Как справиться с душевной болью: советы психологов. Как облегчить душевные страдания

15.04.2019

Борьба с болью в какой бы то ни было стадии болезни должна стать одной из главных забот медиков. Представление об искупительной ценности страдания не воспринимается уже как само собой разумеющееся; «достоинство человека заключается в том, чтобы не смиряться перед страданием», - заявил совсем недавно кардинал Люстиже. Конечно, реакция больного на боль зависит от его культуры, от его встревоженности, от его эмоционального окружения, - но она всегда заслуживает облегчения, даже при том, что в западных странах порог боли, несомненно, постепенно понизился.

Нельзя уже ссылаться на относительную неэффективность противоболевого лечения и на риск его немедленного или отдаленного побочного действия. Пора предоставить больному выгоды нынешнего прогресса в способах лечения. Переоценка побочных действий сильных противоболевых средств сопровождается также заметной переменой образа мышления. Опыт специализированных коллективов и сведущих врачей ныне возрос и стал общедоступен: это лишь подчеркивает необходимость и далее уделять достойное внимание на разных этапах медицинского образования борьбе с болью.

Такое отношение к больному не ограничивается только последними мгновениями жизни. Назначить морфин уже не означает то же, что соборовать больного. Это средство, как и другие, применяется по тем показаниям и в тех фазах, которые врач определяете соответствии с состоянием больного. Это опасение применять сильные противоболевые средства резко контрастирует, если верить ряду недавних статистических данных, с размахом употребления слабых аналгетиков - вероятно, по совсем другим показаниям!

В этих обстоятельствах врач должен исполнять двойную роль: следовать и борьбе с болью, и взятию на себя психологической заботы. Не пренебрегая при этом, как пишет по очень близкому поводу Эмманюэль Ирш19, «сохранением человеческой личности в ее достоинстве, а равным образом в возвышенном смысле ее существования, для чего обязательно необходимо поддерживать живую и непрерывную потребность в общении, во встрече с другим существом, - некое отношение близости, взаимовключенности, интимности, которое выражается в разделении ответственности».

Конечно, придти к клиническому заключению об инкурабельности и бесполезности любого нацеленного на спасение лечения - это нелегкое и травмирующее испытание. Нелегко решиться объявить, что уже исчерпаны все спасительные средства, которые могли бы вызвать улучшение. Обращение за советом к сотрудникам, согласование с больным, если оно возможно, или хотя бы с представителем его семьи, - все это помогает избежать самозамыкания в одиноком раздумье. Быть рядом с больным означает выслушивать, быть понимающим и готовым помочь, принимать на себя заботы о телесных и душевных нуждах, подавлять боль, умерять тоску, прерывать одиночество.

Это значит и помочь больному и семье воспринять и перенести мысль о приближении смерти. Умышленно замкнуться в одиночестве традиционного монологического многословия не является, несомненно, ни лучшим решением, ни самым легкопереносимым. Ибо двух опасных крайностей следует избегать. Одной, от недостатка старания: если болезнь не выходила за пределы возможности излечения известными средствами, а врач слишком быстро отказался от своей главной роли лечить и, если возможно, излечивать. И другой, от избытка: врач навязал бесполезные мучительные методы обследования или лечения, а даже, возможно, и опасные; и все это ради «выигрыша» нескольких дней непоправимо заканчивающейся жизни!

Сейчас исполнилось уже пятьдесят лет словам папы Пия XII , который вовсе не был приверженцем наплевательской морали, о том, что он бы не считал «недозволенным» лечение, направленное на облегчение боли, даже если при этом был бы риск укоротить уже подошедшую к своему неизбежному концу жизнь.

Самый надежный способ справиться с последствиями праздничных застолий, которые являются колоссальным стрессом для пищеварительной системы, – это не допустить переедания. Легко сказать, но трудно сделать! Как быть, если вы уже чувствуете, что переели? Журнал Cosmopolitan после консультаций с гастроэнтерологами предлагает следующий план спасательных операций по смягчению участи пострадавшего организма.

5 МИНУТ СПУСТЯ

Когда кажется, что уже больше ничего не влезет, но вы съедаете еще один кусочек, и чувствуете, что этот кусочек может выскочить обратно, тогда надо сказать себе «стоп», отложить столовые приборы и выйти из-за стола.

Вы уже нанесли своему организму сокрушительный удар, все «прелести» которого вам еще предстоит испытать. А пока, если есть возможность, следует ослабить ремень или переодеться в более свободную одежду.

Чем больше вы стеснены в движениях, тем более неудобно и напряженно вы будете себя чувствовать, что усугубит мучения пищеварительной системы.

