Основные направления социальной работы с населением. Социальная помощь: понятие, направления и принципы

01.04.2022

Для овладения профессиональными компетенциями бакалавр социальной работы должен знать направления, уровни, формы социальной работы и уметь применять организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические, медико-социальные и иные методы практической деятельности, общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе. Это позволит ему наиболее полно овладеть профессиональными компетенциями – социально-технологическими, исследовательскими, организационно-управленческими, социально-проектными.

Направления социальной работы можно типологизировать по различным основаниям – в зависимости от того, на кого направлена социальная работа, в каких сферах жизнедеятельности общества развивается, на решение каких социальных проблем она нацелена, каков "вектор" ее основного содержания и т.д.

Основные направления социальной работы, как правило, связывают с группами населения: социальная работа с пожилыми людьми, с инвалидами, с детьми, с молодежью, с женщинами, с сельским населением, с мигрантами и вынужденными переселенцами и др.

Социальная работа может осуществляться в различных сферах жизнедеятельности общества: социальная работа в системе социальной защиты населения; в здравоохранении, образовании, на предприятиях, в армии, в пенитенциарной системе (исправительных учреждениях для несовершеннолетних и для взрослых) и т.д.

Направления социальной работы определяются и тем, на решение каких социальных проблем она ориентирована: социальная работа по преодолению девиантности и правонарушений, по предупреждению и разрешению конфликтов, по решению проблем безработицы, бедности и т.п.

Социально-правовое (поддержка правового статуса индивида в процессе разрешения его трудной жизненной ситуации);
- социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их бытовой среде);
- социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья);
- психолого-педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта);
- социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т.д.);
- социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

Непреодолимых границ между приведенными здесь направлениями социальной работы не существует. На практике они тесно взаимосвязаны, например, в системе здравоохранения социальная работа может проводиться и с пожилыми людьми, и с инвалидами, и с детьми и т.д.; решение проблем, связанных с безработицей, включает в себя такие направления социальной работы, как социально-правовое, социально-экономическое, психолого-педагогическое и т.п.

Практическая реализация социальной работы в том или ином направлении зависит от многих факторов – социально-демографической ситуации, приоритетов социальной политики, состояния нормативно-правовой базы, региональной специфики, национальных традиций, отношения местных органов власти, достаточного финансирования, наличия материально-технической базы, подготовленности кадров, межведомственного взаимодействия, потребностей клиентов и т.п. Тем не менее, каждое из направлений социальной работы важно для ее развития и оказания всесторонней помощи нуждающимся людям.

В структуре социальной работы как практической деятельности можно выделить определенные уровни, на которых она осуществляется, и от которых зависят ее формы и методы. Вместе с тем многоуровневую структуру социальной работы можно рассматривать под разным углом зрения.

С точки зрения масштабности, социальная работа может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает как система определенных мер по улучшению социальной сферы общества и положения в нем людей.

Эта деятельность связана с социальной политикой страны, социальным управлением, с принятием законодательных мер, организацией инфраструктуры социального обслуживания, вопросами общественного и государственного решения социальных проблем. Она заключается в содействии и создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе; предотвращении социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявлении категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоении источников финансирования.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся граждан в границах их места жительства (регион, город, село и т.д.).

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством, что связано с реализацией государственной социальной политики и стратегии помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социальные и психологические связи индивида с социумом, группой или другим индивидом. Формы и методы помощи в этом случае достаточно широки: от предоставления индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах, в том числе в семье.

Учитывая территориальное устройство Российской Федерации, можно говорить и о таких уровнях социальной работы, как федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Федеральный уровень социальной работы имеет предельно общие характеристики. Содержание социальной работы этого уровня определяется, прежде всего, законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа представлена в ее широком понимании.

На данном уровне функционируют федеральные министерства и ведомства "социального профиля": труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также общероссийские общественные организации, которые разрабатывают и реализуют программы для решения социальных проблем в общенациональном масштабе.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.

Региональный уровень социальной работы определяется спецификой региона, его природными, культурными, экономическими, демографическими и другими показателями. На региональном уровне функционируют республиканские, краевые, областные и т.п. государственные структуры и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной работы.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику реализации целей и задач социальной работы на уровне муниципальных образований: города (кроме городов федерального значения), района, села и др.

Местный уровень социальной работы определяется направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом муниципальными социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Этот уровень тесно связан с особенностями конкретного микросоциума.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни социальной работы: с индивидом, семьей, группой, жителями населенного пункта и т.д. Так, в широко распространенном "Словаре социальной работы" Р. Баркера в этот перечень включаются; индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Форма социальной работы – будучи внешним выражением содержания социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.

