Типичные проблемы семей с детьми-инвалидами. Правила оформления помощи семьям с инвалидами

14.06.2019

В России существуют различные виды социальных пособий для незащищенных слоев населения. В нашей статье речь пойдет о такой важной и необходимой сфере деятельности государства, как помощь детям инвалидам, а также их семьям. Мы расскажем Вам о том, какие льготы и социальные привилегии положены инвалидам, а также на какую помощь от государства могут рассчитывать члены их семей.

Социальная помощь детям инвалидам

Прежде всего, следует сказать, что до 1979 года в РФ вообще не было официально признаваемого понятия «ребенок-инвалид. В 1979 году ООН провела акцию под названием «Год ребенка», а в СССР был введен закон, по которому официально признавался статус ребенка-инвалида. До 1991 года список заболеваний, по которым могла быть назначена инвалидность, был весьма ограниченным. Он включал в себя тяжелые травмы и психические неизлечимые болезни. В 1991 году по рекомендации ВОЗ перечень болезней, по которым присваивалась инвалидность, был существенно расширен. На сегодняшний день социальная помощь детям инвалидам является важной частью государственной социальной политики, которая регулируется международными, общегосударственными и местными законами и подзаконными актами.

В общем виде понятие инвалидности у детей подразумевает их существенное ограничение жизнедеятельности, которое приводит к неспособности адаптироваться в социуме вследствие отставания в развитии, а также ограниченной возможности самообслуживания, перемещения в пространстве, ориентации, обучения, общения и трудовой деятельности. Основной документ, регулирующий вопрос о присвоении ребенку статуса инвалида, — это закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и перечень соответствующих медицинских показании. В нашем государстве создан фонд помощи детям инвалидам, из которого выделяются средства на выплату материальных пособий детям-инвалидам, а также их семьям. Кроме того часть денег идет на обеспечение нематериальных льгот.

Кто имеет право на выплату материального пособия по инвалидности. И каковы размеры помощи? Согласно федеральному закону материальная помощь ребенку инвалиду до исполнения ему 16 лет выплачивается в следующем размере:

  • если ребенок относится к 1-й группе инвалидности (см. специальный перечень групп инвалидности), ему полагается пособие в размере 2162 рубля ежемесячно,
  • если ребенок имеет 2-ю группу инвалидности – 1544 рубля,
  • если ребенок относится к 3-й группе инвалидности – 1236 рублей.

Размеры детских пособий полностью совпадают с размерами взрослых пособий по инвалидности. Они подлежат обязательной индексации 1 апреля текущего года в связи с установленными нормами прожиточного минимума и уровня инфляции в стране.

Помимо материальной, существует также адресная помощь детям инвалидам. Она отличается от пенсии по инвалидности тем, что имеет конкретное целевое назначение – на учебу, на проведение операции, на оплату коммунальных услуг и т.п. Выплачивается адресное пособие также из государственного фонда помощи инвалидам.

Для того чтобы оформить материальное пособие ребенку-инвалиду, требуются следующие документы:

  • заявление о начислении материального пособия по инвалидности,
  • подписанное врачом и нотариально заверенное заключение о присвоении ребенку инвалидности,
  • свидетельство о рождении,
  • паспорта, ИНН родителей (опекунов, усыновителей).

Помощь семьям с детьми инвалидами

По закону, помимо материального пособия, дети инвалиды России должны быть обеспечены также и нематериально. К основным нематериальным льготам, на которые могут рассчитывать дети инвалиды, относятся:

  • обеспечение местами в детских садиках, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в привилегированном порядке на бесплатном основании,
  • свободный проезд в общественном транспорте по месту жительства, а также 50% скидки на проезд в любом междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая. Помимо детей инвалидов на такие же скидки могут рассчитывать и сопровождающие лица,
  • бесплатные лекарства по врачебному рецепту в любой аптеке страны до 16 лет,
  • бесплатные кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски детям до 3-х лет и средства передвижения (трости, коляски, ходули и т.п.) для инвалидов старшего возраста,
  • полное или частичное освобождение от оплаты стоимости протезов и ортопедических изделий, а также стоимости их последующего ремонта.

Помимо индивидуальных нематериальных благ, на которые может рассчитывать ребенок инвалид, хорошо развита в нашей стране и помощь семьям с детьми инвалидами. Помощь родителям детей инвалидов выражается в следующих льготах:

  • мужчинам, на попечении которых находятся дети инвалиды 1-й или 2-й групп, полагается отсрочка от армейской службы,
  • при выдаче ребенку путевки на санаторное лечение, сопровождающему его лицу также выдают путевку и оплачивают от 50 до 100% стоимости проезда до места оздоровления, весь период санаторного лечения вносится в больничный лист сопровождающего и оплачивается на его работе соответственно,
  • кроме того, взрослый человек, ухаживающий за ребенком инвалидом, может рассчитывать дополнительно на один оплачиваемый выходной ежемесячно,
  • доходы лиц, ухаживающих за детьми инвалидами, не облагаются подоходным налогом,
  • семьи, в которых растут дети-инвалиды, в первую очередь обеспечиваются жильем, а также имеют право на субсидии на оплату коммунальных услуг или на более чем 50% компенсацию расходов на топливо при условии, что семья проживает в помещении без центрального отопления,
  • и наконец, люди в обязанности которых входит оказание помощи детям инвалидам, имеют право на включение всего времени ухода за инвалидом в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту.

