Военным пенсионерам вернули бесплатный проезд в санатории. Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению - основания для получения Отказ компенсации за проезд санаторий мо рф

26.06.2019

Несмотря на то, что правовое регулирование вопроса компенсации транспортных затрат военных существует уже более 15-ти лет, в законодательных актах имеются противоречия. Разная трактовка законов на местах создает сложности при получении денег от ведомства на проезд в санатории военных пенсионеров, действующих военнослужащих и их семей.

Один из основных споров в этой сфере - можно ли получить средства на проезд авансом, или порядок действий должен быть обратным: сначала приобретение билетов за счет личных сбережений семьи военного, а затем их возмещение. Еще одна распространенная проблема - отказ в выплате компенсации по различным основаниям, включая неправомерные.

Разобраться, какие условия необходимо соблюсти военным, чтобы гарантированно получить возмещение расходов, связанных с затратами на дорогу в пансионаты МО, поможет изучение актуальных на 2019 год законодательных актов. Анализ типичных ситуаций, при которых возможен отказ ведомства в компенсации проезда, позволит избежать ошибок и грамотно отстоять нарушенные права.

Правовое регулирование

Основополагающим законом, согласно которому военным гарантирована оплата проезда к СКЛ, является Федеральный закон 176 «О статусе военнослужащих». Этой теме посвящена отдельная статья №20.

В ней закреплены права на бесплатный проезд до санатория и обратно единожды в год:

  • действующим военным, следующим на реабилитацию или лечение;
  • военнообязанным, служащим в отдаленных районах, местностях с неблагоприятными условиями климата или экологии, а также контрактникам, пребывающим за границей, при направлении на ежегодный отпуск по РФ;
  • одному из членов семьи военного-контрактника (кроме обучающихся очно совершеннолетних детей до 23-х лет, если они не признаны инвалидами до совершеннолетия, и не находятся на иждивении военного), к месту отпуска или на лечение при наличии направления военной медицинской комиссии;
  • сопровождающему военнослужащего на курортное лечение, если такая необходимость подтверждена врачебной комиссией;
  • офицерам, уволенным с военной службы и членам их семьи, если выслуга до увольнения составила не менее 20-ти лет в льготном исчислении (причиной ухода с должности является ОШМ, ухудшение здоровья или достижение максимально установленного возраста или не менее 25-ти лет независимо от мотива увольнения);
  • пенсионерам Минобороны, ушедшим с должности прапорщика или мичмана, направляющимся в санаторий, выслуга лет в льготном исчислении составляет 20 лет и более на момент увольнения (причинами ухода с должности должны являться ОШМ, медицинские показания или достижение предельного возраста).

В перечисленных случаях проезд оплачивается за счет Минобороны на любом транспорте, кроме такси.

Закон закрепляет за военными внеочередное право на приобретение билетов.

К близким родственникам причислены:

  • супруги;
  • дети до 18-ти лет;
  • дети от 18-ти до 23-х лет, если они проходят очное обучение;
  • лица, находящиеся на иждивении военного;
  • совершеннолетние дети, если они признаны инвалидами детства.

Последним положен бесплатный проезд, как отдельно, так и одновременно с еще одним членом семьи военного.

Во исполнение основного закона Правительство РФ и Министерство обороны выпустили каждый по отдельному документу:

  • ПП №354 (20.04.00);
  • Приказ МО №300 (08.06.00).

Кроме того, был издан Приказ МО №200 (06.06.01) «О порядке оформления проездных документов».

Условия возмещения затрат

Автоматическое возмещение любых транспортных расходов Минобороны не предусмотрено. Приказ МО №300 разделяет военных на категории, каждая из которых имеет право на компенсацию оплаты разных видов транспорта.

Общим остается правило об оплате ведомством проездных документов до пансионата и обратно один раз в год, включая постельные принадлежности и дополнительные затраты, являющиеся в отдельных видах транспорта обязательными (например, страховые сборы).

Минобороны снимает с себя обязанность возмещения излишних трат.

Оплата проезда военных к месту отдыха не распространяется на:

  • расходы по курьерской доставке билетов;
  • затраты на переоформление проездных документов, если оно инициированы военным, направляющимся в санаторий или обратно.

Важно отметить, что в отличие от компенсации затрат на санаторные путевки проезд подлежит возмещению даже в том случае, если военный едет в гражданский санаторий. Что касается военных пенсионеров, то для них компенсация проезда возможна только тогда, когда они едут на лечение или оздоровление, имея соответствующее направление врача.