К формам социальной работы относятся формы социального обслуживания населения, среди которых выделяют:

Стационарное обслуживание (оказание разносторонней социально-бытовой и иной помощи пожилым людям, инвалидам и детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания). К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов войны и труда, инвалидов, социальные жилые дома для пожилых одиноких людей и бездетных супружеских пар, специальные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста или имеющих инвалидность с утратой способности к самообслуживанию. Для лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь, пожилых людей и инвалидов) с целью оказания им социальной помощи функционируют центры социальной адаптации (предназначенные только для временного проживания). Также в системе стационарного социального обслуживания действуют дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; социальные приюты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей и т.п. Стационарные отделения могут функционировать в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.д. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении социального обслуживания;
полустационарное (в отделениях дневного пребывания, в домах ночного пребывания). Данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся граждан, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. В отделения дневного пребывания принимаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний. Существуют также отделения дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных и малообеспеченных семей. Отделения дневного пребывания могут создаваться в территориальных центрах социального обслуживания, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям и др. Дома ночного пребывания (отделения дневного пребывания в центрах социальной адаптации, социальные гостиницы) предназначены для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;
надомное (в отделениях социального обслуживания на дому) обслуживание предоставляется пожилым людям и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Отделения обслуживания на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения. Обслуживание может осуществляться постоянно или временно. Социально-реабилитационные учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья также могут осуществлять надомное обслуживание. Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов и инвалидов могут создавать патронажные отделения для обслуживания клиентов на дому.

Выделяют следующие формы социальной работы с индивидом учреждений и социальных служб:

Социальные выплаты;
социальные услуги;
консультирование;
социальный патронаж;
социальное сопровождение и т.д.

В числе форм социальной работы следует также назвать опеку, попечительство (как над детьми, так и над взрослыми людьми, находящимися, прежде всего, в стационарных учреждениях социального обслуживания), приемную семью (в том числе для пожилых людей как инновационную форму оказания помощи).

В качестве форм деятельности социальных учреждений и социальных служб рассматривают и организационно оформленные способы взаимодействия с клиентом, направленные на развитие его потенциала (беседа, диалог, дискуссия и т.п.).

Социальную работу можно рассматривать не только в форме практической социальной деятельности, но и как учебную дисциплину, как сферу теоретических и эмпирических научных исследований. Рассмотрение социальной работы в этих формах позволяет классифицировать ее методы на методы практической и познавательной (исследовательской) деятельности. Они не изолированы друг от друга. В практике социальной работы активно применяются методы исследования положения клиентов, социальных проблем, состояния и развития социальных служб и т.п. Научно-исследовательская и учебная деятельность в области социальной работы никогда не обходят вниманием ее практических методов.

Социальная помощь - временные меры индивидуальной адресной поддержки в кризисной ситуации (пособия, услуги), которые проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости), а так же в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация подследственных бедствий и техногенных катастроф и т. П.).

Социальная помощь- поддержка, которую оказывает людям, чтобы они могли осуществлять свою физическую и социальную жизнедеятельность.

В длительном процессе их перевоспитания нужно обратить особенное внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих ощущений у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять негативную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, очень настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учеников. Напротив, при перевоспитании трудных подростков нужная выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, убеждать и открывать для молодежи достойные и захватывающие жизненные перспективы.

Агрессивность может оказываться у школьников средних классов в столкновениях между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т.п. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместимых массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этой меры должны принять активнейшее участие лидеры этих дворовых групп подростков.

С подростками, которые присваивают чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманную их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия честность как важной личной и гражданственной границы. Но дело этим не ограничивается. Следует употребить всем возможным мероприятиям по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Потому необходимая разъяснительная работа воспитателей по раскрытию противоправности таких действий. Нужный также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в разные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.

Проблема предупреждения и преодоления негативного девиантного поведения подростков и молодежи актуальная проблема современной педагогической науки, потому что современных исследований в этой отрасли, обобщение практического опыта очень мало. Сейчас мы имеем совсем другие общественно-политические и экономические условия жизни, другие ориентиры в обществе, другие интересы молодежи с одной стороны и из другого - резкое расслоение, обнищание населения, распространение наркомании, алкоголизма, проституции, преступлений и правонарушений среди подростков. Причинами этого являются:

1) недостатки воспитательной работы в системе образования;

2) особенности нашего законодательства: ответственность за особенно тяжелые преступления несовершеннолетние несут с 14 лет, лишь с 11 лет до них могут быть примененные принудительные воспитательные мероприятия (ограничение дни, поведения в специальных заведениях для несовершеннолетних);

3) недостатки работы государственных служб, которые занимаются несовершеннолетними;

4) нестабильность в обществе;

5) свободный доступ несовершеннолетних к СМИ, которые тиражируют насилие, разврат, культ силы;

6) потеря возможностей положительно реализовать себя через честный труд (несовершеннолетние, хотя и имеют право на трудоустрой, но реально реализовать это право в условиях безработицы взрослого населения не могут) .

На сегодня существуют такие подходы к профилактике преступлений несовершеннолетних :

1. Биологический (физиологичный) коррекция или контроль над условиями, которые вызывают преступное поведение.

2. Психологический (психиатрический) - изменение психологического состояния и устранения причин, которые его вызывали.

3. Социальный - укрепить связи и взаимодействие между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными однолетками, родителями и другими взрослыми.

4. Подход, который выходит с того, что преступное поведение определяется отсутствием контроля в микросреде, где живет подросток. Усиление влияния со стороны группы, членом которой он является.

5. Подход, который предусматривает, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в пределах законности роли, которая отвечает интересам личности. Уменьшение преступности путем расширения и развития возможностей.

6. Организация досуга подростков.

7. Повышение образовательного и профессионального уровня подростков, поскольку за этим подходом в основе преступности отсутствие жизненных навыков в несовершеннолетних.

