (полностью исчезают, бледнеют, не изменяют первоначальной окраски), а также время, необходимое для восстановления цвета трупного пятна (в минутах и секундах).

Давление на трупное пятно желательно осуществлять с помощью динамометра перпендикулярно к поверхности тела на площади 1 см 2 с постоянной величиной 2 кг/см 2 в течение 3 секунд. При расположении трупных пятен по задней поверхности тела динамометр устанавливают в центре поясничной области, по передней – в области грудины. При наличии трупных пятен на противоположных поверхностях тела (что бывает при изменении положении трупа), необходимо провести динамометрию на обеих поверхностях тела с раздельным указанием полученных результатов в протоколе.

Мышечное окоченение определяют в жевательных мышцах, мышцах шеи, верхних и нижних конечностей путем ощупывания мышечных групп, отведения книзу нижней челюсти, сгибания и разгибания шеи и конечностей в суставах. Отмечают интенсивность выраженности мышечного окоченения в различных группах мышц (слабое, умеренное, хорошо выраженное), а также в каких мышечных группах оно отсутствует.

Признаки подсыхания определяют при осмотре глаз, на переходной кайме губ, на головке полового члена, передней поверхности мошонки.

Из поздних трупных изменений врачу на месте происшествия приходится видеть чаще гнилостные изменения и реже – мумификацию или жировоск.

Признаки переживания тканей (посмертные, суправитальные реакции). Могут быть выявлены в первые часы (до 18-24 часов) после наступления смерти. При осмотре трупа на месте его обнаружения рекомендуется использовать ответные реакции скелетных мышц на механическое и электрическое раздражение.

Механическое раздражение мышц наиболее часто на практике достигается резким сильным ударом тупым твердым предметом с узкой поверхностью (металлическая пластина или стержень). В зависимости от давности в месте удара смерти формируется идиомускулярная опухоль (обязательно указывается её высота), либо желобообразное углубление.

Электрическую возбудимость мышц определяют с помощью специально изготовленных приборов, использующих портативные источники постоянного или переменного тока, однако они редко применяются в практической работе, так как серийно не выпускаются.

Химическое раздражение используют для выявления реакции мышц суживающих и расширяющих зрачок (используют 1 % растворы пилокарпина и атропина). Закапывание этих препаратов в конъюнктивальные мешки глаз трупа приводит соответственно к расширению или сужению зрачка в течение первых 5-6 часов после смерти, а их введение с помощью шприца в переднюю камеру глаза (0,1 мл) сопровождается соответствующей реакцией в течение 20-24 часов.

В протоколе осмотра указывают все проводимые пробы и их результат.

Особенности осмотра отдельных частей тела трупа и их повреждения. Для осмотра головы необходимо снять головной убор (если он есть), отметить состояние и цвет волос, их загрязнение, наличие повреждений волосистой части головы, целость костей черепа на ощупь.

При описании лица указывают цвет кожи (бледная, синюшная с экхимозами), наличие одутловатости, состояние глаз (веки, конъюнктивы, роговицы, зрачки), носа (целость костей и хрящей, наличие в носовых ходах и отверстиях носа какого-либо содержимого), ушных раковин и наружных слуховых проходов (если есть какое-либо содержимое, то следует указать его характер, количество, цвет, вытекание и направление потеков). Описывая рот, отмечают его состояние (открыт, закрыт), особенности переходной каймы губ, слизистой оболочки преддверия и полости рта, наличие и состояние зубов, лунок отсутствующих зубов, положение языка (за линией зубов, кончик зажат между зубами, выстоит из полости рта).

При осмотре шеи необходимо расстегнуть застежки рубашки (кофточки). Отмечают форму шеи, наличие или отсутствие повреждений. Последовательно осматривают и описывают переднюю, боковые и заднюю поверхности шеи.

При осмотре грудной клетки определяют ее форму (цилиндрическая, коническая, бочкообразная), определяют целость ребер на ощупь. Осматривают переднюю и заднюю поверхности грудной клетки. На трупах женщин отмечают состояние молочных желез.

Осмотр живота включает оценку его конфигурации, размеров (на уровне передней грудной стенки, выше или ниже ее) и консистенции.

При осмотре наружных половых органов указывают правильность их развития, наличие выделений из мочеиспускательного канала и влагалища.

