Координаты трупа. Схемы и последовательность описания трупа на месте происшествия

19.07.2019

Наружное исследование трупа всегда начинают с тщательного осмотра и описания одежды, доставленных с трупом предметов и характеристики трупных изменений.

Осмотр одежды является обязательным и в случаях смерти, наступившей в лечебных учреждениях. При этом одежда, снятая при поступлении в лечебное учреждение, должна быть направлена в морг одновременно с трупом. Детальное изучение особенностей одежды, ее загрязнений и повреждений позволяет решать многие вопросы, важные для следствия. Особое значение имеет исследование одежды при различных повреждениях, отравлениях, гнилостных изменениях, расчленении и скелетировании трупов, исследовании трупов неизвестных лиц. Одежду вначале исследуют непосредственно на трупе. Отмечают наличие порядка или беспорядка в одежде, сопоставляют повреждения на одежде и теле. При обнаружении на поверхности одежды или в ее толще посторонних частиц (осколки металлов, стекла, части пуль, дробь и т. д.) их изымают для дальнейшего исследования. Осматривают и описывают содержимое карманов.

Одежду с трупа необходимо снимать, не повреждая ее разрезами (их производят лишь в случае крайней необходимости), которые иногда допускаются в местах, не загрязненных кровью. Сначала осматривают верхнюю одежду, затем нижнюю. Предметы одежды тщательно осматривают как снаружи, так и изнутри. В случае наличия повреждений на наружной поверхности одежды проверяют их характер с внутренней стороны (если ранение сквозное). Если одежда пропитана жидкостью (кровь, вода и др.), устанавливают степень пропитывания и размеры пропитанного участка на отдельных слоях одежды, направление потеков.

После осмотра и описания просушенную одежду упаковывают и хранят в морге, выдача ее без разрешения следственных органов недопустима, так как она может представлять собой вещественное доказательство.

По снятии одежды дают биологическую характеристику трупа, указывают пол, длину тела, возраст согласно документам, представленным эксперту. Если возраст умершего неизвестен, то необходимо его определить, используя соответствующие критерии. Описывают телосложение, дефекты в телосложении и строении, соразмерность частей тела, степень развития мускулатуры и жировой клетчатки, указывают массу тела. При исследовании трупов детей в возрасте до года их взвешивание обязательно. Отмечают цвет кожных покровов, обращают внимание на бледность, синюшность или желтушность кожи, гнилостное окрашивание ее, участки мацерации. Устанавливают степень развития ранних и поздних трупных изменений.

После характеристики трупных изменений производят исследование и описание отдельных частей тела, начиная с головы. Определяют общую конфигурацию головы, целость костей на ощупь, осматривают волосистую часть головы, устанавливают цвет, длину, густоту волос. При исследовании лица отмечают цвет, форму, густоту бровей, ресниц, состояние век, соединительной оболочки глаз, цвет радужной оболочки, форму, величину и равномерность зрачков, прозрачность или мутность роговицы. Изучают состояние носа, рта, губ, зубов, ушных раковин и наружных слуховых проходов. При этом описывают не только общее состояние этих частей тела, но и наличие на них тех или иных посторонних веществ, загрязнений и т. д. При обнаружении подсохших следов потеков жидкости необходимо указать, откуда они исходят, а также направление этих потеков по отношению к длинной оси тела.

При исследовании шеи определяют ее длину и окружность, соразмерность с туловищем, внимательно изучают кожные покровы для установления или исключения на них следов повреждений.

При осмотре грудной клетки отмечают ее форму (цилиндрическая, бочкообразная, конусообразная), симметричность, упругость. Тщательно проверяют состояние ребер, их целость на ощупь. У женщин исследуют молочные железы, определяют их величину, форму, упругость, окружность, окраску сосков и околососковых кружков, наличие отделяемого.

При осмотре живота описывают его форму и величину, упругость брюшной стенки, наличие вздутия, опухолей и др. У женщин обращают внимание на цвет белой линии живота, приобретающей буровато-коричневый оттенок при .

У мужчин осматривают половой член, устанавливают наличие на нем язв, рубцов, выделений из мочеиспускательного канала, при необходимости берут мазок для бактериологического исследования. Осматривают мошонку, определяют, оба ли яичка находятся в ней. У женщин исследуют половую щель, половые губы, вход во . Детально изучают девственную плеву, ее анатомическую целость, строение, наличие выемок и разрывов, наличие реактивных изменений в области разрывов девственной плевы. При подозрении на совершение необходимо взять мазок для судебно-медицинского исследования.

При осмотре заднепроходного отверстия отмечают, не зияет ли оно и не имеется ли на коже вокруг него каловых масс.

При осмотре верхних конечностей особое внимание обращают на кисти рук. Ряд особенностей может указывать на определенное внешнее воздействие. Так, при самоубийстве из огнестрельного оружия на тыле кисти могут быть обнаружены продукты сгорания пороха, следы от действия частей автоматического оружия. На ладонной поверхности кистей рук в случае ножевых ранений при убийствах могут определяться резаные раны, возникающие при самообороне (захватывание клинка). Наличие на коже кистей омозолелостей указывает на занятие физическим трудом. Некоторые особенности могут указывать на занятие определенной профессиональной деятельностью (окраска кожи при работе с химикатами и др.). После осмотра конечностей исследуют заднюю поверхность тела - шею, спину, поясницу, ягодицы.

Особое внимание при наружном осмотре уделяют исследованию повреждений, результаты которого могут быть описаны как по ходу осмотра отдельных частей тела, так и сгруппированы в отдельный раздел в конце описания наружного исследования. Устанавливают локализацию (в соответствии с анатомическими областями), форму, глубину, состояние краев и концов, стенок, дна повреждения, цвет, наличие крови. При наличии ссадин и кровоподтеков необходимо производить их разрезы для выявления кровоизлияний в подлежащие ткани. Разрезы проводят крестообразно с тем, чтобы при повторном исследовании трупа их можно было отличить от прижизненных. Описывать повреждения в виде готового диагноза (например, «ушибленная рана», «огнестрельная рана» и др.) недопустимо. Обнаруженные повреждения необходимо фотографировать по правилам масштабной фотографии, а также зарисовывать на схематических контурных изображениях. При исследовании трупа неизвестного лица производят фотографирование по правилам приметоописательной фотографии для последующего описания.


