Локомоторные навыки у собаки. Навыки и правила их выработки у собак

20.06.2019

Обучение собаки навыкам ОКД

Основная причина всех недоразумений между собакой и человеком заключается в различии их законов.

Что ни говорите, а собака по своей сути продолжает оставаться волком и, как ей и положено, свято чтит законы, известные всем псовым.

И первый из этих законов – «Подчиняйся вожаку!». Без этого любая дрессировка теряет смысл.

И правда, что с того, если собака выполняет команды «Сидеть» и «Лежать», но при этом не подпускает хозяина к миске с едой?

Такая собака в семье подобна бомбе замедленного действия: никогда не знаешь, в какой момент она посчитает действия хозяина «превышением» полномочий, и как именно она на них отреагирует.

И, что самое главное, по-своему собака будет права. Если владелец не смог правильно и убедительно объяснить собаке закон стаи, она вправе претендовать на место вожака.

После выполнения задачи № 1 – стать вожаком – необходимо решить задачу № 2 – установить контакт со своей собакой.

Иными словами, вожак должен доказать, что он не только строг, но и справедлив. Используя человеческие определения – собака должна вас любить, быть внимательна к вам и дорожить вашим расположением.

Если вам удалось решить эти две задачи, то каким бы ни был уровень обучения собаки, серьезных проблем вам уже удалось избежать.

Для облегчения решения этих двух задач есть несколько бытовых советов.

Не позволяйте своему псу одерживать победы в играх с вами. Трудно сказать точно, откуда взялось неверное утверждение обратного, кочующее из книги в книгу, но вреда оно принесло уже более чем достаточно.

Вы не должны лишать свою собаку инициативы, но победителем всегда должен быть вожак!

Как можно больше времени проводите со своим щенком и четко дозируйте наказание за непослушание .

Если ваш шлепок газетой «по попе» не возымел действия, не раздумывая прибегните к более веским аргументам.

Обращайтесь со своей собакой как можно контрастнее !

Четкое соответствие интонации, мимики и пластики тем задачам, которые вы решаете, позволяет собаке легко понять вас. Проще говоря, похвала должна быть похвалой, требование – требованием, а наказание – наказанием! Это, на первый взгляд, простое требование у многих владельцев почему-то вызывает наибольшие сложности.

Добивайтесь того, чтобы вы могли спокойно вынуть пищу из пасти собаки . При этом собака должна вам верить, то есть знать, что вы не отнимаете у нее пищу и что она через некоторое время все равно достанется ей.

1. Движение рядом с дрессировщиком (команда «Рядом!») Кроме того, что это умение действительно является необходимым в повседневной жизни, оно еще и база, на которой строится все дальнейшее обучение.

Движение рядом с дрессировщиком

Для достижения результата вам необходимо освоить самое первое и самое главное умение – делать правильный рывок поводком .

Самое главное – строго соблюдать последовательность действий и освоить технику рывка.

– Команда «Рядом!» должна на мгновение опережать рывок поводком.

– Рывок поводком должен быть максимально резким, то есть коротким.

Вербальный смысл команды значения не имеет, то есть собственно команда может звучать как угодно (например, «Вместе» или «Тут»).

Но звуковая команда обязательно должна произноситься уверенно, требовательно и отрывисто. После нее мгновенно следует рывок поводком, конечной целью имеющий нанесение неожиданного для собаки удара ошейником по шее.

К сожалению, большинство владельцев стараются натянуть поводок, не позволяя собаке отстать, уйти в сторону или вперед. Это – грубейшая ошибка, в результате которой движение требует от владельца максимального напряжения всех физических сил и превращается в пытку; собака же, лишенная возможности ошибиться, пытается преодолеть помеху, то есть начинает тянуть еще сильнее.

Представьте себе ситуацию, когда перед вами дверь, открывающаяся «от вас». С другой стороны к ней прислонился человек, задача которого – не дать ее открыть.

Если вы начнете давить на дверь, постепенно увеличивая усилия, то человек с противоположной стороны лишь сильнее будет сопротивляться. Зато если вы неожиданно толкнете ее резко и не очень сильно – он отлетит от двери еще до того, как начнет сопротивляться.

Именно к этому и сводится умение делать рывок поводком.

Практика показывает, что миниатюрные девушки прекрасно управляются даже со свирепыми и мощными кавказцами, если только им удается овладеть техникой рывка.

На практике все это выглядит следующим образом: подав команду голосом, владелец делает резкий рывок поводком и начинает движение. Левой рукой он обхватывает поводок (желательно – круглый, плетеный, кожаный, не режущий и не обжигающий ладонь) так, чтобы мизинец находился внизу сантиметрах в 30–40 от карабина, правой придерживая конец поводка.

Все время, пока собака движется рядом, владелец не вмешивается, но как только поводок натягивается (карабин начинает приходить в вертикальное положение), владелец мгновенно подает команду и совершает описанное выше действие. После этого сразу же следует похвала.

Постепенно необходимость в поводке отпадает и управление ведется только голосом (начало движения, изменение темпа, повороты и остановки).

На следующем этапе поводок выпускается из рук, но остается пристегнутым. И, наконец, отстегивается.

Для темпераментных собак допустимо, а иногда полезно и даже необходимо исследование предметов – игрушек, привлекающих внимание собак (держать в правой руке).

Для «пищевиков» те же манипуляции проделываются с зажатым в кулаке лакомством.

Вообще, дача лакомства как награда за правильное выполнение предъявленных требований полезна во всех случаях (для закрепления – особенно), но если на начальном этапе обучения оно дается собаке за каждое правильное действие, то впоследствии – все реже и реже, пока не отменяется вовсе.

В исключительных случаях для слишком темпераментных или особо упорствующих в нежелании подчиниться вожаку собак применяется парфорс («строгий» ошейник).

Парфорс может быть надет вместе с обыкновенным ошейником (методика двух поводков особенно полезна для собак, страдающих «комплексом отстегнутого поводка», т. е. выходящих из подчинения сразу же после щелчка карабина), или отдельно.

Но постоянно водить собаку на парфорсе – то же самое, что самому все время ходить в футбольных бутсах.

Не следует также забывать и о том, что собаки с низким болевым порогом (малочувствительные к боли – кавказцы, азиаты) очень быстро перестают замечать парфорс.

