Как сделать провальный проект успешным? Самые дорогие и самые провальные проекты мира.

25.09.2019

Представляем вам перечень дорогостоящих глобальных мировых проектов, которые провалились, несмотря на многомиллионные финансовые вливания.

Проект Мохол — копай глубже, кидай дальше

Назван в честь хорватского геофизика Мохоровичича, предположившего, что существует явная граница между земной корой и земным ядром, которое вращается отдельно от верхних слоев почвы. Этакий шарообразный подшипник, в зазоре которого может располагаться описанный фантастами затерянный мир с джунглями, динозаврами и подземными обитателями. Для проведения фундаментальных исследований вопроса было принято решение пробуриться до вожделенного слоя и произвести соответствующие замеры.

Чтобы сэкономить на процессе, бурить решили в Тихом океане недалеко от побережья Мексики, в месте, где глубина океана составляла более трех километров. Шаг вполне разумный — зачем пробивать дорогостоящим оборудованием земную твердь там, где ее можно пройти сквозь толщу воды? Тем не менее, на проект было “угрохано” около полумиллиарда американских долларов, что по меркам 60-х годов прошлого века просто умопомрачительная сумма.

Однако, пробурить океанское дно удалось всего лишь на жалкие пару сотен метров. Дальнейшее бурение не представлялось возможным из-за несовершенства используемого оборудования. Через пять лет после старта американское научное сообщество приняло решение свернуть проект ввиду безуспешности всех принимаемых попыток. Похоже, эти 180 метров оказались самыми дорогостоящими землеустроительными работами за всю историю человечества. А вы по поводу “Зенит — Арены” переживаете!

Какая боль, какая боль! Канада — СССР: 5-0!

Проведение любых международных мероприятий, будь то конкурс Евровидения или Олимпийские игры, всегда желанное событие для руководства стран-организаторов. Возможность финансовой выгоды базируется на здравой оценке собственных инфраструктурных объектов принимающей стороны и ожидаемых поступлений от туристического сектора собственной экономики. Не известно, какими исходными показателями оперировало канадское руководство в 1976 году, победив в конкурсе на проведение очередной мировой спортивной встречи, но Монреаль начал скорую подготовку к летним Олимпийским играм, вырвав это почетное право у СССР и США.

Как и полагается в таких случаях, Канада начала спешно возводить соответствующую инфраструктуру. Был заказан проект нового стадиона с инновационной раздвижной крышей, строительство которого обошлось в 135 млн. долларов. Как это и водится, к сроку стадион не был готов и все действие пришлось проводить на этом незаконченном объекте с минимальными удобствами. Полноценный ввод в эксплуатацию горе-стадиона произошло только спустя шесть лет, хотя некоторые инженерные решения так и остались неработающими, в том числе и чудо-крыша. Общие расходы на проведение Олимпиады составили пять миллиардов канадских долларов, которые были вынуты из экономики страны и выплачивались как совокупный долг аж до 2006 года, перевалив по оценкам специалистов в пересчете на текущий курс за $20 миллионов! К слову сказать, Канада на этой Олимпиаде не завоевала ни одной золотой медали.

Проект «Авангард»: Догоним и перегоним!

Любая спешка до добра не доводит. А если при этом две сверх державы пытаются во что бы то ни стало обогнать друг друга в такой наукоемкой и затратной сфере, как космос, то цена ошибки ожидаемо окажется весьма высока. Так, уступив пальму первенства в покорении космоса всего на пару месяцев СССР, США, стиснув зубы, продолжили доводить до совершенства разработку собственного ракетоносителя под названием «проект “Авангард” (англ. Vanguard).

Стремление к совершенству вылилось в целый ряд аварийных стартов, при которых ракета взрывалась в атмосфере, либо просто разваливалась на старте. Позор, длившийся несколько лет, удалось прекратить только передав проект в руки военных специалистов НАСА. За эти пару-тройку неудачных лет проект “Авангард” уже поглотил более ста миллионов долларов, нисколько не оправдав своего претенциозного названия.

