Синдром двигательных нарушений по гипертоническому типу. Синдромы двигательных нарушений у новорожденных детей

03.05.2019

Наталья Мизиченко

Уважаемая Ирина Викторовна, очень нуждаюсь в вашей консультации. Моей младшей девочке невролог в 6 месяцев поставила диагноз СДН. Немного о ребенке: родилась на 38 неделе, срочные роды, 8-9 баллов, естественным путем.вес и рост при рождении 3200 и 52, сейчас 8150 и 67, на ИВ+ прикорм ПЭП, внутриутробная гипоксия, в 16 дней попали в стационар с затяжной желтухой. Сейчас все анализы в норме. Дочке сейчас 7 месяцев, речевое развитие, эмоциональное и мелкая моторика соответствуют возрасту. но вот общая моторика...ребенок не переворачивается с живота на спину, со спины на живот пытается, но получается не всегда, стоит легонько за ручку потянуть-перевернется, сидеть очень хочет, но сама не может, при поддержке за одну подмышку сидит, о вставании речь не идет, до сих пор опора на пальчики. В целом активный, веселый ребенок, любит играть, сидеть у меня на руках и так перемещаться в пространстве, сон хороший. Из лечения получали за 7 мес 2 курса массажа, электрофорез с эуфилином, 2 месячных курса магне б6, 10 уколов кортексина, в этом месяце планируем еще один массаж, занимаемся на мяче, зарядку делаем. Прошу вашего мнения, насколько серьезные у нас проблемы, что еще мы можем сделать для нашего малыша, исходя из вашего опыта, какие у нас перспективы в преодолении этого диагноза. Очень переживаю. Спасибо заранее.

Здравствуйте, Наталья! Мне кажется, что все, что можно и даже сверх этого, Вы для своей малышки сделали. Видимо, речь идет о нарушении мышечного тонуса. Если оно связано только с ПЭП и не имеет под собой какой-нибудь органической основы (типа генетического нарушения), все должно наладиться. В физическом развитии (показатели массы и роста) она не отстает. Нервно-психическое, судя по Вашему рассказу, тоже не страдает. Самостоятельно садиться ребенок должен начать только с 8 месяцев - как и стоять возле опоры (на этом сайте есть статьи о медицинских аспектах воспитания детей; в них я приводила средние нормативы психо-физического развития; можно посмотреть). "Укорять" малышку пока что мы можем только за нежелание переворачиваться. Я не , но твердо знаю, что восстановительные способности детского организма удивительны. Много раз убеждалась, что забота, ласка, внимание родных творят чудеса. Это не общие слова - в нашей семье выросла девочка, которой в детстве ставили диагноз ДЦП и которая очень сильно отставала в развитии (и сидеть, и ходить стала гораздо позже сверстников - не хочу даже вспоминать!). Исходные данные у нее были куда хуже, чем в Вашем случае. Сейчас она заканчивает школу, учится хорошо, собирается в институт. Проблемы с повышенным тонусом в ножках частично остались, но едва заметны. Считаю, что это мать просто выходила и вынянчила ее (ну и, конечно, помогли курсы массажа и наблюдение невролога). Вам материнских чувств, по-моему, не занимать. Все должно получиться. Терпения и сил вам обеим!

Когда малыш появляется на свет, его внутренние органы и системы организма оказываются сформированными еще не полностью. Это касается и центральной нервной системы, которая отвечает за нормальную социальную жизнедеятельность человека. Чтобы процесс формирования был завершен, необходим определенный временной период.

В последние годы число патологий ЦНС у грудничков значительно возросло. Они могут развиться еще во внутриутробный период, а также появится в процессе родов или сразу после них. Такие поражения, отрицательно сказывающиеся на работе нервной системы, способны стать причиной серьезных осложнений и даже инвалидности.

Что такое перинатальное поражение ЦНС?