До введения термометра в прямую кишку фиксируют состояние заднепроходного отверстия (сомкнуто, зияет, степень зияния), характер выделений из него (если есть).

При осмотре конечностей устанавливают целость их костей на ощупь (наличие патологической подвижности, крепитация костных отломков), описывают ногти, состояние кожи ладонных поверхностей кистей и подошвенных поверхностей стоп (наличие загрязнений, наложений, признаки мацерации).

Повреждения, имеющиеся на трупе, рекомендуется описывать по ходу осмотра отдельных частей тела (головы, шеи, груди, живота, промежности, конечностей). Описание повреждений следует проводить согласно схемам, приведенным в разделе практикума «Общие вопросы травматологии. Экспертиза повреждений, причиненных твердыми тупыми и острыми предметами». При изучении повреждений на месте происшествия запрещается изменять их первоначальный вид (обмывание водой и т.п.) во избежание возможной утраты вещественных доказательств.

Ложе трупа , то есть контур поверхности, на которой был обнаружен труп, должно быть осмотрено и описано после осторожного перемещения трупа с места его первоначального расположения. При описании ложа трупа отмечают характер поверхности, наличие отпечатка тела трупа, загрязнений и каких-либо предметов под трупом. Если под трупом обнаружены следы крови, то следует определить глубину ее проникновения в вещество ложа (грунт, снег и т.п.).

Иногда к ложу трупа подходят следы волочения в виде полос разной формы, ширины и глубины. Следы волочения описывает следователь, если же в них имеются следы крови, то описанию их помогает врач.

г. Н-ск 23 сентября 2003 г.

Осмотр начат в 10 ч 30 мин
Осмотр окончен в 11 ч 20 мин

Следователь следственного отдела при отделе внутренних дел.... района г. Н-ска, старший лейтенант юстиции Солдатов А.Н., получив в 10 ч 05 мин сообщение по телефону от дежурного по ОВД П... района г. Н-ска, майора милиции Сорокина С.В., об обнаружении трупа с телесными повреждениями на шоссе возле пос.Л.. района г. Н-ска, в 10 ч 25 мин прибыл на место происшествия и в присутствии понятых:

1. Орловой Г.П., проживающей: г. Н-ск, ;
2. Боброва И. А., проживающего: г. Н-ск,
с участием судебно-медицинского эксперта из Бюро СМЭ г. Н-ска, специалиста- эксперта-криминалиста ЭКО ГУВД Н-ской области, майора милиции Юрьевой И.И, инспектора ГИБДД ГУВД Н-ской области, капитана милиции Снегирева О.В., оперуполномоченного ОУР ОВД г. Н-ска, лейтенанта милиции Чернышова А.Б., в соответствии со ст. 164, 177 и 178 УПК РФ произвел осмотр трупа.

Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок производства осмотра трупа.

Понятым, кроме того, до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.

Судебно-медицинскому эксперту, специалисту разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 58 (57) УПК РФ.

Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств - фотоаппарата «Зенит-7М» с объективом «Гелиос-44М», с пленкой чувствительностью 64 единицы ГОСТа.

Осмотр производился в ясную солнечную погоду при естественном освещении и температуре воздуха + 18°С.

Осмотром установлено:

Труп женщины находится на правой стороне шоссе по направлению от г. Н-ска в сторону Н-ской области в 120 м после столба, показывающего 3 км от города Н-ска, прямо на юг, и в 20 м после перекрестка шоссейной и грунтовой дорог.

Грунтовая дорога ведет на запад к пос. Л, расположенному в 1 км от шоссе, о чем имеется указание на столбе. Труп лежит на спине, голова трупа направлена на восток к осевой линии шоссе и находится на расстоянии 2,5 м от нее, а ноги - на запад к кювету и касаются кромки асфальта. Ширина правой полосы движения шоссе - 4 м, движение двухрядное по каждой полосе движения.

На вид женщине около 30 лет, рост 160 см, волосы русые, среднего телосложения, волосы заплетены в косу, длиной в 20 см, глаза полуоткрыты, головного убора нет. Ноги вытянуты по оси туловища, левая нога слегка согнута в колене, расстояние между пятками - 25 см. Левая рука согнута в локте, кисть руки лежит на груди ладонью вниз. Правая рука лежит на земле, ладонью вниз, согнута в локте, расстояние от кисти до пояса - 10 см.

