Александр Микулин - Активное долголетие (Моя система борьбы со старостью). Активное долголетие (Микулин А.А.)

14.06.2019

А. А. Микулин

Активное долголетие

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ- 25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в

Много лет назад советская медицинская общественность была немало смущена неожиданной популярностью оздоровительной системы академика Микулина. Смущение это вполне понятно, поскольку в те времена малейшее отклонение от принятой нормы выглядело абсолютно неприемлемым. И дело не столько в цензуре, которая могла что-то запретить или не запретить, сколько в идеологических холуях, верных псах системы, зорко следивших за чистотой идей. Сейчас самому с трудом верится в то, что даже такое невинное дело, как пропаганда оздоровительного бега, поначалу выглядело подобием диссидентства. Массовое увлечение бегом в Америке считалось не аргументом за бег, а контраргументом.

"Активное долголетие"

Тем не менее Микулин выпустил в 1977 году книгу "Активное долголетие", которая имела подзаголовок "Моя система борьбы со старостью". Пробивал он ее мощным напором, приходил в издательство в орденах, грозил, что пойдет жаловаться в Кремль, что всех здесь разнесет, козырял именами академиков, организовывал звонки. Короче говоря, действовал не очень-то красиво.

Но иначе он не добился бы ровным счетом ничего, потому что содержание его книги не соответствовало устоявшимся привычным нормам, сводившимся к рекомендациям делать по утрам зарядку ("пятиминутка здоровья"), мыть руки перед едой ("чистота - залог здоровья"), открывать форточку ("солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"), И вот сквозь эти пошлые, вызывающие раздражение лозунги прорываются человеческие слова, живые мысли, спорные идеи.

Инерция мышления такова, что даже многие серьезные специалисты довольно-таки скептически восприняли рассказ Микулина о своей системе борьбы со старостью. Действительно, виброгимнастика, раздельное питание, голодные дни, бег, ионизация, заземление, гантельная гимнастика, волевая гимнастика - все это было для специалистов делом непривычным и потому сомнительным. К сожалению, микулинские рекомендации так и не стали предметом научных исследований. Пока что эффективность этих рекомендаций подтверждается только многочисленными последователями Микулина, да его собственным опытом.

Действительно, разве его собственное активное долгожительство не доказывает действенность системы? Конечно, у современной науки иные критерии достоверности, но ведь мы с вами руководствуемся не только научно и статистически обоснованными выкладками, но и житейской логикой, очевидными реальностями. А девяностолетняя бурная жизнь Микулина разве не реальность? Разве не довод то, что уже заглянув в лицо смерти, он с помощью своих странных методов сумел едва ли не вдвое продлить свою жизнь?

Мотор века

Микулин привык к тому, что его предложения поначалу принимаются в штыки. Так было и в главном деле его жизни - создании авиационных моторов. Там тоже находились авторитеты, изначально отвергавшие идеи Микулина, которые выглядели вздорными только потому, что были асболютно новыми и не походили на стандартные образцы. Над идеей бронированного штурмовика Ил-2 тоже вначале посмеивались. "Никакой мотор, - говорили, - не сможет поднять этот летающий танк".

Потом знаменитый Г. Ф. Байдуков вспоминал: "На фронте мы были влюблены в этот замечательный самолет. Живучесть машины изумляла всех: нет половины стабилизатора, плоскости пробиты, одни лохмотья висят, а он все-таки летит и садится на своей территории. По исключительной прочности брони и надежности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолет не мог с ним сравниться".

Относительно этого штурмовика военные историки разных стран придерживаются единой точки зрения: Ил-2 показал себя лучшим штурмовиком Второй мировой войны. Ни один другой самолет не был столь эффективен в борьбе с танками, мотопехотой и оборонительными сооружениями. Наша промышленность выпустила за годы войны свыше 40 тысяч Илов - больше, чем самолетов любой другой марки. Эти отличные машины сыграли огромную роль в нашей победе.

А. И. Шахурин, который во время войны был наркомом авиационной промышленности, писал: "Немецкие авиаконструкторы пытались построить самолет, похожий на наш штурмовик. Для этого они тщательно изучили попавшие к ним подбитые советские самолеты. Однако из этого замысла ничего не вышло. У гитлеровцев не оказалось ни подходящей конструкции, ни нужного двигателя".

Конструктором двигателя АМ-38, установленного на ильюшинском штурмовике, был Александр Александрович Микулин.

