Якутские национальные игры. Очки засчитываются так же, как и в настольной игре

25.09.2019

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с 16 - 17 веков. В 20 веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.

Народные игры - это отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, именно через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в образовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время якутские настольные игры, как хабылык, хаамыска, тырыынка очень популярны среди детей и молодежи. В связи с этим нас заинтересовала эта тема и мы решили ее исследовать.

Цель: применение народных игр для укрепления здоровья, достижение успехов по якутским настольным играм.

Задачи:

Ознакомиться с историей возникновения настольных игр;

Обучиться технике и тактике якутских настольных игр;

Достичь разносторонней физической подготовленности (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости);

Воспитать потребность в физическом самосовершенствовании, осознанного применения умений и навыков в целях спортивной тренировки и повседневной жизни.

Значение якутских настольных игр в развитии детей

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Дугда» (Волчок), «Тырыынка» (Палочки), «Тыксаан» (Фишки).

Якутские настольные игры - это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

В прошлом у большинства детей не было игрушек, поэтому взрослые, выкраивая время, изготавливали игрушки сами из природного материала. Причем делали их очень тщательно, гладко, аккуратно, украшали узорами и т.д. Дети, наблюдая, как отцы старательно их обрабатывают, берегли их как зеницу ока, а потом взрослея стремились улучшить их. Постепенно с годами делали лучше своих отцов, из них вырастали народные мастера. Так дети с малых лет приучались правильно, и умело пользоваться инструментами, учились полезному труду.

Наш народ из поколения в поколение передает свои национальные традиции, обычаи в игрушке. Играя, дети воспринимают ее как живую, действительную.

Использование и описание настольных игр

Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), дугда (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)

Игра «Хабылык» («Лучинки») - является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.

"Лучинка" (хабылык) - якутская игра.

Хабылык - якутская настольная игра, где одновременно развивается в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается с большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и зрелых мужчин. Это неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

"Хап" - корень слова "Лови", "Лык" - приложенеи, "Ы" - соединение. все звери, птицы таким образом (путем ловли) добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился ловить. Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной броьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминается в фолькоре случаи, когда обученные Боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в лучинки. В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации - соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей - это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой - жеребенок, с 2-мя метками - двухлетка, с 3-мя - трехлетка, с 4-мя - четырехлетка, с 5-тью метками - пятилетка, с 6-тью метками - жеребец.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно - единственное».

«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки - лошади - делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.

Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.

Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 - во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно - в 3-ий раз, сразу все 4 кубика - в 4-ый раз.

5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.

6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.

7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.

8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

Игра «Дугда» (волчок) - надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол.

Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий - забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.

Игра «Тырыынка» (палочки) -нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.

Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки - ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.

После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.

Игра «Тыксаан» (фишки) - для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая - прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.

Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».

При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки - победитель.

Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям школьного возраста, так как:

Настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

Настольные игры народов имеют глубокие корни.

Они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

Это универсальный и доступный всем спорт.

Преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

Лучший способ досуга - это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.

Заключение

Игра - это своеобразный, свойственный школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре, мы - дети развиваемся как личность, у нас формируются стороны, от которых в последствии будет зависеть успешность нашей трудовой и учебной деятельности, отношение к людям. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Благодаря своей образности якутские народные игры увлекают детей школьного возраста. Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало. Самок распространенное - это толстые обрубки длинною два дюйма, украшенная простой резьбой и вырезанными на одном конце рожками, такие обрубки должны изображать коров, быков и телят. Якутские настольные игры принадлежат к наиболее совершенным созданиям человеческого гения.

Список использованной литературы:

2. Саха торут онньуулара. Народные игры и забавы Саха, Федоров А.С., г.Якутск, Бичик,2011г.-96с.

3. Якутские настольные игры, Иннокентий Готовцев, г.Якутск, 2012г.

4. Интернет

5. Фото из классного фотоальбома

Туяра Дегтярева
Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость » .

Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость .

Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в старшем дошкольном возрасте . В последующем развитие ловкости может и не наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у детей , но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.

Мы полагаем, что выбранная нами тема исследования очень актуальна.

Цель исследования : Экспериментальное обоснование целесообразности и эффективности использования подвижных игр в решении задач по развитию ловкости у детей 6 – 7 лет

Объект исследования : педагогический процесс по организации работы в развитии ловкости .

Предмет исследования : подвижная игра как эффективное средство в развитии ловкости .

В качестве гипотезы мы предполагаем, что если систематически, целенаправленно использовать подвижные игры , игровые упражнения с целью развития ловкости можно добиться положительных результатов при условии :

широкого использования национальных подвижных игр ;

правильного подбора игр, игровых упражнений;

соблюдения при обучении принципов дидактики;

учета возрастных особенностей, интересов детей;

учета состояния здоровья детей.