Труп женщины на ощупь холодный, на теле проступают трупные пятна, одета в шерстяную кофту коричневого цвета, поношенное ситцевое платье темно-синего цвета, нижнее трикотажное белье голубого цвета, синтетические колготки коричневого цвета, поношенные туфли на резиновой подошве коричневого цвета. На среднем пальце правой руки имеется кольцо обручальное из металла желтого цвета. Документов или каких-либо иных предметов в карманах платья женщины не обнаружено.

Под трупом в области головы, спины и рук имеется лужа жидкости бурого цвета, похожая на кровь, овальной формы, размером 25x55 см. Судебно-медицинский эксперт произвел смывы указанной жидкости на три ватных тампона, которые были подсушены и упакованы в полиэтиленовый пакет, который, в свою очередь, был упакован в плотную бумагу белого цвета. На теменной части головы имеется повреждение черепа, размером 3x4 см, с разрушением мозгового вещества.

На расстоянии 1,5 м до трупа на полосе движения, идущей со стороны г. Н-ска, обнаружены разбросанные хаотично по дороге десять мелких осколков стекла и три осколка голубой краски неправильной формы, которые были изъяты и помещены в два отдельных конверта из плотной бумаги серого цвета. На всем протяжении осматриваемого участка шоссе асфальт оказался гладким и сухим, следы торможения отсутствуют.

В ходе осмотра специалистом производилась фотосъемка фотоаппаратом «Зенит-7М» с объективом «Гелиос-44М» на пленку чувствительностью 64 единицы ГОСТа. Всего использовано 10 кадров пленки.

С места происшествия изъяты:
1) смывы жидкости бурого цвета из-под головы и спины трупа на трех ватных тампонах, упакованные в полиэтиленовый пакет, а затем - в плотную бумагу белого цвета, опечатанную тонкой бумагой с оттиском печати «для пакетов № 123» ОВД П района г. Н-ска, подписанную понятыми, участниками осмотра, следователем; она обозначена как упаковка № 1;
2) десять мелких осколков стекла неправильной формы, упакованные в пакет под № 1;
3) три мелких куска голубой краски неправильной формы, упакованные в пакет под № 2.

Оба пакета опечатаны тонкой бумагой с оттиском печати «для пакетов № 123» ОВД П района г. Н-ска и подписаны понятыми, участниками осмотра и следователем.

К протоколу осмотра трупа прилагаются: схема осмотра места происшествия и трупа под наименованием Приложение № 1, фототаблица под наименованием Приложение № 2.

Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра трупа от участвующих лиц заявления не поступили.

Понятые:
Судебно-медицинский эксперт
Специалист - эксперт-криминалист майор милиции
Иные участвующие лица:
Инспектор ГИБДД капитан милиции
Оперуполномоченный ОУР лейтенант милиции

Протокол прочитан следователем вслух. Замечаний к протоколу нет, записано все правильно.

Подписи понятых, экспертов

Тактика осмотра зависит от того, является ли место обнаружения трупа местом происшествия, изменялась ли обстановка до приезда опергруппы родственниками пострадавшего или другими лицами, врачами «скорой» помощи, висит ли труп или освобожден из петли. При нахождении в петле осмотр целесообразно начинать от трупа. Если труп извлечен из петли и она снята или отсутствует на шее, то осмотр лучше начинать с предпола­гаемого места происшествия Это необходимо для проведения сопостави­тельного анализа о соответствии петли странгуляционной борозде.

Приступая к осмотру висящего трупа, необходимо сфотографировать позу и членорасположение, его положение относительно окружающих предметов, особенности расположения петли и узла на шее, крепление конца петли к опоре.

Судебно-медицинский эксперт начинает осмотр с описания характера висения (свободное, несвободное), положения тела (вертикальное, гори­зонтальное и пр.), позы (стоит, сидит и т.д.) трупа, указания областей соприкосновения тела с окружающими предметами, положения головы, членорасположения.

При свободном висении измеряется расстояние от подошвенной повер­хности ног или обуви до ближайшей поверхности (пола, почвы, стула и др.), от места крепления узла на шее до места крепления коренного конца петли, от поверхности (пола и т.д.) до места крепления коренного конца петли, расстояние от трупа до окружающих предметов для исключения версии о наложении петли посторонней рукой.

