Государственное устройство и правовая система Золотой Орды. Образовательный портал - все для студента юриста

20.09.2019

Монгольская империя - централизованное государствово, завоевавшее в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента, от Тихого океана до Центральной Европы.

В 40-е гг. XIII в. на огромной территории от Иртыша до степей Волги и Дуная было основано гос-во, получившее название Золотой Орды. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное гос-во.

Для нее были характерны следующие особенности:

- кочевой и полукочевой характер общества;

- большая роль племенных вождей;

- иерархия кочевого земледелия.

Господствующим классом являлся класс феодалов («белая кость»), включающий монголо-татарскую кочевую аристократию.

Первую группу феодалов составляли хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу входили наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в гос. аппарате. Четвертую группу составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении.

После принятия ислама в качестве гос. религии значительную роль стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев, жителей городов.

Крестьянское население разделялось на крестьян -общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки (собанчи) и т.д. и обедневших членов крестьянской общины (уртакчи).

Еще при жизни Чингисхан разделил империю на 4 улуса, во главе кот. поставил своих сыновей. Золотую Орду возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии.

Центральными органами отраслевого управления были диваны . Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Высшими должностными лицами в усулах были эмиры , в армии - бакоулы и темники . Местное управление осуществляли баскаки и даруги.

Военная организация Золотой Орды основывалась на десятичной системе. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники и т.д. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Источники права Золотой Орды

Основными источниками права Золотой Орды были следующие:

Собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса Чингисхана;

Обычное право монгольских племен;

Нормы шариата;

Грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т.п.;

- «сокровенное сказание».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Так, обычай требовал выкупа жены у ее родителей, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия.

Для уголовного права характерно то, что законы Ясы были крайне жестоки. Их неисполнение часто кралось смертной казнью либо членовредительством. С особой жестокостью наказывались воинские преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер. Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

На протяжении первого столетия своего существования Золотая Орда была одним из улусов Великой Монгольской империи. Потомки Чингисхана правили Золотой Ордой даже после падения империи, а когда Орда распалась, они владели государствами, пришедшими ей на смену. Монгольская аристократия являлась высшим слоем общества в Золотой Орде. Поэтому правление в Золотой Орде основывалось, главным образом, на принципах, которыми руководствовалось правительство империи в целом. «Великая Яса» Чингисхана составляла его правовую основу. В то же время, однако, как и в других частях империи, применение основных принципов монгольского правления в Золотой Орде обусловливалось географическим положением, этническим составом населения и духовной атмосферой на той или иной территории.

Монголы составляли национальное меньшинство в золотоордынском обществе. Большей частью населения в Орде были тюрки. С религиозной точки зрения, распространение ислама как среди монголов, так и среди тюрков в Орде стало фактором огромной важности. Постепенно мусульманские институты утвердились наряду с монгольскими.

Большинство монголов Золотой Орды были выходцами из того четырехтысячного войска, которое было передано Джучи Чингисханом; они относились к племенам Хушин, Кыйят, Кынкыт и Сайджут. Вдобавок, были также и мангкыты, но они, как мы знаем, держались в стороне от остальных и, со времен Ногая, составляли отдельную орду. Как уже упоминалось, тюрки были признаны полноправными членами степного общества. В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Кама, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангкыты (ногаи) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступить место тюркскому. Дипломатическая переписка с зарубежными странами (такими как Египет) велась по‑монгольски, но большинство документов конца XIV и XV веков, касающихся внутреннего управления, из тех, что мы знаем – на тюркском языке (в основном, на чагатайском тюркском). Из неофициальных текстов недавно была обнаружена рукопись монгольского стихотворения (написанного на бересте), относящаяся к началу XIV века. На более низком политическом уровне, чем тюрки, находились русские, аланы и черкесы с предоставленными им слободами в городе Сарае. Племена финно‑угорского происхождения, такие, как черемисы, мордва и мещера, жили в бассейне нижней Оки, а много итальянцев и греков – в Крыму и на Азовском море.

С экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.

