Пережогин лев олегович. "F81" Специфические расстройства развития учебных навыков

18.04.2019

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная категория расстройств, при которых как арифметические навыки, так и навыки чтения или спеллингования значи­тельно нарушены, но при которых нарушения нельзя объяснить не­посредственно общей умственной отсталостью или неадекватным обучением. Это должно применяться для всех расстройств, удовлетво­ряющих критериям для Р81.2 и либо Р81.0. либо Р81.1. Исключены:

- специфическое расстройство чтения (Р81.0);

Специфическое расстройство спеллингования (Р81.1);

Специфическое расстройство навыков счета (Р81.2).

Р81.8 Другое расстройства развития школьных навыков

И1.9 Расстройство развития школьных навыков, неуточняемое Этой категории необходимо, насколько возможно, избегать и ис­пользовать только для неуточненных нарушений, при которых обна­руживается значительная неспособность к обучению, что не может быть объяснено непосредственно умственной отсталостью, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения. Включаются:

- неспособность к приобретению знаний БДУ; ~ неспособность обучения БДУ;

Расстройство обучения БДУ.

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

А.О. Дробинская(Дефектология.1997.№6.С.75-80)

Анализируя причины стойких учебных трудностей и школьной дезадаптации, мы описали такие состояния, как церебрастенический синдром, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, синдром психического инфантилизма и судорожный синдром. Мы надеемся, его понимание особенностей детей с подобными отклонениями в нервно-психическом развитии и здоровье поможет педагогам и родите­лям в организации адекватного индивидуального подхода при их обу­чении, в понимании их специфических трудностей. В основе всех опи­санных состояний лежат особенности или нарушения созревания и функционирования головного мозга. Однако и такой, казалось бы не связанный прямо с обучением фактор, как соматическое здоровье, оказывается весомым в общем комплексе причин учебных трудностей. К сожалению, в наши дни приходится говорить об общей тенден­ции к снижению уровня детского здоровья. Не последнюю роль в этом играет ухудшение экологической обстановки, ее неблагоприятное влияние на детский и материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и кра­сителями, уменьшение физических нагрузок и подверженность вред­ным воздействиям от окружающей человека электронной и радио­техники, бытовой химии. Врачи отмечают «помолодение» многих болезней, ранее считавшихся исключительно «взрослыми», - таких, как язва желудка, бронхиальная астма. Количество детей, подверженных частым простудным заболеваниям, тоже возрастает; возможно, это связано с общим снижением иммунитета, особенно в больших городах. От обычного ОРЗ ребенок считается выздоровевшим через 5-7 дней, однако восстановления исходного состояния организм достигает лишь спустя 3-4 недели. В этот период, когда ребенок уже считается здоровым, он больше подвержен риску заболеть снова, бы­стрее утомляется, более нервозен, чем обычно. Частые простуды не только ослабляют организм, но и ведут к формированию очагов хро­нической инфекции: хронических тонзиллитов, гайморитов и т. д. Эти заболевания, на первый взгляд довольно безобидные, на самом деле являются причиной хронической интоксикации (отравления) орга­низма и приводят к снижению общего тонуса, как физического, так и психического, активности, устойчивости к нагрузкам, в том числе и умственным, работоспособности. Кроме того, обменно-трофические нарушения, возникающие при хронической интоксикации, влияют на темп созревания нервной системы, могут привести к негрубой задержке развития, прежде всего регуляторных структур мозга и эмоционально-волевой сферы.

Общая ослабленность организма, незрелость вегетативных процес­сов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, может быть также врожденной - обычно это последствие нарушенного течения бере­менности у матери, влияния на нее во время беременности токсичес­ких веществ и профессиональных вредностей. Такие дети часто рож­даются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезнен­но реагируют на перемену погоды, духоту, шум, изменение привыч­ной обстановки. В дошкольном возрасте родителей могут беспокоить поверхностный, чуткий сон ребенка, частые пробуждения, возбужде­ние и стереотипные движения при засыпании (раскачивание, сосание пальцев), ночной энурез, сниженный аппетит, выраженная избиратель­ность в еде (например, некоторые дети не едят мясной пищи или ово­щей), повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам, инфекциям. Уже в дошкольном возрасте становятся отчетливыми на­рушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная чувстви­тельность, впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привя­занность к матери, выраженная тормозимость в контактах с чужими людьми - вплоть до отказа от речевого общения.

