Мыльный пузырь "барнаульского чуда". "Барнаульское чудо" (воскрешение из мертвых)

14.06.2019

Весь православный мир потрясла удивительная история, случившаяся с Клавдией Никитичной Устюжаниной, жительни¬цей города Барнаула. Этот рассказ записан верующей женщиной со слов самой Клавдии Устюжаниной, ныне покойной.

***
«В 1962 году я заболела раком. Лечилась три года, однако улучшения не наступало, а наоборот, я становилась все слабее, пока не попала в больницу в очень тяжелом состоянии.
Меня осмотрел профессор из Москвы принял решение делать операцию. 19 февраля в 11 часов я была на операционном столe.

Во время операции я умерла. Об этом я узнала потом, а вот когда разрезали мне живот, я видела себя со стороны. Я стояла между двух врачей и смотрела с ужасом на свою болезнь. Я думала: почему меня две? Почему я лежу и я стою? Я не понимала своего состояния. Врачи достали все мои внутренности, выкачали из кишечника много жидкости. И вынесли мне приговор: «Ей жить нечем», - сказал профессор.

Тогда было решено отдать мое тело молодым врачам для практики. Я все это видела и слышала, пыталась обратить на себя внимание, но безуспешно. Меня, то есть мое тело, отвезли в морг.

Я шла следом и удивлялась: почему я «раздвоилась»? В морге я лежала голая, прикрытая простыней. Видела, как пришел мой брат вместе с моим сыном Андрюшей. Мой мальчик горько плакал, причитал, я обнимала его, утешала, говорила, что я жива, но он не обращал на меня никакого внимания. Брат тоже плакал, я это очень отчетливо видела.

Неожиданно я очутилась дома. Там были моя родная сестра и свекровь от первого брака (с первым мужем я не стала жить, потому что он был верующим).
В доме тут же началась дележка мо вещей. Я жила богато, потому что работала в магазине, так что имущества у меня было много. А накоплено оно было неправедным путем, обманом. Я видела, что лучшие вещи забрала моя сестра. Когда свекровь попросила ее оставить что-нибудь для мальчика, сестра стала ругаться и напоследок заявила, что этот ребенок - не от ее (свекрови) сына, и не надо за него переживать.

Потом я полетела ввысь. Я была очень удивлена тем, что лечу над Барнаулом, как на самолете. Затем город исчез и стало очень темно. Как я летела, объяснить не могу. Темнота продолжалась долго, потом стало очень светло, так, что больно смотреть. Я оказалась лежащей на некоем черном квадрате, сделанном из чего-то мягкого. На этом квадрате я полетела дальше по какой-то широкой аллее, вдоль которой росли кустарники с тоненькими веточками и очень красивыми листьями.
Я подумала: где же я нахожусь? Город это или село? Кто здесь живет? Потом я видела женщину, удивительно красивую, в длинной одежде. Рядом с ней шел юноша, который плакал и что-то просил, но она не обращала внимания. Я еще подумала: что же это за мать, которая не жалеет ребенка?

Когда они приблизились ко мне, юноша повергся ей в ноги и снова стал что-то просить, но я ничего не поняла. Я хотела спросить: где я? Но женщина заговорила первая. Сложив руки на груди и подняв глаза к небу, она спросила: "Господи, куда ее?" И тогда я сильно вздрогнула, поняв, что я умерла.

Мне стало страшно оттого, что я вдруг как бы увидела свои грехи и поняла, что теперь придется за них отвечать.
Я хотела увидеть Бога, стала искать Его, но ничего не видела, а только слышала голос, который произнес: «Верни ее на землю, она пришла не в свой срок». Тут я поняла, что эта женщина - Царица Небесная, а юноша - мой Ангел-хранитель, который умолял Ее за меня.
А Господь продолжал говорить: «Надоело Мне ее богохульство и смрадная жизнь ее, Я хотел стереть ее с лица земли без по¬каяния, но Меня умолил ее отец своей непрестанной молитвой».
Затем Он сказал: «Ей нужно показать место, которое она заслужила». И вмиг я очутилась в аду. Полезли по мне странные змеи с длинными огненными языками. Эти змеи буквально впились в меня, мне было так больно, так мучительно, а помощи ни откуда не было. Там стоял невыносимый смрад, я кричала.

Потом все закружилось, и я снова полетела. Вдруг я увидела нашу церковь, которую в своей жизни я много раз ругала. Из нее вышел священник, весь в белом и сверкающем одеянии, но только с поникшей головой.
Тогда спросил меня Господь: кто это? Я ответила, что священник. А Господь мне отвечает: «Ты говорила, что он тунеядец. А он не тунеядец, а истинный пастырь, а не наемник. Так вот знай, какой бы священник не был, он служит Мне. А если он над тобой не прочитает разрешительную молитву, то Я тебя не прощу».

Тут я стала просить Его: «Господи, отпусти меня, у меня есть сын, он остался совсем один». «Тебе его жаль?» - спросил Господь. Я ответила: «Очень жалко». «Тебе одного ребенка жалко, - сказал Господь, - а у Меня вас столько, что нет такого числа. Вы все стремитесь к богатству, делаете всякую неправду.

Видишь, как расхищают твое имущество, которым ты так дорожила. Имущество твое расхитили, ребенка отдали в детский дом. А твоя грязная душа явилась передо Мной. Надо спасать душу прежде всего, ибо век мизерный остался, скоро приду судить вас. Молитесь». Я спросила: «Как мне молиться, я никаких молитв не знаю».
Господь ответил: «Не та молитва дорога, которая выучивается наизусть, а та, которая произносится от чистого сердца, из глубины души. Встань в любом месте и скажи: прости меня, Господи, помоги мне. Я вас вижу, Я вас слышу».

Здесь же появилась Божья Матерь и я снова очутилась на том квадрате, но уже не лежа, а стоя. Потом Богородица пошла от меня к воротам неописуемой красоты, от которых исходил такой свет, что человеческими словами его не описать. Со мной рядом остался Ангел.
Ворота отворились перед Богородицей, Она вошла внутрь дворца или сада. Я подумала, что это рай и попросила Господа показать мне его.

Когда Богородица вернулась, я услышала голос: «Царица Небесная, покажи ей ее рай». Богородица взмахнула рукой, и на левой стороне я увидела: стоят черные обгорелые люди, как скелеты, несметное число. Они так стонали, просили пить, но им никто не давал ни капли воды.
Мне было страшно, я услышала, что они говорят: «Эта душа пришла из земного рая. Для того, чтобы заработать ароматный запах на Небеси, надо на земле верой, правдой служить Богу для спасения своей души».

Тут Царица Небесная показала на этих черных людей и сказала: «У вас в земном раю богатая милостыня. Господь сказал: кто чашу воды подаст во имя Мое, получит награду. А у вас не только воды много, у вас всего в достатке, поэтому давайте милостыню. Одной каплей воды могут насытиться несчетное количество людей здесь...»

Потом я оказалась в тартаре еще хуже, чем был. Там была тьма и огонь. Ко мне подбегали бесы с хартиями, в которых были записаны мои грехи и показывали мне свои ужасные записи. У них изо рта вылетал огонь, мне было так страшно. Бесы били меня, в меня впивались какие-то искры, от чего я испытывала сильную боль.

Там были люди, много людей, изможденных страданиями. Они говорили мне о том, что в земной жизни не признавали Бога, не делали добрых дел, и что я теперь буду вечно находиться там с ними. Мне давали есть червей и всяких гадов за то, что земной жизни не соблюдала посты. Моя душа трепетала от ужаса.
Поэтому я вместе с Богородицей стала подниматься вверх, а внизу люди стонали: «Божья Матерь, не оставляй нас!»

Я очутилась на той площадке, где первый раз увидела Богородицу.
Она сложила руки на груди, подняла глаза к небу и спросила: «Как мне с ней поступить?» А голос Господа говорит: «Спусти ее на землю».
Тут же откуда-то появились тачки, 12 тачек без колес, и все они двигались. Мне пришлось переступать с тачки на тачку, как велела Царица Небесная.
Когда мы подошли к последней тачке, она оказалась без дна. Божья Матерь сказала: «Иди вперед».
Я говорю, что боюсь, упаду.
«А нам и надо, чтоб ты упала», - говорит Она. «Но я же убьюсь!» - «Нет, не убьешься!»
Богородица дала мне в руку косу, сплетенную в три ряда, и сама держала ее за конец.
Она тряхнула косой, и я полетела на землю. На земле я увидела, как едут машины, идут люди.
Видела, что лечу над рынком, но не приземляюсь, а продолжаю лететь в морг, где лежало мое тело.

Морг был закрыт, но я каким-то образом прошла через стену и увидела свое мертвое тело: голова немного свисла, бок прижат к другому мертвецу.
Как и когда я вошла в тело, я не знаю, но я осознала это, когда почувствовала холод. Я кое-как согнула колени, съежилась от холода, повернулась на бок.
В это время как раз привезли нового мертвеца. Я открыла глаза и увидела санитаров, а они в ужасе убежали. Позвали врачей. Меня снова отвезли в больницу и стали отогревать. Через два часа я заговорила. На моем теле было 8 швов, так как на мне практиковались студенты.
Тело мое было полумертвое, но все же на 20-й день я смогла поесть.