Заполярная железная дорога

Для реализации любого амбициозного проекта в СССР необходимо наличие достаточного количества людского ресурса и.. пожалуй, этого достаточно. Сталинские идеологи в 1947 году замахнулись на прокладку транспортной железнодорожной магистрали, соединившей бы Северный полярный круг, Урал и Центральную Сибирь. Стройка века подразумевала умопомрачительные финансовые траты, оптимизировать которые решили за счет использования труда заключенных.

На тот момент источников подобных ресурсов хватало с избытком. Официальные цифры участников строительства озвучивают 80 тысяч человек. Ударная стройка, длившаяся шесть лет, потребовала вложений 42 миллионов рублей и так и не была завершена — в 1953 году скончался Сталин, положив конец масштабному расточительству средств и человеческих жизней. По сей день в лесах на просторах Сибири ржавеют остовы брошенных паровозов, разваливается железнодорожное ветхое полотно, рельсы которого устанавливались с нарушением всех допустимых ГОСТов отрасли — весь подвиг многострадального народа делался для галочки, эксплуатировать магистраль даже после успешного окончания строительства не представлялось возможным — большинство развязок и скруглений не выдержали бы и минимальной транспортной нагрузки, так как строились непрофессионалами без соблюдения норм проектной документации. Еще один невостребованный памятник роптанию перед тоталитарным режимом.

К еще одному фундаментальному провалу амбициозной стройки также приложилась рука Коммунистической партии Советского Союза, когда по предложению товарища Кирова в 1922 году было решено построить для парламентариев-коммунистов самое высокое здание в Москве и в мире.

Строить решили не абы где, а на месте расположенного в Москве храма Христа Спасителя, стоявшего в столице с середины девятнадцатого века. Сказано-сделано. Храм был взорван, на его месте возвели гигантский котлован под фундамент. Близкое расположение реки обусловливало постоянное подтопление обнаженного слоя земли грунтовыми водами и уже на том этапе строительства было понятно, что проект окажется провальным.

Но воду героически откачивали, не менее героически возводя многотонный фундамент будущего Дворца Съездов. До начала Великой Отечественной успели даже построить первые десять этажей гиганта. Но война внесла свои коррективы — здание было разобрано на нужды фронта. Оставшийся котлован с неумолимым постоянством затапливался водой, пока послевоенным руководством не было принято решение открыть на этом месте крупнейший в стране бассейн под открытым небом. Зимний плавательный бассейн “Москва” просуществовал до 1994 года, когда было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. За неполную пятилетку храм был реконструирован, вновь вернувшись на круги своя.

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Высокие технологии — рискованный бизнес, инвесторы, включая государство, нередко теряют на нем немалые деньги, оставляя миру горы нереализованных планов, а то и просто бесполезные руины. Старту грандиозного проекта, как правило, предшествуют дорогостоящая пиар-кампания, обсуждение на самом высоком уровне, сотни новостей. И вот проходят годы, а результатов нет.

Коллайдер под Москвой

Вступив в научную гонку с западом, СССР был вынужден, кроме космоса, тратиться на ускорители элементарных частиц, обещавших раскрыть тайны материи. Так появился проект Ускорительно-накопительного комплекса (УНК) — гигантского коллайдера с энергией пучка 3 тераэлектрон вольт. Проходку тоннеля для него начали в 1983 году под Москвой, в наукограде Протвино, где располагается Институт физики высоких энергий (ИФВЭ). Кольцо диаметром пять метров и длиной 21 километр, по которому ездил небольшой поезд с вагонетками, завершили спустя десять лет. Успели смонтировать канал инжекции, подающий пучок протонов из старого ускорителя У-70. Но то было уже в другой стране, не нашедшей денег на завершение проекта.

Все эти годы подземный тоннель находится в законсервированном состоянии. Достраивать ускоритель не имеет смысла, поскольку в Женеве функционирует более современный БАК. Некоторые участки кольца заливает грунтовыми водами, и их приходится регулярно откачивать насосами. Высказывались предложения разместить в тоннеле детектор для изучения осцилляций нейтрино, сверхпроводящий индукционный накопитель, теплицы, музей. Но на все это требуются большие деньги, так что пока гигантское кольцо заброшено и привлекает разве что диггеров.