Врожденная или приобретенная в результате истощающих организм хронических заболеваний недостаточность вегетативной нервной си­стемы, неустойчивость вегетативного тонуса проявляются склоннос­тью к нарушениям пищеварения, аллергического фона, колебаниям сосудистого тонуса, беспричинным колебаниям температуры тела, этим детям часто свойственна также выраженная метеозависимость. К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок не­редко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнитель­но снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, про­исходящие в организме в связи с ростовым скачком. Период началь­ного школьного обучения совпадает по времени с периодом интен­сивного роста детского организма. Созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы часто отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Из-за этого и при нормальном развитии устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, обычная Школьная нагрузка может оказаться избыточной, неблагоприятно по­действовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, сдвиги в состоянии здоровья усиливаются, еще сильнее снижается устойчивость к учебной нагрузке и к простудным заболева­ниям.

Трудности в адаптации к условиям массовой школы обусловлены только повышенной утомляемостью этих детей, их невыносливостью к нагрузке, но и инфантильными особенностями психики: неса­мостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимо­стью от взрослых. Черты эмоциональной незрелости часто сочетаются в невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, назой ливостью, капризностью. Эти проявления негрубой задержки созревания эмоционально-волевой сферы обусловливаются, с одной сто­роны, задержанным созреванием структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию новым условиям, с другой стороны - повышенной эмоциональностью, тревожностью, не всегда адекватными условиями воспитания. Нередко родители склонны чрезмерно опекать ослабленных детей из-за болезненности и подверженности инфекциям, ограничивать их контакты с другими детьми. В результате ребенок приходит в школьный коллектив, не умея общаться Во сверстниками, обилие контактов становится для него дополнитель­ной психологической нагрузкой, усиливающей утомление. Многочис­ленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину. Несмотря на то что собственно интеллектуальная деятельность у нескольких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными, «Нормативные» нагрузки оказываются для них чрезмерными: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детёй. Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыхая (они успевают устать и истощиться задолго до наступления перерывы между уроками, не успевают отдохнуть за перемену) приводят к формированию хронической усталости или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутом­лением заключается в том, что при утомлении работоспособность после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит. Переутомление представляет собой состояние, пограничное между здоровьем и болезнью, благо­приятный фон для развития болезненных отклонений и в физичес­ком, и в психическом здоровье. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливаются эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли.

Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром - это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к любому напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, не терпеливым, головные боли становятся стойкими, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности можем быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей - для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос учителя вызывать головную боль. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что глаза ребенка краснеют, он начинает щуриться, часто моргать; на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом состоянии пр; 1 водит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, бвы сливаются, текст становится неотчетливым, расплывчатым, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствуют, как правильное падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате те ребенок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями, и по утрам ребенок испытывает субъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание ничем заниматься. У астениированного ребенка повышена готовность к формированию невротических и неврозоподобных расстройств: тиков, заикания, навязчивых страхов, поэтому, врачи часто говорят об астеноневротическом синдроме. Легко возникающая раздражительность и гневливость при астеническом синдроме ухудшает отношения со сверстниками, плаксивость нередко делает ребенка объектом насмешек других детей. Нарушенные отношения и микросоциуме еще сильнее декомпенсируют ребенка.

В таком состоянии ребенок не способен справиться даже с той учеб ной нагрузкой, которая была вполне ему доступна, иногда учебная несостоятельность ребенка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выпол­нить, или отвечать невпопад, не прикладывая напряжения для выпол­нения, или отказывается выполнять задания, капризничает, отвлекается, начинает жаловаться на головную боль. То, что нередко Оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребе­нок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироватъ, создать необходимое напряжение. Упреки в лени, наказания Приводят к тому, что ребенок замыкается, становится плаксивым и уг­рюмым, настроение его стойко снижается - и мы видим картину асте­нической депрессии.

