Модель социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Льготы и социальные гарантии для семей, воспитывающих детей-инвалидов

14.06.2019

Воспитание малыша с ограниченными способностями становится тяжелым испытанием для всей семьи. Увеличиваются затраты на медицинское обслуживание и реабилитацию малыша в обществе. Правительство России для решения этой проблемы предоставляет льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году. Объемы и виды социальной помощи регулируются федеральными и региональными законодательными актами.

Кто относится к детям-инвалидам

К этой категории относят несовершеннолетних граждан, имеющих выраженные физические, сенсорные, умственные или психические отклонения. Они могут быть врожденными или вызванными какой-либо болезнью. Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году можно после официального признания инвалидности уполномоченным медицинским учреждением.

Условия признания инвалидности в детском возрасте

В государственных нормативных документах содержатся критерии признания малыша частично или полностью недееспособным. Родители или опекуны обязаны обратиться в ближайшее медицинское учреждение по месту регистрации для прохождения медико-социальной экспертизы. Признание инвалидности осуществляется, если состояние здоровья малыша соответствует 2 условиям из 3. Критерии признания инвалидом:

  1. Дисфункция некоторых органов или систем из-за врожденных дефектов, тяжелых заболеваний или полученных травм.
  2. Ограничение жизнедеятельности. Несовершеннолетний частично или полностью утрачивает возможность самообслуживания, имеет проблемы с контролем поведения, самостоятельным перемещением, общением и т.д.
  3. Сильная необходимость в социальной поддержке и реабилитации.

Документы для получения статуса ребенком-инвалидом

Просто так пойти на медико-социальную экспертизу не получится. Необходимо получить направление от организации, предоставляющей лечебно-профилактическую помощь малышу. Не имеет значения, является ли она государственной или частной. По месту прописки направление может выдать сотрудник органа социальной защиты населения или пенсионного фонда. Присвоение статуса инвалида осуществляется на основании следующих документов:

  • направления от лечащего врача;
  • справок, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у несовершеннолетнего;
  • справку о рождении.

Медико-социальная экспертиза

Мероприятие может проводиться на дому, если несовершеннолетнего нельзя привести в бюро по состоянию здоровья, в стационаре, где малыш находится на лечении, заочно по решению специалистов бюро. Пенсия назначается после прохождения медико-социальной экспертизы. Во время процедуры составляется протокол, где подробно описывается состояние гражданина. Акт содержит следующую информацию:

  • заключение о видах и степени выраженности функциональных расстройств;
  • причина инвалидности;
  • информация о документах, которые получат родители после завершения экспертизы;
  • данные о документах, послуживших основной для принятия решения;
  • заключения консультантов.

Решение специалисты бюро принимают на основании представленных документов и визуальной оценки состояния больного. Обязательно должна присутствовать выписка из истории болезни вместе с результатами обследований. Специалисты могут приостановить медико-социальную экспертизу. Это происходит, если для оформления заключения необходимо провести дополнительное обследование несовершеннолетнего. При положительном решении выписку из акта социально-медицинской экспертизы.

Нормативно-правовая база

Льготы предоставляются в соответствии с федеральным законом (ФЗ) №181. В нем рассмотрены ключевые моменты социальной защиты людей с ограниченными способностями, процедура проведения медико-социальной экспертизы, особенности разработки индивидуальных программ реабилитации и предоставления амбулаторной помощи. Размер выплат регулируется ФЗ №178, 213, 388.

Что положено ребенку-инвалиду от государства

Несовершеннолетним с ограничениями по состоянию здоровья правительство выплачивает максимальную социальную пенсию. После достижения 18 лет устанавливают группу инвалидности, поэтому размер выплат изменяется. Региональные власти могут предоставлять детям с ограниченными способностями дополнительную финансовую и социальную помощь. Следующие льготы положены на федеральном уровне:

Название выплаты

Периодичность

Размер в рублях

Ежемесячно

  • 1478,09 + 4.1%;
  • при отказе от набора социальных услуг составит 2527,06 + 4.1%.