Таблица компенсации затрат на различных видах транспорта

Категория военного Вид транспорта На что распространяется компенсация затрат
Высшие офицеры Ж/Д транспорт
Билеты в мягкие вагоны CВ (2-местное купе), категория состава может быть любой
Автотранспорт
Билеты в мягкие автобусы
Морской и речной транспорт Каюты I категории и класса «Люкс» соответственно
Воздушный транспорт
Полковники, подполковники
Капитаны (1,2 ранг)
Ж/Д транспорт
Автотранспорт Билеты в мягкие автобусы
Морской и речной транспорт Каюты II категории и места I категории соответственно
Воздушный транспорт Места в салонах эконом класса
Военные в иных званиях, служащие по контрактуЖ/Д транспорт Билеты в 4-местные купе, категория поезда любая
Автотранспорт Билеты в мягкие автобусы
Морской и речной транспорт Каюты III категории и места II категории соответственно
Воздушный транспорт Места в салонах эконом класса
Срочники Ж/Д транспорт Билеты в плацкарт
Автотранспорт
Билеты в автобусы общего типа, если таковых нет, тогда оплачиваются билеты в мягкие автобусы
Морской и речной транспорт
Воздушный транспорт Места в салонах эконом класса
Военные пенсионеры: Ж/Д транспорт
Билеты в плацкарт
Автотранспорт Билеты в автобусы общего типа. Если таковых нет, тогда оплачиваются билеты в мягкие автобусы
Морской и речной транспорт Каюты IV категории и места III категории соответственно
Воздушный транспорт Места в салонах эконом класса
Члены семьи военнослужащего и сопровождающие лица
Затраты возмещаются в соответствии с правами той категории, к которой относится военный

Авиабилеты подлежат компенсации только в том случае, если они приобретены на авиарейсы российских компаний или фирм Евразийского союза, кроме тех ситуаций, когда воспользоваться указанными авиакомпаниями невозможно.

Несмотря на то, что закон «О статусе..» оставляет за военнослужащими самостоятельный выбор вида транспорта для поездки на курорт, непреложным является необходимость пользоваться наиболее дешевым вариантом из всех возможных. Так, если до места назначения ходит поезд, следует ехать на нем, а не покупать билеты на самолет. В противном случае такие действия сочтут излишеством, и откажутся оплачивать.

Порядок возмещения проезда

Установившийся порядок оплаты проезда продиктован практикой применения.

Согласно ему:

  1. Приобретение билетов осуществляется военным самостоятельно.
  2. По окончанию СКЛ составляется заявление на компенсацию транспортных расходов.
  3. Одновременно все документы на проезд, касающиеся произведенных затрат, подлежащих компенсации, подаются в комиссариат, а военными пенсионерами, являющимися федеральными льготниками - в службу ФСС по месту проживания.
  4. После проверки осуществляется возмещение расходов.

Документами, необходимыми для подтверждения понесенных транспортных расходов, являются:

  • отрывной талон, он выдается отдыхающему по убытию из санаторно-курортной организации;
  • оригиналы билетов на тот транспорт, каким военный добирался до пансионата и обратно;
  • чеки на оплату.

Кроме того, если военнослужащий отдыхал с кем-то из членов семьи, и планирует компенсировать расходы родственника, то необходимо представить справки о родстве и совместном проживании.

  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка о нахождении родственника на иждивении военного и так далее.

По закону возмещение проезда может быть осуществлено до поездки. Военнообязанный имеет право заранее оформить проездной талон (ВПД). В этом случае компенсации не потребуется, так как Минтранс по соглашению с Минобороны обязан бесплатно перевезти военного пассажира и его семью, указанную в документе.

Законодательно можно получить денежные средства на покупку билетов авансом, однако, данный способ компенсации применяется крайне редко.

Это связано с тем, что 354 Постановление Правительства предусматривает авансовую оплату транспортных расходов (п. 5). В 300 Приказе информации о предоплате проезда в санаторий военным и пенсионерам МО не содержится, в нем идет речь только о возмещении затрат военнослужащих. Решение о возможности получения аванса на покупку проездных документов в большинстве случаев зависит от работника военного комиссариата, производящего выплаты.

Несмотря на то, что законом предусмотрены оба варианта, практика показывает, что Минобороны предпочитает оплачивать проезд после поездки, уже имея на руках использованные военным билеты.

Доказать свое право на получение выплаты на оплату дороги авансом можно в судебном порядке. Особенно это актуально для тех, чьи места проживания и отдыха находятся на значительном удалении. Зачастую невозможность оплатить проезд из личных сбережений становится причиной отказа от возможности воспользоваться законным правом на СКО.

Компенсация расходов

С момента подачи заявления на компенсацию проезда проводится проверка всех представленных документов. Обычно она занимает около 10 суток. После этого производится выплата, которая чаще всего совпадает с очередным поступлением средств. Для военнослужащих - в момент получения денежного довольствия, у военных пенсионеров - пенсии.