Влияние неблагоприятных факторов редко бывает изолированным, в практике мы видим, как правило, их сочетание, влияющее на про­гноз дальнейшего развития и обучения. Обменно-трофические расстройства из-за выраженных форм соматической патологии, хронических инфекций и интоксикации, хронических расстройств пищеварения, недостаточного или одностороннего питания ребенка ведут к Нарушению питания клеток мозга. Все эти причины не приводят к гру­бым морфологическим нарушениям мозга, а вызывают, скорее, задер­жку формирования сложных специфических мозговых систем, отвечающих за когнитивные процессы и личностное формирование ребенка. Такое задержанное созревание мозговых структур - преиму­щественно лобных и диэнцефальных - лежит в основе инфантиль­ных черт (задержка формирования личностных черт «школьной зрелости») и негрубых нарушений познавательной деятельности (быс­трая утомляемость и пресыщаемость, неустойчивость внимания, сни­жение памяти). Сочетание соматического неблагополучия с остаточ­ными явлениями органического поражения мозга ухудшает прогноз последних. Общее состояние организма, его иммунобиологические особенности имеют важное значение в формировании проявлений повреждения нервной системы. Компенсаторные возможности здорового организма дают благоприятную почву для течения восстановитель­ных процессов в мозговой ткани. Соматическое неблагополучие, на­против, может способствовать выявлению скрытых дефектов мозга, таких как очаги патологической активности в мозговой ткани, дезорганизующие мозговую деятельность.

Тесно связаны проявления соматического неблагополучия и с со­циально-психологическими особенностями воспитания ребенка. Ре­бенок из неблагополучной среды, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, не получает необходимого внимания И лечения, в лучшем случае значительную часть времени он проводит в стационарах и санаториях. Большое количество пропущенных! занятий, постоянная смена условий обучения дезориентируют его, нарастают пробелы в базисных знаниях, ребенок перестает справляться с потенциально доступным ему учебным материалом, перестает чувствовать себя полноправным членом детского коллектива, так как из-за продолжительного отсутствия нарушаются дружеские связи о одноклассниками. В результате снижается учебная мотивация, падает уровень притязаний, возникают депрессивные и протестные ре акции.

При воспитании в условиях гиперопеки чрезмерно опекающие болезненного ребенка взрослые мешают формированию у него самостоятельности, умению преодолевать трудности, адекватной самооценки. Занижая уровень требований, поощряя капризы и эгоцентризм, фиксируя ребенка на его болезненности и ослабленное, они могут способствовать формированию ипохондрически-эгоцентрических установок (ипохондрия - повышенное внимание к своему здоровью, выискивание в своем состоянии признаков той или иной болезни). Столкнувшись с реальными учебными требованиями и необходимос­тью прикладывать определенные усилия для достижения результата, ребенок чувствует себя дискомфортно, склонен уходить от напряже­ния, связанного с учебной работой, в болезненные ощущения, реаль­ные или мнимые. И в первом (воспитание в условиях недостаточного внимания), и во втором - противоположном - случае результатом сочетания соматической астенизации и неадекватных социально-пси­хологических условий может оказаться искаженное формирование личности, дезадаптированной не только к школьным, но и в целом к социальным условиям. Если на такого ребенка вовремя не обратить внимания, не понять его трудностей, не оказать ему необходимую по мощь в учебе и не заняться его здоровьем, астенические черты харак­тера будут нарастать, это может привести к развитию личностной ано­малии - психопатии.

Коррекция учебных трудностей и профилактика вторичных личностных искажений должны по возможности учитывать все составляющие сложного комплекса проблем, возникающих у астенизированного ребенка при обучении в школе. Основное внимание необходимо уделить следующим направлениям оэдоровительно-коррекционной работы.

1. Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся с учетом основного заболевания и сопутствующих ему отклонений и состоянии здоровья. Эти мероприятия помогают скомпенсирован, болезненные процессы, повышают устойчивость организма к систематическим нагрузкам, способствуют своевременному созреванию систем и функций организма, обеспечивающих обучаемость и личностное формирование ребенка. Медикаментозное лечение предполагает в этом случае применение комплекса общеукрепляющих и стимулирующих препаратов, успокоительных средств для снятия тревоги, нормализации сна, препаратов, улучшающих обменные процессы ветках головного мозга. Очаги хронической инфекции должны быть пролечены по возможности до их полной ликвидации, по поводу хро­нических заболеваний также должно проводиться систематическое лечение. Организация подобных мероприятий находится в ведении школьного врача и должна проходить в контакте с тем лечебным учреждением, где наблюдается и получает лечение ребенок. Вопрос о поправлении ребенка в стационар или санаторий должен решаться ^Индивидуально, при учете не только состояния здоровья, но и семейные условий ребенка, того, насколько легко он адаптируется к переме­не обстановки, и т. д.