Имя этого человека навсегда слито с историей советской авиации. В предвоенные годы его мотор АМ-34 был установлен на легком поликарповском бомбардировщике Р-5 и тяжелых тупо-левских бомбардировщиках ТБ-3. Восемь модернизированных микулин-ских моторов М-34Р подняли в небо самый большой для того времени самолет "Максим Горький". В этом самолете был буфет, киноустановка, печаталась газета и размещалась громкоговорящая станция "Голос неба". Тот же мотор был поставлен на туполевский самолет АНТ-25. На этой одномоторной машине совершили свои беспримерные перелеты по маршруту Москва - Северный полюс - Америка экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова.

Да, самолет был одномоторным, но в успехе перелета не было сомнений, потому что надежность моторов Микулина всегда была стопроцентной. Во время войны бомбардировщики ПЕ-8 на микулинских моторах АМ-35А бомбили Берлин, высотные истребители МиГ-3 на тех же моторах прикрыли небо Москвы. А в послевоенные годы конструкторское бюро Микулина решительно перестроилось на создание реактивных двигателей. Микулин оснастил ими истребители МиГ-19 и МиГ-21, перехватчик Як-25 и наконец, знаменитый пассажирский лайнер Ту-104.

Звание Герой Социалистического Труда А. А. Микулин получил в числе первых 12 награжденных. Он четырежды удостаивался звания лауреат Государственной премии. Микулин умел не только создавать новое, но и совершенствовать уже действующее. Мощности мотора для Ил-2 за предвоенные и военные годы были увеличены в три раза. Надо ли говорить, сколь напряженной оказалась работа конструктора. Выдержать сплошную цепь перегрузок было невозможно.

В 1947 году у А. А. Микулина произошел первый сердечный приступ. Наступил тяжелый период консилиумов, больниц, санаториев. В 1955 году он был вынужден уйти из авиационной промышленности и сосредоточиться на работе в Академии наук СССР.

Система Микулина

Примерно в то же время и начал Александр Александрович активно изучать физиологические основы борьбы со старением организма. Конечно, он проштудировал всю основную литературу. Но на этом не остановился. В специальных лабораториях он изучал строение и функционирование наших органов и систем, ставил эксперименты на животных. Конечно же, на свои маленькие и большие открытия и находки он смотрел глазами человека, всю жизнь конструировавшего моторы.

Надо признать, что под этим углом зрения никто до Микулина не изучал возможности нашего организма. Такой подход естествен лишь для человека, который постоянно задумывается над повышением КПД различных механизмов, наиболее экономичным способом трансформации энергии, над надежностью и совершенствованием конструкций. Он анализировал работу мышц так, как, наверное, изучал двигатель, сконструированный талантливым коллегой. Оценки давал деловито и сдержанно: "Согласно изложенной здесь схеме, мышечный аппарат является своеобразным молекулярным биохимическим электродвигателем весьма высокого коэффициента полезного действия".

В "Активном долголетии" Микулин дает распорядок обычного своего дня:

"Будильник звонит в 7 утра. Просыпаюсь. Снимаю с ног заземление и включаю комнатный ионизатор.

Потягиваюсь и, лежа в постели на спине, начинаю дыхательную гимнастику. Глубокий вдох, стремление направить диафрагму к низу живота, задержка 3 секунды и прерывистый выдох через сжатые губы 8-10 порциями. Таких упражнений я проделываю 10, каждое по 6 секунд, общее время - 1 минута.

Затем, продолжая лежать на спине, делаю упражнение, называемое "велосипед". Руки под бедра. Ноги подняты кверху и делают движения как при езде на велосипеде. 20 оборотов каждой ногой. Затем ноги выпрямляются, описывают как можно более широкие круги 3 раза и снова "велосипед" - 20 раз. И так - 3 цикла. Каждый цикл - 25 секунд, все упражнение - 2 минуты.

Встав с постели, начинаю гимнастику с двухкилограммовыми гантелями. Сперва упражнения для рук, затем приседания, наклоны, повороты - всего 5 минут.

После гимнастики перехожу к занятиям на "машине здоровья", делаю три цикла по 15 полных движений туловищем вперед-назад. После каждого цикла - отдых с глубоким дыханием (вдох носом, выдох - ртом), каждый цикл - 2 минуты, а всего 6 минут.

