Логопед: особенности работы логопеда-дефектолога. Кто такой логопед? Зачем нужен этот специалист

11.10.2019

При слове «логопед » многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

Логопедия — отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, диагностики и преодоления. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Заболевания, которыми занимается логопед:

Нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
. нарушения ритма и темпа речи (заикание);
. расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
. недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).

Когда следует обращаться к логопеду:

Позднее развитие речи;
. нарушения понимания речи;
. неправильное звукопроизношение;
. заикание.

С какими вопросами нужно обращаться к логопеду

Научить ребенка правильно произносить звуки;
. работать над умением составлять рассказы, пересказы;
. обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
. справиться с проблемой нарушения чтения, письма (дислексией, дисграфией);
. формировать слоговую структуру слова;
. безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку), которая мешает нормальному произношению звуков Л и Р;
. логопедический массаж.

Таким образом, в компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими - это также, совместно с близкими, предмет заботы логопеда.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

ЛОГОПЕД, а, муж. Специалист по логопедии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 2 врач (352) доктор (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Логопедия отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного… … Википедия

Логопед - 1.1. Логопед специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и… … Официальная терминология

логопед - а, ч. Фахівець із логопедії … Український тлумачний словник

логопед - ЛОГОПЕД, а, м Специалист по логопедии. Логопед это прежде всего фонетист … Толковый словарь русских существительных

М. Специалист в области логопедии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Логопед, логопеды, логопеда, логопедов, логопеду, логопедам, логопеда, логопедов, логопедом, логопедами, логопеде, логопедах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

логопед - логоп ед, а … Русский орфографический словарь

логопед - (2 м); мн. логопе/ды, Р. логопе/дов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Логопед , Валерий Вотрин. Новый роман Валерия Вотрина - лингвистическая антиутопия. Действие романа разворачивается в государстве, управляемом законами орфоэпии. Умение следовать правилампунктуации и орфографии…
  • Логопед, № 4, 2014 , . В этом номере журнала ЛОГОПЕД: Артикуляционные модели на занятиях Проектная деятельность: Слово поэта Система М. Монтессори с детьми с ЗРР Славный День Победы Организация логопедической…

Данную специальность представляют также педагоги, которые не имеют медицинского образования и применяют учебные практики для улучшения речи. Учителя не имеют права назначать лекарства или проводить психотерапию, так как для этого существуют специалисты с нужным образованием.


Чтобы понять, кто это врач логопед, следует знать основные задачи, составляющие основу данной профессии:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • улучшение четкости произношения отдельных звуков (используются скороговорки);
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности;
  • коррекция речевых ошибок;
  • реабилитация пациентов, которые приобрели дефекты речи вследствие различных заболеваний;
  • улучшение навыков построения благозвучных и складных грамматических конструкций;
  • изучение механизмов образования дефектов речи и разработка коррекционных методик;
  • выявление органических нарушений речевого аппарата и разработка методик по улучшению дикции с учетом данных патологий.

Обращаться к логопеду нужно как можно скорее, так как у ребенка проще исправить речевой дефект, чем у взрослого.

Зачастую именно своевременное посещение дефектолога позволяет добиться хороших результатов лечения.

Какие болезни лечит логопед?

Сфера деятельности логопеда представлена следующими разновидностями речевых проблем:

  • афония (отсутствие звучности речи) или дисфония (ее нарушение);
  • дислалия (проблемы в произношении отдельных звуков или их конструкций);
  • заикание (в медицине называется логоневрозом);
  • брадилалия или тахилалия (замедленное или ускоренное произношение звуков во время разговора);
  • дислексия (распространенное нарушение речи, которое проявляется проблемами с навыком чтения);
  • гнусавость голоса (часто устраняется с помощью оториноларинголога);
  • речевые дефекты, связанные со слуховыми нарушениями;
  • постоперационные проблемы речевого аппарата или нарушения дикции, связанные с хирургическим вмешательством на органах слуха.

В логопедической специальности выделяется логопед афазиолог, который занимается лечением пациентов с поражениями коры головного мозга. Органическое повреждение центров, отвечающих за речь, приводит к полному исчезновению или различным дефектам данного навыка, исправить которые практически невозможно.

Почему возникают дефекты речи?

Так как врач логопед лечит проблемы речевого аппарата, он должен хорошо разбираться в причинах возникновения данных нарушений. Кроме того, выявление этиологического фактора позволяет определиться с тактикой занятий и спрогнозировать результаты.

