Церковная организация на руси. Презентация "общественный строй и церковная организация на руси"

20.09.2019

С момента образования Древнерусского государства в нем появился структурированный общественный строй - и своеобразное классовое расслоение, хотя последнее в ранний период истории было выражено не очень четко.

Основные слои населения Древней Руси

Посмотрим, как выглядел общественный строй в славянском государстве XI – XV веков.

  • Главным человеком славянского государства был, безусловно, князь. Правда, здесь нужно сделать примечание - помимо великого князя, являвшегося «фигурой номер один», существовало еще множество удельных князей, его родичей. В собственных вотчинах главенствовали именно они. Князь регулировал все сферы общественной жизни - он был верховным судьей, законодателем, военачальником.
  • Ниже князя стояла его дружина, в которую входили и бояре. Они были советчиками князя и его доверенными, тогда как дружина младшая состояла из воинов.
  • Совершенно особенной кастой являлось духовенство - сначала это были языческие волхвы, затем православные священники. Они имели приблизительно такую же власть, как и бояре - а иногда могли так сильно влиять на верующего князя, что даже диктовали ему свои решения.
  • Самой нижней кастой древнеславянского общества были крестьяне, делившиеся на земледельцев, охотников и первых ремесленников. В первые века развития Руси простые люди вовсе не были закабаленными крепостными - они обладали личной свободой и всеми правами. Однако уже в XI веке в Древней Руси существовали зависимые люди - холопы, челядь из числа пленных врагов, слуги, работающие на хозяина по добровольному договору.

Как выглядела древнерусская церковь?

В духовной сфере тоже существовало свое особое расслоение. В каком-то смысле церковь была «государством в государстве» - по крайней мере, ее структура сильно напоминает структуру светского социума.

Во главе церкви в масштабах всей страны стоял митрополит. Но поскольку Древняя Русь была слишком велика и раздроблена, в каждом регионе имелся еще и свой епископ - напрямую подчиненный митрополиту. И уже власти епископа подчинялись низшие слои духовного общества - дьяки и священники, называвшиеся «белым» духовенством, и монастырские монахи, представлявшие духовенство «черное».

Также важно отметить, что долгое время высшее управление русской церковью осуществлял константинопольский патриарх - он же и назначал митрополитов. Только в 1051 году, когда митрополит впервые был назначен на Руси, ситуация начала постепенно меняться.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Задание 1. Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.

Задание 2. Прочитайте фрагмент из Русской Правды и выполните задания.

1) Дайте определение понятия «Русская Правда».
«Русская Правда» - свод законов на Руси.
2) Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.
За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича – 5 гривен, а за княжеского мужа – 80!
3) Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.
Вира – судебная пошлина, штраф. Гривна – денежная единица древней Руси. Рядович – человека, заключивший договор на выполнение работы. Закуп – человек, получивший заем у господина. Холоп – раб. Людина – простой, свободный житель Руси.
Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимости населения.
4) Укажите, каким образом человек мог стать рабом.
Закуп, не вернувший заем господину.

Задание 3. Дайте определение следующих понятий.
Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Нарисуйте план – схему вотчины.
Рядом поместите условные обозначения, использованные на плане-схеме.

Задание 4. Заполните схему.

Задание 5. Заполните таблицу. Сравните роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древней Руси. Подчеркните общее.

Задание 6. По какому признаку образованы ряды?
Митрополит, епископ, архиепископ – высшая церковная иерархия.
Монахи, игумены, келья – монастырь.
Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросинья Полоцкая – святые монахи и монахини.

Задание 7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфросиньи Полоцкой и ответьте на вопросы.

Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с документом.
1) Какие духовные идеалы нашли воплощение в жизни и деяниях Евфросиньи Полоцкой?
Работоспособность, бескорыстность, помощь бедным и нищим.
2) Объясните, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросиньи Полоцкой) верующие могут отнести к проявлению святости.
Жертвенная любовь во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.
3) С какой уелью, по вашему мнению, Евфросинья совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?
Евфросинья на старости лет решила посмотреть на землю, по которой когда- то ходил Бог и Спаситель мира.

