Из истории хабаровского края. История хабаровского края

20.09.2019

История Хабаровского края восходит к первым землепроходцам Приохотья и Приамурья, с чего начиналось освоение Дальневосточных территорий. Первые поселения русских людей возникли на Охотском побережье еще в первой половине 17 века. Походы В.Д.Пояркова (1643-1646 годы) и Е.П.Хабарова (1649-1653 годы) положили начало присоединения к русскому государству левобережного Приамурья, заселения обширных, практически безлюдных территорий. Однако процесс освоения края был прерван военными действиями Цинской империи. Не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать Нерчинский договор (1689 год), согласно которому русские покинули левобережное Приамурье почти на полтора века. Однако продолжалось освоение побережья Охотского моря. В 17 веке Охотск был главным тихоокеанским портом страны. Энергичные шаги по возвращению России Приамурья были приняты к середине 19 века. Выдающуюся роль в этом сыграли генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев, Г.И.Невельской, основавший в 1850 году военный пост в устье реки Амур (г.Николаевск-на-Амуре). В 1858 году по договору в г.Айгуне все левобережное Приамурье признано владением России.

Первым самостоятельным административно-территориальным образованием, включающим территорию края, являлась Приморская область с центром в г.Николаевске-на-Амуре, созданная в 1856 году. В 1858 году основан г.Хабаровск (первоначально - с.Хабаровка, получившая статус города в 1893 году).

Обосновывая необходимость закладки поста близ устья Уссури, Г.И Невельской писал генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому накануне первого Амурского сплава в 1854 году:

«Устье реки Уссури здесь представляет центр, из которого должны исходить пути, обеспеченные земледельческими поселениями, к главным местностям, как-то: к Забайкальской области, устью реки Амура и к гаваням, лежащим на прибрежьях края…» Он предвосхитил географическую «столичность» будущего города для всего Дальнего Востока. «В настоящее же время этот пункт должен служить исходной точкой как для сообщения с избранной на юге гаванью, так ровно и для исследования Уссурийского и среднеамурского бассейнов».

В 1860 году учреждена новая область -Амурская с центром в г.Благовещенске. В 1880 году управление областью переведено в Хабаровку с одновременным образованием Хабаровского округа в составе области. В 1884 году образовано Приамурское генерал-губернаторство с резиденцией в г.Хабаровске, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. В 1909 году Приморская область разделена на 3 области: Сахалинскую Камчатскую и Приморскую (центр- г.Владивосток), в состав которой входил Хабаровский уезд. В 1920 году из Приморской области выделена новая Приамурская область с центром в Хабаровске, затем преобразованная в губернию, входившей в состав Дальневосточной республики.

В 1922 г. была упразднена Дальневосточная Республика (ДВР), и на ее территории образована Дальневосточная область с центром в г. Чита, а с 1924 г. - в г. Хабаровске. В состав области входили Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приамурская, Прибайкальская, Приморская (с северной частью о. Сахалин) губернии и полоса отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).

Губернии существовали на Дальнем Востоке всего три года. Проведенное в 1926 году районирование Дальнего Востока заменило губернии окружной системой.

В 1926 г. постановлением Президиума ВЦИК на территории Дальневосточной области был образован Дальневосточный край с центром в г. Хабаровске, В него входили Амурский, Владивостокский, Зейский, Камчатский, Николаевский, Сахалинский, Сретенский, Хабаровский, Читинский округа.

20 октября 1938 года Дальневосточный край разделен на Хабаровский и Приморские края. В состав Хабаровского края вошли Амурская, Еврейская, Нижне-Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Чукотский и Корякский национальные округа, районы реки Колымы. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область, в 1948 году - Амурская область. В 1953 году из районов р.Колымы образована самостоятельная Магаданская область с Чукотским национальным округом, в 1956 году стала самостоятельной Камчатская область. Тогда же была упразднена Нижне-Амурская область, а входившие в ее состав районы перешли в непосредственное подчинение Хабаровского края. С 1991 года самостоятельным субъектом РФ является Еврейская автономная область.

В настоящее время Хабаровский край включает в себя 236 муниципальных образований: 29 городских поселений, 188 сельских поселений, 2 городских округа (г.Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре), 17 муниципальных районов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вид ОД: Коммуникативная деятельность. Продолжительность: 25 минут. Форма занятия: Интегративная Методы обучения: По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные. По степени взаимодействия воспитателя и дошкольников: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, объяснение, закрепление, обобщение материала.