8. Подход, согласно которого причины преступности в негативном влиянии других лиц, что требует уменьшение этого влияния со стороны преступных группировок и лиц.

9. В основе преступности неадекватные социальные ожидания и противоречии социальные требования. Необходимо согласовывать эти ожидания с разными институтами, организациями и влияниями, которые осуществляют влияние на молодежь.

10. Экономический подход. Причины преступности - в плохих материальных условиях жизни молодежи и их семей, что требует материальной помощи.

11. Сдерживающий подход. Причины преступности связанные с легкостью осуществления преступных действий, следовательно, необходимо ограничивать эти возможности, в т.о. через суровое наказание.

12. Отказ от правового контроля и общественная терпеливость: зло действие увеличивается, если общество непримиримо даже к плохому поведению, следовательно, необходимо воспитывать терпимость к определенным формам не адекватного поведения, чтобы не все подростки считались преступниками .

Эти подходы предоставляют возможность увидеть многообразие причин делинквентного поведения, следовательно, и многообразие возможностей для их профилактики, необходимость работы в команде социальных работников.

Девиантное поведение не всегда становится делинквентным, а семья является не единственной, хотя и определяющим фактором воспитания и развития подростка.

Анализ международных документов по проблеме предупреждения и преодоления негативного девиантного поведения подростками позволяет очертить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Различаются следующие виды социальной помощи: социально-медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социально-экономическая профессиональная, трудовая терапия, арт-терапия, спортивная и так далее.

Другими направлениями социальной работы является работа с «подростками улицы», подростками, которые остались по различным причинам без родительской заботы, что предусматривает либо размещение ребенка в приемную семью, либо возвращение ее к родной, биологической семье. Программы работы с такими подростками включают:

1) Сбор информации о родной семье, родственников (проводится социальными педагогами вместе с органами власти, силовыми структурами).

2) Установление контакта с родителями работников детских заведений через письма, телефонные разговоры, в которых освещается вопрос возможностей взаимодействия родителей и детей, контактов между ними, правила посещения детей в детских учреждениях. Такой контакт позволяет контролировать ситуацию в семье, ознакомиться с родителями, их наклонами, сообщить родителям о делах подростка, научить их поведению с ребенком при встрече.

3) Подготовка подростка до встречи со своими родителями, близкими родственниками. Осуществляется через беседу с подростком о семье на основе «истории жизни ребенка». Пробудилось припоминание позитивных сторон жизни ребенка в семье. Если подросток хочет встретиться с родителями и дает согласие на встречу, которая предлагается, необходимо подготовить ребенка к ней: что рассказать родителям о своей теперешней жизни, школе, друзей, что подарить родителям и как это сделать. Подросток заверят в безопасности и красивом обращении педагогов к родителям.

4) Знакомство родителей с работниками детского пристанища, центра, дома. Обязательно присутствуют администрация и воспитатель группы. В беседе с родителями выясняется: как воспитывается подросток в государственном учреждении, как она здесь живет, чего хотят родители, какой помощи детям ожидают, какие проблемы были у родителей при воспитании подростка дома, как родители хотели бы помочь ребенку, как будут осуществляться последующие контакты с ребенком (условия, время, место).

5) Организация встречи родителей с подростками. Осуществляется выбор места встречи, ее участников: в поле зрения педагогов, в их присутствии, в специальной комнате для встреч, где есть работы, фотографии детей, стол, стулья. Такая встреча необходима для реабилитации семье, ее соединению, установлению взаимоотношений. Объясняется, почему родители не могут сейчас забрать ребенка домой, приводятся весомые аргументы. После встречи осуществляется разговор с ребенком: что нового она узнала о жизни родителей.

6) Поддержка регулярного контакта с родителями, информирование их об успехах терапии подростка.

7) Возвращение подростка домой. Возможно лишь при условиях, что отношения дома нормализовались, есть безопасность в семье. Критериями для выявления этих условий безопасности являются:

а) помещение, где подростка может комфортно себя чувствовать (удовлетворение потребностей в еде, жилье, досмотре);

б) последовательный режим дня (кто и как присматривает за подростком дома, отводит ее к школе, обеспечивает его питание, сон, учебу и досуг дома);

в) физическая и психическая безопасность подростка;

г) воспитание в семье направлено на учебу и сопровождение (поддержка больного подростка, возможность посещения школе, родители берут на себя задачу и в состоянии научить его определенным вещам);

д) наличие социальной поддержки среди знакомых и родственников, лиц, к которым ребенок может обратить себя в трудное время.

8) Возвращение подростка домой. Осуществляется постепенно: каждый раз подросток остается дома все большее время, что дает ей возможность привыкнуть к семье. Каждый раз с родителями обсуждаются результаты посещения подростка семьи, по возвращении подростка осуществляется надзор за ситуацией в семье и помощь семьи работниками пристанища, детского дома

Деятельность социального работника в данной сфере должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

учет региональных особенностей, социо-культурной, этнической и экономической ситуации в регионе;

партнерство и преемственность всех заинтересованных государственных и общественных структур;

комплексность и целостность профилактических и реабилитационных мероприятий;

индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и подростков;

диагностический подход: глубокая психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика детей, мониторинг развития; сочетание диагностических и корректирующих воздействий;

учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростка, этапность, последовательность и преемственность;

профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;

оптимистическая гипотеза: ориентация на позитив в поведении и характере ребенка;