Как мы знаем, Золотой Ордой правила ветвь Джучидов из дома Чингисхана. Юридически, вплоть до падения Монгольской империи, хан Золотой Орды являлся вассалом великого хана, и он был также в определенном смысле пайщиком имперского концерна, поскольку имел уделы в других улусах. Хан избирался ассамблеей князей‑Джучидов, региональным курултаем. Церемония вступления нового хана в свою должность следовала модели возведения на трон великих ханов. Согласно Иоганну Шильтбергеру, немецкому путешественнику, который посетил Золотую Орду в начале XV века, «когда они выбирают хана, они берут его и усаживают на белый войлок, и трижды поднимают на нем. Затем они поднимают его и проносят вокруг шатра, и усаживают его на трон, и вкладывают ему в руку золотой меч. По обычаю, ему должны присягать». Ритуал пронесения нового хана на войлоке по‑тюркски называется khan kutermiak.

Кроме функционирования в качестве избирательного органа в периоды междуцарствия, курултай регулярно собирался, чтобы обсудить вместе с ханом все важные вопросы внутренней и внешней политики. Более того, члены курултая княжеского рода занимали самое важное положение в армии и администрации. Со временем их стали называть oglan. Как и в других монгольских государствах, женщины, принадлежавшие к правящему клану – хатун – играли активную роль в политической жизни. Не менее важным был и тот факт, что каждый член правящего дома, включая женщин, получал удел, независимый от общего государственного управления. Таким образом, мы можем сказать, что Джучиды правили в Золотой Орде двумя путями: как суверены и как феодальные сеньоры.

Ниже князей находились те, кого можно назвать монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее – беками (тюркский термин); а также высшие управленческие и судебные чиновники. Многим из них даровались земельные наделы феодального типа, которые назывались soyurghal. Часто хан выдавал вельможе ярлык о неприкосновенности, освобождающий его и людей, закрепленных за земельным наделом, от налогов и государственной службы. Владелец такого надела назывался даркханом. Нередко этот термин применялся по отношению к более мелким землевладельцам, поскольку предполагалось, что вельможи в любом случае пользовались неприкосновенностью. В результате такой политики к середине XV века «феодальный» сектор (назовем его так условно) расширился значительно больше, чем «государственный» сектор. Этот фактор сыграл огромную роль в распаде Орды.

Организация армии в Золотой Орде строилась в основном по монгольскому типу, установленному Чингисханом, с десятичным разделением. Армейские части группировались в два основных боевых порядка: правое крыло, или западная группа и левое крыло, или восточная группа. Центр, по всей вероятности, составляла гвардия хана под его личным командованием. За каждым большим армейским подразделением был закреплен букаул (интендант). Как и в других частях Монгольской империи, армия составляла основу ханской администрации, каждой армейской части был подчинен отдельный район в Орде. С этой точки зрения мы можем сказать, что в административных целях Золотая Орда была разделена на мириады, тысячи, сотни и десятки. Командир каждого подразделения отвечал за порядок и дисциплину в его районе. Все вместе, они представляли собой местное управление в Золотой Орде. Ярлык о неприкосновенности хана Тимур‑Кутлуга от 800 г. гиджры (1397‑1398 гг.), выданный крымскому тархану Мехмету, был адресован «огланам правого и левого крыла; почтенным командирам мириад; и командирам тысяч, сотен и десятков».

Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. В ярлыке Тимур‑Кутлуга упоминаются сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно‑почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли «даруга » (в русских летописях произносится также как «дорога»). Основное значение корня этого монгольского слова – «нажимать» в смысле «штамповать» или «ставить печать». Термин может быть передан как «хранитель печати». В обязанности даруги входило наблюдение за сбором налогов и учет количества собранного.

Вся система администрации и налогообложения контролировалась центральными правлениями (диванами ). В каждом из них дело, фактически, вел секретарь (битикчи ). Главный битикчи заведовал ханским архивом. Иногда хан доверял общий надзор над внутренней администрацией особому чиновнику, которого арабские и персидские источники, говоря о Золотой Орде, называют «визирем» . Неизвестно, был ли это в действительности его титул. Такие чиновники при ханском дворе, как стольники, виночерпии, сокольничьи, содержатели диких животных, егеря, также играли важные роли.