Задание 8. Решите кроссворд «наоборот», то есть составьте к нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используйте пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общественный строй и церковная организация на Руси В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь? До сих пор мы изучали главным образом политическую историю нашего Отечества – объединение восточнославянских племён под властью князя киевского. При этом выяснили, что единство Древнерусского государства было бы невозможно без объединения людей, живших на его территории в сплочённое общество, которое называют народом. Народ (народность) - большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая говорит на одном языке, связанная одной верой, общими духовными ценностями, общей хозяйственной деятельностью Вспомните, по каким признакам судят что люди принадлежат к одному народу?

2 слайд

Описание слайда:

«В год 6420 . Послал Олег заключить мир и установить договор между греками и русскими.[Послы князя Олега Вещего заявили в Царьграде]: «Мы от рода русского, от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его». Повесть временных лет 1. Формирование Древнерусской народности Какие факторы, по вашему мнению, способствовали объединению восточнославянских племён в единый русский народ?

3 слайд

Описание слайда:

Изучите первый пункт § 9 учебника (с.69 – 70) «Формирование древнерусской народности», выясните, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности. Заполните схему: Единая древнерусская народность Духовный фактор Военный фактор Военный фактор (оборона) Общие цели походов воспитывали чувство родства, единства Родины Экономический фактор Экономический фактор (общие дела, торговля) Формировался единый древнерусский язык Духовный фактор (христианство) Единая вера, единые нормы поведения, праздники, традиции

4 слайд

Описание слайда:

2. Основные слои населения Древней Руси Итак, все люди в Древнерусском государстве сплотились в единый народ, который, однако, как и в других странах, состоял из различных слоёв, которые мы называем сословиями Вспомните, по каким признакам люди объединяются в одно сословие? Назовите основные сословия Западной Европы? Сословия – большие группы людей, имеющие общие признаки (занятия, права и обязанности) Население древней Руси делят на свободное и зависимое. Назовите известные вам слои населения Древней Руси

5 слайд

Описание слайда:

На вершине Древнерусского общества стояли князья из рода Рюриковичей. Власть князя опиралась на дружину, которая делилась на старшую и младшую. Старшая дружина(бояре) была наиболее приближена к князю. С ними князь советовался, их назначал на высшие государственные должности (наместники, тысяцкие – главы народного ополчения, ставил во главе посольств). Младшая дружина – воины и исполнители княжеских поручений. С распространением христианства всё большее влияние приобретает православное духовенство Свободное население (Высшие сословия)

6 слайд

Описание слайда:

Назовите главное занятие восточных славян? Как вы считаете, какое сословие - самое многочисленное в Древнерусском государстве? Основная масса населения – люди (свободные крестьяне – общинники). Они жили в деревнях – небольших поселениях. Жители нескольких близлежащих деревень составляли соседскую (территориальную общину) - (вервь или мир) Каковы основные признаки соседской общины? Крестьяне – общинники сообща платили дань государству за право пользоваться землёй и защиту Земля считалось совместной собственностью общины, земли, пригодные для пашни делились на наделы для каждой семьи

7 слайд

Описание слайда:

С IX в. появляются укреплённые поселения, огороженные крепостными стенами – города. В Скандинавии Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Назовите известные вам Древнерусские города. Каковы основные занятия жителей городов? Города: Укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из близлежащих селений; 2. Административные центры - центры управления, здесь озвучивалась воля князя, вершился суд; 3. Центры ремесла и торговли Основным населением городов были купцы и ремесленники. Князья собирали с торговых людей мыто – торговую пошлину, что приносило большой доход. В города крестьяне везли выращенные продукты, а покупали ремесленные изделия

8 слайд

Описание слайда:

На городском торгу сходились люди из разных земель, в общении между ними складывались единые традиции, формировался единый древнерусский язык Свободное население (Низшие сословия)

9 слайд

Описание слайда:

Вотчины, в отличие от общинных земель, были в личной собственности феодалов (землевладельцев). Вотчина состояла из княжеской усадьбы, примыкавших к ней пахотных земель и деревень, в которых жили и трудились на князя зависимые крестьяне. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам за службу, а также Церкви. Так появляются боярские и церковные вотчины Особое место среди древнерусских поселений занимали расположенные рядом с крупными городами вотчины (от слова «отче» – отец; вотчина – земля отца) - наследственное земельное владение князя (преходящее от отца к сыну). А. Васнецов. Двор князя Вспомните, какие повинности в пользу феодала несли зависимые крестьяне в Западной Европе? 3. Земельные отношения Какие сословия Древней Руси являлись феодалами (землевладельцами)?