Затем выключаю ионизатор

Надеваю тренировочный костюм и бегу по переулку и бульвару 3 километра, перемежая бег быстрым шагом каждые 5 минут, жестко ступая на всю ступню с преимуществом на пятку. После начала "второго дыхания" вдох - четыре шага, выдох - четыре шага. Для очистки легких после каждых 25-30 шагов делаю глубокий вдох. (Если на улице очень плохая погода, бегаю трусцой на месте или по коридору туда-сюда по 5 шагов - 10 минут).

Затем делаю виброгимнастику (шестьдесят сотрясений - подъемов на носках на один сантиметр и ударов пятками по полу в проеме двери). На это тратится 2 минуты.

Если во время зарядки не было потовыделения, то приступаю к "комнатной бане" в ванной - 5 минут, затем душ - 1 минута, сперва теплый, затем прохладный. Итого 6 минут. Если нет времени на душ, то обязательно обтираю тело мохнатой рукавицей. Вода комнатной температуры.

Завтракаю преимущественно овсяной кашей. Во время завтрака снова включаю свой ионизатор.

На работе или дома днем я занят в основном умственным трудом. Для отдыха клеток мозга стараюсь каждые 1,5-2 часа на 5 минут отвлекаться и делать виброгимнастику, два цикла по 30 сотрясений. Этот способ резко снижает усталость.

Стараюсь каждый день ходить пешком быстрым бодрым шагом не менее 2-3 километров. Для отдыха мозга вечером не работаю, а читаю беллетристику - 1 час. Перед сном 10-15-минутная прогулка бодрым шагом. Засыпаю в 23 часа.

Для приобретения трудовой активности считаю вполне достаточным тратить в день на свое здоровье примерно полтора часа, что составляет всего 8% от числа часов бодрствования в сутки. Каждый человек, в любом возрасте овладевший таким режимом (что не представляет никаких трудностей), может гордиться своей силой воли. Попробуйте".

Этот текст несколько отличается от привычных рекомендаций, что требует некоторых пояснений.

Пояснения к системе

  • Заземление. Земной шар, как известно, имеет большой отрицательный электрический заряд. Ионосфера, окружающая Землю на большом расстоянии, состоит из положительно заряженных ионов. Между Землей и ионосферой существует электрическое поле, к жизни в котором приспособлено все живое, в том числе и человек. Но из-за современых технических бытовых приспособлений (обувь, асфальт, линолеум и т. п.) мы изолировали себя от отрицательного заряда Земли, что ведет к накоплению в теле человека избыточных положительных зарядов. По мнению некоторых ученых, это способствует ослаблению организма, болезням. Выход А. Микулин видит в заземлении, то есть в подсоединении человека к проводящим системам. Практически он осуществляет это, прикрепляя металлический провод одним концом к батарее отопления, а другим - подсоединяя перед сном к ноге.
  • Ионизатор. Целебный воздух горных и морских курортов объясняется наличием в нем оптимального количества легких отрицательно заряженных ионов. Микулин сконструировал комнатный ионизатор, который одно время выпускался для массового использования. Прибор обеспечивал в квартире целебный микроклимат.
  • Волевая гимнастика. Это способ проработки мышц без спортивных снарядов и отягощений. Большое напряжение различных мышц следует благодаря волевым усилиям.
  • "Машина здоровья". Это тренажер, сконструированный Микулиным. Работа на нем включает все основные группы мышц. По конструкции он напоминает гребной тренажер. Долгое время "машина здоровья" Микулина выпускалась нашей промышленностью. Бывая дома у Александра Александровича, я поначалу не замечал этот тренажер, потому что он был сделан так, чтобы в обычное время удобно размещаться под кроватью.
  • Виброгимнастика. Одной из причин "засорения" организма недоокисленными продуктами распада и связанных с этим заболевания Микулин считает плохую "прокачку" кровеносных сосудов. Чтобы устранить этот изъян, он рекомендует виброгимнастику - ритмичное, раз в секунду, постукивание пяткой о пол. Это, по его мнению, способствует активизации кровотока и очищению организма от шлаков.

Надо сказать, что ни одно из этих изобретений не противоречит научным канонам физиологии человека, а эффект на примере Микулина и его последователей дает отличный.

Неудачные встречи

В 50-летнем возрасте Микулин погибал от сердечных приступов. Возродился он благодаря своей системе настолько, что в 90 лет выполнял свою программу физических упражнений и разрабатывал экологически чистый автомобильный двигатель.