принцип гуманизма: гуманно-личностный подход, оказание ребенку необходимой поддержки в адаптации к социальным условиям, защита его от педагогических ошибок, некомпетентности и агрессии взрослых, методы положительного стимулирования; гуманизация отношения общества к детям с проблемами;

принцип адаптивности воспитания к уровням и особенностям развития и подготовленности детей: вариативность содержания и методов;

принцип охраны и защита прав, интересов и здоровья подростка;

использование позитивного влияния дееспособных коллективов и объединений, в которые входит подросток;

педагогизация окружающей среды: интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания -- семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;

единство биологических, психосоциальных и педагогических методов, включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность) и эмоциональной (отношения с окружающими); социальная помощь трудный подросток

сочетание процессов воспитания и самовоспитания, перевоспитания и самоперевоспитания.

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мероприятий действия на лицо правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельные профилактические программы его социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

Цели индивидуально-профилактического действия, главная из которых - формирование у подростка убежденности в том, что необходимое неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

Методы и приемы воспитательного и контролирующего действия на лицо, учитывающие какие качествам следует привить и какие отрицательные черты необходимо устранить;

Формы действия на непосредственное окружение лица с тем, чтобы ликвидировать, негативно влияя на нее факторы и утвердить содействующую перевоспитанию систему межличностных отношений;

Средства индивидуально-профилактического действия, ориентованые именно на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект относительно данного подростка;

Основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления лица.

При реализации профилактической программы необходимое соблюдение следующих требований:

Осознание перспективности в перевоспитании;

Изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития лица подростка;

Поддержка и развитие внутренних, таких, что часто внешне не оказываются, общественно полезных интересов и способностей подростка;

Отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;

Терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса.

Активность самого подростка, чтобы он понимал действие, что предоставляется на него, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

Для достижения поставленных заданий перевоспитания подростка, по нашему мнению, важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» трудного ребенка с целью выявления, прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их стойкости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт подростка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию воспитательного действия, что предоставляется на него, и отношения к общественно полезным ценностям.

Выбор методов индивидуального профилактического действия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности подростка. В индивидуальной профилактике подростка активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К важнейшим методическим приемам стимулирования мы отнесем: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т.д. Поощрять нужно лишь те действия и поступки ребят или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, какие они сделали без особенной затраты сил и времени.

Приемы метода торможения рекомендуется выражать в виде осуждения, предупреждения, то есть повышенных требований к подростку. Они включают особенную форму общественного требования в поведение человека, в котором одновременно дается и заслуживание того, что сделано неправильно, и распоряжение, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение подростка мы считаем нельзя, рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимое каждому индивиду повседневно, и его должно быть благовоспитанно, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, особенно оказываться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут сделать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.

В целом торможение призванное выполнять три основных функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании подростка сложно размежевать между собой. Они тесно переплетены, взаимосвязанные, но, опираясь на них, можно достичь многого в осуществлении поставленной цели - перевоспитание молодого человека, воспитания в нем общественно-полезных, социально значимых черт характера.

Дальше определим средства, соответствующие целям и лица, которые учитывают особенности, а также наиболее уязвимые периоды времяпровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мероприятий, а не подкрепляться лишь одними словесными моралями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или общественное действие, не могут быть признаны всегда абсолютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, поскольку подросток в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания подростка, мы считаем, есть действие на его эмоционально-волевую сферу, какая по-своему индивидуальная, динамическая, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами внутреннего мира человека. Целеустремленное воспитательно-профилактическое действие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и ощущений, способствовать познанию действительности через конкретные образы, этические идеалы.

У трудных подростков, как обнаружено в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, что отклоняется, трансформируемые или малоразвитые непосредственные отношения с обществом. Вместе с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Потому важно, как нам кажется, чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересованность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустройстве. Все это является важным стимулом его активности, утверждение для себя правильных и твердых норм социального поведения и полного становления на путь формирования нормального образа жизни.

Таким образом, можно сказать, что выбор методов, средств и форм воспитательно-профилактического действия для подростка, как это обнаружено нами, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности лица, его желания способствовать или препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения, утверждения позитивных принципов саморегуляции, ускорения процесса формирования с общей позитивной направленности поведения индивида.

Для оказания социальной помощи подросткам и их родителям необходимы условия и высокая профессиональная подготовка социальных педагогов и работников. Благодаря совместной работе специалистов и родителей можно добиться положительного эффекта.

Государство и социальная помощь

Как вы уже знаете, социальная помощь оказывается за счет средств общества. В современных условиях держателем и распорядителем этих средств является государство. Поэтому нередко социальная помощь называется также государственной.

Социальная помощь — важнейшее направление деятельности государства, которое осуществляется с помощью государственных организаций, государственных фондов и служб. Например, в России, главной государственной организацией, через которую предоставляется социальная помощь, является отдел социальной защиты районного или городского исполнительного комитета (исполкома).

Государство оказывает помощь престарелым, детям, инвалидам, больным, безработным, беженцам и другим, кто сам себя не может обеспечить, находится в сложной жизненной ситуации.

Социальная помощь - помощь нуждающимся за счет средств общества;
- помощь, которая оказывается обществом тем, кто находится в сложной жизненной ситуации и не может решить собственные проблемы самостоятельно.

