Ссср в 90 е годы кратко. Лютая, бешеная безработица

20.09.2019

РЕФЕРАТ

по курсу «История»

по теме: «Последние годы существования СССР (1985-1991). Развитие СССР в 90-е гг.»


1. «Перестройка» в общественно-политической жизни

В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Суть концепции сводилась к следующему.

Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:

отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма». Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.

Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному. Ярко выраженным представителем первой группы был секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, другой – второй секретарь КПСС Е.К. Лигачев.

Следующий этап, 1987–1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. В июне–июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней.

Выборы в высшие органы власти открыли новый этап – этап размежевания в лагере перестройки (1989–1991 гг.). Б.Н. Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.

2. Экономическое развитие

В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, в машиностроение. По существу речь шла о второй индустриализации страны. В отличие от 30-х годов, когда индустриализация осуществлялась при опоре на собственные силы, предусматривалось широкомасштабное привлечение иностранных кредитов.

Программа технического перевооружения сразу же натолкнулась на инерцию системы. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо – брали любую продукцию. Меры же, направленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что кроме вреда ничего не принесли. Особый ущерб, как экономике страны, так и авторитету власти нанесла антиалкогольная кампания, развернувшаяся начиная с мая 1985 года.

Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных поступлений. Правительство вынуждено было резко сократить импорт, но сокращение это произошло за счет предметов потребления, лекарств, продовольствия – импорт же машин и оборудования продолжался. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке.

На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. В то же время цены, установленные государством, согласно идеологии социализма, оставались неизменными. Теперь не успевали поставлять товары в магазин – прилавки мгновенно пустели. Магазины стояли без товаров, а домашние холодильники были полны. Все большие масштабы принимала теневая экономика – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей был увеличен импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезло в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.

Все более утверждалось мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе – надо менять ее в корне. Постепенно такая точка зрения все более утверждалась в общественном сознании. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.

Экономика Союза становилась неуправляемой. Правительство В. Павлова, сменившего Н.А. Рыжкова, не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкассах, введение 5% налога с продажи, повышение цен на 50–70% и т. д.).

Государственный долг СССР достиг астрономической цифры 60 млрд. долларов. Золотой запас страны за 1985–1991 гг. сократился в 10 раз и составлял всего 240 т. В 1991 г. по всей стране, включая Москву, были введены карточки на основные продукты питания, винно-водочные изделия, табак. Необходимы были кардинальные, решительные меры.

3. Внешнеполитическая деятельность правительства

Чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) - положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. За май 1988 - февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана.

1989 год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций. Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик социалистических, союзных государств.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990-1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву.

4. Распад СССР

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Б.Н. Ельцин принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

5. Внутренняя политика России в 90-е годы XX в.

После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности.

Правительство видело выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции.

Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Реформы затронули и аграрный сектор экономики. В 1991 г. началась аграрная реформа и в ее рамках – земельная реформа, под которой понималось устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы.

Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания.

С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском. Одержав военную победу, президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание,состоящее их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года. Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Основным лозунгом избирательной компании Б.Н. Ельцина стало «Зюганов – это гражданская война». Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок ни привело к стабилизации в стране.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.

6. Международные связи России

После распада Советского Союза сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовалось 15 новых государств. Начался раздел вооружения, процесс создания национальных армий. Приоритетным направлением внешней политики России становились отношения с ближним зарубежьем. Если в экономическом отношении в странах «ближнего зарубежья» шел процесс экономической дезинтеграции, то военное сотрудничество продолжало сохраняться.

После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран.

В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы.

Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций.

Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. К 2000 г. завершилась демаркация границ с Китаем. Все пограничные споры были сняты, Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров России. Важнейшим направлением внешней политики России стал Средне-Азиатский регион

Вывод советских войск из Афганистана не привел к прекращению там боевых действий. Конфликт перерос в межнациональные столкновения. Столкновения различных национальных группировок перекинулись на территорию бывшего СССР, охватили Таджикистан и создал непосредственную угрозу южным республикам России.

В то же время ослабли контакты с традиционными партнерами СССР – КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала отношения с Индией и Китаем.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.


Литература

1. Вдовин А.И., Корецкий В.А. СССР и проблемы национально-политического развития России.// Выборы в России. 2005. №1.

2. Долгов И. Причины распада СССР. Ч.2. 2006. Аналитический центр. http://www.ia-centr.ru/

3. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век./ Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. – 304 с.

4. Коэн С. «Вопрос вопросов»: Почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

5. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006.

В 1991 году в Москве появляется новая большая буква «М», и это не вход в метро, а первый в СССР ресторан фаст-фуд «Макдональдс». Югославские строители возвели на Пушкинской площади бывшего кафе «Лира» крупнейший в Европе Макдональдс на 900 мест. Канадцы подсчитали, что при любом наплыве публики посетители будут ждать своей очереди не более 2-3 минут, но московский Макдональдс побил все рекорды, принимая каждый день по 30-40 тысяч человек! Этот рекорд до сих пор не побит. Очередь, которая образовывалась возле данного ресторана, охватывала всецело близлежащий скверик. После такого философия Макдональдса, как самой быстрой забегаловки, просто рухнула. В России же данный ресторан стал культовым заведением, настоящей достопримечательностью столицы. Перед тем, как войти внутрь, посетителям приходилось около часа дышать друг другу в затылок, но внутри их завораживали интерьер, европейские и японские залы, чудо биг-мака, улыбчивость и расторопность молоденьких продавцов.