На склоне лет он перенес тяжелую полостную операцию, прекрасно восстановился, но когда ему неожиданно потребовалась срочная медицинская помощь, ее не оказалось...

Я многократно встречался и беседовал с Александром Александровичем незадолго до его смерти. К тому времени он несколько сдал. Но связано это было не с дряхлостью, а с не очень удачной операцией по поводу аденомы простаты. Вполне возможно, что операция эта была вообще необязательна, могли бы, наверное, обойтись и без нее. Но резали, как говорится, наотмашь; вывели катетер и вот здоровый, активный мужчина неукротимого нрава ходит с торчащей из живота трубкой, исторгающей черт знает что. Конечно, ему тоскливо: не побегаешь, не поупражняешься.

Вот так Микулин стал жертвой контакта с несостоятельной медициной. Второе рандеву с ней оказалось роковым. Точнее сказать, роковым стало то, что рандеву не состоялось: "скорая помощь" не поспела вовремя...

Последние встречи

Помня об упреках в адрес Микулина, я спросил его, считает ли он свою систему универсальной, призванной помочь каждому человеку. "Нет, - возразил он. - Я разработал систему борьбы со старостью, исходя из своих собственных физических и психических особенностей. Она предназначена для меня. В книге "Активное долголетие" я лишь поделился своими мыслями и своим опытом. Навязывать свои рекомендации я никому не собирался. Но судя по тысячам писем, которые я получил после выхода книги, мои советы никому не повредили".

"Никому не повредили" - это сказано весьма скромно, о чем, в частности, свидетельствует письмо горьковчанки Л. Н. Кузнецовой: "Книга "Активное долголетие" у меня настольная. Благодаря изложенной в ней системе оздоровления я живу не болея. Опыт А. А. Микулина помог многим людям обрести здоровье".

И тем не менее на последней странице книги Микулина написано: "Полезно было бы подвергнуть предлагаемую мной схему анализу, научной критике и усовершенствованию". Увы, прошло 17 лет, а настоящего научного анализа до сих пор нет.

Я спрашивал Александра Александровича, в какой мере приспособил он описанную систему к теперешнему своему положению. До 85-летнего возраста он регулярно бегал, преодолевая за 20 минут примерно 3 километра. После операции о беге, также как и о тренировках на "машине здоровья", речь не шла. Пришлось оставить и горячо любимый им теннис.

Когда мы встретились, он каждое утро делал довольно нагрузочную зарядку лежа, сидя и стоя. Александр Александрович попросил пощупать его бицепсы. Впечатление такое: рука хорошо тренированного 45-летнего дядьки.

Без всяких изменений по сравнению с более молодыми годами осталась виброгимнастика. Как и прежде, он в течение дня проводил несколько 30-секундных серий этого простого упражнения.

Свои правила питания в книге "Активное долголетие" он сформулировал так:

"Первое: не садиться за стол, пока нет чувства сильного голода. В этом вопросе я не согласен с теми, кто рекомендует регулярный прием пищи по часам, независимо от того, набит живот еще не переваренной пищей или пуст.

Второе: всю трапезу надо мысленно разделить на три фазы. Первая фаза - утоление сильного голода, вторая фаза - насыщение. Я встаю из-за стола, когда могу с неменьшим аппетитом съесть еще столько же. Есть и третья фаза - "обжорка", когда после насыщения доедается то, что осталось вкусного на тарелке, или когда родственники упрашивают съесть еще кусочек. Эту фазу из обихода здоровый человек не физического труда должен совершенно исключить".

Валентина Степановна, жена Микулина, жаловалась мне: "По утрам съедает ровно три ложки каши. Если я положу не три, а пять ложек, ужасно сердится: оставлять нехорошо, а объедаться еще хуже. Съедал немного творога или одно яйцо, кусочек постного мяса, любит молочные продукты, мед. Хлеба почти не ест". Александр Александрович считал, что в день надо принимать не менее 1 грамма витамина С.