Однако для тех военных пенсионеров, которые получали направление в санаторий через соцзащиту, предусмотрен иной порядок выплаты. Денежные средства, являющиеся компенсацией за проезд на лечение, выплачиваются раз в 2 календарных года, при этом льготнику предоставляется годичный срок на оформление возмещения.

Решение ситуаций при отказе в возмещении

Практика показывает, что отказы от компенсации транспортных расходов связаны с нарушением законодательства, правил проезда и отчетности.

Отказать могут в случае, если военный или члены его семьи:

  • не имеют законного права на бесплатный проезд на отдых;
  • пытаются по одному основанию дважды получить компенсацию.

Такой отказ будет обоснованным, так как требования закона о компенсации проезда нарушаются.

Если военный не представил необходимых документов (потерял билеты, не имеет путевки и тому подобное), то компенсацию можно получить при устранении сделанных ошибок. Для этого следует запросить копии документов в тех организациях, которые осуществляли перевозку и лечение.

Отказы могут быть мотивированы иными основаниями:

  • по пути в санаторий или обратно осуществлен заезд в третье место, в результате изначальный маршрут нарушен по уважительной причине;
  • с момента пребывания в пункт назначения и до поры заселения в санаторий прошло более 24-х часов;
  • транзит между воздушным сообщением составил несколько суток и так далее.

В этом случае необходимо добиваться правды по решению суда. Результат будет зависеть от того, насколько хорошо изучены правовые акты, какие причины легли в основу сложившейся ситуации, и нарушены ли права военнослужащего в части. Судебная практика показывает, что судьи встают на сторону военных, если их иск обоснован.

Военные пенсионеры теперь снова могут воспользоваться бесплатным проездом к ведомственным здравницам. Офицерам запаса и в отставке, а также мичманам и прапорщикам, прослужившим более 20 лет, вернули льготу, монетизированную в 2005 году. Генералы и адмиралы могут рассчитывать на бизнес-класс в самолете или вагоны СВ, другим офицерам достанется купе или экономкласс. По мнению военных экспертов, возвращение бесплатного проезда поможет военным пенсионерам разнообразить свой отдых и поправить здоровье.

В военном ведомстве «Известиям» рассказали, что вступил в силу приказ министра обороны № 815 от 27 декабря 2017 года. Изменился регламент оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов (ВДП). Офицерам запаса и в отставке, отслужившим в армии 20 и более лет, вернули право на бесплатный проезд до санаториев Минобороны. Воспользоваться этим правом они и их семьи могут один раз в год, путешествуя на железнодорожном, воздушном, водном или автомобильном транспорте. Билеты военные пенсионеры могут получить в военкоматах по месту учета.

Также льготу вернули мичманам и прапорщикам, прослужившим 20 лет и более, если они были уволены «по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями».

Условия поездки зависят от звания военных пенсионеров. Высшие офицеры - к ним относятся все генералы, вице-адмиралы и адмиралы - и их семьи смогут получить билеты в вагоны СВ или другие вагоны первого класса, а если они передвигаются на аэроэкспрессе - то бизнес-класса.

Во время путешествия по морю им положены места в каютах I категории. При поездках внутренним водным транспортом - категории «люкс». При перелетах - в салонах бизнес-класса.

Старшие офицеры - от майора до полковника или от капитана III ранга до капитана I ранга в ВМФ - и члены их семей получат билеты в четырехместные купе или другие вагоны второго класса (в аэроэкспрессах - экономкласс).

Во время путешествия по морю им положены места в каютах II категории судов транспортных линий. При поездках внутренним водным транспортом - места категории 1А. А при перелетах - экономкласс.

Младшие офицеры - от младшего лейтенанта до капитана или до капитан-лейтенанта в ВМФ - также имеют право на купе или другие места второго класса в поездах. На морских судах им положены места в каютах III категории. При речных путешествиях - категории 2А. При перелетах - экономкласс. Точно такие же условия предусмотрены для прапорщиков и мичманов, которые отслужили в вооруженных силах 20 или более лет.

Льготы способствуют возвращению престижа воинской службы, считает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова, член экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев.

Возвращение бесплатного проезда поможет военным пенсионерам разнообразить свой отдых и поправить здоровье, - отметил он. - Кроме того, это поможет заполнить военные санатории.

В Советском Союзе военные пенсионеры имели аналогичные льготы. Однако в середине 2000-х годов их монетизировали.Льготникам приходилось сначала покупать билеты, а уже после поездки являться в военкомат. Там, после прохождения достаточно сложной и долгой бюрократической процедуры, им возвращали стоимость билета.

Как писали «Известия», на балансе Министерства обороны РФ - 48 санаториев. Они расположены в престижных местах - на черноморском побережье, в регионе Кавказских Минеральных Вод и других привлекательных и экологически чистых районах. Большинство военных здравниц в последние годы были отремонтированы.

