Таблица церковная организация на руси история 6. Презентация "общественный строй и церковная организация на руси"

20.09.2019

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Подчинение власти киевского князя;

Участие племен в общегосударственных делах;

Совместные военные походы;

Сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

Принятие христианства, вера в единого Бога;

Отождествление себя с русским народом.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья ) получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга - тиун.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

  1. Закрепление учебного материала

Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

Параграф 9 пересказ

Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»


С1037 г. русская Церковь была организована как епархия константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно Церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства и политики. Под таким угломзрения, русская Церковь в киевский период являлась автономной организацией, своего рода государством в государстве; как мы знаем (Гл. VI, 8), у Церкви даже были свои «подданные», поскольку определенные категории людей находились под ее исключительной юрисдикцией. В то же время, не только в соответствии с византийской теорией «симфонии» между Церковью и государством, но и в качестве действующего организма, Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики. В определенной степени церковная администрация, основанная на принципе строгой субординации послужила моделью для укрепления княжеской администрации, как, например, в Суздальской земле. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности. С другой стороны, она внесла некоторые феодальные элементы в русскую социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая новую социальную группу – «изгоев», чье положение имело некоторое сходство с крепостными (см. Гл. VI, 8).

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей – епископов и настоятелей монастырей – обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа . Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным. При Владимире на Руси было основано восемь епархий (см. Гл. III, 4). С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий. С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу . На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав – такой как в монастыре Студион в Константинополе – был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в «пустыне» (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые «Церковные уставы», большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках . Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по‑видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,– привод в церковь собаки или какого‑то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли «шлюхой» и так далее.

Тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры. под которыми они указаны.

1) принятие христианства
2) развитие торговли
3) сохранение племенных обычаев
4) сохранение различий в языке
5) собирание народного ополчения со всех земель
6) утверждение кровной мести

2.

Основная часть населения Древней Руси, свободные зем­левладельцы. которые выплачивали налоги в пользу власти, — это __________.

3.

А) князь
Б) смерд
В) рядович выполнение работы
Г) вотчина

Значения

1) наследственное земельное владение
2) человек, заключивший договор на выполнение работы
3) правитель в Древнерусском государ­стве
4) свободный крестьянин в Древней Руси, позднее несший повинности и плативший дань

4. Выберите из списка три категории населения, относя­щиеся к правящей части общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) крестьяне
2) ремесленники
3) дружина
4) бояре
5) князь
6) смерды

5. В общине земля находилась

1) в совместной собственности общинников
2) в личной собственности главы общины
3) в собственности церкви
4) в частной собственности наиболее богатых членов об­щины

6. Расположите церковных служителей в порядке служеб­ной иерархии (начиная с верхней ступени).

1) монах
2) митрополит
3) патриарх
4) епископ

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глава церкви в Новгороде в ХП в. получил особый титул — __________.

8. Выберите из списка три термина, относящихся к церков­ной организации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приход
2) прибыль
3) собор
4) игумен
5) челядин
6) дружинник

9. Основателем Киево-Печерского монастыря считается

1) князь Владимир
2) преподобный Антоний
3) Феодосий Курский
4) святой Дмитрий Солунский

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая проживала в монастырях и давала монашеские обеты, называлась __________.

11. Как называется наиболее известное сочинение митрополита Илариона?

2 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение языческих верований
2) развитие ремесла и торговли
3) участие племенной знати в решении общегосударственных вопросов
4) поддержание племенных конфликтов
5) принятие христианства
6) деление земель в результате княжеских усобиц

2. Запишите термин, о котором идёт речь. Служители религиозного культа, исповедующие веру в единого Бога, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) закупы
Б) бояре дельцы
В) рядовичи
Г) холопы

Значение

1) высший слой населения, землевла­дельцы
2) полностью зависимое население
3) люди, взявшие заём и обязанные отработать его
4) люди, заключившие договор на выполнение работы

4. Выберите из списка три категории населения, которые жили в городах Древней Руси. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) ремесленники
2) крестьяне
3) дружинники
4) общинники
5) купцы
6) смерды

5. Князь передавал землю дружинникам при условии

6. Митрополит Русской православной церкви до середины XV в. подчинялся

1) церковному совету
2) синоду
3) патриарху Константинополя
4) епископам

7. Запишите пропущенное слово.