Наружный осмотр трупа, как самостоятельное следственное действие проводится обычно в случаях, когда до прибытия следователя труп перемещен с места его обнаружения (отправлен в морг, убран с проезжей части дороги, при эксгумации и т.д.). Во всех остальных случаях наружный осмотр трупа является составной частью осмотра места происшествия, местности, помещений.
Осмотр трупа должен помочь ответить на следующие основные вопросы:
  • имеется ли в расследуемом случае убийство или смерть наступила в результате самоубийства, болезни или несчастного случая?
  • какова непосредственная причина смерти?
  • если произошло убийство, то когда и на месте ли обнаружения трупа оно совершено?
  • каким способом и с помощью каких орудий и средств совершено убийство?
  • при каких обстоятельствах совершено преступление?
  • в каком положении находились убитый и нападающий в момент совершения преступления?
  • кто мог явиться исполнителями преступления, и сколько преступников было на месте убийства?
  • по каким мотивам убийство совершено?
  • какие следы оставил преступник на трупе и какие следы могли остаться на преступнике?
Приступая к осмотру трупа, следует путем опроса лиц, обнаруживших труп и охранявших его до приезда следователя, выяснить, не перемещал ли кто- либо труп, не изменял ли его позу или положение одежды и т.п. Заявление о таких изменениях должны быть отмечены в протоколе. Однако совершенно недопустимо до окончания подробного осмотра трупа проводить какие-либо действия, направленные к тому, чтобы «восстановить прежнее положение», т.е. основываясь на таких заявлениях, переносить труп, менять его позу и т.п.
В ходе осмотра труп должен быть сначала сфотографирован с охватом окружающей обстановки и крупным планом. Затем фотографируются отдельные части трупа, важнейшие повреждения и следы на трупе.
Вначале проводится осмотр, не связанный с нарушением обстановки и позы трупа, а затем труп может быть повернут, развернут, раздет и т.д.
Так же следует осмотреть «ложе трупа», т.е. участок пола или почвы под трупом, с тем, чтобы убедиться, нет ли там следов или предметов, связанных с преступлением.
Ст. 178 УПК РФ «Осмотр трупа. Эксгумация» регламентирует производство данных следственных действий. Отечественное уголовнопроцессуальное законодательство не оговаривает понятие «наружный осмотр трупа». Нами же употреблено именно это название, так как данный вид следственного осмотра предполагает исследование ложа трупа, его одежды, осматривается также содержимое карманов, внешний вид различных повреждений.
Осмотр трупа на месте происшествия при всех видах насильственной смерти, а также при подозрении на такую смерть производится обязательно. Время начала и окончания осмотра трупа, а также результаты осмотра места происшествия и трупа фиксируют в протоколе осмотра места пришествия, составляемом следователем.
По прибытии на место происшествия следователь прежде всего должен убедиться, имеются ли признаки жизни у пострадавшего. В случае их наличия, он обязан вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее приезда лично принять меры по восстановлению жизненных функций организма. Если такие меры успеха не имели, в протоколе осмотра необходимо указать, какие именно меры были предприняты для оживления и в течение какого времени (их начало и окончание). Констатацию смерти пострадавшего производят по достоверным признакам - первоначальным признакам смерти:
  • пассивное положение тела и его частей (например, поднятая рука падает, как только ее отпустят);
  • бледность кожных покровов;
  • остановка дыхания (нет запотевания холодного зеркала, поднесенного к носу или рту; нет движения воды в сосуде, поставленном на грудь, и т.п.)
  • отсутствие пульса и сердцебиения;
  • в отличие от мертвого у живого человека при натягивании пальца ниткой возникает покраснение, при надрезе кожи - кровотечение;
  • потеря чувствительности, то есть отсутствие реакции на укол, ожог пламенем спички и т.д.
  • изменение формы зрачка при сдавливании глаза;
  • отсутствие реакции глаза на прикосновение к роговице.
Каждый из этих признаков в отдельности весьма надежен, и окончательный вывод о смерти может быть сделан лишь врачом на основе оценки совокупности этих признаков.
Приступая к осмотру трупа, следователь обязан установить для занесения в протокол следующие данные: позу трупа, положение конечностей, различные следы, предметы, находящиеся на трупе, около него и под ним, состояние поверхности, на которой находится труп; положение одежды на трупе и ее состояние, наличие следов, похожих на кровь и выделения (при осмотре одежду с трупа не снимают, только расстегивают и приподнимают, о чем делают соответствующую запись в протоколе).
Затем при осмотре трупа отмечаются и фиксируются анатомоконституциональные признаки умершего человека: пол, приблизительный возраст, телосложение, цвет кожных покровов; состояние зрачков, роговиц, естественных отверстий (наличие инородных предметов, выделений и др.); особые приметы - физические недостатки, рубцы, татуировки и пр. В дальнейшем исследуются и фиксируются ранние трупные явления с указанием времени их исследования: степень охлаждения открытых и закрытых одеждой участков тела (на ощупь), температура тела трупных пятен (их расположение, цвет, "изменение их цвета при дозированном давлении и быстрота восстановления первоначальной окраски в секундах), степень выраженности трупного окоченения в различных группах мышц, имеются ли поздние трупные явления (какие именно, степень их выраженности и анатомическая локализация); наличие повреждений на кистях рук и другие особенности - зажатые волосы и иные предметы; имеются ли повреждения на трупе, их анатомическая локализация, форма, размеры, характер краев и другие особенности; наличие на трупе и около него следов, похожих на кровь, выделений или иных следов, их характер, локализация, направление, форма, расстояние следов от трупа, окружающих предметов; имеется ли изо рта какой- либо запах при надавливании на грудную клетку; признаки возможного самостоятельного передвижения пострадавшего после травмы или перемещения трупа, наличие насекомых на трупе и одежде, их характер, место наибольшего скопления (в необходимых случаях, когда это имеет значение для установления давности наступления смерти, насекомых, куколок, личинок изымают в пробирки и направляют на энтомологическое исследование).
Следователь, основываясь на данных наружного осмотра трупа и места его обнаружения, может ответить на следующие вопросы:
Какова приблизительно давность наступления смерти?
Есть ли признаки изменения положения трупа после наступления смерти?
Имеются ли на трупе наружные повреждения, каким предположительно орудием (оружием) они нанесены?
Является ли место обнаружения трупа местом, где были нанесены повреждения, выявленные при осмотре трупа?
Какова возможная причина смерти?
Представляется, что следователь самостоятельно, вне зависимости от пояснений специалиста, может уяснить многое, зная следующие положения.
Трупные явления свидетельствуют о безусловном наступлении смерти. К ним относятся:
Охлаждение трупа. Охлаждением называется постепенное остывание трупа до температуры окружающей среды. Степень охлаждения определяется приблизительно путем ощупывание различных частей тела, а в неясных случаях - при помощи термометра, вводимого в прямую кишку врачом. Понижение температуры до 20 градусов является безусловным признаком смерти.
Охлаждение обычно заканчивается в течение суток. При этом температура тела понижается при температуре окружающей среды плюс 15-16 градусов, примерно в течение часа на 1 градус. Отклонение от этого зависит от температуры окружающей среды - чем ниже эта температура, тем быстрее идет охлаждение.
Трупные пятна. Появляются в течение первых 2-3 часов после смерти. Они имеют синеватый или бледно - фиолетовый цвет. При отравлениях цианистыми соединениями или окисью углерода трупные пятна имеют ярко - красный цвет, а при отравлениях бертолетовой солью - коричневую или сероватую окраску. На трупах, извлеченных из воды или находившихся в снегу, в холодных помещениях трупные пятна могут быть розовато- красной окраски.
В зависимости от положения тела трупные пятна образуются на тех его частях, которые располагаются ниже других.
В первой стадии (примерно до 6-8 часов) трупные пятна при надавливании их пальцем довольно легко исчезают и вновь появляются, как только палец отнимают. Если в этот период труп перевертывают, старые пятна исчезают и на низко лежащих частях трупа появляются новые трупные пятна.
В следующей стадии (примерно до 16-18 часов) трупные пятна при их надавливании пальцем меняют окраску в меньше степени. При переворачивании трупа старые пятна к концу этого срока постепенно бледнеют, но н пропадают, а новые обычно выражены слабо.
В последующем (примерно по истечении 18-24 часов) трупные пятна ни своей окраски, ни своего местоположения не меняют.
Трупное окоченение. Появляется через 2-3 часа после смерти и развивается примерно в течение первых суток (чем ниже температура, тем медленнее идет окоченение). Развивается оно, как правило, начиная с мышц лица и распространяясь к нижним конечностям исчезает в том же порядке, как и появляется, то есть от головы к ногам. Окоченение сохраняется обычно в течение трех суток (в холоде и при некоторых отравлениях - дольше).
Трупное высыхание. Хорошо заметно на глазных яблоках, так как блестящая роговица после смерти мутнеет и становится непрозрачной. Если глаза были открыты, то примерно через 3-6 часов на соединительных оболочках глаз в результате высыхания, образуются буроватые полоски (пятна Ларше). Если пятна Ларше будут обнаружены при закрытых глазах трупа, то это может свидетельствовать о том, что глаза кто-то закрыл спустя некоторое врем после смерти.
Высыханию подвергаются также: участки кожи в промежности, кожа мошонки, на шее детей и другие места, подвергающиеся при жизни увлажнению. На них образуется «пергаментные пятна» буроватого или сероватого цвета.
Гниение трупа. При температура +15-16 градусов начинается уже в первые 3-4 часа после смерти (быстрота процесса зависит от температуры и влажности окружающей среды), но внешне проявление процессов гниения, заключающееся в появлении зеленоватой окраски кожи (особенно на животе в подвздошных областях), обычно появляется на вторые сутки, а в условиях высокой температуры - раньше. Раздутие трупа (трупная эмфизема) появляется несколько позже. На трупе, находящемся во влажной среде, образуется так называемый жировоск - своеобразное вещество беловато-желтоватого цвета, похожее на жир и воск. Образование жировоска длится до 10-12 месяцев (на трупах детей 3-4 месяца). Жировоск приостанавливает дальнейшее гниение трупа.
При осмотре повреждений на трупе категорически запрещается: проводить зондирование и другие действия, изменяющие первоначальный вид или свойство повреждений; обмывание водой или удаление другими способами высохшей крови с повреждений и окружающей кожи; извлечение орудий и предметов, фиксированных в повреждениях. Обнаруженные в области повреждений свободно лежащие инородные тела надлежит изъять следователю для последующего направления на исследование.
Приблизительная давность наступления смерти устанавливается по характеру и выраженности ранних трупных изменений. При этом трупное окоченение обычно определяют в мышцах нижней челюсти, верхних и нижних конечностей по степени подвижности (степени возможных движений) в соответствующих суставах. Отмечается не только наличие трупного окоченения, но и степень его выраженности в различных группах мышц. Возможное изменение первоначального положения трупа устанавливается в основном по локализации и степени выраженности трупных пятен.