Судопроизводство состояло из Верховного суда и местных судов. В компетенцию первого входили наиболее важные дела, затрагивающие государственные интересы. Следует вспомнить, что целый ряд русских князей представал перед этим судом. Судьи местных судов назывались яргучи (дзаргуджи ). Согласно Ибн‑Батуте, каждый суд состоял из восьми таких судей под председательством главного (амир яргу ).Он назначался специальным ярлыком хана. В XIV веке мусульманский судья (кази ) вместе с адвокатами и писарями также присутствовал на заседаниях местного суда. Все вопросы, подпадающие под исламское право (шариат), относились к нему.

Ввиду того, что торговля играла важную роль в экономике Золотой Орды, было вполне естественно, что купцы, в особенности имевшие выход на заграничные рынки, пользовались большим уважением со стороны хана и вельмож. Хотя официально и не связанные с правительством, именитые купцы могли достаточно часто оказывать влияние на направление внутренних дел и внешних сношений. Фактически мусульманские купцы представляли собой международную корпорацию, контролирующую рынки Центральной Азии, Ирана и Южной Руси. Индивидуально они давали клятву верности тому или иному правителю, в зависимости от обстоятельств. Коллективно они предпочитали мир и стабильность во всех странах, с которыми им приходилось иметь дело. Многие из ханов зависели от купцов в финансовом отношении, поскольку те распоряжались большим капиталом и имели возможность одалживать деньги любому хану, чья казна истощалась. Купцы также с готовностью собирали налоги, когда от них этого требовали, и были полезны хану во многих других отношениях.

Основную часть городского населения составляли ремесленники и самые разнообразные работники. В ранний период формирования Золотой Орды одаренные мастеровые, захваченные в плен в завоеванных странах, становились рабами хана. Часть из них отсылалась к великому хану в Каракорум. Большинство же, обязанное служить хану Золотой Орды, селилось в Сарае и других городах. В основном они являлись уроженцами Хорезма и Руси. Позднее и свободные работники тоже, видимо, стали стекаться к ремесленным центрам Золотой Орды, главным образом – в Сарай. В ярлыке Тохтамыша от 1382 г., выданном Ходже‑Беку, упоминаются «старейшины ремесленников». Из этого можно заключить, что кустари были организованы в гильдии, скорее всего, каждое ремесло формировало отдельную гильдию. Одному ремеслу отводилась особая часть города для мастерских. Согласно свидетельствам археологических исследований, в Сарае были кузницы, ножевые и оружейные мастерские, фабрики по производству сельскохозяйственных орудий, а также бронзовых и медных сосудов. Большое количество работников занималось выделкой кожи и ткачеством. Ткачи производили, главным образом, шерстяные ткани, хотя для некоторых тканей использовался и хлопок‑сырец, ввозимый из Центральной Азии. Керамические изделия высокого качества также изготавливались в Сарае, в основном, по хорезмским образцам.

Немногое известно о положении крестьян в земледельческих районах Золотой Орды. Они упоминаются в ярлыке Тимур‑Кутлуга как сабанчи (пахари) и уртакчи. Последние были издольщиками. Крестьян, вероятно, сильно отягощали налоги, но в некоторых случаях, видимо, они с выгодой пользовались своим положением, если были приписаны к поместью с гарантированной неприкосновенностью. Однако в этом случае, без сомнения, на них налагались различные поместные обязанности. Некоторые крестьяне, видимо, были свободными людьми – потомками военнопленных, осевших на земле. Обычно военнопленных обращали в рабов, но если они были умелыми мастеровыми, то, как упоминалось выше, их реквизировал хан. С остальными завоеватели могли делать все, что пожелают: использовать на работе у себя в доме или продать. Для итальянских, как и для мусульманских купцов, торговля рабами была прибыльным делом.

Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо-татарское иго) в течение нескольких веков.

В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой.

Начало эпохи Золотой Орды

В 1224 году монгольский хан Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, одну из частей получил его сын Джучи, тогда и началось образование независимого государства. После него во главе улусу Джучи стал его сын – хан Батый. Вплоть до 1266 года Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, как одно из ханств, а затем стала независимым государством, имея лишь номинальную зависимость от империи.

Во время своего правления хан Батый совершил несколько военных походов, в результате которых были завоеваны новые территории, а центром Орды стало нижнее Поволжье. Столицей стал город Сарай-Бату, находящийся недалеко от современной Астрахани.