2. Организация охранительного режима учебной работы с учетом те­кущего состояния ребенка (при улучшении состояния нагрузка может Постепенно повышаться вплоть до обшей нормативной, при ухудше­нии - снижаться). Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон (при необхо­димости дневной), правильное распределение нагрузки в течение учебного года и рабочей недели, предоставление при необходимости дополнительного выходного дня, а при ухудшении состояния - переход на домашнее обучение. Эти простые мероприятия часто оказываются решающими в усвоении текущего программного материа­ла, однако требуют реальной индивидуализации учебного процесса и могут вызывать организационные трудности. Кроме того, охрани­тельный режим предполагает не формальное, а реальное соответствие к юности и объема учебного материала возможностям ребенка. Как мы уже говорили, за фасадом соматических проблем может скрывать­ся и структурно-функциональная недостаточность мозга, снижаю­щая потенциальные возможности ребенка, поэтому при организации учебного процесса необходимо определить уровень его когнитивно­го развития.

Основной показатель адекватности педагогической нагрузки на ребенка - это высокая работоспособность и активность на занятиях. быстрая утомляемость показывает несоответствие предъявляемых требований и его возможностей. Учитель может фиксировать утомление ребенка по следующим признакам:

в сенсорной сфере - снижение чувствительности (для того, чтобы привлечь внимание утомленного ребенка, учителю приходится повы­шать голос);

в моторной сфере - падение силы и ухудшение координации дви­жений (нарушается осанка сидящего за партой ребенка, хуже становится почерк и т. д.);

в когнитивной сфере - ухудшение концентрации внимания, исчезновение интереса к выполняемому заданию, уменьшение продуктивности умственной деятельности (так, на решение одной и той же задачи в конце урока ребенку может потребоваться значительно боль­ше времени, чем в начале).

В процессе обучения утомление неизбежно, но нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее утомление полностью исчезало после отдыха, следующего за работой. Если этого не при исходит, утомление накапливается переходит в хроническое переутомление и ведет к формированию стойкого астенического синдром; Форсирование учебной нагрузки и завышение требований недопустимы для астенизированных детей, тем более недопустимо превышение суммарной нагрузки за счет дополнительных занятий сверх положенного учебного плана. В связи с этим мы считаем целесообразным направление детей с проявлениями соматогенной астении в классы коррекционно-развивающего обучения: четырехлетний вариант начальной школы, малая наполняемость, строгое соблюдение гигиенических требований к процессу обучения, возможность организации охранительного режима и индивидуального подхода позволяют создать) астенизированному ребенку адекватные условия обучения.

3. Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с ребенком: первая направлена на развитие познавательных интересов, формиро­вание учебной мотивации, умения ставить учебную цель и достигать] ее, целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности и социально-нравственных качеств, необходимых для успешной адаптации к условиям школы; вторая - на коррекцию негативных тенден­ций в личностном формировании: повышение уровня самооценки, ориентация на успех, лечение невротических и депрессивных рас­стройств.