Когда в 2011 году ИФВЭ присоединили к НИЦ "Курчатовский институт", были разговоры о реанимации протвинского кольца в рамках идеи установок мегасайенс, но продолжения не последовало.

Межпланетная станция "Фобос-грунт"

Проект космической станции "Фобос-грунт" утвердили в 1998 году, через десять лет после неудачного завершения миссии "Фобос". Тогда была потеряна связь с двумя советскими зондами, выведенными на орбиту спутника Марса — Фобоса. Главную задачу — доставить на спутник спускаемый модуль и взять образцы грунта — выполнить не удалось.

Новый "Фобос-Грунт" будет создаваться на российской элементной базе Электроника "Фобос-Грунт-2" большей частью будет отечественной. В новом проекте будет много инновационных находок, сообщил РИА Новости глава НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

Станцию "Фобос-грунт" разрабатывали специалисты из ИКИ РАН и НПО имени Лавочкина. Она представляла собой конструкцию из двигателей, перелетного и возвращаемого модулей. Задача была та же — взять образцы грунта на Фобосе и вернуть на Землю.

Новый марсианский проект шел с трудом и не раз откладывался по техническим причинам. Наконец в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года состоялся запуск. Это был первый космический межпланетный проект, реализованный после перестройки, и за стартом следила, наверное, вся страна. Аппарат успешно вышел на низкую орбиту Земли, откуда должен был направиться к Марсу, — и связь с ним прервалась. Наладить ее и передать команды модулю пытались еще несколько дней — тщетно. По официальной версии, из-за мощного космического излучения вышел из строя бортовой компьютер космической станции.

© Инфографика Падение межпланетной станции "Фобос-Грунт"


© Инфографика

"Ё-мобиль" Прохорова

Поддавшись докризисной эйфории от успеха высоких технологий, миллиардер Михаил Прохоров объявил совместно с "Яровит моторс" в 2010 году о разработке дешевого гибридного автомобиля. Инженеры хотели сделать его по-настоящему инновационным: использовать роторно-лопастной газо-бензиновый двигатель (двигатель Вигриянова), корпус из пластика, а большую часть деталей производить в России. "Чудо отечественного автопрома" назвали "ё-мобилем". Уже в сентябре 2011 году на Франкфуртском автосалоне показали концепт седана, на следующий год — кроссовера. На сайте проекта была открыта запись на покупку машины. Прохоров заявил, что первый ё-мобиль выпустят в марте 2015 года, однако в феврале 2014-го проект закрыли. Все наработки передали в НАМИ за символический 1 рубль.

Поисковик "Спутник"

Группа программистов в компании "КМ онлайн" приступила к разработке новой поисковой системы в 2006 году, широко это не афишируя. В 2010-м в СМИ просочились сведения о заинтересованности государства в создании собственного национального поисковика, а через два года было объявлено о покупке поисковика у "КМ онлайн" через одну из дочек "Ростелекома".

Гибкий дисплей "Роснано"

В 2011 году госкорпорация "Роснано" вложилась в британский стартап Plastic Logic, обещавший разработать гибкий пластиковый чип. Инновация могла перевернуть рынок школьных учебников, заменив тяжелые бумажные книги на легкий небьющийся планшет. Глава "Роснано" Анатолий Чубайс представил планшет на пластиковом чипе Владимиру Путину.

"Роснано" инвестировало в Plastic Logic 150 миллионов долларов с условием, что фирма наладит производство дисплеев в России. Завод решили строить в отечественной "Кремниевой долине", в Зеленограде, но вскоре отказались от этого по экономическим причинам. Тем временем разработка гибких чипов продолжалась, и в российских школах тестировали школьные учебники на их основе. Однако в 2015 году свернули и это направление. Чубайс уверял журналистов, что проект гибких дисплеев не закрыт, а будет реорганизован.

В 2016 году проект разделили на две части. Plastic Logic в Германии сфокусировалась на устройствах для универсальных платежных карт, вторичных экранов для смартфонов, дисплеях для гаджетов. А направление гибкой электроники продолжили в отделении FlexEnable в Великобритании.