Абсолютно все программы испытаний и соревнований требуют, чтобы собака двигалась рядом слева (у левой ноги) от хозяина. Строго говоря, это всего лишь отголосок военного назначения служебного собаководства: правая рука должна оставаться свободной, чтобы держать оружие.

На самом же деле, в городе собаку удобнее водить как раз справа: тогда хозяин оказывается между собакой и идущими навстречу прохожими (движение-то у нас правостороннее!), а собаки, главным образом кобели, получают возможность метить территорию, не перебегая перед хозяином и прохожими дорогу. Движения у левой ноги должны неукоснительно придерживаться лишь владельцы выставочных собак, поскольку в рингах движение происходит против часовой стрелки, а собака должна находиться со стороны эксперта, всегда стоящего в центре ринга.

При обучении собаки движению по команде «Рядом!» следует помнить, что:

– нельзя всю прогулку превращать в движение по команде «Рядом!»;

– рывок нужно делать только провисшим поводком, ни в коем случае не подтягивая его перед рывком;

– повороты необходимо совершать, подав команду за шаг до поворота, а сам поворот – на «удобной ноге»: левый – на правой ноге, правый – на левой;

– при развороте на 180° в движении желательно сразу после разворота немного ускориться с тем, чтобы собака привыкала догонять вас – пристраиваться к ноге как можно быстрее;

– сам поворот кругом можно совершать как в одном направлении с собакой, так и навстречу.

Схема поворотов кругом (180°)

Кавказские, азиатские овчарки, тяжелые молоссы, как правило, двигаются с небольшим отставанием: не плечо на уровне ноги хозяина, а голова на уровне ноги;

Работа по команде «Рядом!» на месте выполняется точно так же, как в движении, и является всего лишь более простым вариантом упражнения;

В отличие от западных систем экзаменации, в ОКД разрешается применение жеста «Рядом!» – похлопывание ладонью по бедру (одновременно с голосовой командой);

Лакомство – не повседневная пища;

Награда лакомством – вкусопоощрительный метод дрессировки, а пищевой метод – это когда весь дневной рацион собака получает в процессе дрессировки.

2. Показ зубов и отношение к наморднику (команда «Зубы») К сожалению, очень многие владельцы собак недооценивают значение этих элементов в подготовке своей собаки. На самом же деле их значение переоценить трудно.

Только вполне подчиненная хозяину собака может позволить ему проделывать любые, пускай даже неприятные или болезненные манипуляции с ее челюстями.

А ведь такая необходимость может возникнуть в любую секунду: вытащить из пасти подобранную гадость или извлечь застрявший между зубами осколок кости или щепку.

Поэтому со щенячьего возраста необходимо приучать собаку к такой процедуре. Поглаживая одной рукой под нижней челюстью и ласково разговаривая с собакой, второй рукой начните оглаживать собаку от носа к глазам. Затем легко большим и указательным пальцами приподнимите верхнюю губу собаки с двух сторон от мочки носа.

Демонстрация зубов

Сделать это нужно быстро! Запускать пальцы под губы и прикладывать усилия нельзя!

Сами по себе такие действия очень просты и воспринимаются собаками вполне спокойно. Это и есть показ прикуса – типа смыкания резцов.

Затем спокойно с двух сторон разведите верхнюю и нижнюю губы, демонстрируя комплектность, то есть наличие у вашей собаки всех нужных зубов.

В большинстве случаев владельцев подводит нервозность, они суетятся и делают собаке неприятно. В ответ она начинает крутить головой, вырываться, а порой и огрызаться.

Схема выполнения этого «упражнения» следующая:

Каждый владелец должен взять за правило ежедневно по несколько раз в день «залезать в пасть» своей собаке: проводить пальцами по зубам, слегка оттягивать нижнюю челюсть, имитировать вытряхивание предмета из пасти, вкладывать и вынимать пищу и т. д.

Все это поможет добиться от собаки максимального подчинения, установить с ней хороший контакт, правильные взаимоотношения и успешно демонстрировать ее на выставках.

В случае, если собака пытается оказывать владельцу сопротивление, ей немедленно надо напомнить о том, кто является вожаком стаи.

Схема его действий должна быть всегда неизменна:

Не менее важно умение собаки спокойно позволять надевать на себя намордник и находиться в нем как угодно долго, не предпринимая попыток его снять.

Находясь в людных местах или в общественном транспорте вместе с собакой, вы просто не сможете обойтись без этого умения. Окружающие вас люди, а главное, закон, требуют соблюдения требования: собака любой породы в общественном месте должна быть в наморднике.

Приучить собаку к наморднику достаточно просто: положите в «корзину» намордника кусочек лакомства и разрешите собаке его достать. Так в течение 1–2 дней вы приучите ее саму засовывать голову в намордник; более того, вы закрепите у собаки положительные эмоции – понимание того, что надевание намордника не является наказанием. А это – самое главное!

Старайтесь в первое время надевать намордник перед чем-то приятным для собаки. Например, перед прогулкой.

Если иметь в виду рабочую карьеру собаки, то умение демонстрировать зубы (помимо выставок) и работать в наморднике проверяются в программах «Собака сопровождения» и «Охранная собака».

Вы также должны иметь в виду то обстоятельство, что правильно обученная собака, находясь в наморднике, вполне способна отправить человека в глубокий нокаут, не нанося ему при этом увечий.

3. Отношение к выстрелу

И ОКД, и другие системы обучения, тестирование собак, и правила соревнований навязывают одну-единственную модель проверки крепости нервной системы собаки – посредством выстрела. Более того, требуют исключительно безразличного (индеферентного) отношения к выстрелу.

Давайте попробуем вместе разобраться в этом положении ОКД. Речь идет о том, что собака с крепкой нервной системой (уравновешенная) не должна бояться резкого звука, вздрагивать, оглядываться и, главное, прекращать работу. Если речь идет просто о резком и громком, неожиданном для собаки звуке (клаксон автомобиля, удар по пустой металлической бочке, хлопок и т. п.), то такая проверка не вызывает возражений. Но выстрел – категория особая.

Требование не реагировать на звук выстрела в отношении служебных собак объясняется просто: в условиях боевых действий собака не должна отвлекаться на стрельбу. Это тем более верно, когда во время боевой операции (военной, милицейской – не важно) огонь ведут коллеги кинолога по подразделению.