Для выявления на трупе повреждений необходимо придерживаться определенной последовательности, чтобы не пропустить малозаметные повреждения. Обычно вначале осматривают голову, затем - полость рта (обязательно отмечается в протоколе наличие коронок и зубов из металла, сколько и какие); шею (наличие ссадин, кровоподтеков, странгуляционной борозды и других повреждений); туловище и конечности; естественные отверстия носа, ушей, заднего прохода. Внимательно исследуются также кисти рук - на них могут быть следы копоти, брызги крови, электрометки, резаные раны и другие повреждения. При описании повреждений отмечают часть тела и область, где они расположены, измеряют их длину и ширину, описывают форму повреждений - линейная, овальная, звездчатая, неправильная, отмечают особенности их поверхности (наличие мелких частиц на дне ссадины), каковы края повреждения (ровные, неровные, вывернутые наружу или завернутые внутрь и др.); указывают размеры, внешний вид и направление подтеков крови. Для правильного описания локализации и характера повреждений следователь должен иметь представление о наименовании частей тела человека. Если повреждения при наружном осмотре трупа не обнаружены, это обязательно отмечают в протоколе.
При установлении факта, является ли место обнаружения трупа также и местом нанесения повреждений пострадавшему, исходят из обстоятельств, установленных при наружном осмотре трупа и осмотре самого места происшествия: отсутствие крови на месте происшествия при обширных повреждениях острыми орудиями, которые должны были сопровождаться обильным наружным кровотечением, и др.
В некоторых случаях важно установить возможность самостоятельного передвижения пострадавшего после травмы. Осмотр места происшествия и трупа иногда позволяют решить этот вопрос. Так, например, при значительных повреждениях головы, позвоночника, таза, обеих нижних конечностей, сопровождающихся разрушением костей, а также при разрушении вещества головного мозга можно с определенностью сказать о невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего.
Важной задачей при осмотре трупа на месте происшествия является установление его принадлежности определенному лицу. Обычно оно осуществляется путем опознания самого трупа, его одежды, документов, вещей и различных предметов, обнаруженных при нем, с соблюдением УПК РФ. Иногда для установления личности трупа требуется проведение ряда оперативных мероприятий, а также судебно-медицинских и криминалистических экспертиз. Описание трупа неизвестного лица производится по определенным правилам.
При общем осмотре одетого трупа описываются:
  • местонахождение трупа и его положение по отношению к ближайшим объектам - стене, окну, дереву (куда обращены голова и ноги, расстояние до указанных объектов);
  • поза трупа, взаимоположение отдельных частей тела трупа в момент осмотра (как лежит - на спине, на животе, на боку, куда обращено лицо - вверх, вниз, в сторону, какое положение занимают руки и ноги);
  • следы и предметы на трупе и в непосредственной близости от трупа (веревка, которой связан труп, нож, торчащий в спине трупа, лужи крови).
При осмотре одежды и обуви на трупе описывается:
-что именно одето на трупе, и в какой последовательности;
  • в каком состоянии находятся одежда и обувь (новая, старая, целая, разорванная) и в каком положении (в беспорядке, расстегнута);
  • какие повреждения (разрывы, разрезы, оторванные части) и загрязнения (от крови, грязи и т.п.) имеются на одежде;
  • что обнаружено в отдельных предметах одежды (документы, деньги, записки и т.д.)
При осмотре обнаженного трупа описываются:
  • упитанность, цвет кожи, телосложение, возраст и пол;
  • имеются ли и в какой степени выражены трупные явления: охлаждение (тело наощуп холодное, тепловатое); высыхание общее или на отдельных частях тела (выражено сильно, слабо); трупные пятна (цвет, место расположения, исчезают ли при надавливании пальцем); признаки гниения (вздутие, трупная зелень, гнилостные пузыри, гнилостная венозная сеть, ощущается ли зловоние);
  • вид головы и лица (наличие и цвет волос, открыты или закрыты глаза, открыт или закрыт рот, отсутствие отдельных зубов, наличие протезов, мостов и коронок, положение языка - высунут, прикушен и т.д.);
  • вид живота (впалый, вздутый и т.д.);
  • индивидуальные особенности, наблюдаемые на теле (уродства, рубцы, татуировка и т.д.);
  • различные повреждения на трупе (ссадины, кровоподтеки, раны и т.д.)
При осмотре скелетированных трупов, костных останков подробно
описывают общее состояние скелета, первоначальное положение отдельных костей и всего скелета в целом, связь отдельных его частей, наличие остатков одежды, обуви. Поиск недостающих костей, в зависимости от особенностей места их обнаружения, требуется проводить на достаточно большой площади. Иногда для поиска недостающих мелких косточек или фрагментов сломанных костей, например подъязычной кости, рекомендуется просеивание почвы в районе обнаружения костных останков. На судебно-медицинскую экспертизу следует направлять все обнаруженные кости и сохранившиеся волосы с области головы и лобка.
Осмотр места происшествия и трупа при отдельных видах смерти имеет свои особенности.
При повреждениях тупыми и острыми предметами обязательно отмечают соответствие повреждений на теле и одежде. При однородных повреждениях на трупе и одежде указывают их количество, взаимное расположение. Обнаруженные орудия преступления осматривают осторожно, так как на них могут быть волосы, частицы тканей тела человека, волокна одежды. В случаях огнестрельных повреждений указывают наличие между слоями одежды или в ее складках пуль, дроби, пыжей; количество повреждений и место расположения, их форму, размеры, края, наличие пороховой копоти и несгоревших пороховых зерен и занимаемую ими площадь, наличие отпечатка дульного среза оружия и разрывов тканей в области входного отверстия. Ориентировочно определяют локализацию входной и выходной ран, направление раневого канала и расстояние, с которого был произведен выстрел, а по форме отпечатка дульного среза - вид оружия.
При различных видах механического задушения осмотр трупа имеет свои особенности.
При повешении вначале осматривают труп висящим в петле, а затем - после снятия с петли. Подробно изучают место и способ закрепления петли, материал, из которого она изготовлена, ее характер: закрытая она или открытая, одиночная, двойная, множественная, неподвижная, скользящая, типичное или атипичное ее расположение на шее. Отмечают способ вязки узла, не развязывая его. Петлю снимают с шеи путем перерезания в части, противоположной узлу. При описании одежды обращают внимание на наличие следов, похожих на сперму, кровь. Выявляют расположение и направление на шее странгуля- ционной борозды, ее замкнутость, ширину, глубину, цвет, плотность, рельеф и другие особенности. Фиксируют локализацию трупных пятен (в области предплечий, нижних конечностей). Петлю вместе с трупом направляют в морг. Измеряют высоту подставки, имеющейся около трупа, и расстояние до земли (пола) от переднего конца подошвенной поверхности стопы, полученные размеры надо обязательно сопоставить. При удавлении руками обращается внимание на следы от действия пальцев рук на шее.
При отравлениях отмечают следы воздействия яда на кожу и одежду (ожоги); наличие рвотных масс на трупе и возле него; остатки химических веществ (порошки, таблетки и т. д.); наличие шприца и иглы; цвет кожных покровов трупа и видимых слизистых, запах изо рта, наличие следов от инъекции. При отравлении газообразным веществом необходимо пригласить для участия в осмотре места происшествия специалиста из санитарно- эпидемиологической станции для забора проб воздуха. Осмотр следует проводить лишь после забора проб воздуха для исследования и проветривания помещения.
Осмотр и описание трупа на месте происшествия рекомендуется проводить в такой последовательности: положение и поза трупа, одежда и предметы, непосредственно соприкасающиеся с трупом, общие данные о трупе, выраженность трупных явлений, особенности и повреждения отдельных областей тела.
Учитывается положение трупа по отношению к окружающим предметам. Например: «Труп лежит на полу комнаты головой к дивану, в 20 см от него, ногами к дверям».
Под позой трупа понимают расположение его головы, туловища и конечностей по отношению друг к другу. Например: «Труп лежит на спине, голова склонена к левому плечу, руки вытянуты вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки, ноги слегка раздвинуты и согнуты в коленных суставах».
Затем описывается одежда и ее состояние. Перечисляются все предметы одежды, отмечается, соответствует ли она обстановке, правильно ли одета, расстегнута или застегнута. Указываются повреждения и их точная локализация, содержимое карманов, следы крови, рвотных масс и других выделений. Если можно предположить наложение волокон одежды преступника на одежду трупа, то лучше нужные предметы одежды с трупа снять и упаковать так, чтобы исключить возможность утраты волокон наложений при транспортировке. Одежда неизвестных трупов описывается особенно полно. Отмечается ее цвет, материал, наличие фабричных клейм, различных меток и других особенностей, могущих облегчить опознание.
Из общих сведений о трупе указывают пол, возраст на вид, рост, телосложение, упитанность, другие признаки. Более подробно эти данные излагаются для трупов неизвестных лиц. Описание головы таких трупов производится по принципу словесного портрета.
Указывается наличие и степень выраженности ранних трупных явлений: охлаждение трупа, особенности расположения и цвета трупных пятен, стадия их развития, степень выраженности трупного окоченения. Обязательно надо отметить время исследования этих явлений, так как это поможет уточнить время наступления смерти.
Если труп длительное время не был обнаружен, указывается степень развития поздних трупных явлений: гниения, мумификации и др.
Описываются повреждения, обнаруженные на трупе, их характер и локализация, размеры и форма. Описание повреждений производят обычно по ходу осмотра трупа сверху вниз. Одновременно отмечаются особенности отдельных областей тела. Тщательно исследуется волосистая часть, головы, так как здесь повреждения могут маскироваться волосами. Для осмотра повреждений иногда труп раздевается или одежда только расстегивается и, где нужно, приподнимается или опускается.
Если необходимо провести эксгумацию (вырыть труп из земли в целях предъявления для опознания или для осмотра и судебно-медицинского исследования), то надо иметь в виду:
  • давность захоронения не является препятствием к эксгумации;
  • решение о проведении эксгумации оформляется постановлением следователя;
  • для участия в эксгумации следователь приглашает понятых, судебно- медицинского эксперта и представителей администрации кладбища и лиц, которым будет предъявлен труп для опознания;
  • необходимо точно установить место захоронения. Делается это не только по документам кладбищенских контор, но и путем допроса родственников умершего или лиц, присутствовавших при захоронении. Эти лица могут указать точное место захоронения. О способе и результатах установления места захоронения должно быть указано в протоколе эксгумации;
  • перед разрытием могилы ее следует сфотографировать, а затем целесообразно сфотографировать все последующие стадии эксгумации;
  • разрывая могилу, надо проследить за тем, чтобы трупу не были нанесены дополнительные повреждения лопатой, ломом и т.п.;
  • в протоколе, помимо общих сведений, следует указать точное место захоронения, вид могилы и надгробного памятника, глубину захоронения, характер почвы, форму и материал гроба и его содержимое. Описание трупа проводится в обычном порядке;
  • в случаях предположения об отравлении для химического исследования, помимо органов и тканей трупа, берутся части одежды трупа и обивки гроба, а также несколько проб почвы, изъятых со всех сторон гроба;
  • судебно- медицинское вскрытие может быть произведено как на месте эксгумации, так и в специальном помещении, куда с необходимыми мерами предосторожности следует перевезти гроб;
  • никакие изменения трупа не могут служить основанием для отказа от его полного судебно-медицинского исследования;
- к делу надо приобщить справку о том, где, когда и кто произвел захоронение трупа после эксгумации.