В это время не стоит пить много воды – от этого вы почувствуете еще бóльшую переполненность организма. А вот медленное попивание теплого чая с мятой поможет расслабиться желудочно-кишечному тракту, в том числе кардиальному сфинктеру между желудком и пищеводом, нормальная работа которого приведет к отрыжке из желудка лишнего воздуха, проглоченного с едой. После избавления от избыточного воздуха вы почувствуете себя уже не таким «вздутым». (И помните что, всякий раз, когда на входе или выходе из ЖКТ происходит выпуск воздуха или газов, в нем освобождается место, что помогает еде двигаться по предназначенному ей пути).

Если же вы предпочитаете кофе, то чашка кофе также поможет работе пищеварительной системы, и вы почувствуете себя менее «нашпигованным» праздничными яствами.

15 МИНУТ СПУСТЯ

В это время очень хочется лечь, но ложиться не стоит – в горизонтальном положении на желудок оказывается бóльшее давление, а желудочный сок может попасть в пищевод и вызвать изжогу.

При болях в животе рекомендуется принять безрецептурное средство от повышенного газообразования (типа эспумизана), антацид (типа алмагеля) для снижения выработки желудочного сока, который при переедании производится в избыточном количестве, или ранитидин, который успокоит желудок и смягчит раздражение пищеварительной системы от злоупотребления едой и напитками (в том числе алкоголем). Если же вы чувствуете, что просто объелись, но не испытываете болевых ощущений, то принимать какие-либо препараты нет необходимости.

30 МИНУТ СПУСТЯ

Хотя, скорее всего, вы все еще чувствуете себя безумно объевшимся, самое время отправиться на короткую прогулку. Ходьба стимулирует работу ЖКТ. Когда вы сидите и не двигаетесь, то работа вашего ЖКТ также не отличается высокой активностью.

1-2 ЧАСА СПУСТЯ

Все еще не время спать, но и нельзя подвергать организм серьезным физическим нагрузкам. Рекомендуются легкие растяжки или упражнения из йоги, которые помогут выпустить избыточные газы из организма. Но при этом важно избегать положений, в которых голова находится ниже живота или на живот оказывается давление, т.к. это может вызвать кислотный рефлюкс.

2-3 ЧАСА СПУСТЯ

В это время почти вся еда, если не вся, переместилась из желудка вниз по ЖКТ, что снижает риск кислотного рефлюкса, и теперь можно принять горизонтальное положение.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Самая главная задача на следующий день после переедания – вернуться к обычным, «непраздничным» нагрузкам на пищеварительную систему. Вместо того, чтобы взяться с утра за недоеденный торт, лучше принять здоровый завтрак из цельных ингредиентов, содержащих здоровые жиры, белок, а также овощи и фрукты.

Даже если вы чувствуете, что «после вчерашнего» ваша одежда стала слегка тесновата, не следует резко ограничивать себя в калориях и пропускать регулярные приемы пищи, но при этом лучше отдавать предпочтение легкой еде. Резкое ограничение в еде вызовет сильный аппетит и может подтолкнуть вас в новую пропасть переедания.

На следующий день полезно дать организму какую-то физическую нагрузку, хотя бы минимальную – например, отправиться в поход по магазинам за праздничными покупками. Положительные эмоции помогут вам пережить день «после вчерашнего». А в конце дня прислушайтесь к своему организму и почувствуйте – он вас умоляет не переедать во время следующего праздника!

Полное собрание и описание: молитва облегчающая страдания для духовной жизни верующего человека.

Молитва об избавлении от мучений умирающего выполнить последнюю просьбу умирающего православие

Иногда человек болеет долго, и если он окружен любовью, заботой - умирать легко, и все-таки страшно. Очень плохо, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его кровати, не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; его болезнь, как темная туча, висит над нами; поскорее бы он умер. И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну, как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили только потому, что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

Но в чем же должно заключаться истинно христианское отношение к умирающему? Как, проявив христианскую любовь и мудрость, облегчить страдания близкого человека? А если он находится на грани смерти, но сам еще не чувствует этого, - стоит ли ему говорить об этом или постараться сделать так, чтобы он только в последний момент понял, что пути назад уже нет?

Есть одна склонность у христиан, которую они заимствуют у неверующих людей мира: это стремление скрыть от умирающих близких серьезность их положения и близость смерти. Господь посылает длительные предсмертные болезни как последнее средство, служащее для спасения души. Он хочет, чтобы в это время человек задумался над жизнью, заглянул в себя, осознал свою нечистоту и непригодность для вечного блаженства, ужаснулся своему недостоинству, в страхе вспомнил о Боге и с покаянием и надеждою устремил к Нему свое сердце. Этому благому Промыслу Божию часто мешают близкие тяжело больных. Оптинские старцы считали, что врач обязан предупреждать больного о приближении смерти. И, очевидно, не надо скрывать опасность от больного христианина.