Мне предложила блинчики со сметаной, но я отказалась, так как была пятница. Я рассказала врачам, где я была, и что тех, кто не соблюдает посты, заставляют есть червей.
Врачи меня слушали сначала с опаской, думая, что я сошла с ума, а потом с интересом и вниманием. Много народу ходило слушать мой рассказ о том свете. Я все рассказала, что видела, а главное, что у меня ничего не болит.

Дело дошло до того, что милиция стала разгонять от меня народ, приходивший подивиться (слух разнесся по всему городу).
Меня перевели в другую больницу, где я окончательно поправилась. Но врачи не могли понять, как я живу практически без кишечника, ведь у меня рак в последней стадии.
Решили сделать еще одну операцию. Главный врач Валентина Васильевна Алябьева вскрыла брюшную полость и обнаружила, что все мои внутренние органы - как у ребенка.
Врачи были просто в шоке, они не понимали, как такое могло произойти. Мне делали операцию под местным наркозом, я во время операции разговаривала, и мне совсем не было больно.

Врачи пришли к единодушному мнению, что меня, как они выразились, Бог переродил. Валентина Васильевна от меня не отходила, выхаживала, кормила, чтобы ни¬кто не причинил мне зла, ведь мое исцеление не очень понравилось врачам, делавшим мне первую операцию, так как им было невозможно доказать, почему они отправили в морг здорового человека, хотя они виде, что мой кишечник практическим сгнил.
Когда я вышла из больницы, в первую очередь я пошла в тот храм, к тому священнику, которого называла тунеядцем. Попросила прощения, исповедалась, причастилась, освятила свой дом.
Потом я пошла в райком, и сдала свой партбилет, так как прежняя коммунистка и безбожница Клавдия умерла. И с тех пор регулярно хожу в церковь и стараюсь жить по-христиански».

Весь православный мир потрясла удивительная история, случившаяся с Клавдией Никитичной Устюжаниной, жительницей города Барнаула. Этот рассказ записан верующей женщиной со слов самой Клавдии Устюжаниной, ныне покойной.

«В 1962 году я заболела раком. Лечилась три года, однако улучшения не наступало, а наоборот, я становилась все слабее, пока не попала в больницу в очень тяжелом состоянии.

Меня осмотрел профессор из Москвы и принял решение делать операцию. 19 февраля в 11 часов я была на операционном столе. Во время операции я умерла. Об этом я узнала потом, а вот когда разрезали мне живот, я видела себя со стороны. Я стояла между двух врачей и смотрела с ужасом на свою болезнь. Я думала тогда: почему меня две? Почему я лежу и я стою? Я не понимала своего состояния.

Врачи достали все мои внутренности, выкачали из кишечника много жидкости. И вынесли мне приговор: «Ей жить нечем», -сказал профессор.

Тогда было решено отдать мое тело молодым врачам для практики. Я все это видела и слышала, пыталась обратить на себя внимание, но безуспешно. Меня, то есть мое тело, отвезли в морг.

Я шла следом и удивлялась: почему я «раздвоилась»? В морге я лежала голая, прикрытая простыней. Видела, как пришел мой брат вместе с моим сыном Андрюшей. Мой мальчик горько плакал, причитал, я обнимала его, утешала, говорила, что я жива, но он не обращал на меня никакого внимания. Брат тоже плакал, я это очень отчетливо видела.

Неожиданно я очутилась дома. Там были моя родная сестра и свекровь от первого брака (с первым мужем я не стала жить, потому что он был верующим). В доме тут же началась дележка моих вещей. Я жила богато, потому что работала в магазине, так что имущества у меня было много. А накоплено оно было неправедным путем, обманом.

Я видела, что лучшие вещи забрала моя сестра. Когда свекровь попросила ее оставить что-нибудь для мальчика, сестра стала ругаться и напоследок заявила, что этот ребенок - не от ее (свекрови) сына, и не надо за него переживать.

Потом я полетела ввысь. Я была очень удивлена тем, что лечу над Барнаулом, как на самолете. Затем город исчез и стало очень темно. Как я летела, объяснить не могу. Темнота продолжалась долго, потом стало очень светло, так, что больно смотреть.

Я оказалась лежащей на некоем черном квадрате, сделанном из чего-то мягкого. На этом квадрате я полетела дальше по какой-то широкой аллее, вдоль которой росли кустарники с тоненькими веточками и очень красивыми листьями.

Я подумала: где же я нахожусь? Город это или село? Кто здесь живет? Потом я видела женщину, удивительно красивую, в длинной одежде. Рядом с ней шел юноша, который плакал и что-то просил, но она не обращала внимания. Я еще подумала: что же это за мать, которая не жалеет ребенка?

Когда они приблизились ко мне, юноша повергся ей в ноги и снова стал что-то просить, но я ничего не поняла. Я хотела спросить: где я? Но женщина заговорила первая. Сложив руки на груди и подняв глаза к небу, она спросила: "Господи, куда ее?" И тогда я сильно вздрогнула, поняв, что я умерла. Мне стало страшно оттого, что я вдруг как бы увидела свои грехи и поняла, что теперь придется за них отвечать.

Я хотела увидеть Бога, стала искать Его, но ничего не видела, а только слышала голос, который произнес: «Верни ее на землю, она пришла не в свой срок». Тут я поняла, что эта женщина - Царица Небесная, а юноша - мой Ангел-хранитель, который умолял Ее за меня.

А Господь продолжал говорить: «Надоело Мне ее богохульство и смрадная жизнь ее, Я хотел стереть ее с лица земли без покаяния, но Меня умолил ее отец своей непрестанной молитвой».

Затем Он сказал: «Ей нужно показать место, которое она заслужила». И вмиг я очутилась в аду. Полезли по мне странные змеи с длинными огненными языками. Эти змеи буквально впились в меня, мне было так больно, так мучительно, а помощи ниоткуда не было. Там стоял невыносимый смрад, я кричала.

Потом все закружилось, и я снова полетела. Вдруг я увидела нашу церковь, которую в своей жизни я много раз ругала. Из нее вышел священник, весь в белом и сверкающем одеянии, но только с поникшей головой.

Тогда спросил меня Господь: кто это? Я ответила, что священник. А Господь мне отвечает: «Ты говорила, что он тунеядец. А он не тунеядец, а истинный пастырь, а не наемник. Так вот знай, какой бы священник не был, он служит Мне. А если он над тобой не прочитает разрешительную молитву, то Я тебя не прощу».

Тут я стала просить Его: «Господи, отпусти меня, у меня есть сын, он остался совсем один». «Тебе его жаль?» - спросил Господь. Я ответила: «Очень жалко». «Тебе одного ребенка жалко, - сказал Господь, - а у Меня вас столько, что нет такого числа. Вы все стремитесь к богатству, делаете всякую неправду.

Видишь, как расхищают твое имущество, которым ты так дорожила. Имущество твое расхитили, ребенка отдали в детский дом. А твоя грязная душа явилась передо Мной. Надо спасать душу прежде всего, ибо век мизерный остался, скоро приду судить вас. Молитесь». Я спросила: «Как мне молиться, я никаких молитв не знаю».

Господь ответил: «Не та молитва дорога, которая выучивается наизусть, а та, которая произносится от чистого сердца, из глубины души. Встань в любом месте и скажи: прости меня, Господи, помоги мне. Я вас вижу, Я вас слышу».

Здесь же появилась Божья Матерь и я снова очутилась на том квадрате, но уже не лежа, а стоя. Потом Богородица пошла от меня к воротам неописуемой красоты, от которых исходил такой свет, что человеческими словами его не описать. Со мной рядом остался Ангел.

Ворота отворились перед Богородицей, Она вошла внутрь дворца или сада. Я подумала, что это рай и попросила Господа показать мне его.

Когда Богородица вернулась, я услышала голос: «Царица Небесная, покажи ей ее рай». Богородица взмахнула рукой, и на левой стороне я увидела: стоят черные обгорелые люди, как скелеты, несметное число. Они так стонали, просили пить, но им никто не давал ни капли воды.

Мне было страшно, я услышала, что они говорят: «Эта душа пришла из земного рая. Для того, чтобы заработать ароматный запах на Небеси, надо на земле верой, правдой служить Богу для спасения своей души».

Тут Царица Небесная показала на этих черных людей и сказала: «У вас в земном раю богатая милостыня. Господь сказал: кто чашу воды подаст во имя Мое, получит награду. А у вас не только воды много, у вас всего в достатке, поэтому давайте милостыню. Одной каплей воды могут насытиться несчетное количество людей здесь...»