Место происшествия - это участок местности или поме­щение, где произошло криминально значимое событие, под­лежащее следственному осмотру.

Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнару­жения является неотложным следственным действием, на­правленным на изучение обстановки происшествия, обнару­жение, фиксацию и изъятие различных следов и других ве­щественных доказательств в целях выяснения характера произошедшего события, личности преступника, мотивов со­вершенного преступления, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Осмотр организует и проводит следователь. Поэтому все участники осмотра, включая не менее двух понятых, действуют по его указанию и разреше­нию. В соответствии с законом, для участия в осмотре места происшествия может быть вызван врач - специалист в обла­сти судебной медицины, обязанности которого могут испол­нять врачи других специальностей. Все участвующие в осмот­ре принимают меры для сохранения обстановки на месте про­исшествия в первоначальном виде до детального описания следов и объектов с последующей фиксацией в протоколе.

Осмотр включает в себя 2 стадии: статическую и динами­ческую. Под статической понимается изучение и описание обстановки места происшествия без нарушения ее перво­начального состояния. При этом отмечаются точное место­положение трупа, всех обнаруженных предметов и объек­тов, а также их взаиморасположение. Динамическая стадия состоит в таком исследовании предметов и объектов, при котором изменяются их первоначальное местоположение и состояние (поза трупа, расположение предметов, веществен­ных доказательств и др.). При этом производятся описание, детальная фото-видеосъемка и составление схематических рисунков обнаруженных предметов.

Различают следующие виды осмотра:

Концентрический - проводится от периферии к услов­ному центру. Применительно к преступлениям под центром понимают очаг преступления, т.е. объекты, на которые были направлены действия преступника (труп, взломанная дверь квартиры в случаях кражи, место пожара и пр.).

Эксцентрический - от условного центра к периферии.

По квадратам - если территория большая, то для последовательного осмотра ее
делят на участки по естественным границам (оврагам, дорогам и пр.), или, если тако­вые отсутствуют, условно разбивают на отдельные прямоугольники, квадраты и пр.

Решение о выборе вида осмотра места происшествия принимается следователем, исходя из конкретных обстоятельств события. В обязанности врача при работе на месте обнаружения трупа входят:

Выявление признаков, позволяющих судить о факте и времени наступления
смерти, характере и механизме образования повреждений, предполагаемом орудии травмы.


Консультация следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром тру­
па и последующим проведением СМЭ.

Оказание следователю помощи в обнаружении и изъятии следов, похожих на
кровь, сперму и другие выделения человека, волос, различных веществ, предметов, орудий и иных объектов.

Помощь в описании результатов осмотра трупа и других биологических объектов, в составлении протокола осмотра места происшествия.

Помощь следователю в формулировании вопросов, подлежащих разрешению
судебно-медицинскими экспертами.

Местоположение и поза трупа.

Предметы на трупе и в непосредственной близости от него.

Одежда и обувь трупа.

Общие сведения о трупе.

Наличие и выраженность трупных изменений.

Признаки переживания тканей (суправитальные реакции).

Особенности частей тела трупа и их повреждения.

Ложе трупа.

Основным процессуальным документом, отражающим все следственные действия, является протокол осмотра места происшествия, состоящий из вводной и описатель­ной частей, которые составляются следователем в соответствии с требованиями ста­тей 141 и 182 УПК РФ. Так как этот документ, согласно ст. 69 УПК РФ, имеет значе­ние доказательства, он должен отвечать требованиям объективности и достаточной полноты описания обнаруженных вещественных доказательств, точно отражать пос­ледовательность выполняемых действий.

Исследования трупных изменений, показатели которых используются для опре­деления давности наступления смерти, должны проводиться в следующем порядке:

Определяют температуру окружающего воздуха на уровне трупа.

Исследуют состояние глаз: положение век (глаза закрыты или открыты), плот­ность глазного яблока и его подвижность, наличие пятен Лярше, помутнение и под­сыхание роговицы, признак Белоглазова, степень десквамации поверхностных эпи­телиальных клеток, используя метод отпечатков с роговицы.

Определяют температуру тела на ощупь (лицо, грудь, живот, подмышеч­ные впадины). Измеряют температуру в прямой кишке с помощью лабораторного ртутного тер­мометра или аналогово-цифровой вычислительной машины ИТС-4А не менее 2 раз с интервалом в 1 ч.

Устанавливают наличие или отсутствие трупного окоченения пальпаторно и
путем пассивных движений в суставах лица, шеи, рук (плечо, предплечье, кисти), груди, живота, ног (бедро, голень, стопа) и степень его выраженности (слабо, уме­ренно, резко) раздельно по областям. Обязательно сравнение степени выраженнос­ти трупного окоченения в обеих руках и ногах для исключения, возможно, искусст­венного его разрешения при изменении положения трупа или его частей.

Исследуют трупные пятна, отмечая их локализацию, вид (островчатые, слив­ные), распространенность, четкость границ, интенсивность, наличие внутрикожных
кровоизлияний на них, окраску, участки отсутствия пятен в области давления (ложе трупа, складки одежды), наличие отпечатков предметов, перемещения пятен, ста­дию (исчезают, бледнеют, но не исчезают, окраску не изменяют), время восстановле­ния трупного пятна (в минутах и секундах) после дозированной нагрузки с указани­ем способа давления (пальцем, динамометром - пружинным, гидравлическим, одно- или двухзональным) и условий динамометрии (сила, время и область давления).

Отмечают наличие или отсутствие признаков высыхания кожных покровов и
наружных слизистых оболочек с указанием формы, размера, цвета, плотности, сте­пени выраженности контуров, а также то, выступают ли они над уровнем кожи.

Определяют явления переживания тканей путем учета реакции:

скелетной мускулатуры на механическое (признак Чако, вызывание идиомускулярной опухоли) или электрическое раздражение; мышц лица на электрический ток; зрачка на электрический ток или на введение 0,1 мл 1% раствора пилокарпина или атропина в переднюю камеру глаза с регистрацией времени начала и максимального сужения зрачка, времени максимальной деформации и степени этой деформации по отношению ширины зрачка к высоте.

Выявляют наличие признаков гниения и энтомофауны.

Результаты исследования трупных изменений вносятся в специальную унифици­рованную и формализованную «Карту регистрации трупных изменений», которая составляется непосредственно на месте наружного осмотра трупа и приобщается к протоколу осмотра места происшествия. Копия «Карты регистрации» направляется вместе с трупом в морг для использования ее данных в процессе экспертизы или ис­следования трупа.

После регистрации трупных изменений приступают к описанию состояния одеж­ды. Она должна классифицироваться по полу (мужская, женская, детская), сезону (летняя, зимняя, демисезонная), назначению (бытовая, форменная, спортивная, ве­черняя, специальная). Затем указывают цвет материала и размер каждого предмета одежды, степень изношенности, наличие повреждений и следов-наложений.