Google поистине вездесущ, он повсюду, начиная от программного и аппаратного обеспечения и заканчивая поисковой системой, определением местоположения и публикаций заметок. Все это по мере роста и распространения интернета превратило Google в повседневное и широко используемое явление. Планшеты и смартфоны играют важную роль в предоставлении нам каждодневного и крайне привычного подключения к интернету, а сам поисковик позволяет в любую минуту обратиться к необходимой информации. Его операционная система Android менее чем за десять лет стала одной из самых используемых. Это происходит благодаря как внутренней политике компании, тесно связанной с инновационными процессами, так и с тем, что приобретение небольших многообещающих стартапов происходит настолько точно и продуманно, что можно заподозрить кого-то из работников компании во владении даром предвидения.

Google отлично ощущает тенденции будущего и доносит их до нас единственно верным способом. После появления продукции компании на наших панелях инструментов, мы задаемся вопросом, что же мы делали до его изобретения. Но подобный подход, пусть даже и помноженный на чуткое умение компании отслеживать пользовательские желания, не может постоянно «выстреливать». Подобное количество экспериментов - это слишком даже для Google.

Ко дню рождения, который Google отмечает 27 сентября, сайт расскажет о 10 провальных проектах компании. Некоторые просто не дотягивают до аналогичных продуктов, которые мы по-прежнему используем сегодня; отдельные части других появляются в той или иной форме в другой продукции компании. Фактически, на примере Google можно многое узнать об онлайн-разработках, экспериментах и инновациях, а, казалось бы, неудачи, которые многие считают ошибками, таковыми точно не являются, ведь компания преобразовала их в полезный опыт.

10. Google Lively

Google Lively - один из самых интересных примеров «отличной идеи с неправильной реализацией», потому что никто просто не слышал об этом проекте, который длился целых шесть месяцев в 2008 году. И хоть в настоящее время «Second Life» и подобные неигровые виртуальные среды не столь интересны пользователям, некоторые аспекты данной разработки в сфере социальных сетей ретроспективно встречаются во многих проектах в области так называемой «онлайн-жизни».

В Google Lively пользователи создавали аватары для взаимодействия в трехмерной среде, сочетающей узнаваемую динамику чата с архитектурой «Minecraft», а также огромные возможности для обустройства пространства. Несмотря на то, что реализован проект был не лучшим образом (частый сбой сервера и достаточное количество лагов крайне огорчали пользователей), идея была более чем интересной. Хотя мода на определенный вид коммуникации довольно часто меняется, чат-комнаты существовали с самого создания интернета как способ поддерживать связь с друзьями в реальной жизни, а также встречаться и общаться с незнакомыми людьми. Например, какое-то время назад особой популярностью пользовался ChatRoulette, в то время как недавние успехи приложений, использующих веб-камеру в видеочатах, позволяют надеяться на то, что вскоре будут созданы давно обещанные видеофоны, и мы сможем насладиться взаимодействием в реальном времени при помощи видеосвязи.

Но совсем не факт, что подобные инновации будут пользоваться популярностью. Хоть чаты и доски объявлений раньше и были основным способом общения и поддержания контактов, то сейчас их заменили социальные сети. Теперь при встрече с незнакомцем мы обмениваемся совсем другой информацией: ссылками на аккаунты в Facebook, Twitter и подобных социальных гигантах, работающих на идее «поделись существующим опытом». В то время как на заре использования всемирной сети имели смысл аналоги интернет-кафе, являющиеся заменой реальной жизни (такие как Lively, например), то сейчас мы ушли от идеи, что интернет - это лишь «место», которое мы «посещаем» и в которое стремимся сбежать из реальности. Теперь интернет - это часть нашей реальной жизни, без которой мы не представляем себя, потому как теперь всемирная сеть стала средством, а не целью.