Препараты и медицинские принадлежности

Ежемесячно

На покупку путевок для отдыха в санатории

Ежемесячно

Бесплатный проезд в любом виде транспорта

Ежемесячно

Социальная пенсия

Ежемесячно

Социальная пенсия

С 2018 года размер ежемесячных выплат увеличится до 12557 рублей. При начислении социальной пенсии учитывают территориальный коэффициент. Максимальная величина этого параметра – 2, а минимальная – 1,15. После заполнения декларации социальная пенсия начисляется либо до совершеннолетия гражданина, либо до срока истечения инвалидности, если статус был присвоен на 2-3 года.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

Размер этой льготы определяется тем, решил ли опекун сохранить набор социальных услуг или отказался от него. Минимальная величина ЕДВ составляет 1 478,09 рублей, а максимальная - 2 527,06 р. При сохранении права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте льгота составит 2402 р. Если родители инвалида не будут отказываться от медикаментов, ЕДВ составит 1719 р.

Лекарственные препараты и медицинские принадлежности

Льготы предоставляются на покупку некоторых медикаментов, которые могут потребоваться для протезирования или планового лечения несовершеннолетних пациентов. По приказу Минздрава РФ №117 в порядке очереди опекуны смогут получить бесплатные коляски и некоторые протезно-ортопедические изделия для своих подопечных.

Путевки на санаторно-курортное лечение

В список льгот недееспособным и их родителям в 2018 году включили скидки на приобретение оздоровительных туров. Стандартная продолжительность санаторно-курортного лечения недееспособных несовершеннолетних – 21 день. Если гражданин получил инвалидность из-за травм спинного или головного мозга, продолжительность терапии увеличивается до 24-42 дней.

Бесплатный проезд в общественном транспорте

Несовершеннолетние с ограниченными способностями могут получить 50% скидку со стоимости проезда на водном, воздушном, железнодорожном, автомобильном междугородном транспорте 1 раз в год. На городских автобусах, маршрутках, троллейбусах инвалид сможет ездить бесплатно. Аналогичным правом наделяются родители или официальные опекуны несовершеннолетнего, сопровождающие его.

Льготы при поступлении в ВУЗ или колледж

Если ребенок с инвалидностью хорошо сдал экзамен, то его зачисляют вне конкурса в образовательное учреждение. На учебу он должен будет ходить вместе с другими студентами, если правилами заведения не предусмотрено иного. Преференция предоставляется один раз, поэтому будущий студент обязан взвесить все плюсы и минусы выбранной организации, оценить учебную нагрузку, прежде чем подавать туда документы для поступления. Льготы, которыми можно воспользоваться при поступлении:

  • зачисление на факультет без вступительных экзаменов;
  • при подсчете одинакового числа баллов, в первой волне зачисляют абитуриентов с ограниченными возможностями;
  • при положительной сдаче экзаменов особу принимают по существующей квоте.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Опекуны несовершеннолетнего инвалида часто не могут ходить на работу: нужен постоянный уход, который может обеспечить неработающий родитель или сиделка. На профессиональный медперсонал средств часто не хватает, поэтому один из членов семьи начинает ухаживать за недееспособным. Правительство с целью поддержки таких людей решило добавить к имеющимся льготам пособие по уходу за ним.­Гражданин должен обратиться в пенсионный фонд (ПФР) со следующими документами:

  • справка от социально-медицинской экспертизы, являющаяся доказательством инвалидности;
  • письменное заявление о предоставлении пособия;
  • ксерокопия документа, подтверждающего личность заявителя;
  • письменное заявление с согласием на осуществление ухода за недееспособным;
  • справка из ПФР, подтверждающая отсутствие дополнительных выплат;
  • справка из центра занятости, подтверждающая статус безработного.