Перинатальное поражение центральной нервной системы, сокращенно ППЦНС, представляет собой целый ряд патологий, которые имеют отношение к сбоям в функционировании мозга и аномалиям развития в его строении. Наблюдаются подобные отклонения от нормы у детей в перинатальный период, временные рамки которого находятся в промежутке с 24 недели беременности и до первых 7 дней жизни после рождения включительно.

В настоящий момент ППЦНС у новорожденных - достаточно распространенное явление. Такой диагноз устанавливают у 5-55% малышей. Сильный разброс показателей обусловлен тем, что часто поражения ЦНС подобного рода проходят легко и быстро. Случаи тяжелых форм перинатального поражения встречается у 1-10% детей, которые появились на свет в назначенный срок. Более подвержены недугу недоношенные младенцы.

Классификация заболевания

В современной медицине принято классифицировать отклонения в нормальном функционировании ЦНС в соответствии с тем, какие причины вызвали ту или иную патологию. В связи с этим каждому нарушению свойственны свои формы и симптоматика. Выделяют 4 основные патологические разновидности поражения ЦНС:

  • травматическая;
  • дисметаболическая;
  • инфекционная;
  • гипоксического генеза.

Перинатальное поражение у новорожденного

Перинатальными поражениями ЦНС считаются те, что развиваются в перинатальный период, основная часть которого приходится на внутриутробное время. Риски появления у ребенка угнетения работы ЦНС возрастают, если при беременности женщина перенесла:

  • цитомегаловирусную инфекцию (рекомендуем прочитать: );
  • токсоплазмоз;
  • краснуху;
  • герпетическую инфекцию;
  • сифилис.

Ребенок может получить внутричерепную травму и травмы спинного мозга или периферической нервной системы в процессе родов, что тоже способно вызвать перинатальные поражения. Токсическое воздействие на плод может нарушить обменные процессы и негативно отразится на мозговой активности.

Гипоксически-ишемическое поражение нервной системы

Гипоксически-ишемическое поражение нервной системы является одной из форм перинатальной патологии, которое обусловлено гипоксией плода, то есть недостаточным поступлением кислорода к клеткам.


Проявлением гипоксически-ишемической формы является церебральная ишемия, которая имеет три степени тяжести течения:

  • Первая. Сопровождается угнетением или возбуждением ЦНС, которое длится до недели после рождения.
  • Вторая. К угнетению/возбуждению ЦНС, продолжающихся более 7 дней, прибавляются судороги, повышенное внутричерепное давление и вегетативно-висцеральные нарушения.
  • Третья. Ей свойственно тяжелое судорожное состояние, нарушения функций стволовых отделов мозга, высокое внутричерепное давление.

Заболевание смешанного генеза

Кроме ишемического генеза гипоксические поражения ЦНС могут быть обусловлены кровоизлияниями нетравматического происхождения (геморрагические). К ним относятся кровоизлияния:

  • внутрижелудочкового типа 1, 2 и 3 степени;
  • субарахноидальные первичного типа;
  • в вещество головного мозга.

Сочетание ишемической и геморрагической форм, называется смешанной. Ее симптоматика зависит исключительно от локализации кровоизлияния и степени тяжести.

Особенности диагноза ППЦНС

После родов детей в обязательном порядке осматривает неонатолог, проводя оценку степени гипоксии. Именно он может заподозрить перинатальное поражение по изменениям в состоянии новорожденного. Заключение о наличии патологии подтверждается или опровергается в первые 1-2 месяца. В течение всего этого времени кроха находится под наблюдением врачей, а именно невролога, педиатра и дополнительного специалиста узкой направленности (если требуется). Отклонения в работе нервной системы требуют особенного внимания, чтобы суметь вовремя их скорректировать.

Формы и симптомы течения заболевания

Перинатальное поражение центральной нервной системы новорожденного может протекать в 3 разных формах, для которых характерны свои симптомы:

  1. легкой;
  2. средней;
  3. тяжелой.