До конца XIII в. резиденцией митрополита Русской православной церкви был город __________.

8. На каком языке велась служба в церквях Древней Руси?

1) греческом
2) латинском
3) старославянском
4) английском

9. Выберите из списка три самых влиятельных и известных монастыря в Древней Руси. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Александро-Невская лавра
2) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
3) Юрьев монастырь в Новгороде
4) Елецкий монастырь в Чернигове
5) храм Василия Блаженного
6) Богородице-Рождественский монастырь во Владимире­-на-Клязьме

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая служила в соборах и церквях и не давала монашеских обетов, называлась __________.

11. Назовите митрополита Русской православной церкви XI в., автора сочинения «Слово о Законе и Благодати».

Ответы на тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси
1 вариант
1-125
2. люди
3-3421
4-345
5-1
6-3241
7. архиепископ
8-134
9-2
10. черное
11. Слово о Законе и Благодати
2 вариант
1-235
2. духовенство
3-3142
4-135
5-3
6-3
7. Киев
8-3
9-346
10. белое
11-Иларион

Вопрос к I пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

Все племена вошли в единое государство;

Совершало походы ополчение всех племён;

В дружину князя попадали воины из всех племён;

В едином государстве были единые законы (Русская правда);

Племена сплотила также единая православная вера;

Племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко II пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к IV пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к V пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопрос к параграфу №1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

Вопрос к параграфу №2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Вопрос к параграфу №3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам. Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

Вопрос к параграфу №4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

Вопрос к параграфу №5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

Вопрос к параграфу №6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

Общий план монастыря;

Жилища монахов – их кельи;

Пища монахов, ограничения в этой области;

Молитвы монахов, истории о святых из их среды;

Работа монахов;

Книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;

Проповеди, влияние монастыря в народе.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

Место и роль Руси в Европе

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к I пункту. Какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.? Как называли правителей этих государств?

В те века в Европе уже существовали такие государства как Норвегия, Дания, Франция, Англия Шотландия, Великая Моравия, Польша, Чехия, Папское государство, Священная Римская империя и другие. Большинство правителей этих государств звались королями, некоторые – герцогами. Существовали также государства архиепископов. На весь католический мир существовал один император (Священной Римской империи) и один папа римский (который также возглавлял собственное государство).

Вопрос к параграфу №1. Какие виды транспорта использовались в IX-XII вв. для перевозки товаров?

Прежде всего, торговали по рекам и озёрам на ладьях. Сухопутные дороги в то время оставались слишком плохими.

Вопрос к параграфу №2. С какими из европейских стран торговала Русь?

Торговали по Балтийском морю со Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, славянами и немцами на балтийском побережье современной Германии.

Вопрос к параграфу №3. Какие степные народы являлись противниками Руси?

Вначале русские дружины боролись с печенегами, позже место печенегов заняли половцы. Также одно время Киеву угрожали хазары и волжские булгары; хотя эти народы нельзя считать полностью степными: их государства включали крупные торговые города на судоходных реках.

Вопрос к параграфу №4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

«Особые отношения Руси и Византии находили выражение в династических браках … Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома». При этом в учебнике перечисляются жёны русских князей из Византии.

«Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Докажите, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

Доказательства:

Династические браки русского княжеского дома;

Участие европейцев (поляков) в войнах между русскими князьями;

Торговые связи с европейскими странами;

Принятие единой с Европой христианской веры (тогда ещё не было разделения на католичество и православие).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.».