Есть случаи из жизни праведников, когда они предсказывали скорую смерть кому-либо из близких, причем эти предсказания потом не оправдывались. Но те, кому они предсказывали, были впоследствии им глубоко благодарны. Это предсказание заставляло их вовремя покаяться, изменить образ жизни и в усиленных духовных подвигах приготовить себя к переходу в иной мир.

В тех случаях, когда хотят прекратить или облегчить предсмертные страдания больного, надо прибегать к усиленной молитве о нем. Преподобный Афанасий Афонский в тех случаях, когда узнавал, что какому-либо больному иноку его монастыря нет воли Божией исцелиться, совершал всенощное бдение и просил Бога, чтобы Он упокоил его, избавил от мучений, а окружающих - от тяжести длительного ухода за больным. И к утру, когда молящиеся заканчивали свои молитвы, расставался с жизнью и больной. Однако, молящимся следует заканчивать свою просьбу так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Молитва Пантелеймону-Целителю лечит болезни, избавляет от страданий и болей. Кому молиться, чтобы выздороветь.

Друзья, давайте помолимся за Жанну -Фриске, за её выздоровление и всех тех людей, кто тяжело болен.

Православная молитва Пантелеймону-Целителю о здоровье помогает вылечиться от болезней и избавиться от болей. Святой Целитель избавляет от страданий – как физических, так и моральных, душевных невыносимых переживаний.

Пантелеймон остается главным покровителем и врачевателем для православных христиан уже третье тысячелетие. Если человек чем-то серьёзно болен или ему просто очень плохо, то усердно прочитав молитву и искренне раскаявшись в своих ранее содеянных грехах он скорее всего получит в самом скором времени избавление от своих недугов.

Помню, моя бабушка , выйдя на пенсию, часто страдала сильной зубной болью, отчего очень мучилась и переживала. Тогда ей одна знакомая подсказала, что надо почитать молитву святому Пантелеймону-целителю, и боль снимет, как рукой. Так и произошло - зубная боль бабушку оставила, а если потом и напоминала о себе, то после молитвы святому проходила.

Значение болезней и молитв об исцелении

Молясь святому исцелителю заболеваний, надо понимать, что он не сам нас исцеляет, а что Пантелеймон перенаправлят наши молитвенные воздыхания к Господу Богу и просит о даровании нам здравия.

Также каждому православному христианину надо знать и осознавать, что Господь Бог посылает нам болезни не просто так, а в наказание за наши грехи, чтобы мы раскаялись, исповедались, причастились и исправились, стали лучше.

К сожалению, до многих зачерствевших сердец невозможно достучаться даже через заболевания. И тогда Господь начинает взывать к грешнику и его совести, посылая недуги на его родных и близких людей, чаще всего ими оказываются дети или родители, любимый супруг. И очень часто, когда грешный понимает посланный ему сигнал и обращается к Богу, хвори отступают, словно их и не было.

Не стоит роптать на Святую Троицу за те испытания, которые Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой нам посылает: болезни – это обратимое явление, смерть собственная или близких людей – вот настоящее наказание за серьёзные грехи, которые Господь нам посылает, чтобы наши ожесточенные сердца смягчились и обратились к Нему.

Поэтому за свои болезни и болезни близких, особенно не сильно тяжелые, как это не парадоксально, Бога надо благодарить – ведь Он мог послать нам и более сильные, изматывающие испытания, но не сделал этого.

Поэтому если заболели Вы или Ваш ребенок, родной и близкий человек, первым делом надо не спешить к врачам (лучшие из них всегда сами уповают на Божью волю), а прибегать к горячей, искренней молитве.

Кому молиться, чтобы выздороветь

Святой великомученик и целитель Пантелеймон является главным покровителем всех врачей и больных.

Если Вас мучает какая-либо болячка либо недуг, просто помолитесь этому мученику, прочтите ему молитву, купите икону святого Пантелеймона, обязательно освященную в православной церкви, и поставьте ее дома на видное место.

Он обязательно поможет больному, страдающему от боли человеку - если не полностью излечит болезнь, то хотя бы уменьшит боль и мучения, страдания.

Это главная молитва за больных и болеющих, страждащих и страдающих от болей людей.

Данное молитвенное воздыхание можно читать не только ради излечения болезни, но и профилактических целях, чтобы дорогие Вам взрослые и дети не болели. Но из своего опыта (возможно, ошибочного, но все же) посоветую по пустякам его не дергать просто так.

Жизнь Святого Пантелеймона была очень тяжелой - он исцелял людей, а его за это наказывали, а позже и вовсе казнили. Он – очень сочувствующий и помогающий всем нуждающимся в его помощи, заботе и внимании.