9. Вопросы и ответы (Google Answers)

«Вопросы и ответы» - это другой Google сервис, которым теперь никто не пользуется, ведь доступен бесплатный и крайне полезный поиск Google. Хоть Yahoo!Answers, а в странах СНГ и Ответы@Mail.Ru пользуются до сих пор некоторой популярностью, но это скорее потому, что там можно найти забавные и странные ответы и комментарии, чем какую-то достоверную информацию. Когда вам нужна фактическая информация, вы переходите на веб-сайты, созданные для обсуждения конкретной области интересов. Если нужно спросить людей, которых вы знаете и которым доверяете, тогда вы идете в социальные сети. В случае с Google Answers мы опять видим устаревшую модель: универсальные ответы на любые возникающие вопросы. Ныне же мы используем усовершенствованную версию поиска информации, более четко соответствующую нашим потребностям.

Но зачем-то же это было нужно? Несколько компаний, таких как ChaCha и AskJeeves, работали на основании описанной выше стратегии: задайте любой вопрос и получите ответ. В некоторой степени это был способ заставить других людей искать что-либо для вас в Google (что, на мой взгляд, кажется совсем безумным). Но самым ошибочным, как мне кажется, стало решение капитализировать данную концепцию. Исходя из негласно принятого в сети этикета, просить кого-то искать что-то для вас – это плохой тон. Стоит ли упоминать, что строить на подобной идее бизнес – совсем уже полная глупость. Модель работы сайта, согласно которой в ходе анонимного голосования пользователи сами решали, какой из ответов является лучшим, только испортила и так неблагополучную ситуацию.

7 грандиозных проектов человечества, которые взяли и не взлетели

Историю творят мечтатели и идеалисты. Но великие свершения им удаются не чаще, чем грандиозные провалы.

Панамский канал

В 1869 году весь мир рукоплескал Фердинанду Лессепсу на открытии Суэцкого канала. Тот, недолго думая, затеял следующую великую стройку – канал Панамский, полностью проигнорировав бьющих в колокола медиков (Панама – зона желтой лихорадки) и инженеров (чертежи Фердинанда вызвали у них ужас).

Через двадцать лет Лессепса проклянут инвесторы, посадят в тюрьму и предадут анафеме. Двадцать тысяч рабочих вернутся на родину в гробах (а большинство не вернется даже в них), а слово «Панама» станет синонимом афёры и надувательства. Потому что нужно слушать профессионалов, а не авантюристов.

Титаник

Устраивать гонки через Атлантику было любимым развлечением судовладельцев на рубеже веков. В 1907 году, спустив на воду «Мавританию» и «Лузитанию», компания «Кунард Лайн» задала новые стандарты пассажирских перевозок. Ответный ход конкурентов из «Уайт Стар Лайн» впечатлял: три однотипных суперсовременных корабля! «Титаник» был самым большим, самым роскошным и самым безопасным судном того времени.

14 апреля, накануне трагедии, капитан Эдвард Смит получил от различных судов семь предупреждений об айсбергах в океане, но не сбавил скорости. После доклада об обнаружении айсберга прямо по курсу, первый офицер Уйльям Мердок полминуты раздумывал, стоит ли отворачивать от обломка льда. «Титаник» был безупречен и пал жертвой своей безупречности: кому могло прийти в голову готовиться к крушению самого непотопляемого в мире корабля?!

Линия Мажино

К 1936 году французы построили на границе с Германий четырёхсоткилометровую линию укреплений стоимостью три миллиарда франков. Теперь немцам придётся идти в обход, чтобы напасть на нас, – ликовали они! Пусть сначала Бельгию победят, – улыбался военный министр Мажино.

– Да не вопрос, – подумали немцы. Бельгия, отказавшаяся от союзнического пакта с Францией, получила молниеносную оккупацию. Линию Мажино немецкие войска обошли через Арденны на севере, после чего вышли на Монмартр и сказали «Гутен таг». Париж пал раньше, чем осознал, какие деньги закопал в землю.

Это чудо архитектуры XX века должно было стать самым высоким зданием мира и последней и главной сталинской высоткой Москвы. Для этого сначала снесли Храм Христа Спасителя, затем вырыли огромный котлован, но, увы, началась война, и стало как-то не до дворцов. Котлован не пропал зря, и москвичи ещё сорок лет купались в открытом бассейне «Москва», разумеется, самом большом в мире. Затем бассейн закопали, ну а дальше вы знаете.