Предлагаемый план эссе:

Уровень развития мировой торговли в IX-XII веках, Великий шёлковый и другие торговые пути;

Торговый путь «из варяг в греки», его значение;

Торговля древнерусских купцов в Балтийском море;

Торговля купцов других стран с Новгородом;

Торговый путь по Волге и Каспийскому морю, другие государства на этом пути, такие как Волжская Булгария;

Активнейшая торговля с арабами (больше всего в слоях того времени археологи находят именно арабских монет);

Отношение славян того времени к торговым операциям и деньгам (в частности, нужно вспомнить про резаны: арабские монеты резали и расплачивались ими просто как кусочками серебра, по весу, таким образом показывая полное не понимание сути монеты как изделия).

Древнейшее упоминание об учреждении церковной иерархии на Руси содержится в упоминавшемся ранее "Окружном послании" патриарха Фотия, где говорится о посылке к "росам" митрополита Михаила. Однако, как уже говорилось, даже если речь в послании идет о Киеве, просуществовала эта епархия недолго. Несколько более вероятно существование церковной организации в середине Х в. Упоминаемая в договоре 945 г. церковь св. Ильи, в которой присягали дружинники названа "соборной". Это означает, что она была не единственной, а главной в городе, и служил в ней не один священник, а несколько ("собор"). Вполне возможно, что священник, возглавлявший клир этой церкви и, соответственно, имевший право старшинства по отношению к другим церквам, мог иметь архиерейский сан. Но если учесть, что до Владимирова крещения периоды сравнительно успешного распространения христианства сменялись полосами языческой реакции, то следует признать, что постоянно действующей и самовоспроизводящейся церковной организации в это время скорее всего быть не могло.

Но значит ли это, что сразу же после Крещения церковная организация обрела законченные и стройные формы? Официальная церковная историография именно так и трактует данный вопрос: непосредственно после обращения киевлян в новую веру была учреждена митрополия во главе с Михаилом, поставленным константинопольским патриархом, а следом стали создаваться подведомственные митрополичьей кафедре епископии. Однако данные источников этого не подтверждают. Первое упоминание о киевском митрополите в "Повести временных лет" относится лишь к 1039 г. В данной погодной статья говорится, что митрополит-грек Феопемпт участвовал в освящении Софийского собора. На этом основании А.Е. Пресняков делал вывод, что официальный список митрополитов, начинающийся с Михаила - явно позднего происхождения, а имя первого архиерея "заимствовано" из "Окружного послания" Фотия. В действительности же, по его мнению, первым предстоятелем Русской церкви был тот "поп Анастас", который, согласно "Повести временных лет", был приведен Владимиром из Корсуня, руководил крещением киевлян, а после этого возглавил клир Десятинной церкви. В пользу этой версии говорят следующие факты:

1. Об особом положении Анастаса свидетельствует то, что именно ему Владимир передал на хранение свою казну и доверил сбор в пользу церкви десятины от всех даней и доходов.

2. Известно, что новгородцев крестил корсунянин Иоаким, ставший после этого епископом. В соотнесении с этим фактом представляется весьма маловероятным, чтобы Анастас, осуществлявший аналогичную миссию в стольном граде, получил бы во вновь созданной епархии меньший сан.

3. В хронике Титмара Мерзебургского сообщается, что в 1018 г. польского короля Болеслава, поддержавшего Святополка, встречал в Киеве местный архиепископ. Это согласуется с летописным известием о бегстве Анастаса вместе с Болеславом, когда тот вынужден был оставить Киев. Из этих двух фактов нетрудно сделать вывод, что упоминаемый Титмаром архиепископ и есть Анастас. А умолчание летописи о его архиерейском сане может быть объяснено отношением летописца к предательству Анастаса.

Кто был преемником первого предстоятеля Русской церкви, сказать трудно. В официальном списке митрополитов после мифического Михаила значится Леон. В "Житии Бориса и Глеба" также упоминается данное имя. При этом автор называет Леона то митрополитом, то архиепископом, что также свидетельствует в пользу гипотезы А.Е. Преснякова. В связи с этим заслуживает внимания его предположение о первоначальном подчинении Киевской архиепископии не напрямую Константинопольскому патриархату, а болгарской (Охридской) епархии. По крайней мере, весьма многозначительно совпадение дат: в 1037 г. упраздняется автокефалия Болгарской церкви, а вскоре в Киеве появляется митрополит Феопемпт. Очевидно, повышая статус Киевской кафедры и напрямую подчиняя ее Константинополю, византийцы стремились укрепить свое влияние на Руси.