В случаях несвободного висения отмечают, какие области тела имеют точки опоры (пальцы ног, колени, ягодицы), как плотно они касаются опоры (касаются, плотно соприкасаются, лежат на предмете), какими обла­стями тело соприкасается с окружающими предметами.

После описания трупа приступают к изучению окружающих предметов и места фиксации петли. Описывая подставку, измеряют ее высоту, обра­щая внимание на наличие или отсутствие на ней каких-либо наложений и следов подошв обуви. Наличие их говорит о том, что ею мог воспользо­ваться пострадавший для наложения петли. Такие следы фотографируются с целью последующей идентификации. Отмечаются следы, оставленные подставкой на почве. Перечисляются окружающие труп предметы, и изме­ряется их расстояние до трупа. Указываются области тела, соприкасаю­щиеся с ними.

Осматривая труп, висящий на открытом воздухе, тщательно исследуют подошвы ботинок или босых ног на предмет наличия следов почвы, по которой можно дойти до места обнаружения трупа; предполагаемый путь подъема к месту крепления петли. На стволе дерева, как правило, выявля­ются свежие повреждения мха, коры, веток. В этом случае необходимо обратить внимание на внутреннюю поверхность обуви и штанин, где могут быть соответствующие наложения. На стенах сооружений выявляются сче­сы мела, извести и т.д.; на лестницах - нарушения пылевого покрытия, образующиеся во время подъема.

После этого следователь, перерезав предварительно петлю выше места расположения узла на шее, организует бережное опускание трупа на ка­кую-либо поверхность для продолжения осмотра.

При описании одежды и обуви снятого с петли трупа основное внима­ние уделяется поиску наложений, позволяющих судить о пути подъема к месту крепления петли и подхода к месту повешения. Они соответствен­но располагаются на внутренних поверхностях штанин и обуви, а также на ее подошвенной поверхности. Детально описывают следы крови и слизи на лице и одежде с указанием их направления, что позволит судить о положе­нии тела, заподозрить или исключить убийство. Отмечают влажность ниж­него белья, запах мочи, наличие каловых масс и спермы. Иногда могут быть выявлены повреждения на одежде, которые необходимо правильно оценить, что позволит ограничить или расширить круг разыскных меро­приятий в случаях подозрения на убийство.

Описывая трупные явления, акцентируют внимание на локализации трупных пятен, наличии внутрикожных точечных кровоизлияний, позволя­ющих судить о положении трупа в петле.

При висении в вертикальном или близком к нему положении подчерки­вают расположение трупных пятен на кистях, стопах и голенях, появляю­щиеся через несколько часов после наступления смерти. В таком положе­нии внутрикожные точечные кровоизлияния на фоне трупных пятен спины и нижних конечностей могут образоваться посмертно вследствие натека крови и имеют черный цвет.

В случаях бокового расположения петли, когда приток крови может продолжаться, а отток невозможен или затруднен, возникает резкий веноз­ный застой над петлей, проявляющийся цианозом (сине-багровой окрас­кой) с множественными кровоизлияниями в конъюнктивы глаз, кожу лица и шеи.

Резко выраженные трупные пятна обнаруживаются у физически здоро­вых, крепкого телосложения лиц. У пожилых, истощенных субъектов труп­ные пятна выражены слабо, равно как и внутрикожные точечные кровоиз­лияния, которые могут вообще отсутствовать.

У лиц с резко выраженной гнилостной эмфиземой в результате давле­ния туго застегнутого ворота сорочки выявляется бледная полоса, напоми­нающая странгуляционную борозду. Незначительно выраженная странгуляционная борозда может расправиться и стать невидимой.

Развивающиеся гнилостные процессы подвергают мягкие ткани шеи гнилостному разрушению, в результате чего она может удлиниться (иногда до 20-30 см), однако полный отрыв ее от туловища обычно не наблюда­ется.

