Высшим органом управления некоммерческим фондом признается. О некоммерческих организациях

22.09.2019

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

  • О некоммерческих организациях
    • Глава V. Управление некоммерческой организацией
      • Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Консультации юриста по ст. 29 Закона О некоммерческих организациях

Задать вопрос:


    Евгения Богданова

    Как создать благотворительный фонд?. Что надо и какие налоги он платит Где почитать подробнее?

    • Ответ юриста:

      Благотворительный фонд - это одна из разновидностей общественных (некоммерческих) организаций. Что касается бумажного оформления, то формы необходимые для представления в Управление Федеральной регистрационной службы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» . Вам будет необходимо заполнить заявление формы РН0001(в Консультанте найди)Итак, вам понадобятся:1) Заявление формы РН0001, подписанное руководителем (учредителем) общественного объединения (2 экземпляра; удостоверительная надпись нотариуса проставляется только на 1 экземпляре) ;сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах (лист Б) заполняется на всех учредителей.2. Устав общественного объединения в 3-х экземплярах (подлинники) ; устав должен соответствовать требованиям ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» .3. Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа с приложением списка присутствующих (2 экземпляра) ;4. Документ об уплате государственной пошлины (1 оригинал и 1 копия) ;5. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (заявление о предоставлении адреса от физического либо юридического лица с приложением копий документов, подтверждающих право собственности на представляемое помещение) .Теперь по отчетности:В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» зарегистрированная общественная благотворительная организация ежегодно до 1 апреля представляет в территориальный орган Федеральной регистрационной службы отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;-персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;-составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ) ;-содержании и результатах деятельности благотворительной организации;нарушениях требований указанного Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в тот же срок в территориальный орган Федеральной регистрационной службы представляется информация:о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц (об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, сообщается в тeppитopиaльный орган Федеральной регистрационной службы в течение трех дней с момента таких изменений) ;об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОНОООЗ, утвержденной Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» .Все не влезло, если что пиши на почту

    Ирина Волкова

    Как осуществляется перевод с одной организации в другую?

    • Ответ юриста:

      Перевод На Работу В Другую Организацию осуществляется по согласованию между руководителями соответствующих организаций. Перевод на постоянную работу в другую организацию допускается только с согласия работника. В случаях, прямо предусмотренных в законе, допускается временный, на срок не более 1 месяца, перевод на работу в другую организацию, но в той же местности и без согласия работника. Такой перевод возможен, в частности, в связи с простоем или производственной необходимостью (см. в случае производственной необходимости; Временный перевод на другую работу в случае простоя) . Под другой организацией понимается любая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке в качестве юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, имеющего свое наименование и почтовый адрес. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений) , финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (ст. 50 ГК) . Почтовый адрес организации следует отличать от места ее нахождения как юридического лица. Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Так, если организация зарегистрирована в Московской регистрационной палате, то местом ее нахождения с юридической точки зрения будет считаться г. Москва в существующих административно-территориальных границах. Почтовый же адрес организации определяет ее фактическое (конкретное) территориальное расположение. Не может рассматриваться как перевод на работу в другую организацию перевод работника в другое структурное подразделение внутри организации (цех, участок, отдел и др.) . Перевод на постоянную работу в другую организацию влечет за собой изменение одной стороны трудового договора (контракта) , поэтому он рассматривается законодательством как самостоятельное основание прекращения ранее заключенного трудового договора (контракта) (п. 5 ст. 29 КЗоТ) и в то же время как основание для заключения нового. В соответствии с ч. 4 ст. 18 КЗоТ работнику, приглашенному на работу в порядке перевода из другой организации по согласованию между руководителями организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора (контракта) . Такой договор (контракт) должен быть заключен с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы (если соглашением сторон не было предусмотрено иное) . Если в результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора (контракта) работник имел вынужденный прогул, то оплата - по правилам оплаты вынужденного прогула работника, незаконно уволенного с работы (п. 2 пост. Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.) . В трудовой книжке работника, переведенного на работу в другую организацию, производятся соответствующие записи об увольнении и о приеме на работу в порядке перевода.

    Виталий Верхотурцев

    Можно ли ООО пререгистрировать в ЗАО?. Если, возможно - примерные действия?