Молодой, хотя и старый

Давно замечено, что люди, живущие напряженной творческой жизнью, не придают еде слишком большого значения. Как раз про них говорят: "Забыл поесть". Но для очень многих еда - это своеобразная компенсация за трудные стрессовые ситуации. На работе нервотрепка, в транспорте - теснота и спешка, дома - свои проблемы. Зато сел за стол и получаешь одни положительные эмоции. Это так соблазнительно, что хочется пожевать и за чтением, и перед телевизором. Такой человек о еде не забудет. Зато и мстит ему этот противоестественный стиль питания жестоко и беспощадно. Мстит тяжелыми лишними килограммами, из-за которых даже дышать трудно, отталкивающим внешним видом, хроническими болезнями. Нигде еще не был замечен среди долгожителей ни один толстяк...

А у таких, как Микулин или Амосов, даже при очень хорошем аппетите - еда на периферии внимания. Голова занята иным, а удовольствие приносят не вкусовые ощущения, а решение творческих проблем, коллизии духовной сферы.

Микулину было над чем подумать. Незадолго до смерти он сконструировал гидроионизатор повышенной мощности. Свой первый ионизатор Микулин изобрел еще тогда, когда убедился в огромном значении, которое имеют для организма отрицательно заряженные ионы воздуха. Именно насыщенностью воздуха оптимальным количеством отрицательных ионов объясняются целебные свойства горных и морских курортов. Александр Александрович решил, что такой курорт вполне можно создать и в московской квартире. Подсчитано, что в Кисловодске содержится 1300 отрицательных ионов на один кубический сантиметр воздуха, в Сочи - 880, в Ялте - 700, а на улицах промышленных городов - всего 100-200. Еще меньше отрицательно заряженных частиц в воздухе наших квартир: 40-50 на кубический сантиметр. Микулинский прибор насыщал воздух комнаты тысячью ионов на кубический сантиметр. Такой воздух столь же целебен, как и воздух знаменитого горного швейцарского курорта Давос. Микулинский прибор некоторое время выпускался серпуховским заводом и был в широкой продаже. Он так и назывался - "Ионизатор Микулина". Я видел на столе Александра Александровича новый ионизатор, он работал на обычной водопроводной воде и генерировал в восемь раз больше ионов, чем прежний. Микулин включал его дважды в день на 10-15 минут.

Вам достаточно столь недолгого воздействия? - спросил я.

В ответ Александр Александрович снял очки и сказал: "Посмотрите внимательно, есть ли у меня морщины?" Знаете, я был поражен. Действительно даже у глаз ни единой морщинки. Кожа, как у ребенка, - нежная и гладкая. Конечно, видно, что Микулин - совсем немолодой мужчина. Но кожа у него изумительная. Как, впрочем, и у Валентины Степановны. Но думаю, что столь мощный поток отрицательно заряженных частиц омолаживающе действует не только на кожу.

У Микулина большой опыт внедрения своих изобретений. Однако с первым ионизатором у него было столько проблем, что он с некоторым содроганием говорил мне о предстоявшем ему преодолении бесчисленных бумажных барьеров. Прежде чем предложить свой первый ионизатор для промышленного производства, Александр Александрович с помощью умельцев изготовил 150 опытных образцов. Нетрудно представить, что стоило это ему немалых денег. Все 150 ионизаторов он бесплатно раздал страдающим различными заболеваниями. Потом он покупал свои ионизаторы в магазине и снова не мог устоять перед просьбами. В прежние времена он передавал государству свои премии... Я рассказываю об этом, чтобы читатель обратил внимание на бескорыстие этого человека. Оно из того же ряда, что и спокойное отношение к пище. Микулина занимают прежде всего творческие вопросы. А это, как мы видим, способствует сохранению здоровья.

Чего только Микулин ни изобретал, но я не заметил у него в квартире хитрых приспособлений, самозажигающихся лампочек, самозакрывающихся дверей. Все как у всех. Лишь свой ионизатор, своя система заземления, которой он постоянно пользовался, да знаменитая "машина здоровья". Только то, что нужно для укрепления здоровья. На предметы необязательные он свое время не тратил.

Кардиологи говорят, что человек стар настолько, насколько стары его артерии. Ревматологи полагают, что истинный возраст человека определяется подвижностью его суставов. Но есть еще одна точка зрения - мы начинаем стареть тогда, когда сворачиваем различные стороны своего функционирования: меньше, чем прежде стараемся работать, двигаться, меньше смеемся, любим, восхищаемся, удивляемся. Молодость уходит не с годами, а с потерей эмоционального тонуса. Наверное, с возрастом надо бы и двигаться побольше, чем прежде, и смеяться, и творить, и планировать. Те эмоции и те функции, которые не реализуются, - отмирают. Кстати, о планировании. Оценка человеком своего возраста - это своеобразные весы. На одной чаше - прошлое, на другой - будущее, то, что он собирается сделать. Если человек полон замыслов, планов и надежд, то он, независимо от возраста, в психическом плане гораздо моложе своих лет.