Базовый размер пособия составляет 5500 рублей. По графику оно выплачивается раз в месяц. Если уходом за несовершеннолетним занимается другой человек, то ему перечисляет государство 1200 рублей в месяц. При частичном или полном выздоровлении малыша или выходе родителя на работу выплаты прекращаются. В некоторых регионах пособие сопоставляется с прожиточным минимумом. К примеру, в Москве вместо 5500 рублей выплачивают 12000 рублей.

Кто имеет право на получение

Обратиться за финансовой помощью могут родители, официальные опекуны и усыновители инвалида. Получатель пособия обязан быть полностью трудоспособными. Если он получает пенсию по инвалидности III категории, то пособие по уходу ему выплачивать не будут. Не предоставляется льгота бабушкам и дедушкам, которые являются единственными опекунами несовершеннолетнего, получают пенсию и не относятся к категории трудоспособного населения.

Единовременная денежная выплата в 2018 году

Величина этой льготы изменяется каждый год в апреле. Выплаты осуществляет ПФР. Учитывая, что дети считаются нетрудоспособными, забрать выплату может один из их родителей или опекунов. По предварительным прогнозам, сумма будет увеличена на 4%, но точный процент для каждой категории инвалидности огласит ПФР непосредственно перед индексацией. При изменении статуса инвалида сумма ЕДВ автоматически пересчитывается.

Льготы матерям детей-инвалидов

Работодатель не может уволить женщину, самостоятельно ухаживающую за недееспособным младше 18 лет. До достижения инвалидом совершеннолетия мать может обращаться с заявлением о предоставлении ей до 4 оплачиваемых выходных каждый месяц, независимо от того была она раннее в декретном отпуске или нет. Это постановление действует в городе. Жительницы поселков смогут получить только 1 неоплачиваемый выходной. Женщина вправе получать алименты на нетрудоспособного по достижению им 18 лет, потратить часть денег с маткапитала на лечение или адаптацию малыша.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

При расторжении брака предусмотрена постоянная выплата денежных средств в пользу инвалидов детства, которым по достижении 18 лет присвоена I категория инвалидности. Сумма алиментов регулируется путем заключения совместного соглашения сторон или по решению судебного органа. Отказаться от предоставления материальной помощи ребенку биологические родители не смогут. Денежные средства выплачиваются в пользу одного из супругов, ухаживающих за инвалидом I группы по следующим причинам:

  • проблемы со здоровьем, не позволяющие гражданину трудоустроиться;
  • отсутствие возможностей получения денег иными способами.

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в обществе

Льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. распространяются на действующие программы поддержки рождаемости населения. С 2016 г. закон вступил в юридическую силу и стало возможным использовать деньги, являющиеся частью материнского капитала, для реабилитации несовершеннолетних с инвалидностью. Родитель предварительно должен приобрести товары или услуги, сохранив кассовые чеки, квитанции или платежные договора, а затем получить в органе социальной защиты акт проверки купленной продукции. Для получения компенсации потребуются следующие документы:

  • заявление от имени владельца сертификата;
  • СНИЛС;
  • паспорт владельца сертификата;
  • кассовые/товарные чеки и иные платежные документы, подтверждающие приобретение товара/услуги;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПРА) несовершеннолетнего с инвалидностью;
  • акт проверки купленных товаров или услуг;
  • реквизиты счета в банке.

Перечисленные выше документы нужно отнести в отделение пенсионного фонда по месту жительства. После рассмотрения заявления денежные средства будут перечислены на счет владельца сертификата в течение 2 месяцев с момента подачи заявления. Сократить срок проверки документов до 1 месяца можно, если подать заявление на официальном сайте Пенсионного фонда через свой личный кабинет.

Льготы родителям детей-инвалидов в 2018 году

Социальную помощь может получить не только маленький гражданин с инвалидностью, но и его семья. Льготы недееспособным и их родителям в 2018 году предоставляются при предъявлении документов, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у малыша. Они затрагивают трудовую деятельность взрослых, способствуют решению жилищного вопроса и уменьшению затрат на квартплату.