Цель будет реализована следующими задачами :

1. Изучить научную, психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.

2. Выявить уровень развития физического качества – ловкости у старших дошкольников .

3. Знакомить детей с якутской национальной культурой

4. Создать картотеку национальных игр народа Саха

5. Выявить эффективность применения национальных игр на практике посредством сравнения результатов тестирования

Для решения поставленных задач использованы следующие методы.

Анализ научно-методической литературы.

Педагогическое наблюдение.

Педагогический эксперимент.

Контрольное тестирование.

В процессе работы над исследованием использованы методы изучения :

анализ научной литературы по исследовательской проблеме, обследование физической подготовленности детей, наблюдение, игры , игровые упражнения, педагогический эксперимент

Методологической основой экспериментальной работы стали научно-теоретические положения отечественных и зарубежных ученых Ф. Лагранж, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркина Н. А. Бернштейна и др. о принципе целесообразности движений, т. е. умении человека рационально использовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические качества в разнообразных видах деятельности с минимальным усилием и максимальной эффективностью , также теория уровневого построения движений Н. А. Бернштейна, что ловкость тесно связана с работой коры больших полушарий и является качеством упражняемым.

Теоретическая значимость исследования : в ходе проведенного исследования сделана попытка определения эффективности использования национальных подвижных игр в системе педагогической работы по развитию физических качеств .

Практическая значимость : разработан комплекс национальных (Е. Н., 1974) подвижных игр для развития , совершенствования физических качеств, в частности ловкости и для практического использования в практике работы детских садов.

Эксперимент проводился на базе дошкольного учреждения МКДОУ № 29 "Теремок" п. Светлый Мирнинского района. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 детей.

Структура аттестационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложение.

В 1й главе был изучен теоретический материал по данной проблеме, и выявлено, что Ловкость – тренируемое психофизическое качество. Наиболее эффективным средством развития ловкости выступают подвижные игры разной подвижности .

Цель констатирующего эксперимента – определить уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста .

При проведении констатирующего этапа эксперимента мы поставили перед собой цель – дать оценку физического развития и определить уровень развития ловкости .

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения п. Светлый «Теремок» . В исследовании приняли участие 15 детей седьмого года жизни : 5 девочек и 10 мальчиков.

Исследование для определения ловкости и координации проводилось по методике Елены Николаевны Вавиловой и включало тесты на определение уровня развития ловкости и координации движений :

1) Челночный бег 3 раза по 10 метров

2) Тест на сохранения равновесия

3) Тест на ловкость и координацию (подбрасывание и ловля мяча) .

Результаты тестов показали, что более 60 % детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости .

Полагаясь на результаты констатирующей части исследования, с целью

подтверждения выдвинутой гипотезы, чтоб определить эффективность использования якутских подвижных игр в развитии ловкости , для формирующей части исследования нами был поставлен ряд задач :

1. Создать проект «».

2. Включить в календарный план работы национальные подвижные игры во время режимных моментов.

3. Составить перспективный план распределения национальных подвижных игр в течение года во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

4. Провести семинар для родителей на тему : «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте ».

6. Создать картотеку национальных подвижных игр .

7. Провести семинар-практикум с педагогами на тему : «».

8. Презентация проекта «Якутские национальные подвижные игры как средство развития ловкости у старших дошкольников » (для педагогов) .

По нашим рекомендациям якутские подвижные игры включались в разные формы работы с детьми : в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее. Игры подбирались по принципу от простого к сложному, также с учетом региональных особенностей, программных требований, введены якутские национальные игры . Упражнения, игры проводились с учетом того, что упражнения, направленные на воспитание ловкости , вызывают быстрое утомление, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления. Игры проводились как во время физкультурных занятий, так и в индивидуальном порядке, и во время самостоятельной двигательной деятельности. Составлена картотека якутских национальных игр большой и малой подвижности . (приложение № 2)

Игры проводились во время утренней, вечерней прогулки и в процессе самостоятельной деятельности. Проводились игры как подгруппами так и фронтально. И как утверждают исследователи, ловкость в основном формируется в процессе обучения новым играм, в нашем случае игры проведенные в формирующей части в основном все новые, что повысило интерес к играм, что повлияло на повышение двигательной активности детей и совершенствование основных видов движений.

С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы :

Методика развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте ;

Особенности содержания и методики проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте ;

Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему : «Якутские подвижные игры как средство развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста ». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр , некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Нами был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы :

1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста .

2. Якутские национальные подвижные игры как средство развития ручной ловкости старших дошкольников .