В результате походов Батые и его войск, Золотая Орда завоевала новые территории и в период своего расцвета занимала земли:

  • Большей части современной России, кроме Дальнего Востока, Сибири и Севера;
  • Украины;
  • Казахстана;
  • Узбекистана и Туркмении.

Несмотря на существование монголо-татарского ига и власти монголов над Русью, ханы Золотой Орды не занимались непосредственно управлением на Руси, взимая лишь дань с русских князей и совершая периодические карательные походы, чтобы укрепить свой авторитет.

В результате нескольких веков правления Золотой Орды, Русь утратила независимость, экономика находилась в упадке, земли были разорены, а культура навсегда утратила некоторые виды ремесел и также находилась в стадии деградации. Именно благодаря долговременной власти Орды в будущем Русь всегда отставала в развитии от стран Западной Европы.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.

Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.

Экономика и культура Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников. Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях. Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.

Орда была военным и торговым государством. Именно торговля, наряду со сбором дани и захватом территорий, была основой экономики. Ханы Золотой орды торговали мехами, ювелирными изделиями, кожей, лесом, зерном, рыбой и даже оливковым маслом. Через территории государства пролегали торговые пути в Европу, Индию и Китай.

Конец эпохи Золотой Орды

В 1357 году умирает хан Джанибек и начинается смута, вызванная борьбой за власть между ханами и высокопоставленными феодалами. За короткий период в государстве сменилось 25 ханов, пока к власти не пришел хан Мамай.

В этот же период Орда начала терять свое политическое влияние. В 1360 году отделился Хорезм, затем, в 1362 году отделилась Астрахань и земли на Днепре, а в 1380 году монголо-татары были разбиты русскими в и потеряли свое влияние на Руси.

В 1380 – 1395 году смута утихла, и Золотая Орда начала возвращать остатки своего могущества, но ненадолго. Уже к концу 14 века государство провело ряд неудачных военных походов, власть хана ослабла, и Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, во главе которых стояла Большая Орда.

В 1480 году Орда потеряла Русь. В это же время мелкие ханства, входящие в состав Орды окончательно отделились. Большая Орда просуществовала до 16 века, а затем также распалась.

Последним ханом Золотой Орды был Кичи Мухаммед.

ЗОЛОТА́Я ОРДА́, монголо-татарское государство, основано в начале 1240-х годов ханомБатыем, сыном хана Джучи. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак, степи Северного Причерноморья и Поволжья. Коренные русские земли не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от нее, русские князья платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей был город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в первой половине 14 века столица была перенесена в Сарай-Берке, основанный ханом Берке (1255-1266) (близ современного Волгограда).

Золотая Орда во многом была искусственным и непрочным государственным образованием, с пестрым по составу населением. В оседлых областях жили волжские булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы. Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглы, татар, туркмен, киргизов. Различался и уровень общественного, культурного развития населения Золотой Орды.

После завершения периода завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и массовыми человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей стало обогащение за счет ограбления порабощенного населения. Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольской знати, в пользу которой несло повинности трудовое население. Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело форму домашних промыслов. В городах Золотой Орды действовали разнообразные ремесленные мастерские с производством на рынок, но работали в них, как правило, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки. Многие города на завоеванных землях были разорены монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях жизни созывались курултаи - съезды знати во главе с членами правящей династии. Своеобразным главой исполнительной власти был бекляре-бек (бек беков), отдельными сферами управления ведали везиры. Власть на местах осуществляли даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами на места посылались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности в войске занимали члены правящей династии - огланы (царевичи), владевшие уделами в Золотой Орде. Из среды беков (нойнов) и тарханов формировалась кадры военачальников - темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие содержание войскам, военную добычу).