Следующим этапом является описание отдельных частей тела и выявленных на них повреждений. При их осмотре должна соблюдаться определенная после­довательность, которая применяется при судебно-медицинском исследовании трупа: части тела осматриваются в нисходящем порядке, начиная с головы и заканчивая нижними конечностями. На этом этапе запрещаются зондирование и другие действия, которые могут изменить первоначальный вид или свойства повреждений, обмывание водой повреждений и окружающей кожи или следов

на ней, извлечение из области повреж­дений инородных тел, предметов и ору­дий. Изыматься могут лишь свободно лежащие в области повреждений ино­родные тела, которые подлежат переда­че следователю.

В случаях обнаружения трупа неизвест­ного лица врачом-специалистом устанавливаются и вносятся в протокол дополни­тельные сведения об одежде и трупе. При осмотре одежды описываются индивиду­альные ее признаки и детали, монограм­мы, фирменные ярлыки, штампы, номера и размеры, бирки и метки прачечных и пр. Необходимо обращать внимание на соот­ветствие одежды общим габаритам трупа. Подробно приводится описание различ­ных украшений и надписей. При осмотра трупа составляется словесный портрет, который отражает форму головы, лица, цвет волос, глаз, бровей, размеры и форму носа, состояние мягких и твердых тканей зубочелюстной системы (наличие зубов, их цвет, степень стертости жевательной по­верхности, пороки развития, деструктив­ные процессы, механические поврежде­ния, коронки, протезы). Отмечают характерные приметы, их расположение (та­туировки, следы операций, повреждений, ампутаций, физические недостатки, пороки развития), профессиональные особенности.

Выявление следов-наложений биологического происхождения (кровь, сперма, слюна, пот, волосы и др.), их изучение в целях реконструкции события, фиксация и изъятие для последующей экспертизы - одна из важнейших задач при выполнении первоначальных следственных действий.

Обязательному осмотру подвергаются предметы одежды подозреваемого в совер­шении преступления; обращают внимание на швы, карманы, обшлага, петли, пуго­вицы одежды, поверхность и подошву обуви.

В случаях, когда при тщательном визуальном осмотре обнаружение крови затруд­нено, рекомендуется применение ориентировочных (предварительных) методов диаг­ностики, детально описанных в практических руководствах по судебной медицине.

С осмотром трупа на месте происшествия следователю приходится сталкиваться при производстве расследования по различным категориям дел (бандитизм, убийство, самоубийство, дорожное происшествие, пожары и т. п.).

Труп человека является центральным объектом места происшествия. Осмотр трупа по закону должен производиться следователем с участием специалиста - судебного медика, а при невозможности его участия - иного врача. Однако участие последнего в осмотре не должно отражаться на роли следователя, который и в этом случае остается руководителем осмотра. Врач, выполняя функции консультанта по специальным вопросам судебной медицины, работает по плану и под руководством следователя; его присутствие не освобождает следователя от обязанности лично произвести осмотр.

Осмотр трупа должен производиться непосредственно на месте его обнаружения , так как в противном случае нарушается связь между элементами места происшествия и, в частности, между обстановкой, в которой он был обнаружен, и позой трупа, трупными явлениями и иными признаками.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

После осмотра (в необходимых случаях и ) труп направляется на судебно-медицинское исследование в соответствующее экспертное учреждение, где в присутствии следователя производится его повторный наружный осмотр уже на секционном столе.

И труп, и предметы, и документы, обнаруженные на месте происшествия, должны осматриваться в комплексе с остальными объектами. Немедленный осмотр предметов и документов по месту обнаружения гарантирует своевременную фиксацию их свойств, признаков и состояния. Из этого общего правила допустимы исключения лишь в случаях, когда отсутствуют надлежащие условия для осмотра.

Тактические особенности осмотра трупа

Осмотр трупа на месте его обнаружения состоит из двух стадий - общего и детального осмотра трупа. Ход и результаты осмотра отражаются в протоколе осмотра места происшествия.

При осмотре трупа обязательно исследуются:

    1. Поза трупа и его положение на месте происшествия.
    2. Внешний вид одежды трупа.
    3. Орудия причинения смерти.
    4. трупа.
    5. Одежда трупа.
    6. Тело трупа.
    7. Предметы, обнаруженные в карманах и других частях одежды трупа.

1) Поза трупа и его положение на месте происшествия.

Общий осмотр трупа начинается с фиксации места его нахождения, положения, общего вида и позы трупа, т.е. расположения его частей относительно друг друга. Положение и поза трупа важны для формирования версий о механизме происшествия.

Положение, т.е. расположение трупа описывается относительно ближайших неподвижных объектов - входа, окон, стен, полотна железной дороги, деревьям и пр. Если трупу придана неестественная поза, в которой он удерживается какими-либо приспособлениями, то эти приспособления также должны быть тщательно осмотрены и описаны.

О перемещении трупа на месте происшествия (смене его позы) против первоначальных могут свидетельствовать прежде всего расположение и характер трупных пятен. Наблюдениями и опытами установлено, что трупные пятна при этом могут исчезать и образовываться на других частях трупа только в течение первых 6-8 часов после смерти. По истечении 10-12 часов трупные пятна уже не исчезают, а лишь частично смещаются, к концу же первых суток после смерти они уже не изменяют своего расположения.

Предметы, на которых лежит труп, отпечатываются на нем в виде бледных пятен или рельефных следов в результате сдавливания сосудов, которое и препятствует натеку крови. Поэтому на таких участках трупа отсутствуют трупные пятна. При этом следует учитывать, что подобные отпечатки могут оставлять на коже трупа и предметы, находящиеся в карманах его одежды, - портсигар, ключи и пр. Необходимо также внимательно исследовать ложе трупа, т.е. поверхность пола, грунта, предметов, на которой он лежит, и сопоставить обнаруженные на коже трупа оттиски с этими предметами. В том случае, если между формой найденных на ложе предметов и очертаниями следов на трупе имеются различия, это может свидетельствовать о его перемещении. Признаком изменения позы трупа является нарушенное трупное окоченение, а также некоторые другие следы на теле: кожные ссадины посмертного происхождения, кровяные полосы и т. п.

2) Внешний вид одежды трупа.

Играет существенную роль для установления механизма происшествия (например, состояние одежды потерпевшей по делам об изнасиловании с последующим убийством).

3) Орудия причинения смерти.

Осматриваются лишь в случаях, когда они находятся непосредственно на трупе, например, затянутая на шее петля.

Когда орудие причинения смерти механически соединено с трупом (петля на шее трупа, кинжал, торчащий из груди трупа, и пр.), оно осматривается до раздевания трупа и осмотра одежды, с тем чтобы при этих действиях расположенность и состояние орудия не были нарушены. Развязывать петли и узлы нельзя. Сохранять узлы рекомендуется, разрезая с этой целью материал петли в отдаленном от узла месте и затем - после снятия петли с трупа - соединяя и скрепляя концы друг с другом.

4) Ложе трупа.

После осмотра внешнего состояния одежды, фиксации положения и позы трупа следует осмотреть ложе трупа. С этой целью его следует приподнять и отнести в сторону. Труп нельзя волочить или переворачивать, так как предметы, находящиеся под ним, могут иметь существенное значение для дела и, как уже указывалось, позволить сделать вывод о перемещении трупа и изменении его позы.

5) Одежда трупа.

После внешнего осмотра одежды трупа его раздевают. Каждая часть одежды осматривается в отдельности и в совокупности с другими частями. При осмотре одежды выясняется:

    • соответствует ли она размерам трупа,
    • все ли части одежды налицо,
    • какие предметы находятся в карманах и других частях одежды,
    • какие помарки и пятна имеются на ней (размеры и расположение этих пятен, степень пропитанности ткани, цвет пятен, влажность),
    • повреждения (характер повреждений, их размер, форма, специфические признаки, указывающие на происхождение, место и взаиморасположение),
    • есть ли на одежде метки и какие именно,
    • имеет ли одежда запах,
    • соответствие качества верхней и нижней одежды.

6) Тело трупа.

Осматривается по частям в той последовательности, которая представляется наиболее целесообразной. Устанавливаются:

    • пол, возраст, рост, цвет , глаз умершего;
    • характер, степень и локализация трупных явлений и повреждений (их происхождение определяется лишь при судебно-медицинском исследовании трупа);
    • состояние зубного аппарата, наличие выделений и т. п.

Необходимо сопоставлять повреждения на теле и одежде с точки зрения их соразмерности и соответствия.

7) Предметы, обнаруженные в карманах и других частях одежды трупа.

Могут быть осмотрены как вместе с одеждой, так и после осмотра тела; при этом фиксируются характер, размеры, форма предметов, их состояние и расположение на трупе.

Особенно детально указываются признаки внешности и одежды трупа потерпевшего, которого не установлена. В этих случаях по окончании осмотра труп обязательно дактилоскопируется и затем, после придании лицу прижизненного вида ("туалет" трупа), фотографируется по правилам сигналетической съемки.

Если возникает необходимость повторно осмотреть труп после его захоронения или подвергнуть его повторной судебно-медицинской экспертизе, производится эксгумация, т.е. извлечение трупа из места захоронения, о производстве эксгумации следователь выносит специальное постановление.