    • Легче открыть ЗАО, потом ликвидировать ООО.

    Антонина Андреева

    Нельзя заключать трудовой договор с руководителем и членами Правления НКО, а какой договор заключить можно и нужно?. Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд, но согласно ст. 29, п.5 ФЗ "О НКО" гласит: "НКО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления".В моей ситуации руководителям НКО на самом деле не нужна з/п. Следовательно оформить их по трудовому договору нельзя по гражданскому (как? за выполнение услуг вхождение в Правление НКО? -абсурд). КАК ОФОРМЛЯТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?КАКОЙ ДОГОВОР С НИМИ ЗАКЛЮЧАТЬ?ПССлышал о каком-то социальном договоре (или что-то в этом роде) предусмотреный для таких случаев...

    • а договор то зачем нужен?
      деньги платить или еще для чего?

    Юлия Петухова

    Какую роль в реализации дееспособности юридического лица играют его органы?

    • Ответ юриста:

      И вы думаете получить полный ответ в 3000 знаков? . Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК) .В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) . Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.Исполнительный орган (директор, правление и т. п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников) , при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т. д.) .Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях) . Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров) , создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст. 103, 110 ГК) . Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

    Кристина Михайлова

    Скажите, пожалуйста, какие документы нужно подготовить для создания филиала Неком. партнерства?

    • Ответ юриста:

      Некоммерческое партнерство имеет следующие права:
      Оказывать помощь и поддержку своим членам в видах деятельности, направленных на достижение определенных в Законе целей (социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных и др.)
      Вести деятельность, направленную на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, защиту прав, интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов и иные цели, связанные с достижением общественных благ и повышения благосостояния общества (подробнее см. п. 1 ст. 8Федерального закона «О некоммерческих организациях»)
      Вести предпринимательскую деятельность, но направленную исключительно на достижение целей, ради которых было создано некоммерческое партнерство
      Открывать и вести счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами
      Иметь собственную эмблему, а также бланки и штампы со своим наименованием
      Открывать филиалы и представительства на территории РФ
      Создавать другие некоммерческие организации, становиться членом ассоциаций и союзов (только ради достижения уставных целей)
      К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях") ., в том числе - создание филиалов и открытие представительств некоммерческого партнерства.
      Создание филиала начинается с того, что руководство компании должно принять решение (приказ, распоряжение) о его создании. Кроме того, потребуется разработать и утвердить положение о филиале. В этом документе следует раскрыть правовой статус подразделения, его место расположения, основные функции и другие вопросы.
      В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Поэтому, когда осуществляется создание филиала, нужно внести соответствующие изменения в устав фирмы.
      После издания приказа и внесения соответствующих изменений в документацию необходимо принять на работу руководителя и сотрудников филиала, при этом руководитель вправе самостоятельно решать кадровые вопросы.
      Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Нужно иметь в виду, что полномочия директора подразделения в обязательном порядке подтверждаются доверенностью. Они не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах организации, положении о филиале.
      Создание филиала подразумевает следующие операции:

      Подбор местонахождения создаваемого филиала (юридический адрес) .
      - Подготовка комплекта документов, необходимых для внесения филиала в реестр и его постановки на учет в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах (в т. ч. Положение о филиале) .
      - Внесение филиала в реестр.
      - Присвоение кодов Госкомстата.
      - Получение разрешения на изготовление печатей и штампов и их изготовление.
      - Изготовление и нотариальное заверение копий Положения о филиале и иных документов для постановки создаваемого филиала на учет в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах и для открытия счета в банке.
      - Постановка филиала на учет в налоговом органе, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде занятости, фонде социального страхования.
      - Открытие счетов в определенном банке.
      Таким образом, создание филиала требует серьезных усилий и затрат времени. Одновременно нужно отлично знать российское законодательство, а также специфику работы с разными государственными учреждениями. При создании филиала за рубежом необходимо в совершенстве знать законодательство страны местонахождения филиала.

    Инна Герасимова

    Автономная некоммерческая организация . 4 ст. 29 ФЗ об "НКО" гласит, что Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. Может ли Единственный учредитель Автономной некоммерческой организации предусмотреть в Уставе за собой право на "Право решающего голоса" в случае если голоса разделятся поровну?