Оборудование: м ультимедийный проектор. Материал: п резентация; Карта Хабаровского края; - фотографии «молодого» и современного Хабаровска.

Цель: формирование у дошкольников целостных представлений об истории родного края. Задачи: обучающие: пробудить у дошкольников интерес к истории родного края; развивающие: способствовать развитию навык ов коммуникативной культуры; воспитательные: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине.

Целевая аудитория: подготовительная группа детского сада (6 -7 лет)

Ожидаемый результат: Воспитанники подготовительной группы должны знать: маршруты экспедиций первопроходцев Сибири и Дальнего Востока;персоналии: Бекетов, П.И.,Москвитин И.Ю.,Стадухин М.В., Дежнёв С.И., Поярков В.Д., Хабаров Е.П., Атласов В.В. Воспитанники подготовительной группы должны уметь: рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края; оперировать термином « первопроходец» Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

План занятия Актуализация знаний о родном крае. Изучение новой темы: История освоения родного края. 3. Работа группы с картой.

Акутализация знаний о родном крае Ребята,скажите,пожалуйста,как называется край в котором мы живем? Правильно,Хабаровский край. А вы можете объяснить почему? Один из первооткрывателей нашего края - Ерофей Павлович Хабаров. Сегодня на занятии мы узнаем его биографии и других славных первопроходцах.

Комаров П.С. В этом коротком, звучащем, как песня, стихотворении, которое можно поставить рядом с лучшими образцами лирической русской поэзии, заложено высокое понимание долга, сыновней любви к Родине, а в итоге – смысл человеческого предназначения на Земле. И было бы странно, если бы чья-то душа не отозвалась на это согласным чувством. Таково извечное воздействие поэтического слова, объединяющего людей. К этому Пётр Комаров всегда стремился. Пейзаж сибирский за окном – Светлей и проще. Сребротканым волокном Покрылись рощи. Во вспышках инея тайга, В огнях морозных. Горят леса, горят снега И синий воздух. То скачут белые огни, Как горностаи, То рассыпаются они Между кустами… (1940 год.)

Первопроходцы XVII в. Мы живем в самой большой в мире стране, а наша малая Родина – Дальний Восток и прилегающая к нему обширная Сибирь, была открыта и заселена русскими людьми совсем недавно: 3 столетия назад. Люди, которые проложили новые пути, открыли новые земли называются первопроходцами.

Что такое «скаски»? О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Однако,руководители экспедиций составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего рода отчёты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» мы знаем героев нашего края и основные географические открытия, которые они совершили.

Бекетов Пётр Иванович время проведеное в походах (1628-1655 гг.) Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. В Сибирь приехал добровольно. Основател ряд сибирских городов: Якутск - «В 1632 г. казачий сотник Петр Бекетов основал на реке Лена острог, позднее получивший название Якутск». Читу и Нерчинск. В 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре,собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население.

Иван Юрьевич Москвитин, время проведенное в походах (1639-1640 гг.) Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. И.Ю.Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Весной 1639 г. отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. «Вскоре казаки узнали от эвенков о существовании большой реки, впадающей в море. Летом 1640 г. москвитинцы вышли к устью Амура, но войти в реку не решились из-за малочисленности отряда (31 казак)». [ 10 ,c.48] Им было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин.

Стадухин Михаил Васильевич, время проведенное в походах (1641-1657 гг.) « … якутский казак, землепроходец, мореход, один из активных организаторов и руководителей походов по Северо-Восточной Сибири». Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. О писал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. О писал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки.

Семён Иванович Дежнёв, время проведенное в походах (1648 - 1649 гг.) Казачий атаман, землепроходец, исследователь Северной и Восточной Сибири. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 г. – С.И.Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. «... открыл морской проход из Ледовитого океана в Тихий и дал первое описание этого пути, обратив особое внимание на восточный мыс Азии».

Василий Данилович Поярков, время проведенное в походах (1643-1646 гг.) Р усский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 – 1646 гг. руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья «В результате похода часть населения Приамурья удалось привести в подданство русскому царю и собрать с нивхов ясак в казну «двенадцать сороков» (480 соболиных шкурок). Поярков дал подробное описание и чертежи Амура».