Фобос-грунт

Автоматическая межпланетная станция стоимостью 5 миллиардов рублей должна была сгонять на Марс и обратно, прихватив с собой образцы марсианской почвы и проведя тучу важнейших исследований космоса по пути. Но что-то пошло не так, едва аппарат оторвался от Земли. Астрономы-любители ещё долго фотографировали беспомощную технику, кружащую на околоземной орбите. В итоге «Фобос-грунт» сгорел в плотных слоях атмосферы в январе 2012 года.

Ё-мобиль

В 2010 году российский миллиардер Михаил Прохоров заявил о скором появлении настоящего народного российского автомобиля: высокотехнологичного, красивого и, главное, дешёвого. Через два года двадцать тысяч машин стоимостью от 350 до 500 тысяч рублей должны были появиться на улицах российских городов. Но время шло, технологии менялись, прототипы ездили с трудом, а тут ещё спад авторынка и падение курса рубля. Вместо триумфальной презентации нового автомобиля, Прохоров безвозмездно передаёт всю документацию по проекту в российский автомобильный институт НАМИ. Может, хоть чертежи не пропадут зря.

Большой скачок

К началу шестидесятых Китай был огромной, но бедной сельскохозяйственной страной. Великий кормчий Мао решил одним махом превратить страну в лидера мировой экономики. Отвергнув здравые соображения и тысячелетний сельскохозяйственный опыт, компартия выдавала предписания, что, где и как сеять и сажать. Воробьёв предлагалось уничтожать (чтобы не портили посевы), а кастрюли и гантели переплавлять на нужды металлургической промышленности. Итогами стали Большой голод, гибель десятков миллионов человек, Люшаньская конференция и новая экономика Ден Сяопина. Впрочем, впоследствии Китай все-таки скакнул вперед. Просто потому, что перестал изобретать велосипед и купил учебник «Экономика для чайников». Если взглянуть на современный Китай, то учебник, без сомнения, полезный.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?


Как понять, что ваш бизнес-проект под угрозой? Как его спасти и что сделать, чтобы свести к минимуму риск неудачи? Об этом в своей книге «How to Save a Failing Project: Chaos to Control» рассказали: Ральф Янг - специалист по управлению проектами, автор четырёх книг на тему разработки технических требований; Стивен Брэйди - IT-специалист по управлению проектами и Дэннис Нэгл - инженер, программист, специалист по IT-архитектуре.

Итак, вот порция полезных антикризисных советов, которые помогут в наступающем году предпринимателям, чувствующим «слабость в бизнесе».

Почему проекты иногда проваливаются?

Не всегда бизнес-проекты завершаются удачно. Причин может быть много. Главные из них:

● Очевидно недостижимые цели.

● Неверная оценка затрат.

● Слабый контроль качества.

● Чрезмерный оптимизм и неоправданно завышенные цели проекта при планировании.

● Неэффективное управление проектами. По статистике, около 75% всех IT-проектов либо выполняются дольше запланированных сроков, либо завершаются неудачно.

● Слишком упрощённый подход к планированию. Чтобы получить нужные результаты, недостаточно просто составить график, расписать бюджет и следить за выполнением плана. Приступая к новому проекту, руководители должны описать те продукты, которые нужно создать проектной команде. Необходимо следить за тем, чтобы проект по ходу выполнения не расширялся новыми дополнениями.

«Чаще всего выполнение проекта длится в два раза дольше и обходится в два раза дороже запланированного»

Признаки того, что проект под угрозой


1. Нарушены сроки.

2. Снизилась эффективность выполнения.

3. Участилась доработка готовых продуктов.

4. Руководство связывает успех проекта с несколькими опытными сотрудниками, а не с командой в целом.

5. Темпы работы над проектом снижаются, если заказчик часто меняет требования и выдвигает новые.

6. Отсутствует запасной план действий.

7. Частые перестановки в составе команды.

Но на самом деле многие ошибки, которые угрожают проекту, можно исправить.