С 90-го года массовое накопление первоначального капитала, появляется возможность зарабатывать большие и настоящие «зеленые» деньги и возможность тратить их. Большие капиталы делались на компьютерах, а потребность страны в данной технике составляла минимум 10 млн штук. На «Ура!» шли любые машины: плохие сингапурские, поддержанные американские, ворованные бог весть откуда, без всякой документации и т.д. На перепродаже всего одного компьютера можно было заработать около 40 тыс. рублей, а на то время это была колоссальная сумма, на которую можно было себе позволить два автомобиля марки «Жигуль».

Бизнесу требовались банки, где можно было хранить и рассчитать деньги. Расшевелить ГосБанк даже не пытались. В нем рубли так и лежали «мертвым грузом». Не смотря на «грабительские условия», 60% прибыли государству, уже в марте месяце 1990 года открылось более 200 коммерческих банков. Правительство начинает признавать, что доллар уже стоит не 60 копеек, а 1 рубль 80 копеек. Но на валютной бирже курс совпадал с чернорыночным – 21 рубль за 1 доллар. Так как доллар захватывает СССР, стремительно развивается целая сеть «валюток».

Нельсон Манделла – история его падения и стремительного взлета

После того, как отпустили Луиса Корвалана, и сошли на нет компании солидарности с американскими узниками совести, единственным в списке борьбы за освобождение остается лидер черного большинства в ЮАР – Нельсон Манделла. Редкий случай освободить его томящегося за стенками режима Апартеида СССР требует вместе с остальным миром. Тем не менее, Манделла пробудит за решеткой 27 лет 6 месяцев и 6 дней. Расизм критиковали ведущие страны Запада, против ЮАР действовали санкции ООН, новый президент ЮАР Деклерк, которого называли южно-африканским Горбачевым, освобождает Манделлу и снимает запрет с деятельности африканского национального конгресса главной организации черных. Манделла заявил, что его цель - отмена всех законов Апартеида и проведение свободных выборов по принципу «один человек – один голос». В итоге своей цели он достигнет, и на выборах в парламент черные получат 63% мандатов, а сам Манделла был избран первым черным президентом ЮАР.

Отмена цензуры – свобода радиовещания

Из-под контроля цензуры выходят радиоволны, начинают работать первые в истории негосударственные радиостанции. На средних ультракоротких волнах Прибалтики и в Москве современная популярная музыка и новости теперь идут в живом эфире. Самые популярные на тот момент станции: «Пионеры», «М1» в Литве и SNC в Москве, и конечно же самый успешный проект совместно с французами – «Европа Плюс». Ведущие отныне называются ди-джеями, а русскоязычная музыка исключена из обычного плейлиста. 2 часа в сутки на технике факультета журналистики в самом известном университете страны – МГУ - начинает извещать информационная станция «Эхо Москвы».

Самый громкий скандал 90-х в России

Газета «Советская Россия» сообщила сведения, предоставленные редакцией первым секретарем Краснодарского крайкома партии Иваном Полосковым: «В Новороссийском порту задержаны 12 танков, которые кооператив АНТ пытался продать в зарубежье. Сразу было видно, что дело АНТа – атака на бизнес вообще. Предприниматели распродавали Родину оптом и в розницу, и лишь партийные органы продолжают защищать государственные интересы. Соединением частника и танка можно напугать кого угодно, хотя в уставе государственного кооперативного концерна, утвержденного правительством, значится, что «экспорт и импорт вооружений запрещен». АНТ парализован, его руководитель Ряженцев успевает сбежать в Венгрию. Данное дело через три года будет закрыто, а Ряженцеву даже принесут извинения.

Первые меры столиц СССР

Весной 90-го года власть в Москве и Ленинграде переходит от горкома к партии демократам первого призыва. На городских выборах побеждает объединение «Демократическая Россия». Московский совет возглавил Михаил Попов а Ленинградский совет – Анатолий Собчак.

В моде объединение ленинградских примитивистов: художников и музыкантов, художников с бородами и в тельняшках, по имени Дмитрия Шагина они зовутся митьками и пишут картины с названиями типа «Меня ударили доской – лежу я с болью и тоской», «Митьки отнимают пистолет у Маяковского», «Митьки приносят свои уши Ван Гогу». В старом понимании художники – работники мольберта и холста. Митьки же никакие не живописцы, но они считали себя больше, чем просто художники. Оказывается, чтобы стать больше признанного живописца, рисовать нужно уметь совсем чуть - чуть. Среди всего прочего, митьки представляют фантазии на темы культовых киногероев: Чапаева, Сухова и Жигулово. Публика восклицает «Прикольно!», а специалисты же говорят о первом проекте в жанре советской народной мифологии. К митькам себя причисляют Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич. В митьковских сходках участвуют Шевчук, Бутусов и Чиж. Активно пропагандируется почвенный концептуализм в образе алкашей-пофигистов под программным девизом «Дык, елы-палы».