Ерофей Павлович Хабаров, время проведенное в походах (1649-1653 гг.) Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники. В 1649-53 совершил большой поход на р. Амур. Закрепил Амур за Россией. Часто действовал силой и оставил по себе худую славу у коренного населения. «В результате похода Ерофея Хабарова (1649-1653 гг.) приамурское население приняло русское подданство». Е.П. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 г. военный пост Хабаровка, (с 1893 - г.Хабаровск) и железнодорожная станция Е. П. Хабаров в 1909 г.

Владимир Васильевич Атласов время проведенное в экспедиции (1696-1697гг.) Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога. Атласов на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Первый исследователь Камчатки. тласов не был первооткрывателем Камчатки, но он составил подробную «скаску» и первую карту Качатки,обратил часть коренного населения в русское подданство. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя. «Именем Атласова назван остров, бухта и вулкан на Курильских островах, а также посёлок в Мильковском районе Камчатского края». «В. Л. Комаров назвал в честь В. В. Атласова травянистое растение из семейства бобовых, произрастающее только на Камчатке - астрагал Атласова»

Игра: «По следам первопроходцев» Дети получают: карту XVII столетия,набор изображений первопроходцев, и с помощью воспитателя восстанавливают маршрут перво-проходцев,при необходимости просматривают презентацию еще раз. Имя землепроходца или морехода Когда начался поход Открытия Семен Иванович Дежнев 1648 год Открытие пролива между Азией и Америкой Василий Данилович Поярков 1643 год Освоение земель по реке Амур Ерофей Павлович Хабаров 1649 – 1653 годы Присоединение приамурских земель к России

Вывод Таким образом, история присоединения Сибири и Дальнего Востока к России – это история героических подвигов и славных дел русских землепроходцев, промышленных и служилых людей, это история мужества, отваги и настойчивости русского народа. Богатая лесами, реками, озёрами, пушниной, полезными ископаемыми и драгоценными металлами Сибирь и Дальний Восток вошли в состав Российской империи. С приходом русских на этой территории появились земледелие, города, железная и автомобильная дорога. С каждым годом наш край все больше развивается,благоустраивается и мы должны помнить первопроходцев, героев нашей малой Родины.

Список использованной литературы и интернет-источников Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах. М., 1969. – 240 c. Власов С.А. История Дальнего Востока России: Курс лекций. - Владивосток: Дальнаука, 2005 Борисов, В. «Новая Камчатская правда», 14 сентября 2000 г.http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/historykam/istkam2-3.htm Гуков Г. В. Чьё имя ты носишь, растение? - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 400 с. Зуев А.С. Энциклопедия Сибири. Стадухин Михаил Васильевич. [ эл.текст ] . – URL: www.russiasib.ru/staduxin-mixail-vasilevich / История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до XVII в. М., 1988. Иконникова Т.Я. «Очерки истории родного края», учебно-методическое пособие, Хабаровск, 1993 г. Люди русской науки. Том 1 `// Составитель и редактор И. В. Кузнецов - Москва - Ленинград: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948 . – 640 c. Н. Н. Оглоблин «ДВЕ „СКАСКИ“ ВЛ. АТЛАСОВА ОБ ОТКРЫТИИ КАМЧАТКИ.» Печенкина В.А. Краеведение. Приморский край. Учебная программа. Содержание и методические рекомендации. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 113 с.


Комсомольск-на-Амуре

План

Введение

Краткий исторический обзор

Хабаровск сегодня

Будущее Хабаровска

Переход Хабаровска к рыночным отношениям

Исследование перспектив

Введение

Хабаровск - один из крупнейших городов Российского Дальнего Востока,

административный, промышленный и культурный центр Хабаровского края.

Площадь, занимаемая городом, составляет 37,2 тыс. га. Население - 617,8 тыс.

человек.

Город делится на пять районов: Железнодорожный, Индустриальный, Кировский,

Краснофлотский и Центральный.

Расстояние от г. Хабаровска до г. Москвы - 8533 км.

Краткий исторический обзор

История Хабаровска связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана.

капитана Я. В. Дьяченко основали военный пост, названный Хабаровкой - в честь

землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Уже через пять лет с момента

основания в Хабаровке было 167 строений, среди них - дом военачальника,

казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки.