Юридические науки

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; СЕМЬЯ; ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ; ГАРАНТИИ; SOCIAL SUPPORT; SOCIAL SECURITY; FAMILY; CHILDREN WITH DISABILITIES; GUARANTEES.

Аннотация: В статье рассматривается государственная социальная политика по поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучены основные гарантии, которые предоставляет государство таким семьям.

На сегодня особую социально-демографическую группу образуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Их объединяют общие запросы, потребности и интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь.

В большинстве случаев уровень материальной обеспеченности в семьях, имеющих такого ребенка, оказывается гораздо ниже, чем в других семьях. Причины бывают различными, например, это может быть связано с оформлением сокращенного рабочего дня, сменой работы, нередко — с потерей заработной платы.

Государственная социальная политика предусматривает различные гарантии для поддержания детей и помощи в преодолении трудностей, с которыми они ежедневно встречаются. Данные гарантии реализуются посредством системы социального обеспечения и социального обслуживания семей с детьми, имеющими статус инвалидов.

Так, например, на федеральном уровне дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию. С 01.04.2016 г. сумма составляет 11903,51 руб. Важно отметить, что пенсионные выплаты подлежат индексации не реже 1 раза в год (ежегодно с 1 апреля).

С 01 02 2016 г. после очередной индексации максимальный размер ежемесячной выплаты на ребенка с инвалидностью составляет 2397,59 руб. Минимальный размер ЕДВ при получении НСУ в натуральной форме составляет 1402,36 руб.

Набор специальных услуг включает в себя обеспечение лекарствами по рецептам, медицинскими препаратами, лечебными продуктами питания для детей, что составляет 766,55 руб.

Однако не является тайной, что реальная стоимость приобретаемых лекарств и лечебных продуктов питания при заболеваниях гораздо выше, чем установленная денежная сумма.

Не исполняется в полном объеме и предоставление социальной услуги в части обеспечения детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, а денежные средства для путевки на санаторно-курортное лечение составляет 118,59 руб.

Государством предусмотрена такая выплата, как бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и домой, составляющая всего 110,09.

Важно отметить, что обеспечение самых базовых потребностей ребенка-инвалида с учетом имеющихся у него проблем здоровья требует больших материальных затрат, чем содержание и воспитание здоровых детей. Потребительская корзина ребенка-инвалида выходит значительно дороже потребительской корзины его здорового сверстника.

Из приведенных выше данных совершенно ясно, что уровень жизни семей с детьми-инвалидами гораздо ниже. Значительное количество семей данной категории живут за чертой прожиточного минимума. В силу различных причин, в том числе и материальных трудностей, они не могут обеспечить своим детям качественного лечения, достойного уровня образования. Выплачиваемые пенсии и пособия не способны полностью покрыть все необходимые затраты на содержание ребенка.

Государственная социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор построена на приоритете «изъятия» из семьи и общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семей с детьми-инвалидами. Так средняя стоимость содержания ребенка в интернате в 5-7 раз превышает совокупные пенсии и пособия, выплачиваемые на ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье .

Таким образом, на сегодняшний день положение государственной социальной поддержки детей-инвалидов в нашей стране находится на недостаточно высоком уровне. Чтобы изменить существующее положение недостаточно одного финансирования, немаловажную роль играют личные качества людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако не только государство и общество, но и сами инвалиды должны проявлять инициативу. Создавая общественные организации, движения, они тем самым заявляют о возможности вести активный образ жизни, несмотря на ограниченные возможности, помогают самореализоваться и развить свой потенциал другим инвалидам .

Список литературы

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ: в ред. Федер. закона от 24.07.2009 // СЗ РФ. 1995. № 48.
  2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ: в ред. Федер. закона от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015 // Рос. газ. - 2009. - 28 декабря.
  3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ: в ред. Федер. закона от 21.07.2014 // Рос.газ. – 2001. — № 247.
  4. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — М.: 2006. — С. 11.
  5. Герасимов В. Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. — № 3. — С. 27 — 30.

В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

Структура социальной службы включает:

Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

Программа построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Предполагаемый ход реализации программы:

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

Предполагаемые результаты

1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

Помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам с детства регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия и пособия), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центы (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Набор социальных услуг (НСУ) для детей-инвалидов

На детей-инвалидов и лиц с инвалидностью с детства, получающих ежемесячную денежную выплату, по закону также автоматически предоставляется ежемесячный набор социальных услуг в натуральном виде . Он состоит из трех основных блоков и может выплачиваться в установленном денежном эквиваленте.