Политика партий

Сбывается давняя мечта патриотических ортодоксов – у России должна быт своя партия, свой ЦК. Созванные в 90-м году партийная конференция российских коммунистов перерастает в учредительный съезд компартии РСФСР. Хотя на съезде с докладами выступают и от марксисткой и от демократической платформы, игра идет в один ворота. В руководстве будущей РКП ещё большие консерваторы, чем в ЦК КПСС. На съезде проклинают перестройку, первым секретарем нового ЦК избирают героя борьбы с АНТом, краснодарца Ивана Полоскова. Ещё не вышедшие из партии недоумевают: они теперь что? Автоматически записаны в полосковцы? Или же продолжают состоять при Горбачеве?

Объединение Германии

Ещё в 1988 году до своей книги про перестройку Горбачев писал, что вопрос об объединении Германии следует решать через 100 лет. Тогда и канцлер Гельмут Коль говорил, что эта проблема не стоит на повестке дня. Однако после того, как в ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена, события стали развиваться стремительно. В декабре 1989 года две Германии заключают договор о сотрудничестве и добрососедстве как разные государства. Но уже в начале февраля Коль предлагает создать германский валютный союз, а при встрече в Москве добивается от Горбачева признания: вопрос о единстве немецкой нации должны решить сами немцы. На первых свободных выборах в ГДР побеждают восточногерманские христианские демократы.

Турецкий чай – пыль в пакетиках и полное безвкусие

Кризис в снабжении главным безалкогольным напитком. В стране катастрофически не хватает чая. Продажа по талонам во многих областях даже в Ленинграде. В Турции закупают 30 тыс. тонн расфасованного чая. На прилавках появляются фиолетовые и желтые пухлые пачки с надписью «Чайкур». Эксперты приравнивают его ко второму сорту грузинского чая. В общем, это все же чай, хотя содержимое пакетика похожи на пыль и отходы производства. Заварка получается невзрачной, не ароматной и невкусной. Ходили даже слухи, что этот чай радиоактивный. Турки очень обижались, и чтобы оправдать свое имя дают в газетах и на телевидении пособия, как правильно заливать кипятком и сколько нужно его держать на пару.

Первый президент СССР – Михаил Сергеевич Горбачев

Горбачев укрепляет государственную власть. Он решает стать президентом СССР. Верховный совет учреждает этот пост во время внеочередного съезда депутатов, где они должны утвердить данное постановление и избрать первого президента. Всего 46 голосов при голосовании в процедуре не хватает, чтобы сделать выборы всеобщими. Но и на самом съезде избирают без какой-либо альтернативы. 15 марта Горбачев дает клятву на конституции. С того времени он будет избегать титула «Генеральный секретарь ЦК КПСС».

Серьезное новшество в женской моде. В продаже появляются легинсы и лосины. Ножки, обтянутые черным и цветным – часть представления о красоте на рубеже десятилетий. Для начала стоит уточнить, что лосины – это плотные колготки с отрезанной стопой. Длинные рейтузы носят с длинной рубашкой или с новомодной мини-юбкой. А щиколотки украшают ажурные манжеты. В киосках звукозаписи крутят постоянно песенку: «Твои зеленые лосины меня убили как лося». Облегающие дамские брюки – легинсы – немного плотнее лосин. Легинсы по длине ноги вытянуты штрипками, прямо как у треников. Особенно были довольны те, кто привык заправлять брюки в сапоги.

Смерть Виктора Цоя

15 августа 1990 года в автокатастрофе разбивается лидер супер-популярной группы «Кино», 28-летний Виктор Цой. Его смерть стала шоком для миллионов поклонников во всем Советском Союзе. В зените славы погибает первая звезда молодежной суб-культуры. Отдыхая под Ригой, Виктор Цой возвращался на машине с утренней рыбалки. Он заснул за рулем и врезался в идущий навстречу Икарус. В Ленинграде фанаты группы «Кино» несколько не уходят с могилы Цоя на Богословском кладбище. В Москве исписывают стены дома в Арбатском переулке строками из его песен. Записанный Цоем альбом музыканты группы называют «Черным». Премьера программы, последний концерт группы, переполненный зал, пустая сцена, фонограмма.

СМИ в начале 90-х годов в России – освобождение от цензуры

Печать и другие средства массовой информации теперь свободны – провозглашает закон о печати, проект которого долго не могли опубликовать в газетах, так как запрещала цензура. Гласность и свободу слова превращается понемногу. Цензорские структуры лишь переименовывают в организацию по охране Гостайн. Но формально вмешательство в деятельность прессы запрещена, а учреждать медиа могут и частные лица. Все издания регистрируются в Госкомпечати. Самое первое свидетельство получает газета «Известия». Частный еженедельник «Коммерсантъ» называет своей аудиторией предпринимателей. Начинает постепенно формироваться постсоветская журналистика. Сенсацией становиться тираж еженедельника газеты «Аргументы и Факты». В 90-м году с достижением в 33 миллиона 302 тысячи экземпляров их заносят в книгу рекордов Гиннеса, как самое массовое периодическое издание на свете.

В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения.

Основные пункты программы:

структурная перестройка промышленности, построение частно-государственной экономики;

приватизация большинства государственных предприятий, беспрепятственное развитие частной собственности;

земельная реформа с последующим разрешением купли-продажи земли;

снятие ограничений на внешнеторговые операции, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю;

либерализация цен и торговли;

введение российской национальной валюты - рубля.