Этиология речевых дефектов может быть следующей:

  • патологии внутриутробного развития плода;
  • наследственная предрасположенность к тем или иным речевым дефектам;
  • генетические мутации;
  • хроническая или острая гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • проблемы социального окружения (отсутствие людей рядом, равнодушие родителей и так далее);
  • заболевания, поражающие кору головного мозга, например, острое нарушение мозгового кровообращения;
  • психологические травмы, например, резкий испуг.

Также, перед обращением к этому врачу следует четко представлять, какие навыки должны быть развиты у ребенка в определенном возрасте. Родители часто предъявляют завышенные требования к малышам, которые развиваются совершенно нормально.

Когда следует идти к логопеду?

Существуют различия в причинах обращения к логопедам взрослых людей и детей. Главное несоответствие заключается в том, что у ребенка речь активно развивается с формированием навыков дикции, чтения, произношения и так далее. У взрослого речь уже сформирована, а потому бороться с патологиями гораздо сложнее.


В каких случаях к логопеду обращаются родители с детьми?

У ребенка при помощи логопеда можно устранить следующие проявления речевых дефектов:

  • неправильное произношение букв или звуковых сочетаний (причиной проблемы может быть укороченная уздечка языка, но иногда этиология кроется в недоразвитии речевого аппарата);
  • задержка речи или ее отсутствие (уже в несколько месяцев отроду малыш должен издавать единичные звуки, а к году выговаривать несколько слов);
  • нарушения скорости произношения звуков или их проглатывание (чаще всего требуется помощь ЛОР-врача);
  • восстановление после оперативных вмешательств, задевающих структуры речевого аппарата (реабилитация мышц и приучение к их правильному использованию);
  • установление диагноза детского церебрального паралича (обязательно логопед занимается постановкой речи, иначе она будет отсутствовать или станет полностью непонятной).

Когда к логопеду обращаться взрослому?

У взрослых людей приобретенные дефекты речи исправить очень тяжело, особенно если они существуют еще с детского возраста. Делать это у логопеда не всегда получается, но добиться определенного улучшения все равно можно . Идти к врачу рекомендуется в следующих ситуациях:

  • реабилитация после перенесенного инсульта, когда задеваются отделы коры, отвечающие за речь, и наступает парез (либо паралич) мышц гортани или мимической мускулатуры (разрабатывается специальный комплекс упражнений, позволяющий добиться некоторых улучшений);
  • появление речевых дефектов, связанных с перенесенными психическими патологиями (часто требуется помощь психотерапевта или психиатра);
  • реабилитация после удаления гортани или голосовых связок (обучение пациента использовать пищевую щель и другие конструкции для получения определенных звуков).

Некоторые люди обращаются к логопеду для совершенствования дикции, так как желают получить работу, связанную с ораторскими навыками. Следует отметить, что коррекция дефектов младенческого возраста в большинстве случаев невозможна в той мере, которая требуется пациенту.

Однако улучшение дикции без серьезных дефектов произношения или устранение речевых ошибок является вполне выполнимой для логопеда задачей.

Как лечит логопед?

Мало кто представляет, как проходит прием у логопеда. Сначала врач опрашивает пациента и уже может строить предположения о природе речевого дефекта. Дополнительно проводятся специфические логопедические тестирования. В некоторых случаях назначаются консультации смежных специалистов : отоларинголога, психоневролога, невропатолога, психиатра. После определения причин нарушения речи разрабатывается методика лечения. Терапия у детей и взрослых принципиально отличается, так как для ребенка выбирается преимущественно игровой подход.

Залогом успешного лечения у логопеда являются следующие принципы:

  • комплексный подход к терапии (воздействие на механизм развития дефекта и его причину, если это возможно);
  • разработка эффективных комплексов упражнений и непрерывное их выполнение (навыки вырабатываются только при постоянном повторе тренировки);
  • постепенное усложнение занятий;
  • старание со стороны пациента (является ключевым моментом успешного лечения, но не всегда реализуется, особенно у маленьких детей).

Понимая, что делает логопед, пациенты более усердно начинают стараться, поэтому врач должен объясняет суть терапевтических методик. Кроме того, специалист сразу устанавливает вероятную степень улучшения речи и сообщает ее пациенту, так как не всегда удается добиться идеальной дикции. В некоторых случаях логопед занимается восстановлением произношения хотя бы отдельных звуков.




Похожие статьи