Эксгумация производится в присутствии следователя, понятых и специалиста - судебного медика. Сначала фиксируется общий вид места захоронения гроба или трупа, затем осматриваются гроб, находящийся в нем труп и; его одежда. При этом важно, чтобы в протоколе нашли отражение те фактические данные, которые позволяют сделать вывод о личности человека, чей труп был эксгумирован.

Все живое рано или поздно умирает, и даже ваш придуманный герой. Это может остаться за кадром, а может стать актуальной потребностью ввиду сюжетных поворотов. Однако у любого фикрайтера есть шанс превратить смерть в трагифарс, не сделав эпизод достаточно серьезным. Поэтому давайте поговорим о смерти и о способах описания ее. Строго говоря, смерть описывают либо физиологически точно (с открытыми внутренностями), либо пытаясь раскрыть экзистенциальный потенциал персонажа. «Экзистенция», если говорить совсем просто - смысл жизни, то, ради чего вы холили и лелеяли своего придуманного героя, то, зачем вообще существует текст с ним. Что вы вообще хотели сказать своим текстом? Для чего вы решили убить в нем кого-то? Смерть также бывает сюжетно необходима, а бывает и бессмысленной. Смерть делает бессмысленной только лень автора. Подчеркнутая глупость ситуации, в которой умирает персонаж - очень хороший ход, чтобы показать хрупкость жизни и жестокость судьбы. Однако если не прописать сцену детально, читатель засчитает вам «слив», не проникшись ситуацией. Для того, чтобы определить, как вы будете убивать своего персонажа, определитесь с аудиторией. Насколько она готова читать физиологические подробности, насколько готова выдержать страдания разума и души умирающего. Есть люди, которые не выносят упоминаний любых несчастий, и писать для них сцену смерти - только наживать себе врагов. Когда вы поймете, кто будет аудиторией для вашей истории - хардкорные трагики, пессимистичные и беспринципные… нехорошие люди, либо те, кто носят розовые очки и идут по жизни, смеясь - тогда и только тогда принимайтесь за дело. Встаньте на место читателя и взгляните на текст его глазами, пишите такую смерть, какую он посчитает приемлемой или красивой. А можете наоборот наплевать на чувства аудитории и рискнуть с рейтингом NC-21.

Важные детали, которые вы должны знать о любой смерти.