Россия начала освобождаться от экономического наследия СССР и строить новую экономику, основанную на рыночных отношениях.

При этом российское руководство решило не растягивать переход к рынку на несколько лет и не применять половинчатых мер. Переход к рынку был стремительным и полным. Ельцинская программа в полном объеме начала осуществляться с января 1992 года. Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков вице-премьер правительства Егор Гайдар.

Либерализация цен. «Шоковая терапия». Падение производства. Гиперифляция (1992-1994).

Руководство России сделало то, на что так и не решились руководители СССР, опасавшиеся социального взрыва: отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, как это было в СССР - их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг).

Предполагалось, что после отпуска цен они увеличатся в 3 раза. Однако реальность оказалась драматичнее: цены сразу выросли в 10-12 раз. Причина - острый дефицит товаров первой необходимости.

Но на этом рост цен не закончился: страна пережила гиперинфляцию. За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Последствия «шоковой терапии» оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны.

У резкого перехода к рынку было немало плюсов и минусов. Причем часто безусловный плюс часто становился причиной появления нового минуса - и наоборот.

Высокий спрос на бытовые товары оживил торговлю. Благодаря либерализации торговли стало возможным быстро заполнить рынок импортом. В страну потоком хлынули товары из-за рубежа. Это позволило быстро справиться с дефицитом. Но теперь возникла другая серьезная проблема: российские предприятия не выдержали конкуренции, так как их товары уступали импортным по качеству и ассортименту. В результате огромное количество предприятий одно за другим становились банкротами и закрывались. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица, причем она сразу обрела массовый характер.

Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету. Он потерял важные источники дохода и очень быстро обнищал. Государство оказалось неспособным финансировать социально значимые статьи бюджета. Особенно пострадали наука, образование, здравоохранение, культура.

Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности, имели важное значение:

был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит;

сложилась новая торговая система, освободившаяся от государственного посредничества и основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками;

страна избежала разрыва хозяйственных связей и экономического коллапса;

созданы основы рыночных отношений и рыночные механизмы для будущего роста российской экономики.

Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки - к отдельным лицам и трудовым коллективам.

Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.

Но большинство населения не имело средств для покупки акций. И власти решили выдать каждому гражданину России приватизационный чек (ваучер). Его можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тысяч рублей. Эти и другие меры государства привели к тому, что приватизация обрела активные формы. За первый год реформ было приватизировано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 процентов предприятий торговли. В стране весьма быстрыми темпами стал формироваться слой собственников.

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения большинства населения России. Она не стала стимулом для развития производства, не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Это - безусловный минус экономической политики властей в 1992-1994 годах. Но в течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности. И это - столь же безусловный плюс прошедшей приватизации.

Программа реформ не принесла главного ожидаемого результата: правительству не удалось стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 года Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку. Правительство возглавил Виктор Черномырдин. Он внес коррективы в программу реформ: в отличие от Гайдара, он проводил линию по усилению роли государства в экономике. Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.

Однако и эти меры не имели успеха. Производство продолжало падать, казна испытывала страшный дефицит, инфляция росла, а «бегство капитала» усилилось: отечественные предприниматели не желали оставлять прибыль в нестабильной России. Иностранные компании тоже не спешили вкладывать деньги в российскую экономику, боясь не только экономической, но и политической нестабильности, а также отсутствия необходимой законодательной базы в стране.

Россия остро нуждалась в деньгах для финансирования реформ. Их предоставили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кроме того, правительство стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые приносили немалый доход. Удалось также убедить население хранить деньги в банках. В результате в бюджете оказались необходимые средства. Благодаря этому правительству удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.

Однако, продавая ГКО и беря займы у зарубежных финансовых институтов, страна все больше влезала в долги. Необходимо было выплачивать проценты по ГКО, а в бюджете таких средств попросту не было. При этом вырученные деньги далеко не всегда использовались эффективно - а значит, не приносили ожидаемого результата. В итоге над страной нависла новая угроза - опасность долгового кризиса.

В начале 1998 года Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить.

17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился беспрецедентный финансовый кризис. Курс рубля в считанные недели обрушился, подешевев в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились. Доверие к банкам вновь было подорвано. Банковская система оказалась на краю пропасти. Сократился импорт, возникла угроза нового тотального дефицита.

Лишилось доверия граждан и правительство. Оно вместе с премьером Кириенко было отправлено в отставку.

Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это был шанс для отечественного производства, неожиданно получившего серьезные конкурентные преимущества: отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться серьезным спросом. Производство оживилось. Начался новый экономический рост.

В мае 1999 года премьер-министром стал Сергей Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики.

С приходом Путина к руководству правительством началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.

В 90-е годы отставание России от ведущих экономик мира постоянно увеличивалось. По совокупным показателям экономического развития Россия откатилась далеко назад, заметно уступая ведущим странам Европы и США. Если в середине XX века Россия занимала второе место в мире по объему промышленного производства, то в 90-е годы она опустилась во второй десяток. С другой стороны, в стране сложились рыночные отношения, построен новый фундамент, на котором и должна была строиться экономика новой, посткоммунистической России. Необходимо было срочно выходить из затянувшегося кризиса, преодолеть отставание и обеспечить устойчивый рост экономики. От этого зависело не только материальное благополучие страны. Решалось будущее России.

