Итоги общественных движений 19 века. Российские общественно-политические движения XIX века

20.09.2019

ЛЕКЦИЯ 8. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ XIX ВЕКА

Т.А. ЛЕБЕДИНСКАЯ

В XIX в. в России богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. Общественная жизнь России XIX в. трудно поддается жесткой схематизации, т.к. это было время становления политических движений, поиска своего места среди общественных сил страны. Так А.И. Герцен, стоявший на позициях западников, после революций 1848 -1949 гг. в Европе разочаровался в западном общественном устройстве, сблизился со славянофилами в оценке русской общины и крестьянства, разработал теорию “русского социализма”; в период подготовки реформ 60-х годов занимал либеральные позиции, а после 1861 г. решительно поддержал революционных демократов. Невозможно дать однозначную оценку и социально-политическим взглядам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, П.Б. Струве, Г.В. Плеханова и многих других.

Тем не менее, общественно-политическое движение России XIX в. можно разделить на три основных направления: консервативно-монархическое, либеральное и революционные . Подобное деление общественных сил встречается во многих странах, но в России наблюдается чрезмерное развитие крайних течений при относительной слабости центра (либералы).

Консервативно-монархическое

движение

Консервативный лагерь российского общества XIX в. был представлен, прежде всего, правительственными кругами, особенно в годы правления Николая I, Александра III, крупными сановниками, чиновничеством, значительной частью столичного и поместного дворянства, целью которых было сохранение и укрепление самодержавно-крепостнического строя, стремление не допустить радикального реформирования общества, защитить привилегии, права дворянства. Государственной идеологией самодержавия стала “теория официальной народности” (“самодержавие, православие, народность”), разработанная в XIX в. 30-е годы министром народного просвещения С.С. Уваровым. Смысл ее заключался в совокупности трех тезисов: 1) самодержавие - опора и гарант российской государственности, ее бытия, могущества и величия; 2) православие - основа духовной жизни общества, его нравственные чистоты и устойчивости; 3) “Народность” понималось как единение народа и царя, стойкая вера в Царя - выразителя интересов народа. В 1880 - 1890-х г.г. эта теория развивалась главными идеологами неограниченного самодержавия М.Н. Катковым, К.П. Победоносцевым. Консерваторы, стоявшие на рационально-охранительных позициях, проводили политику контрреформ, боролись с инакомыслием, ужесточали цензуру, ограничивали или ликвидировали автономию университетов и т.п.

Необходимость кардинальных перемен в сфере социально-экономических отношений и государственного строя России в начале XIX века становится столь же очевидной, как и неспособность власти осуществить их. В результате часть общества, поначалу малочисленная, а затем все более значительная, становится в оппозицию власти, подвергая ее резкой критике. Более того, “образованное меньшинство” (по выражению А.И. Герцена) все настойчивее заявляло о своей готовности принять самое активное участие в преобразованиях.

В советской исторической литературе под влиянием ленинской периодизации освободительного движения начальный этап его принято относить к 1825 году - восстанию декабристов. Вне рамок освободительного движения оставлена дворянская оппозиция конца XVIII в. Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев выступившие за права граждан в справедливом и бессословном государстве. При этом, в отличие от Новикова и Фонвизина, которые не призывали к вооруженной борьбе с самодержавием, Радищев признавал любые акции граждан в защиту своих прав и свобод.

Декабристы

Первое в истории России организованное выступление против самодержавия и крепостничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности, идей французских просветителей, революционных событий в Европе а также Отечественной войны 1812 года. «Мы дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм», - писал декабрист М.И. Муравьев-Апостол. Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказали либерально-реформаторские проекты Александра I и М.М. Сперанского.

Первое тайное общество - “Союз спасения” - возникло в 1816 г. и объединяло всего 30 человек, в основном офицеров. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и абсолютной формы правления, введение конституции и гражданских свобод. В 1818 году вместо «Союза спасения» был основан “Союз благоденствия” , в нем состояло около 200 человек. Главной задачей Союз ставил воспитание в широких слоях населения прогрессивного общественного мнения, распространение “истинных правил нравственности просвещения”, активное участие в общественной жизни. Все это, в конечном счете, считали декабристы, приведет к введению конституции и уничтожению крепостного права. В начале 1820-х годов правительство Александра I отказывается от политики реформ и переходит к реакции. “Союз благоденствия” распадается. В 1821 - 1822 гг. возникло два новых общества - Северное в Петербурге и Южное на Украине.