Трудовые льготы

Лица, воспитывающие несовершеннолетнего инвалида, по законодательству вправе отказаться от ночных смен, командировок и сверхурочной работы. Уволить родителя можно только при полной ликвидации учреждения или если он выразил желание сменить организацию. Режим работы сотрудника должен быть прописан в договоре. Правительство подготовило семьям с инвалидами следующие трудовые льготы:

  • предоставление дополнительных выходных (4 дня) в месяц,
  • неполная рабочая неделя или неполный рабочий день;
  • невозможность увольнения работающей матери.

Досрочный выход на пенсию

Права родителей недееспособного обозначены в законодательстве РФ. Согласно 1 статьей ФЗ №440 «О страховых пенсиях» лица, которые воспитывают гражданина с ограниченными способностями с детства, могут воспользоваться льготным пенсионным обеспечением, получив надбавку за выслугу лет и иные трудовые достижения. Выплаты по старости один из родителей или усыновителей сможет получить раньше общеустановленного возраста:

  • отец после достижения 55 лет при наличии официального трудового стажа не менее 20 лет;
  • мать после достижения 50 лет при наличии официального трудового стажа не менее 15 лет.

Решающих факторов для досрочного выхода на пенсию всего 2. Первый заключается в признании инвалидом до 18 лет либо после совершеннолетия с пометкой «инвалид детства». Продолжительность нахождения на инвалидности значения не имеет. Второй заключается в воспитании ребенка до достижения 8 лет. Претендовать на получение досрочной пенсии могут те родители, чьим детям инвалидность присваивалась на 1-2 года, но затем была снята из-за ремиссии болезни или улучшения состояния здоровья малыша.

Налоговый вычет по НДФЛ

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. граждане могут и после уплаты налогов. По статье №27 Налогового кодекса РФ лица, воспитывающие недееспособного гражданина могут получить налоговый вычет, равный 12000 рублей. Аналогичная льгота по налогообложению распространяется на родителей, дети которых обучаются до 24 лет на очном отделении университета и имеют инвалидность I или II группы.

Если воспитанием несовершеннолетних занимаются опекуны, то величина вычета по НФДЛ уменьшается до 6000 рублей. Льготой нельзя воспользоваться, если доход родителя или усыновителя больше 350000 рублей. Вычет может получить только один гражданин, занимающийся воспитанием несовершеннолетнего. Семьи, где растут несколько детей-инвалидов, получают деньги на каждого подопечного.

Право на улучшение условий проживания

Льготы семьям с недееспособными детьми включают получение жилья от государства. Преференцией обладают взрослые, воспитывающие малыша с тяжелыми хроническими заболеваниями и официально установленной необходимостью в улучшении жилищных условий. Норма площади устанавливается законодательством региона, где проживает семья. Получить дополнительные 10 м2 могут дети со следующими недугами:

  • множественные кожные поражения с обильными выделениями гноя;
  • проказа;
  • ВИЧ-инфекция;
  • период реабилитации после пересадки костного мозга или внутренних органов;
  • заболевания опорно-двигательной системы со стойким нарушением функций нижних конечностей или полное отсутствие ног, требующие постоянного применения инвалидных колясок;
  • психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, биполярное расстройство личности и т.д.), требующие обязательного диспансерного наблюдения;
  • тяжелые почечные поражения;
  • активные формы туберкулеза любого органа;
  • трахеостома временная или пожизненная для устранения непроходимости дыхательных путей;
  • каловые, мочевые и влагалищные свищи;
  • пожизненное применение катетера для искусственного выведения мочи из организма;
  • полости в мочевом пузыре, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус;
  • нейромышечные пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;
  • поражения нервной системы, спровоцированные травмами позвоночника/головного мозга, образованием полостей в спинном мозге, склерозом сосудов.

Первоочередное право на получение земельного участка

Имущественный вопрос стоит для семей, воспитывающих несовершеннолетнего инвалида, очень остро. Даже малыши с проблемами вербального восприятия нуждаются в особом уходе. С целью улучшения жилищно-бытовых условий проживания таких семьей правительство разработало законопроект, разрешающий получить им земельные участки вне очереди. Граждане могут использовать их для строительства дома или садоводства.