Зная симптоматику, которая говорит об угнетении работы ЦНС, можно на ранних стадиях установить диагноз и своевременно заняться лечением недуга. В таблице ниже описаны симптомы, которые сопровождают течение болезни для каждой ее формы:

Форма ППЦНС Характерная симптоматика
Легкая
  • высокая возбудимость нервных рефлексов;
  • слабый мышечный тонус;
  • скользящее косоглазие;
  • дрожание подбородка, рук и ног;
  • блуждающие движения глазных яблок;
  • нервные движения.
Средняя
  • отсутствие эмоций;
  • слабый мышечный тонус;
  • паралич;
  • судороги;
  • повышенная чувствительность;
  • самопроизвольная двигательная активность глаз.
Тяжелая
  • судороги;
  • почечная недостаточность;
  • сбои в работе кишечника;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой;
  • нарушенное функционирование органов дыхания.

Причины развития


Очень часто причиной развития ППЦНС служит гипоксия плода во внутриутробный период

Среди причин, приводящих к перинатальному поражению ЦНС у младенца, стоит отметить четыре основных:

  1. Гипоксия плода во внутриутробный период. Это отклонение связано с нехваткой кислорода, поступающего в кровь малыша из материнского организма. Провоцирующими факторами являются вредные условия работы беременной, пагубные привычки, такие как курение, перенесенные инфекционные заболевания и сделанные ранее аборты.
  2. Травмы, нанесенные при родах. Если у женщины слабая родовая деятельность, или малыш задержался в малом тазу.
  3. Нарушение обменных процессов. Вызвать их могут токсичные компоненты, которые попадают в организм беременной вместе с сигаретами, алкогольными напитками, наркотическими веществами и сильнодействующими медикаментами.
  4. Вирусные и бактериальные инфекции, попавшие в организм матери при беременности, сокращенно ВУИ - внутриутробные инфекции.

Последствия болезни

В большинстве случаев к моменту исполнения ребенку одного года практически все симптомы, сопровождающие поражение нервной системы, проходят. К сожалению, это совершенно не значит, что болезнь отступила. Обычно после такого недуга всегда присутствуют осложнения и неприятные последствия.


После перенесенного ППЦНС родители могут столкнуться с гиперактивностью ребенка

Среди них отмечают:

  1. Гиперактивность. Данный синдром характеризуется агрессивностью, приступами истерик, трудностями при обучении и проблемами с памятью.
  2. Задержка в развитии. Это касается как физического, так и речевого, психического развития.
  3. Цереброастенический синдром. Ему свойственны зависимость ребенка от погодных условий, перепады в настроении, беспокойный сон.

Самыми серьезными последствиями угнетения работы ЦНС, которые приводят к инвалидности малыша, считаются:

Группа риска

Широкая распространенность диагноза перинатального поражения нервной системы у новорожденного обусловлена многими факторами и условиями, влияющими на внутриутробное развитие плода и рождение малыша.

У беременных, которые вели здоровый образ жизни, и ребенок родился в срок, вероятность ППЦНС резко сокращается до 1,5-10%.

В группу повышенного риска, который составляет 50%, попадают малыши:

  • с тазовым предлежанием;
  • недоношенные или, наоборот, переношенные;
  • с большим весом при рождении, превышающим 4 кг.

Также существенное значение имеет наследственный фактор. Однако точно предугадать, что может вызвать угнетение ЦНС у ребенка сложно и больше зависит от ситуации в целом.

Диагностика

Любые нарушения мозговой активности тяжело диагностируются на ранней стадии. Малышам диагноз перинатального поражения ЦНС ставят в течение первых месяцев жизни, отталкиваясь от наличия у них проблем с двигательным и речевым аппаратом, а также учитывая нарушения психических функций. Ближе к году специалист должен уже конкретизировать вид заболевания или опровергнуть сделанное ранее заключение.

Нарушения в работе нервной системы представляют серьезную опасность для здоровья и развития ребенка, поэтому важно вовремя диагностировать проблему, чтобы провести надлежащее лечение. Если новорожденный младенец ведет себя нехарактерно, и у него появляются первые симптомы недуга, родителям необходимо обязательно показать его врачу. Вначале он осуществляет осмотр, однако для точного диагноза одной такой процедуры может оказаться недостаточно. Только комплексный подход позволит выявить болезнь.