Согласно действующему законодательству, оплата проезда в санаторий военным пенсионерам в 2019 году будет доступна. Но, как показывает практика, военнослужащим, вышедшим на заслуженный отдых, не так-то просто получить обещанную компенсацию. Первое, с чем сталкиваются пенсионеры, – это необоснованный отказ в предоставлении выплат. Второе – это незнание процедуры, как оплачивается проезд к месту отдыха и обратно военным пенсионерам.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, необходимо обратиться к Законам, которые регулируют порядок оплаты проезда в санаторий военным пенсионерам. Нужно отметить, что основоположными являются общефедеральные НПА. На региональном уровне муниципалитетам позволяется конкретизировать положения Федеральных Законов, расширяя их. Поэтому в отдельных административных областях правила получения льгот могут несколько отличаться.

Таблица № 1 «Законодательное регулирование вопроса»

В списке указаны только общефедеральные Законы, на основании которых производится оплата проезда военным пенсионерам к месту отдыха. Но дополнительно можно добавить к этому перечню Распоряжения Губернаторов, Постановления локального правительства и Законы регионов.

Компенсация санаторно-курортного лечения военным пенсионерам в 2019 году


Согласно положениям ФЗ № 76, каждому военному гарантирован бесплатный проезд к месту отдыха и обратно домой. Но такая льгота предоставляется не чаще, нежели один раз за календарный год
. Также установлено, что оплата дороги к месту лечения предоставляется таким категориям граждан:

  • нынешние военные, которым выдано направление на курорт с целью лечения (обязательно соответствующее заключение врача);
  • военнослужащие, которые выполняют свои обязанности в опасных или вредных условиях;
  • член семьи служащего, если направление в санаторий – это решение доктора;
  • уволенным в запас, если срок службы составил больше двух десятков лет.

Кроме того, в отдельных случаях будет оплачиваться проездной документ и сопровождающим военного, если для того имеются медицинские показания.

Важно! Оплата военным пенсионерам проезда на лечение осуществляется за все виды транспорта, кроме такси .

Бесплатный проезд на отдых и лечение военных пенсионеров

Существуют некоторые особенности компенсации таких выплат. В частности, в список оплачиваемых затрат относятся:

  • оплата всех видов билетов до пансионата и в обратном направлении. Например, можно рассчитывать на ;
  • компенсация постельного белья;
  • страховые сборы, если они включены в стоимость проездного документа.

При этом нельзя рассчитывать на выплаты за обмен билетов (по вине военнослужащего), а также на дополнительную комиссию, связанную с покупкой талонов удаленно.

Таблица № 2 «Особенности осуществления компенсации»

Что касается членов семьи и сопровождающих, то оплата их проезда осуществляется наравне с военнослужащими. Также, прежде чем приобретать проездные талоны на самолет, нужно узнать, возможна ли компенсация билетов конкретной компании.

Порядок получения компенсации

Для того чтобы получить льготы и компенсационные выплаты, необходимо выполнить такой алгоритм действий:

  • вся организация санаторно-курортного лечения, а также покупка проездных билетов сразу в две стороны осуществляется на наличные пенсионера (талоны приобретаются за личные средства с возможностью последующей компенсации);
  • после завершения отдыха собираются все документы о затратах не лечение;
  • подача документов на рассмотрение;
  • принятие решения и оплата затрат.

Куда обратиться

Куда обращаться, зависит от категории военнослужащего. Так, действующие военные должны направить все подтверждающие затраты бумаги, в комиссариат по месту несения службы. Допускается, как подача рапорта через непосредственного командира, так и напрямую старшему начальнику. Рапорт должен содержать такие ведомости:

  • звание и имя командира, которому направляется ходатайство;
  • персональные сведенья военного;
  • описание обстоятельств получения путевки на санаторно-курортное лечение;
  • подсчет сопутствующих затрат;
  • просьбу оплатить затраты.

Что касается пенсионеров, то им предстоит обращаться в ФСС по адресу своей прописки. Не допускается обращение в органы другого региона, поскольку каждым муниципалитетом могут устанавливаться свои условия предоставления льгот.

Порядок рассмотрения документов

Кроме рапорта, претендентами на выплаты должны быть поданы такие документы:

  • талон о прибытии, в котором должна значиться отметка о приезде в город курорта;
  • проездные талоны;
  • все квитанции об оплате услуг;
  • документ, подтверждающий родство (если вместе с военнослужащим едет член его семьи).

Допускается осуществление оплаты только по факту, поскольку предварительно оценить расходы – практически невозможно. Так, на принятие решения по рапорту у должностных лиц имеется не больше десяти суток. Этого времени достаточно, чтобы проверить полноту и подлинность поданных бумаг.

О принятом решении военный уведомляется письменно. И при согласии осуществить компенсацию затрат на дорогу, денежные средства начисляются с основной суммой пособия уже со следующего месяца.