Компенсация услуг по ЖКХ и капремонту

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году удастся при оплате коммунальных услуг. По инициативе правительства таким семьям будут возвращать 50% от внесенной оплаты. При повышении ставки на коммунальные услуги происходит автоматическая индексация выплачиваемой из бюджета суммы. Длительность компенсируемого периода составляет 12 месяцев, а затем надо снова подать документы.

Меры социальной поддержки для детей-инвалидов

Представители администрации разных городов России вместе с парламентом страны регулярно выделяют определенное количество средств из бюджета для оказания материальной помощи несовершеннолетним гражданам, получившим инвалидность. Меры социальной поддержки могут быть федеральным и региональными. Первые действуют на территории всей страны, а вторые разработаны для конкретной области. К федеральным мерам социальной поддержки относят:

  • бесплатное посещение детских садов;
  • бесплатное питание в школах;
  • обучение на дому, если несовершеннолетний не может посещать школу;
  • первоочередность на свободные места в детских садах;
  • индивидуальный режим сдачи единых государственных экзаменов.

Региональные льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году в Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Мурманске и других городах РФ. Благодаря им опекуны смогут бесплатно получить технические средства реабилитации, корригирующие очки при проблемах со зрением, материальную помощь на приобретение детских ортопедических костюмов и частично возместить расходы на покупку малобелковых продуктов питания при фенилкетонурии.

Видео


Создание условий для эффективной реабилитации детей-инвалидов в группе дневного пребывания, организованной на базе БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Продолжительность реализации проекта 10 месяцев, с 1 августа 2014 г. по 31 мая 2015 г.


Задачи проекта Мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов Проведение диагностического обследования семей с детьми –инвалидами Формирование группы дневного пребывания для детей-инвалидов, участников проекта Разработка и реализация групповой и индивидуальной программ социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях группы дневного пребывания Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов


Адресная направленность проекта дети-инвалиды, в возрасте от 3 до 7 лет, проживающие в г.Кириллове, которые будут посещать группу дети-инвалиды в возрасте от 7 до 18 лет, проживающие в г. Кириллове и районе (индивидуальная реабилитационная работа) родители, воспитывающие детей-инвалидов г.Кириллова и района взрослые, участвующие в мероприятиях проекта (специалисты, волонтеры, ближайшее окружение семей, воспитывающих детей- инвалидов)






Реабилитационные занятия индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия с использованием сенсорного оборудования, методов песочной терапии, арт терапии; сказкотерапии индивидуальные и групповые занятия по развитию творчества, по формированию социальных навыков




Отсутствие мотиваций у членов семьи по разрешению собственных проблем. Смена специалистов - основных исполнителей проекта. Недостаточное финансирование реализации проекта. Негативное общественное мнение населения района. Оптимизация Учреждения. Риски в проектной работе Устойчивость проекта к возможным рискам Мотивация родителей через различные формы работы с семьей. Стимулирование инновационной деятельности специалистов. Привлечение внебюджетных средств. Информирование населения о целях реализации проекта и социальной значимости для района. Отслеживать изменения в законодательной базе.




Финансово-экономическое обоснование мероприятий проекта п/п Наименование мероприятия Проекта/ вид расходов Расчет стоимости Сумма (в руб.) 1Приобретение развивающее- коррекционного комплекса с видеобиоуправлением для детей с особыми потребностями «Возьми и сделай» руб.*1 шт Канцтовары (бумага, ручки, папки и т.д.)5000 руб.*1 комплект Оплата за оказание услуг специалистов, по организации группы дневного пребывания для детей-инвалидов (специалист по социальной работе, психолог, логопед) 2000 руб. *10 мес. *3 чел Страховые взносы во внебюджетные фонды (27,1%) ИТОГО:115960


Управление, мониторинг и оценка эффективности реализации Проекта Руководитель проекта: - директор БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» С.В.Епишина Рабочая группа: - заместитель директора БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям» О.Н.Чугунова, руководитель рабочей группы - общее руководство и координация работы по реализации календарных мероприятий по проекту; - специалисты БУ СО КМР «Центр социальной помощи семье и детям»: специалист по социальной работе, психолог, логопед - выполнение задач проекта, разработка и проведение занятий с детьми, диагностика и анализ результатов работы, оформление документации.