При малейших подозрениях развития ППЦНС ребенка необходимо незамедлительно показать врачу

По этой причине обычно дополнительно назначают следующие клинические и лабораторные исследования:

  • нейросонография (рекомендуем прочитать: );
  • КТ – компьютерная томография или МРТ – магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • УЗИ - ультразвуковая диагностика;
  • рентгеновское обследование;
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭС), реоэнцефалография (РЭГ) или электроэнцефалография (ЭЭГ) – методы функциональной диагностики (рекомендуем прочитать: );
  • осмотр консультативного характера у офтальмолога, логопеда и психолога.

Методы лечения в зависимости от симптоматики

Лечение любых патологий ЦНС у новорожденных необходимо проводить в первые месяцы жизни, так как на этом этапе практически все процессы обратимы, и можно полностью восстановить нарушенные мозговые функции.


В первые месяцы жизни ППЦНС легко поддается лечению

Для этого проводится соответствующая медикаментозная терапия, которая позволяет:

  • улучшить питание нервных клеток;
  • стимулировать кровообращение;
  • нормализовать тонус мышц;
  • привести в норму обменные процессы;
  • избавить малыша от судорог;
  • купировать отечность головного мозга и легких;
  • повысить или понизить внутричерепное давление.

Когда состояние ребенка стабилизируется, в комплексе с медикаментозными препаратами проводят физиотерапию или остеопатию. Терапевтический и реабилитационный курс разрабатываются индивидуально для каждого случая.

Внутричерепная гипертензия

Синдром внутричерепной гипертензии проявляется в качестве увеличения по сравнению с нормой, набухания большого родничка и расхождения швов черепа (рекомендуем прочитать: ). Также ребенок нервозен и быстро возбудим. При появлении подобных симптомов малышу назначают прием мочегонных препаратов, проводя дегидратационную терапию. С целью снижения вероятности кровоизлияний рекомендуют пропить курс Лидаза.

Плюс крохе делают специальные гимнастические упражнения, которые помогают снизить внутричерепное давление. Иногда прибегают к помощи иглоукалывания и мануальной терапии, чтобы скорректировать отток жидкости.


В комплексное лечение ППЦНС обязательно включаются общеукрепляющие гимнастические упражнения

Двигательные расстройства

При диагностировании синдрома двигательных нарушений лечение представляет собой ряд мероприятий, направленных на устранение проблемы:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются такие препараты, как Галантамин, Дибазол, Ализин, Прозерин.
  • Массаж и лечебная физкультура. Для детей до года требуется прохождение минимум 4 курсов таких процедур, каждый из которых состоит примерно из 20 сеансов со специально подобранными упражнениями. Они подбираются в зависимости от того, что подвержено отклонениям: ходьба, сидение или ползание. Массаж и ЛФК проводят с использованием мазей.
  • Остеопатия. Заключается в проведении массажа внутренних органов и воздействии на нужные точки тела.
  • Рефлексотерапия. Зарекомендовала себя как наиболее эффективный метод. К ее помощи прибегают в тех случаях, когда СДН приводит к задержке созревания и развития нервной системы.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость

Одним из возможных проявлений перинатального поражения в острой фазе является повышенная нервно-рефлекторная возбудимость.

Относясь к легкой форме течения патологии, для нее свойственно:

  • понижение или повышение мышечного тонуса;
  • угасание рефлексов;
  • поверхностный сон;
  • беспричинное дрожание подбородка.

Восстановить тонус мышц помогает массаж с электрофорезом. Кроме этого проводится медикаментозная терапия, и может быть назначено лечение с помощью импульсных токов и специальных ванночек.

Эпилептический синдром

Для эпилептического синдрома характерны периодические эпилептические припадки, которые сопровождаются судорогами, представляющими собой вздрагивания и подергивания верхних и нижних конечностей и головы. Основная задача терапии в этом случае – избавится от судорожного состояния.