Осмотром лица подчеркивают сине-багровый цвет, одутловатость, на­личие на нем и в соединительных оболочках глаз точечных кровоизлияний, равномерность или неравномерность расширения зрачков, направление потеков слизи и следов крови из отверстий носа с потеками вдоль верти­кальной оси тела, на лице, одежде и под трупом. Иногда в ушных ходах наблюдается наличие крови вследствие разрыва подэпидермального сосуда барабанной перепонки или задних частей наружного слухового прохода В некоторых случаях встречается выстояние кончика языка из полости рта и ущемление его между зубами. Если труп вместе с петлей был снят вскоре после повешения до наступления трупного окоченения, то выступающий язык может запасть в полость рта. Вследствие подсыхания кончик языка приобретает темно-коричневую окраску.

Губы часто покрыты подсохшей или влажной слизью, вытекающей из полости рта и свидетельствующей о сдавлении слюнных желез петлей.

Иногда из полости рта и отверстий носа выделяется кровянистая жид­кость, что обусловлено процессами имбибиции (пропитывания) и начина­ющегося гниения.

В начале осмотра петли на шее дается характеристика петли, локализа­ция и плотность прилегания. Далее описывается тип петли (скользящая, неподвижная), число оборотов (одиночная, двойная, тройная, многообо­ротная), количество петель, материал, цвет, ширина, форма поперечного сечения, рельеф поверхности петли, наличие узлов, пряжек, отверстий и пр. Указывается место нахождения узла, плотность охвата шеи, наличие кожных складок, мягких подкладок из тканей, ущемление волос, деталей одежды, кончиков пальцев рук, которые иногда подкладываются под петлю в момент наложения.

Указывают соответствие петли странгуляционной борозде на шее. Тща­тельным осмотром петли выявляют на ее поверхностях различные наложе­ния (мыла, крови и т.п.).

Туго затянутую на шее трупа петлю с четко выраженной странгуляци­онной бороздой не снимают и в таком положении направляют для иссле­дования. Плохо фиксированную петлю с нечетко выраженной бороздой снимают таким образом, чтобы сохранилась ее структура, длина следообразующей части и узлы. На скользящей петле место расположения узла отмечается шариковой ручкой, затем петля раздвигается и снимается через голову. Снятая петля сдвигается до места отметки узла и в таком положе­нии фиксируется нитками. Неподвижная закрытая петля разрезается со стороны, противоположной узлу, концы ее сшиваются (рис. 275).

В двойных и множественных петлях маркируется, перерезается и сши­вается каждый виток Неподвижную открытую петлю снимают с шеи, упаковывают в бумажный пакет и передают эксперту для исследования.

Главным признаком повешения, выявляемым во время наружного ос­мотра трупа, является странгуляционная борозда (рис. 276), морфологи­ческие особенности которой отражают многие свойства петли.

Описание странгуляционной борозды начинается с общей характери­стики. Непосредственное описание начинается от самой нижней точки расположения борозды на шее и продолжается к узлу с указанием направ­ления ветвей борозды и расстояния, на котором они проходят от неподвиж­ных ориентиров - углов нижней челюсти, мест прикрепления ушных раковин, и оканчивается детализацией места окончания борозды. Отмеча­ются наибольшие ширина и глубина странгуляционной борозды с указани­ем локализации, рельефа, наличия промежуточных валиков, кровоизлия­ний в них и по краям борозды.

При отсутствии петли и наличии туго застегнутого ворота сорочки может образоваться круговая странгуляционная борозда, не являющаяся признаком повешения. Узкая тонкая петля обычно оставляет странгуляционную борозду, которая может быть скрыта в складках кожи, о чем необхо­димо помнить, осматривая труп, извлеченный из петли. Изредка за борозду могут быть приняты естественные складки кожи. Отличием их от истинной борозды являются бледность кожи и отсутствие трупных пятен.

Осмотрев странгуляционную борозду, продолжают осмотр тела по об­ластям, обращая внимание на наличие спермы и кала в окружности заднего прохода. Осмотром наружных половых органов отмечают застойное пол­нокровие и набухлость полового члена, клитора и малых половых губ, что объясняется застоем крови, вызванным вертикальным положением тела. Для раскрытия преступления по «горячим» следам уже на месте происше­ствия важно правильно оценить ссадины и кровоподтеки на теле трупа. Они встречаются на различных поверхностях тела, а также на конечностях в области суставов, на тыльной поверхности кистей, в области межфаланговых суставов. Эти повреждения могут образоваться во время судорог ударами о близкорасположенные предметы, а также при раскачивании сво­бодно висящего тела на дереве и ударах его о ствол. Небрежное извлечение трупа из петли, падение и удар о поверхность в результате обрыва, а также удар об окружающие предметы не исключают возможности образования переломов костей и повреждений внутренних органов. В этих случаях необходимо отразить размеры помещений и расстояние между предметами обстановки. Горячие трубы и отопительные приборы могут иногда вызвать ожоги. Изредка у пострадавших выявляются мелкие резаные раны рук, возникающие во время разрезания материала для петли.