Получатель НСУ или его родители (опекуны) могут отказаться от получения соц. услуг в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение . Изменить порядок получения набора услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФР подано до 1 октября текущего года.

Размер НСУ с 01.02.2017 г., руб.

Примечание: Ребенок с инвалидностью, а также инвалид с детства I группы, который может ездить только с сопровождением, имеет право на получение второй путевки на курорт для сопровождающего лица, а также на его обеспечение бесплатными билетами при выезде к месту лечения и назад.

Поскольку НСУ является частью ЕДВ, для его получения не требуется идти в ПФР и писать отдельное заявление! При назначении ЕДВ у ребенка-инвалида сразу автоматически возникает право на НСУ в натуральной форме , о чем в ПФР выдается соответствующая справка.

В этой справке содержатся следующие сведения:

  • категория льготника (ребенок-инвалид или инвалид с детства);
  • на какой срок установлена ЕДВ;
  • на какие социальные услуги в составе НСУ гражданин имеет право в конкретном году.

По этой справке, предъявленной в медицинские, профилактические учреждения или железнодорожные кассы на всей территории страны, могут быть оказаны соответствующие социальные услуги.

Гражданин также имеет право отказаться от получения НСУ в натуральной форме, получая вместо него денежный эквивалент в составе ЕДВ. Соответствующее заявление об отказе от НСУ достаточно подать не позднее 1 октября текущего года в территориальный орган ПФР - тогда оно будет действовать с 1 января следующего года на постоянной основе до тех пор, пока получатель не изменит своего решения.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом неработающему родителю

Если трудоспособный родитель (опекун или иное лицо) ухаживает за ребенком, требующим постоянного присмотра, и не имеет возможности по этой причине работать, он может рассчитывать на . За осуществление ухода на каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы полагается выплата в размере:

  • 5500 руб. - если уход осуществляется родителем, усыновителем либо опекуном
  • 1200 руб. - если ухаживает другое лицо).

При II и III группах инвалидности на ребенка после 18 лет это пособие не положено . Ниже приводятся некоторые другие особенности его назначения:

  • при обращении за выплатой родителям (опекунам) потребуется документально доказать, что ребенок нуждается в постоянном ходе;
  • выплата перечисляется вместе с ;
  • пособие положено трудоспособным неработающим гражданам , осуществляющим , и не выплачивается пенсионерам или получателям пособия по безработице через службу занятости населения (ЦЗН).

В отличие от других выплат Пенсионного фонда, размер этого пособия не подлежит ежегодной индексации . При этом до 2013 года размер выплаты был единым и составлял 1200 руб. независимо от того, кто осуществляет уход, а сейчас установлена повышенная сумма 5500 руб. для родителей и опекунов.

Для оформления пособия потребуется обратиться в ПФР со следующим набором документов:

  • удостоверение личности и трудовая книжка лица, осуществляющего уход;
  • 2 заявления:
    • о назначении пособия от неработающего трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за ребенком, с указанием даты его начала;
    • о согласии на осуществление ухода от родителя, опекуна или другого законного представителя ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (не требуется, если уход осуществляется самими указанными лицами);
  • 2 справки на лицо, осуществляющее уход:
    • из ПФ по месту жительства ухаживающего лица о том, что ему не выплачивается пенсия;
    • из службы занятости населения о неполучении им пособия по безработице;
  • выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида в органах МСЭ (направляется в ПФР самостоятельно по каналам межведомственного взаимодействия).

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в общество

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат) в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 г. , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни.

Государство берет на себя обязанность поддерживать семьи, в которых члены семьи обладают особыми потребностями, исходя из принципа категориальности . То есть помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не . Т.е. все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи, и в ближайшее время государство не планирует пересматривать этот принцип.

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов до 18 лет (или на учащегося по очной форме студента, аспиранта с инвалидностью 1, 2 группы до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. оговорены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и права на улучшение условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма при нуждаемости в улучшении жилищных условий (для находящихся на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий). При этом площадь помещения по договору соцнайма должна превышать нормативы, приходящиеся на одного человека, но не более, чем в два раза.
  • Первоочередное получение земельного участка для постройки жилого частного дома, ведения подсобного или дачного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Право на дополнительную жилплощадь (отдельную комнату или добавочные 10 кв. м) предоставляется семьям, в которых дети страдают от психических расстройств, поражений ЦНС с тяжелыми последствиями и есть необходимость использовать кресла-коляски.

Льготы при поступлении ребенка в колледж и вуз

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса без учета данных аттестата. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.

Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии;
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детям-инвалидам

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием дошкольников в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической).

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (



Похожие статьи