В Российской империи, в состав которой входила Россия, действовала государственная система общественного призрения. Она включала Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, сиротскими приютами, богадельными, работными и смирительными домами. «Призреваемыми» были вдовы, сироты, инвалиды, подкидыши, одинокие старики - все, кто из-за ограниченной дееспособности не мог прожить без помощи со стороны государства и общества.

В истории белорусского государства немало примеров оказания социальной помощи. В 1799 г. в Москвае в предместье Троицкой горы был построен больничный дом для содержания неимущих больных, который существовал на средства Приказа общественного призрения. Это была небольшая городская больница, рассчитанная всего на 25 коек. В начале XIX в. прием больных расширился за счет присоединения зданий бывшего Троицкого монастыря баэилианок. В 1850 г. больница у Троицкой горы называлась «Москваим богоугодным заведением» и могла обслуживать 170 человек, нуждающихся в лечении. В начале XX в. больница получила новый статус - Москваая губернская земская больница. В период Первой мировой войны она была превращена в военный госпиталь, в котором проходили лечение сотни раненых.

В социальной помощи, которую оказывает государство, выделяются три основных направления.

Первое - социальное обеспечение, представляющее собой денежную и другую материальную помощь нуждающимся. Помощь оказывается в виде ежемесячных пенсий (например, престарелым и инвалидам), ежемесячных и одноразовых пособий (например, семьям, воспитывающим детей), бесплатных продуктов питания, одежды, жилья, услуг (например, детям, оставшимся без попечения родителей).

Социальное обеспечение - денежная и другая материалы ппмощъ нуждающимся, которая оказывается за счет сред: всего общества.
Второе направление - государственная защита прав и интересов наиболее слабых членов общества; престарелых, детей, инвалидов. Государство следит за тем, чтобы все дети обучались в школе, престарелые получали пенсии, безработные — пособия. Оно гарантирует каждому инвалиду, желающему работать, облегченные условия труда, потерпевшим от стихийных бедствий - единовременную помощь, детям, оставшимся без родителей, - проживание в школе-интернате или содействие в усыновлении другими родителями. Государство создает льготы при обучении, устройстве на работу, поездках в общественном транспорте, покупке лекарств, приобретении одежды, продуктов питания, жилья. Например, детям с ограниченными возможностями предоставляются бесплатные путевки в санатории, а их родителям — скидки на оплату проезда в общественном транспорте, многодетные семьи имеют преимущества при получении государственных квартир.

Льгота — преимущество, привилегия; — частичное освобождение от выполнения установленных обязанностей или облегчение условий их выполнения.

В России инвалидам войны бесплатно предоставляются лекарства, путевки в санатории, им разрешен бесплатный проезд в общественном транспорте. Многие инвалиды труда также имеют возможность бесплатно пользоваться общественным транспортом. Кроме того они могут приобретать лекарства с 50% скидкой.

Особенно много льгот имеют женщины, воспитывающие детей. Так, если у работающей матери двое детей, то ей предоставляется один оплачиваемый свободный день в месяц, а если трое и более, - то такой день предоставляется раз в неделю. Малышам, которые воспитываются в многодетных семьях, бесплатно выделяются продукты питания. Льготы имеют семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями.

Если материальным обеспечением нуждающихся может заниматься не только государство, но и различные организации (например, церковь, предприятия, фонды), а также отдельные люди, то защита прав и интересов - прерогатива (исключительное право) государства. Его возможности для правовой защиты нуждающихся значительно больше, чем у других. Поэтому защита нуждающихся считается государственной деятельностью.

Социальная защита — деятельность государства по защите прав и интересов нуждающихся и созданию льгот, облегчающих ах труд и быт.

Третье направление - социальное обслуживание. К нему относятся услуги, которые государство оказывает нуждающимся на бесплатной основе (иногда с частичной оплатой): например, организация спортивных состязаний среди детей с ограниченными возможностями; доставка продуктов на дом престарелым; медико-гигиенический уход за тяжелобольными; профессиональное переобучение безработных. Такие услуги оказываются на дому или в специальных учреждениях (домах-интернатах, жилых домах для ветеранов труда, больницах). Последнее время в городах и поселках создаются территориальные центры социального обслуживания, в которых предоставляются разнообразные социальные услуги семьям, престарелым, подросткам.

Каждое из направлений занимает особое место в системе социальной помощи. В зависимости от уровня развития общества соотношение между ними меняется. В одних условиях главным выступает одно направление, в других - другое.
В годы Советской власти, когда общество стремилось воплотить в жизнь идеи равенства, поддерживало всеобщую бедность и всеобщий низкий уровень потребления, преобладало первое направление - социальное обеспечение. Помощь общества сводилась прежде всего к выплате пенсий и пособий, оказанию другой материальной помощи. Остальные направления практически не развивались. По этой причине вся деятельность государства по оказанию социальной помощи называлась социальным обеспечением.

В условиях рыночной экономики обострились проблемы социальной защиты членов общества, особенно тех, кто не может обеспечить свое существование за счет продажи рабочей силы. Наряду с престарелыми, детьми и инвалидами в защите государства нуждаются безработные, многодетные семьи, беженцы, больные. В течение сохранения господства рыночной экономики социальная защита выступает главным направлением социальной помощи. Название «социальная защита» (вместо «социальное обеспечение») получает соответствующая отрасль государственной экономики.
Третье направление — социальное обслуживание - становится преобладающим в ведущих развитых странах. Этому предшествует разрешение основных проблем материального обеспечения нуждающихся, а также обеспечение гарантий соблюдения их прав и интересов.