Неосторожное приподнимание и перемещение трупа сопровождается возникновением ссадин на боковых поверхностях груди, внутренних по­верхностях рук и ног.

После осмотра трупа отмечают особенности крепления петли к месту фиксации. Тщательно осматривая место крепления, обращают внимание на направление волокон материала опоры и петли для исключения вероят­ности подвешивания тела путем подтягивания через перекладину. При подтягивании трупа на веревке волокна направлены в сторону, противопо­ложную направлению подтягивания; на опоре они локализуются по направ­лению подтягивания (рис. 277). Укрепленный конец петли разрезают в месте, противоположном расположению узла. У многооборотных петель предварительно маркируется каждый тур. Разрезанные концы сшиваются, упаковываются в бумажные пакеты и направляются для исследования.

Осматривая труп, извлеченный из петли, необходимо следственным путем установить первоначальное положение тела и позу трупа, локализа­цию петли на шее, наличие приспособлений, которые могли быть исполь­зованы для фиксации петли, найти саму петлю. Если петля была снята до приезда опергруппы, то дополнительно измеряют длину разрезанных кон­цов петли с целью определения длины петли от места крепления до узла на шее.

При подозрении на имитацию самоповешения отличают расстановку мебели, следы возможного беспорядка в окружающих предметах, пребыва­ния другого лица и т.д. Обязательным является снятие на липкую ленту волокон с шеи и пальцев рук.

Следы крови, имеющиеся на трупе и окружающих предметах, изымают и направляют на исследование в иммунологическое отделение лаборато­рии. Для идентификации петли и подтверждения самоповешения с рук и со всех поверхностей шеи на липкую прозрачную ленту снимают наложения (рис. 278), которые в последующем подвергают микроскопическому иссле­дованию.

При осмотре трупа на месте его обнаружения обращают внимание на окружающие его предметы. Отсутствие предметов, на которые мог бы стать человек, накладывая петлю на шею, если конец ее укреплен выше человеческого роста, наводит на мысль о возможной имитации повешения либо о случайном перемещении предполагаемого предмета кем-либо из окружающих лиц. Обрывки петли, обнаруженные на трупе в случае отсут­ствия ее на месте происшествия, позволяют заподозрить, что место нахож­дения трупа не является местом происшествия. Обнаружение таких обрыв­ков у подозреваемых во время обыска дает основание для направления на криминалистическое исследование с целью идентификации петли.

Несоответствие поверхности петли, ее ширины и других признаков рельефу, ширине, глубине и прочим особенностям борозды не исключает возможности подмены петли для сокрытия преступления или каких-либо иных целях.

Наличие петли на ногах со скользящим узлом, а на руках - с неподвиж­ным свидетельствует о связывании потерпевшего посторонней рукой, что позволяет уже на месте происшествия ориентировать сотрудников УР на проведение разыскных мероприятий.

Исследование трупа в секционной отличается от осмотра трупа на ме­сте происшествия большей тщательностью исследования. Кроме обычных измерений, в случаях повешения обязательно измерение длины тела с выпрямленной и поднятой кверху рукой после разрушения трупного окоченения. Изучая петлю, указывают способ завязывания узлов и петель. После снятия петли кожу шеи натягивают, расправляют складки и осматри­вают со всех сторон, измеряют расстояние от верхнего края странгуляцион-ной борозды до неподвижных ориентиров на голове.