    Кворум заседания.. Негосударственный пенсионный фонд- некомерчиская организация, следовательно попадает под действие в п.4.ст.29, которого говориться "Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией (в НПФ Совет Фонда) правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов." Обращаю внимание-ЧЛЕНОВ т.е. человек! А в п. 6.8.1. устава фонда записано- « Заседание Совета Фонда в очной форме правомочно, если на нем присутствуют члены Совета Фонда, обладающие в совокупности не менее 2/ 3 голосов от общего числа голосов членов Совета Фонда (кворум заседания).» На что ориентироваться на Закон или на нормы действующего Устава? Привести положение устава в соответствии с п.4.ст.29 ФЗ о некоммерческих организациях не можем, т.к. количество голосов членов Совета фонда зависит от суммы вклада, лиц которых они представляют. Арбитражный суд не усмотрел в разночтениях Закона и Устава нарушения. Что делать?

    • Ответ юриста:

      Естественно уставом, ведь в законе прописано минимальное количество необходимое для кворума, в Вашем уставе более жесткое требование и оно относится только к Вашему НПФ. К тому же обычно в таких законах прописано (в дополнение к п. 4 ст. 29) - Уставом может быть предусмотрено иное количество необходимое для кворума -. Так что Устав всему голова.

    Алла Фомина

    Отказываются регистрировать устав НКО для упр-ния комерческой недвижимостью. Голосавали по метрам.. Провели собрание собственников по созданию Некоммерческого Партнерства для управления коммерческой недвижимостью. Устав отказываются регистрировать, объясняя, что голосование проводилось не по головам, а по метрам. Но ведь в такой ситуации любой миноритарий может, продав доли своим знакомым подчинить себе крупных собственником здания. В Росреестре заявляют, что это новые рекомендации прокуратуры, но причем тут недвижимость, она вне политики. В п. 4 ст. 29 N 174-ФЗ. сказано, что "Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. " В уставе прописали, что большинство определяется на основании размера доли в здании. Есть ли судебная практика по таким отказам? Может быть есть другие организационно-правовые формы для подобной деятельности?

    • Нельзя долевую собственность продать знакомым, не предложив выкупить другим собственникам долей

    Петр Чащихин

    Вопрос юристам.

    • а договор то зачем нужен? деньги платить или еще для чего?

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» - волеобразующего и «исполнительного» - волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.



Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.