Занимаясь подготовкой собаки к такому испытанию, следует помнить следующее:

– никогда не экспериментируйте со своей собакой, а лучше всего – доверьтесь профессионалам;

– никогда не стреляйте недалеко от собаки, тем более – в закрытых помещениях;

– избегайте салютов и «народных гуляний», где неожиданно рядом с собакой может разорваться петарда;

– проверку производите с расстояния 80–100 шагов, приближаясь постепенно на 3–5 шагов с каждым выстрелом;

– никогда не слушайте опытного соседа.

Если же собака боится выстрела, то эта боязнь может быть наследственной или приобретенной. В первом случае за успех коррекции поручиться не сможет никто, во втором – шансов на успех больше.

В любом случае подобную коррекцию должен производить профессионал. Есть две наиболее распространенные методики: вытеснение другим раздражителем и привыкание (звукозапись и др.).

Проверка отношения к выстрелу производится на любом этапе ОКД.

4. Укладка, усадка, стойка

Обучение собаки этим «командам» происходит поэтапно: сначала у ноги, затем – в шаге перед собакой, и лишь потом расстояние постепенно увеличивается.

Для того чтобы на экзамене собака уверенно работала на требуемом расстоянии, на тренировках оно должно быть в 1,5–2 раза больше. Эта часть ОКД самая простая, но в то же время именно во время работы на расстоянии собаки набирают наибольшее количество штрафов.

Команда «Сидеть!» отрабатывается по одному из следующих методических вариантов: с применением контрастного метода или с применением вкусопоощрительного метода.

Контрастный метод – это последовательное применение механического и вкусопоощрительного методов. Подав команду «Сидеть!», владелец совершает рывок поводком в направлении «назад-немного вниз». Если действия не возымели желаемого результата, при повторной команде голосом хозяин быстро надавливает на круп собаки, вынуждая ее сесть.

Команда «Сидеть!» подается не более 2-х раз. После этого незамедлительно следует похвала, подкрепленная лакомством. Иногда очень эффективно для упорствующих собак проделать следующее: подав команду, дрессировщик носком правой ноги (левая – опорная) совершает тычок сверху по крупу собаки.

В таком варианте собака не может понять природу неприятного воздействия и даже не всегда связывает его с владельцем. Команда «Сидеть!» настолько проста, что почти всегда достаточно показать собаке кусочек лакомства, зажатый в руке, и завести его чуть-чуть за голову собаки, чтобы она села. Не изменив положения, она потеряет из виду лакомство, а именно этого ей не хочется больше всего.

Команда «Стоять!» выполняется по той же схеме, только рывок производится под углом 45° в направлении «вперед-наверх». При этом желательно свободной рукой зафиксировать собаку, закрепляя команду приятными ощущениями – поглаживанием или почесыванием живота.

Если собака настойчиво пытается садиться, то можно прибегнуть к помощи второго поводка, заведенного собаке под пах. Для невысоких собак эффективно подставливание ноги (пятка на земле – носок вверх) под животом у собаки.

Усаживание собаки

Лакомство (при его применении) показывается дрессировщиком перед мордой у собаки.

Точно так же рука с лакомством вытягивается «вперед-вниз» при отработке укладки. Но все же наиболее эффективный метод – рывок поводка «вниз-вперед».

Если собака не соглашается выполнить требование или не понимает его, нужно прибегнуть к надавливанию на холку или вытягиванию («подбиванию») передних лап.

Практика показывает, что только укладка собаки может вызывать у владельцев сложности. Как правило, собаки усваивают эти команды в процессе домашнего воспитания.

Освоив данные команды у левой ноги, нужно научить собаку выполнять их на расстоянии.

Делать это нужно, постоянно увеличивая расстояние и отодвигаясь от собаки «лицом к ней».

Здесь очень важно не торопиться и соблюдать «золотое» правило трех «П» – постепенность, последовательность, постоянство.

Кроме того, в этой части работы первостепенное значение приобретают следующие жесты:

– сидеть – согнутая в локте рука, ладонь повернуты к собаке и подняты на уровень плеча;

– стоять – вытянутая открытой ладонью вверх рука резко вскидывается от бедра на уровень плеча;

– лежать – вытянутая ладонью вниз на уровень плеча рука резко опускается к бедру.

Основная проблема при работе на расстоянии – перемещение собаки вперед (перемещением считается переставление четырех лап).

Чтобы избежать этого, собаку обучают команде «Место!» и используют несколько «хитростей»:

– работа на длинной привязи;

– помощник, удерживающий собаку на длинном поводке;

– работа в особых условиях, когда собака просто не может продвигаться вперед (возвышенная площадка, очень широкий невысокий бордюр и пр.).

Не имеющие особого прикладного значения (служба не в счет) команды на расстоянии, особенно отданные жестом, прекрасно развивают внимательное отношение собаки к владельцу, без которого невозможно обучить собаку команде «Ко мне!».

5. Подход к дрессировщику

Подход по требованию владельца – абсолютно необходимое в быту умение собаки. К сожалению, именно подзыв по команде вызывает у владельцев наибольшие трудности. Как правило, это происходит по двум причинам – лень владельца и неумение привлечь к себе внимание собаки.

В идеале, собака по первому требованию владельца должна оставить все свои дела и быстро подойти к хозяину.

Для этого он должен выкрикнуть кличку собаки и команду «Ко мне!», подкрепив команду жестом (подняв вытянутую в сторону руку и опустив ее к бедру).

В самом общем виде – владелец должен заключить с собакой своеобразный договор и избежать основных ошибок.

Договор состоит в том, что собаке предоставляется свобода выбора:

– по требованию владельца быстро подбежать к хозяину, получить лакомство или ласку и быстро вернуться к «своим» делам (команда «Гуляй!»);

– не подойти к владельцу, получить подзатыльник и заняться отработкой команды «Рядом!».

Только глупые собаки выбирают второй вариант.

Две самые главные ошибки заключаются в том, что, подав команду «Ко мне!», владелец берет собаку на поводок и ведет домой. Во избежание установления нежелательной связи «команда «Ко мне!» – конец прогулки», необходимо еще 5–10 минут погулять с собакой и лишь затем вести ее домой.

Разозлившись на собаку, долго игнорирующую его призывы, он наказывает наконец-то подошедшую по команде собаку. Так нарушается контакт с ней, а сама собака в дальнейшем будет избегать подхода к хозяину, чтобы уйти от наказания.

Запомните: если вы произнесли команду «Ко мне!», то не можете наказывать подошедшую собаку! Для этого нужно отловить ее молча.

По этапам подзыв отрабатывается так.