  • 1. Описание одежды и предметов, доставленных струпом: одежда в целом; части одежды; изношенность; загрязнения; повреждения; содержимое карманов; предметы, доставленные с трупом.
  • 2. Биологические характеристики погибшего человека: пол; возраст на вид (соответствие возрасту, указанному в документах); рост; вес (для трупов детей в возрасте до года); телосложение; упитанность; цвет, загрязнение и другие характеристики кожных покровов; волосы на голове (длина, цвет, поседение, облысение, другие особенности); усы и борода (длина, цвет, форма и др.); глаза (конъюнктивы, роговицы, радужки, зрачки); нос (целость костей, выделения); рот (губы, зубы, зубные протезы, выделения); ушные раковины (наружные слуховые проходы и выделения из них); шея (длина, подвижность); грудная клетка (форма, симметричность строения); грудные железы (величина, форма, консистенция, цвет и вид околососковых кружков и сосков, выделения из сосков); живот (вздутие или зана- дение, у новорожденных состояние пуповины); наружные половые органы (оволосение, правильность развития, девственная плева, отверстие мочеиспускательного канала, выделения); область промежности и задний проход (загрязнения, зияние, болезненные изменения); конечности (целость костей на ощупь, дефекты развития, болезненные изменения); особенности строения (татуировки, рубцы, родимые пятна и др.). При исследовании трупов неизвестных лиц словесный портрет и особенности строения тела описываются полно и тщательно по специальной схеме (описание словесного портрета).
  • 3. Посмертные изменения: охлаждение; подсыхание кожи и слизистых; трупные пятна; трупное окоченение; гнилостные явления; мумификация; жировоск; торфяное дубление; скелетирование. Должны быть описаны локализация, выраженность этих явлений и другие их характеристики.
  • 4. Повреждения: локализация; характер; цвет; размеры; загрязнения вокруг них и другие возможные характеристики.

Порядок внутреннего исследования и описания трупа. Внутреннее исследование трупа включает обязательное вскрытие трех полостей тела человека: полости черепа, грудной полости и брюшной полости. Эксперт не имеет права ограничиться исследованием какой-либо одной или двух полостей из указанных. При необходимости могут быть вскрыты другие полости, а также исследованы путем разрезания иные части тела, не входящие в обязательный перечень: полость спинномозгового канала, полости суставов, мышечные массивы и др.

