Патронажная помощь пожилым и инвалидам. Социальный патронаж: суть понятия, виды, технология

14.06.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РК

ГАОУ СПО РК Петрозаводский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: Социальный патронаж лиц пожилого возраста и инвалидов

Выполнила:

И.В. Панфилова

Преподаватель:

Г.Н. Михеева

Петрозаводск, 2013 год

Введение

Заключение

Введение

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Материальная обеспеченность - в связи с низким размером пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать.

Проблема одиночества, которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе.

Таким образом существует широкий спектр проблем лиц пожилого возраста, который требует тщательной диагностики и поле дующей коррекционной работы.

1. Методика и технология диагностики проблем пожилых людей

Диагностика в социальной работе это конкретное исследование социальной ситуации клиента, обеспечивающее адресность социальной помощи и личностно-ориентированную его поддержку.

Существуют следующие виды диагностики:

Медицинская;

Психологическая;

Социологическая;

Педагогическая.

Параметры медицинской диагностики отражаются в картах социальной реабилитации, социальных паспортах клиентов. Данную диагностику проводят люди со специальным медицинским образованием.

Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Ее целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Специалист социальной работы не ставит психологический диагноз, но он может выявить психологические проблемы и использовать информацию в качестве базовой для оказания помощи, учитывая психологические особенности пожилого.

Главное назначение психологической диагностики в практической деятельности специалиста социальной работы заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека.

Педагогическая диагностика - это изучение личности, группы, коллектива для обеспечения оптимального педагогического процесса. Педагогическая диагностика в превентивном контексте должна быть направлена не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск позитивных моментов, резервов личности пожилого человека.

Социологическая диагностика - исследование становления, функционирования и развития социальных систем и процессов в различных сферах жизнедеятельности общества.

Методы диагностирования, применяемые в учреждении социальной защиты населения, определяются в тесной взаимосвязи с категорией клиентов, со степенью компетентности специалистов социальной службы.

Однако, одним из наиболее доступных и широко применяемых в практике методов диагностирования в социальной работе с пожилыми является биографический метод. Это один из наиболее эффективных методов индивидуального диагностирования и мотивирования жизненной активности пожилых людей.

Главные задачи при использовании этого метод:

Выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;

Исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;

Выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшийся на всей биографии;

Обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;

Формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них; создание адекватной временной перспективы.

Биографический метод предполагает работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями; его можно развивать в двух направлениях:

В направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста;

В котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков.

Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям.

Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы.

Среди методов других методов получения первичной информации от объекта диагностики (группа людей пенсионного возраста) на первое место следует поставить общенаучные, т. к., они доступны и просты в использовании:

Устный опрос;

Анкетирование;

Наблюдение.

Устный опрос (интервью) - наиболее простой метод получения сведений как формальных (стандартных), так и нестандартных (психоаналитических), которые можно использовать для определения состояния человека в период беседы, ведь беседа зачастую имеет эмоциональную окраску.

К тому же пенсионеры охотно идут на беседу в силу различных причин.

Анкетирование (раздаточное) как метод имеет некоторые преимущества, например: сведения, полученные при анкетном опросе, легко поддаются обработке, есть возможность за небольшой промежуток времени опросить группу людей.

Метод наблюдения дает сведения о поведении людей в "естественной среде", еще один плюс этого метода в том, что при наблюдении мы не утомляем людей, ведь пенсионеры как контингент исследования имеют свои особенности: слабое здоровье, повышенная утомляемость и т. п.

2. Виды социального патронажа лиц пожилого возраста и инвалидов

Патронаж (от фр. «покровительство») - вид медико-социальной работы профилактической направленности, которая проводится на дому. Медико-социальный патронаж - вид деятельности медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемый с целью удовлетворения потребности в медико-социальной помощи отдельных лиц, семей, групп населения.

Задачами медико-социального патронажа являются:

Оценка условий жизни объектов медико-социального патронажа;

Выявление медико-социальных проблем клиента;

Установление связи объекта медико-социального патронажа с медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты, отделением Российского общества Красного Креста, благотворительными организациями, фондами и т. д.;

Контроль за выполнением программ реабилитации;

Повышение уровня санитарно-гигиенических и разовых знаний объектов медико-социального патронажа;

Наблюдение за состоянием здоровья объекта медико-социального патронажа;

Первичная и вторичная профилактика;

Формирование установки объекта медико-социального патронажа на здоровы образ жизни.

Цели медико-социального патронажа:

Социальная защита населения при решении проблем медико-социального характера, доступность медико-социальной помощи для населения, осуществление непрерывности наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении медико-социальной адаптации.