Главной особенностью социальной помощи является оказание за счет средств всего общества, сосредоточенных в государственном бюджете. Использование этих средств — главное отличие социальной помощи.

Средства, расходуемые государством на оказание социальной помощи, принято называть социальными трансфертами. Их особенность ~ в безвозмездном характере: назад государству не возвращаются и ничем не компенсируются. Например, если государство предоставляет семье деньги в виде ссуды (кредита), то через некоторое время получает их обратно, если же предоставляет пособие - семья денег не возвращает.
Социальные трансферты — деньги, которые государство на правляет для оказания безвозмездной помощи нуждающимся.
Социальные трансферты распределяются в виде стипендий, пенсий, пособий.

Стипендия - деньги, которые ежемесячно выплачиваются учащимся учебных заведений.

Пенсия — деньги, которые ежемесячно выплачиваются нуждающимся по причине наступления старости, инвалидности или за выслугу лет.

Пособие — деньги, которые выплачиваются родителям малолетних детей, многодетным матерям, безработным, больным и другим оказавшимся в сложном материальном положении.

Социальная помощь отличается устойчивостью, надежностью и продолжительностью. По общему объему она несравненно больше любой другой помощи.
К В некоторых странах социальные трансферты занимают значительную часть К расходов государства. Особенно они велики в Швеции, Дании, Норвегии, Ш Нидерландах, Франции, Бельгии, Германии. Например, в Швеции доля соци-Щк альных трансфертов в общих расходах государства исключительно высока К> - около 35%, расходы на социальные нужды в среднем на каждого челове-Н ка составляют примерно 7 тыс. долларов в год. В Германии доля социальных Щ трансфертов еще выше: на 50% превышает расходы во Франции и в 5 раз — расходы в Португалии. В этой стране расходы на одного человека равны примерно 7,5 тыс. долларов в год.

Социальная помощь как отрасль государственной экономики сформировалась на рубеже XIX-XX вв. Исходя из роли государства по оказанию помощи нуждающимся, все страны делятся на три основные группы.

К первой группе относятся страны, где участие государства незначительно. Основные расходы несет само население и благотворительные организации. Помощь рассчитана, прежде всего, на поддержку бедных. Наиболее характерные страны — США, Япония.

В США накоплен богатый опыт оказания социальной помощи детям. В наибольшей мере такая помощь оказывается детям из малообеспеченных семей. В специальных детских учреждениях организован присмотр за детьми работающих родителей. Созданы социальные службы по защите детей от насилия, оказанию помощи в получении образования, усыновлении сирот.

Существует отдельное направление помощи бездомным детям. Созданы приюты и общежития, где можно переночевать, получить консультацию о возможностях возвращения в семью, разрешить многие проблемы по «телефону доверия».

Важной частью социальной помощи детям является работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» (т.е. склонными к правонарушениям). Такие дети привлекаются в полицейские атлетические клубы, некоторые из них учатся в специальных школах или по специальным программам обычных школ. На период условного осуждения с ними работает наставник. Особая социальная работа проводится и в местах заключения подростков.

Вторая группа стран выделяется активным участием государства в оказании помощи нуждающимся. Помощь рассчитана на все слои населения. Наиболее характерные страны — Великобритания, Нидерланды, Германия.

В Германии существует множество инициативных групп и агентств самопомощи, в которых работа выполняется добровольно, на общественных началах и без оплаты.

В небольшом немецком городке Букстехуд матери школьников поочередно работают на гимназической кухне. Они варят суп, пекут пиццу, делают бутерброды, чтобы их дети перед началом послеобеденных занятий «могли поесть что-нибудь приличное». Во Франкфурте-на-Майне родители вместе с детьми; ухаживают за приходящими в негодность детскими площадками. Они высаживают живые изгороди, очищают песок, устанавливают новые качели. В Берлине школьники-владельцы собак вместе со своими питомцами навещают; слепых, больных и престарелых, чтобы «привнести в их жизнь какое-то разнообразие и доставить немного радости», В этой стране существует армия добровольцев, которая берет на себя выполнение общественно-полезных функций. Они решают проблемы, до кото-% рых никому нет дела, организуют «телефоны доверия» для детей, заботятся о неблагополучных подростках, помогают больным и инвалидам, убирают мусор в скверах и лесопарках.

Особенность добровольцев - решение общественных проблем небюрократическим путем, в обход государственных организаций, где все зарегулировано и занормировано. Их девиз: «Не спрашивай государство, что оно может сделать для тебя, а спрашивай себя, что ты можешь сделать для него». Финансирование добровольческих работ берут на себя коммуны, общественные объединения и союзы, предприятия. Государство также поддерживает общественное движение. Жители Германии считают, что добровольное участие каждого в делах общества - питомник демократии.
В третью группу входят прежде всего скандинавские страны. Основную роль в осуществлении помощи нуждающимся выполняет государство. Отсюда ее главная особенность - централизация в государственных руках. Наряду с недостатками (например, излишней бюрократизацией и регламентированностью) централизация позволяет успешнее решать задачи по выравниванию социальных возможностей для всех членов общества (например, в получении образования, медицинского обслуживания, занятости, профессионального роста, достижении материального достатка и обеспеченной старости).