  • 1. Черепно-мозговая полость: мягкие покровы головы (цвет, влажность, кровоизлияния); кости свода черепа (толщина, швы, повреждения); твердая мозговая оболочка (целость, цвет, напряжение, кровенаполнение, кровоизлияния, гнойные наложения); мягкие мозговые оболочки (прозрачность, влажность, кровенаполнение сосудов, кровоизлияния, гнойные наложения); сосуды основания мозга (эластичность стенок, наличие склеротических бляшек); головной мозг (консистенция, извилины и борозды, содержимое желудочков, рисунок коры и подкорковых центров, кровенаполнение, запах, очаговые изменения); кости основания черепа (переломы и трещины, их локализация, размеры, зияния); придаточные полости, полости среднего уха (содержимое).
  • 2. Подкожно-жировой слой, его толщина в области грудной и брюшной стенок.
  • 3. Полость рта и область шеи: мягкие ткани шеи (кровоизлияния, их размеры, цвет, форма); язык (цвет слизистой, налет, состояние сосочков, отпечатки зубов); миндалины (величина, консистенция, гнойные пробки); щитовидная железа (размеры долей, консистенция, цвет на разрезе); пищевод (состояние просвета, слизистая); хрящи гортани, трахеи, подъязычная кость (переломы, надломы, кровоизлияния); верхние дыхательные пути (состояние слизистой, цвет, содержимое просветов).
  • 4. Грудная полость: мягкие ткани грудной клетки (кровоизлияния, их локализация, размеры, цвет, форма); плевральные полости, плевра (содержимое, спайки, цвет, блеск); ребра (трещины и переломы, локализация и характер, болезненные изменения); легкие (воздушность, цвет, характер поверхности, наличие пятен, состояние краев, кровенаполнение, характер и количество жидкости на разрезе, повреждения и болезненные изменения); лимфатические узлы ворот легких, бифуркационные и другие (величина, плотность, вид на разрезе); околосердечная сорочка (цвет, блеск, содержимое); сердце (размеры, вес, конфигурация, консистенция, состояние поверхности, содержимое полостей, клапаны, сосочковые мышцы и сухожильные нити, внутренняя поверхность, толщина стенок желудочков и предсердий, характер мышцы на разрезе, состояние сосудов сердца); аорта и легочная артерия (стенки, просветы, наличие бляшек и др.).
  • 5. Брюшная полость: мягкие ткани брюшной стенки (кровоизлияния, их локализация, размер, цвет, форма); расположение органов в брюшной полости; состояние брюшины, содержимое ее полости; печень (размеры, вес, состояние края, поверхность, цвет на поверхности и на разрезе, рисунок, кровенаполнение, болезненные изменения, повреждения); желчный пузырь и желчные протоки (количество желчи, цвет, наличие камней, состояние стенки и слизистой оболочки); поджелудочная железа (консистенция, дольча- тость, кровенаполнение, кровоизлияние, болезненные изменения, повреждения); селезенка (размеры, вес, состояние капсулы, консистенция, характер поверхности разреза, соскоб, повреждения); желудок (форма, вид с поверхности, содержимое, характер слизистой, болезненные изменения, повреждения); тонкий и толстый кишечник (содержимое по отделам, состояние слизистой); брыжейка (состояние сосудов, лимфатические узлы); надпочечники (форма, размеры, вес, состояние слоев, болезненные изменения); почки (околопочечная клетчатка, размеры, вес, форма, характер поверхности, кровенаполнение, выраженность слоев, содержимое лоханок, слизистая, повреждения); мочеточники (проходимость, состояние слизистой); мочевой пузырь (характер и количество мочи, слизистая, повреждения); мочеиспускательный канал (проходимость, слизистая); брюшная аорта и другие крупные сосуды (состояние стенок, просветы, наличие и характер атеросклеротических бляшек); внутренние половые органы женщин: а) матка (размеры, форма, состояние зева, содержимое полости, состояние слизистой, состояние стенок, состояние фаллопиевых труб, состояние широких связок матки); б) яичники (размеры, форма, вид и цвет на разрезе, наличие и характер желтых тел); в) влагалище (содержимое, цвет и состояние слизистой, повреждения); внутренние половые органы мужчин: а) предстательная железа (размеры, плотность, вид на разрезе); б) яички (размеры, консистенция, цвет на разрезе); кости таза (состояние при ощупывании, болезненные изменения и повреждения).
  • 6. Мышцы спины (вскрытие обязательно только при подозрении на повреждение в результате травмирующего воздействия - кровоизлияния, иные повреждения, болезненные изменения).
  • 7. Позвоночник и спинной мозг (вскрывается только в случаях необходимости при соответствующих видах механической травмы и по другим поводам). Анализируется целость костей, содержание канала, состояние оболочек, рисунок спинного мозга на разрезе, повреждения, кровоизлияния, болезненные изменения).

Как правило, судебно-медицинское исследование трупа не завершается исследованием макрокартины. В большинстве случаев проводятся так называемые дополнительные исследования - исследования различных объектов в лабораториях.

Гистологическое исследование кусочков органов и тканей осуществляется для изучения микрокартины строения тканей. Сочетание наличия изменений на макро- и микроуровнях делает выводы более обоснованными. Для гистологического исследования судебно-медицинский эксперт берет от трупа кусочки органов и тканей из тех участков, в которых он подозревает наличие патологии.

Судебно-химическое исследование жидкостей, органов и тканей тела человека проводится для определения в них наличия и количественного содержания различных химических веществ, присущих организму человека или таких, какие в теле человека встречаться не должны. Наиболее частое судебно-химическое исследование - определение этилового алкоголя в крови и моче трупов. Для судебнохимических исследований берут кровь, мочу, содержимое желудка и кишечника, органы целиком или их части.

Биологическое исследование - исследование крови и других составляющих тела человека в целях определения разного рода биологических характеристик, например исследование крови с целью определения ее групповой принадлежности по системе АВО. Для биологических исследований крови ее берут в жидком виде или в сухом на марлю.

Медико-криминалистические исследования - исследования, проводимые в целях решения разных вопросов с использованием технико-криминалистических, технических и физических и иных методов и методик. Например, определение характеристик повреждений кожи в целях получения информации об орудии травмы. Для медико-криминалистического исследования могут быть взяты разные по характеру объекты, например кожные лоскуты с повреждениями, часть внутреннего органа с раневым каналом и т.п.

Перечисленные дополнительные исследования, проводимые в судебно-медицинских лабораториях, встречаются наиболее часто. При необходимости могут быть проведены и другие дополнительные исследования.



Похожие статьи