Потом я оказалась в тартаре еще хуже, чем был. Там была тьма и огонь. Ко мне подбегали бесы с хартиями, в которых были записаны мои грехи и показывали мне свои ужасные записи. У них изо рта вылетал огонь, мне было так страшно. Бесы били меня, в меня впивались какие-то искры, от чего я испытывала сильную боль.

Там были люди, много людей, изможденных страданиями. Они говорили мне о том, что в земной жизни не признавали Бога, не делали добрых дел, и что я теперь буду вечно находиться там с ними. Мне давали есть червей и всяких гадов за то, что я в земной жизни не соблюдала посты.

Моя душа трепетала от ужаса. Потому я вместе с Богородицей стала подниматься вверх, а внизу люди стонали: «Божья Матерь, не оставляй нас!» Я очутилась на той площадке, где первый раз увидела Богородицу. Она сложила руки на груди, подняла глаза к небу и спросила: «Как мне с ней поступить?» А голос Господа говорит: «Спусти ее на землю».

Тут же откуда-то появились тачки, 12 тачек без колес, и все они двигались. Мне пришлось переступать с тачки на тачку, как велела Царица Небесная.
Когда мы подошли к последней тачке, она оказалась без дна. Божья Матерь сказала: «Иди вперед».

Я говорю, что боюсь, упаду. «А нам и надо, чтоб ты упала», - говорит Она. «Но я же убьюсь!» - «Нет, не убьешься!» Богородица дала мне в руку косу, сплетенную в три ряда, и сама держала ее за конец.

Она тряхнула косой, и я полетела на землю. На земле я увидела, как едут машины, идут люди. Видела, что лечу над рынком, но не приземляюсь, а продолжаю лететь к моргу, где лежало мое тело.

Морг был закрыт, но я каким-то образом прошла через стену и увидела свое мертвое тело: голова немного свисла, бок прижат к другому мертвецу.
Как и когда я вошла в тело, я не знаю, но я осознала это, когда почувствовала холод. Я кое-как согнула колени, съежилась от холода, повернулась на бок.
В это время как раз привезли нового мертвеца.

Я открыла глаза и увидела санитаров, а они в ужасе убежали. Позвали врачей. Меня снова отвезли в больницу и стали отогревать. Через два часа я заговорила. На моем теле было 8 швов, так как на мне практиковались студенты.

Тело мое было полумертвое, но все же на 20-й день я смогла поесть.
Мне предложила блинчики со сметаной, но я отказалась, так как была пятница. Я рассказала врачам, где я была, и что там тех, кто не соблюдает посты, заставляют есть червей.

Врачи меня слушали сначала с опаской, думая, что я сошла с ума, а потом с интересном и вниманием. Много народу приходило слушать мой рассказ о том свете. Я все рассказала, что видела, а главное, что у меня ничего не болит.
Дело дошло до того, что милиция стала разгонять от меня народ, приходивший подивиться (слух разнесся по всему городу).

Меня перевели в другую больницу, где я окончательно поправилась. Но врачи не могли понять, как я живу практически без кишечника, ведь у меня рак в последней стадии.

Решили сделать еще одну операцию. Главный врач Валентина Васильевна Алябьева вскрыла брюшную полость и обнаружила, что все мои внутренние органы - как у ребенка. Врачи были просто в шоке, они не понимали, как такое могло произойти. Мне делали операцию под местным наркозом, я во время операции разговаривала, и мне совсем не было больно.

Врачи пришли к единодушному мнению, что меня, как они выразились, Бог переродил. Валентина Васильевна от меня не отходила, выхаживала, кормила, чтобы никто не причинил мне зла, ведь мое исцеление не очень понравилось врачам, делавшим мне первую операцию, так как им было невозможно доказать, почему они отправили в морг здорового человека, хотя они видели, что мой кишечник практическим сгнил.

Когда я вышла из больницы, в первую очередь я пошла в тот храм, к тому священнику, которого называла тунеядцем. Попросила прощения, исповедалась, причастилась, освятила свой дом.Потом я пошла в райком, и сдала свой партбилет, так как прежняя коммунистка и безбожница Клавдия умерла. И с тех пор регулярно хожу в церковь и стараюсь жить по-христиански».


Молва о «барнаульском чуде» – удивительном воскрешении из мертвых жительницы Барнаула Клавдии Устюжаниной и ее чудесном исцелении от рака – давно шагнула за пределы Алтайского края. Истории давняя, но любители чудес никак не могут о ней забыть. О барнульской святой рассказывают книги и газеты, ее история, обрастая подробностями, гуляет по просторам Интернета: православные не сомневаются в божественной природе чуда, ученые ломают копья по поводу того, как объяснить феномен с материалистической точки зрении. Но ни у кого нет сомнений в одном – в достоверности удивительного факта. Между тем в действительности всё обстояло несколько иначе…

В 1964 г. во время операции по поводу рака кишечника в больнице умерла женщина – простая продавщица Клавдия Никитична Устюжанина, не верящая в Бога. Тело её отнесли в морг, где оно пролежало 3 дня, а потом умершая удивительным образом ожила, причем вскоре выяснилось, что раковая опухоль у нее бесследно исчезла. После воскрешения бывшая атеистка стала христианкой и убежденной проповедницей веры в Господа. Такова официальная версия.
Вот как рассказывает об этом журналист «Комсомольской правды» (29 мая 1998 г) А. Полынский со слов священника, который когда‑то встречался с Устюжаниной: «Во время операции Клавдия вдруг увидела себя как бы над своим телом и наблюдала сначала за ходом операции, а затем – как тело уносили в морг. Зашивать располосованный живот врачи не стали, лишь слегка прошлись большими "стежками"… А позже работник морга, проходя мимо ее тела, вдруг обратил внимание на неестественный для мертвеца розовый цвет ног. Он дотронулся – они теплые» .

Врачи, естественно, вначале не поверили в воскрешение покойницы, но потом все же взяли ее в операционную и «зашили нормально». Далее священник говорит, что Клавдия Никитична показала ему свидетельство о собственной смерти и историю болезни, в которой, правда, была всего лишь запись о реанимации на операционном столе.

Сын Устюжаниной Андрей добавляет (цитата из той же статьи): «Через месяц мама легла на повторную операцию, которую проводила известный врач Алябьева Валентина Васильевна. После операции Валентина Васильевна вдруг расплакалась и объявила: в организме оперируемой нет даже и подозрения на то, что был когда‑то рак кишечника. Тогда мама пришла к хирургу Неймарку, оперировавшему её в первый раз, и спросила: "Как вы могли так ошибиться?". Он ответил: "Ошибка исключена, пораженные раком органы я видел сам, видели мои ассистенты диагноз подтвердил анализ. Уже шли метастазы, мы выкачали из тебя полтора литра гноя"» .
Еще более подробно и эмоционально пишет об этих удивительных событиях Николай Леонов в книге «Тайны тысячелетий», выпущенной в 1998 году московским издательством Ч.А.О. и Кº 7‑тысячным тиражом.
Вот сцена в операционной: «…и доли шанса на спасение больной не оставалось, хотя бригада хирургов еще долго пыталась бороться за ее жизнь… <…> Мысль с невероятным напряжением пытается найти тот последний возможный вариант спасения, но увы. Смерть уже поглотила свою жертву… За операцию взялся известный в крае профессор-онколог Израиль Исаевич Неймарк (в действительности он был не онкологом, а хирургом широкого профиля, долгое время возглавлял кафедру факультетской хирургии Алтайского мединститута. – Н. В.). Картина… была совершенно очевидна: вместо поджелудочной железы – остаток уродливой, переродившейся ткани, утонувшей в огромном количестве гноя» .

Затем «незашитый труп» отправили в морг, а через три дня «санитары, пришедшие за трупом Устюжаниной, обнаружили вдруг признаки жизни в нем: она явно шевелилась, пытаясь сесть! Бросив носилки, они в страхе бежали из морга» .

Как видим, ситуация здесь выгладит более драматично, чем в версии «Комсомольской правды». Дальше – больше: «Заработали грифы "секретно", затрещали служебные телефоны, оповещая Москву о странном происшествии. Оттуда же последовал один приказ: МОЛЧАТЬ!» . Само собой разумеется, что развращенные коммунизмом, материализмом и атеизмом умы не могли признать чуда, поэтому после воскрешения Клавдию Никитичну подвергли нещадным преследованиям, а в медицинских документах осталась фальшивая запись о простой клинической смерти.

Были и другие публикации о «барнаульском чуде» – например. в газете «На грани невозможного» (№ 4 за 1998 г.). Эта статья примечательна тем, что в ней повествование ведется от лица самой Устюжаниной, хотя «Комсомольская правда» сообщает, что в 1978 г. она умерла от болезни сердца.
Случай, что и говорить, из рада вон выходящий, причем фигурируют в этом невероятном сюжете не только вполне реальные, но и весьма известные и уважаемые люди – И. И. Неймарк, В. В. Алябьева. Мне, естественно, давно хотелось узнать, всё ли происходило так, как о том пишут, благо возможность для этого была. К сожалению, И. И. Неймарка, который делал операцию, уже нет в живых, но в Алтайском медицинском университете заведует кафедрой урологии его сын – профессор Александр Израилевич Неймарк, тоже хирург и известный ученый. Я спросила его о «барнаульском чуде» и благодаря ему узнала об этой истории много такого, о чем журналисты, любители сногсшибательных сенсаций, предпочитают молчать.