Проекты, изложенные в “Русской правде” П.И. Пестеля (Южное общество) и “Конституции” Н.М. Муравьева (Северное общество) о будущем устройстве России, о характере правления, освобождении крестьян, земельной реформе, соотношении прав личности и полномочий государства отражали не только либеральные, но и революционные тенденции развития общественного движения этого периода. “Русская Правда” ставила перед декабристами две главные задачи. Во-первых, свергнуть самодержавие и установить республику в России (пока власть не окрепнет новый порядок, Пестель предлагал вручить власть временному верховному правительству с диктаторскими полномочиями), высшим законодательным органом предполагалось Народное вече, исполнительным - Державная дума, судебным - Верховный собор. Во-вторых, отменить крепостное право, крестьяне освободились без выкупа и получали по 10 - 12 десятин земли на семью. Земля делилась на два фонда - общественный и частный, - земли первого не могли продаваться, земли второго фонда подлежали свободной купле-продаже. Сословные привилегии отменялись, гарантировались демократические свободы, гарантировалось равенство всех народов России в единой (унитарной) республике.

“Конституция” Муравьева ставила те же вопросы, что и в “Русской Правде”, по решались они менее радикально. Вместо самодержавия конституционная монархия в федеративной форме. Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече из двух палат, а высшая исполнительная власть должна была принадлежать царю Крепостное право отменялось, крестьяне получали по 2 десятины на семью, помещичье землевладение сохранялось. 14 декабря 1825 г. члены Северного общества, воспользовавшись династическим кризисом в стране, вывели на Сенатскую площадь около трех тысяч человек. Позже на Украине выступили войска, возглавляемые членами Южного общества. Восстания были подавлены властью, которая затем жестоко расправилась с их участниками: пятерых казнили (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского, более 100 декабристов сосланы не каторгу в Сибирь на Кавказ против Горцев.

Причины поражения декабристов традиционно объясняли ленинскими словами: “Страшно далеки были они от народа”. Однако опереться на массы декабристы сознательно не хотели да и не могли рассчитывать на поддержку народа. Они опасались бессмысленного и беспощадного бунта, осознавали большой, исторически сложившийся разрыв между просвещенной частью общества и крайне отсталыми, политически неразвитыми низами. Как свидетельствовали современники, народ с одобрением воспринял поражение декабристов: “Царь победил дворян, значит, скоро будет свобода”. Предрешили поражение декабристов и отсутствие политического опыта, организационная слабость, психологическая трудность борьбы против “своих”, сравнительная малочисленность их рядов, они представляли незначительную часть своего класса и всего 0,6 % от общего числа офицеров и генералов, сплоченность консервативных сил. И, наконец, взгляды декабристов, нацеленные на либеральное развитие, опережали время, так как в России еще отсутствовали сколько-нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю. Тем не менее историческая заслуга декабристов неоспорима. Их имена и судьбы остались в памяти, а идеи в арсенале следующих поколений борцов за свободу. В литературе о декабристах существуют различные оценки: от “скопища безумцев чуждых нашей святой Руси”, “без корней в прошлом и перспектив в будущем” (консервативно-монархическая концепция) “их программные установки - продолжения реформ Александра I, а восстание 14 декабря - Взрыв отчаяния из-за доносов и угрозы репрессий” (либеральная концепция); “величие и значение декабристов как первых русских революционеров” (революционная концепция).

Наступивший после разгрома декабристов период правления Николая I А.И. Герцен назвал временем наружного рабства и “временем внутреннего освобождения". Вторая половина 30-х годов ознаменовалась, с одной стороны, спадом общественного движения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования, с другой стороны. Николаевская реакция не смогла задушить освободительное движение. Эти настроения отразил в "Философических письмах" П.Я. Чаадаев . Письма Чаадаева с их парадоксальным единством отрицания самоценности исторического прошлого России и веры в особую роль обновившейся, включенной в западный христианский мир России, сыграли важную роль в оживлении общественной жизни. Начинается новый этап в общественном движении, представленный прежде всего, либеральным движением. Либерализм - идеология и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентарного строя, демократических свобод и свободу предпринимательства.

Формирование русской либеральной идеологии происходило в двух направлениях. В 40-х годах XIX в. зарождающийся либерализм был представлен славянофильством и западничеством. Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.Н. Чичерин) признавали общность исторических судеб народов России и Запада, идеализировали Запад, его культуру, восхваляли Петра I.