Однако, как показало будущее, результат оказался обратным. Именно на начало 40-х гг. XI в. приходится резкое обострение русско-византийских отношений, апогеем которого был поход княжеской дружины на Константинополь в 1043 г. Видимо, деятельность митрополита сыграла в этом не последнюю роль, поэтому он оказался persona non grata. Об этом говорит тот факт, что в следующем, 1044 г. по распоряжению Ярослава состоялось крещение останков Олега и Ярополка - акция, которая никоим образом не могла быть одобрена архиереем-греком. Следовательно, к этому моменту Феопемпта в Киеве уже не было. А в 1051 г. собор русских епископов избирает на митрополию Илариона, ставленника великого князя. Правда, вскоре после смерти Ярослав он был, очевидно, смещен с кафедры и отношения с Константинополем восстановлены, поскольку под 1055 г. уже упоминается новый митрополит - грек Ефрем. Только еще один раз после Илариона киевскую кафедру занимал "русин", поставленный без ведома Константинополя. Это был знаменитый книжник Климент Смолятич (1147-1154), возведенный на митрополию по инициативе Изяслава Мстиславича и занимавший кафедру до его смерти.

К концу XI в. складывается епископальная организация древнерусской церкви. В начале этого века на Руси было 9 епархий, причем Тмутаракань имела статус архиепископии. С 1165 г. архиепископией становится и новгородская кафедра. Причем согласно неписаной конституции вечевой республики владыка лишь утверждался киевским митрополитом, а выбирало его вече.

С увеличением числа городов и ростом их экономического значения росло и число епархий. К середине XIII в. их было уже 16. В сравнении с Византией, где насчитывалось более 90 митрополий и около 6 тыс. епископий, это было ничтожно малое число. Причины столь высокой степени централизации древнерусской церкви по-разному объясняются в исторической литературе. Н.М. Никольский считал, что такая структура была выгодна великокняжеской власти, тогда как Константинопольский патриархат был заинтересован в увеличении числа епархий, чтобы экспортировать на Русь "излишки" духовенства. По мнению Д. Оболенского Византии была выгодна раздробленность Руси (как политическая, так и церковная), поскольку это превращало отдельные княжества в "пешки на шахматной доске византийской дипломатии". В то же время Г.Г. Литаврин убедительно показал, что Византия вовсе не была заинтересована в политической раздробленности Руси, т.к. внутренняя нестабильность дезориентировала имперских политиков. Поэтому вряд ли Византия стала бы устранять столь важный фактор этнополитической консолидации, как единая церковная организация. За всю историю Киевской Руси лишь один раз была предпринята попытка дробления митрополии: в начале 70-х гг. XI в. (до 1076 г) помимо киевской существовали черниговская и переяславская митрополичьи кафедры.

Еще одной загадкой ранней истории русской церкви является молчание источников о существовании в X - нач. XI вв. на Руси монастырей. Упоминания о них, если и встречаются в текстах, то на поверку оказываются поздними и недостоверными. Только с эпохи Ярослава Мудрого получает развитие монастырская организация, что самими летописцами осознавалось как новое явление : "чернорисцы поча множитися и монастыреве почаху быти", - сообщает "Повесть временных лет". Большинство монастырей, возникших в это время, были княжескими, т.е. основанными на средства князей и в честь их небесных патронов. Так, Ярослав основал в Киеве Георгиевский и Ирининский монастыри в честь святых-покровителей - своего и своей жены, а по повелению и на средства его сына Изяслава был учрежден Дмитриевский монастырь.