В 1864 году землемер М.

Любарский составил топографический план, предусматривающий перспективу

превращения поста именно в город. Естественный ландшафт определял по этому

плану "лицо" будущего города - высокий берег Амура, три длинных холма и текущие

меж ними речки Бури и Ури явились ключевыми элементами в организации городской

территории.

местоположение на стыке двух рек и уже имевшийся речной порт способствовали

быстрому развитию здесь торговли.

Была образована большая фактория Амурской компании, влияние которой

распространилось вверх по Уссури до озера Ханка и вниз по Амуру до

Николаевска.

Спустя четыре года Хабаровка становится центром вновь образованного

Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и

Приморской областей.

В Хабаровке находились генерал-губернатор с личной канцелярией, командующий и

штаб Приамурского военного округа, переселенческое управление и другие

губернские учреждения. С 1891 по 1897 год строится Уссурийская железная

дорога, соединившая наш город с Владивостоком.

В 1893 году Хабаровка была переименована в Хабаровск. Конец XIX - начало XX

века - это годы превращения провинциального города на окраине России в

крупный административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего

Востока.

Каким был наш город на рубеже веков? Красивый, ухоженный центр с главной улицей

имени Муравьева-Амурского и памятником ему на высоком берегу Амура.

Трехкилометровый железнодорожный мост через Амур, который называли "чудом XX

века" и с введением которого в строй завершилось гигантское строительство

Транссибирской магистрали. Паровая мельница, маслобойный и четыре пивоваренных

завода, казенные артиллерийские мастерские, 12 кирпичных, 4 лесопильных и

цементный заводы. В 1900 году появилась телефонная станция, в 1907 году -

уличное электрическое освещение.

Особо надо сказать о храмах. Первая церковь была построена солдатами-

линейцами в 1858 году и освящена будущим митрополитом Иннокентием. В

дальнейшем облик города украсили четыре православных храма - Успенский собор

на Соборной (ныне Комсомольская) площади, Алексеевский храм на Артиллерийской

горе (улица Ленина), Иннокентьевский храм (в районе улицы Тургенева) и

Железнодорожная церковь в районе вокзала (нынешний кафедральный

Христорождественский храм). Примечательно, что в возведении хабаровских

храмов участвовали купцы-меценаты братья Плюснины, Чардымов и другие.

1894 год был ключевым для культурной жизни Хабаровска. В городе был создан отдел

Русского Географического общества, члены которого открыли музей и библиотеку.

Начала выходить газета "Приамурские ведомости". А осенью хабаровчане впервые

пришли в свой театр. Это стало возможным благодаря созданию товарищества

драматических актеров и организации любительского драматического кружка. Уже в

первом сезоне

хабаровчане увидели шесть пьес. Появился и солдатский театр.

Краеведческий музей с первых дней существования стал предметом забот и

гордости местной интеллигенции и властей. В накоплении его коллекций

принимали участие видные ученые В. Радаков, В. Маргаритов, Н. Гродеков, П.

Шимкевич и многие другие. А в 1901 году по инициативе генерал-губернатора Н.

Гродекова, обратившегося в Академию художеств с просьбой выделить картины,

был открыт художественный музей.

В начале

века сложилась и система народного образования. В 1915 году в Хабаровске были 2

средних учебных заведения - реальное училище и техническое железнодорожное

училище, 8 общеобразовательных школ, кадетский корпус, учительская семинария и

учительский институт, коммерческое училище. Созданный местной интеллигенцией

Народный дом имени А. С. Пушкина вел просветительскую работу среди горожан.

Город развивался хорошими темпами, все больше инициативных, предприимчивых

людей приезжало сюда, чтобы заняться коммерцией, открытием небольших

промышленных предприятий. Уже сформировался слой интеллигенции и так

называемый "средний класс" зажиточных людей, которые участвовали в развитии

города. Это движение в будущее было приостановлено и переведено в "другое

русло" историческими событиями, вызванными революцией 1917-го года и

Гражданской войной. Но Хабаровск уже существовал в истории России, и

вычеркнуть его было невозможно.

Хабаровск сегодня

На сегодняшний день Хабаровск по праву считается столицей Дальневосточного

региона. Это официально было признано, когда Хабаровск был назначен столицей

Дальневосточного федерального округа. Этот выбор был сделан не случайно.

