Дома посадского населения в 17 веке. Посадские люди - реферат

20.09.2019

Российское общество во второй половине XVII века не было одно-родным. Оно состояло из различных групп. Положение разных групп населения в обществе , их отношения друг с другом называют-ся социальными отношениями .

Все население Российского царства в то время можно условно разделить на две большие группы: одна служит государству (находится на госуда-ревой службе) и не платит налогов — служилые люди ; другая — платит налоги государ-ству. Налог назывался — тягло (подать), поэтому эта группа населе-ния называлась — тяглыми людьми .

Крестьянство

Посадские люди

Основную часть жителей русских городов в 17 веке составляло посадское населе-ние. К привилегированному посадскому населению относились «го-сти», особо почитаемые торговые люди, богатые купцы и промыш-ленники. Это были «лучшие люди». Они пользовались большим ува-жением, писались полным именем с прибавлением имени отца, например Иван Семенов сын Поликарпов. Малосостоятельные го-рожане назывались «молодшие». К ним принадлежали мелкие реме-сленники и торговцы, разнорабочие.

Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.
К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в них, по неполным данным, — более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.
Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры. Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Великий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчитывалось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволжских уездах), но и в них постепенно появились посады — предместья, населенные торгово-ремесленным людом.
Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.
Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых операций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового Дела (примерно 100 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головных уборов, много другого — всего, что нужно большому многолюдному городу.
В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.
Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит большое оживление в хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в. относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка. Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужали власти деньгами.
Богатей из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту — мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».
В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших боярам, патриарху и прочим иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и пр. Занимались они, помимо обслуживания владельцев, и торговлей, ремеслами. Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае — ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.
Посадские люди на Земских соборах, в челобитных требовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадс­кого населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду. Растет так­же купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда по­винностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие тор­говцы.

Высшим разрядом купечества были гости. Это звание жаловали купцам за особые заслуги. Оно давало им ряд привилегий: освобожда­ло от суда местных органов и подчиняло царскому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Гости имели право вести зарубежную торговлю и выез­жать за рубеж. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, зани­мались оценкой и распределением казны, предоставляли государям займы и пр. За оскорбление гостя взыскивался наивысший штраф - 50 рублей. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, не более 30.

В XVII в. из них выделяется категория именитых людей. Помимо льгот, которыми обладали все гости, они получили право именоваться по имени и отчеству. За нанесение обиды именитому человеку пола­гался штраф в 100 рублей. В XVII в. единственной фамилией «имени­тых людей» в Русском государстве были купцы Строгановы.

Основная масса купечества была объединена в сотни. Особой из­вестностью пользовалась гостинная и суконная сотня, члены которой фигурируют в источниках уже в XIV-XV вв. Владея почти такими же правами, как и гости, они были лишены права на вотчины. За бес­честье купца суконной сотни полагалось 20 рублей штрафа.

Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших спе­циалистов одной профессии - гончаров, сапожников, бронников, зо­лотых дел мастеров и т.д.). Здесь существовали свои ремесленные орга­низации наподобие западных цехов. Люди черных сотен и слобод де­лились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. За бесчестье рядовых посадских тяглецов устанав­ливался штраф в 1 рубль, средних посадских - 5 рублей.

Кроме «черных» слобод в посадах располагались дворы крупных вотчинников и монастырей - «белые» слободы. Их владельцы не несли государева тягла (были обелены) и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей (жите­лей « белых слобод») от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари, воротники и пр.), которые также за­нимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Поэтому налоговое бремя посадских людей было весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства. Городское население, пытаясь избежать чрезмерных тягот, начало покидать посады, часть переходила «в зак­лад» к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.

Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запре­щает «заклады» посадских и приобретение земель в городах беломест­цами. Соборное. Уложение 1649 г. вернуло посадам отторгнутые у них «белые слободы», принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церк­ви, а также обеленные (освобожденные от тягла) дворы поповых де-тей„дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено торговать в горо­дах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведе­ния либо продать посадским, либо самим записаться в городское тяг­ло. Служилые люди по прибору также обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти поло­жения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей (по сути, было введено монопольное право горожан на занятие предпринима­тельством).

Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу (к посадам). В 1637 г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения на посад бег­лых «тяглецов». Соборное Уложение предписало вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив «без­детно» и «бесповоротно» сыск закладчиков (крестьян, холопов, ка­бальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.). Вы­ход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Си­бирь. Тем, кто примет беглых посадских людей, грозили «великая опала от государя» и конфискация земли. Указ 1658 г. предусматри­вал жестокие наказания даже за самовольный переход из одного по­сада в другой.

Таким образом, в городах был введен специфический вариант кре­постного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский го­род на отсталость. В отличие от Запада, город не стал местом развития свободного предпринимательства и конкуренции, местом, свободным от крепостной зависимости.

Посадские люди

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло , то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням .

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы .

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам . Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью . В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Права жаловались лучшим и средним. Например, посадским людям разрешалось держать «безвыемочно» питьё для разных торжественных случаев.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд . В XVII веке эта система была заменена земскими избами . В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники . Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября . В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы .

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов . Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами , хотя иногда употреблялось название посадские.

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге, а также в Уфе (Посадская).

См. также

Литература

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 146-153

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кёстендорф
  • Гран-при Италии 1997 года

Смотреть что такое "Посадские люди" в других словарях:

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    Посадские люди - ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    посадские люди - в Русском государстве торгово промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.).… … Энциклопедический словарь

    Посадские люди - черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Посадские люди - торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным земским старостой, кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника - человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей - от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели сельское хозяйство, да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник - широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Повседневная жизнь посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя - своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба - простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам - у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки - клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу - то есть в сторону улицы. Домашняя утварь, в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.



Похожие статьи