Славянофилы (братья И.В. и К.В. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) идеализировали допетровскую Россию, видели реальные перспективы развития страны в самобытном, исконно русском русле: общине, православии, самодержавии с сословно-представительными учреждениями, Земским собором, местном самоуправлении, отрицательно относились к Петру I, который, по их мнению, направил Россию по чуждому пути Запада.

Несмотря на разногласия, и те, и другие отрицали революцию, предпочитая реформы сверху восстаниям снизу, выступали против крепостного права, беспредельного деспотизма самодержавия, твердо верили в великое будущее России. Объединятся в прочный оппозиционный блок либеральные и революционно-демократические силы не могли, т.к. их разделяло слишком многое: и социалистическая идея, взгляды по поводу государственного устройства будущего России.

Определенную часть образованного общества захватили революционные настроения. Это было связано, во-первых, с неудовлетворенностью ходом реформ, во-вторых, с серьезными изменениями в социальном составе этой части общества, появлением разночинной интеллигенции. Разночинцы - люди разного чина и звания в конце XVIII - XIX вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, являлись носителями демократической и революционной идеологии. А.И. Герцен, соединив европейские идеи утопического социализма со специфическими условиями России, положил начало социалистической традиции в общественном движении страны. Будущий социалистический строй в России, по мысли Герцена, основанный на равенстве всех членов, коллективной (общинной) собственности, обязательном для всех труде, должен установиться после крестьянской революции, свержения самодержавия и установления демократической республики. Эти идеи получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, революционного народничества 60 - 70-х годов.

Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции в 1860 - 1890-х гг. выступающей против крепостничества и капиталистического развития, за свержение царизма революционным путем.

Главные из этих идей сводятся к следующим: Россия может и должна перейти к социализму, минуя капитализм, опираясь при этом на крестьянскую общину, как на зародыш социализма; для этого нужно отменить крепостное право, передать всю землю крестьянам, уничтожить помещичье землевладение, свергнуть самодержавие и установить власть народа.

В зависимости от соотношения целей и средств борьбы против самодержавия в движении революционных народников 70-х годов выделяют три основных направления: пропагандистское, “бунтарское” (анархистское) и террористическое (“заговорщическое”). Первые (П.Л. Лавров) считали, что для победы крестьянской революции необходима напряженная пропагандистская работа, просвещение народных масс, вторые (М.А. Бакунин) призывали к немедленному восстанию (бунту), третьи (П.Н.Ткачев) считали главным организацию заговора, захват путем вооруженного переворота государственной власти: “перерезать министров” и сверху провести социалистические преобразования.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными массовым движением революционной молодежи, получившей название “хождение в народ”. Призывы народников встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение, к тому же движение было плохо организованным. Поднять восстание не удалось, последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

Распространение

марксизма в России

В 80-е годы XIX века новым фактором русской общественной жизни стало появление марксизма , тесно связанного с формированием промышленного пролетариата и ростом рабочего движения появляются первые рабочие организации: “Южнороссийский союз рабочих” (1875 г., Одесса) и “Северный союз русских рабочих” (1878, Петербург). Поворот к марксизму был связан с именем Г.В. Плеханова. В 1883 г. в Женеве возникает первая марксистская организация - группа “Освобождение труда” во главе с Г.В. Плехановым, которая резко критиковала народнические взгляды, доказывала преимущества марксизма, распространяла марксистскую литературу в России. Первые социал-демократические группы этого периода в России Д. Благоева, П.В. Точисского, М.И. Бруснева, Н.Е. Федосеева были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Однако вскоре в работу кружков включаются рабочие, которым марксизм импонировал острой и обоснованной критикой капитализма, провозглашением пролетариата основным борцом с эксплуатацией и построением общества всеобщего равенства и справедливости. В 1895 г. марксистское движение переживает важный этап: кружки петербургских марксистов объединяются в общегородской “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, сыгравший большую роль в соединении социал-демократии с массовым рабочим движением. В 1898 г. была предпринята попытка объединить все силы русского марксизма. В Минске состоялся съезд, провозгласивший образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В конце 90-х годов происходит нарастание оппозиционного движения, приведшее, наряду с другими факторами, в начале XX в. к политическому кризису, а затем к революции 1905 - 1907 годов.