Роль педагога в выявлении переутомления и астенических состояний у детей трудно переоценить - родители не всегда адекватно оценивают работоспособность ребенка, а медицинские работники не учитывают влияния на ребенка систематической школьной нагрузки. Осо­бенно важно это по отношению к детям из неблагополучных семей и тех семей, где детям не уделяется должного внимания. Учитель видит ребенка каждый день, наблюдает его в учебной деятельности, он первый может заметить происходящие у ребенка изменения, проконсультироваться со школьным врачом по поводу допустимой интенсивнее учебной нагрузки для ребенка; сроков восполнения пробелов в школьных знаниях, возникших из-за пропусков по болезни или сни­женной учебной деятельности; в необходимости охранительного ре­жима и оздоровительных мероприятий. Вместе с врачом педагогу не­обходимо побеседовать с родителями, объяснить им состояние ребенка, посоветовать, как можно помочь ребенку дома. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что проблемы ребенка исчезнут за одну-две неде­ли, скорее всего, он будет нуждаться в систематической медицинской и педагогической помощи, но в целом прогноз таких состояний при адекватно организованных условиях благоприятен: в процессе роста ребенок компенсирует недостаточность здоровья и становится более работоспособным, активным, жизнерадостным, легче справляется с учебной нагрузкой. Правильно организованные усилия будут возна­граждены не только улучшением соматического состояния, но и ус­пешной адаптацией к школьному обучению и полноценным личност­ным развитием ребенка.


Похожая информация.


Здравствуйте моему ребенку поставили диагноз F81. 3 провели лечение эффекта нет. Что делать дальше.

Здравствуйте! F81.3 - смешанное расстройство школьных навыков. Специфические расстройства учебных навыков отличаются ранним нарушением приобретения навыков счета, письма, чтения, что связано, по-видимому, с нарушением обработки когнитивной информации в высших отделах головного мозга. Для специфических расстройств учебных навыков свойственна особая динамика: сначала отмечается задержка речи, которая, исчезая или смягчаясь к школьному возрасту, сменяется задержкой формирования навыков чтения и письма, а в подростковом возрасте на первый план выступают проблемы спеллингования. Во многом развитие школьных навыков зависит от семейных факторов и обстоятельств, сопутствующих процессу обучения. Во всех случаях более или менее резко отмечается диссоциация между развитием школьных навыков и интеллектуальным развитием, которое соответствует возрасту. Как правило, по мере взросления указанные проявления нивелируются, что, однако, не всегда просто заметить, поскольку у детей снижается интерес к учебе, формирующийся объем знаний все более отстает от уровня требований, предъявляемых к ребенку педагогами от класса к классу, что создает предпосылки к плохой успеваемости. Отличием от педагогической запущенности является отсутствие эффекта от дополнительных занятий в школе и дома, однако, хорошие результаты в ответ на использование специфической коррекционной терапии. Грубой ошибкой является диагностика умственной отсталости на основании несоответствия объема школьных знаний возрасту. Если нарушения связаны с неадекватным обучением, их нельзя относить в группу специфических расстройств учебных навыков. Возможно, врачом был выбран неверный метод лечения, попробуйте обратиться к другому специалисту.

Полезные статьи

Кто такие фетишисты?

Фетиш (от франц. fetiche - амулет, волшебство) - во-первых, предмет, якобы наделенный сверхъестественной силой; во-вторых, объект слепого поклонения. Фетишизм - сексуальная девиация, при которой половое удовлетворение достигается в результате контакта с предметом, частью тела партнера (например, с ягодицами, волосами) или с их сочетанием.

Чувственный бред

Это заболевание, в сущности, представляет собой более длительную форму тех «состояний болезненной бессознательности», имеющих чрезвычайно острое течение (status peracuti s. acutissimi), которые мы описываем под названиями «лихорадочного бреда», «бреда от истощения», «бреда от отравления и «патологического аффекта»», равно как и тех скоропреходящих картин душевного расстройства, которые возникают вследствие общих неврозов (неврастении, истерии, эпилепсии).

Когда нужен психиатр? Растерянность

Растерянность - мучительное непонимание больным ситуации и (или) сво­его состояния, которые представляются необычными, получивши­ми какой-то новый, неясный смысл; сопровождается тоской, тревогой, страхом. Это «понятная реакция нормальной личности на прорыв острого психоза, при сохранении сознания зловещего чувства измененности».

Когда нужен психиатр?

Известно, что чем раньше распознается болезнь, тем легче она поддается лечению. Это относится и к психическим расстройствам. Однако больные с такими расстройствами обычно поздно обращаются к специалисту, что в значительной степени связано с бытующими среди населения предрассудками и предубеждениями в отношении психиатрии.