Холостова Е.И. различает два направления социального патронажа.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении клиентов.

Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа.

Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т. д.

Т. е., все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи клиентам, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку.

Также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е., используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь клиенту, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Алексеева Л.С. помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж - периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи.

По мнению Л.С. Алексеевой служба социального патронажа выполняет следующие функции:

Изучает и анализирует жизненную ситуацию потенциальных и реальных клиентов из группы социального риска;

Комплексно и системно воздействует на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

Обеспечивает последующий социальный контроль за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана.

Исходя из своих функций служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

Системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

Комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е., всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

Оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;

Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;

Объективная оценка потребностей клиента и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

Дифференцированный подход к клиентам. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

Адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

Взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

Разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы:

Служения клиенту;

Учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей;

Конфиденциальности;

Открытости для всех нуждающихся;

Своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий.

С учетом вышеперечисленных прицепов Панов А.М. Выделяет следующие стадии социального патронажа:

1. Постановка социального диагноза - выявление и оценка жизненной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.

2. Вмешательство патронажной службы и с ее помощью - других социальных служб в жизненную ситуацию.

3. Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

4. Проблемный анализ - совместная работа с клиентом по определению причин его неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке клиента.

5. Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.

6. Социальная терапия - непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.

7. Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

8. Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема - это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы.

В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа.

Обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти).

Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

Таким образом можно вывести следующий алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом (по Осиповой И.И.):

1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.

3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуацию.

4. Контроль за выполнением соглашения.

5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.

6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.

7. Подведение итогов работы.

8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

9. Прощание с клиентом.

3. Алгоритм составления обращения в службы по проведению медико-социального патронажа

Для установления патронажа существует ряд строгих условий:

Причиной установления патронажа должно являться состояние здоровье гражданина, которое не позволяет ему самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности (причинами могут быть тяжелые заболевания, инвалидность, преклонный возраст и пр.);

Гражданин, над которым устанавливается патронаж, должен быть полностью дееспособен в интеллектуальном плане, то есть быть в состоянии адекватно оценивать свои поступки, принимать решения с учетом последствий их принятия.

Получите согласие гражданина, над которым устанавливается патронаж, для этого гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в управление социальной защиты по месту жительства. Оформите добровольное согласие помощника в установлении патронажа, помощник должен быть физически здоров и полностью дееспособен; между гражданином, над которым устанавливается патронаж, и помощником должны присутствовать доверительные отношения.

Не забудьте взять согласие управления социальной защиты по месту жительства об установлении патронажа, а также заключить договор между гражданином, над которым устанавливается патронаж, и помощником (тип договора может быть любым: поручении, доверительного управления и пр., как срочного, так и бессрочного порядка).

При соблюдении указанных условий, постановлением местной администрации гражданину назначается помощник. Это постановление и заключенный договор являются основанием для осуществления помощником действий и сделок, направленных на удовлетворение бытовых потребностей патронируемого гражданина за счет средств патронируемого гражданина.

Патронаж может быть безвозмездным, либо услуги помощника могут быть оплачены за счет патронируемого гражданина. Данные аспекты детально прописываются в договоре об установлении патронажа.

Для получения постановления об установлении патронажа потребуется предоставить следующий перечень документов: гражданин, нуждающийся в патронаже, предоставляет: письменное заявление о назначении помощника, медицинское заключение о потребности в патронаже, паспорт, справку с места жительства, документы на права собственности, если таковая имеется, пенсионное удостоверение и свидетельство о регистрации брака, при его наличии; потенциальный помощник предоставляет письменное заявление об установлении патронажа, паспорт, справку с места жительства, медицинскую справку, справку о доходах, характеристику с места работы и письменное согласие членов семьи, достигших совершеннолетия, с установлением патронажа.

Наличие у гражданина, нуждающегося в патронаже, детей или других близких родственников, которые по закону обязаны осуществлять уход за ним, не является причиной для отказа в установлении патронажа.

Патронаж может быть прекращен по ряду объективных причин, таких как завершение срока действия договора, помещение патронируемого в лечебное учреждение, решение местного управления социальной защиты населения и пр.

4. Разработка проекта осуществления патронажа

Задача: Клиент - пожилая женщина, проживающая в отдельной квартире, имеющая взрослых детей живущих отдельно, перенесла микро-инсульт, после смерти второго мужа.

В настоящий момент временно находиться в учреждении медико-социального обслуживания.