Ожидаемые результаты проекта организована группа дневного пребывания для детей обеспечена доступность и качество услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов; преодолена социальная изолированность ребенка- инвалида и его семьи, расширены социальные контакты детей инвалидов снимается эмоциональное напряжение, тревожность, страхи, агрессивность у детей, улучшается общий фон настроения, повышена педагогическая компетентность родителей, нормализован психологический климат в семье. обеспечена материально-техническая база Центра, повышена квалификация специалистов; создание положительного имиджа учреждения и органов местного самоуправления.


ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ» Проект направлен на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами Епишина Светлана Викторовна, директор бюджетного учреждения социального обслуживания Кирилловского муниципального района «Центр социальной помощи семье и детям» г.Кириллов 2014 г.

В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

Структура социальной службы включает:

Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

Программа построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Предполагаемый ход реализации программы:

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

Предполагаемые результаты

1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства образования и науки. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения, находящихся в ведомстве Министерства труда и социальной защиты.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

В современной России для большинства семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная поддержка государства являются весьма существенными.

Значительная практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки (например, ассоциациями родителей детей с ОВ); такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, предлагая различные инициативы. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах неодинаковы.

Многочисленные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, требуют получения различных видов социальных услуг.

Виды услуг определяются исходя из реальной необходимости, способности семьи самостоятельно решить часть собственных проблем, возможностей социальной службы и других объективных обстоятельств. В случае необходимости, например, при решении вопроса об оказании материальной помощи, выделении субсидий, льготных путевок и т.п., проводится обследование материально-бытовых условий жизни семьи (составляется акт обследования).

Социально-бытовые услуги включают в себя:

Помощь в получении различных специальных выплат;

Помощь в получении бесплатных медикаментов;

Привлечение спонсоров для оказания материальной и натуральной помощи;

Содействие в поддержании бытовых условий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и т.д.

Социально-медицинские услуги семьям с детьми-инвалидами предполагают помощь в организации ухода за ребенком, содействие в проведении медицинских реабилитационных мероприятий и т.д.

Социально-психологическая (психологическая) помощь направлена на коррекцию психологического состояния членов семьи, коррекцию несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями и т.д.

Дети-инвалиды также нуждаются в повышении своего коммуникативного потенциала.

Социально-педагогические услуги семье с ребенком-инвалидом включают в себя оказание помощи в воспитании, повышение родительской компетентности, профилактику отклонений в поведении и развитии детей-инвалидов, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи в организации досуга (воскресная школа, детский театр, организация летнего отдыха, кружковая работа), формирование у детей-инвалидов мотивации к обучению, а также содействие в получении общего и профессионального образования.

В Федеральном законе об образовании содержится положение о том, что профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Адаптированная образовательная программа проектируется с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Введение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин осуществляется с целью коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц. Это могут быть дисциплины, обеспечивающие формирование общих компетенций, связанных с работой с информацией, которая осуществляется инвалидами, как правило, с использованием специальных технических и программных средств преобразования информации в формат, доступный для их восприятия. В состав адаптационных могут входить дисциплины, обеспечивающие формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидов навыков самостоятельной учебной деятельности, навыков эффективного поведения на рынке труда и адаптации в трудовом коллективе, а также дисциплины, способствующие поддержанию здоровья и формированию здорового образа жизни у указанных лиц.