Но даже после своей смерти святой помогает больным и мучающимся болями, страданиями, переживаниями людей, исцеляет их болезни и возвращает здоровье «безнадежно» больным.

Молитесь о здоровье и выздоровлении, не забывая, что при этом Вы должны также просить Господа о прощении ваших грехов и исправлении вашего поведения. И действительно старайтесь стать лушче, меньше грешить, делайте больше добрых дел, помогайте другим – и это обязательно "сработает".

МОЛИТВА СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ЦЕЛИТЕЛЮ ПАНТЕЛЕЙМОНУ О БОЛЬНЫХ, ОБ ИЗЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ, О ЗДОРОВЬЕ

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне!

Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением.

Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего.

Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.

Читайте еще такие молитвы Иисусу Христу о здоровье больного человека, чтобы выздоровел:

Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив.

Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное.

Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоуждающа и творяща волю Твою.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Пантелеймон помогает даже в безвыходных ситуациях - надо только очень сильно верить в Бога и искренне молиться о помощи, о выздоровлении больного Иисусу Христу, Богородице Деве Марии и другим святителям.

Совет новичкам: Для лечения одних болезней надо молиться одним святым, для излечения других – другим. Книжечки, какому мученику надо молиться в каких случаях, можно купить в церкви.

Сходите в церковь и поставьте там свечку и закажите молебен о здравии болящего, закажите ежедневную в течение 40 дней молитву в церкви - сорокоуст о здоровье, купите икону святого Пантелеймона-Целителя и повесьте ее на видном месте в палате больного и у себя дома, окропите святой водой свой дом или квартиру (это можно сделать самим, взяв воду в Церкви или освятив её там на праздник, а можно вызывать батюшку), а также палату больного и его самого.

Господь Бог часто творит чудеса даже в обычной жизни - и это так, если Вы в это искренне верите.

А святой Пантелеймон помогает любому человеку - независимо от социального статуса и количества его грехов.

Читайте регулярно молитву Святому Пантелеймону-целителю о здоровье родных и близких людей - и будьте здоровы, и счастливы!

В самых тяжелых болезнях и при очень сильных болях читайте акафист Пантелеймону-Целителю (это очень длинная молитва, зато и очень действенная).

Верьте, надейтесь, любите – и вам воздастся по вашей Вере, мере Надежды и силе Любви.

Будьте здоровы Вы и все Ваши близкие и дорогие сердцу, любимые люди!

Молитвы в скорбях и душевных обстояниях

Не попусти на меня, Владыко Господи, искушение или скорбь или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарением.

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

О, Пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога, Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорбей и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде: темже Убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица. Предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити: ради с верою сердечною и любовию припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице: слыши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо Радосте всех верных, яко мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Утоли моя печали»

Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша; очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимыя. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских, отыми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего.

Молитвы пред иконами Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Страдание выявляет в человеке подлинное

- Допустим, человек уже понимает, в чем смысл болезни, но страдания время от времени накатывают, и хочется эти временные страдания как-то ослабить. Как вы думаете, что больше всего мучает человека при болезни, сама болезнь, боль или какие мысли, чувства, эмоции?

Очень по-разному все бывает. При некоторых заболеваниях физическая боль бывает настолько мучительна, что я даже не вполне могу себе представить, какие мысли могут в этот момент сопровождать человека. Доходит порой до самых страшных мыслей о том, что лучше умереть, чем это дальше терпеть. У человека иногда просто сознание помрачается. Поэтому довольно трудно бывает этому сознанию направить волю человека на борьбу со страданием.

- Что в этой ситуации может сделать человек?

Во-первых, молиться, конечно. Молиться, как получится, может быть своими словами.

Видите ли, в чем дело, болезнь-то она тем и страшна, что отнимает силы молиться. Иногда, пока сам не заболеешь, кажется, что болезнь дает возможность больше молиться. Времени, кажется, полно, ничто не отвлекает, лежи и молись себе хоть весь день. А это не так. Когда серьезно, тяжело заболел - страдает все. Не только тело, страдает и душа, и дух. Болезнь поражает все, в том числе и волю человека. И все-таки из последних сил нужно стараться молиться. Молитва побеждает боль и укрепляет наши силы.

Второе… Напомню известную мысль отца Иоанна Кронштадтского о том, что когда тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, помоги ему, и Бог поможет тебе. И это действительно так. Проверено опытом.

Помню одну книгу, она была написана еще в советское время. Читал давно и имен не помню. Документальная книга про одного удивительного человека, который был очень болен, инвалид на коляске, испытывал тяжелые приступы своей болезни, но при этом умудрялся помогать куче людей вокруг. Он общался по телефону с больными, у него были знакомые врачи, аптекари. Он говорил: «Я живу потому, что помогаю другим, мне некогда страдать из-за своей болезни, потому что я вижу так много людей вокруг, которым я могу помочь!». Он был убежден, что живет только потому, что ему надо служить людям. «Как только я оставлю эту заботу о других и зациклюсь на себе, сразу умру».