  • 3.2. Доосевые культуры Древнего Востока Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей
  • Раннее государство на Востоке
  • Мировосприятие и религиозные верования
  • Художественная культура
  • 3.3. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Древней Индии
  • Культура Древнего Китая
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 4 античность – основа европейской цивилизации
  • 4.1. Общая характеристика и основные этапы развития
  • 4.2. Античный полис как уникальное явление
  • 4.3. Мировосприятие человека в античном обществе
  • 4.4. Художественная культура
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 5 история и культура европейского средневековья
  • 5.1. Общая характеристика европейского средневековья
  • 5.2. Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
  • 5.3. Общественная и политическая системы средневековья
  • 5.4. Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
  • 5.5. Художественная культура и искусство средних веков
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 6 средневековый арабский восток
  • 6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
  • 6.2. Развитие экономики
  • 6.3. Социально-политические отношения
  • 6.4. Особенности ислама как мировой религии
  • 6.5. Художественная культура
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 7 византийская цивилизация
  • 7.1. Общая характеристика византийской цивилизации
  • 7.2. Общественная и политическая системы Византии
  • 7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека
  • 7.4. Художественная культура и искусство Византии
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 8 русь в средние века
  • 8.1. Общая характеристика средневековой Руси
  • 8.2. Экономика. Социально-классовая структура
  • 8.3. Эволюция политической системы
  • 8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
  • 8.5. Художественная культура и искусство
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 9 возрождение и реформация
  • 9.1. Содержание понятия и периодизация эпохи
  • 9.2. Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
  • 9.3. Изменения в мировоззрении горожан
  • 9.4. Содержание эпохи Возрождения
  • 9.5. Гуманизм – идеология Ренессанса
  • 9.6. Титанизм и его «обратная» сторона
  • 9.7. Искусство эпохи Возрождения
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 10 история и культура европы в новое время
  • 10.1. Общая характеристика Нового времени
  • 10.2. Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
  • 10.3. Социальная и политическая системы Нового времени
  • 10.4. Картины мира Нового времени
  • 10.5. Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 11 россия в эпоху нового времени
  • 11.1. Общие сведения
  • 11.2. Характеристика основных этапов
  • 11.3. Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
  • 11.4. Система ценностей российского общества
  • 11.5. Эволюция духовной культуры Создание системы социокультурных учреждений в эпоху Нового времени
  • Соотношение провинциальной и столичной культуры
  • Культура донского казачества
  • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
  • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
  • Две линии в истории русской культуры XIX в.
  • Роль литературы в духовной жизни российского общества
  • 11.6. Художественная культура Нового времени
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 12 история и культура россии в конце XIX–начале XX в.
  • 12.1. Общая характеристика периода
  • 12.2. Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений Экономическая политика с.Ю. Витте и п.А. Столыпина
  • Либеральная альтернатива преобразования России
  • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
  • 12.3. Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
  • 12.4. Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 13 цивилизация запада в XX веке
  • 13.1. Общая характеристика периода
  • 13.2. Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
  • 13.3. Основные тенденции развития западного искусства
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 14 советское общество и культура
  • 14.1. Проблемы истории советского общества и культуры
  • 14.2. Становление советской системы (1917-й–1930-е годы) Общая характеристика периода
  • Идеология. Политическая система
  • Экономика
  • Социальная структура. Общественное сознание
  • Культура
  • 14.3. Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы) Общая характеристика
  • Идеология. Политическая система
  • Экономическое развитие советского общества
  • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
  • Культурная жизнь
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Глава 15 россия в 90-е годы
  • 15.1. Политическое и социально-экономическое развитие современной России
  • 15.2. Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
  • 15.3. Развитие культуры
  • Контрольные вопросы
  • Библиография
  • Культурология
  • Порядок реализации курса
  • Приложение 2 программа курса «история и культурология»
  • Тема I. Основные школы, направления и теории в истории и культурологии
  • Тема II. Первобытное общество: рождение человека и культуры
  • Тема III. История и культура древних цивилизаций
  • Тема IV. История и культура средневековых цивилизаций (V–XV вв.)
  • Тема V. Русь в средние века
  • Тема VI. Возрождение и Реформация
  • Тема VII. История и культура Нового времени (XVII-XIX вв.)
  • Тема VIII. Начало нового периода русской истории и культуры
  • Тема IX. История и культура XX века
  • Тема X. Россия в XX веке
  • Демонстрационные материалы
  • Библиография к введению
  • К теме I
  • К теме II
  • К теме III
  • К теме IV
  • К теме V
  • К теме VI
  • К теме VII
  • К теме VIII
  • К темам IX и х
  • Предметный указатель
  • Именной указатель
  • Содержание
  • История и культурология
  • 105318, Москва, Измайловское ш., 4
  • 432601, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
  • 15.2. Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития

    90-е годы явились для российского общества чрезвычайно насыщенными не только различными политическими и экономическими потрясениями, но и сложными процессами в духовной жизни. При всей их неоднозначности и противоречивости попытаемся выделить основные, определявшие общую направленность духовной жизни. На наш взгляд, к ним следует отнести кризис идентификации и связанный с ним круг различных явлений, а также процесс изменения системы основных ценностных ориентаций общества.