С целью определения эффективности проведенной работы в формирующей части исследования проведено повторное обследование уровня сформированности физического качества ловкости , координации, координационных способностей, использованы методики Е. Н. Вавиловой и Бутко Г. А. также проведен физкультурный досуг "Быстрые, сильные, ловкие ". В содержание которого вошли игры и игровые упражнения по закреплению, совершенствованию и в то же время определению степени развития ловкости детей . Участвовали все дети. Досуг проводился в форме веселых стартов .

По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты :

Наблюдение и сравнительный анализ результатов работы проведенной до и после эксперимента в контрольной части показал : подтвердились теоретические положения, что действительно целенаправленное, систематическое использование подвижных игр эффективно способствует развитию ловкости детей . Гипотеза исследования подтвердилась.

Таким образом результаты проведенной опытно-экспериментальной работы дают основание считать гипотезу исследования проблемы развития ловкости у старших дошкольников посредством подвижных игр подтвержденной . Так, если исходные показатели показали что развитие ловкости , координации и координационных способностей соответствуют нормам, только у двух детей показатели на низком уровне. После проведения опытно-экспериментальной работы результаты намного повысились (см. диаграмму) .

В процессе работы были замечены такие изменения :

у детей повысился интерес к якутским подвижным играм

повысилась координация движений

улучшилась ориентировка в пространстве

дети стали более самостоятельны в выборе подвижных игр

стали более ловчее в играх при изменяющейся обстановке

Результаты проведенного эксперимента показали положительную динамику в развитии ловкости у детей . Этому способствовало, в большей степени, использование национальных подвижных игр , игровых упражнений.

Если показатели констатирующего эксперимента выявили недостаточный уровень сформированности физического качества ловкости и координационных способностей, то после проведенной работы в формирующей части эксперимента показатели улучшились.

Гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута.

С целью более интенсивной, систематической организации работы по развитию ловкости у детей на основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для педагогов дошкольных учреждений .

1. При организации и проведении работы по развитию и совершенствованию физических качеств у детей учитывать принципы физического воспитания.

2. Игры и игровые упражнения по развитию ловкости по возможности включать во все режимные процессы.

3. При планировании игр, игровых упражнений включать национально-региональный компонент.

4. Для воспитания интереса к физическим упражнениям использовать красочные атрибуты.

Ежегодно в ноябре, который в якутском народном календаре называется месяцем Байаная, в нашем ДОУ проводятся мероприятия по ознакомлению детей с якутскими народными играми. Народные игры воспитывают в детях ловкость, быстроту реакции, глазомер, так необходимые будущему охотнику и воину, защитнику родной земли.

21 ноября инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели развлечение для детей старших групп «Игры предков». Дети трех старших групп играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков:

  • Дулҕалаах сиринэн. Пройти с завязанными глазами между кеглями, стараясь не уронить (не наткнуться на кочки при косьбе) кегли.
  • Муҥха. Одна команда (невод, сети), взявшись за руки, ловят детей из другой команды (караси).
  • Көтөх ынах (Худая корова). Сидя на полу, дети берутся левой рукой за правое ухо, а правой рукой – за ступню левой ноги, и пытаются встать с этого положения.
  • Ыт буутун охсуута. Два ребенка на одной ножке скачут и пытаются плечом сбить соперника.
  • Скачки — эстафета. Бег прямым галопом с передачей деревянного коня на палочке.

Дети с удовольствием играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков. Думаем, что и воспитатели будут играть с детьми в якутские подвижные игры на прогулках или в группе.

23 ноября инструктор по плаванию Климов И.Д., инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели для мальчиков подготовительных групп соревнования по якутским спортивным играм “Игры Боотуров”.

На прекрасной якутской земле живут красивые девушки и отважные парни – богатыри. Богатырь – это отважный и сильный человек, защитник и воин. По якутски богатыря называют «боотур». В якутских сказках боотуры защищают людей, спасают средний мир от злых чудовищ – абааhы. А когда боотуры встречаются все вместе, они затевают игры. Они борются, скачут наперегонки на конях, прыгают и перетягивают палку. Наши мальчики, конечно же, вырастут такими же сильными, выносливыми, ловкими, как богатыри олонхо.

4 команды богатырей соревновались в следующих видах:

  • масс тардыhыыта – перетягивание палки
  • ойбон алларыыта – доставание воды из проруби (наклониться без сгибания коленей и зубами достать туес).
  • состязание богатырей (сбрасывание со скамейки)
  • проверка выносливости, кто дольше продержится на перекладине.
  • Ат суурдуутэ – скачки.

После каждой игры победителя восхваляли по-якутски: түргэн (самый быстрый), сымса (самый ловкий) күүстээх (самый сильный).