Комментарий к ст. 29

1. Статья не применяется к религиозным организациям (п. 4 ст. 1 Закона). Такие организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (ст. 15 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях»).
Порядок управления деятельностью государственной корпорации, в т.ч. органы управления, порядок их формирования, порядок назначения и освобождения от должности должностных лиц корпорации определяется федеральным законом о создании конкретной корпорации (п. 3 ст. 71 Закона).
Наименования высших органов управления некоммерческими организациями различны. Представляется вполне логичной законодательная практика, юридически закрепившая наименования высших органов управления некоммерческими организациями, возникших и функционировавших еще до принятия соответствующих законов.
Например, комментируемый Закон устанавливает наименование высшего органа ассоциации (союза) — общее собрание, а одна из разновидностей некоммерческих организаций — общественное движение, — согласно ФЗ «Об общественных объединениях», сохранило наименование своего высшего органа — съезд (конференция), которое, как известно, употреблялось в течение нескольких лет до принятия указанного закона. Впрочем, этот же федеральный закон допускает и другое наименование высшего органа общественного движения — общее собрание.
Закон не устанавливает исчерпывающий перечень наименований всех видов некоммерческих организаций. Поэтому при отсутствии в Законе названия высшего органа, например, автономной некоммерческой организации, фонда, учредители этих организаций вправе в уставах самостоятельно определить название своего высшего органа. Разумеется, наименование высшего органа должно соответствовать требованиям, установленным законом. Так, для автономной некоммерческой организации установлено требование: высший орган может быть только коллегиальным. Следовательно, это может быть, например, общее собрание, но не президент, не директор и т.п.
Поскольку состав и компетенция органов управления общественными и религиозными организациями регламентируются законами об этих организациях, комментируемый Закон определяет компетенцию других некоммерческих организаций.
2. Гражданское законодательство (ст. 50 ГК РФ) определяет различие между коммерческими и некоммерческими организациями прежде всего по целям их деятельности: для коммерческих организаций это извлечение прибыли, для некоммерческих организаций — иные цели, не связанные с извлечением прибыли.
Аналогичная практика имеется и в ряде зарубежных стран. Один из авторитетных специалистов в области зарубежного гражданского права М.И.Кулагин отмечал, что институт юридического лица используется не только в имущественной сфере, но и для оформления различного рода коллективных интересов, защиты интересов отдельных групп населения (профсоюзные, женские, спортивные организации, общества потребителей и т.п.) (см.: М.И.Кулагин. Избранные произведения. — М., Статут, 1997, с. 222).
Некоммерческие организации создаются для достижения определенных целей — социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и т.п. Следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность возможна в рамках некоммерческой организации лишь в случае, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует этим целям.
В зависимости от того, как сформулирована цель деятельности общественного объединения, решается вопрос об отнесении его к категории политических общественных объединений. В соответствии со ст. 12, дополненной ФЗ от 19 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» (СЗ РФ, 1998, N 30, ст. 3608), политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
В законодательстве также определены признаки, в соответствии с которыми общественное объединение не может быть признано политическим: если объединение зарегистрировано в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, если уставом допускается членство в нем иностранных граждан, иностранных или международных организаций и т.п.
При всем разнообразии целей, ради которых создаются некоммерческие организации, Закон устанавливает ряд общих вопросов, которые относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.
3. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации. В частности, к ним относятся изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества и т.п.
В отличие от федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» комментируемый Закон предоставляет возможность некоммерческой организации создать постоянно действующий коллегиальный орган управления, к ведению которого может быть отнесена часть вопросов, входящих в компетенцию высшего органа управления: утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях.
Для того, чтобы реализовать эту возможность, необходимо предусмотреть в уставе некоммерческой организации создание такого органа и наделение его соответствующими полномочиями. Поскольку название указанного органа Законом не определено, учредители вправе дать ему свое наименование. Главное условие при этом заключается в том, чтобы наименование соответствовало существу деятельности коллегиального органа, например, совет, коллегия и т.п.
К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Эти вопросы не могут быть делегированы другим органам управления некоммерческой организации.
4. Закон определяет не только компетенцию высшего органа управления некоммерческой организации, но и порядок реализации его компетенции. Установлено, что решение высшего органа правомочно, если на его собрании или заседании присутствует более половины его членов. При этом решение принимается простым большинством голосов присутствующих, а по вопросам исключительной компетенции — единогласно или квалифицированным большинством в соответствии с требованиями законодательства или учредительных документов некоммерческой организации. Следовательно, вопросы, касающиеся принятия решений, связанных с реализацией исключительной компетенции высшего органа, также должны быть регламентированы уставом некоммерческой организации.
У некоторых читателей может сложиться впечатление, что этот пункт регламентирует сугубо технический вопрос — процедуру принятия решений. Между тем, речь идет о волеизъявлении юридического лица, и этим определяется значимость данной процедуры.
Хотелось бы напомнить, что первый российский профессор Д.И.Мейер (1819-1856), впервые разработавший курс русского гражданского права, отмечал, что воля — это принадлежность не только отдельного человека. «Точно также и из отдельных физических лиц, составляющих орган юридического лица, каждое имеет свою волю, которая может совпадать с волей других лиц или не совпадать. Поэтому и законодательству приходится принимать в соображение волю отдельных членов органа юридического лица и постановить, чтобы или единогласная воля членов считалась волей юридического лица, или воля большинства».
5. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть физические и (или) юридические лица. Для работников этой некоммерческой организации установлено ограничение в высшем органе управления — их количество не может превышать одну треть общего числа членов высшего органа.
Из содержания второго абзаца п. 5 комментируемой статьи следует, что какого-либо вознаграждения за выполнение обязанностей члена высшего органа управления, кроме компенсации конкретных расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления, выплачиваться не должно. Разумеется, речь идет только о членах высшего органа управления. Такое ограничение вполне логично и вытекает из смысла ст. 10 Закона, в соответствии с которой учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.



Похожие статьи