Заикание у детей причины виды. Физиологическое заикание у детей

19.04.2019

Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.

Почему ребенок заикается

Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:

  • повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
  • генетическая наследственность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).

Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:

  • ребенок испытал сильный испуг;
  • недавнее психологические потрясения и переживания;
  • страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
  • малыш часто перевозбуждается;
  • физическое наказание со стороны родителей;
  • быстрая и нечеткая речь родителей;
  • недостаток любви и эмоционального контакта;
  • подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
  • недостаток словарного запаса.

Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.

Симптомы болезни

Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.

Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.

Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.

Видео «Окончательная победа над заиканием»

Последовательное лечение

У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.

В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.

В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.

Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.

Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.

Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.

Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:

  • сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
  • сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
  • сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.

Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.

Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.

Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).

Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.

Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.

Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.

Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:

  • творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
  • льняное масло в чистом виде или как добавка;
  • рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
  • квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.

Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.

Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.

Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.

Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»

Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.




Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

Причины заикания

Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

Методики лечения

При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

Как проходит занятие у логопеда:

  1. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  2. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  3. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  4. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  5. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  6. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.

Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

Медикаментозные препараты

Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

Чем лечить заикание:

Название препарата К какой группе относится С какого возраста можно принимать Схема лечения
Фенибут Ноотропный препарат 8 лет По 1 таблетке трижды в день на протяжении 1-1,5 месяца
Пантогам Ноотропный препарат В таблетках – с 3 лет, детям младшего возраста при необходимости назначают сироп По 750-3000 мг/сутки на протяжении 1-4 месяца
Пантокальцин Ноотропный препарат Нет ограничений По 0,5 г раз в 4-8 часов в течение 2-4 месяца
Анвифен Ноотропный препарат С 3 лет До 8 лет – 50-100 мг трижды в день;

8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;

старше 14 лет – 250-500 мг трижды в день

Продолжительность терапии – 2-3 недели

Энцефабол сироп Ноотропный препарат Нет ограничений до 7 лет – 2,5-5 мл суспензии 1-3 раза в сутки;

старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.

Продолжительность лечения – 2-6 месяца.

Пикамилон Ноотроп С 3 лет До 10 лет – по 0,02 г утром и вечером;

старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день

Кортексин Ноотропный препарат для внутримышечного введения Нет ограничений До 20 кг – 0,5 мг/кг, дозу делят на 2 введения;

более 20 кг – по 10 мг утром и вечером

Мидокалм Миорелаксант Безопасность в детском возрасте не доказана. Применяется по назначению врача Дозировку определяет врач, инъекционные формы у детей не используют
Клоназепам Противосудорожный препарат Безопасность в детском возрасте не доказана до 10 лет – 0,02 мг/кг;

старше 10 лет – по 1 г в день

Атаракс Транквилизатор С 3 лет

у маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги

По 0,001-0,0025 г/кг в сутки
Глицин Улучшает процессы обмена в тканях головного мозга

Нет ограничений

По 1 таблетке 2-3 раза в сутки на протяжении 2-4 недель
Нотта Седативное средство с валерианой, ромашкой С 3 лет До 12 лет – 5 капель раз в 8 часов

В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

Гомеопатические препараты

Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

Список эффективных препаратов:

  • Тенотен детский;
  • Бовиста;
  • Буфо рана;
  • Каустикум;
  • Купрум;
  • Эуфразия;
  • Игнация;
  • Ляхезис.

Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

Народные средства

Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

Народные средства:

  1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
  2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
  3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

Дыхательная гимнастика

Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

  1. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
  2. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
  3. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
  4. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
  5. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.

Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

  1. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
  2. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
  3. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
  4. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
  5. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
  6. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
  7. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
  8. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
  9. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.

Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте



Похожие статьи