Методы спасения проекта

1. Оперативно корректировать недочёты

Некоторые руководители недоверчиво относятся к любой информации о проблемах проекта и неохотно обсуждают варианты решений. Однако если работа над проектом стала неудовлетворительной, проект нужно приостановить и критически оценить его план. Проекты редко идут в соответствии с планом, поэтому нужно быть готовым к тому, что при возникновении проблем придётся вносить в план изменения.

2. Сформировать у участников проекта одинаковое видение конечного результата

Причиной провала проекта может стать плохо организованный обмен информацией между участниками проекта. Особенно если они по-разному видят цели и задачи. Пример: в известной IT-компании плохая внутренняя организация стала причиной проблем в работе над проектом с бюджетом в 250 миллионов долларов. В нём участвовала основная команда и 15 вспомогательных групп. Менеджеры групп общались только со своими подчинёнными и не обменивались информацией с основной командой. Результат: компании пришлось заново планировать работу, чтобы улучшить обмен информацией и координацию между вспомогательными группами и основной командой. Проект удалось спасти благодаря тому, что у всех его участников сформировалось одинаковое видение конечного результата.

3. Определить объём работ и необходимых ресурсов

Специалисты по планированию проектов должны владеть таким методом, как структурная декомпозиция продукта (описывать не только готовый продукт, но и все промежуточные результаты, а также промежуточные итоговые продукты, предназначенные для внутреннего использования). При планировании необходимо оценить ресурсы, необходимых для каждого вида и этапа работ. Затем сделать график, включающий сроки завершения каждого вида работ, описание задействованного в проекте персонала и других ресурсов.

Следует учитывать, что:

● 1/10 часть времени, отведённого на проект, будет потрачена на предварительное планирование, а также последующее обсуждение текущих проблем и корректировок плана.

● План должен включать описание модели выполнения рабочих процессов, описание параметров каждой задачи.

● Весь объём запланированных работ нужно разбить на несколько задач, сроки выполнения которых измеряются в часах (а не в месяцах, неделях или днях).

4. Повторное выполнение задач

Некоторые задачи потребуют повторного выполнения. Однако частые доработки (особенно на заключительных стадиях) чреваты выходом за рамки бюджета и нарушением сроков.

5. Отслеживать проблемы в зачатке, на ранних стадиях

Один из «звоночков», на который нужно оперативно реагировать - ошибка в графике проектных работ. Чтобы её обнаружить, выясните, сколько времени и ресурсов на самом деле нужно сотрудникам для выполнения конкретных задач. После этого сравните полученные цифры с первоначальными расчётами. Выявление и исправление недочётов на ранних этапах проекта поможет свести к минимуму финансовый ущерб от ошибок в планировании.
К поздним признакам того, что у проекта серьёзные проблемы относят ухудшение психологического климата в команде и проявление клиентами недовольства результатами.

«Самая частая причина провала проектов - неспособность понять, чего на самом деле хочет заказчик»

Человеческий фактор, или «Кадры решают всё»


В разработке любого проекта важно правильно подобрать персонал. Ошибочные кадровые решения могут провалить даже самый продуманный план. Привлекайте в команду специалистов разного профиля, соблюдая баланс. Например, если в команде много технических специалистов, но не хватает менеджеров, ей будет сложно остаться в рамках намеченных сроков и бюджета.

«Доработки, особенно на поздних этапах проекта, становятся главной причиной нарушения сроков и перерасхода бюджета»

Как руководителю добиться слаженного взаимодействия в команде:

1. Еженедельно собирать коллектив для обсуждения хода работы, оценки эффективности командных усилий. При необходимости - для обсуждения корректировки плана проекта.

2. Если какой-то сотрудник своим поведением подрывает моральный дух команды (например, игнорирует общую для всех модель рабочих процессов), предложить ему исправиться или покинуть команду.

3. Научить членов команды признавать и исправлять свои ошибки, не скрывая и не отрицая их. Менеджеры должны личным примером показывать команде, что важно беспристрастно оценивать результаты труда и постоянного улучшения рабочих процессов.

Разделение проекта на этапы

● Итогом выполнения любой задачи должен быть материальный продукт. Например, при строительстве жилого дома такими продуктами будут чертежи, отчёты о соблюдении графика работ, а также само построенное здание. В грамотно составленном плане результаты выполнения должны выражаться в виде цифр (например, в штуках или страницах).