Бродить из крайности в крайность для России не диковина. Поэтому не стоит удивляться росту радикализма, в богатый на революционные потрясения либеральный XIX век. Российские императоры Александры, как первый, так и второй, бездеятельно потакали умеренным либералам, а общество, напротив, созрело для радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности страны. Появившийся социальный запрос на радикализм, привел к появлению истовых адептов крайне решительных позиций и деяний.

Начало радикализму с революционным окрасом положили тайные общества декабристов, появившиеся в 1816 году. Создание в рамках организации Северного и Южного обществ, разработавших программные документы (радикальную республиканскую «Русскую правду» Пестеля и умеренно-монархическую «Конституцию» Муравьёва) революционных преобразований, привело к подготовке государственного переворота.

Акция 14 декабря 1825 года по захвату власти, введения конституционного строя и объявление созыва Российского Великого собора, с повесткой дня о дальнейшей судьбе страны провалилась по ряду объективных и субъективных причин. Однако трагические события получили развитие в росте русского радикализма в последующие периоды отечественной истории XIX века.

Общинный социализм Александра Герцена

В. И. Ленин отметил, что «декабристы разбудили Герцена» идеями радикала П. Пестеля.

А. И. Герцен назвал своего кумира «социалистом до социализма» и под влиянием его воззрений создал теорию «русского общинного социализма». По мнению Александра Ивановича, эта радикальная теория могла обеспечить переход к социализму, миновав капитализм.

Решающую роль в таком революционном скачке должна была сыграть крестьянская община. Герцен считал, что западный путь развития не имеет перспективы из-за отсутствия настоящего духа социализма. Дух денег и наживы, толкающий Запад на путь буржуазного развития в конечном счете его и уничтожит.

Утопический социализм Петрашевского

Прекрасно образованный чиновник и талантливый организатор М. В. Буташевич-Петрашевский способствовал проникновению на российскую почву идей утопического социализма. В созданном им кружке, единомышленники горячо обсуждали радикальные революционные и реформаторские идеи и даже организовали работу типографии.

Несмотря на то что их деятельность ограничивалась только разговорами и редкими прокламациями, жандармы раскрыли организацию, а суд под присмотром самого Николая I, приговорил петрашевцев к жестокому наказанию. Рациональным зерном утопических идей Петрашевского и его последователей заключалось в критичном отношении к капиталистической цивилизации.

Революционное движение народников

С началом «Великих реформ», русское общественное сознание претерпело существенное раздвоение: одна часть прогрессивной общественности окунулась в либерализм, другая часть проповедовала революционные идеи. В мировоззрении российской интеллигенции важное место стал занимать феномен нигилизма, как некоей формы нравственной оценки новых социальных явлений. Эти идеи нашли четкое отражение в романе «Что делать» Николая Чернышевского.

Взгляды Чернышевского повлияли на возникновение студенческих кружков, среди которых ярко блистали «ишутинцы» и «чайковцы». Идейной базой новых объединений стал «русский крестьянский социализм», перешедший в фазу «народничества». Русское народничество XIX века прошло три стадии:

  1. Протонародничество в 50-60 годы.
  2. Расцвет народничества в 60-80 годы.
  3. Неонародничество с 90-х годов до начала XX века.

Идейными преемниками народников стали социалисты-революционеры, в популярной историографии, проходящие как «эсеры».

Основу доктринальных принципов народников составляли положения о том, что:

  • капитализм – это сила, превращающая в развалины традиционные ценности;
  • развитие прогресса может быть на основе социалистического звена – общины;
  • долг интеллигенции перед народом в том, чтобы побудить его к революции.

Движение народников было неоднородно, в нём выделяют два основных направления:

  1. Пропагандистское (умеренное или либеральное).
  2. Революционное (радикальное).

По уровню возрастания радикализма в народничестве выстраивают следующую иерархию направлений:

  • Во-первых, консервативное (А. Григорьев);
  • Во-вторых, реформистское (Н. Михайловский);
  • В-третьих, революционно-либеральное (Г. Плеханов);
  • В-четвертых, социально-революционное (П. Ткачев, С. Нечаев );
  • В-пятых, анархистское (М. Бакунин, П. Кропоткин).

Радикализация народничества

Идея уплаты долга народу призвала интеллигенцию к миссионерскому движению, известному как «хождение в народ». Сотни молодых людей пошли в деревню агрономами, врачами и учителями. Усилия оказались напрасными, тактика не сработала.

Провал миссии «хождения в народ» отозвался созданием в 1876 году революционной организации «Земля и Воля».