Хабаровск является вторым по численности населения городом региона и

четвертым в стране по занимаемой площади. Кроме того, что Хабаровск

географически занимает центральное положение на Дальнем Востоке, здесь

находиться наибольшее количество федеральных и региональных учреждений (Штаб

Дальневосточного военного округа, Дальневосточное управление железной дороги,

объединения Главдальстрой, Дальлеспром, Дальлесстрой и др.).

Хабаровск сегодняшний – это крупнейший промышленный, транспортный, культурный

и научный центр Дальнего Востока. В городе работает около 100 предприятий

машиностроения, металлообработки, строительной, пищевой, легкой

промышленностей и других отраслей.

Город является крупнейшим транспортным узлом дальневосточного региона.

Хабаровский железнодорожный узел – самый большой в регионе. Речной порт –

один из крупнейших на Амуре.

В городе насчитывается 23 хабаровских вузов и филиалов крупнейших вузов

страны, 16 средних специальных учебных заведений и 17 профессиональных

технических училищ и более 100 средних школ, что делает Хабаровск –

образовательным центром на Дальнем Востоке.

Хабаровск – центр культуры. Здесь функционирует 4 музея, 4 профессиональных

театра, множество творческих организаций – писательская, композиторская,

Союзы художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.

Будущее Хабаровска

145-летию города в Хабаровске пройдет традиционный фестиваль по спортивным

бальным танцам

В Хабаровске состоится международный фестиваль по спортивным бальным танцам

"Хабаровск-2003", посвященный 145-летию города. Это зрелищное мероприятие

проводится в Хабаровске не первый год и пользуется у горожан большой

популярностью.

Возможно, от того, что участие в нем принимают не только именитые мастера

танцевального жанра, но и начинающие танцоры, причем возраст конкурсантов

варьируется от 7 до 30 лет. О своем желании принять участие в фестивале этого

года уже заявили танцевальные пары из России, Финляндии, Китая и Японии.

Программа проведения фестиваля "Хабаровск-2003" традиционно включает в себя

соревнования на кубок мэра города, а также показательные выступления

зарубежных пар и лучших танцевальных ансамблей Дальнего Востока, которые и

позволят определить самые талантливые танцевальные дуэты. Лучшие из них будут

награждены дипломами, медалями и кубками администрации Хабаровска.

История + перспектива = Хабаровск

В будущем году будет завершена корректировка генерального плана Хабаровска.

Этим занимаются санкт-петербургские специалисты из НИИ урбанистки, имеющие

многолетний опыт проектных разработок по Хабаровску.

Корректировка обусловлена тем, что генплан разрабатывался для совершенно иной

социально-экономической ситуации, когда решение всех вопросов развития города

предусматривалось за счет бюджетного финансирования. При этом доходность

территорий, их привлекательность для инвестирования не учитывались. Прежде

Хабаровск развивался линейно вдоль Амура, сейчас же обретает совсем иную,

характерную в рыночных условиях кольцевую структуру, когда активно


На восточной окраине Российской Федерации находится Хабаровский край, один из многонациональных регионов России. На его обширной территории издревле живут восемь коренных малочисленных народностей Севера - нанайцы, ульчи, удэгейцы, эвенки, эвены, негидальцы, нивхи, орочи. К районам проживания малочисленных народов отнесено 15 из 17 сельских районов края. 54 населенных пункта законом Хабаровского края определены как территории компактного проживания. Доля коренных малочисленных народов в составе населения края - 1,6 процента, в северных районах достигает 50 процентов..