Понятно, что это человек необыкновенной силы духа, и не каждый так может, но если есть хоть какая-то возможность, даже будучи в болезни, помочь тому, кому еще хуже, чем тебе, то это очень здорово, когда человек этой возможностью пользуется. Впрочем, не обязательно, кому хуже. Может и не хуже, но просто нуждается человек в помощи. Потому что одно дело, сказать - «мне не до вас до всех, мне самому настолько тошно и плохо, не трогайте меня, решайте свои вопросы и проблемы сами». Легче нам от этого не станет.

Коротко говоря, возможна такая позиция: «Мне не до вас…. Мне себе помочь нужно». И противоположная: «Мне не до себя… Есть кому и похуже». Первая - путь к углублению болезни и к унынию, вторая - к выздоровлению и радости. А если и не к выздоровлению, то значительному облегчению.

- Многие святые так же действуют. Та же Матронушка, она лежала парализованная и помогала людям

Да. А Амвросий Оптинский! Будучи совсем молодым монахом, он тяжело заболел и был почти прикован к постели. Монастырское начальство признало его полностью нетрудоспособным, и он был зачислен проживать на иждивении братии. И скольким людям этот «инвалид» смог помочь! Дожил до глубокой старости.

Есть удивительный рассказ в книге «Райские цветы с русской земли» про человека, который заболел, будучи молодым, в расцвете лет, был неподвижен. Сначала очень сильно бунтовал против этого, потом, в конце концов, что-то ему открылось, смирился, стал молиться, к нему стали приходить люди, и хоть он и продолжал болеть, но очень многим смог помочь молитвой, советом, добрым словом.

Мне запомнился один из «непридуманных рассказов» Вересаева. Читал его давно, деталей не помню. Он с восхищением рассказывает про одну женщину, из своих знакомых, которая была очень больна тяжелой и мучительной болезнью, и была она всегда радостна, и другим радость давала, хотя временами было видно по ее лицу, какие мучительные боли она переживала. В тот момент, когда у нее были приступы, никакой радости она, конечно, не могла излучать, но как только боль оставляла ее, как только приступ проходил, она снова была очень жизнерадостной. Такой радости, как у нее, у здоровых не увидеть! А ведь дни этой женщины были сочтены. И она знала об этом.

Однажды эту женщину спросили: «Как вам это удается?» - «Я живу исключительно в настоящем. В тот момент, когда боли нет, я наслаждаюсь всем тем хорошим, добрым, что я вижу вокруг себя и совершенно не думаю о том, что я всего этого скоро лишусь. Я приучила себя жить в настоящую минуту. В тот момент, когда боли нет, я вижу красоту природы и добрых людей, и я этому отдаюсь целиком и полностью. Запрещаю себе думать о том, что только что была боль и то, что боль вернется. Когда вернется, тогда вернется, но вот сейчас, когда боли нет, я буду радоваться».

Вот это умение целиком жить в настоящем моменте и видеть в нем доброе, хорошее - одно из важнейших духовных качеств. Человек очень часто несчастен, потому что он либо продолжает переживать то, что уже прошло или расстраивается из-за того, что, ему кажется, может наступить.

Получается так, что многие больные не только больше мучаются, но и больше радуются, чем обычные здоровые люди.

Наверно. Болезнь обостряет все переживания. И горькие, и радостные.

Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие. Все зависит от человека. Страдание выявляет в человеке подлинное. Кого-то очищает и поднимает ввысь, а кого-то озлобляет, и в одной и той же болезни один человек становится просто озлобленным негодяем, который ненавидит весь мир за то, что все здоровые, а другой наоборот, приобретает какой-то такой опыт, что все самое лучшее в нем проявляется.

Если человек неравнодушен к вопросу о том, кто он есть, во время болезни самое время напомнить себе, что вот сейчас выясняется, чего я на самом деле стою, что я на самом деле за человек. Вот сейчас станет ясным и мне и окружающим, кто я - ничтожество или нет. Если же человек меньше всего заинтересован в том, чтобы познать самого себя, тогда конечно, он может только проклинать болезнь а порой и тех, кто здоров. Любая зависть отвратительна, но зависть больного к здоровым особенно.

Первое, что приходит мне на ум - «Молебный канон Божией Матери». Этот канон в молитвословах обычно предваряется таким надписанием: «Сей канон поется во всякой скорби душевной, и обстоянии». Сила этого молитвословия проверена веками. Я думаю, что вдумчивое чтение этого канона - самое подходящее молитвенное делание во время болезни.