Через три года распавшуюся на либеральный «Черный передел» и радикальную «Народную волю» (А. Желябов, С. Перовская), избравшую тактику индивидуального террора главным инструментом продвижения социальной революции. Апофеозом их деятельности стало убийство Александра II, повлекшее за собой реакцию, выхолостившую народничество как массовое движение.

Марксизм – венец радикализма

Многие народники, после разгрома организации стали марксистами. Целью движения было свержение власти эксплуататоров, установление первенства пролетариата и создание коммунистического общества без частной собственности. Первым марксистом России считают Г. Плеханова, которого невозможно с полным основанием считать радикалом.

Настоящий радикализм в русский марксизм привнес В. И. Ульянов (Ленин).

В своей работе «Развитие капитализма в России» он утверждал то, что капитализм в России последнего десятилетия XIX века стал реальностью, а потому местный пролетариат готов к революционной борьбе и способен повести за собой крестьянство. Это положение стало основанием для организации радикальной пролетарской партии в 1898 году, перевернувшей мир через двадцать лет.

Радикализм как основной метод социальных преобразований в России

Историческое развитие государства российского формировало условия для возникновения и развития радикализма в процессе социальных преобразований. Этому немало способствовали:

  • крайне низкий уровень жизни большинства населения страны;
  • огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми;
  • избыток привилегий у одних, бесправие у других групп населения;
  • недостаток политических и гражданских прав;
  • произвол и коррупция чиновничества и другое.

Преодоление этих проблем требует решительных действий. Если власти не осмеливаются на кардинальные шаги, то радикализм как политическое течение вновь займет лидирующие позиции в политической жизни страны.

Общественное движение в России в XIX веке

В XIX веке в России обостряется идейная и общественно-политическая борьба. Основной причиной ее подъема явилось растущее понимание всем об­ществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. В первой четверти XIX века общественно-политическая борьба наиболее ярко вы­разилась в движении декабристов. Часть российского дворянства, понимая, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, предприняла попытку переустройства государства. Декабристами были созданы тайные общества и разработаны программные документы. "Конститу­ция" Н.М. Муравьева предполагала введение в России конституционной монар­хии и разделение властей. "Русская правда" П.И. Пестеля предлагала более ра­дикальный вариант - установление парламентской республики с президентской формой правления. Обе программы признавали необходимость полной отмены крепостного права, введение политических свобод. Декабристы подготовили восстание с целью захвата власти. Выступление произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Но офицеры-декабристы были поддержаны небольшим количест­вом солдат и матросов (около 3 тыс. человек), не явился на Сенатскую площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Верные Николаю I части подавили восстание. Участники заговора были арестованы, руководители казне­ны, а остальные - сосланы на каторгу в Сибирь или разжалованы в солдаты. Не смотря на поражение, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории: впервые была совершена практическая попытка изменить со­циально-политическую систему страны, идеи декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Во второй четверти XIX века в общественном движении формируются идейные направления: консерваторы, либералы, радикалы.

Консерваторы отстаивали незыблемость самодержавия и крепостного права. Идеологом консерватизма стал граф С.С. Уваров. Он создал теорию офи­циальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Во второй половине XIX в. консерваторы боролись за свертывание реформ Александра II и проведение контрреформ. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма - едине­ние славянских народов вокруг России.

Либералы выступали за проведение необходимых реформ в России, они хотели видеть страну процветающей и могучей в кругу всех европейских госу­дарств. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепост­ное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу сло­ва и совести. Либеральное движение не было единым. В нем сложилось два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы преувеличи­вали национальную самобытности России, они идеализировали историю допет­ровской Руси и предлагали вернуться к средневековым порядкам. Западники ис­ходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилиза­ции. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России Евро­пе и считали, что ее отличие обусловлено исторически сложившейся отстало­стью. Во второй половине XIX в. либералы поддержали реформирование страны, приветствовали развитие капитализма и свободу предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные ограничения, понизить выкупные платежи. Либе­ралы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Радикалы выступали за коренное, радикальное переустройство страны: свержение самодержавия и ликвидацию частной собственности. В 30-40-е годы ХIХ в. либералы создавали тайные кружки, которые имели просветительский ха­рактер. Члены кружков изучали отечественные и иностранные политические про­изведения, пропагандировали новейшую западную философию. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социа­листических идей. Социалистические идеи применительно к России развивал А.И. Герцен. Он создал теорию общинного социализма. В крестьянской общине А.И. Герцен увидел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Его теория послужила идейным основанием деятельности радика­лов в 60-70-е годы ХIX в. Именно на это время приходится пик их активности. В среде радикалов возникли тайные организации, которые ставили цель изменения социального строя России. Для разжигания всероссийского крестьянского бунта радикалы стали устраивать хождения в народ. Результаты были ничтожны. На­родники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Поэтому радикалы приходят к идее террористической борьбы. Они провели несколько террористических акций против представителей царской ад­министрации, а I марта 1881г. убивают Александра II. Но террористические акты не оправдали ожиданий народников, они лишь привели к усилению реакции и по­лицейского произвола в стране. Многие радикалы были арестованы. В целом деятельность радикалов в 70-е годы ХIХ в. сыграла отрицательную роль: террори­стические акты вызывали страх в обществе, дестабилизировали положение в стране. Террор народников сыграл немалую роль в свертывании реформ Алек­сандра II и в значительной степени затормозил эволюционное развитие России,