Парафилии как судебно-психиатрическая проблема

Парафилии как психиатрический термин был введен в американской психиатрии в 1934 г. Б. Карпменом. В классификации DSM-III это понятие включено для замены юридического термина перверсии (извращения), который как бы предопределял социальную неприемлемость этих расстройств. Включение отдельной классификационной рубрики парафилий в ICD-9, ICD-10 и DSM-III-R официально признает их существование в качестве особой нозологической единицы - болезни.

Невроз городских жителей

По новейшим данным каждый третий пациент, пришедший в поликлинику, нуждается только в психотерапевтической помощи. Еще треть в равной степени и в психотерапевтической и узкоспециальной. И лишь оставшаяся треть пациентов имеет потребность в психотерапевте лишь во вторую очередь, а в первую - терапевта или другого специалиста, лечащего только тело.

Депрессия. Лечение депрессии.

Депрессия – это довольно опасное и распространённое в наше время расстройство. На данный момент депрессия стала, наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, главным недугом современного человека. В то же время, диагностика депрессии затруднена, так как многие ошибочно считают её не психическим заболеванием, а проявлением лени.

Немного о нейролингвистическом программировании

НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии - довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975-1977 годах.

Руководство по преодолению ночных кошмаров

Ночные кошмары - очень распространенное явление, почти все дети на собственном опыте знают, что это такое. Стресс, беспокойство, трудности в школе или дома - все это может спровоцировать ночные кошмары, но они укладываются в норму и не свидетельствуют ни о каких эмоциональных проблемах.

Сегодня многие жалуются на наш нервный век. Слово «стресс» прочно вошло в житейский обиход. Отчего же столь многие из нас подвержены стрессу? Результаты исследований американских ученых, опубликованные в журнале «Фэмили сёркл» («Семейный круг»), позволяют хотя бы отчасти ответить на этот вопрос. Интересно, что эти данные могли бы, вероятно, быть созвучны тем, которые были бы получены при изучении российских семей, если бы такое исследование проводилось.

Реальные страхи

Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно невротики склонны испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие. Несомненно, что проблема страха - центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии.

Признаки и особенности игровой зависимости

Согласно американской классификации психических расстройств диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти...

Психоанализ и механизмы невротических расстройств

Основоположник психоанализа Freud (1856-1939) начал свою деятельность как невропатолог. Наблюдая больных истерией в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко, обнаружил ряд клинических фактов, которые явились предметом обсуждения в книге, написанной им совместно с венским врачом И. Брейером.

Энергия эмоции

Правильное питание, регулярные тренировки и здоровый сон являются залогом нашей активности, и бодрости - это мы успели проверить на себе. Но как быть, если все условия выполняются, а тонуса, положенного нам по праву, вовсе не ощущается? Не спешите бросать полезные начинания - возможно, дело кроется в настроении...

Мнимые больные

В этой статье речь пойдет о частых посетителях врачебных клиник без всякого оправданного повода. Специалисты медицины утверждают, что Жан-Батист Мольер был не совсем прав, сделав героем своей последней пьесы мужчину. Чаще всего "мнимой" больной оказывается женщина в возрасте около 50 лет, всегда предъявляющая жалобы на одну и ту же проблему - обычно, боль, которая, как показывают многочисленные диагностические обследования, не имеет никакой органической причины. В конечном итоге, облегчение они находят у экспертов в психологии и психиатрии.

Телефонофобия

Телефонофобия – что это такое? Такой болезни в клиническом смысле слова не существует. Есть международный справочник болезней, в том числе, психических заболеваний, МКБ-10. Такого термина нет ни среди болезней, ни симптомов, ни синдромов. Есть популярное название одного из видов неврозов.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

Специфическое расстройство чтения

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнения задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении. В анамнезе лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обучения в школе.

"Отсталое чтение"

Дислексия развития

Специфическое отставание в чтении

Исключены:

  • алексия БДУ (R48.0)
  • дислексия БДУ (R48.0)
  • трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.-)

Специфическое расстройство спеллингования

Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, наличием проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно.

Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения)

Исключены:

  • аграфия БДУ (R48.8)
  • трудности спеллингования:
    • связанные с расстройством чтения (F81.0)
    • вследствие неадекватного обучения (Z55.8)

Специфическое расстройство арифметических навыков

Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях.