После появления упомянутой статьи в «Комсомольской правде» И. И. Неймарк направил главному редактору газеты письмо, в котором подробно рассказал о том, что представляли собой эти события на самом деле. Ответа он так и не дождался. Но копия его письма сохранилась, и хочется, пусть с запозданием, все же предоставить слово человеку, действительно знавшему правду.

Вот что он пишет.:
В феврале 1964 года в факультетскую клинику Алтайского медицинского института на базе железнодорожной больницы, возглавляемую мною, поступила Клавдия Устюжанина на операцию по направлению онкологов с диагнозом «рак поперечно-ободочной кишки». В клинике больная оперирована под эндотрахеальным наркозом.
Во время вводного наркоза наступила остановка сердца. Сразу были приняты реанимационные меры, и быстро, через две минуты, удалось восстановить сердечную деятельность. На операции обнаружен большой воспалительный конгломерат, исходящий из поперечно-ободочной кишки, сдавливавший и затруднявший ее проходимость.
Никаких метастазов рака и 1,5 литров гноя, указанных в статье, не было обнаружено. Наложен свищ на слепую кишку для отвода газов, кишечного содержимого и создания условий для устранения воспалительного процесса. Таким образом, рак был исключен. Картина соответствовала воспалительному процессу.

Вся операция продолжалась 25 минут. После операции больная была без сознания в течение двух дней. Находилась в реанимационной палате, под постоянным наблюдением врачей и сестер. Дышала самостоятельно и сердце работало нормально. Затем она пришла в сознание и стала интересоваться, что нашли на операции и что ей сделали. Я многократно лично с ней беседовал и убеждал, что у нее рака нет, а имеется воспаление, а когда оно утихнет, ей свищ закроют. Но она мне не верила, ибо часто заговаривала на эту тему и рассказывала, что у нее растет мальчик Андрей. Отца нет, и если у нее рак, то [она] должна подумать, как его устроить. Я ее уверял, что рака нет и не надо ничего предпринимать, что она сама его воспитает и вырастит.

Следовательно, Клавдия Устюжанина не умерла ни на операционном столе, ни после операции, поэтому не было надобности ей воскресать. Мне непонятно, как она могла демонстрировать свидетельство о смерти и историю болезни. Сомневаюсь также, что она была «убежденной атеисткой», в больнице она часто молилась, и Бог ей помог – сердечная деятельность быстро восстановилась, а рака не оказалось. В дальнейшем Устюжанина поправилась. Опухоль уменьшилась и рассосалась. В городской больнице доктор В. В. Алябьева ей свищ зашила, и больная полностью выздоровела. Накануне операции Валентна Васильевна мне позвонила по телефону, и я ей сообщил, что воспалительная опухоль рассосалась. В. В. знала до операции, что у больной рака нет.
<…> Что касается Устюжаниной, то она придумала легенду, как она воскресла из мертвых. При этом легенда все время менялась. Сначала она распространялась о том, что она умерла, а ее голую в мороз вынесли в морг, где лежали трупы. Пришел сторож больницы, уронил ведро, и она очнулась. Душа летела к рынку (Устюжанина работала в торговле), ее встретил ангел и велел вернуться к Клавдии, и она ожила. На самом деле в то время в железнодорожной больнице никто не умирал, не было трупов, а сторожей вообще в больнице никогда не было.

Устюжанина пропагандировала свою святость и организовала бизнес, производила омовение и использованную воду продавала как святую. Ее публичные выступления сопровождались грубыми выходами и проклятиями в общественных местах города в мой адрес и адрес сотрудников железнодорожной больницы с махровым антисемитским оттенком.

Многократно в разных газетах появлялись статьи, подобные опубликованной Вами, но с различными вариантами выдумок… Мне понятно, что инициатором этих выступлений является ее сын Андрей, который ныне служит священником в Свято-Успенском женском монастыре Александрова. Приходится удивляться, как в течение 20 лет после смерти матери он муссирует выдуманную ею легенду для создания себе популярности и славы. К тому же во всех этих публикациях проскальзывает душок антисемитизма…

За долгие годы хирургической деятельности это единственный случай в моей практике, когда приходится доказывать абсурдность подобной публикации. Никогда не мог себе представить, что Вы могли опубликовать этот бред и уподобиться бульварной прессе… Этим Вы нанесли [мне] глубочайшую обиду и душевную травму, которую [я] не заслужил.

Редакция «Комсомольской правды», как уже было сказано, не ответила на это письмо, и, вероятно, по очень простой причине: ответить было нечего.
Совершенно очевидно, что свидетельство профессора-хирурга, непосредственного участника событий, заслуживает никак не меньшего доверия, чем рассказы журналистов, основанные на информации, полученной из третьих, а то и десятых рук. Нужны ли здесь какие-либо комментарии?

Не было рака, не было смерти, не было воскрешения – все это, увы, лишь результат безудержной фантазии самой Клавдии Никитичны, ее сына и их последователей. А живописные подробности операции, сцены в морге, достойные фильмов Хичкока, и прочие драматические повороты сюжета – целиком на совести, скажем мягко, не слишком правдивых авторов.

Перед нами, как на ладони, вся история возникновения «чуда». Вначале – несчастная женщина с явно не вполне здоровой психикой, придумывающая о себе небылицы и, вероятно, сама в них верящая. Затем – поклонники, уверовавшие в ее святость, съезжающиеся к ней за «святой водой» и рассказывающие о ней другим. И наконец падкие на сенсации журналисты, которые довершили дело, ибо печатному слову у нас принято доверять. «Чудо» состоялось. Попробуйте теперь кому-нибудь сказать, что все это ерунда, – вас тут же запишут в гонители правды. Сколько таких «чудес» кочует по страницам печати, с каждым разом обретая все более умопомрачительные детали, и сколько людей, прочитав о них, говорят, удивленно покачав головой: «Надо же! Вот ведь что бывает на свете!»

Желание верить в чудеса, наверное, присуще человеку от природы. И это замечательно, ибо без чудесного и непознанного жить было бы очень скучно. Пусть верующие видят в загадочных явлениях знамения свыше, а материалисты, к которым принадлежу и я, – просто еще не разгаданные наукой феномены. И пусть о неведомом пишут в книгах и газетах: читать об этом чрезвычайно интересно. Несказанное относится лишь к фактам, то есть, по определению, к событиям, имевшим место в действительности.

Историю же Клавдии Устюжаниной – недоразумение, обросшее гигантским комом самых фантастических домыслов и банальной дезинформации, – фактом никак не назовешь. Это легенда, она принадлежит к области мифологии и к реальности не имеет никакого отношения. Выдавать ее за таковую означает просто-напросто обманывать доверчивых читателей. Люди, к сожалению, редко относятся к прочитанному критически, а многие журналисты в наше время, увы, забыли о том, что такое добросовестность и честность.

Если всё, о чём здесь рассказано, кого-то всё же не убедило, остается только процитировать слова Дэвида Юма, английского философа и историка: «Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу и свидетельство людей теряет всякий авторитет» .
Право же, добавить к этому нечего.

18.11.2005 13:44

Статья, восстанавливающая реальную канву происшедших более 40 лет назад в Барнауле событий, опубликована сайтом "Алтапресс" . Несмотря на явно "желтый" характер материала, обсуждаемая в нем проблема достаточно важна, т.к. "барнаульское чудо" упоминается во многих церковных трудах и внесение документальной ясности в этот вопрос представляется необходимым.

Очередное воскрешение Клавдии, или Барнаульское чудо-юдо

Призрак Клавдии Устюжаниной снова бродит по страницам газет. О жительнице Барнаула, "воскресшей в 1964 году в морге", громко вспомнили фанаты Грабового. Того самого, который предложил матерям Беслана оживить их детей. "Не верите в то, что мёртвых воскрешают, а как же барнаульское чудо?" Образ продавщицы из Барнаульского хлеботорга вновь поднят на щит и рядом священников. Что же на самом деле произошло тогда в Барнауле? Корреспондент газеты "Маркер-Экспресс" решила сделать "вскрытие" давней истории.

О чудесном воскрешении Клавдии писано-переписано, и каждый раз подробности чуда были разными. В одних говорилось, что до "воскрешения" Устюжанина была активной коммунисткой, а потом сдала партбилет, в других, что она пила-гуляла, а потом одумалась. По-разному выглядят и сцены в морге.

Статьи о "чуде" писались и после настоящей смерти Клавдии. Она умерла в 1978 году, но несмотря на это одна из газет публиковала рассказ от её имени через 20 лет после смерти. Якобы 79-летняя баба Клава сидит и рассказывает... Такой вот казус.