Цель проекте: реабилитация женщины, создание условий, когда женщина в меру сил и возможностей сможет осуществлять самостоятельно свою жизнедеятельность.

Задача: Помочь женщине справиться с глубокими эмоциональным переживаниями, связанными с потерей мужа, сгладить острое чувство одиночества.

Алгоритм взаимодействия:

1. Изучение истории клиента:

Ознакомиться с медицинской картой, историей наблюдения за клиентом, если она существует, узнать у родственников и знакомых как можно больше о клиенте, о ее жизни, о переживаниях, о взаимоотношениях в семье.

Получить консультацию специалистов о клиенте (лечащего врача, психолога).

1. Общение с клиентом.

1.1 Первое знакомство. Общение, узнавание клиента.

1.2 Ежедневное общение с клиентом, установка доверительных отношений.

1.3 Диагностика проблемы клиента. Принятие решения о необходимости привлечения других специалистов помимо социального работника и лечащего врача.

2. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации. Разработка планов на будущее. Поиск возможностей входа из состояния одиночества, предложения решения для организации собственного досуга.

3. Еженедельный контроль за выполнением соглашения, с получением обратной связи о состоянии клиента. Общение с родными и близкими о состоянии клиента.

4. Уменьшение степени контроля, постепенная передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.

5. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса: клиент самостоятельно справляется со своим эмоциональным состоянием, свободно общается, планирует свою дальнейшую жизнь.

6. Подведение итогов работы совместно с клиентом и его родными, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

7. Прощание с клиентом, с пожеланием ему успехов и всего наилучшего.

Заключение

В настоящее время России старшее поколение чувствует себя наиболее социально незащищенным, их вера в Государство, общество, культуру подорвана тяжелыми социально-экономическими переживаниями 90-х годов. Пожилые люди чувствуют себя обманутыми, разочарованными не о такую старость они себе представляли, не этого ожидали.

Кроме общего разочарования наблюдается так же ряд проблем обусловленных возрастной психологией этой категории граждан: подорванное здоровье, низкий уровень материального обеспечения и проблема одиночества. человек социальный патронаж

Поэтому особо остро встает вопрос диагностики данных проблем, способов их разрешения и предотвращения повторений. В решении этих вопросом оптимальным инструментом выступает социальный патронаж лиц пожилого возраста, который позволяет выявлять проблему, искать пути ее решения совместно с клиентом и давать клиенту инструменты для решения последующих подобных ситуаций.

Список использованной литературы

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. - 2004. - №3. - С. 50-85.

3. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 56-65.

4. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом // Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75.

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

6. Словарь - справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

7. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. - М., 2000. - 242 с.

8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение, принципы, основные исследователи, направления социального патронажа. Функции социального патронажа по Алексеевой. Стадии процесса социального патронажа по Панову. Алгоритм взаимодействия специалиста с клиентом-семьей по И.И. Осиповой.

    реферат , добавлен 20.02.2010

    Социальный статус пожилого человека. Анализ проблем адаптации людей к статусу пенсионера. Характеристика правовых основ социальной защиты и обслуживания граждан пожилого и старческого возраста. Изучить опыта работы ГБУ "ЦСОГПВИИ Перевозского района".

    дипломная работа , добавлен 21.05.2015

    Общая характеристика пожилых людей как социальной группы. Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста. Повышение эффективности социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере БУРА "Управление социальной поддержки населения".

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Концепция социальной защиты людей пожилого возраста. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Распространенные сложные ситуации, создающие проблемы в жизни пожилого человека. Формы и методы работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Социально-психологический портрет человека пожилого возраста. Деятельность учреждений социального обслуживания пожилых людей, диагностика их личностных особенностей. Разработка рекомендаций для инструкторов-волонтеров, реализующих инновационный проект.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Проблема социальной адаптации людей пожилого и старческого возраста к статусу пенсионера. Нормативно-правовая база деятельности центров социального обслуживания. Рекомендации по повышению качества предоставляемых услуг по социальному обслуживанию граждан.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2015

    Система управления и организации социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами в Управлении социальной защиты Новоильинского района г. Новокузнецк. Принятые и утвержденные социальные программы. Законодательная база социальной защиты.

    отчет по практике , добавлен 20.10.2013

    Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста, основные принципы их социального обслуживания в России. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новый Уренгой.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста. Теоретические наработки в историческом аспекте социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Основы социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста в России. Организационно-правовые формы защиты лиц пожилого возраста в Костромской области. Организация досуга как одного из методов социальной работы в Сущевском сельском поселении.