Непрочный характер государства, рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов стали главными причинами распада и гибели Золотой Орды. Уже при своем образовании Золотая Орда разделилась на улусы, принадлежавшие многочисленным сыновьям Джучи. Хотя братьев Батыя признавали его верховную власть, они во многом были самостоятельными. Децентрализаторские тенденции ярко проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-1282), когда началась война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282-1287) и Талабуге (1287-1291) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Лишь хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сподвижников. Новую смуту удалось прекратить хану Узбеку (1312-1342); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-1357) Золотая Орда достигла пика своего могущества. Войско Узбека насчитывало до 300 тысяч человек. После убийства Джанибека начался новый период неустойчивости власти. В 1357-1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 1360-1370-х годах фактическим правителем государства был темник Мамай. В начале 1360-х годов от Золотой Орды отпал Хорезм, под власть Литвы отошли земли в бассейне реки Днепр, стала самостоятельной Астрахань. На Руси сложился мощный союз княжеств во главе с Москвой. В попытке ослабить московских князей Мамай во главе огромного войска отправился в поход на Русь, но был разгромлен объединенными русскими войсками в Куликовской битве (1380). При хане Тохтамыше (1380-1395) смуты прекратились, ханская власть вновь стала контролировать основную территорию государства. Тохтамыш разгромил войско Мамая на реке Калке (1380), в 1382 осуществил успешный поход на Русь, обманом захватил Москву сжег ее. В этот период опасным противником Золотой Орды выступил Тимур. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1440-е годы - Ногайская Орда, самостоятельными стали Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), в 1460-е годы - Казахское, Узбекское, Астраханское ханство. В 15 веке значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды. В 1480 году Ахмат, хан Большой Орды, ставшей на некоторое время преемницей Золотой Орды, попытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачей и русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16 века.

Учитель:

Цели: - систематизировать знания учащихся об особенностях, последствиях и значении Золотоордынского ига на Руси;

Развить аналитические навыки работы с текстом, документами, видеоматериалами, умения определять и аргументировать собственную точку зрения;

Воспитывать у учащихся стремление к формированию собственной гражданской позиции в отношении тех или иных событий русской истории;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения, используемые на уроке: репродуктивные, поисковый, аналитический, анализ текста учебника, документов, беседа.

Оборудование : учебник. отрывки из работ историков (,).

Ход урока : 1. Организационный момент

2. Проверка изученного материала:

I. Актуализация знаний

Выполнение задания : на партах у учащихся лежат карточки с заданиями: предложения с пропущенными фразами, необходимо заполнить пропуски.

1) Империя монголов была образована в __________ году.

2) Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в ________г. на реке _____.

3) Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну ____________.

4) Владимирское княжество было разорено Батыем в __________ в ходе ____похода на Русь.

5) Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до ________________ и повернули назад.

6) Дольше всего войскам Батыя противостоял город ________________, осада которого длилась ___ недель.

7) Второй поход Батыя на Русь был в ______________гг., в ходе которого пали княжества: _______________________________________.

Проверка задания: взаимопроверка, один ученик отвечает устно.

1) Империя монголов была образована в 1206 году.

2) Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в 1223 г. на реке Калке.

3) Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну Джучи.

4) Владимирское княжество было разорено Батыем в 1238 г. в ходе I похода на Русь.

5) Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до Новгорода и повернули назад.

6) Дольше всего войскам Батыя противостоял город Козельск, осада которого длилась 7 недель.

7) Второй поход Батыя на Русь был в гг., в ходе которого пали княжества: Киевское, Переяславльское, Черниговское, Галицко-Волынское

II. Изучение материала.

Слово учителя : Мы вспомнили основные этапы, причины, итоги завоевания Руси монголо-татарами. Давайте попытаемся дать оценку последствиям этого завоевания. На уроке мы рассмотрим различный материал, познакомимся с мнениями известных историков, и к концу занятия сделаем общий вывод по данному вопросу.

Прежде чем мы будем говорить о Золотой Орде и ее роли в истории нашего государства, нужно определить понятия Золотая орда и монголо-татарское иго. Дайте им определения.

Монголо-татарское иго – традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями, установленное в результате нашествия Батыя.

Золотая Орда – государство монголо-татар, образованное ими в XIII в. На завоеванных территориях Азии и Европы.

1. Беседа

1) Назовите особенности политического, экономического устройства Золотой Орды. (Во главе государства был хан (царь, как его называли на Руси), основой экономики было натуральное хозяйство, также развито ремесло, торговля с Западом и Востоком).

2) В чем особенность зависимости Руси от Золотой Орды? Являлась ли Русь частью Золотой Орды? (Русь не входила непосредственно в состав Орды, была лишь зависима от нее).