Сын Клавдии Никитичны протоиерей Андрей Устюжанин, священник Свято-Успенского монастыря в городе Александрове Владимирской области, вежливо сказал по телефону, что самая правдивая версия - записанная им со слов матери. Остальные просто неправильно записывали, делая ошибки. Вот фрагменты истории, записанные со слов сына Устюжаниной.

Понеслась душа в ад

"В 1963-1964 гг. я вынуждена была лечь в больницу на обследование. У меня была обнаружена злокачественная опухоль. Однако, не желая меня расстраивать, мне сказали, что опухоль доброкачественная. Я хотела, чтобы мне сказали правду, ничего не скрывая, но мне сообщили только, что карточка моя находится в онкологическом диспансере. Придя туда и желая узнать правду, я выдала себя за свою сестру, которая интересуется историей болезни родственницы. Мне ответили, что у меня злокачественная опухоль, или так называемый рак.

Прежде чем лечь на операцию, мне нужно было, в случае смерти, устроить сына и произвести опись имущества. Когда опись была сделана, то стали у родственников спрашивать, кто возьмёт к себе моего сына, но все от него отказались, и тогда оформили его в детский дом.

17 февраля 1964 года я сдала дела в своём магазине, а 19 февраля была уже на операции. Проводил её известный профессор Израиль Исаевич Неймарк (еврей по национальности) вместе с тремя врачами и семью практикантами-студентами. Вырезать что-либо из желудка было бесполезно, так как весь он был охвачен раком; было выкачано 1, 5 литра гноя, прямо на операционном столе наступила смерть. Сам процесс отделения моей души от тела я не чувствовала, только вдруг увидела я своё тело со стороны так, как мы видим, например, какую-нибудь вещь: пальто, стол и т. п. Вижу, как вокруг моего тела суетятся люди, стараясь вернуть меня к жизни. Я всё слышу и понимаю, о чём они говорят. Чувствую и переживаю, но дать им знать, что я здесь, не могу.

Вдруг я оказалась в близких и родных мне местах, там, где меня когда-либо обижали, где я плакала, и в других трудных и памятных мне местах. Однако я не видела возле себя никого, и сколько ушло времени на то, чтобы я могла побывать в этих местах, и каким способом осуществлялось моё передвижение - для меня всё это осталось непостижимой тайной. Неожиданно я оказалась в совершенно незнакомой мне местности. Вдруг я увидела, что с востока по направлению ко мне идет высокого роста Женщина. Строгая, одетая в длинное одеяние (как я узнала позднее - монашеское), с покрытой головой. Видно было строгое лицо, Возле Неё шёл ребёнок, который доставал Ей только до плеча. Я старалась увидеть его лицо, но мне так это и не удалось, потому что он всё время поворачивался ко мне или боком, или спиной. Как я узнала позже, это был мой Ангел - хранитель. Я обрадовалась, думая, что когда они подойдут поближе, то я смогу узнать у них, где нахожусь.

Всё время ребёнок что-то просил у Женщины, гладил Её руку, но Она очень холодно обращалась с ним, не внимая его просьбам. Тогда я подумала: "Какая Она безжалостная. Если бы мой сын Андрюша просил у меня чего-нибудь так, как просит у Неё этот ребёнок, то я бы даже на последние деньги купила ему то, что он просит".

Не доходя 1,5 или 2 метра, Женщина, подняв кверху глаза, спросила: "Господи, куда её?" Я услышала голос, который ответил Ей: "Её надо спустить обратно, она не в срок умерла". Это был как бы плачущий мужской голос".

После этого Клавдии якобы показали ад с обгорелыми телами и сказали: молись, век мизерный остался. А дальше:

"...я очутилась в морге в своём теле. Как или каким способом я ВОШЛА в него - не знаю. В это время в морг внесли мужчину, у которого была отрезана нога. Кто-то из санитаров заметил во мне признаки жизни. Сообщили об этом врачам, и они приняли все необходимые меры ко спасению: дали мне кислородную подушку, сделали уколы. Мёртвой пробыла я трое суток (умерла 19 февраля 1964 г., ожила 22 февраля). В марте 1964 г. я легла на повторную операцию, для того чтобы узнать о состоянии своего здоровья и чтобы зашили мне швы. Повторную операцию проводила известный врач Алябьева Валентина Васильевна. Во время операции я видела, как врачи копаются в моих внутренностях, и, желая знать моё состояние, задавали мне различные вопросы, и я отвечала на них. После операции Валентина Васильевна в сильном волнении сказала мне, что в организме нет даже и подозрения на то, что у меня был рак желудка: всё внутри было как у новорождённой." После этого по официальной версии бывшая атеистка стала убеждённой проповедницей веры в Господа.

Свидетельство о смерти

Верьте, так и было, - заверил священник Андрей. - Теперь врачи говорят, что мама лежала в реанимации. Но я помню, меня подвели к маме, и помню слова "в уста не целуй, целуй в лобик". Меня бы в реанимацию, наверно, не пустили... А священник Анатолий Берестов видел собственными глазами справку о её смерти, которую выдали, когда мама была в морге.

На вопрос, где же теперь эта справка, отец Андрей замялся: "Она раньше у мамы была, а потом куда-то делась".

С иеромонахом Анатолием Берестовым, доктором медицинских наук и настоятелем домового храма Преп. Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, мы созвонились в пятницу, 11 ноября.

Действительно, я встречался с этой женщиной в 60-х на Ярославском вокзале, - поделился иеромонах. - Детали я подзабыл. Она рассказывала, что в состоянии клинической смерти умерла на операционном столе. Я видел свидетельство о смерти и справку из психдиспансера о шизофрении. Но в справках никогда не писалось "шизофрения", ставился код. Значит, кому-то нужно было наделить её этой справкой, чтобы ей не верили? Она произвела на меня впечатление нормального спокойного человека. Говорила, что очнулась в морге, и служитель увидел её розовые ноги. О том, что было, я сужу только по её рассказу. Я, как медик, всё спрашивал её: "Как это могло быть?" Она отвечала: "Не знаю". Жаловалась на плохой сон, на то, что власти угнетают.

Почему уехала из Барнаула? Говорила, что должна свидетельствовать всему миру о Боге. Как священник я верю в чудо воскрешения. Я сам недавно был свидетелем, как тяжелобольной наркоман, умирающий от СПИДа, выздоровел. Я лично видел его в предагональном состоянии. Говорил, готовьтесь, осталось не больше суток. И вдруг он возвращается в этот мир, выздоравливает.

"Клавка была шарлатанкой"

Священник Андрей Устюжанин поведал, что жили они с матерью на улице Крупской, 96, что уехали потом из Барнаула "по воле Божьей".

В субботу, 12 ноября, из-за забора этого деревянного дома громко лаяли собаки. Хозяйка дома, купившая в свое время дом у Устюжаниных, сказалась больной и отказалась от любых бесед. Зато её соседка, услышав, что интересуются Устюжаниной, не выдержала:

Это же аферистка, эта Клавка. Обычная аферистка. Всем рассказала, что воскресла, к ней начали люди приезжать, думая, что она святая. Если бабка согбенная приедет с пустыми руками, она и на порог не пускала, а если с баулами подарков приедут, то пустит. Они её в ванную посадят, ж: ей моют, а сами потом воду пьют. Тьфу. - После этих слов женщина, не пожелавшая представиться, ушла в дом, не попрощавшись.

В Барнауле это чудом не считали?

Дело приобретало другой оборот. Но соседи есть соседи. В соседских отношениях, говорят, иногда сам чёрт ногу сломит. А что скажут о Клавдии барнаульские священники?

Я плохо знаю подробности этой истории, - сказал Константин Метельницкий. - Знаю только, что она три дня в морге лежала, а потом воскресла. Лучше об этом знает священник Николай Войтович. В одном из многочисленных рассказов о чудесном воскресении говорится, что Клавдия увидела во сне Николая Войтовича в костюме, который у него был, но он его ни разу не надевал. Ещё говорила, что отец Николай советовал прятать подальше медицинские справки.

Ничего подобного не было, - говорит священник Николай Войтович, - и свидетельство о смерти она мне не показывала. У неё была клиническая смерть, я говорил после с врачами. И она могла, конечно, разные картины увидеть, когда отходила от наркоза. Когда она объявилась, я не придал значения её рассказам. Потом в Томске на проповеди священник сказал о "барнаульском чуде", из Томска сюда поехали толпы народа. Но в Барнауле это чудом не считают.

Из телефонного интервью с Андреем Устюжаниным:

У мамы, я помню, не сложилось хороших отношений с отцом Николаем Войтовичем. А то, что говорят, будто она водой с себя торговала, - это наговоры. Представьте, это же были 60-е годы, когда к религии очень сурово относились. Не занималась она продажей воды:

В те дни морг был пуст

В невероятной истории о воскресении фигурируют реальные имена очень уважаемых в городе врачей: Неймарка, Алябьевой. Ни Израиля Исаевича, ни Валентины Васильевны, к сожалению, в живых нет. Одна из коллег Алябьевой из 3-й городской больницы сказала, что не слышала от неё никакой истории о Клавдии Устюжаниной.