Особо хочу сказать о чтении Евангелия. Болезнь захватывает человека врасплох и человек может быть просто не готов к молитве в той форме, в какой ему ее предлагает Церковь. Ведь большинство наших молитв - на церковно-славянском языке. Пусть читает больной Евангелие на русском, и, прочитав главу или «зачало», или просто небольшой отрывок отложит Книгу и своими словами обратится к Тому, о Ком только что прочитал, к Иисусу Христу. В Евангелии множество рассказов об исцелениях. И Тот, Кто совершал эти исцеления тогда, может сделать это и теперь. Он ведь невидимо рядом с каждым читающим.

Людям, которые в Церкви не один год, могу сказать: я не знаю ничего лучше и прекрасней Псалтыри. Лучше царя Давида никто к Богу не обращался. Хорошо читать Псалтырь и в болезни, и в радости, и в скорби, и на «Славах» вставлять какие-то свои личные молитвенные прошения. Но это для тех, кто имеет какой-то опыт чтения на славянском языке.

Есть сейчас акафисты для болящих. Акафисты чем хороши? Они абсолютно понятны, они написаны языком, близким к современному русскому языку. И конечно, все мы знаем святых, к которым принято обращаться во время болезни, например великомученика целителя Пантелеимона.

- Ну, вот допустим, что у человека нет такой книги, да и не во всякой ситуации есть возможность читать по книге. Как боль, она долбит тебя, как капля, так и молитва - она должна быть таким быстрым ответом на каждую каплю боли. Как в единоборствах - тебя бьют, ты в этот момент должен отразить удар. Когда ты читаешь молитвы, которые неточно отражают этот удар, ты этот удар пропускаешь. Можете порекомендовать краткие молитвы, подходящие к ситуации?

Думаю, молитва молитв - «Отче наш». Она поистине универсальна, недаром Сам Господь ее дал. Многократное вдумчивое повторение этой молитвы вводит нас в «правильное» состояние духа и привлекает обильную благодать.

Много написано об Иисусовой молитве. И на боль, на страдания, эта молитва ложится очень хорошо. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Действительно, нужно видеть, какой удар против нас направлен. Если боль вызывает в нас жалость к себе и ропот против Бога (а эти мысли и чувства обязательно усиливают боль), то оружие направленное прямо против боли - молитва «Слава Богу за все!». Или: «Слава Богу за все! Достойная по делам моим приемлю».

Очень помогает, когда мы в момент боли вспоминаем какой-то свой грех и как бы идем навстречу боли, принимаем ее добровольно как искупление этого греха. Когда мы идем так навстречу боли, боль отступает. Есть еще такая молитва: «Вытерплю же это ради Господа Иисуса Христа!» Это конечно уже для христиан, для людей, относящихся к своей жизни вполне сознательно.

Мы все время говорим о мучениках, которые свою верность Христу подтвердили достойным терпением мучений. Если человек в болезни находит в себе силы пусть не благодарить Бога, потому что это уже высшее, но хотя бы достойно без ропота претерпевать, и не озлобляется до ропота против Бога и окружающих, то в какой-то степени это тоже участие в мученическом подвиге. Человек терпит ради Христа. Ну а если душа возвысится до благодарности, то воистину недалеко такой человек до Царства Божия.

- Как вообще нужно к этим страданиям относиться? Мы только что говорили о том, что страдания с одной стороны могут озлоблять, с другой стороны очищать человека. Как с этой точки зрения, как относиться к страданиям? Допустим, если как к чему-то незаслуженному, то очевидно, что переносить страдания будет тяжелее, чем, если признать некую свою ответственность за свои страдания

Любой грех, он что-то в человеке разрушает всегда. Самое страшное не то, что я нарушил какие-то законы, а то, что я что-то в себе сломал, что- то в себе исказил, что -то в себе изувечил. Каждый грех, что-то во мне уродует. А вот дальше, если что-то во мне сломано, значит, нужно это восстанавливать. Как это восстановить?