Финлепсин назначается при наличии у ребенка судорожного синдрома

Обычно назначается курс следующих медикаментозных препаратов:

  • Дифенин;
  • Радодорм;
  • Седуксен;
  • Финлепсин;
  • Фенобарбитал.

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная мозговая дисфункция, больше известная как синдром гиперактивности или дефицита внимания, представляет собой малосимптомную форму неврологических расстройств. Лечение медикаментозными средствами в основном направленно на устранение конкретных проявлений, в то время как методы физического воздействия, а именно, массаж или физкультура, способны с более высокой эффективностью скорректировать патологическое состояние ребенка.

Восстановительный период

Важную роль в полноценном выздоровлении малыша играет восстановительный период.

На этапе реабилитации в течение первого года жизни основным направлением является не медикаментозная терапия, а всевозможные процедуры, способствующие активизации тех функций, которые были нарушены, и восстановлению нормальной работы ЦНС.

В их число входят:

  • электрофорез с медикаментами;
  • терапевтический ультразвук;
  • лечебная физкультура и гимнастика;
  • иглоукалывание;
  • занятия плаванием;
  • импульсные токи;
  • массаж;
  • бальнеотерапия;
  • тепловые процедуры;
  • педагогические методы коррекции;
  • терапия с помощью музыки.

Кроме этого, родители должны создать ребенку с ППЦНС определенные условия жизни.

  • Диагноз - ДЦП

    Доброго времени суток. Моей дочери 2 года 6 месяцев. Месяц назад нам поставили диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Роды были преждевременные на 31-32 неделе. Закричала сразу. Состояние при рождении тяжелое. На ИВЛ через 4 часа. Экстубирована на 2-е сутки. Вес при рождении 1900, рост 42. ОША - 7/7, 2-х кратное обвитие пуповины вокруг шеи. В течение первого года жизни наблюдающим неврологом ставился диагноз - Перинатальная энцефалопатия р-восстановительный период, гипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, мышечный тонус физиологически повышен. Затем к 6 месяцем добавился синдром пирамидной недостаточности в нижних конечностях. После 1 года диагноз - Последствия ПЭП, плоско-вальгусная установка стопы. Из лечения - Пантогам (курсом в возрасте 1 мес. , 11 мес.), Кортексин (3 ед. в/м №10 в возрасте 5 мес.), Электрофорез на шейный отдел в возрасте 4 мес., Электрофорез на поясн.отдел и на нижние конечности в возрасте 1 года 5 мес., Массаж общий и затем избирательный на нижние конечности, Вихревые ванны. По прививкам - мед.отвод до 6 мес., затем по щадящей методике (БЦЖ-М, АДС…). Головку стала удерживать в 3 месяца. Сидеть - в 8 месяцев. Стоять и ходить у опоры - в 11 месяцев. Самостоятельно пошла в 1 год 7 месяцев. В феврале 2016 года (возраст 2 года 2 месяца) обратились к другому неврологу. Поставили диагноз ПЭП резидуальный период, пирамидной недостаточности в форме легкого нижнего парапареза. Нам дали направление в реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В апреле 2016г. по путевке поехали на лечение в этот центр, где нам поставили диагноз - ДЦП, спастический парапарез, синдром двигательных нарушений. Дополнительно в обследовании - пирамидный тонус мышц в сгибателях, положительный рефлекс Бабинского, снижена пластичность. Из лечения - массаж общий с расслаблением сгибателей ног, ЛФК, тренажеры, Парафино-озокеритовые аппликации на нижние конечности, Электрофорез на шейный отдел, Мидокалм. После санаторно-курортного лечения невролог по месту жительства подтвердила диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Назначила лечение - Витамин В12 по 200 в/м №10, Глиатилин 2,0 в/м №12, Физиолечение (прошли э/ф на поясничный отдел и нижние конечности). Дала направление на МСЭ, для оформления инвалидности. Дополнительно прошли Эхоэнцефалоскопическое обследование (24.05.2016г.) - заключение: смещение средних структур не выявлено. Косвенных признаков гидроцефального синдрома нет. А также ЭЭГ (25.05.2016г.) - заключение: зарегистрирована фокальная эпилептиформная активность в лобно-центральной области без признаков генерализации. Вот такая у нас картина… Из моих наблюдений и консультаций психологов и логопедов в плане развития - все в норме, соответствует возрасту. Говорит много и практически все, есть, конечно, нечеткости в произношении. Логически развита. Знает животных, цвета, геометрические фигуры… Как специалисту Вам виднее на сколько все сложно или наоборот… Что можете посоветовать? В плане лечения, реабилитации… Для меня, как не для специалиста, а просто мамы, видно то, что физически ребенок отстает в развитии - неустойчивая походка, ходит на полусогнутых ногах, часто падает, быстро устает. Сидит на полу ноги в положении буквы «W», постоянно сжаты пальцы на ногах (больше на правой). Бегает неуклюже. Есть страх идти самой по улице - просит чтобы я держала ее за руку. Еще вопрос - стоит ли нам делать МРТ? Невролог нас пока на это только настраивает. Что покажет нам картина этой процедуры? Насколько она срочна и необходима?