Как это уже всё надоело,- поделился по телефону Александр Неймарк, сын Израиля Исаевича, главный уролог края, доктор медицинских наук, профессор. - Это же была ненормальная женщина, которая преследовала отца. В те дни больные вообще не умирали. В журнале регистраций нет записей. У неё была клиническая смерть при даче наркоза. Сердце запустили - вот и всё чудо. Отца после этого позвали. Он написал, как всё было, в одном письме в редакцию. Это письмо Наталья Васильева, которая была в ту пору редактором издательства медицинского университета, цитировала в одной своей статье.

Меня от баек священников вообще трясёт, - честно призналась воинствующая атеистка Васильева. - Я этой публике не доверяю. Их специальность - врать.

По версии Васильевой, в начале "чуда" была несчастная женщина явно с не вполне здоровой психикой, придумывающая о себе небылицы и, вероятно, сама в них верящая. Затем поклонники, уверовавшие в её святость, приезжающие к ней за "святой водой" и рассказывающие о ней другим. И, наконец, падкие на сенсации журналисты, которые довершили дело.

В одной из историй, записанной со слов Клавдии Устюжаниной, говорится даже, что профессор-еврей хотел умертвить её после воскрешения.

Письмо профессора Неймарка

Копия письма Израиля Исаевича Неймарка хранится у его ученика, доктора медицинских наук, членакорреспондента РАМН Якова Наумовича Шойхета. Это письмо было написано в 1998 году после публикации о "барнаульском чуде" в одной из центральных газет. Вот фрагменты из него: "В феврале 1964 года в факультетскую клинику Алтайского медицинского института на базе железнодорожной больницы, возглавляемой мною, поступила Клавдия Устюжанина на операцию по направлению онкологов с диагнозом "рак поперечно-ободочной кишки". В клинике больная оперирована под эндотрахеальным наркозом. Во время вводного наркоза наступила остановка сердца. Сразу были приняты реанимационные меры, и быстро, через две минуты, удалось восстановить сердечную деятельность. На операции обнаружен большой воспалительный конгломерат, исходящий из поперечноободочной кишки, сдавливавший и затруднявший ее проходимость. Никаких метастазов рака и 1,5 литра гноя, указанных в статье, не было обнаружено. Наложен свищ на слепую кишку для отвода газов, кишечного содержимого и создания условий для устранения воспалительного процесса. Таким образом, рак был исключён. Картина соответствовала воспалительному процессу. Вся операция продолжалась 25 минут.

После операции больная была без сознания в течение двух дней. Находилась в реанимационной палате под постоянным наблюдением врачей и сестёр. Дышала самостоятельно, и сердце работало нормально. Затем она пришла в сознание и стала интересоваться, что нашли на операции и что ей сделали. Я многократно лично с ней беседовал и убеждал, что у неё рака нет, а имеется воспаление, а когда оно утихнет, ей свищ закроют. Но она мне не верила, ибо часто заговаривала на эту тему и рассказывала, что у неё растёт мальчик Андрей. Отца нет, и если у неё рак, то [она] должна подумать, как его устроить. Я её уверял, что рака нет и не надо ничего предпринимать, что она сама сына воспитает и вырастит. Следовательно, Клавдия Устюжанина не умерла ни на операционном столе, ни после операции, поэтому не было надобности ей воскресать. Мне непонятно, как она могла демонстрировать свидетельство о смерти и историю болезни. Сомневаюсь также, что она была "убеждённой атеисткой", в больнице она часто молилась, и Бог ей помог - сердечная деятельность быстро восстановилась, а рака не оказалось. В дальнейшем Устюжанина поправилась. Опухоль уменьшилась и рассосалась. В городской больнице доктор В. В. Алябьева ей свищ зашила, и больная полностью выздоровела. Накануне операции Валентина Васильевна мне позвонила по телефону, и я ей сообщил, что воспалительная опухоль рассосалась. В. В. знала до операции, что у больной рака нет. <...> Что касается Устюжаниной, то она придумала легенду, как она воскресла из мёртвых. При этом легенда всё время менялась. Сначала она распространялась о том, что она умерла, а её, голую, в мороз вынесли в морг, где лежали трупы. Пришёл сторож больницы, уронил ведро, и она очнулась. Душа летела к рынку (Устюжанина работала в торговле), её встретил ангел и велел вернуться к Клавдии, и она ожила. На самом деле в то время в железнодорожной больнице никто не умирал, не было трупов, а сторожей вообще в больнице никогда не было.

Устюжанина пропагандировала свою святость и организовала бизнес, производила омовение и использованную воду продавала как святую. Её публичные выступления сопровождались грубыми выходками и проклятиями в общественных местах города в мой адрес и адрес сотрудников железнодорожной больницы с махровым антисемитским оттенком.

Многократно в разных газетах появлялись статьи, подобные опубликованной Вами, но с различными вариантами выдумок... Мне понятно, что инициатором этих выступлений является её сын Андрей, который ныне служит священником в Свято-Успенском женском монастыре Александрова. Приходится удивляться, как в течение 20 лет после смерти матери он муссирует выдуманную ею легенду для создания себе популярности и славы. К тому же во всех этих публикациях проскальзывает душок антисемитизма... За долгие годы хирургической деятельности это единственный случай в моей практике, когда приходится доказывать абсурдность подобной публикации. Никогда не мог себе представить, что Вы могли опубликовать этот бред и уподобиться бульварной прессе... Этим Вы нанесли [мне] глубочайшую обиду и душевную травму, которую [я] не заслужил".

Операцию начал не Неймарк!

Сам Израиль Исаевич операции Устюжаниной не начинал, - рассказал Яков Наумович Шойхет. Оперировал другой опытный хирург, его ученик. Но он ещё не успел начать операцию, был дан вводный наркоз, и у больной наступила остановка сердца. Восстановили сердечную деятельность быстро, встал вопрос, что делать дальше. У больной была кишечная непроходимость. Кто-то должен был взять на себя ответственность продолжать операцию после клинической смерти. Позвали Неймарка, он дал указание спасать. Операция была продолжена. Открыли живот, обнаружили инфильтрат, который сдавил поперечно-ободочную кишку, вывели её наружу, дали возможность выходить кишечному содержимому через другое отверстие. Собственно говоря, это и спасло жизнь пациентки. Всё было сделано так, чтобы потом, когда кишечная непроходимость пройдёт, можно будет восстановить проходимость кишки. Чтобы человек ходил естественным путём и не жил с выведенной кишкой наружу. Они даже это предусмотрели. Благодаря Неймарку больная не просто выздоровела, но и не осталась инвалидом. А потом родилась эта версия о "воскрешении". Даже не берусь судить, кто первый её создал. Конечно, частично она шла и от неё. Сначала говорила одно, потом другое. В конце концов, заявила, что её в морге вскрыли. Но каждый медик знает, что при вскрытии органы изолируются, берётся кусочек ткани каждого органа для исследования гистологического.

Моё отношение к этой женщине всё равно будет как к больной, которая пережила тяжёлую операцию. Как к страждущей. Несмотря на то, что она отплатила врачам чёрной неблагодарностью. Со стороны врачей в тот момент было сделано абсолютно всё в высшей степени грамотно с хорошим прогнозом на будущее. Израиль Исаевич выглядит здесь не просто как опытный грамотный хирург, но и мужественный человек, который взял на себя решение продолжать операцию после клинической смерти. Дальнейшее ожидание могло привезти к некрозу кишки. Оттягивая операцию в таких случаях, мы ставим под угрозу жизнь больного. В таких ситуациях и проявляется истинный хирург. Был интересный эпизод в жизни Израиля Исаевича, когда тоже решался вопрос об операции с риском для жизни больной. А без операции шансов на выздоровление вообще не было. Он собрал всех хирургов: что будем делать - и оперировать страшно, и не оперировать - не использовать шанс. Все высказывались полтора часа. Он говорит: "Подумайте хорошо и придите к заключению, а я пойду поработаю". Ушёл. Вернулся через полтора часа: "К какому выводу пришли?" - "Делать операцию". - "Я так уже и сделал". Это был удивительный человек. В нём сочетались ленинградская школа и черты хирурга, прошедшего фронт. Он всю войну был действующим хирургом полевого госпиталя. Людей такой культуры, такой мощи сейчас редко встретишь. И всё, что потом развернулось, грязно. И он принял на себя огонь, несмотря на то что операцию делал его ученик. И ученик сделал всё грамотно, повторюсь. Настоящий интеллигент Израиль Исаевич не отвечал на выпады в жёлтой прессе. Его обидела статья в центральной газете, газете, которую он любил. Он до самой смерти ждал ответа от редактора, но так и не дождался... (Мы намеренно не называем газету, о которой идёт речь. Может быть, наши коллеги ещё принесут позднее покаяние).