10 слайд

Описание слайда:

Работая с п.3 § 3 (с.71), заполните таблицу: Зависимое население Древней Руси Зависимое население Характеристика Рабы (Холопы челядь) Смерды Закупы Рядовичи Военнопленные (челядь) или продавшие себя в рабство за долги (холопы) Зависимые крестьяне, которые несли повинности в пользу князя Разорившиеся крестьяне – общинники, получившие от князя«купу»- ссуду скотом, орудиями труда и отрабатывающие долг Люди, заключившие с князем (или другим землевладельцем)«ряд»- договор, согласившись жить и работать на господина

11 слайд

Описание слайда:

4. Церковная организация. Храмы и богослужения Почему Церковь играла огромную роль в жизни людей в Средние века? После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация. До середины 15 в. Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриарха, который назначал на Русь митрополита – главу Русской православной церкви, резиденция которого находилась в Киеве. Первым русским митрополитом стал Иларион, современник Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским патриархом, т.к. Русь находилась в тот момент в состоянии войны с Византией. В крупные города митрополит назначал епископов. В подчинении епископов находилось местное духовенство, которое делилось на белое и чёрное Вспомните, кого относят к чёрному и белому духовенству? Святой Иларион, митрополит Киевский. Икона XI в. Составьте схему: Организация Русской православной церкви

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Храмы (церкви и соборы – центральные городские храмы) Приходские (строились на деньги городских или сельских жителей – прихожан данного храма) Домовые (строились в домах и усадьбах обеспеченных людей для их семей) Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. При каком князе возведён собор?

14 слайд

Описание слайда:

5. Монастыри Вспомните, каковы причины возникновения монастырей в Западной Европе? Приведите факты, подтверждающие, что монастыри в Западной Европе были не только духовными центрами, но и культурными Монахи основывали свои религиозные общины- монастыри, во главе которых стояли игумены. Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча. Он поселился близ Киева в пещере, жил уединённо, однако вести о его святости распространились и к нему стали приходить другие люди. Так возник Киево – Печерский монастырь («Печерский» – от слова – «пещера»). Монахи сообща вели хозяйство, переводили с греческого церковные книги, писали иконы, летописи. Вспомните имя самого известного летописца - монаха Киево – Печёрского монастыря? Киево – Печерский монастырь

16 слайд

Описание слайда:

Единая Православная вера объединила разрозненные племена - предков русских, украинцев, белорусов в единый народ. Православная вера скрепляет дружбу наших братских народов уже более тысячи лет едиными христианскими ценностями, которые принципиально отличаются от языческих. Вспомните, жестокую месть древлянам Ольги (тогда ещё язычницы) - по языческой традиции кровной мести. Вспомните, что Владимир - христианин говорил о себе – язычнике: «Я был зверь, а не человек» Изучите п. 6 § 9 (с.75) «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», объясните, какие ценности процветали в язычестве, какие ценности принесло православное христианство? Язычество – культ силы и жестокости Православие - культ смирения и добрых дел

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: Учебник параграф 9. Вопросы и задания с. 76. Сообщение (презентация) Первые русские святые

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Общественный строй и церковная организация на Руси».

Антоненкова А.В.,

Учитель МОУ Будинской ООШ

Бельский район Тверской области

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

    применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

    овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных

    соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: (коммуникативные)

    организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

    воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные )

    формулировать новые задачи учебной деятельности,

    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    составлять план действий, оценивать правильность решений.

    Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные )

    работать с различными источниками информации,

    устанавливать причинно- следственные связи,

    строить логическое рассуждение,

    анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:

    формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

    развивать творческие способности через активные формы деятельности

    формировать российскую гражданскую идентичность;

    расширять опыт оценочной деятельности;

    осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник, схемы

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

Персоналии : Алипий Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Ефросинья Потоцкая, Иларион

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Рабочая тетрадь – задания 1,2, 5

Проверим:

Задание 1: 1. Русь , 2. княжеские междоусобицы , 3. Наместник , 4. династической

5. "Русская Правда"

Задание 2 . Имена князей и их прозвища

Святополк Окаянный, Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий, Владимир II Мономах, Мстислав Великий, Ярослав Мудрый

Задание 4.

Задание 5.

3. Мотивационно - целевой этап.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы :

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Ориентационный этап.

1. Формирование древнерусской народности.

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Давайте проверим, что у вас получилось

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси.

Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари (те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2) Крестьяне -(те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3) Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в древнерусском государстве стали составлять единое общество. Как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли князья. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Князь опирался на дружину . Она делилась на старшую - бояр и младшую .

С принятием христианства появляется особый слой населения – духовенство .

Основная масса населения были свободные земледельцы – люди, которые объединялись в общины. ПО мере роста городов них появляются ремесленники и купцы.

Но в обществе были и люди, которые не были свободными.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Холоп – раб.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. «Земельные отношения».

Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община?

Есть ли что-то общее и чем различаются?

Родовая община соседская община

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. А как были использованы остальные земли? Пашни? Луга? Таким образом постепенно государство утверждало своё право собственности на землю.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников НА землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а так же церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

4. Церковная организация. Храмы и богослужения.

Прочитайте самостоятельно и заполните схему:


5. Монастыри.

Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

(распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

Как вы понимаете, что такое монастырь((это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена .

Прочитайте материал на стр. 74 (со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

Кто такие миссионеры? (просветители населения, незнакомого с христианством)

6. Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Давайте познакомимся с этими ценностями и составим таблицу.


5. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь.


Задание1 .

Задание 2.

1) "Русская правда" - свод законов на Руси

2) За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича - 5 гривен, а за княжеского - 80.

3) Понятия из текста.

Вира - судебная пошлина, штраф.

Гривна - денежная единица в Древней Руси.

Рядович - человек, заключивший договор на выполнение работы.

Закуп - человек, получивший заем у господина.

Холоп - раб.

Людина - простой свободный житель Руси.

4) Человек мог стать рабом, если он не вернул заем. То есть рабом мог стать закуп.

Задание 3.

Определение понятий

Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Задание 4.


Задание 5.

Роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средних веках и в жизни Древней Руси.

Линии сравнения

Монастыри в Западной Европе

Монастыри на Руси

Роль в религиозной жизни

Распространение христианства, вероучения.

Роль в развитии культуры

Писали книги, часто обучали грамоте мирян, собирались сведения по медицине, создавались библиотеки, занимались наукой.

Писали иконы, создавались и переписывались книги, вели летописи.

Задание 6.

    Митрополит, епископ, архиепископ - высшая церковная иерархия.

    Монахи, игумен, кельи - то, что есть в монастырях.

    Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Ефросиния Полоцкая - монахи.

Задание 8

1.Резиденция - место нахождения митрополита в Киеве.

2.Игумен - Кто стоял во главе монастыря?

3.Архиепископ - Духовный чин между епископом и митрополитом.

4.Митрополит - Кто был во главе Русской православной церкви?

5.Евангелие - часть Библии, содержащая описание земной жизни Иисуса Христа.

6.Поучение - наставление, назидание, добрый совет.

7.Десятинная - первая каменная церковь Древнерусского государства в Киеве.

8.Монастырь - место, где живут монахи.

9.Христианство - религия, в которой поклоняются Иисусу Христу как Сыну Божию и Спасителю мира.

10.Православие - одно из направлений христианства.

11. Миссионеры - люди, распространяющие христианство в других странах и землях.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, термины,



Похожие статьи