  • Анонимный вопрос 02-06-2016

    Гидроцефалия, кривошея, гипертонус

    Здравствуйте! Моему ребёнку 6,5 месяцев. Были у двоих врачей невропатологов. Первый невропатолог поставил диагноз: синдром двигательных нарушений, гидроцефалия, кривошея. И назначил лечение: агвантар, 0,5 мл. 1 раз в день 45 дней, циннаризин, 0,025 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, массаж. Второй специалист поставил диагноз: гидроцефалия в степени субкомпенсации, натальная травма шейного отдела спинного мозга в форме левостронней кривошеи. Назначил лечение: диакарб, 1/2 таблетки 1 раз в день 1 месяц, аспаркам 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, ортопедическую подушку, массаж. Кроме того, сказала, что циннаризин при гидроцефалии вообще противопоказан. Делали нейросонограмму: межполушарная щель расширена в теменных отделах - 5,2 мм, в лобных отделах - 4,5 мм, в затылочных отделах - 4,5 мм, субарахноидальное пространство справа - 5,0 мм, слева 4,5 мм, сделали заключение: эхопризнаки расширения наружного ликворосодержащего пространства 1 степени. Второй врач ещё сказала, что может быть подозрение на эпилепсию. У ребёнка наблюдаются следующие симптомы: очень сильный тонус, часто ручки и ножки зажаты, периодически выгибает туловище и запрокидывает головку, даже во сне, головку больше всего держит в правую сторону и переворачивается со спины на живот именно в эту сторону, что-то с правой ручкой, он, как бы, делает ей навязчивые движения, не зависящие от него, например, кормлю его, он начинает бить этой ручкой то по моей руке, то по своему животику, очень сильно, не всегда, но иногда не контролирует свои движения… Более- менее определённые звуки стал произносить в 3 месяца, врач сказала, что поздно.. Сейчас говорит звуки «ге», «ги», эй» и ещё что-то не совсем понятное, не сидит и попыток к этому не предпринимает, может только переворачиваться со спины на живот и только направо, ползает тоже как-то странно, не поднимая головы, а поднимаю попу.., когда лежит на животе на предплечья опираетсяхорошо… Подскажите, пожалуйста, по поводу этих лекарств, прочитала информацию, что это очень сильные препараты. Циннаризин вообще для детей от 12 лет.. А от диакарба могут быть сильные побочные эффекты, мне вот даже подсказали люди, которые его принимали, что диакарб выводит жидкость, а организм начнёт накапливать её в ещё большем количестве, чем было и спровоцирует сильное увеличение головы ребёнка. Что бы Вы порекомендовали? Я понимаю, конечно, что лекарства должен назначать лечащий врач, но, по крайней мере, выскажите свое мнение по поводу назначенного лечения и этих лекарств? Нужно ли мне обратиться к ещё одному специалисту? Имеются ли какие-нибудь аналоги этих лекарств и что вообще можете посоветовать? Нужны ли какие-либо ещё обследования? Заранее благодарна. С ув. Ольга

  • Необходимо ли пить таблетки??