Рассказ протоиерея Андрея Устюжанина о смерти и последующем воскрешении его матери Клавдии

Родилась раба Божия Клавдия в семье благочестивых родителей в селе Ярки Новосибирской области в 1919 году; она была предпоследним ребенком. Ее мать умерла в 1928 году. Отец, побывав в ГУЛАГе, также вскоре умер (в 1934 году). Отец Клавдии был нищелюбивым, верующим; всегда с охотой давал в долг, никогда не требуя ничего назад. Взять хотя бы такой факт: до начала раскулачивания ее отец, Никита Тимофеевич, ежегодно засевал по три гектара земли пшеницей, чтобы раздавать урожай нуждающимся односельчанам. В семье, кроме Клавдии, было тринадцать детей, поэтому когда отца посадили, приходилось очень трудно; даже просили милостыню. Однажды мальчишки ограбили Клавдию - забрали весь хлеб и подаяние, и семья осталась голодной.

Незадолго до войны Клавдия вышла замуж. Муж вернулся с фронта очень больным. Вскоре она вышла замуж во второй раз. От второго брака родился сын (ныне о. Андрей). Еще с начала войны Клавдию стали беспокоить желудочные боли, которые со временем усиливались, а в 1964 году врачи обнаружили опухоль и настоятельно рекомендовали лечь на операцию. Чтобы узнать характер опухоли, Клавдия пошла на хитрость и, назвавшись собственной сестрой, попросила в регистратуре историю своей болезни. Диагноз гласил: злокачественная опухоль поджелудочной железы.

В феврале 1964 года ее положили на операцию в железнодорожную больницу г. Барнаула, где она в то время проживала. Оперировал ее знаменитый хирург - Израиль Исаевич Неймарк.

Еще до войны Клавдия переехала в Барнаул, там устроилась работать в продовольственный магазин. К слову сказать, магазин стоял рядом с церковью. Хотя Клавдия в Бога не верила, но не была Его непримиримой противницей. Иногда она заходила в церковь, ставила свечи за упокой. Поначалу путалась, записывала на панихиду имена живых и мертвых. Также иногда молилась за упокой ближних и в домашней молитве.

Хотя оперировавший хирург был очень искусен в своей профессии, все-таки Клавдия умерла под скальпелем. Рак был очень обширен и, по сути, вырезать было нечего.

Первые секунды после смерти Клавдия описывала так. Вдруг она увидела себя стоящей в стороне от операционного стола. Видела и слышала, как сетовали врачи и ассистенты, пытаясь вернуть к жизни ее тело. Клавдия говорила им, что делать этого не нужно, но врачи не слышали ее. Когда же все способы реанимации были испробованы, брюшину умершей сшили и тело отправили в морг. Затем душа ее начала путешествовать по всем местам, где она побывала в своей жизни от рождения до смерти; оказалась даже на том месте, где мальчишки отобрали у нее подаяние. На третьи сутки душа вознеслась на небо.

Клавдия рассказывала об этом так: "Я находилась в каком-то бескрайнем пространстве. Это был как бы туман, но в то же время и не туман, и уходил он в бесконечность". Сама она лежала на темном квадратном предмете, похожем на плотную материю, который находился на очень длинной аллее с сочной зеленой травой. Источник света был неясен, свет исходил отовсюду; аллея также начиналась в бесконечности. На западной стороне стояли Царские врата, сделанные из сияющего светоносного металла, гораздо более драгоценного, чем земные золото и платина.

Вскоре Клавдия увидела, что по аллее к ней идут высокая женщина в монашеском одеянии и плачущий юноша (как она подумала, ее сын).

Все это время юноша о чем-то просил сию Жену, гладил Ей руку, но Она довольно сурово отказывала его слезным мольбам.

Клавдия еще подумала тогда: "Какая Она жестокая! Да если бы мой сын, Андрюша, так со слезами молил, я бы на последние деньги купила то, что он просит". При этом Клавдия заметила, что когда Женщина наступала на траву, она приминалась, когда же убирала ногу, переступая, трава возвращалась в прежнее положение. Вскоре Женщина ответила идущему рядом юноше (как потом Клавдия узнала, это был ее Ангел-хранитель): "Сейчас спросим у Господа, что делать с душей сей". И только тут Клавдия поняла, что она вознесена на небо.

Тут Жена, воздев руки, спросила: "Господи, что с душей сей?"

И откуда-то с высоты раздался сильный и властный, но в то же время полный скорби и слез голос: "Отошли эту душу назад. Она не в срок умерла". Затем Женщина спросила: "Господи, у нее волосы стрижены, на чем ее спустить?" Господь ответил: "Возьми косу в цвет ее волос и опусти ее". После этого Женщина вышла в Царские врата, юноша же остался возле Клавдии.

Когда Женщина ушла, Клавдия подумала: "Если Она говорила с Богом, то и я могу". И она сказала: "У нас на земле говорят, что у вас где-то здесь рай есть". Ответа не последовало. Тогда она еще раз обратилась к Господу: "У меня остался маленький ребенок". И услышала в ответ: "Я знаю. Тебе жаль его?" -"Да", - ответила она. И слышит: "Так вот, Мне вас каждого в три раза жальче. А вас у Меня столько, что нет числа такого. Вы по Моей благодати ходите, Моей благодатью дышите и Меня же по-всячески ругаете". И еще она услышала: "Не та молитва сильна, которую ты где-то вычитала или выучила, а та, которая от чистого сердца. Встань и скажи Мне: "Господи, помоги мне!" Я вас вижу, Я вас слышу".

В это время вернулась Матерь Божия с косой. И тогда раздался голос, обращенный к Ней: "Покажи ей рай, она спрашивает, где здесь рай есть". Богородица подошла и простерла над Клавдией Свою руку. Как только Матерь Божия это сделала, Клавдию будто током подбросило и она сразу же оказалась в вертикальном положении. После чего Богородица сказала: "Ваш рай - на земле. А здесь вот какой рай ваш". И провела рукой по левую сторону. И тут Клавдия увидела огромное множество людей, стоящих плотно друг к другу. Все они были черные, как головешки; белыми были только зубы и белки глаз. Но самое непереносимое - это смрад, исходивший от них; вонь из ямы для отбросов - французские духи по сравнению с тем смрадом. Эта вонь еще долго терзала ее уже после воскресения.

Как впоследствии ей объяснили старцы Троице-Сергиевой Лавры (в частности, архимандрит Кирилл), это были показаны души грешников, вымоленных Церковью из ада. Господь избавил их от страданий, но в рай не пустил, ибо в земной жизни они много грешили, но мало каялись, либо не каялись вообще. (Это как раз указывает на отсутствие католического Чистилища, ибо если бы Церковь не молилась, никто бы и не очистился. Но даже и очищенный сразу в рай не попадет, а то и вовсе вплоть до Страшного Суда будет оставаться в преддверии рая. Отсюда можно заключить, что Клавдии было показано истинное состояние ее души, которая могла попасть только в этот "рай".)

Тут Матерь Божия сказала Клавдии: "Для этих людей самая дорогая милостыня на земле - вода. Одной каплей воды напивается бесчисленное множество людей". Потом Она вновь провела рукой и людей не стало видно. Тем временем Клавдия увидела, что в ее сторону движутся двенадцать предметов, напоминавших по форме тачки, но только без колес. Когда они подплыли к ней, то Богородица дала косу в правую руку и сказала: "Наступай на эти тачки и иди все время вперед".

Когда они дошли до двенадцатого предмета, тот оказался без дна. Тут Клавдия увидела всю землю, причем так отчетливо, как на своей ладони. Затем увидела город Барнаул, свой дом, церковь, возле нее - магазин, в котором работала. Клавдия сказала тогда: "Я работала в этом магазине". Богородица ответила: "Я знаю". (Услышав это, Клавдия подумала: если Она знает, что я там работала, то знает, и чем я там занималась.)

В храме увидела она и священников, стоявших к ним спиною, и людей в гражданской одежде. Матерь Божия спросила: "Узнаешь ли кого-нибудь из них?" Клавдия указала на о. Николая Войтовича, по светской привычке назвав его по имени-отчеству. В этот момент священник обернулся в ее сторону. Затем Матерь Божия повелела: "Становись сюда". Клавдия возразила: "Здесь нет дна, я упаду". - "Не бойся, не разобьешься", - вновь повелела Богородица. Затем тряхнула косой, бывшей в правой руке Клавдии. Та шагнула вниз и очутилась в морге в своем теле.

По воспоминаниям Клавдии, ей было невыносимо противно входить в собственный труп, но неодолимая сила втолкнула ее туда. Тело Клавдии начало оживать, делать судорожные движения (тем более что на нее уже успели навалить другие трупы). Смотрители морга, увидев, что "мертвец" шевелится, вызвали "скорую помощь", и Клавдию отвезли в реанимацию: но не в железнодорожную больницу, где она умерла, а в другую.

Попущением Божиим Клавдию не успели забрать из морга и похоронить.