    Одним из первых проявлений кризиса идентификации на рубеже 80-90-х годов стал процесс переоценки событий отечественной истории, прежде всего ее советского периода. Когда советское руководство провозгласило курс на проведение широкомасштабных реформ, неотъемлемой частью новой политики стала критическая оценка предшествующего развития, выявление тех периодов и переломных моментов в истории советского общества, когда произошло отступление от «правильного» социализма, его деформация.

    Обращение к истории обнаружило наличие в знаниях и представлениях советских людей множества белых пятен, своего рода провалов исторической памяти вследствие многолетнего замалчивания официальной историографией сложных проблем, негативных явлений в историческом прошлом.

    Характерная черта общественного сознания на рубеже 80– 90-х годов – обостренное внимание к собственной истории. Приметой времени стала нарастающая волна публикаций в периодической печати, посвященных различным проблемам, событиям, лицам недавнего прошлого. Одно из центральных мест в общественных дискуссиях заняла проблема «Сталин и сталинизм». К различным ее аспектам было приковано внимание журналистов и писателей, историков и экономистов, психологов и представителей других наук.

    В эти годы материалы на исторические темы пользовались таким же вниманием, как сводки последних известий, вызывали большой общественный резонанс. Многие газеты завели постоянные исторические рубрики. Заметно увеличилось количество радио и телевизионных передач на исторические темы. Резко возросли тиражи исторических журналов, например, число подписчиков журнала «Вопросы истории» увеличилось на 50 тыс. Читатели журнала, отвечая на вопросы предложенной редакцией анкеты, в качестве одной из главных причин своего желания стать постоянными читателями исторического журнала называли стремление восполнить белые пятна в знаниях о прошлом. Приведем отрывок из письма молодой учительницы начальных классов из сельской школы в Калининградской: «В школе и в институте мне приходилось читать и заучивать ненужные фразы о героизме, съездах, деятелях и т.п., которые без конца повторялись и потому обезличивались. Такая история меня раздражала... Честную, справедливую историю нашей страны прочитать было негде. Сейчас даже не верится, что все это было 3–5 лет тому назад. И вот вдруг стали открываться новые страницы жизни нашей страны... Я взахлеб читаю, вырезаю, складываю в папку все, что встречаю в газетах и журналах. Мне стало легко дышать, открылись глаза, прорезался слух».

    Не менее важная тенденция развития общественного сознания на рубеже 80 и 90-х – заметное расширение его кругозора, освоение новых пластов культуры, ставшее следствием отмены цензурных запретов. Значительным явлением духовной жизни стало знакомство с произведениями репрессированных писателей, диссидентов, эмигрантов. Массовый читатель получил возможность прочесть ранее запрещенные произведения. Изолированность сменилась широкой публикацией работ зарубежных авторов. Общественное сознание стремилось к полноте и многогранности в оценках прошлого и настоящего. В результате материальное стало дополняться идеальным, духовное – душевным, рациональное – иррациональным.

    Следствием проведения политики реформ, смягчения международных отношений, сближения со странами Запада явились заметные перемены в системе общественных ценностей и идеалов. Официально был провозглашен примат общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, отказ от деления мира на своих и чужих. В сознании общества постепенно преодолевался «культ обороны», система ценностей, сложившаяся в значительной степени под влиянием Великой Отечественной войны, постепенно заменяется на качественно новую, утверждают гражданские ценности, общество начало выходить из орбиты непосредственного влияния войны. Если в начале 80-х годов «оборонный» выбор составлял до 70% выборов, то в начале 90-х он снизился до 44%. Если раньше от приоритета оборонных ценностей отказывались прежде всего представители гуманитарной, творческой интеллигенции, то теперь такой выбор становится общенародным.

    Симптоматичен в этом смысле один из откликов на выступление в печати маршала авиации, героя Отечественной войны летчика Н. Кожедуба, который упрекал руководство страны в падении престижа армии, патриотизма и требовал увеличения бюджетных ассигнований на нужды армии. Ветеран войны из Ровно Л. Лихов в ответ написал маршалу: «Мы тоже за патриотизм, но не за ура-патриотизм. Кончается XX век, нельзя выискивать всюду врагов и строить армию так, чтобы вконец ослабить страну и народ. В ядерной войне не будет победителя... Теперь мы честно говорим о своих имперских потугах, экономически ослабивших страну».

    Характерной чертой общественного сознания в начале 90-х годов стала его глубокая политизация, формирование не просто различных, но прямо противоположных представлений и оценок прошлого и настоящего. Однако раскол общества проходит не только по линии противостояния защитников и противников социализма, советской системы. Попытки пересмотреть оценки ряда событий недавней истории вызвали противодействие не только прокоммунистически настроенных слоев общества, но и национально-патриотического движения, которое переживает период идейного и организационного оформления.

    В эти годы обществу в целом был присущ оптимизм, несмотря на сложную политическую и социально-экономическую ситуацию. Процессы гласности и демократизации политической системы, казалось, свидетельствовали в пользу того, что общество, осознавшее свои проблемы, сможет быстро найти пути выхода из кризиса, в короткое время осуществит прорыв к качественно новому состоянию.