Связанная(ое)(ый): с развитием:

  • акалькулия
  • нарушение счета
  • синдром Герстмана

Исключены:

  • акалькулия БДУ (R48.8)
  • трудности счета:
    • связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3)
    • вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8)


Смешанное расстройство учебных навыков

Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифметических навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвечающих критериям подрубрик

Характеристика состояния

Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета (арифмети­ческие навыки).

Школьная неуспеваемость носит более тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой.

Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других высших психических фун­кций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных пред­ставлений.

Исключены:

Специфическое расстройство чтения (F81.0):

Специфическое расстройство спеллингования (F81.1):

Специфическое расстройство навыков счета (F8_L2).

Следует также исключить вторичные нарушения чтения, пись­ма, счета, обусловленные интерференцией иностранного и род­ного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенно­стью.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводят­ся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специали­зированных учреждениях и на школьных логопедических пунк­тах. Предполагается совместная работа специалистов разного про­филя: логопеда, психолога, невролога и др.


Обязательные консультации:

Логопеда;

Психиатра;

Психолога;

Невролога;

Нейропсихолога;

Психотерапевта;

Дополнительно:

Сурдолога;

Педиатра;

Генетика.

Диагностические обследования:

Аудиограмма;

КТ-головного мозга;

Принципы терапии

Направлена на устранение первичного дефекта письма, чте­ния, счета и нарушений других высших психических функций. Медикаментозная терапия. <...>

Физиотерапия;

Комплексные медико-педагогические мероприятия организу­ются с учетом степени выраженности нарушений чтения, письма или счета. Специалисты (психолог, логопед, психиатр) решают вопрос о тактике выбора начального коррекциейного курса, его последовательности, продолжительности и формы проведения (см. F81.0. F81.1. F81.2).

Длительность лечения - вплоть до возможной коррекции.

Ожидаемые результаты лечения

Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического, психологи- -ческого состояния ребенка, выбор профиля учебного учрежде­ния.


F82 Специфические расстройства развития моторной функции

Характеристика состояния

Данная группа расстройств характеризуется двигательными на рушениями, моторной неловкостью, нарушениями координа­ции, при которых отсутствуют парезы и параличи. Эти расстрой­ства обусловлены нарушением связи между корковыми и испол­нительными двигательными системами, а также разной степенью и х созревания.

В клинической картине наблюдается симптоматика наруше­ния динамического и кинестетического праксиса. В раннем дет­стве у этих детей отмечается моторная неловкость, они позже на­чинают приобретать устойчивую походку, движения их носят не­координированный характер, у них поздно формируются навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков).

У данной категории детей процесс формирования изобрази­тельной деятельности (рисования) протекает с запаздыванием и часто сопровождается негативными реакциями. Несформирован-ность рисуночно-графических навыков очень часто становится проблемой только в период начального школьного обучения. У них отмечается плохой почерк, несоблюдение строки, замедлен­ный темп работы, задержка в формировании навыков письма, ко­торая может быть связана с нарушением визуального контроля и удержанием в памяти графических поз.

Двигательные расстройства часто сочетаются с расстройства­ми речи, нарушением поведения, нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Диагноз ставится на основании тестов (проб), направленных на исследование праксиса.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия прово­дятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специ­ализированных учреждениях и на школьном логопедическом пункте.

Перечень необходимых обследований

Обязательные консультации:

Логопеда;
- психиатра;

Психолога;

Невролога;

Нейропсихолога;

Психотерапевта.


Дополнительно:

Педиатра.
Диагностические обследования:

КТ-головного мозга;

Принципы терапии

Основные коррекционные мероприятия направлены на разви­тие и формирование общих двигательных навыков, специфичес­ких организаций движений кисти руки. Важным моментом явля­ется обучение родителей комплексам двигательных упражнений, направленных на развитие общей координации, формирование лево-правых представлений; ориентации в собственном теле и специальным упражнениям, направленным на коррекцию графи­ческой деятельности ребенка.

Предполагается совместная работа специалистов разного про­филя: психолога, невролога, логопеда, логоритмиста и др.

Медикаментозная терапия. <...>

Дополнительные лечебные мероприятия:

Физиотерапия;

Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Вплоть до достижения возможного результата.