Возможные трудности и пути их решения

Как правило, рапорт на оплату проезда удовлетворяется в 80% случаев. Остальная часть – это отказные ходатайства. На практике встречаются такие основания для отказа.

То подскажите судебную практику.
Сергей
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Токарь А.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.М.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В. В. к
Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города
Санкт-Петербурга» о признании незаконным отказа в выплате компенсации за
проезд, взыскании расходов на проезд, расходов на получение справки,
оплату услуг представителя, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Алексеев
В.В. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что
с 28.07.2014 года по 17.08.2014 года совместно с женой, Алексеевой
Р.Н., проходил санаторно-курортное лечение в военном санатории
«Чебаркульский», расположенном в Челябинской области, к месту
прохождения лечения и обратно следовал истец с супругой следовали по
маршруту: Санкт-Петербург – Екатеринбург (самолет), Екатеринбург –
Челябинск и Челябинск – Чебаркуль (автобус) и обратно: Чебаркуль –
Челябинск и Челябинск – Екатеринбург (автобус) и Екатеринбург –
Санкт-Петербург (самолет). Так как истец является пенсионером
Министерства обороны РФ и в соответствии с п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на
бесплатный проезд совместно с членами семьи к месту прохождения
санаторно-курортного лечения и обратно, направил ответчику заявление о
компенсации расходов на оплату проезда, которому приложил проездные
документы и документы, подтверждающие пребывание в санатории, однако
получил отказ со ссылкой на то, что оплате подлежит прямой либо
кратчайший маршрут с наименьшим количеством пересадок, наикратчайшим
путем следования в санаторий «Чебаркульский» является авиаперелет из
Санкт-Петербурга в Челябинска; при этом ответчик не указал, какие
документы необходимо представить для получения указанной компенсации.
После получения юридической консультации, а также разъяснений по вопросу
компенсации расходов на проезд к месту прохождения санаторно-курортного
лечения, полученных из Департамента бюджетного планирования и
социальных гарантий Министерства обороны РФ, Алексеев В.В. вновь
обратился к ответчику с заявлением о компенсации проезда с приложением
необходимых документов и справки о стоимости авиабилетов по маршруту
Санкт-Петербург – Челябинск на дату его следования в санаторий и
обратно, полученную в Центральном агентстве воздушных сообщений. На
данное заявление 20.10.2014 года получил отказ аналогичного содержания.
По мнению Алексеева В.В., действия ответчика по отказу в выплате
компенсации за проезд противоречат требованиям закона и нарушили его
права, установленные п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих», причинили ему моральный
вред в связи с чем просил признать незаконным отказ ответчика в
возмещении расходов на проезд в военный санаторий и обратно, обязать
ответчика возместить расходы на проезд в военный санаторий и обратно в
сумме <данные изъяты>, взыскать расходы, понесенные на оплату
справки Центрального агентства воздушных сообщений в сумме <данные
изъяты> и на оплату юридической консультации в сумме <данные
изъяты>, а также взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации
морального вреда <данные изъяты>.
Ответчик иск не признал,
ссылаясь на то, что оплата проезда военным пенсионерам и членам их
семей осуществляется только при условии следования в военный санаторий и
обратно по прямому наикратчайшему маршруту. От Санкт-Петербурга до
санатория «Чебаркульский» кратчайшим путем является авиаперелет
Санкт-Петербурга - Челябинск, однако истец представил проездные
документы по маршруту, отличающемуся от прямого пути, и не представил
документы, подтверждающие отсутствие прямого пути, при этом справка
транспортной организации о стоимости прямого беспересадочного пути
следования не является основанием для оплаты компенсации за проезд.
Также ответчик указал, что требования о компенсации морального вреда при
нарушении имущественных прав допускается в случаях прямо
предусмотренных законом, нарушение пенсионных прав, затрагивающих
имущественные права граждан, к таковым не относятся. По изложенным
основаниям просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание истец явился, требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав мнения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из
материалов дела усматривается, что Алексеев В.В. и его супруга
Алексеева Р.Н. с 28.07.2014 года по 17.08.2014 года проходили
санаторно-курортное лечение в филиале «Санаторий «Чебаркульский» ФГКУ
«Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны РФ
(далее Санаторий «Чебаркульский») на основании санаторно-курортных
путевой № серии ЧЕБ и № серии ЧЕБ соответственно (л.д. 20, 21). Местом
нахождения упомянутого санаторно-курортного учреждения является
Челябинская область, город Чебаркуль. К месту прохождения
санаторно-курортного лечения в Санаторий «Чебаркульский» и обратно
Алексеев В.В. и его супруга Алексеева Р.Н. следовали по маршруту:
Санкт-Петербург – Екатеринбург (самолет), Екатеринбург – Челябинск и
Челябинск – Чебаркуль (автобус) и обратно: Чебаркуль – Челябинск и
Челябинск – Екатеринбург (автобус) и Екатеринбург – Санкт-Петербург
(самолет); факт перелета по указанному маршруту подтвержден электронными
билетами и посадочными талонами, стоимость авиаперелета по маршруту
Санкт-Петербург – Екатеринбург и обратно на двоих составила <данные
изъяты>, факт приобретения и оплаты авиабилетов подтвержден копиями
электронных билетов и кассовым чеком (л.д. 22- 25в), ответчиком не
оспорен.
В п. 5 ст. 20
Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право бывших
военнослужащих из числа указанных офицеров и членов их семей, а также
прапорщиков и мичманов на проезд на безвозмездной основе
железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением
такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные
организации и обратно (один раз в год) и условия реализации данного
права.