В соответствии с законом об образовании студенты-инвалиды, как, впрочем, и все остальные студенты, имеют право обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки на основе индивидуализации содержания образовательной программы с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана обучения целесообразно предусмотреть различные варианты проведения занятий: в образовательном учреждении (в академической группе и индивидуально), а также на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Выбор методов обучения должен осуществляться образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, а также технологий социокультурной реабилитации с целью создания условий для успешной социализации таких обучающихся. Студенты-инвалиды должны быть обеспечены печатными и электронными учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, особенностям восприятия и переработки материала: например, обучающимся с нарушениями слуха необходимо представление информация в визуальной форме, с нарушениями зрения – в аудиальной. Материально-технические условия в местах проведения практик также должны быть доступны для инвалидов. Таким образом, одним из важных направлений модернизации среды образовательных учреждений в условиях внедрения инклюзивного образования должна стать адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения к особенностям развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Социально-трудовая помощь направлена на содействие в трудоустройстве и профессионально-производственной адаптации, закрепление инвалида на рабочем месте и т.д.

Семьи с детьми-инвалидами нередко нуждаются в социально-правовой помощи : юридические консультации по вопросам законодательства, правам семьи, льготам, трудоустройству, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

Органы образования занимаются устройством детей-инвалидов в образовательные учреждения общего назначения или специализированные. Виды школ: 1-го вида – для глухих детей; 2-го вида – для слабослышащих и позднооглохших; 3-го вида – для незрячих; 4-го вида – для слабовидящих; 5-го вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи; 6-го вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7-го вида – для детей с ЗПР; 8-го вида – для детей с умственной отсталостью. + Инклюзивное обучение!

Органы здравоохранения занимаются диспансерным наблюдением, разрабатывают рекомендации по профориентации и трудоустройству, реабилитации, санаторно-курортному лечению, оформляют документы по медицинской технике, а также для направления в специализированные учреждения.

Органы социальной защиты предоставляют полагающиеся льготы и услуги, организуют предоставление материальной и других видов помощи, санаторно-курортное лечение, оформление в специализированные учреждения.

Этапы социального патроната семьи:

1. Социальный патронаж семьи. Сбор и анализ информации.

2. Диагностика и анализ проблем семьи и детей. Планирование процесса социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье. = Разработка индивидуальной программы реабилитации (оказания социальных услуг семье) .

3. Осуществление запланированных преобразований. Контроль качества услуг, предоставляемых семье.

4. Анализ результатов деятельности по оказанию социальной помощи семье и детям. Снятие с патронатного учета.

За рубежом социально-реабилитационная работа с детьми-инвалидами имеет длительную историю, там принято различать понятия абилитации и реабилитации. Абилитация - это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, при этом предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

Многолетний опыт специалистов, работающих с детьми-инвалидами, показал, что чем раньше начата комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация таких детей, тем она эффективнее. Ранняя реабилитация предупреждает появление вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей.

Программа реабилитации - это система мероприятий, направленных на решение социальных проблем семьи, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один человек – специалист - куратор (например, специалист по социальной работе ).

Программа разрабатывается на определенный срок. По истечении установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты, успехи и неудачи. Следует также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями, при необходимости, разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

В процессе реализации программы осуществляется мониторинг - систематическое отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор помогает родителям преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Таким образом, программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых , обязательное участие родителей в процессе реабилитации в качестве уважаемых и равноправных партнеров.

Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом оказания помощи детям с ОВ. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации.

Следует поощрять стремление родителей вникать в суть реабилитационных занятий, проявлять инициативу. Если специалист злоупотребляет позицией эксперта, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости от него родителей, снижения их самостоятельности и уверенности в себе.

Участие отца в реабилитационном процессе намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Очень полезно представлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует всячески поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

Работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;

Обмен опытом, организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами, обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;

Постоянное изучение публикаций по вопросам социальной работы для совершенствования профессиональных знаний.

Можно выделить шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей в процессе социального патроната:

Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости - раз в неделю, в две недели или в шесть недель);

Подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;

Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;

Привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;

Внимание к более широкому спектру потребностей всех членов семьи;

Организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы.