Требования к результатам лечения

Улучшение двигательных функций, координации, развитие графомоторной функции, что приводит к улучшению школьной успеваемости.

F84 Общие расстройства психологического (психического) развития

F84.0 Детский аутизм

Характеристика состояния

Личностное нарушение, при котором предшествующего пери­ода несомненно нормального развития обычно не бывает. Диаг­ноз, как правило, ставится в возрасте не раньше 3 лет, порой зна­чительно позже. Состояние ребенка характеризуется ограничен­ными стереотипными интересами и своеобразным поведением,


клонностью к привычным действиям и играм при отсутствии пеииальных навыков развития и речи наряду с тяжелым рас-тройством эмоций и отсутствием истинных контактов с родны­ми и сверстниками. Речь ограничена в пределах скудного обще­ния с близкими людьми либо отсутствует. Интеллектуальный де­фект выражен не всегда и может быть неглубоким. Характерны страхи, нарушения сна, ритуалы при приеме пищи, вспышки аг­рессии и аутоагрессии. Таким образом, основными клинически­ми признаками синдрома раннего детского аутизма являются: аутизм с аутистическими переживаниями, нарушения речи, одно­образное поведение со своеобразными двигательными расстрой­ствами.

Условия лечения

Преимущественно амбулаторное.

Стационарное лечение - при выраженности патологических проявлений (агрессия и аутоагрессия, тяжелое соматическое со­стояние).

Принципы терапии

Выбор строится на основе применения специальных психоло­гических и педагогических методик воспитания и обучения аути-стов, трудотерапии, музыкотерапии, логопедических занятий, ЛФК.

Длительность лечения

Амбулаторное - по показаниям постоянно.

Стационарное - 4-8 недель.

Ожидаемые результаты лечения Улучшение социальной адаптации.

F84.1 Атипичный аутизм

Характеристика состояния

Аномальный тип развития ребенка, как правило, проявляю­щийся в возрасте после 3 лет. По своим клиническим проявлени­ям отличается от раннего детского аутизма (болезнь Каннера) дис­социацией психических процессов, погружением в мир болезнен­ных переживаний (при ранней детской шизофрении), фантазиями, страхами, измененным отношением к родным и вы­раженным эмоциональным уплощением, часто - с отставанием в речевом и интеллектуальном развитии.

Перечень необходимых обследований см. F84.0.

Ожидаемые результаты лечения см. F84.0.

Длительность лечения см. F84.0.


FS4.2 Синдром Ретта

Характеристика состояния"

Диагноз устанавливается на основании специфической симп­томатики, появляющейся только у девочек в возрасте от 6 меся­цев до 1,5 лет и проявляющейся в нарастании аутизма, распаде речи (если она уже имеется), иногда - эписиндроме, резком от­ставании и даже регрессе психического развития. Специфически­ми для данного синдрома признаками являются потеря способ­ности пользоваться руками с появлением стереотипных движений в виде потирания рук, а также частые насильственные вздохи. После 6 лет развивается спастический паралич нижних конечно­стей с атрофией мышц. Именно эта симптоматика является опор­ной для диагностики данного синдрома в группе текущих дегене­ративных заболеваний раннего возраста.


Условия лечения Амбулаторное -нате.



Перечень необходимых обследований

Принципы терапии

Ожидаемые результаты лечения

F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

Характеристика состояния

В эту группу включаются рано развившиеся прогрессирующие заболевания с остановкой и регрессией психического развития, а также нарушением социального, коммуникативного и поведен­ческого функционирования. Как правило, это сопровождается стереотипными движениями и аутистическим поведением. Для диагноза важно, что всегда предшествует период нормального раз­вития и нет доказательств распознаваемого органического по­вреждения мозга. В эту группу включаются заболевания, описан­ные в литературе под названием «деменция Геллера и Крамера-Польнова».


Условия лечения

Перечень необходимых обследований

Диагноз ставится клинически. Все обследования и консульта­ции другими специалистами проводятся по показаниям.

Принципы терапии

Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организа­ции медико-генетического консультирования семьи. <...>

Ожидаемые результаты лечения Возможное улучшение адаптации ребенка.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. Е. Не раньше 8–8,5 лет.
 В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. Е. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
 При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).
 Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.
 Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
 При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.



Похожие статьи