В этих странах социальная помощь предоставляется каждому, кто оказывается в сложной ситуации, из которой не может выйти самостоятельно (например, во время болезни, потери работы, рождения ребенка, наступлении старости). Наиболее характерная страна — Швеция.
Особенность шведской модели социальной помощи - одинаковая возможность получения независимо от места проживания. Государство гарантирует равенство для всех жителей страны.

Социальная помощь решает еще одну задачу. Она защищает при выборе жизненного пути, сохранении собственного образа жизни, принятии самостоятельных решений. Государство обеспечивает равную степень личной безопасности и самостоятельного распоряжения собой.
Неприкосновенность личности каждого члена общества и его уважение - основной принцип социальной помощи в этой стране.
В настоящее время социальная помощь в большинстве стран реформируется. Цель реформ - снижение роли государства и увеличение роли благотворительных организаций, а также самопомощи (оказание помощи друг другу: бывший алкоголик лечит алкоголиков; бывший наркоман — наркоманов; соседи помогают семье престарелых; подростки заботятся о ровеснике-инвалиде).
Наибольшие успехи в реформировании социальной помощи и особенно в развитии самопомощи достигнуты в Германии и Швеции.

На сегодняшний день существует огромное количество направлений социальной помощи бизнеса обществу. Это благотворительные акции, спонсорство, патронаж и т.д.

Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе. Благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.

С недавнего времени благотворительная деятельность стала регламентироваться действующим законодательством. На сегодняшний момент начал действовать адекватный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», или об эндаументе. Принятие закона позволило сделать благотворительную деятельность более прозрачной для государства и удобной для бизнеса. Согласно разработанной схеме деньги от благотворителей поступают получателю, он передает их в управляющую компанию для инвестирования, прибыль налогами не облагается и идет на удовлетворение социальных потребностей получателя. По некоторым оценкам, российские компании ежегодно тратят на благотворительность около 0,5 млрд долл. США (не включая спонсорские проекты), из которых 80 % передаются региональным и муниципальным властям, а оставшиеся 20 % тратятся непосредственно на целевые программы и адресную помощь. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли, что выше, чем в среднем на Западе. Но до сих пор благотворительная деятельность носит в основном спонтанный характер. Компании практически не контролируют то, как расходуются благотворительные средства. Мотивы благотворительной деятельности в основном не носят экономического характера. По мнению опрошенных, благотворительность влияет скорее не на собственно экономические показатели, а на улучшение имиджа, взаимоотношений с партнерами, деловой средой, властями. Благотворительная деятельность в России зачастую выступает как источник дополнительных (добровольно принудительных) сборов с предпринимателей, которые не нормируются и расходуются совершенно бесконтрольно, а в худшем случае могут использоваться в коррупционных сделках, маскируя цепочку передачи взятки чиновникам.

Меценатство – в широком его понимании – безвозмездное покровительство наук и искусства, связанное с финансированием каких-либо социально значимых проектов в этих областях деятельности. Меценатство, как правило, не предполагает получение какой-либо личной выгоды от финансирования данных проектов.


Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с представителями власти или других общественных объединений).

Спонсорство – вклад в основном финансовый (или другими ресурсами, например, техникой и т.п.) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка допускает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением (спонсорский договор) об обязательстве последнего создавать публикации для спонсора. В России лидерами корпоративной благотворительности являются такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «АКФ», «Система» (табл. 10).

Таблица 10

Лидеры корпоративной благотворительности в России

В данной статье представлены основные направления деятельности специалистов по социальной работе на разных этапах реабилитации наркозависимых. Рассмотрены причины и последствия злоупотребления наркотиками, а также подходы в работе с наркозависимыми.

  • Вариативность и синтез понятий, терминирующих людей с особыми потребностями в современной социальной работе
  • Социально-экономические причины в контексте роста безнадзорности детей

Применение наркотиков человеком в различных целях началось ещё в глубокой древности. Открытия, сделанные учеными в области медицины и химии в XVIII-XIXвв., усугубляли развитие наркомании как болезни, делая наркотики все более и более доступными. К сожалению, осознание того, что наркомания является тяжелейшей болезнью, приводящей к непоправимым последствиям, появилось лишь относительно недавно - в конце XIX-начале XXв .

Наркомания – это тяжелое заболевание, характеризующееся состоянием хронического отравления организма, при котором человек испытывает патологическое влечение к наркотикам.

Согласно исследованиям, наркомания возникает в большинстве случаев в подростковом возрасте, когда молодой человек наиболее уязвим и склонен к совершению необдуманных поступков. Среди причин, приводящих к появлению наркотической зависимости, выделяют: биологические, социально-педагогические, социальные и социально-культурные .

Наркотическая зависимость чревата очень серьезными последствиями, оказывающими влияние на все сферы жизни человека. Наркоману становится сложно налаживать отношения с окружающими, так как у него возникает антисоциальное поведение, вспышки гнева, агрессия, неконтролируемость эмоций, ложь и т.д. Для сферы семейных взаимоотношений характерны ссоры, конфликты, сексуальная распущенность, равнодушное отношение к детям и семье, потребительское отношение к близким, отсутствие заботы о них.