Первое: она необратима. Это кажется банальностью, но об этом часто забывают писатели фэнтези-текстов, где у персонажа есть возможности воскреснуть. Никогда и ни одно существо, будь оно бессмертным и неуязвимым, не сможет привыкнуть к смерти. Возможно, каждый раз герой будет терять часть себя, переживать смерть как необратимое событие и не понимать, как он все еще топчет землю. Смерть всегда будет неприятна и восприниматься как что-то конечное. Так устроена психика всех сложных живых существ. На фоне этой правды любые тексты с хардкорными персонажами, которые гибнут и воскресают, не заботясь о числе смертей - просто опусы школьника, который переиграл в контру. Только компьютерные игры без сюжета и с ускоренной динамикой боя так нивелируют смерть. Строго говоря, там даже смерти нет, просто тычок в спину и возвращение к чекпоинту. Второе: смерть всегда трагична. Нельзя описать смешную смерть, даже если в вашем фанфике умирает главный злодей, а главный герой в белом плаще мстит ему за все грехи. С точки зрения героя убийство злодея не будет смешным ни разу. И никакому самому прожженному злодею не захочется умирать. В свою очередь, герою придется убедить злодея-таки умереть, причем силовыми методами. Но, добившись своего, герой не сможет смеяться. Исключение - безумие, когда у одной из сторон поехала крыша, и тогда все кажется смешным. Но, как говорится, хоть я и смеюсь, моя душа плачет. Этот пункт связан с неотвратимостью смерти. То, что предельно конечно и невозвратно, вызывает у человека ужас, это свойство психики живого, даже если внешние признаки будут говорить об обратном. Третье: умирающий человек неразговорчив. Если человек долго и нудно говорит, он не умирает. Поэтому не переборщите с монологами умирающих. Куда лучше и реалистичнее выглядят хрипы, стоны, застывшее слова на губах, а также пустой взгляд и отсутствующее выражение лица. Это связано с тем, что для эмоций и сильных реакций нужны силы. Организм, умирая, стремится потратить их на более насущные вещи: закупорить раны, поддержать давление крови, заставить легкие расшириться и сжаться, чтобы получить кислород. Кроме того, львиная доля сил уходит на панику, если персонаж переживает насильственную смерть (например, от удушения). При удушении, кстати, говорить вообще невозможно, потому что передавлена гортань и голосовые связки, а при грамотном убийстве воздух прекращает поступать практически мгновенно, отчего лицо человека начинает напоминать цветом сливу. Четвертое: почитайте справочники и учебники патологоанатомов, чтобы хорошо описать последствия смерти. При разных условиях труп может выглядеть по-разному. Даже у обгоревшего человека есть разные повреждения, каждый умерший таким способом уникален. У некоторых лопаются глаза от жара, у кого-то случается шок до того, как тело начинает действительно гореть, и человек умирает от сердечного приступа. Раны от ножа тоже дают странные смерти, неоднозначно выглядят люди, умершие от рака. Прежде чем взяться за труд, придется серьезно полистать медицинский справочник, сконструировать возможные механизмы защиты и борьбы организма (например, при удушении - асфиксии - человек может раздирать себе грудь и горло, чтобы обнажить гортань и дать себе доступ к воздуху). Не стоит забывать, что окружающим не нравятся предсмертные состояния себе подобных, поэтому умирающему будут пытаться помочь. Кто-то может оттянуть неизбежную смерть, кто-то может ускорить развязку, просто убив страдальца. Поэтому не стесняйтесь в своих текстах вызывать скорую, привлекать прохожих, которые не знают, что делать, а также жестких людей, готовых пристрелить любого несчастного как собаку. Все зависит от контекста фика. Однако случаи, когда из толпы зевак на помощь умирающему прилетает врач на белом коне и с короной реаниматолога, занесены в красную книгу, так что добавлять их в текст не стоит. Вам никто не поверит, даже если вы пишете слэш. Пятое: вероятность смерти. У каждого фактора смерти есть своя вероятность. Например, в современном мире куда вероятнее погибнуть под колесами автомобиля, чем попасть в авиакатастрофу. Еще вероятнее получить травму от упавшего кирпича с крыши, удара тока, умереть от алкогольной горячки. Последнее почему-то забывается, хотя количество смертей от этого фактора достаточно - десятки людей ежедневно. Однако во многих текстах герои хлещут алкоголь, как воду, а потом просыпаются с легким похмельем и дальше строят свою личную жизнь. Вероятность смерти определяет ее типичность или экзотичность. Слишком экзотичная смерть отпугивает читателя и мешает ему сопереживать умирающему персонажу. Чем ближе к реальной ситуации смерть, тем легче в нее поверит читатель. Самая банальная и правдивая, а также близкая смерть - это от старости. Отказ органов, инфаркт, инсульт, кома. Эти вещи случаются каждый день, и в мире мало людей, у кого родственник не умирал каким-то простым и логичным способом. Эта простота и логичность подкупает читателя сразу, потому что он соотносит текст со своей жизнью. Однако слишком простая и банальная смерть может отвратить эскапистов - людей, которые бегут от реальности и «серости». Изучите свою аудиторию, чтобы понять, какая тактика нужна. Не стесняйтесь убивать персонажей посредством смертельных заболеваний, эпидемий и инфекций. Некоторые из них позволяют построить из цивильного общества настоящий зомби-апокалипсис, что всегда выглядит свежо. Человек легко умирает от обезвоживания, отравившись загрязненной водой, хорошо умирает от гриппа, отека Квинке, если у него аллергия на арахис, а он ест бутерброд с арахисовым маслом. Чтобы осознать прелесть случайных и нелепых смертей, можно на досуге посмотреть все части «Пункта назначения», где механизм смерти становится самоцелью сюжета. Излишне напоминать, что слишком сильная боль, потеря значительной части крови, а также повреждение жизненно важных органов (мозг, сердце, печень, легкие, желудок, кишечник и т.д.) приводят к смерти в 90% случаев. Внутреннее кровотечение, нарушение целостности кишечника или желудка приводят к необратимым последствиям и скорой смерти. Если вам приходилось читать книги о войне и смотреть документальные фильмы, то вы могли заметить, что некоторые люди после того, как им оторвало половину тела, живут несколько часов. Однако они никогда не выживают. Строго говоря, возможности выжить после смертельных ран у каждого человека индивидуальны, как индивидуален иммунитет и порог боли. Однако не стоит делать из своего героя супермена: живучие ребята - скорее ошибка эволюции, чем закономерность. Старайтесь не продлевать мучения персонажа: это не понравится ни ему, ни читателю. Если вы хотите яркий пример физиологически подробных смертей - почитайте книги Ремарка о войне. Там есть и руки с ногами, застрявшие в железной сетке окопов, и крошечные дырки во лбу, и голодная смерть. После этой школы вы сможете описать любую жуткую смерть, причем без лишнего пафоса. Экзистенциальный вид смерти предполагает поиск смысла жизни, когда герой умирает. Каждый перед смертью хотя бы секунду задумывается, как он жил. У некоторых начинается неконтролируемая истерика, когда приходит осознание, что жизнь прожита, и ничего в будущем человека не ждет. Жалость к себе, животные инстинкты и сложные психологические проблемы устраивают в голове человека ад, который интересно описывать и интересно читать. Есть целая прослойка людей, которым не интересно, почему и как герой теряет очередной литр крови, им интересно, что он чувствует и думает в последние минуты. В сущности, то, что думает герой, умирая, это и есть он сам. Последние вспышки эмоций, реакции и поведение говорят о человеке все, что хотел бы сказать автор. Но любая смерть, как и любая жизнь, бессмысленна. С этим разум умирающего справиться, зачастую, не может, поэтому у писателя есть огромный шанс для полета фантазии. Разум человека настолько сложная штука, что перед смертью человек может думать, о чем угодно. Начиная с того, что умирающий будет прикидывать, а не покрасить ли ему потолок, и заканчивая размышлениями о красоте неба или лица любимой. Шестое: во все времена человечество стремилось игнорировать смерть во всех ее формах. Для этого придуманы все религии, создана львиная часть идеологий, это входит в механизмы реабилитации психики после того, как человек сталкивается со смертью. Нередко в практике психиатрических лечебниц встречаются больные, которые наотрез отказываются верить в смерть близкого человека. Некоторые формы шизофрении позволяют видеть и ощущать умершего, как видеть и ощущать никогда не существовавшего человека. Еще одним защитным механизмом психики является черный юмор или «юмор висельника». Человек, шутя на тему смерти, не смеется. Это горькая ирония, которая позволяет ему пережить некоторые события в реальности, на которые он не может повлиять. Чаще всего черный юмор связан с профессиональными травмами. Патологоанатомы и полицейские, к примеру, каждый день видят трупы, причем в самых разнообразных форматах. Расчлененка, сожженные тела детей, раздавленные до состояния «мешок с костями» люди способны вызвать сильные реакции первые несколько раз. Потом это становится привычным, как плохая погода или пробки по дороге домой. Это не значит, что человек стал легко относиться к смерти, просто паника, отвращение, чувство уязвимости и сопричастности давно покоятся на дне души. А если есть алкоголь, хорошее хобби или врожденная апатия, то естественные реакции на смерть могут быть на «паузе» достаточно долго. Этот пункт не опровергает тезиса, что ни одна смерть не может быть смешной. На факторы принятия смерти влияет очень многое, но человек сам по себе не может легко воспринимать смерть. Он может о ней на время забыть, может отвлечься, может не думать о произошедшем, как о смерти. Чем проще устроен интеллект человека, тем меньше он находит времени на то, чтобы осознать смерть и поверить в нее. Некоторые отрицают смерть до последнего, пока она не придет за ними. Такая корреляция связана с механизмом размножения животных: чем меньше животное боится рисковать, тем успешнее распространяет свои гены по ареалу. Глупые люди успешнее и бесстрашнее и в любви, в смерти, это досталось нам от обезьяноподобных предков. Кроме того, разум человека устроен так, что придумывает любое объяснение необъяснимому, чтобы сохранить индивидуальную картину мира. Первые культы были посвящены природным явлениям, и, конечно же, смерти, как самому важному этапу любой жизни. И так как люди не понимали скрытых процессов организма, не понимали, что организм - суть машина с вероятностью множества поломок, многие столетия смерть воспринималась как нечто живое, персонифицированное, некое божество, дух, нечистая сила. Смерть долгое время не была процессом, а была существом, либо явлением другого существа - могучего, всезнающего, держащего в руках нити судеб, то есть, бога. Это не могло не привести к мысли, что если жизнь кто-то может дать или забрать, то смерть можно обмануть, можно стать бессмертным полностью, либо частично. Отсюда концепция Рая и Ада, отсюда вера в загробную жизнь, которой по факту нет, но без знания о которой человек не сможет смириться с собственной смертью и смертью близких. На восприятие смерти сильно влияют идеи, которые господствуют в обществе. Человек, рожденный вокруг этих идей, встраивает их в свои психику и воспринимает как последнюю истину. Это нужно для того, чтобы органично вписаться в общество и говорить на одном языке с ним. Социализация на все 100% влияет на восприятие смерти. Если общество переживает войны и катастрофы, смерть становится обыденностью, однако на время. Однажды наступает момент, когда человек, годами игнорирующий трупы под своими ногами, начинает впадать в истерику из-за умершего щенка. Игнорирование смерти - ограниченный во времени механизм самозащиты психики, который позволяет продержаться человеку какое-то время, чтобы успеть уйти, приспособиться к враждебной среде, найти способ смириться с высокой вероятностью собственной смерти. Поэтому вспышки эпидемий, войны и прочие несущие смерть факторы совпадали с дикой религиозностью общества. Если не можешь повлиять на спасение собственного тела, придумай, что у тела есть душа, и уж ей точно нельзя навредить, убить окончательно. То есть, смерти нет. Ввиду некоторых комментариев к статье разверну эту мысль подробнее, чтобы ответить на ключевые возражения и вопросы. Почему некоторые африканские племена «спокойно» едят человечину? Наверное, они спокойно относятся к смерти? В общем-то, они едят не человечину, а личность своего врага. Поедание врага для многих племен имело сакральный смысл, этому предшествовал целый ритуал, направленный на перенесение свойств