Из п. 9 указанной статьи следует, что расходы, связанные с
перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов
их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным,
водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием
мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные
командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны
Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 20.04.2000 года № 354 «О порядке возмещения
расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы и членов их семей, а также их личного имущества»
утвержден порядок, п. 6 которого Министерству обороны РФ и иному
федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена
военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы и членов их семей (близких родственников),
имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной
основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой
счет.
Истец является полковником в отставке, пенсионером
Министерства обороны РФ, выслуга лет в календарном исчислении составляет
30 лет, имеет состав семьи: жену – Алексееву Р.Н., в соответствии с
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вправе совместно с
членами семьи получать за счет средств Министерства обороны РФ
медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских
учреждениях (л.д. 63).
Порядок оформления документов для выплаты
компенсации за проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и
обратно военных пенсионеров регулируется в том числе, Руководством по
оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими
перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденным Приказом Министерства обороны РФ от 06.06.2001 года № 200
(далее Руководство). Согласно п. 3 Ркуоводства оплате подлежит проезд в
прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного
сообщения - с наименьшим количеством пересадок в соответствии с
указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые
разрабатываются и рассылаются начальниками службы военных сообщений
военных округов, флотов; п. п. 35, 85 упомянутого Руководства
установлено, что возмещение стоимости проезда военнослужащего и членов
его семьи осуществляется по фактическим затратам. При этом под
фактическими затратами понимаются все траты, связанные с проездом (кроме
проезда на такси).
Алексеев В.В. обратился к ответчику с
заявлением о возмещении указанных расходов, однако письмом начальника
Центра социального обеспечения военного комиссариата города
Санкт-Петербурга от 04.09.2014 год № ПГ-321078 ему было отказано со
ссылкой на Руководство по оформлению, использованию, хранению и
обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства обороны РФ от
06.06.2001 года № 200, согласно которому возмещению подлежат расходы на
проезд к месту лечения в санаторно-курортные учреждения и обратно по
прямому маршруту, а путь следования Алексеева В.В. с супругой в
Санаторий «Чебаркульский» прямым не являлся (л.д. 30). 08.10.2014 года
Алексеев В.В. повторно направил ответчику заявление с просьбой
компенсировать затраты на проезд в Санаторий «Чебаркульский», к
заявлению, в том числе, приложил справку о стоимости авиабилета по
прямому маршруту Санкт-Петербург – Челябинск, выданную Центральным
агентством воздушных сообщений № от 28.08.2014 года, однако письмом
военного комиссара города Санкт-Петербурга от 20.10.2014 года № ПГ
-321078 в удовлетворении заявления Алексееву В.В. отказано по тем же
основаниям (л.д. 31, 32, 36 – 40).
Факт представления Алексеевым
В.В. одновременно с заявлениями о возмещении расходов на проезд
документов, достоверно подтверждающих понесенные им расходы на перелет к
месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно, ответчик не
оспаривал, однако, возражая на заявленные требования, указал, что оплата
проезда прямого маршрута на основании сведений, отраженных в справке
транспортной организации о стоимости прямого маршрута при проезде
кружным путем осуществляется только действующим военнослужащим и на
военных пенсионеров не распространяется.
Суд отклоняет указанные доводы, поскольку они противоречат положениям п.п. 5 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно
п.п. 39, 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом
Президента РФ от 07.12.2012 года 3 1609 осуществление пенсионного
обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным
лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других
выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также
реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших)
военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим
вопросам, возложены на военные комиссариаты.
Кроме того, п. 54
Руководства офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая
продолжительность военной службы которых в льготном исчислении
составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы
25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и членам семей
указанных офицеров расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и
автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное
лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в
год) возмещаются военными комиссариатами за счет средств,
предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны РФ на
социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226
Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны
Российской Федерации).
Анализируя вышеприведенные правовые нормы в
системной взаимосвязи, принимая во внимание то обстоятельство, что на
ответчика возложена обязанность выполнения государственной функции по
предоставлению военным пенсионера и членам их семей компенсаций и
осуществление других выплат, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, учитывая то обстоятельство, что Алексеев В.В.
представил требуемые Руководством доказательства в подтверждение
фактически понесенных затрат на проезд к месту прохождения лечения и
обратно, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в выплате
Алексееву В.В. компенсации затрат на проезд в Санаторий «Чебаркульский» и
обратно является незаконным.
П. 85 Руководства предписано, что
расходы на проезд лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного
имущества за счет средств Министерства обороны РФ, возмещаются по
фактически произведенным затратам.
Принимая во внимание сведения о
стоимости одного авиабилета по маршруту Санкт-Петербург – Челябинск и
обратно в период с 28.07.2014 года по 19.08.2014 года, отраженные в
справке Центрального агентства воздушных сообщений № от 28.08.2014 года в
размере <данные изъяты>, наличие документов, подтверждающих
фактические затраты на проезд к месту прохождения лечения в размере
<данные изъяты> за каждый авиабилет, суд считает требования
Алексеева В.В. подлежащими частичному удовлетворению, а именно: в
размере фактически понесенных затрат в сумме <данные изъяты>.
Приходя к такому выводу, суд учитывает, что ответчик стоимость одного
авиабилета по маршруту Санкт-Петербург – Челябинск, а также в
опровержение размера фактически понесенных Алексеевым В.В. затрат на
проезд не оспаривал.
В соответствии с п. 1 приказа Министра
обороны Российской Федерации от 08.06.2000 года № 300, должностные лица
Министерства обороны должны возмещать военнослужащим, имеющим право на
бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных
документов лишь после осуществления проезда и предъявления документов,
подтверждающих фактические затраты. Из изложенного следует, что
обязанность подтверждения фактических затрат на проезд возложена на
лицо, обратившееся за выплатой компенсации стоимости проездных
документов.
Таким образом, предоставление справки о стоимости
авиабилета по прямому маршруту Санкт-Петербург – Челябинск и обратно
являлось обязанностью Алексеева В.В., а необходимость в её получении
возникла в связи с выбором не прямого маршрута следования в Санаторий
«Чебаркульский» и не является следствием незаконных действий ответчика,
следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности
возместить Алексееву В.В. расходы, понесенные оплату указанной справки,
отсутствуют.
Положения ст. ст. 151, 1099
ГК РФ предусматривают, что компенсация морального вреда может быть
возложена на причинителя вреда, если его действиями нарушены личные
неимущественные права либо другие нематериальные блага гражданина;
моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права,
подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Законодательство,
регулирующее спорные правоотношения по возмещению расходов, связанных с
проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их
семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за
исключением такси) транспортом, к месту лечения и положения Федерального
закона «О статусе военнослужащих» не предусматривают возможность
компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в возмещении
таких расходов. При таких обстоятельствах требования Алексеева В.В. о
компенсации морального вреда не основаны на законе и подлежат
отклонению.
Согласно ст. 98
ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд
присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные
расходы пропорционально удовлетворенным требованиям; судебные расходы
состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением
дела (ст. 88
ГПК РФ). Расходы на оплату услуг представителя, возмещаются на
основании заявления стороны, в пользу которой состоялось решение суда,
поданному в письменной форме; указанные расходы возмещаются судом в
разумных пределах (ст. 100 ГПК РФ).
В
подтверждение расходов на оплату услуг представителя Алексеев В.В.
представил договор № 367.0914 с ООО «Центр правовой поддержки»,
заключенный 13.09.2014 года, предметом которого являлось представление
его интересов в суде первой инстанции по настоящему иску (л.д. 41).
Между тем, в проведенных по делу двух судебных заседаниях защиту своих
интересов Алексеев В.В. осуществлял самостоятельно в отсутствие
представителей ООО «Центр правовой поддержки», таким образом,
доказательства в подтверждение выполнения предусмотренных указанным
договором представительских услуг отсутствуют. При таких обстоятельствах
оснований для взыскания расходов, понесенных на оплату услуг
представителя, в размере <данные изъяты>, не имеется.
В силу ч. 1 ст. 103
ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и
государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден,
взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,
пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае
взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого
они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет
согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Поскольку при обращении в
суд истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке,
установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по
искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации,
негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам
исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц,
проходивших военную службу от уплаты государственной пошлины освобождены
(п. 5 ч. 2 ст. 333.36
НК РФ), суд полагает, что с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга
подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные
изъяты> ((27 200 – 20 000)* 3% + 800 + 300).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Алексеева В. В. удовлетворить частично.
Признать
незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат
города Санкт-Петербурга» в выплате Алексееву В. В. компенсации за
проезд в военный санаторий и обратно.
Взыскать с Федерального
казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в
пользу Алексеева В. В. компенсацию расходов на проезд в военный
санаторий и обратно в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать
с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города
Санкт-Петербурга» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную
пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть
обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня
составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы
через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение составлено 23.03.2015 года.
Суд:
Октябрьский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)
Судьи дела:
Токарь Антонина Андреевна (судья)
(подробнее)