В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян

В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им , как казалось многим — недостаточных, половинчатых
Брожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели

Общественные движения послереформенной России

    Консервативное

    — церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
    : М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода

    Либеральное

    — конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
    : Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист

    Революционное

    — построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
    : А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик

Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века

  • «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
  • «Земля и воля» (1861-1864) . задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
  • Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866) . Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
  • «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
  • «Рублёвое общество» (1867-1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
  • «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
  • Общество «чайковцев» (1869-1874) , по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества

По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)

Причины подъема общественного движения. Главная - coxpанение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегиро ванным положением дворянства, отсутствием демократических сво­бод. Другая- нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса также активизировали общественное движение.

Отличительной чертой общественной жизни России второй поло­вины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспых­нувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.

В пореформенный период окончательно оформились три направ­ления в общественном движении - консерваторы, либералы и ради­калы. У них были разные политические цели, организационные фор­мы и методы борьбы.

Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по прежнему объявлялось важнейшим устоем государства,. Православие провозглашалось основой духов­ной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди­нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол­стой, М. Н. Катков.

Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто­рического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введе­нии конституционных начал, демократических свобод и продолже­нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор­ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства.

Они считали рефор­мы главным методом социально-политической модернизации России Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре­сов»- ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характе из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближен и с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта».

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861- 862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянкое восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления, один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинской молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

«Земля и воля» (1861-1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие мест­ного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи­ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз­ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Спад кре­стьянского движения, усиление полицейского режима - все это привело к их само­роспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестова­ны, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск ра­дикалов первой половины 60-х годов.

Среди народников сложилось два направления: революцион­ное и либеральное.Революционные народники. Их идеи - Будущее страны - в общинном со­циализме. Их идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым - были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и за­говорщического.

М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. задача - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он при­зывал к его уничтожению. Эта идея стала основой теории анархизма.

П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки кре­стьянства.

П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. |По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные рево­люционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет на­род в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 моло­дых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», на­деясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственниче­ской психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879). В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа преду­сматривала осуществление социалистической революции путем свер­жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа­ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинскии, IН. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли».

«Черный передел». В 1879 г. часть землевольцев (Г. В. Плеха­нов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод) образовали органи­зацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность ос­новным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля». В том же году другая часть землевольцев соз­дала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили

A. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов,

B. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми­тет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в револю­ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за­давлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку поли­тического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредитель­ного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабочим.

Народовольцы провели ряд террористических акций против пред­ставителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз под­твердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею рево­люционных народников об особом, некапиталистическом пути разви­тия России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в обществен ном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических мето­дах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации поме­щичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они из­брали культурно-просветительскую работу среди населения

Радикалы в 80 -90-х годах XIX в. В этот период в радикаль­ном движении произошли коренные изменения. Революционные на­родники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разо­чаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил привержен­ность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европей­ской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетар­ской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа: полный разрыв с народничеством и народниче­ской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат.

Группа «Освобождение тру­да» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение тру­да» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах раз­вивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь эко­номические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственно­го вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольне­ния, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство­вало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо­чих, занятых в разных отраслях:

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе­динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ленин, Л. Мартов и др. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали лис­товки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распро­странения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки.Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, Упорная борьба, заставила правительство пойти на уступки: был издан за­кон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой - оно обруши­ло репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй поло­ни не 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др., Они выступали за реформистский путь преобразова­ния страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осу­ществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая рево­люционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.



Похожие статьи