Условия и порядок признания ребенка инвалидом.

Чтобы ребенок был признан инвалидом, необходимо наличие совокупности нескольких условий. Такими условиями являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличия лишь одного из перечисленных условий недостаточно для признания гражданина инвалидом.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы, а также их городские и районные филиалы.

Указанные организации проводят медико-социальную экспертизу, необходимую для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина, а также для определения его реабилитационного потенциала. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на один или два года либо до достижения ребенком возраста 18 лет. Данный срок зависит от степени ограничения жизнедеятельности ребенка и возможности или невозможности устранить или уменьшить в процессе реабилитации степень ограничения жизнедеятельности.

По результатам экспертизы выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выписка из акта освидетельствования и индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011). В нее включается не только перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности, но и перечень мероприятий медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации.

Меры социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Гарантии трудовых прав

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка. Это касается и родителей, работающих по совместительству.

По просьбе родителя, воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. Труд работника при этом оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Работников, имеющих детей-инвалидов, разрешается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия.

Специальные гарантии установлены на случай возможного увольнения работника, воспитывающего ребенка-инвалида. Так, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида до восемнадцати лет, другими лицами, воспитывающими детей-инвалидов без матери. В частности, такой родитель не может быть уволен в случае непрохождения аттестации как не соответствующий занимаемой должности или выполняемой работе. Исключение из данного запрета составляют лишь случаи ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, либо совершения работником ряда виновных действий, увольнение за которые предусмотрено трудовым законодательством.

Пенсионное обеспечение

Детям-инвалидам выплачивается социальная пенсия в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности. Сегодня эта сумма составляет 6357 руб. в месяц.

Неработающий трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в установленном законом размере. При этом данный гражданин не обязательно должен быть родственником и может не проживать совместно с ребенком-инвалидом.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, засчитывается в страховой стаж при расчете трудовой пенсии. Для этого родителю ребенка необходимо обратиться в территориальные органы ПФР для включения таких периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

Здравоохранение и социальная защита

Детям-инвалидам положена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов". (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. С изменениями от 30.11.2011 )

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания. При наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Длительность такого лечения в санаторно-курортном учреждении составляет 21 день. При этом гарантируется бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Ребенок-инвалид на тех же условиях вправе получить вторую путевку на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

От получения перечисленных социальных услуг (всех или части) можно отказаться и получать вместо них ежемесячные денежные выплаты. Заявление об этом подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Там же можно уточнить порядок отказа от набора социальных услуг, размер выплат и порядок возобновления предоставления услуг.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может включать получение или изготовление некоторых технических средств или изделий (протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты и т.п.), а также получение ряда услуг. Законодательство предусматривает выдачу направления на получение услуг, а также на получение либо изготовление технического средства, изделия (при необходимости - на замену или ремонт). Ребенку-инвалиду полагается бесплатный проезд вместе с сопровождающим лицом к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно. Граждане, которые приобрели технические средства (изделия) или получили услуги за свой счет, имеют право получить компенсацию в территориальных органах ФСС РФ. Необходимо учитывать, что при приобретении более дорогого оборудования, чем указано в индивидуальной программе реабилитации, компенсация будет предоставлена в размерах стоимости тех. средств, предусмотренных программой. Это касается и компенсации стоимости полученных услуг.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Те семьи, которые проживают в домах, не имеющих центрального отопления, получают указанную скидку на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Налоговые льготы

Родители, а также супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, имеют право на ежемесячный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 3000 руб. Для единственного родителя (приемного родителя), усыновителя, опекуна, попечителя налоговый вычет удваивается. Такой вычет предоставляется на каждого ребенка-инвалида, воспитывающегося в данной семье.

Образование

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры, создаются условия для их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, которые не могут посещать детские дошкольные учреждения общего типа по состоянию здоровья, создаются специальные дошкольные учреждения.

Если нет возможности воспитывать и учить детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей надомное обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Источники:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011);

Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданам



Похожие статьи