Отказ неправомерен. Возместить должны

Правила предоставления бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения регламентируются ФЗ РФ «О статусе военнослужащего» (ред. От 03. 04 2017). указанного положения содержит список категорий военнослужащих и военных пенсионеров, которым гарантирован проезд на безвозмездной основе, а также условия предоставления данной льготы.
Ст. 20, Пункт 1 ФЗ № 76 указывает, что военнослужащие имеют право безвозмездного проезда «к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно». Выбор транспорта (воздушный, железнодорожный, водный, автомобильный, кроме такси) остается за военнослужащим.
Ст. 20, Пункт 1.1 гарантирует один раз в год безвозмездный проезд к месту основного отпуска и обратно военнослужащим, которые проходят службу за пределами РФ по контракту.
Ст. 20, Пункт 2 разъясняет право одного из членов семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту, на бесплатный проезд один раз в год к месту основного отпуска и обратно; к месту лечения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно.

Важно! Согласно Ст. 2, Пункту 5 к членам семьи в данном случае относятся:

  • Супруг / супруга
  • Дети до 18 лет
  • Дети, проходящие обучение на очной основе, - до 23 лет
  • Лица, находящиеся на иждивении военнослужащего
  • Детям старше 18 лет, являющимся инвалидами детства, право на бесплатный проезд предоставляется дополнительно, помимо 1 члена семьи военнослужащего.
  • Вопрос о предоставлении компенсационных выплат решается военным комиссариатом по месту службы.

Бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения военных пенсионеров

Правила бесплатного проезда военных пенсионеров к месту санаторно-курортного лечения регламентируются Ст. 20, Пунктом 3 ФЗ РФ № 76. К лицам, имеющим право на бесплатный проезд, относятся:

  • Офицеры, ушедшие на пенсию, если их стаж в льготном исчислении составляет от 20 лет или при общей продолжительности службы от 25 лет.
  • Члены семей указанных офицеров.
  • Прапорщики, мичманы, уволенные по достижению предельного для воинской службы возраста, при условии, что продолжительность их службы в ВС составляет от 20 лет.

Как военным пенсионерам получить компенсацию за проезд к месту санаторно-курортного лечения

К транспортным компенсационным выплатам относятся: стоимость плацкарта или вагона ПК; при отсутствии ж/д сообщения – билет на авто/аэроперевозку; постельные принадлежности, выдаваемые в вагоне; страховые и иные сборы, установленные на транспорте.
Заявитель предоставляет в соответствующую социальную службу по месту жительства следующие документы:

  • заявление на компенсационные выплаты за транспортные расходы;
  • финансовые документы, подтверждающие расходы на проезд;
  • копию талона к путевке или иные документы, подтверждающие пребывание в санатории;
  • для членов семьи: свидетельство о рождении детей; свидетельство о заключении брака; свидетельство об опеке; свидетельство об инвалидности детей (если таковая имеется).

Решение о предоставлении компенсационных выплат принимается не позднее 10 дней после письменного обращения в службу социальной защиты.

1 . Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также к местам использования дополнительных отпусков (за исключением зимнего каникулярного отпуска);

на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно.

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.

1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

2. Члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6 - 10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе:

от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (один член семьи, за исключением члена семьи, относящегося к категории, указанной в абзаце девятом пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона);

на лечение в медицинские организации по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего - гражданина - к избранному месту жительства.

Члены семьи военнослужащего - гражданина при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего - гражданина имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

В случае гибели (смерти) военнослужащего-гражданина члены его семьи (но не более трех человек) и его родители имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего-гражданина и его родители имеют право один раз в год на проезд на безвозмездной основе по территории Российской Федерации (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, также по территории, расположенной за пределами территории Российской Федерации) железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту погребения военнослужащего-гражданина и обратно.

3. Лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в медицинскую организацию или санаторно-курортную организацию, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, следующих в медицинские организации или санаторно-курортные организации, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии, имеет право на проезд на безвозмездной основе к месту лечения (использования отпуска), избранному месту жительства и обратно на основаниях, установленных для сопровождаемого.

4. В случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время болезни.

5 . Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

6. Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, направляемый в служебную командировку, пользуется правом на бронирование и получение вне очереди места в гостинице по командировочному удостоверению.

7 . Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

8 . Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.

Пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

9 . Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.



Похожие статьи