● Подсчитайте затраты и установить нужные стандарты качества. Разумеется, требования к качеству зависят от важности этих результатов для проекта в целом. Например, просчёты в чертежах будут иметь гораздо более серьёзные последствия, чем ошибки в написании фамилий сотрудников в протоколах совещаний.

● Неспособность точно спланировать объём проектных работ ведёт к нарушению сроков выполнения проекта. Чтобы избежать этого, составьте подробный перечень всех задач, которые нужно будет выполнить для достижения результатов проекта. Он поможет специалистам по планированию подобрать членов команды с подходящими навыками.

● Все работы по проекту можно отнести к категории либо управленческих, либо технических. Результатом станет внешний продукт для клиента и внутренний продукт для компании. Компания приступает к реализации проекта с «внутренними» ожиданиями по затратам и прибыли. У клиента же «внешние» ожидания связаны с тем, как выполнение проекта отразится на его бизнесе. Например, строительные организации, прежде чем взять в работу проект здания, обязаны согласовать его с регулирующими органами.

● Чтобы иметь полное представление о ходе выполнения работы, опишите проект в виде нескольких несложных задач, каждая из которых требует небольшого времени. Когда план состоит из нескольких подэтапов, в него легче вносить изменения. Имея точные графики, менеджеры проекта получают возможность быстро подстраиваться под требования клиентов и обосновывать затраты времени и денег.

Ведение документации и обмен информацией

● Чтобы снизить риск провала проекта, составьте мини-графики для выполнения каждого подэтапа.

● Документально оформите все рабочие процессы, выполняемые командой. Постоянно следите за точностью их выполнения. Документы с описанием процессов в дальнейшем можно использовать для инструктирования новых членов команды.

«Если не корректировать план проекта, он быстро утратит актуальность и команда останется без ориентиров в работе»

● Включите в график проекта регулярные совещания членов команды и заложите в бюджет соответствующие затраты времени сотрудников. Проводите такие совещания с самых ранних этапов проекта, чтобы наладить обмен информацией между членами команды, менеджерами и клиентами. Перед собранием просматривайте протокол предыдущей встречи, чтобы вспомнить, какие темы следует вынести на обсуждение. Протокол помогает руководителю готовиться к собранию и заранее обдумывать вопросы, которые будут выставлены на обсуждение.

● Незаметное расширение рамок проекта - одна из самых сложных проблем, возникающих в ходе его выполнения. Причиной такого расширения может быть частое внесение изменений в план работ. Чтобы избежать этого, сосредоточьтесь на главной задаче проекта и следите за тем, чтобы не отвлекаться от её выполнения.

Как снизить риск провала IT-проектов

Повысить шансы на успех у проектов по разработке IT-продуктов помогут следующие меры:

● Снижайте уровень сложности проектов.

● Откажитесь от соблюдения излишних требований.

● Выполняйте задачи согласно порядку их приоритетности.

● Тестируйте. Разработка программного обеспечения становится легче, если участники проекта точно знают, что у них есть возможность проверить работу каждого компонента программ, создаваемых в рамках проекта.

● Старайтесь не допускать, чтобы на заключительных этапах в конкретных компонентах создаваемого продукта при тестировании обнаруживались проблемы.

● Тесно взаимодействуйте с пользователями продукта, чтобы представлять, как они формулируют свои потребности. Нежелание выяснять реальные запросы пользователей коммерческого ПО - одна из самых распространенных причин провала проектов в IT-индустрии. Лучше перепроверить, все ли элементы ПО, включённые в список для разработки, действительно нужны пользователям.

● Установите стандарты качества нужно уже на самых ранних этапах выполнения работ. Распределите возможные проблемы с качеством по категориям, присваивая каждой приоритет. Наиболее важными нужно заниматься сразу.

● Разработчикам программного обеспечения важно иметь возможность оперативно выявлять и устранять ошибки в программном коде. Чем раньше обнаруживаются эти ошибки, тем ниже оказываются итоговые издержки на проект.

P.S. Ещё немного информации по теме в нашем блоге.



Похожие статьи