    Добрый день. ситуация следующая. при прохождении УЗИ головного мозга малышу в 1 месяц было дано заключение- признаки кисты сосудистого сплетения справа диаметром 4 мм. На приеме у невролога лекарственные препараты не назначались, рекомендовано сделать УЗИ мозга в 3 месяца. В 3 месяца сделано повторное УЗи мозга. Заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После этого на приеме у невролога был поставлен диагноз -перинатальное поражение ЦНС гипоксически - ишемического генеза, восстановительный период, синдром двигательных нарушений, ГС в ст.компенсации. Рекомендовано: УЗИ ШОП, массаж общий, воротник Шанса, электрофорез с эуфиллином на ШОП, сироп Пантогам 10 % по1.5 мл. 2 раза в день, контроль УЗИ мозга через 2 месяца. Все рекомендации нами выполнены. В 5 месяцев сделано УЗИ мозга. заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После чего неврологом рекомендовано следующее лечение: принимать таблетки диакарб по 1\4 1 р\д, аспаркам по 1\5 2 р\д в течении 1 месяца по схеме 2 через 2 (2 дня принимать таблетки, 2 нет). Замечу, что все 3 раза были у разных неврологов. Хотелось бы узнать ваше мнение о необходимости приема диакарба и аспаркама, а также о правильности назначения данных препаратов.

    Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

    Почему возникают двигательные расстройства?

    Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

    На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

    Клиническая диагностика

    У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

    Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар (плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

    При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

    Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

    • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
    • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии;

    Двигательные расстройства в виде синдромов

    1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
    2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
    3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
    4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни;
    5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

    Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

    1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
    2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
    3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
    4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

    Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

    Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

    Лабораторно-инструментальная диагностика

    Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

    • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
    • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов;
    • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
    • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

    Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

    Лабораторные методики достаточно разнообразны:

    • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
    • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны;
    • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.

    Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

    Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

    Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

    Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

    СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

    Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

    Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

    Этиология

    Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС - ППЦНС и провоцирующие синдром:


    Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

    Симптоматика

    Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

    Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

    1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
    2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
    3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
    4. Параличи и парезы.
    5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
    6. Непроизвольные движения.
    7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
    8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
    9. Монотонный крик и плач.
    10. Нарушение артикуляции.
    11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
    12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
    13. Трудности при кормлении грудью.
    14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

    Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

    Симптомы гипертонуса:

    • тело малыша дугообразно изгибается,
    • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
    • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
    • голова повернута в одну сторону,
    • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

    Симптомы гипотонуса:

    • больной младенец вялый,
    • он мало двигает конечностями,
    • не может удержать игрушку в руке,
    • кричит слабо,
    • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
    • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
    • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

    Выделяют несколько форм патологии:

    1. с преимущественным поражением ножек - ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
    2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
    3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей - невозможность ползать, стоять и ходить;
    4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

    Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

    Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

    • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
    • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
    • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

    этапы развития ребенка в норме

    В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

    Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН - лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

    Диагностика

    Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

    1. Перинатальный анамнез - внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
    2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
    3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
    4. УЗИ с допплером - исследование мозгового кровотока через родничок.
    5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
    6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
    7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
    8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

    Лечение

    Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

    Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

    • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него - закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
    • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
    • Остеопатия - воздействие на определенные точки тела.
    • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
    • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
    • Физиотерапия - миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
    • Диетотерапия - питание продуктами, содержащими витамин B.
    • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
    • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
    • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
    • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

    Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

    Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

    СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

    Видео: пример массажа для лечения СДН

    Профилактика и прогноз

    Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

    1. охрана материнства и детства;
    2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
    3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
    4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
    5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

    СДР - излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.



Похожие статьи