В ХХ веке в жизни аборигенных народов Амура произошли глубокие и неоднозначные изменения. Наиболее плодотворным для этнокультурного развития было второе советское десятилетие (1927-1937), когда все мероприятия среди коренных малочисленных народностей осуществлялись постепенно, с учетом реального состояния народа и в формах, доступных для его понимания, с адаптацией сложившихся общественных и экономических структур к новым задачам и потребностям.
Национально-государственное строительство, новые формы хозяйственной жизни ускоряли консолидационные процессы, разрушали обособленность и стойбищную замкнутость, способствовали осознанию этнического единства, общности этнических интересов. Со второй половины 30-х годов приоритетным направлением в деятельности государственных органов становится безоговорочное подчинение этнических интересов интересам общегосударственным. В результате такой политики у аборигенного населения стали быстро нарастать национально-культурные, социальные, экологические проблемы. В настоящее время этносы Приамурья переживают непростые времена. Разрыв с традиционной хозяйственной деятельностью - весьма болезненная для народов проблема. Кризис традиционных отраслей хозяйствования, издержки периода становления рыночной экономики чрезвычайно обострили этносоциальную обстановку в районах проживания аборигенных народов. Безработица привела к снижению жизненного уровня населения, за ней потянулся ряд социальных, экологических и демографических проблем.
Организацией Объединенных наций было провозглашено международное десятилетие коренных народов мира (1994-2004г.г.). В Хабаровске в 1993 году на первом в истории ООН Международном совещании, посвященном проблемам коренных малочисленных народов Севера России, была озвучена идея его проведения.
Реализация намеченных мер по проведению Международного десятилетия коренных народов мира позволила решить многие социально-экономические проблемы аборигенного населения края.
В местах компактного проживания построены школы на 798 мест. В октябре 2004 года в селе Сикачи-Алян открыт уникальный социально-культурный центр (школа на 108 мест, детский сад, этнографический музей, зрительный зал на 200 мест, спортивный зал, мастерские). В новом помещении в 2003 году начал работу Центр нанайской культуры и этнографии села Нижние Халбы.
В районах компактного проживания коренных малочисленных народностей работают национальные ансамбли, известные далеко за пределами края. Так, в нанайских селах их более десятка: "Гивана", "Мангбо", "Сиун", "Тасима", "Илга Дярини", "Кэку" и др. Широкую известность получил нивхский ансамбль "Эри". В удэгейском селе Гвасюги не один год успешно работает фольклорный ансамбль "Су гакпай". Искусство народного ульчского ансамбля "Гива" ("Рассвет") радует зрителя вот уже более полувека.
Всероссийскую известность получило творчество писателей, поэтов: Ходжера Г.Г., А.А.Пассара.
Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию, было бы неверным подводить под существованием этносов Амура некую черту.

По предварительным итогам переписи 2002 года более многочисленными по своему составу являются нанайцы , 12355 человек. Этноним "нанай" означает: "на" - земля, "най" - человек, земля-человек, человек Земли.
В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Хозяйство нанайцев носило комплексный характер, первостепенное значение имело рыболовство. Характерная черта нанайского рыболовства - высокая степень специализации орудий промысла. В области ихтиофауны, знания мест обитания и путей миграции рыбы, нанайцы были непревзойденными знатоками. Охотничий промысел в жизни нанайцев не играл большой роли.
Экологические проблемы амурских нанайцев связаны в первую очередь с состоянием реки Амур. Загрязнение Амура промышленными и бытовыми стоками, чрезмерная эксплуатация его рыбных ресурсов в предшествующие годы привели к тому, что крупнейшее в стране стадо амурской кеты находится в состоянии депрессии. Кризис рыболовства усугубляется состоянием лесов края.
Но, несмотря на всю кризисную социально-экономическую ситуацию, нанайцы - крупнейший народ тунгусо-маньчжурской языковой группы с устойчивым и растущим этническим самосознанием, достаточно высоким образовательным уровнем, обладает собственными этнокультурными институтами, имеет хорошие потенциальные возможности к саморазвитию.

Негидальцы - небольшой тунгусо-маньчжурский народ Дальнего Востока. По предварительным итогам переписи 2002 года их насчитывается 806 человек. По происхождению негидальцы - эвенки, смешавшиеся с нивхами, ульчами и нанайцами. Негидальцы - исконные рыбаки и охотники. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством транспортного типа. В советский период материальная и духовная культура негидальцев претерпела большие изменения. Жилища, одежда, средства транспорта, хозяйственные здания не отличаются от окружающего населения. Приверженность к традиции наблюдается лишь у немногих людей старшего возраста (одежда, обрядовая практика). Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Вместе с тем, национальное самосознание негидальцев отличается устойчивостью.
Сохранение негидальского этноса не внушает оптимизма. Усиливается их ассимиляция с нивхами, ульчами, русским населением.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Несмотря на свою малую численность (5287 человек), сложную социально-экономическую обстановку этнокультурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов.
Орочи сформировались в результате взаимодействия автохтонных приморских племен с пришельцами тунгусского происхождения. Определенную роль в сложении орочского этноса сыграли также нивхи, айны, племена монгольского и маньчжурского происхождения. Общая численность орочей составляет 884 человек. Охота - основное занятие орочей. Не менее важную роль играет и рыболовство. Особенности расселения орочей в последние десятилетия привели к полному разрушению традиционной культурной среды. Практически утрачен родной язык. Признано, что уже через несколько лет чистых орочей (по крови) скорее всего не будет.