    В первой половине 90-х годов общество пережило увлечение идеей, поднятой на щит наиболее радикальными критиками политики перестройки: Россия, воспользовавшись западным опытом и введя у себя рыночные отношения и политическую демократию, сможет безболезненно для населения и в кратчайшие сроки догнать и даже перегнать развитые страны по уровню благосостояния. Западная модель развития трактовалась как совершенная во всех отношениях. Образцовыми были объявлены экономические механизмы западных стран, классовые структуры, система социального страхования и политические институты. Значительная часть населения была уверена, что экономическое процветание, формирование гражданских начал, многопартийность, плюрализм, разделение властей могут утвердиться быстро и безболезненно. Даже безработица объявлялась благом, поскольку стимулировала конкуренцию на рынке труда, а безработные от нее не страдали, получая пособия, в десятки раз превосходящие зарплату квалифицированных советских рабочих. Такое восприятие Запада было полной противоположностью прежних оценок, причем смена минусов на плюсы в оценке западного опыта произошла стремительно, она не основывалась ни на каких новых экономических или социологических исследованиях, т. е. носила идеологический характер. Новые оценки, тем не менее, с энтузиазмом были восприняты в обществе, поскольку соответствовали ожиданиям масс и уровню их политической культуры. По данным социологических опросов в 1990 г. 32% считали образцом для подражания США, еще 32% – Японию, 17% – Германию. Таким образом, и политические элиты, и массы не видели особых препятствий для усвоения Россией западных образцов. При этом, однако, ни те, ни другие не учитывали фактор ее отсталости по всем основным экономическим и социальным показателям от избранного идеала.

    Процессы, происходившие в общественном сознании, были неоднозначны. В ситуации системного кризиса обострились противоречия между людьми различных поколений. Определенное напряжение между поколениями, существующее всегда уже потому, что их жизненный опыт существенно различен, в кризисное время заметно возросло. Произошло своего рода отторжение старшего поколения, их жизни и опыта, что переживалось ими очень болезненно.

    После распада СССР и прихода к власти Б. Ельцина в 1991 г. имела место обвальная смена взглядов и убеждений на диаметрально противоположные. Начало 90-х годов было временем инверсии общественного сознания, когда казалось, что путем простой перемены знаков в оценках явлений и процессов можно получить действительное представление о прошлом и настоящем. Новая Россия поспешила «откреститься» от советского прошлого: были отменены советские праздники, исчезли советские государственные символы и другая атрибутика, напоминающая о советских временах. 7 ноября и 1 мая получили новый статус: годовщина Октябрьской революции превратилась в День согласия и примирения, праздник 1 мая стал отмечаться как День весны и труда. Статус официальных был возвращен православным праздникам Рождества и Пасхи. Государственный герб России украсил двуглавый орел. Эти и другие факты должны были символически продемонстрировать историческую преемственность новой России с Российской империей, минуя советский период.

    В 90-е годы в жизни российского общества произошли кардинальные изменения: были разрушены старые экономические, социальные, политические структуры, выявилась несостоятельность надежд на возможность быстрого и безболезненного проведения реформ, углубилось противостояние массы и элит, особую остроту приобрели проблемы социальной защищенности населения, понизился культурный, интеллектуальный уровень общества, фактом стала криминализация общества. Все эти процессы не могли не привести к серьезным изменениям в общественном сознании, не могли не повлиять на шкалу общественных ценностей и идеалов.

    Данные социологических исследований показывают, что происходит очевидный процесс прагматизации жизненных ценностей, резкого повышения роли материально-денежного фактора в современной жизни. Здоровье, семья и материальная обеспеченность заняли в 1994–1995 гг. первые три места в ценностных ориентациях россиян. Таким образом, в альтернативе общественное – личное все большее число россиян делает выбор в пользу личного.

    В последние годы социологи отмечают рост потенциала ценностного консенсуса. Это означает рост числа людей, одобривших следующую совокупность ключевых ценностей: жизнь, свобода, работа, безопасность, диалог, равенство возможностей. Несмотря на материальные трудности в альтернативе свобода – материальное благополучие значительная часть опрошенных выбрала свободу. Вместе с тем исследования показывают, что основные специфические российские ценности (российская государственность, всеединство, соборность, коллективизм, национальное достоинство и др.) сохраняют свое значение.

    Данные социологических опросов выявляют ряд тревожных тенденций. Смена социального строя, активное развитие капиталистических начал в экономике, обострение неравенства, снижение жизненного уровня на фоне общего кризиса усложнили процессы социализации новых поколений россиян. И хотя социально-экономические ориентации значительной части молодежи могут быть охарактеризованы как прокапиталистические, а процессы адаптации к новым условиям у нее проходят более продуктивно, чем у людей старших поколений, более 40% молодых людей хотели бы жить или родиться в другой, более преуспевающей стране. Многие из молодых россиян готовы оправдать отступления от культурных, нравственных, правовых норм – взяточничество, воровство, проституцию, если они являются средством достижения собственных целей.