И вот тут хочется привести некую аналогию. Мы знаем, что если мы оцарапались, на такое повреждение внимания можно не обращать, ну помазал ее зеленкой - и все. Более серьезную травму нужно перевязать, на перелом - шину наложить. А совсем серьезное увечье требует долгой операции, без этого никак. Точно так же и в душе, - если малый грех, достаточно помолиться и сказать: «Господи, прости!» И все, эта болячка в душе уже зарастет. Если грех больше - нужно правило почитать, на исповеди сказать. Не обо всех же грехах на исповеди говоришь, они же забываются, особенно мелкие, но вот это нужно пронести через «позор» исповеди. За какой-то грех, если мало самой исповеди, священник налагает епитимью, потому что, бывает, что без епитимьи никак. А есть самые тяжелые грехи, которые не могут проститься без страданий. Только страдания могут это исцелить

Я в этом отношении всегда привожу пример из Синайского патерика. Был разбойник, грабил, убивал, страшные вещи делал. В конце концов, покаялся, пришел в монастырь к игумену и говорит - «вот я тот самый разбойник. Меня ищут, если найдут, то меня ждут страшные муки. Я покаялся, есть ли для меня спасение?». Игумен переодел его в рясу, сказал: «Вот в этой пещере будешь жить, молиться, тебе будут давать сухарей, воды…»

Разбойник поселился в этой пещере. Естественно, его никто не может найти, потому что никому и в голову не приходит, что он у монахов. Проходит несколько лет. Игумен интересуется, как там разбойник. Ему говорят, что он молодец, уже Господь, наверное, ему все простил, потому что он молится, плачет, читает псалмы, в общем, все как положено.

Ну и приходит один раз этот разбойник к этому игумену и говорит: «Отче, я пришел к тебе, верни мне мою разбойничью одежду, а я тебе возвращаю иноческую». Монах расстроился, говорит: «Неужели ты к старому решил вернуться?» Разбойник отвечает: «Нет, я в город пойду». Монах недоумевает - «А зачем? Разве ты не понимаешь, что тебя схватят и лютой смертью казнят?». А разбойник отвечает: «Я хочу пойти и принять именно эту смерть». - « Ну, зачем, ты же уже столько лет каешься, простил же, наверное, уже тебя Господь». - «Не дает мне покоя один мальчик, которого я зарезал без всякой нужной причины. Стал ко мне приходить этот мальчик и все время спрашивает - зачем ты меня убил. И куда бы я ни шел, и когда я один молюсь, и когда в трапезной, и когда я на богослужении, мне снова и снова является этот мальчик и снова задает этот вопрос. И чувствую я, что не будет мне покоя, не простится мне этот грех, пока не пойду я туда и не умру за этого мальчика».

Возразить монаху было нечего. Разбойник взял свою одежду, и действительно его схватили, судили, приговорили к мучительной казни, казнили. Но монахи теперь уже знают, что он спасен.

И вот вопрос возникает. Кому нужны были эти страдания? Мальчик что ли такой мстительный был, разве ему так было нужно, чтобы разбойник пострадал? Я думаю, что нет. Богу нужны были его муки? Тоже нет. Но есть какая-то тайна, какой-то закон, по которому внутренние увечья, которые мы нанесли себе не могут быть залечены никак, кроме как страданиями. Ведь Сам Господь восстановил разрушенную грехом природу человеческую пройдя через крестные муки.

И вот, мне думается, что если мы рассмотрим в этом контексте и те страдания, которые испытываем в болезни, может быть, осознаем, что нужно нам это, что нужна нам эта боль. И будем молиться: «Господи, убери эту боль, нет больше сил ее терпеть. Но если Ты знаешь, что мне это нужно, оставь…»

- У профессора, архиепископа Луки Войно-Яснецкого есть книжка «Я полюбил страдания. Исходя из сказанного вами, получается, что в идеале мы если не должны полюбить страдания, то, по крайней мере, не нужно его ненавидеть и считать его своим врагом. Оно, получается, все-таки для нас целительное лекарство, хотя и горькое.

Я думаю, что да. Я думаю, что если мы сумеем увидеть в наших страданиях высокий смысл, все совершенно изменится. Странно, наверное, мне, православному священнику, цитировать такого человека, как Фридрих Ницше, но одно его высказывание мне очень нравится: «Человек вынесет любое «КАК», если будет знать, «ЗАЧЕМ»». Не может этот мир, «юдоль плача», быть без страданий. Нельзя пройти по этой жизни без скорбей и болезней, и достоинство человека как раз и заключается в том, чтобы их пронести как должно, чтобы эти страдания не сломали нас. Кто-то сказал, что Христос не для того пришел, чтобы избавить нас от страданий, а чтобы наши страдания стали, как Его.

Я немного расскажу о себе и своей жизни… У нас была счастливая семья, прожили вместе 10 лет, муж военный, мы жили в разных городах, потом вернулись к себе. У нас два замечательных сына. Но год назад муж ушел от меня к другой женщине, уход его переживала очень тяжело. Всегда думала, что нет счастливей нашей семьи, очень этим гордилась. Но сейчас он уже год как не живёт с нами. Старший сын переживает, он всё понимает, и ему тяжело. Муж приезжает к детям, иногда возит их в ту семью, хотя старшему сыну это не нравится. Мне до сих пор тяжело, я его до сих пор люблю, я не знаю, как мне себя с ним вести, сейчас почти месяц я с ним не общаюсь, легче от этого не стало. Мне многие дают советы, что правильнее вообще не общаться, а кто-то советует, наоборот, поддерживать хорошие отношения. Посоветуйте, как всё-таки быть, чтобы стало на душе полегче...