Работа на поводке

Подав команду, хозяин производит резкий и сильный рывок поводком и молча пятится от собаки. Если она ошибается – все повторяется, пока собака не подбежит к владельцу, который должен обвести ее вокруг себя (или развернуть к левой ноге) и усадить. После этого желательно поощрить лакомством. Частить с командами, подкрепляя их новым рывком, нельзя.

На этом же этапе подзыв отрабатывается в квартире, где собака подходит с удовольствием (нет раздражителей).

Работа с брошенным на землю поводком . В данном случае поводок выполняет роль якоря, облегчающего при необходимости отлов собаки.

Работа с отстегнутым поводком на закрытой территории. Подзыв с места без поводка .

Работа в свободном состоянии

Не следует забывать о том, что очень полезны «общеизвестные» вещи: игра в прятки в безопасном месте; удерживание собаки дрессировщиком, не позволяющим убежать к зовущему хозяину, и т. д.

К сожалению, в условиях той же площадки нельзя отрабатывать подзыв в полном объеме – тут требуется только самостоятельная работа владельца. Ее нельзя никому перепоручить: даже если собака безотказно подходит к дрессировщику, это вовсе не значит, что она будет подходить к владельцу.

Для желающих добиться быстрого результата рекомендуется в течение 30–40 дней (с подрощенной собакой) выполнять 40–50 подзывов ежедневно.

Но необходимо всегда помнить о так называемой «погрешности подзыва», объясняющейся тем простым обстоятельством, что собака – живое существо. Излишняя самонадеянность может доставить особые неприятности в работе с «серьезными» собаками: кавказцами, азиатами, стафами, ротвейлерами.

6. Возвращение на место

Этот элемент предполагает, как минимум, понимание собакой команды «Место!».

Принципиально команда имеет как бы два значения: собственно место собаки в доме и любое место, указанное владельцем-дрессировщиком.

Хочется сказать о двусмысленности прикладного значения такого умения. С одной стороны, оно совершенно необходимо в быту, с другой – провоцирует владельцев, чьи собаки «знают место», на совершение действий, которые могут иметь самые тяжелые последствия. Нет ничего хуже, чем оставить охранную собаку лежать на месте, когда в доме гость.

Для последнего все превращается в пытку, а собака любое его движение может неправильно истолковать.

Еще хуже – оставлять по команде «Место!» собаку без намордника под магазином. Это – грубейшее нарушение действующих «Правил содержания собак в городе» (или аналогичных им документов) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Саму команду «Место!» можно объяснить одним словом – выдержка. Здесь от владельца требуется «усидчивость» и спокойствие. Собаке необходимо объяснить, что после того, как прозвучала команда, только в этом единственном месте ей гарантируется безопасность; более того – вожак будет непреклонен, если она нарушит закон, но будет ласков и щедр, если она его соблюдет.

На первом этапе обучения нужно терпеливо находиться возле собаки, лаская ее и давая лакомство, но решительно пресекая попытки сойти с места.

На улице полезно, усадив или уложив собаку и подав команду «Место!», не выпуская поводок из рук, двигаться вокруг нее, тут же поправляя в случае ошибки и постепенно увеличивая радиус. Затем полезно поработать с помощником, заходя собаке за спину и постоянно увеличивая время выдержки. Главное – не торопиться!

Если рассматривать требуемый в ОКД комплекс «место– подзыв – возвращение на место», то есть одно упражнение, которое считается одним из главных в обучении собак, поскольку оно решает сразу несколько первостепеннейших задач – шлифовку контакта, положительные эмоции, связанные с командами владельца, и закрепление ряда навыков и умений.

Упражнение заключается в следующем.

В квартире или частном доме хозяин укладывает собаку на место и некоторое время находится рядом с ней, лаская и давая лакомство. Затем, подав команду «Место!», отходит так, чтобы собака его не видела – за угол или в другую комнату. Выдержав короткую паузу, зовет собаку. В подобной ситуации команду «Ко мне!» она воспринимает как освобождение от команды «Место!» и с удовольствием бежит к хозяину, где и получает лакомство.

В то же время помощник кладет на «место» кусочки лакомства, а хозяин, подав команду «Место!» и указав в его направлении рукой, держа за ошейник, быстро отводит туда собаку, где позволяет съесть найденное лакомство.

Впоследствии собака сама с удовольствием будет бежать на место в надежде обнаружить там лакомство (и периодически обнаруживая!).

Затем процедура повторяется на улице, через некоторое время то же проделывается без помощника.

Само «место» нужно обозначать поводком или любым удобным предметом.

7. Подача предмета (апортировка)

Это – умение подносить предметы владельцу и отдавать их. Большинство собак служебных пород с удовольствием бегают за брошенными предметами, и главное здесь – не превратить все в игру до такой степени, чтобы собака предлагала хозяину побороться за предмет.

Будет нечестно умолчать о том, что для охранных собак любовь к апортировке не только нежелательна, но и вредна.

Плохо выражен апортировочный рефлекс у кавказских и среднеазиатских овчарок, у ряда пастушьих и охранно-сторожевых собак, что естественно, поскольку апортировка напрямую связана с понятием «добычи», а у названных пород собак оно приглушено или неразвито.

Обучение апортировке следует начинать с удерживания предмета в пасти, исключив игру (пожевывание и пр.) с ним посредством наказания.

Работа на поводке позволит добиться подхода собаки с апортом в пасти, а рывок поводком – вынудить собаку безропотно отдавать предмет по команде «Дай!»

Отбирать предмет нужно, меняя его на лакомство.

На рефлексе апортировки базируется большинство спортивных программ обучения. Необходимо это умение и служебным собакам ряда специальностей.

Желательно, чтобы обучение подноске предмета проводил специалист, способный учесть индивидуальные особенности собаки. Темпераментных собак сложно заставить находиться у ноги дрессировщика, когда предмет уже заброшен. Флегматичных, наоборот, трудно заставить быстро бежать и подносить предмет. Здесь очень важно не переусердствовать, и помощь профессионала никогда не повредит, поскольку неумение выполнять апортировку не позволит сдать экзамен по ОКД, а неспособность к апортировке сделает жизнь с собакой просто невыносимой.

8. Преодоление препятствий

В данном случае без специально оборудованной площадки и помощи инструктора уже не обойтись.