    Для всех групп населения характерно глубокое недоверие к власти, отношение к ней как к отчужденной от простых людей силе. Постсоветское общество стало менее политизированным, люди разочаровались, устали от политики, более озабочены проблемами выживания. Количество россиян, не интересующихся политикой, выросло в 1996 г. по сравнению с 1988 г. на 28%. Постепенно разрушаются сложившиеся в советский период представления личности и общества об окружающей исторической и социальной реальности и своем месте в ней: представления о собственной целостности (общество разделилось на множество конфликтующих групп по материальному, политическому, идеологическому, религиозному, этническому принципам); представления о непрерывности своего существования во времени и пространстве (идеи распространились о регулярной дискретности исторического и культурного развития российской цивилизации); разрушение системы личностных смыслов (потерян смысла жизни, что особенно тяжело переживается старшими поколениями). В результате возник кризис идентичности. Один из способов преодоления этого кризиса заключается в обращении к прошлому, к историческим корням. Актуализация прошлого выступает как средство самоидентификации общества, как поиск ответа на вопросы «кто мы?» и «откуда мы?»

    В середине 90-х годов социологические опросы зафиксировали примечательные сдвиги в восприятии истории и ее героев со стороны массовой аудитории: выросла ставка на сильные личности, имперские ценности и авторитарный стиль управления. Практически все опрошенные считали возможным гордиться собственной историей. Периоды, вызывающие чувство наибольшей гордости, следующие: эпоха Петра I, Великая Отечественная война, эпоха Сталина. Такой выбор свидетельствует, что в сознании людей величие страны по-прежнему ассоциируется с военной мощью и военными победами (главная заслуга Петра в том, что он «создал флот и армию», «победил шведов», Сталина – «победил в войне», «заставил весь мир, даже американцев, бояться нас»).

    Устойчивый интерес к Петру I обусловлен подсознательным наложением идеализированного восприятия личности Петра на сформировавшийся в массовом сознании архетип власти. Власть может быть жесткой, даже жестокой, но «настоящей», «правильной» она является лишь тогда, когда предлагает народу и осуществляет вместе с ним некое общее дело. Зримый образ такой власти олицетворяет Петр, который не только поставил цель превратить Россию в могучую европейскую державу, но и работал над ее достижением как бы «наравне со всеми». Именно поэтому Петр I – лидер рейтинга в опросе на тему: «Кому бы вы доверили вывести Россию из кризисного состояния?»

    Таким образом, в общественном сознании наметилась новая тенденция: постепенный переход от неприятия к более мягким оценкам недавнего прошлого, ностальгия по нему, поиск положительных примеров в истории. Отмеченная тенденция явилась реакцией на попытки тотальной ревизии исторической памяти. Причем, если первоначально этот процесс затрагивал прежде всего людей старших поколений, то позже стал всеохватывающим.

    В том же направлении эволюционировала система государственных ценностей. В середине 90-х годов власти заговорили о потребности общества и государства в объединяющей национальной идее, которая должна заполнить вакуум, возникший после крушения коммунистической идеологии как идеологии государственной и разочарования значительной части общества в либерально-демократической идеологии. Помимо этого для правящей элиты становилось все более очевидным, что отсутствие некой объединяющей общегосударственной национальной идеи лишает власть мощного фактора поддержания своего авторитета. Первоначально была попытка сделать ставку на православие. Сближение с иерархами православной церкви, демонстративное участие представителей власти в церковных службах на православных праздниках Рождества, Пасхи, официальное объявление этих дней праздничными – все это должно было свидетельствовать о признании государством православных ценностей. Но православие не могло быть использовано в качестве государственной идеологии: это противоречило бы светскому характеру российского государства и неизбежно вызвало бы противодействие других религиозных конфессий. Разные политические силы предложили свою трактовку русской идеи, однако все они практически сошлись в одном: русская идея – это идея государственная, державная, не имеющая этнического оттенка.

    Тема: РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

    С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

    Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов предста­вительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Вер­ховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный все­народным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главноко­мандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией яв­лялся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших струк­турах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адми­нистраций на местах.

    Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жест­кой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил прези­денту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддер­живали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, раз­работало программу радикальных реформ в области народного хозяйст­ва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).

    Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерали­зация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населе­ния.

    Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызва­ла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране вы­росли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

    Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

    Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

    Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных га­рантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обост­рению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического раз­вития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в об­ращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

    Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

    В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.

    Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в но­вый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. В канун выборов возникли несколько политических бло­ков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор Рос­сии» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «Я-Б-Л» от­стаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

    В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест по­лучили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

    Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).

    федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо­сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ­ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федераль­ного собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной госу­дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж­дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково­дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель­ность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий­ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу­ция создавала условия для достижения в обществе политической устой­чивости.

    Высшие органы власти Российской Федерации

    (с декабря 1993г.)

    глава государства

    Президент РФ


    Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд

    Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы эко­номической и национальной политики, социального обеспечения и меж­дународных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной систе­ме, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хо­зяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

    На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объеди­нения и партии шли с четкими требованиями в экономической, полити­ческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восста­новления в России мирным путем советского строя, прекращения про­цесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, кото­рые «ущемляли» интересы страны.

    Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

    В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляю­щую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутат­ского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -«Наш дом - Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объеди­нения.

    Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ря­дах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных кон­фликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи россий­ской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных спо­ров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к рас­колу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепарати­стов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территориюЧечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглаше­ние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

    Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

    Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

    Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

    Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

    Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

    Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

    Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной организации.

    Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

    Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.



    Похожие статьи