Отец Андрей не уточнил - почему; видимо, тут сказалось несколько причин. Во-первых, родственникам поздно сообщили о смерти - на вторые сутки. Пока они давали телеграммы (родня у Клавдии была многочисленной), пока занимали деньги на похороны, копали могилу, прошло еще время. Наконец придя забирать тело, родственники узнали, что умершая... ожила и увезена в больницу.

Старший брат Клавдии даже получил две телеграммы. Одну с текстом: "Клавдия умерла". А на другой день вторую: "Клавдия воскресла".

После двухмесячной реанимации (мертва она была трое суток, отчего восстановление шло медленно) Клавдию выписали домой. Пищу ее организм долго не принимал; у нее было два свища - один в горле, а другой в боку, справа, поэтому вся пища туда и выходила. Работа мозга тоже восстанавливалась медленно. Когда ей подавали вещь и спрашивали: "Это твоя вещь?", она отвечала: "Да". Но на вопрос, как это называется, не могла ответить. Также на вопрос: "Это твой сын (либо иной родственник)?" - отвечала: "Да". А как зовут, вновь не могла вспомнить.

Когда здоровье Клавдии поправилось, ее снова положили в больницу (туда, где она проходила реанимацию) для повторного вскрытия и определения тяжести заболевания. На этот раз Клавдию оперировала хирург Алябьева Валентина Васильевна. Муж Алябьевой был родственником мужа Клавдии, поэтому она знала историю воскресения Клавдии и настояла на операции. Из операционной Валентина Васильевна вышла со слезами радости и недоумения. Она сказала: "Вы знаете, у нее нет никакого рака. Ее внутренности розовые, как у ребенка. Она полностью здорова".

Окончательно поправившись и желая избавиться от сомнений, Клавдия пошла домой к хирургу И. И. Неймарку. Открыв бывшей пациентке дверь, он был сильно ошарашен. Клавдия спросила: "Израиль Исаевич, как вы могли ошибиться, ведь вы знаменитый хирург? Если мы в торговле ошибаемся, то нас строго наказывают". На что Неймарк ответил: "Я не мог ошибиться, ибо состояние ваших внутренностей видел не только я, но и весь персонал операционной; там были сплошные метастазы. Это во-первых. Во-вторых, анализы однозначно указывали: опухоль злокачественная. В-третьих, мы боролись за вашу жизнь. Ничего не помогало - ни уколы, ни кислород".

Клавдия окончательно убедилась, что все это было не сном и она была действительно мертва трое суток. Когда она пошла после выздоровления в церковь, то на Казанской иконе Божией Матери узнала Жену, беседовавшую с ней на небесах; Ее одеяние и облик были такими же, как на этой святой иконе.

Через год после воскресения ВТЭК признал Клавдию полностью здоровой. Ее снова пригласили работать в магазин (хотя она и сдала все дела, но приказа об увольнении не было). Но постоянно что-то мешало, вдруг нападала хворь и Клавдия не могла выйти на работу. Господь направлял ее на другой путь - путь проповедничества. Ибо тысячи и тысячи людей узнали о ней, сотни побывали в ее доме. Многие благодаря этому обрели веру.

Однако диавол боролся: были случаи, когда соседи писали в соответствующие инстанции, дабы пресечь нескончаемый поток паломников, идущих к Устюжаниным. Это в конце концов послужило причиной переезда семьи из Барнаула в город Струнино Владимирской области. Тем более что в КГБ ей однозначно заявили: "Если не прекратите проповеди, - найдем способ, чтобы вы больше не воскресли".

Но переезд в г. Струнино был промыслительным, ибо это позволило Клавдии бывать в святых местах; в частности, в Троице-Сергиевой Лавре. Старец Кирилл (Павлов) так говорил ей: "Господь воскресил тебя по молитвам твоего родителя, который удостоился небесных обителей за нищелюбие, милостыню и невинные страдания в лагерях".

Раба Божия Клавдия Никитична Устюжанина после первой смерти 19-22 февраля 1964 года прожила еще более 14 лет. Скончалась в г. Струнино Владимирской области. Сын ее - протоиерей Андрей Устюжанин - служит в Свято-Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской области.

Рассказ о. Андрея не голословен, ибо у него на руках находятся документы: медицинские заключения о причинах смерти (история болезни, заключение консилиума врачей), а также о воскрешении (история болезни с заключениями о последующем выздоровлении, о результате повторной операции (диагноз - отсутствие опухоли и метастаз), о полностью здоровой желудочно-кишечной системе).

Дополнения и уточнения к описанному случаю
о воскрешении Клавдии Устюжаниной

В 1996 году в издательском доме "Вокруг света" вышла брошюра, подготовленная Николаем Леоновым, - "Две жизни и две смерти Клавдии Устюжаниной". В связи с этим хотелось бы внести некоторые поправки и дополнения.

Например, в брошюре указано, что труп Устюжаниной имел значительные повреждения. Отец Андрей, рассказывая эту историю, оговорился вскользь, что студенты попрактиковались на трупе его матери. Результатом этой практики были перерезанное горло и поврежденные голосовые связки, а также незашитый живот (его только взяли на скобки).

Еще ранее, в 1993 году, издательство "Трим" выпустило книгу "Православные чудеса ХХ века", где также описывается этот случай. Но, к сожалению, материал не был детально проверен. Взять хотя бы эпизод, когда Господь будто бы отправил Клавдию в ад. По свидетельству отца Андрея, этого не было. Или, например, в книге описывается, как хирург Неймарк с группой ассистентов врывается в операционную, когда В. В. Алябьева производит повторное вскрытие. Мало того, что он, якобы, мешал операции, но еще и, оказывается, пытался уговорить Алябьеву отравить Клавдию (?!). Затем авторы, скрупулезно следуя канонам оперного жанра, сталкивают Устюжанину и Неймарка в споре (во время операции!) по вопросам едва ли не вселенского уровня, из которого оперируемая с честью вышла победителем.

Бросается в глаза и третья ложь, на которую, кстати, указывает и Николай Леонов. Это то, что Клавдия Никитична (дочь репрессированного, "кулака", врага народа)была видным партийным работником. Ложью является и то, что она без конца пьянствовала и вообще вела разгульный образ жизни...

Как в таких случаях говорят, оставим это на совести авторов.

Хотелось бы коротко прокомментировать некоторые подробности, отмеченные в брошюре. Например, такая важная подробность: Матерь Божия говорила Клавдии, что одной каплей воды (т. е. милостыни) напивается множество людей. Это еще раз показывает, что усопшие нуждаются в молитвенном поминовении.

Также подробно описан характер преследований Клавдии. А они шли как со стороны соседей, занимавшихся колдовством, так и со стороны безбожных властей. Соседи усердно насылали на Клавдию порчу, отчего она слегла с параличом ног. Никакое лечение не помогало. И лишь только Богородица, явившаяся по усердным мольбам болящей, исцелила ее.

Клавдия рассказывала об этом так: "Я в это время молилась и вдруг вижу, как в комнату вошла высокого роста Женщина. Она подошла к моей кровати и спросила: "Что у тебя болит?" Я ответила: "Ноги". И тут Она стала медленно удаляться... Удаляясь, Она еще дважды задала мне все тот же вопрос, и столько же раз я ответила: "Ноги". Вдруг Женщины не стало. Я, не сознавая, что стою на ногах, прошла на кухню и стала оглядываться, недоумевая, куда могла подеваться та Женщина".

Проснувшаяся при этом хожалка, тайная монахиня, в ответ на рассказ Клавдии сказала ей с удивлением: "Клава, да ведь ты же ходишь!" И только тут она поняла, какое чудо с ней произошло.

Власти тоже не оставляли Клавдию Никитичну в покое. К тому же и соседи активно сигнализировали о паломниках, осаждавших дом Устюжаниных. Сначала пытались запугать вызовами в прокуратуру, а потом целых семь раз созывали судебные заседания, которые по воле Божией всегда срывались (сын Андрей вместе с друзьями становился на колени и читал акафисты Богородице и святителю Николаю). Один раз даже вызвали сорок лжесвидетелей. Но случилось чудо: в сердцах вдруг пробудилась совесть, и они начали обвинять судей в давлении на свидетелей и даже подкупе. Вместо суда над Клавдией началась ее защита; при этом в шуме и горячке кто-то заехал судье по уху.

Тогда власти решили применить тактику 37-го года. Поэтому, увидев однажды у своего дома "воронок", Клавдия встретила сына у школы за много кварталов от дома и сказала, что надо уезжать. Андрюша сначала было возразил, ибо был голоден, но мать попросила его потерпеть. И тут он сам вспомнил, что много раз за мамой приходили дяди в военной форме, но, к счастью, ее не бывало дома. А однажды был случай, когда Клавдии Никитичне пришлось прятаться в шкафу. Чувство тревоги матери передалось сыну, и он безропотно последовал за ней.

Бросив все, в чем были уехали они из дома и в конце концов поселились в г. Струнино, неподалеку от святой обители Сергия Радонежского.



Похожие статьи