Любопытно, что ни в одном курсе обучения собак (аджилити – не в счет, это больше игровое шоу, чем дрессировка) нет такого количества всевозможных снарядов, как в ОКД. В результате пренебрежения этими упражнениями для многих собак перепрыгнуть через канаву, перейти речушку по кладке или просто подняться по неудобной лестнице на даче на второй этаж – неразрешимая задача.

Эта команда является основным «тормозом», позволяющим корректировать поведение и действия собаки. Иногда она характеризуется и практикуется как «прекращение нежелательных действий».

Излишнее рвение в игре и порча предметов, несанкционированная атака и подбирание с земли, охота на птиц и кошек, желание подраться, лай без причины и многое-многое другое регулируется именно этой командой.

Как правило, вокализация команды звучит как «Фу!». И это настолько вошло в привычку, что даже никогда не имевший собаки человек в случае чего инстинктивно кричит «Фу!». К сожалению, многие собаки настолько «зафуканы» владельцами, что выполняют команду независимо от того, кто ее подал – хозяин или противник.

На таком основании многие специалисты запрещают владельцам пользоваться этим словом, заменяя его любым другим («Нельзя», «Табу»), а иногда взаимозаменяя «Фас!» и «Фу!».

И это очень верно, поскольку охранные и защитные возможности собак ни в коем случае не должны страдать.

Схема отработки запрещающей команды предельно проста: требование – наказание, но очень важно соблюсти меру. Самая большая опасность – опытные соседи-собаководы. Они в считанные секунды отучат собаку брать лакомство после запрета, да так хорошо, что он на всю жизнь останется перепуганным неврастеником. Точно так же недопустим и противоположный вариант, когда собака не способна различить наказание и дружеское похлопывание. Помимо безрезультатности этих действий, они еще и подталкивают собаку к выводу, что вожак слабый.

Обучение запрещающей команде лучше всего проводить при помощи рывка поводком. Очень эффективны «летающие предметы», которые могут наказать собаку в ситуации, когда она уверена в собственной безопасности (недосягаемости). Лучше всего для указанных целей подходит металлическая цепочка (изобретение русских псарей), незаметно и точно брошенная в собаку. Кроме всего прочего, она еще и поднимает авторитет вожака.

Из книги автора

Из книги автора

Обучение в широком смысле целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный, педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения системой научного знания и способами деятельности, формирования научной картины

Из книги автора

Формирующее обучение стратегия обучения, предполагающая такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором идет целенаправленное влияние на умственное развитие ребенка и осознанное, четко спланированное управление ходом усвоения знаний, умений и

Из книги автора

Воспитание и обучение взрослой собаки

Из книги автора

Обучение Самообучение при большом запасе энергии и времени позволяет глубоко изучить любую область знаний. С случае нехватки того или другого целесообразно обратиться за знаниями к специалистам. Полученные от специалистов знания окупаются достаточно быстро, особенно

Приводя щенка в дом, каждый человек мечтает о послушном, управляемом и воспитанном домашнем любимце. Для этого хозяину требуется уделять определенное время

В результате питомец не только научится определенным навыкам, но и будет лучше чувствовать и понимать своего хозяина. Общие правила дрессировки, команды для собак, список, жесты рассмотрим далее.

Общий курс дрессировки основан на систематических тренировках с собакой. Сформированные умения и навыки в ходе общего курса составляют базу для формирования у животного условных рефлексов. Кстати, один из первых навыков, которому В процессе обучения необходимо отрабатывать команды жестами для собак, а не только голосом.

В общие умения и навыки входят:

  • отклик на кличку;
  • привычка к ошейнику, поводку, шлейке;
  • подход к дрессировщику;
  • ходьба рядом;
  • привычка собаки к позициям лежа, сидя, стоя, ползком;
  • умение подавать голос, прекращать некоторые действия, преодолевать определенные препятствия;
  • отказ от чужого корма;
  • толерантность к шумовым раздражителям.

Общие принципы обучения

Для успешного обучения питомца необходимы систематические занятия. По продолжительности урок не должен превышать 2 часа. Команды для собак: список отрабатываемых приемов на уроке зависит от уровня подготовки собаки, к примеру

Постепенно количество приемов следует увеличивать в соответствии с успешностью формирования у собаки условных рефлексов.

Отработка новых приемов проводится в первой части занятия. После каждой команды необходимо организовывать трехминутный перерыв для питомца.

Правила успешной дрессировки щенка:

  1. Правильно выполняемые приемы должны закрепляться похвалой и поощрением.
  2. Указание лучше озвучивать однократно с сопровождением жестом.
  3. Соблюдение последовательности в приказе и жесте.
  4. Первые занятия должны проводиться в знакомой обстановке, затем можно менять место уроков.
  5. Хорошее настроение и у дрессировщика, и у собаки.
  6. Завершать занятие лучше командой, которая получается у щенка лучше остальных.

Список команд для собак и как научить

Обучение целесообразно начинать с главных и самых необходимых приказов, таких как «Ко мне!» и «Фу!».

Данные команды для дрессировки собак позволяют быстро подозвать щенка к себе при любой необходимости и пресечь нежелательные действия.

Указание «Рядом!» позволяет при разных обстоятельствах находиться рядом хозяином.

Приказ «На место!» заставляет собаку отправиться в вольер или на свой коврик.

Указание «Сидеть!» обычно разучивается совместно с командой «Рядом!».

Разрешительное указание «Гуляй!» дает возможность собаке свободно прогуляться.

Главные команды для собак: список и как научить рассмотрим далее.

  1. «Ко мне!».
  2. «Фу!».
  3. «Рядом!».
  4. «Сидеть!».
  5. «Лежать!».
  6. «Стоять!».
  7. «Дай!».
  8. «Апорт!».
  9. «Гулять!».
  10. «Место!».
  11. «Фас!».

«Ко мне!»

Команда считается основной. Ее четкое исполнение дает возможность руководить и управлять собакой. Для начала питомец должен находиться на поводке и иметь определенную свободу. Далее подается указание «Ко мне!» и показывается лакомство, оно в качестве благодарности отдается животному.

В случае непослушания щенка его нужно подтянуть к себе поводком рывками, а затем поощрить лакомством. Интонация должна быть спокойная, не вызывающая раздражение.

При приказе «Ко мне!» делается жест правой рукой к бедру. Далее она может отдаваться только жестом.

«Фу!»