3) Как изменилась жизнь на Руси после установления монголо-татарского ига? (Править продолжали русские князья, но им необходимо было получить на это ярлык от хана – грамоту на право княжения; Русь выплачивала Орде дань – ее называли ордынским выходом, несла ряд других повинностей – содержала монголо-татарские отряды, когда они были на территории Руси, русские люди входили в состав ордынского войска, и пр.; церковь имела особое положение: не платила дани, и в целом монголо-татары не меняли религии).

4) Выскажите собственное мнение, как данные перемены отразились на развитии нашего государства? (замедлили развитие, подорвали экономику).

Сделайте записи о политическом, экономическом устройстве Золотой Орды, основных формах зависимости Руси от Орды.

2.Работа в группах: анализ текста учебника

Слово учителя: Класс делится на 3 группы: политики, экономисты, культурологи, назначается руководитель группы. Необходимо каждой группе проанализировать свою часть текста и сделать вывод о влиянии монголо-татарского ига на политическое, экономическое, культурное влияние Руси

1) Политические и социальные последствия

2) Экономические последствия

3) Культурные и духовные последствия

Анализ работы: выступление участников группы, заполнение таблицы:

Последствия:

Положительные

Отрицательные

Политические, социальные

Экономические

Культурные, духовные

Примерная заполненная таблица:

Последствия:

Положительные

Отрицательные

Политические, социальные

Прекратились междоусобицы, наметился вектор на собирательство русских земель.

Заложены основы самодержавия, вече потеряло свою роль, росла пропасть между правителем и управляемыми.

Экономические

Большие разрушения, дань, не прекращались набеги на Русь, были потеряны традиционные связи с западными государствами.

Культурные, духовные

Новые темы (патриотизм), Русь постепенно объединялась с целью отпора монголо-татарам.

Незначительное культурное влияние Орды: заимствовано незначительное количество новых слов.

По ходу ответов каждой группы остальные заполняют другие графы таблицы в своих тетрадях.

Аналитическая беседа:

1) Каждая группа «политики», «экономисты», «культурологи» заполняет свою часть таблицы, объясняя, почему те или иные последствия отнесены к положительным или отрицательным.

2) Подводится итог по заполненной таблице: в целом больше положительного или отрицательного влияния Ордынского ига на развитие Руси. (Каждый ученик может обосновать ту или иную точку зрения).

3.Анализ документов:

Слово учителя: влияние монголо-татарского ига на Русь по-разному оценивалось историками прошлых времен и современниками. Вашему вниманию представлены отрывки работ некоторых из них, ознакомьтесь с ними, ответьте на вопросы. Учащиеся анализируют разные работы.

Каргалов факторы развития феодальной Руси.

Монголо-татарское нашествие XIII в. оказало глубоко регрессивное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси.

Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось татарскими «ратями» и тяжелыми выплатами, в Орду, экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли . Народное хозяйство русских княжеств, подорванное татарскими погромами и постоянно истощавшееся данями и поборами, переживало во второй половине XIII в. период упадка. Монголо-татарское завоевание надолго искусственно задержало экономическое развитие Руси.

…Завоевание страны кочевниками искусственно задерживало развитие товарно-денежных отношений, законсервировало на длительное время натуральный характер хозяйства. Этому способствовало прежде всего разрушение завоевателями центров ремесла и торговли - городов, будущих потенциальных очагов буржуазного развития. Русские города были не только разрушены монголо-татарами, но и лишены в результате избиения и увода в плен ремесленников основного условия для восстановления экономической жизни - ремесленного производства.

Русские города как политическая сила, способная в какой-то степени противостоять феодалам, погибли в огне татарских погромов. В этих условиях феодальная зависимость крестьян развивалась в своих наиболее грубых и неприкрытых формах. … Дальнейшему закрепощению крестьян способствовали и татарские переписи. Обязанность регулярно выплачивать ордынскую дань, которая проходила через руки собственных феодалов, усиливала зависимость крестьян и прикрепление их к земле.

Монголо-татарские завоеватели, опустошавшие русские земли и систематически грабившие их данями и другими «ордынскими тягостями», ничего не могли дать взамен русскому народу: ни о каком положительном влиянии завоевателей на экономику Руси говорить не приходится. Как показали исследования, Золотая Орда была основана «на примитивном кочевом, скотоводческом натуральном хозяйстве, где только что стало возникать земледелие, ремесло же не вышло из рамок домашних промыслов, а товарно-денежные отношения не вошли в быт основной массы кочевого населения». Монголо-татарское завоевание явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившейся на более высоком уровне экономического и культурного развития.