врага в сущность победителя. Некоторые людоеды ели врагов, чтобы они не являлись как злые духи, некоторые ели, чтобы позаимствовать удачу и силу. Но никто не относился к поедаемому человеку как к человеку, как к живому существу вообще. Это предмет культа, как просфора - литургический хлеб, который едят, «вкушая плоть Иисуса» во время богослужения. Поэтому нельзя сказать, что древние племена Африки спокойно относились к убийству и поеданию человека - это было священное таинство, которое не понятно обществам с более сложной структурой организации. Человек, помещенный в такое первобытное общество, не считается убийцей, пока соблюдает табу своего культа и требования своего племени. Эти правила призваны отодвинуть восприятие смерти бесконечно далеко. Считайте, что дикарю чудится, что вместо людей он ест пирожные, и никакими силами не объяснить ему, что он делает что-то не так. Однако дикарь не смеется над смертью, не воспринимает ее как шутку, и когда смерть коснется его, вряд ли испытает приступ радости и веселья. Еще один пример - убийство по неосторожности. Очень похоже на поведение диких племен. Человек в гневе хочет уничтожить личность, которая доводит его до белого каления, хочет, чтобы его враг заткнулся и перестал что-то делать. Но не думает о его смерти в физическом плане, только в идейном. Если удастся через унижение или общественный ресурс убить личность, то человек не пойдет на физическое убийство. Поэтому такое поведение тоже не считается «легким отношением к смерти». «Я убью тебя, если отчет не будет на моем столе завтра!» - орет ваш босс, но это не значит, что он реально размозжит вам голову. Он просто хочет придушить вашу личность, вот и все. Человек может быть бесконечно далек от смерти и не способен осознать ее, если у него есть закрепляющие этот игнор общественные нормы и обстоятельства. Примером являются многочисленные истории, связанные со служащими концентрационных лагерей. Подавляющее большинство тех, кто сжигал евреев, собирал их одежду и волосы, не осознавали, что убивают людей. Это трудно понять, но это так. Те, кто служил в концлагерях, просто выполняли работу, просто следовали служебной дисциплине, просто служили своему обществу. Они не задумывались, зачем они так поступают с людьми, потому что руководство страны сказало им, что евреи - не люди. Потому что евреи вышли за рамки закона, потеряли легитимность, а немецкий народ очень дорожит таким понятием, как легитимность и соблюдение правил. Еще Отто фон Бисмарк насадил в обществе и собственной армии порядки, когда приказы не обсуждаются, вся жизнь подчинена армейской дисциплине, и, если ее не соблюдать, общество быстро выкинет тебя за свои пределы, где одному не выжить. Если хочешь счастливо жить - соблюдай закон и следуй за партией. Именно отсутствие дискуссий в обществе, отсутствие критики властей становятся основой для тоталитарных государств, которые не позволяют любой человеческой единице иметь какое-либо мнение. Когда некоторые немцы пытались сохранить жизни евреям, которых знали, их подвергали жесточайшему прессингу: нельзя было найти работу, выбить карточки на еду (а еду выдавали по талонам с 1939 года, так же, как в СССР), их детей обижали и мучили в школе. Некоторых помещали в концлагерь как врагов народа. Жизнь становилась адом, если ты не шел по пути, что избрала партия. Под постоянным прессингом психика человека выстраивает бесконечные барьеры и фильтры, сердце черствеет при виде любого горя. Ситуацию усугубляли удачные решения производственных вопросов. Например, евреев не заставляли убивать голыми руками, а расстреливали или травили газом. Это означает, что человека, исполняющего убийство, помещали на максимальное расстояние от жертвы, чтобы он не мог осознать, что лишает кого-то жизни. «Нажми на кнопку - получишь результат». Конечно, среди нацистов было немало садистов, и прессинг авторитарного общества вытаскивал из глубин человеческого сознания чудовищ, которые долго спали. Но факт остается фактом: отношение к смерти неоднозначно, формируется под давлением общества и зависит от уровня интеллектуального развития индивидуума. При описании реакций на смерть стоит учитывать и психологические барьеры, и давление общества, и религиозные культы, и наличие/отсутствие достаточного количества пищи и воды. Чем враждебнее среда, куда помещен человек, тем легче он становится дикарем и легче относится к смерти. Однако это временный эффект. Как только человек придет к состоянию сытости и безопасности, осознание, что он причинил кому-то смерть, вернется. Если нет жесткого авторитета, культурных скреп и индульгенции, которые могли бы легитимировать убийство другого человека, то убийца может сойти с ума от собственной жестокости. Подводя итог, можно сказать, что смерть описывается двумя способами: динамический - через глаголы, жесткие последовательные события и действия персонажей, и созерцательный - через описания и размышления, когда ситуация и действия не важны, а главная роль отведена последним чувствам и мыслям потенциального мертвеца. Глаголы делают ситуацию простой, не отягощают лишними оттенками события, что многим нравится, потому что через героя можно просто переступить и забыть. Прилагательные, причастия и деепричастия точнее конструируют застывшую сцену, в которой выбранный герой испускает дух. Некоторым нужно именно смотреть на эту картину часами, поэтому чем длиннее описания, тем сильнее удовольствие читателя. Насильственная смерть - это почти всегда экшен, поскольку происходит борьба между убийцей и жертвой. Вы сами можете определить, как долго жертва будет сопротивляться, увенчаются ли успехом ее старания, насколько жестокой будет ее смерть. Главное помните: если вы описываете сцену борьбы перед смертью, то важно сохранить логику и последовательность действий, как в драке. Смерть от болезни лучше описывать в созерцательном ключе. Если насильственная смерть мгновенна, время сжато, как пружина, то смерть от болезни растянута, важен процесс угасания жизни. Неплохо бы описать, что больному становится то лучше, то хуже. Какого рода боль он испытывает, какие системы жизнеобеспечения его организма отказывают. Здесь важен процесс затяжного страдания, и самый шик описать его так, чтобы читатель хотел смерти героя из жалости. Правда, есть болезни, когда человек «сгорает» за несколько часов. Их можно описать скупо, без подробностей, обходясь основными симптомами. У вашего героя всегда есть возможность умереть быстро, да так, что он сам этого не почувствует и не узнает. В этом случае очень трудно заполнить сцену деталями, чтобы смерть персонажа не умещалась в одно предложение. Если вы хотите посвятить быстрой смерти героя целый абзац, то сконцентрируйтесь на условиях, при которых произошла смерть. Где было тело героя, каким деформациям оно подверглось. Например, взрывная волна накрыла вашего персонажа, какой-нибудь кусок здания упал на героя, мгновенно смяв его грудную клетку и внутренние органы. Неплохо бы добавить реакции окружения: кто увидел его смерть, как отнесся (закричал, наблевал, равнодушно посмотрел, тупо уставился и т.д.). Можно подробно описать, как и откуда падало тело вашего героя, какую форму приняло, как лежали конечности, были ли целы зубы и т.д. Можно добавить маленькую интересную деталь рода: тело все раздавило, но лицо осталось нетронутым; сохранилась лишь правая рука, на которой поблескивал перстень; тело лежало удивительно прямо, мертвый казался живым, только уснувшим и т.д. Последний абзац посвящу самоубийцам. Сразу скажу, что в 90% случаев человеку практически невозможно решиться убить себя. Однако оставшиеся 10% могут сделать из этого поступка культ, который все-таки влияет на впечатлительные души. Некоторые люди, склонные к эскапизму, лучше покончат с собой, чем решат какие-либо проблемы. В честь таких людей Роскомнадзор ввел жесткий мониторинг СМИ и некоторых сайтов, чтобы пресечь описания самоубийств и культивацию их. Поэтому я искренне не советую заниматься описанием самоубийства, чтобы ваш текст модераторам не пришлось удалять. Если же сюжету необходимо самоубийство, то лучше описать его в негативном ключе, как какой-то мерзкий поступок. Это позволит не нести бремя ответственности, потому что вы старались сделать уход из жизни максимально непривлекательным внешне, и маловероятно, что кто-то воспылал идеей умереть. Это только кажется, что ваши корявые (или прекрасные) описания не могут навредить. Почти всегда поощрение самоубийства приводит к самоубийству. Вы можете не знать человека, но быть виноватым. В связи с чем советую писать о таких эпизодах скупо, рвано, лучше витиевато, без конкретно перечисленных лекарств, технологии потрошения животов и вен, а также без инструкции, как выбрать многоэтажку. Не стоит описывать самоубийство в ключе свободы, полета, чудесных снов и ощущений. Лучше сделать наоборот, тем более, что это правда в 90% случаев. Выпавший из окна человек может не умереть, но зато получит многочисленные и крайне болезненные переломы. От принятых веществ человека может рвать, может болеть живот, быть судороги, которые доставляют самые настоящие мучения. Если говорить о причинах, почему люди уходят из жизни добровольно, то есть три аспекта. Первый - это слабость. Второй - это глупость. Третий - не доставить врагам радости. Камикадзе, а также истинные самураи, готовые вспороть брюхо по первому требованию дайме, поступают так не потому, что жаждут умереть, а потому, что, если не умрут, их жизнь, а также жизнь их семьи, их потомков станет адом. Японское общество создало такой жесткий моральный кодекс, что человеческая жизнь в рамках него стала ничем (сегодня это не так, они превозносят жизнь). Культивация чести и смерть за честь - искусственный отбор внутри жесткого архаичного и иерархического общества. Это метод поддержания дисциплины, чтобы никому в голову не пришло оспаривать иерархию или приказы вышестоящих. Когда ты не вписываешься в иерархию, споришь с авторитетами и сомневаешься в их высказываниях и приказах, ты должен умереть. А не вписываются в иерархию из-за сделанных ошибок, будь это проигрыш в войне или резкое слово, сказанное императору. Ошибки могут быть ерундой, но те, кто стоят выше тебя, не прощают, поскольку чем жестче система, тем тверже должна быть дисциплина, чтобы удержать прессинг. Ослабишь хватку - потеряешь власть и голову. И вот у самурая стоит выбор: либо самому по-хорошему себя прирезать, либо дождаться, когда убьют как собаку в подворотне, потому что человеку вне иерархии отказывают в существовании и принадлежности к людям. При этом в ритуале сиппуку, например, над самоубийцей возносят меч, чтобы в случае чего снести голову, если самоубийца передумает. Любое тоталитарное общество не воспринимает ценность человеческой жизни и считает, что может распоряжаться каждой живой единицей, как угодно. Если единица так не считает, ее убивают с пытками и позором в назидании другим. Из этой ситуации складывается парадоксальная логика: если умереть все равно придется, то хотя бы с честью. Правда, честь ничего не стоит, если человек мертв. Слабость и глупость - части одного процесса, когда живой организм перестает бороться за свою жизнь. Антилопа умирает тогда и только тогда, когда сдается и позволяет льву впиться когтями в спину и прокусить ей шею. Когда она бежит от льва, то испытывает дикий стресс, который может отключать мозг, заставляет принимать неверные решения, которые приводят к победе хищника. Усталость и стресс заставляют бежать медленнее и, в конце концов, сдаться смерти. Этот механизм актуален и для человека. И хоть на нас никто не охотится, очень трудно выживать изо дня в день. Стресс на работе, прессинг в школе и университете, отторжение сверстников, родителей, любимых людей - все это сказывается на психике, которая может решить, что слишком устала поддерживать организм в режиме выживания. Иногда такой проигрыш происходит и на физиологическом уровне: перестает выделяться гормон радости, постоянная слабость не позволяет работать и бороться, и человек в конце концов хочет освободить свою психику от прессинга, освободиться от проблем, просто избежав их. И выбирает умереть. Кроме того, если у человека нет экзистенции, смысла жизни, то повторяющаяся изо дня в день борьба кажется бессмысленной и изнурительной. Борьбу не прекратить, награды в конце пути не будет, тогда зачем? Обычно эту ситуацию называют «кризисом среднего возраста». Однако природа заложила в человека механизм вечной борьбы за жизнь, и поэтому отказ от борьбы можно расценивать как слабость и глупость. Это все, что я могу сказать про самоубийство. И помните про Роскомнадзор. Надеюсь, текст был вам полезен.



Похожие статьи