Огромное влияние наркотики оказывают на здоровье больного. Негативные последствия принятия наркотических веществ сказываются на всех системах организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, нервной системе и др.

Также пагубное влияние наркотиков сказывается на психике человека: нарушение памяти, примитивность суждений, неспособность анализировать, низкая эмоциональность и многое другое - всё это характерно для наркозависимого человека.

Для наркоманов характерно равнодушное или отрицательное отношение к работе, вызванное низкой трудоспособностью, что приводит к трудностям в самореализации и отсутствию средств к нормальному существованию. Это вынуждает наркомана заниматься криминальными видами деятельности.

Самым опасным последствием наркомании является склонность к суициду.

Реабилитация в наркологии получила следующее определение – это цельная система психологических, медицинских, образовательных, воспитательных, социальных, трудовых мер, правовых, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ, вызывающих зависимость . Из определения можно заключить, что реабилитация наркоманов требует комплексного подхода и интеграции методов различных направлений.

Роль социальных работников в вопросах первичной профилактики наркомании, реадаптации и реабилитации наркозависимых и в целом в вопросах помощи больным наркоманией чрезвычайна высока.

Реабилитацию наркозависимых можно разделить на несколько этапов: домедицинский, медицинский, медико-социальный.

На домедицинском этапе специалисты по социальной работе:

  • проводят первичную профилактику зависимости от наркотиков (лекции о вреде наркотиков и т.д.);
  • выявляют лиц, входящих в группу риска;
  • помогают в привлечении к лечению лиц, которые в нем нуждаются, а также устанавливают связь с их семьями, оказывают им консультативную и другую помощь.

На медицинском этапе клиент оказывается в поле деятельности врачей, но помимо помощи мед.персонала клиенту оказывается поддержка со стороны специалистов по социальной работе, а именно:

  • они принимают участие в тренингах (тренинги на коррекцию поведения, коррекцию самооценки и другие);
  • формируют семейные группы и принимают участие в семейной психотерапии;
  • совместно с пациентами ищут способы решения накопившихся социальных проблем (правовые, жилищные проблемы и др.) .

На медико-социальном этапе специалисты по социальной работе плотно взаимодействуют с мед.персоналом. Основные направления их совместной деятельности:

  • формирование у больного стабильной мотивации на активное вовлечение в реабилитационный процесс;
  • реализация совокупности мероприятий, направленных на устранение возможности рецидива болезни;
  • поднятие уровня социального функционирования клиента;
  • укрепление здоровья больного путем обучения основам ЗОЖ.

На сегодняшний день в практике социальной работы сформировались 3 основных подхода работы с наркозависимыми:

  1. Поведенческие подходы . Они направлены на изменении негативного или формировании позитивного поведения пациента.
  2. Инсайт-ориентированные подходы . Для примера можно взять клиентцентрированную терапию. Она нацелена на активность самого пациента и содействует в разрешении его проблемы с минимумом причастности со стороны терапевта. Согласно этой теории, сам пациент стремится к выздоровлению, а функция специалиста заключается лишь в том, чтобы правильно применить это стремление и направить пациента на нужный путь.
  3. Группы самопомощи . Они основаны на взаимопомощи людей, имеющих похожие проблемы (группы Анонимных Наркоманов). Данные группы используют принципы программы 12-ти шагов. В ходе реализации этих принципов пациенты делятся опытом того, как научиться жить без наркотиков .

Помимо оказания социальной, правовой, психологической и других видов помощи наркозависимым, важным направлением в работе специалиста является то, что он должен помочь наркоману осознать особенности его болезни. Кроме того, специалист по социальной работе обязан оказать поддержку больному и его семье в понимании того, что можно вылечиться и жить дальше полноценной жизнью.

Несмотря на достаточно ощутимый период существования в нашем обществе проблемы наркомании, вопрос её решения остается актуальным.

Процесс лечения и реабилитации наркозависимого человека- это очень долгая, сложная и дорогая работа. В настоящее время необходимы доработки в системе помощи таким клиентам. Необходимы разработка и внедрение новых технологий, взаимодействие специалистов разных направлений, а также создание условий, в которых излечение человека было бы наиболее достижимым. Поэтому изучение данной темы, рассмотрение её различных аспектов, проведение исследований в данной области является чрезвычайно важным в современном обществе.

Список литературы

  1. Анафьянова, Т. В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: учебное пособие / Т. В. Анафьянова. – М.: Академия естествознания, 2011. - 223 с.
  2. История развития реабилитации наркозависимых [Электронный ресурс] : Собрание статей / Социальная работа. - 2010. - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/522. – Загл. с экрана.
  3. Прусс, М.С. Как избавиться от наркотической зависимости: Скажи наркотику «прощай» / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л. Мучник, В.М. Володин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002. - 160 с.
  4. Социальная работа с наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации [Электронный ресурс] : Специальный проект РИА «Время Н». Всем миром против наркоагрессии. - Режим доступа: http://antinark.vremyan.ru/law/sotsialnaja_rabota_s_narkomanami_texnologija_lechenija_i_sotsialnoj_reabilitatsii. - Загл. с экрана.
  5. Специфика социальной работы с наркозависимыми [Электронный ресурс] : Социология: современные тенденции. - Режим доступа: http://www.sociodone.ru/codos-69-1.html. - Загл. с экрана.
  6. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Академия, 2002.- 192 с.


Похожие статьи