Это еще одна базовая команда. Для нее требуется четкая и строгая интонация. Когда щенок будет стремиться поднять запрещенный предмет или побежит за кем-нибудь, нужно остановить ее поводком и приказать «Фу!». Отработать этот навык можно

«Рядом!»

Изучение этого навыка целесообразно проводить после того, как питомец нагуляется и его не будут отвлекать внешние факторы. Собаку нужно взять на короткий поводок и четко приказать «Рядом!».

Повторять этот прием нужно тогда, когда собака отойдет от ноги, при этом надо резко подтягивать поводок к себе. В целях закрепления навыка поощрите питомца. Далее эту команду нужно повторить уже в отсутствии поводка. Данный навык обязателен для серьезных пород уровня или .

«Сидеть!»

Данный навык разучивается с помощью короткого поводка. Вкусное лакомство нужно дать понюхать щенку, затем поднять его выше головы и четко озвучить указание. После успешного выполнения приема рекомендуется поощрить питомца. Для закрепления эту операцию необходимо повторить несколько раз.

«Лежать!»

Список команд для собак с жестами нужно осваивать по порядку. Переходить к изучению этого приема нужно после успешного выполнения приказа «Сидеть!». Положение лежа занимается из положения сидя путем надавливания на холку животного и потягивания без резкости поводка вниз.

Жест для этого приказа заключается в резком опускании правой руки вниз.

«Стоять!»

Для разучивания этого приказа исходная позиция – это положение лежа или сидя с левой стороны от дрессировщика. Нужно поднять поводок или ошейник, а левой рукой — живот собаки и произнести указание.

Для команды характерен жест правой прямой руки, которую необходимо поднять от бедра вверх.

«Дай!»

Отработка приказа «Дай!» начинается с игры. Понадобится знакомый предмет или игрушка. Когда щенок возьмет игрушку нужно рукой забрать ее и в это же время приказать «Дай!». При правильном исполнении указания обязательно поощрить питомца.

«Апорт!»

Команда «Апорт» лучше всего отрабатывается в игровом процессе с мячиком, игрушкой или другим знакомым предметом.

Сначала нужно усадить обучаемого приказом «Сидеть!».

После того, как собака возьмет предмет, нужно поблагодарить ее лакомством. Далее прием можно усложнять, тренируя питомца приносить откинутый предмет.

«Гулять!»

Эта команда для собаки не представляет затруднений. Произносится приказ «Гулять!», жестом указывается направление движения.

«Место!»

Список команд для собаки включает указание питомцу занять свое место. Для начала необходимо обозначить место знакомым для питомца предметом, но не тем, которым отрабатывается команда «Апорт». Собаке нужно приказать «Лежать!», расположить перед ней этот предмет и приказать «Место!». Далее отойти на доступное расстояние, позвать обучаемого к себе и скомандовать «Место!». Питомец должен уйти на место лечь рядом с этим предметом.

Команде соответствует жест указывания правой рукой ладонью вниз от пояса.

«Фас!»

К указанию «Фас!» следует приступать только после освоения всех предыдущих команд. Обучение этой команде рекомендуется проводить в присутствии инструктора. После получения команды собака должна атаковать объект. Возраст обучаемого должен быть не меньше 6-10 месяцев.

Обучать команде «Фас!» можно только психически здоровых и уравновешенных особей.


В ходе постоянных систематических тренировок собака постепенно начинает беспрекословно подчиняться хозяину, одновременно получает удовольствие от общения с человеком. Совместные уроки улучшают психологический контакт, учат более чутко воспринимать интонацию и настроение хозяина.

Дополнительно ознакомьтесь с видео об обучении собак каждой из основных команд:

К чему необходимо стремиться (при желании)

Подготовительные приемы

  1. Установление контакта с дрессировщиком
  2. Приучение к кличке
  3. Приучение к ошейнику, поводку и привязи
  4. Приучение к наморднику
  5. Приучение к чистке
  6. Приучение к показу для осмотра
  7. Приучение к перевозке на автомашине
  8. Приучение к спокойному реагированию на сильные звуковые и световые раздражители
  9. Развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям
  10. Развитие обонятельно-поисковой реакции
  11. Приучение к темноте, непогоде

Основные приемы

Предназначены для выработки общедисциплинарных и специальных навыков, обуславливающих пригодность собаки к определенной службе.

Общедисциплинарные

  1. Приучение переходить в свободное состояние
  2. Приучение подходить к дрессировщику
  3. Приучение к движению рядом с дрессировщиком
  4. Приучение садиться
  5. Приучение ложиться
  6. Приучение стоять
  7. Приучение к подноске предметов
  8. Приучение к преодолению препятствий
  9. Приучение к переползанию
  10. Приучение к прекращению нежелательных действий

Специальные

  1. Приучение к ведению борьбы с человеком
  2. Приучение к задержанию убегающего человека, окарауливание его на месте и в движении
  3. Приучение к поиску человека по запаховому следу
  4. Приучение к обыску местности и помещений
  5. Приучение к выборке вещей
  6. Приучение к выборке человека по запаху вещи и следа
  7. Приучение к сторожевке на месте и в движении
  8. Приучение к одорологической идентификации вещей, человека и запахового следа
  9. Приучение к обнаружению наркотиков, взрывчатых веществ, оружия, типографских изданий и др.
  10. Приучение к охране на блокпосту на короткой привязи и свободном окарауливании

Дополнительные приемы

  1. Приучение к проявлению лая
  2. Обучение плаванию
  3. Приучение к ускорению, замедлению темпа движения
  4. Приучение к обозначению обнаруженной вещи при работе по следу и обыске местности
  5. Приучение к работе без поводка
  6. Приучение к борьбе с вооруженным человеком
  7. Приучение к перевозке на верховой лошади, на вертолетах и др. транспортных средствах
  8. Приучение к управлению по радио
  9. Приучение к новым видам специального снаряжения
  10. Приучение не брать корм (лакомство), найденный или предлагаемый посторонним человеком
  11. Приучение к работе по запаховому следу в паре

Вспомогательные приемы

  1. Приучение к выдержке в различных положениях
  2. Обучение к возвращению на прежнее место
  3. Приучение к безотказной работе в группе и в строю
  4. Предварительное ознакомление с новой для собаки обстановкой и необычными раздражителями
  5. Кроссы для выработки выносливости при передвижениях различными темпами на большие расстояния (до 5-10 км и более)

Общий курс дрессировки для собак не служебного предназначения включает выработку условных рефлексов на следующие команды:

  1. «Ко мне». Собака подбегает к хозяину по первой команде (сигналу), обходит Вас с правой стороны и садится с левой. До следующей команды не изменяет положения корпуса
  2. Движение по команде «Рядом» с изменением темпа и направления движения. Собака движется с левой стороны от дрессировщика (у левой ноги), подстраивается под его темп и следит за изменением направления движения, при остановке занимает положение, сидя у левой ноги
  3. Выдержка в положении «Сидеть» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  4. В положении «Лежать» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  5. Выдержка в положении «Стоять» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  6. Работа собаки на расстоянии по голосу и жестам дрессировщика, комплекс упражнений («Сидеть», «Лежать», «Стоять»). Дрессировщик оставляет собаку в положении «Сидеть», отходит от собаки на расстояние не менее 15 метров и жестом или голосом дает команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» в разном порядке. Собака должна выполнять эти команды по первой команде (сигналу), не продвигаясь вперед
  7. Работа собаки на расстоянии по звуковому сигналу. Собака находится на любом доступном расстоянии от дрессировщика, в свободном состоянии и не ожидает команды. По первому команде дрессировщика должна принять одно из положений «Сидеть», «Лежать», «Стоять» там, где услышала эту команду, не продвигаясь вперед
  8. Возвращение на место. По команде «Место» собака должно самостоятельно направиться быстрым темпом к любому предмету, оставленному Вами, на расстоянии не менее 15 метров и обозначить его укладкой
  9. Прекращение нежелательных действий
  10. Отказ от найденного корма
  11. Отказ от корма чужого человека
  12. «Апортировка»

Обязательным условием курса является — выполнение команд по первому сигналу (команде) дрессировщика.

4. Навыки и порядок их отработки

Понятие о навыках. При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде "ко мне" или такое сложное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное дей^ ствие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык, как законченное действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной выработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются, как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык - это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки. Совокупность последовательных действий дрессировщика при отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на следующие стадии (см. рис. 101).

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" первоначальное действие, отработанное у собаки, будет состоять в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков "стоять", "сидеть" и "лежать" в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:

во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей, суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и может проявлять ошибочные действия, например по команде "сидеть" ложится и т. д.

В этом случае дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей "лакомства" только правильно выполненные действия.

Во-вторых, на этой стадии первоначальная связь на команду еще не уста-новлена и дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий у собаки занятия по дрессировке следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу), воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс Таким усложнением в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т. д.

В этой стадии дрессировки, так же как и в предыдущей, не следует усложнять условия окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков у собаки. Следует добиваться у собаки четкого различия (диференцировки) применяемых команд и все ошибочные действия своевременно затормаживать применением, в случае необходимости, механического способа (рывки поводком, строгий ошейник и т. п.), а действия, правильно выполненные, закреплять поощрением.

Третья стадия приема дрессировки состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного выполнения отрабатываемых у собаки навыков при наличии различных посторонних отвлекающих собаку раздражителей. Как только у собаки будет достигнуто достаточно четкое и безотказное выполнение всех действий, условия занятий необходимо усложнять, место занятий как можно чаще разнообразить и занятия проводить при наличии различных посторонних раздражителей (разнообразных звуков, людей, других животных и т. д.). Первоначально в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс будет угасать, собака начнет привыкать к новым для нее раздражителям. Дрессировщик для управления поведением собаки в усложненных условиях должен применять более сильные меры воздействия, чем обычно (увеличить силу применяемых механических раздражителей), при этом уметь использовать и угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее, болевое воздействие.

Во всех случаях отвлечения собаки и отказа ее от выполнения того или другого действия по команде дрессировщик должен добиваться от собаки выполнения этого действия, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Навык как динамический стереотип. В основе образования навыков лежит физиологический процесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную последовательную систему.

Выработка определенных стереотипов в поведении собаки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой действия.

Однако в процессе дрессировки, в результате ошибочных действий дрессировщика, может возникнуть стереотип отрицательного значения. Так, например, если применять команды в одной и той же последовательности (например: стоять - сидеть - лежать и т. д.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между подачей команд, у собаки может возникнуть отрицательный для дрессировщика стереотип. Этот динамический стереотип будет проявляться в том, что собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в той последовательности, в какой эти действия отрабатывались, не реагируя даже на подаваемые команды.

Для того чтобы избежать этого, следует при отработке навыка различные команды применять в разной последовательности.

Общие и специальные приемы дрессировки. Приемы дрессировки, в зависимости от своего назначения, подразделяют на общие и специальные.

Посредством общих приемов дрессировки достигается "подчинение собаки своему дрессировщику", обеспечивается и усиливается необходимая взаимосвязь - контакт дрессировщика с собакой, а также закладывается основа для специального курса дрессировки. Этого достигают отработкой общих приемов различного назначения.

Специальными приемами дрессировки называются такие приемы, отработка которых обеспечивает использование собаки для определенных служебных целей (розыскной, караульной, сторожевой и т. д.).

Отработка одних общих приемов обеспечивает такие навыки, которые основаны на деятельном состоянии нервной системы, - состоянии возбуждения, которое проявляется в определенных действиях собаки, например подхода собаки к дрессировщику по подзыву, свободное состояние по команде "гуляй" и т. д.

Отработка других общих приемов дрессировки обеспечивает такие навыки, которые основаны на временной задержке - торможении в нервной системе собаки, например запрещение нежелательного действия по команде "фу" или выдержка.

Отработка большинства общих приемов дрессировки имеет своей целью установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что, в конечном итоге, обеспечивает хорошее послушание - "дисциплину" собаки.

Этого достигают посредством выработки положительных и отрицательных тормозных условных рефлексов.

Положительным условным рефлексом называется рефлекс, который у собаки вырабатывается на основе процесса возбуждения и проявляется как определенное действие собаки, выполняемое по сигналу дрессировщика. Выработка такого рефлекса достигается обычным способом, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

Тормозной (отрицательный) условный рефлекс вырабатывается у собаки на основе процесса активного торможения и проявляется в задержке или прекращении действий собакой. Желая получить выдержку у собаки, например навык посадки, дрессировщик командой "сидеть" вызывает у собаки проявление положительного условного рефлекса. Собака по команде "сидеть" принимает положение посадки. Но для того чтобы собаку задержать в положении посадки, дрессировщик дает собаке "лакомство" не сразу после выполнения команды, а через все более удлиняющиеся промежутки времени (от нескольких секунд до 2 минут).