По общему количеству очков победила команда боотуров из подготовительной группы №1.

5 декабря инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н., ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. и педагог-психолог Иванова И.В. провели соревнования по якутским настольным играм. Дети старших и подготовительных групп играли в күөрчэх (верчение мутовки), тырыыҥка (лучинки) и тыксаан (щелчки).

В игре “Күөрчэх” 1 место занял Сивцев Саша (подготовительная группа №4), 2 место – Ивкин Кирилл (подготовительная группа №2), 3 место – Старостин Артем (старшая группа №3).

В игре “Тырыынка” 1 место заняла Шадринова Полина (подготовительная группа №2), 2 место – Габышева Вилена (подготовительная группа №1), 3 место – Рабжиров Вова (старшая группа №1).

В игре “Тыксаан” 1 место занял Сосин Артур (старшая группа №3), 2 место – Пластинин Демид (старшая группа №1), 3 место – Сидоров Миша (подготовительная группа №3). Теперь победителям предстоит сыграть с детьми из детских садов Центрального, Губинского и Промышленного округов на соренованиях по якутским настольным играм.

Пожелаем нашим детям победы!

Материал подготовила ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н.

В рамках месяца Байаная, который в народном якутском календаре приходится на ноябрь, в детском саду прошли интересные мероприятия, знакомящие детей с особенностями нашей якутской природы и воспитывающие бережное отношение к ней.

В системе якутской народной педагогики важную роль играют подвижные, соревновательные игры. Эти игры просты, азартны и развивают в детях ловкость, выносливость, глазомер и сообразительность, волю к преодолению трудностей.

Инструктор по физкультуре Климов И.Д. и ПДО по якутскому языку Руфова Н.Н. разработали и провели цикл мероприятий по якутским народным играм: развлечение для старших групп «Игры предков», соревнования для мальчиков подготовительных групп «Игры Боотуров» и соревнования по настольным якутским играм.

Цель этих мероприятий:

— Приобщение к якутской народной культуре;

— Знакомство детей с якутскими настольными, подвижными играми и с якутскими видами спорта.

Развитие двигательной активности и любознательности.

Развитие мелкой моторики рук, логики, глазомера;

Закрепление навыков количественного счета.

В игре “Дул5алаах сиринэн” (обойди кочки) дети с завязанными глазами пересекали площадку. стараясь не уронить ни одной “кочки”. Эту игру придумали, так как очень трудно косить траву на неровной местности, где много кочек.


В игре «Мунха» (Невод) одна команда – «Невод», держатся за руки, не отпуская, и стараются поймать как можно больше «рыбок» из другой команды. Затем команды меняются ролями.

Играли и в веселую игру «Худая корова» (Көтөх ынах). У бедных людей к весне заканчивалось сено, корм для скота, и голодные коровы не могли встать на ноги. И дети стали играть в такую игру: садились на землю, брались правой рукой за левую ногу, а левой рукой – за правое ухо и пытались встать, не отпуская руки. В этой игре выигрывает самый ловкий и гибкий.

«Ыт буутун охсуута» (прогони собаку). 2 игрока становятся лицом друг к другу. Левая рука на поясе, правой толкают друг друга. Победитель – тот, кто заставит соперника сойти с доски. При этом нельзя тянуть за одежду.

Закончилось наше развлечение скачками. Это эстафета, бег с деревянной лошадкой. Вот так дети познакомились с играми дедушек и бабушек.

28 ноября прошли соревнования по якутским спортивным играм. В начале дети послушали небольшой рассказ о якутских играх, иллюстрированный картинками на слайдах. Наши будущие боотуры померились силами в играх:

— бэгэччэктэhии – армреслинг;

— Ат суурдуутэ – скачки;

— масс тардыhыыта – перетягивание палки;


— прыжки куобах, кылыйыы;


— состязание богатырей (сбрасывание со скамейки).


Играли в два захода, сперва «боотуры» из подготовительных групп №1 и №3, затем «боотуры» из подготовительных групп №2 и №4. Всем достались шоколадки для поддержания богатырских сил, а победителям – мальчикам из групп «Солнышко» и «Светлячок» — медальки.


В игре «Керчэх» на длительность вращения вертушки-мутовки победил Лебедев Айсен из подготовительной группы №1 «Солнышко».

В игре «Тыксаан» (щелчки) вышел победителем Попов Эрхан из подготовительной группы №4, а в игре на подбирание лучинок «Тырыынка», – Суздалов Айархан. Эти игры требуют сосредоточенности и умения оценивать ситуацию.

Воспитатели понимают роль народных игр в развитии детей и используют в своей деятельности наравне с современными.



Похожие статьи