В политическом плане отрицательные последствия монголо-татарского завоевания проявились прежде всего в нарушении процесса постепенной политической консолидации (объединения) русских земель, в усугублении феодальной раздробленности страны.

Нарушение монголо-татарскими завоевателями наметившегося в первой половине XIII в. процесса постепенной государственной концентрации русских земель - одно из самых тяжких последствий «татарщины». Татарские погромы, нанесшие страшный удар экономике феодальной Руси, разрушили объективные предпосылки будущего государственного объединения русских земель.

Большинство русских как дореволюционных (, , так и современных историков (, утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие.)

Цит по: Каргалов факторы развития феодальной Руси. .// Хрестоматия по истории России . Т.1. М., 1994. С.

Гумилев диалог.

В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII в., а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы.

Войны между государств ами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно.

Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом», потому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это?

ВеликоРоссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 г. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все.

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 г. этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полу христианской Орды и христианской Руси.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Цит по: Гумилев диалог // Хрестоматия по истории России. Т.1. М., 1994. С.113-115..

История Государства Российского.

«Нашествие Батыево ниспровергло Россию. Могла угаснуть и последняя искра жизни; к счастию, не угасла; имя, бытие сохранилось; открылся только новый порядок вещей, горестный для человечества, особенно при первом взоре: дальнейшее наблюдение-открывает и в самом зле причину блага и в самом разрушении пользу целости.

«Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались. ...возникали университеты... В сие время Россия, терзаемая монголами, направляла силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть...». «Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства...». «Свойства народа объясняются всегда обстоятельствами... самый нынешний характер Россиян еще являет пятна, возложенные на него варварством монголов». Карамзин думает, что под влиянием татар изменился и «внутренний государственный порядок: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезло», «знаменитость Москвы и Твери возникла при монголах».

Карамзин Н. М . считает, что монголо-татарское иго «ниспровергло» Россию, отбросив ее на несколько столетий назад в своем развитии. Результаты ига Карамзин видел, в первую очередь, в пресечении правовых свобод и ожесточении нравов. Так же он считал, что с монгольским игом связаны особенности национального характера русского человека. «Мы выучились низким хитростям рабства»,- пишет он. Но в то же время Карамзин является автором фразы: «Москва обязана своим величием ханам». Другими словами, по мнению историка, монголо-татарское иго способствовало преодолению феодальной раздробленности в Древней Руси.

Полемика последних десятилетий отвергает, либо подвергает сомнению хрестоматийный факт – двухсот пятидесятилетнее татаро-монгольское иго. Так, историки Д. Калюжный и С. Ваменский выдвигают гипотезу «звуковой галлюцинации», то есть, по их мнению, Русь воевала с так называемыми «татаровцами» - жителями венгерских Татр, которые нападали на рыцарей-католиков. Когда же католические рыцари с территории Татр свалились на окружающие народы, их также называли выходцами из ада – татарами. Крестоносцы, походы которых совпадают по времени с началом и концом ига, шли усмирять непокорных иноверцев и, по мнению С. Валянского и Д. Калюжного, стали теми татаровцами, адскими людьми, которые спустя столетия вдруг превратились в монголо-татар.
Таким образом, вопрос татаро-монгольского нашествия и его роли в русской истории дает повод для споров еще не одного поколения историков.

Писатель Б. Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго?», приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах.

В свою очередь, публицист В. Кожинов , не отрицая монгольского ига, отвергает тезис о его чрезвычайной обременительности для русского народа. При этом он ссылается на исследование историка «К вопросу о русской дани в Золотую Орду», опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь 1 - 2 рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть тяжелой для народа, хотя она сильно ударяла по казне русских князей.