Первым некняжеским монастырем в Киеве был Печерский. Его основателем был Антоний, "русин", родом из городка Любеч под Черниговом. Постриг он принял на Афоне, в самом крупном и влиятельном центре православного монашества. Примерно в 1028 г. он возвратился в Киев и поселился на берегу Днепра в пещере, вырытой им рядом с кельей Илариона - будущего митрополита. Вскоре Антоний приобрел славу великого подвижника, и когда вокруг его кельи появилось еще 12 пещер отшельников, Антоний принял решение об основании монастыря и поставил игуменом Варлаама. Впрочем, правильнее было бы назвать эту обитель скитом ("особножительством"). Монастырем ("киновией") в точном смысле этого слова она стала лишь в 1057 г., когда новый игумен Феодосий ввел "общежительский" устав Феодора Студита.

Авторитет Печерского монастыря, основанного не князем, а подвижниками веры, был чрезвычайно велик. Он стал главным очагом распространения монашества на Руси. Так, сам Антоний основал под Черниговом в Болдиных горах Елецкий Успенский монастырь, Варлаам стал игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве, а другой печерский игумен - Стефан, рассорившись с братией, основал по соседству Влахернский монастырь.

В 1170 г. игумен Печерского монастыря получает сан архимандрита. Это означало, что данный монастырь является наиболее влиятельным в городе и его настоятель имеет право старшинства по отношению к другим игуменам и может представлять интересы всех монастырей перед светской властью. Наиболее ярко проявлялась эта функция архимандрита в Новгороде, где он выступал от имени всего монашества города на вече. Появление архимандритии в Новгороде датируется рубежом XII-XIII. В XIII в. архимандритии появляются также в Ростове и Владимире-на-Клязьме.

Весьма своеобразны были формы материального обеспечения древнерусской церкви. Киевская держава может быть отнесена к тому типу государственных образований, которые историки называют "варварскими" или "дофеодальными", поскольку возникают они задолго до полного оформления феодального способа производства. Присвоение прибавочного продукта феодализирующейся военной элитой осуществлялось в таких государствах в форме централизованной ренты, т.е. сбора дани (в Киевской Руси - полюдья ). В этих условиях единственно возможной формой материального обеспечения церкви было отчисление на ее нужды "десятины" - десятой доли доходов князя. Другой источник доходов получила церковь с передачей в ее юрисдикцию семейного и гражданского права. Взимаемые судом "виры" по этим делам также пополняли церковную казну. С развитием внутренней торговли добавилась и такая статья доходов, как "торговая десятина" - доля с торговых пошлин, передаваемая в распоряжение церкви.

Начиная с XI в. все возрастающую роль стало играть церковное землевладение. В основном, земли и села жертвовались князьями при основании монастыря или передавались уже существующим обителям "на помин души". О том, что уже в XI в. некоторые монастыри превратились в крупные хозяйственные комплексы, говорит факт существования при Печерском монастыре богадельни, на содержание которой расходовалась десятая часть доходов монастыря.

Не только монастыри, но и храмы владели недвижимостью в пределах города и его округи. В связи с этим даже возникает особая корпорация городского белого духовенства, известная по письменным источникам как "клирошане" или "крылошане". Название это произошло от греческого слова "клирос" (), обозначающего штат "соборной" церкви, в которой, в отличие от обычного приходского храма, богослужение велось ежедневно, что требовало привлечения значительно большего числа духовных лиц ("собора"). Как правило, соборные церкви были кафедральными, т.е. в них служили архиереи. Поэтому все пожертвования недвижимости в пользу епархии поступали в распоряжение соборной церкви. Таким образом, клирошане выступают в качестве особой корпорации, группирующейся вокруг кафедрального собора, члены которой являлись наследственными владельцами недвижимости, принадлежавшей данному храму. Но поскольку к службе в соборе по будним дням привлекался и персонал остальных приходских церквей, клирошане фактически являлись корпоративной организацией всего городского белого духовенства. И в этом качестве клирос мог даже брать на себя некоторые функции архиерея.



Похожие статьи