Построение базовой модели социально-медицинского патронажаосновывается на двух положениях. Первое. Выделяется пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды. Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист по социальной работе выполняет два блока основных мероприятий: социально-медицинскую работу профилактической направленности; социально-медицинскую работу патогенетической направленности. Такой подход при сохранении единства принципов позволяет учесть специфику профессиональной социальной работы с конкретными контингентами различного профиля в отдельных областях медицины или в системе социальной защиты населения. В качестве примера рассмотрим базовую модель социально-медицинской работы с клиентами группы повышенного риска. В каждом конкретном случае это могут быть самые разнообразные группы населения. Так, при социально-медицинской работе по профилактике СПИДа среди населения группу повышенного риска составляют наркоманы, проститутки, гомосексуалисты; по профилактике наркомании в группу риска войдут дети и подростки из социально-дезадаптированных семей, бездомные дети, дети и подростки с девиантным и деликвентным поведением; по профилактике туберкулёза в группу повышенного риска попадают лица без определённого места жительства, клиенты пенитенциарной системы, из малообеспеченных семей и т.д. При формировании профильной группы риска необходимы знания о причинах данного явления: причинах заболевания, наркомании, алкоголизма и пр., которые позволят в каждом отдельном случае построить дифференцированную модель социально-медицинской работы на базе принципов первичной и вторичной профилактики. Определим, какие же мероприятия социально-медицинской работы профилактической и патогенетической направленности специалист по социальной работе должен осуществить при работе с группами повышенного риска. 1. Социально-медицинская работа профилактической направленности: 1. Выполнение определённых профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и региональном уровнях в учреждениях разной ведомственной принадлежности и разных организационно-правовых форм. 2. Проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учётом специфики клиентов групп повышенного риска. 3. Участие в проведении социально-гигиенического мониторинга. 4. Участие в разработке целевых программ профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, организации социально-медицинской помощи на разных уровнях. 5. Содействие медико-генетическому консультированию. 6. Участие в организации профилактических осмотров. 7. Определение факторов риска, влияющих на соматическое, психическое и репродуктивное здоровье, а также генетической и врождённой патологии. 8. Информирование граждан о состоянии индивидуального, общественного здоровья и состоянии окружающей среды. 2. Социально-медицинская работа патогенетической направ- ленности: 1. Социальная экспертиза семьи. 2. Социально-медицинская помощь в планировании семьи, охране материнства и детства. 3. Социально-медицинский патронаж семей социального риска.22 4. Содействие в обеспечении государственных гарантий прав граждан в охране здоровья и оказании социально-медицинской помощи. 5. Участие в оказании помощи пострадавшим в природных и индустриальных катастрофах. 6. Содействие в решении правовых проблем клиента, связанных с его физическим и психическим здоровьем. 7. Психокоррекционная работа. Для полноценной социально-медицинской работы необходима трёхуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжёлыми хроническими больными. Комплексный подход к социально-медицинской работе предусматривает одновременное участие специалистов всех трёх уровней. Специалист по социальной работе с высшим образованием составляет и внедряет программы социально-медицинской помощи населению региона или обслуживаемого района; отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений; координирует деятельность социально-медицинской службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и т. д.); направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена; решает другие организационные вопросы. Основными функциями работников среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания; организация консультативно помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительская работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах. Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста (ОКК) и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождение слепых, инвалидов и т. д.). Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медицинских работников лечебных учреждений с добровольными организациями, оказывающими помощь в соци-альной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении - один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

Социальный патронаж

Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

  • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
  • общественно изолированы, замкнуты;
  • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
  • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
  • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

  • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
  • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
  • оптимизация;
  • объективность;
  • профилактическая направленность;
  • пропаганда о единстве семьи.

Основные виды социального патронажа

Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

  • медицинский;
  • психологический патронаж;
  • педагогический;
  • экономический;
  • правовой.

Медико-социальный

Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.


Социально-психологический

Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.


Социально-педагогический

Его основная задача - оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

Социально-экономический

В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

Социально-правовой

Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

Социальный

Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

  • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
  • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
  • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
  • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

Социальное сопровождение и его виды

Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

  • бытовым;
  • медицинским;
  • психологическим;
  • социально-педагогическим патронажем;
  • трудовым;
  • правовым.

Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.


Контролирующий орган

Так как термин «социальный педагогический патронаж семьи» имеет значение обслуживание клиентов, состоящих в группе риска, на дому, поэтому подобная процедура контролируется структурами:

  • отделением социальной защиты населения;
  • службами по делам детей;
  • центрами социальных служб.

Контроль качества формируют и реализуют в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества, оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».



Похожие статьи