Удэгейцев до конца 19 века в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Сегодня удэгейцы проживают в Хабаровском и Приморском краях. Общая численность их 1665 человек. Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Усилившиеся в советские годы межэтнические контакты, совместное проживание с русскими и другими народами, рост численности смешанных в этническом отношении браков существенно изменили этнокультурный облик народа. Но этническое самосознание народа сохраняется. Для всех групп удэгейцев характерен определенный "культурный ренессанс", стремление к восстановлению культурных традиций. Работают фольклорные ансамбли, музеи, этнокультурные центры. Несмотря на невысокую численность, снижение естественного прироста в 90-е годы, серьезные социально-экономические проблемы, удэгейцы сохраняют определенные возможности для дальнейшего этнического развития.
Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории еще в мезолите. В состав этноса вошли другие этнические элементы - нанайские, нивхские, маньчжурские, негидальские, эвенкийские, айнские и др. Все они оставили весьма заметный след в родовом составе ульчей, их языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре. Круглогодичное рыболовство - главная отрасль традиционного хозяйственного комплекса ульчей. Охотничий промысел имел подсобное значение. Этнокультурная жизнь ульчей, несмотря на многочисленные социально- экономические проблемы, достаточно разнообразна и насыщенна. Хорошо сохраняется народное декоративное искусство - художественная обработка дерева, кости, изготовление художественных изделий из меха, рыбьей кожи, бересты, культовое искусство. Успешно развивается музыкально-хореографическое искусство. Сохранение ульчей как этноса не внушает особых тревог, несмотря на относительно небольшую численность (3098 чел.).

Старое название эвенков - тунгусы. Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Эвенки - охотники-оленеводы, прирожденные кочевники.
В сравнении с другими близкими им по культуре народами, они обладают сравнительно высокой численностью (35377 человек), что делает проблему сохранения их как этнической общности не актуальной. Самоназвание - эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название - тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык - эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Характерная особенность в расселении эвенков - дисперсность. В стране насчитывается около сотни населенных пунктов, где они живут, однако в большинстве поселений их численность колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Населенных пунктов, где эвенки живут относительно крупными компактными группами немного. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа. Современная культура представляет собой причудливое переплетение традиций и инноваций.
Эвены - один из малочисленных коренных народов на северо-востоке Сибири. Большинство современных эвенов называют себя эвен. От этого самоназвания в начале 30-г.г. было образовано нынешнее официальное обозначение народа. Исследователи по-разному переводят этноним эвен - "местный", "здешний", "спустившийся с гор". Говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В эвенском языке насчитывается около 20 диалект и говоров. В качестве литературного языка используется диалект Магаданской области. Эвенский язык считают родным около 44% эвенов. Численность их - 19242 человека.
Основная часть эвенов живет сегодня в Якутии, Магаданской и Камчатской областях, Корякском и Чукотском АО, Хабаровском крае.
Основное традиционное занятие эвенов - кочевое оленеводство. Развита также охота на северного оленя, лося, горного барана. Большое значение имела товарная пушная охота. Подсобное значение имело речное рыболовство. Эвены, живущие на охотском побережье, вели полуоседлый образ жизни, занимались рыболовством, промыслом морского зверя. Эвены среди малочисленных народов Севера составляют основной массив коренного населения. Весьма болезненная для многих малочисленных народов Севера языковая проблема характерна и для эвенов, но говорить об утрате эвенского языка преждевременно. Эвены по численности занимают одну из первых позиций среди коренных малочисленных народов Севера РФ. Несмотря на сложности в развитии традиционных отраслей хозяйства, ухудшающиеся демографические показатели во всех регионах своего проживания они сохраняют все возможности для полноценного этнического развития.



Похожие статьи