Таким образом, дрессировщик при воспитании тормозного условного рефлекса - выдержки применяет принцип задержания пищевого безусловного раздражителя. Собака, ожидая "лакомства", на протяжении этого времени находится в состоянии задержки (запаздывающее торможение) всех своих действий. При попытках собаки встать вновь применяется команда "сидеть", которая может сопровождаться действием безусловного раздражителя (нажатием на круп).

При отработке выдержки следует соблюдать строгую последовательность, сразу не гнаться за продолжительным временем, а желаемой выдержки достигать постепенно, путем последовательного развития и закрзпления тормозного процесса. Иначе можно у собаки получить срыв торможения, и выдержка у такой собаки может полностью исчезнуть.

Процесс торможения имеет весьма большое значение при выработке диференцировки, т. е. приучения собаки различать между собой те или иные раздражители, например команды, запахи, жесты и т. д.

Собаку приучают четко различать между собой команды и жесты на основе того, что каждый условный раздражитель сопровождается таким безусловным раздражителем, который у собаки вызывает проявление определенного безусловного рефлекса:, команда "рядом" - рывком поводка, команда "сидеть" - нажатием на круп, команда "лежать" - нажатием на холку и т. д. В результате этого каждая команда, связываясь с тем или другим безусловным раздражителем, приобретает для собаки определенное значение, становится сигналом на определенное действие. Собака приучается различать - диференцировать значение команд.

Однако при этом весьма большое значение имеет использование активного торможения в виде так называемого диференцированного торможения. Если собака по команде выполнила действие правильно, то это действие закрепляют дачей "лакомства", оглаживанием и восклицанием "хорошо". Если действие выполнено неправильно, то собака поощрения не получает. Таким образом, одно действие (условный рефлекс) закрепляется, а другое тормозится.

Диференцированное торможение имеет большое значение при выработке более тонкой диференцировки, например при приучении собаки к выборке вещи по индивидуальному запаху человека. В этом случае особенно тщательно следует подкреплять каждое правильное действие собаки дачей "лакомства" и не подкреплять ошибочно выполненное действие.

Для того чтобы ускорить выработку диференцировки при выборке вещи по запаху, с успехом можно использовать команду "фу" как условный тормоз. В момент, когда собака пытается взять вещь с другим запахом, дрессировщик подает команду "фу" пониженным голосом, так как команда "фу", подаваемая полным голосом, может вызвать у собаки последовательное торможение, и собака откажет в выборке вещей.

Понятие о методике дрессировки. Общие и специальные приемы дрессировки должны прорабатываться в такой последовательности, которая в наибольшей степени содействует достижению окончательной цели.

Методика дрессировки как определенная система проработки приемов обеспечивает подготовку собак для служебных целей (караульные, розыскные, сторожевые и т. п.).

Основными положениями методики дрессировки собак являются: во-первых, строгая последовательность прохождения приемов дрессировки по принципу "от простого к сложному"; во-вторых, определенная взаимосвязь между приемами дрессировки. Эта взаимосвязь выражается в том, что отработка одних приемов дрессировки служит основой для отработки последующих.

Дрессировка собак должна производиться по принципу постепенного наращивания и усложнения навыков у собаки. При этом отрабатываемые навыки зависимы друг от друга и: находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Отработка более простого навыка обусловливает отработку последующего, более сложного и т. д.

Так, навык собаки на следовой работе вырабатывается но сразу, а последовательно, и его отработка основывается на других, ранее закрепленных у собаки навыках. Вначале собаку приучают к выборке вещи по запаху ее дрессировщика. После этого приучают к поиску вещи дрессировщика по его собственному следу, затем только переключают собаку на поиск вещи дрессировщика, но уже по следу помощника, который уносит вещь, и только после этого пускают на поиск по следу самого помощника, развивая при этом у собаки активно-оборонительную реакцию на последнего.

Для обеспечения последовательности прохождения общих и специальных приемов дрессировки весь курс практической дрессировки собак подразделяется на общий и специальный.

Новый год в ресторане москва рестораны москвы для празднования нового 2019 года.

Исходя исходя из сферы использования собаки необходимо формировать поведение собаки. Это делается путем выраброттки соответствующих навыков. Под ним понимают комплексы безусловных и условных рефлексов,выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Навыки - это действия собаки, которые в результате дли­тельного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык на команду «Ко мне!» состоит из несколь­ких условных рефлексов, находящихся между собой в опреде­ленном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых , собака садится около дрессировщика и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. При дрессировке собак у них вырабатывают общедисципли­нарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаховому следу, вы­борка вещей, другие - менее, например, навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на 3 стадии:

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первона­чального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт!» и хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный реф­лекс, начинают последовательную выработку новых рефлек­сов, входящих в состав данного навыка. Например, хвата­тельный рефлекс за предмет по команде «Апорт!» дополня­ется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, проявляется навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии от­влекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из после­довательно проявляющихся условных рефлексов. Такое явле­ние обычно называют динамическим стереотипом, т. к. на ос­нове одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более слож­ных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1) Наличие 2-х раздражителей: один должен быть услов­ный (например, команда), второй-безусловный (рывок поводком, пища).

2) Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Толь­ко в этом случае условный рефлекс выработается достаточно сильный и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3)Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательный.

Так, например, нажим рукой на собаку должен быть доста­точной силы, четким, кратковременным. Если команду «Си­деть!» подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т. е. оказывать слабое раздраже­ние, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4)Условный и безусловный раздражители нужно правиль­но сочетать во времени. Безусловный раздражитель приме­няют через 1-2 секунды после условного. Например, подает­ся команда «Рядом!» и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5)Раздражители (условные и безусловные) должны при­меняться многократно. Повторять их действие можно пример­но через 3-5 минут. В течение дня рекомендуется 8-20 упраж­нений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3-10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необхо­димо изменять режим упражнений и время между упражне­ниями то сокращать, то удлинять.

6)При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают ориентировоч­ный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже вы­работан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

7)Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8)Дрессируемая собака должна иметь нормальную рабо­тоспособность нервной системы, т. е. быть здоровой, бодрой, У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9)Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: их образование тормозится, защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание.

Если собака наблюдает определенные действия дру­гой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значи­тельно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду «Сидеть!» обра­зуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал ко­манду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.



Похожие статьи