Рустем Вахитов От Золотой Орды к Руси Московской

Золотая Орда имела большое значение в формировании особого представления башкир о власти, что послужило косвенной причиной присоединения их к Московскому государству. Многие считают, что основной причиной вступления Башкортостана в состав Руси было желание защититься от других соседей. Конечно, башкирские Бии могли искать выгод для себя лично и для своего народа от принятия башкирами подданства московского царя, но, как бы велико ни было это их желание, оно осталось бы неосуществимым, если бы они не видели в московском царе законного правителя. Причем речь идет о понимании законности, которое было у тюркских народов XVI века.

С XII века башкиры входили в состав Джучиева улуса (Белой, или Золотой Орды) монгольской империи. Башкирские старшины получали от ордынского хана ярлык на княжение и платили ему ясак (дань), а также посылали в случае надобности своих воинов для его походов. Долгое нахождение Башкирии в составе Джучиева улуса монгольской империи, конечно, вовлекло башкир в орбиту влияния ордынской правовой и политической традиции. А в соответствии с законами степной империи легитимным правителем - ханом (царем) мог считаться только чингизид - мужчина - представитель «золотого рода» Чингисхана, потомок четырех первых его сыновей (Джучи, Джагатая, Удегея, Тулуя). Исторические факты показывают, что с точки зрения башкир XVI века московский царь Иоанн Васильевич IV (Грозный) в большой мере отвечал этим требованиям и рассматривался как наследник правителей Орды. В башкирских шежере Иван Грозный именуется «белый хан» или «белый падишах», то есть титулом монгольского хана: ни одного из своих правителей или правителей близлежащих государств башкиры так не называли.

Иван Грозный, действительно генеалогически был связан с родом Чингисхана, хотя, конечно, это была не настолько прямая и бесспорная связь: мать Ивана Грозного - Елена Глинская была из рода обрусевших, крещеных татар, осевших в Литве. Одним из родоначальников Глинских был Мамай.

Таким образом для башкир XVI века присоединение к Московскому царству было не вхождением в чуждое им новое государство, на которое они якобы вынуждены были пойти из соображений реальной политики. Отнюдь, башкиры воспринимали расширение Московского царства как восстановление законной ордынской государственности после двух столетий гражданских междоусобиц (с XIV века начинается «замятня великая» - борьба за власть в Орде, что привело к ослаблению Сарая и появлению на обломках Орды новых государств - Казани, Астрахани и других). Только центром этого нового Белого царства стал уже не Сарай, а Москва, а его главой - Белым ханом - не монгольский хан, а православный, русский Белый царь.

Аналитическая беседа:

1) Какие оценки Золотоордынского ига дают историки? Знакомы ли вам эти люди, на каких уроках вы о них уже говорили? (1.: положительное влияние, так как прекратились междоусобицы, власть стала сосредотачиваться в одних руках, то есть монголо-татарское иго положило конец раздробленности, ускорило процесс объединения русских земель. 2. : ига как такового не было, был некий военный союз, который помог противостоять Западу, угроза которого для Руси была намного страшнее. 3. + , : отрицательное влияние монголо-татарского ига на Русь, так как оно тормозило экономическое развитие, нарушили естественный процесс объединения земель).

2) Приведите аргументы каждой точке зрения из документов, процитируйте выдержки из них.

3) Какие нетрадиционные точки зрения на монголо-татарское иго существуют? (современные исследователи считают, что иго не существовало совсем)

4) Что говорят о влиянии Золотой Орды башкирские исследователи? (Рустем Вахитов подчеркивает влияние монголо-татар на последующее присоединение Башкортостана к Московской Руси)

5) Что вы знаете об оценках Золотой Орды писателей, поэтов?

6) Какую точку зрения склонны поддержать вы? Почему?

Запишите в тетрадь названные точки зрения историков на влияние золотой Орды на развитие Руси.

Подведение итогов : Каково же влияние монголо-татарского ига на развитие Руси? (ученики делают вывод, что однозначной оценки влияния монголо-татарского ига на Русь нет).

Заключительное слово учителя, подведение итога урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с последствиями монголо-татарского владычества на Руси, рассмотрели ряд оценок этого процесса. Несмотря на то, что иго продолжалось более двух столетий, определяло таким образом дальнейший процесс развития нашего государства, однозначно отрицательную оценку данному процессу дать нельзя. Аргументы разных точек зрения прозвучали сегодня на уроке, каждый из вас в праве поддержать любую из них.

Выставление оценок.



Похожие статьи