Альбина , Россия, 29 лет / 08.04.10

Мнения наших экспертов

  • Алена

    Начни с самого главного: перестань себя жалеть. Ты носишься с собственной «душой» как с писаной торбой. Ты стонешь, вздыхаешь, охаешь, ищешь жалости и сочувствия, просишь совета себе, несчастной, и, естественно, получаешь все это. Так заполняется твоя жизнь, в которой после ухода мужа появился вакуум. Но подобное заполнение жизненного пространства ущербно и даже опасно. Ты деградируешь и слабеешь. Зачем тебе костыли сочувствия? Зачем тебе урна с пеплом умершей любви на самом видном месте? Ты была счастлива эти 10 лет? Если можешь честно сказать, что да, была, то скажи бывшему мужу спасибо за 10 лет счастья и отдельное спасибо за то, что прервал ваши отношения до того, как ты успела в них разочароваться. И отпусти его с миром. Тебе не надо его избегать или пытаться дружить с ним. Что ты делаешь с соседями по дому, двору? Ты ведь не прячешься от них на лестничной площадке? И не пытаешься с ними дружить домами? Они живут своей жизнью, ты своей. Вы здороваетесь при встрече, не вызывая при этом никаких сильных эмоций друг у друга, так? Вот теперь и твой бывший - это просто сосед по жизни. Да, у вас есть общая история, но это - твое прошлое. А в настоящем подойди к зеркалу и увидишь, наконец, там молодую 29-летнюю женщину, свободную и временно одинокую, которая нуждается не в жалости и сочувствии, а в любви и уважении, причем прежде всего от тебя, Альбина. Посмотри на эту женщину в зеркале и попроси у нее прощения за то, что потратила целый год ее жизни на переживания, которые ни к чему, кроме лишних морщин, не ведут. Попроси у нее прощения за то, что забросила ее лицо, фигуру, внешний вид, что поторопилась поставить не ней крест, что забыла, чего эта женщина хотела, к чему сама стремилась. И пообещай ей, что исправишься. Начнешь интересоваться ее здоровьем, физической формой и внешностью. Вспомнишь о том, что учиться никогда не поздно и что в жизни много интересных дел и людей. Найдешь ей какое-то хобби. Пообещай ей, что через год научишься чему-то интересному, найдешь новых друзей по интересам, а возможно, и не только друзей... Тебя разлюбили? Так заполни потребность в любви своей собственной любовью к себе. Человек, который любит, уважает и ценит себя, никогда не будет чувствовать себя одиноким и никогда не будет одинок. К таким люди тянутся, как бабочки к свету.

  • Сергей

    Я не знаю, как в данной ситуации сделать так, чтобы прошло все и сразу. Наверное, таких способов и не существует вовсе. Ну, кроме гильотины, конечно. Для того чтобы сгладились и изменились чувства, нужно время. К тому же каждый человек уникален и любые утраты переживает по-своему. Кому-то потребуется неделя, чтобы все забыть и начать сначала, а кто-то может страдать годами. Это зависит еще и от того, кому что нравится. Есть натуры деятельные, любящие себя и не собирающиеся всю жизнь потратить на рыдания. Такие долго страдать не будут. А есть любители рефлексии и праздности. Эти могут слезы лить до конца жизни. Ведь чувствовать себя бедной и несчастной для многих довольно приятно. Все вокруг жалеют, участие принимают, по головке гладят. Лично я в такой ситуации, наверное, постарался бы изменить все вокруг себя и себя самого. Ведь чем больше напоминаний о прошлом, тем сложнее с ним расстаться. Знаю людей, которые после таких вот жизненных коллизий вообще забирали детей и уезжали как можно дальше. В твоем случае, возможно, стоит начать с менее радикальных шагов. Сделай, например, ремонт в квартире с заменой всего, что можно. Если сидела дома с детьми, то ищи вариант садика и выходи на работу. Смени прическу, похудей, приведи себя в порядок. Словом, начни сама себе нравиться. Поверь мне, женщина, которая нравится сама себе, нравится и окружающим. Кстати, еще посмотришь, что с бывшим мужем будет происходить, если ты похорошеешь и перестанешь вести себя как жертва. И не сиди ни в коем случае дома. Как можно чаще выходи в люди. В спортивный зал, в кино, в гости, да куда угодно. На природу с друзьями и подругами вместе с детьми выбирайтесь. К себе народ приглашай. Тогда все само собой потихоньку изменится.



Похожие статьи