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

А. А. Микулин Активное долголетие

Александр Александрович Микулин

Как сохранить здоровье и продлить творческую активность? Этот вопрос волнует многих. В книге академика А. А. Микулина крупнейшего советского конструктора авиадвигателей, Героя Социалистического труда, сделана попытка вскрыть физиологические закономерности старения организма и найти пути продления активной творческой жизни.

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

Двигатели А. А Микулина и до войны и в послевоенные годы (конечно, уже не поршневые-реактивные) работали на многих типах МиГов. Самый первый ещё в 1937 году на высоте 6000 метров развил мощность 1200 лошадиных сил.

В годы войны КБ, возглавляемое А. А. Микулиным, создало мощный двигатель АМ-38 для штурмовиков ИЛ-2, которых как огня боялись фашисты.

За два десятка лет конструкторской работы - немало двигателей, вошедших в серийное производство. Огромного напряжения работа. Она высоко оценена страной. Александр Александрович Микулин - Герой Социалистического Труда (Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этого почётного звания за № 3). Он лауреат четырех Государственных премий, кавалер многих орденов.

Создатель совершенных авиамоторов, принёсших славу, победы нашей авиации, десятилетиями сам работал па износ.

В молодости он увлекался выездкой орловских рысаков и имел призы на скач...

Термин активное долголетие вошел в обиход с лёгкой руки академика Александра Александровича Микулина, советского академика и конструктора авиадвигателей. Дальше я расскажу про активное долголетие, и немного - про самого Микулина и его "систему долголетия".

Суть активного долголетия проста..

Мы хотим жить долго, и быть здоровыми и полными сил. Долголетие никому не нужно ради просто существования. Нам нужны интерес, путешествия, новые путешествия, общение с близкими, новые знакомства, радость творчества..

Активное долголетие прежде всего предполагает здоровье.

  • Поль Брегг, известный американский специалист по здоровому образу жизни, диетолог, в свои 80 лет ещё катался в океане на доске для сёрфинга
  • Британка Kэй Д"Арси снимается в главной роли боевика "Агент 88" в Голливуде, для чего ей пришлось в 79 лет изучить боевой искусство тай-чи и филиппинскую борьбу на палках
  • Мой сосед - пенсионер с утра наматывает круги по кварталу бегая трусцой. Пусть я не люблю бег, и сильно младше соседа, но это не исправляет ситуацию: к своему изумлению понимаю, что я столько же без остановок не пробегу!

Здоровье и выносливость позволяют людям делать это.

Геронтология и ювенология

Говоря о долголетии, возникает вопрос о старении. Вернее, о противодействии старению. Механизмы старения и долголетия изучает наука геронтология .

Каждый из нас в старости мечтал бы быть в такой физической форме, которая бы позволяла подобные развлечения. А не ковылять по квартире, ожидая пока дети (или соседи) по доброте душевной забегут в магазин за молоком и хлебом.

Также человеку важно, как он выглядит, особенно женщине. Мы с неприятием воспринимаем признаки старения (морщины, седые волосы, потерю хорошей физической формы и т.д.).

В Москве есть геронтологический научно-исследовательский центр, в котором проводят научные исследования, призванные оттянуть неизбежное старение, и лечат пациентов.

Еще одна наука, связанная с продлением молодости - это ювенология . Она изучает молодость, но не только. Ее задачами являются продление молодости, в том числе активное и творческое долголетие. Ювенология считает, что биологический возраст зависит от образа жизни, и мы может предпринять многое чтобы жить дольше в активном и бодром состоянии.

Ювенология имеет оригинальную точку зрения на возраст человека: меньше 30 лет – юность, 30-60 – первая молодость, 60-90 – вторая молодость, а все что после 90 лет – третья молодость. Так что с точки зрения специалистов-ювенологов, бабушки и дедушки еще молоды. Вот такое счастливое будущее вырисовывается.

Александр Микулин: путь к здоровью и долголетию после инфаркта

Микулин прожил долгую жизнь, чуть более 90 лет. Родился он ещё при царской России, в 1895 году. Умер в 1985 году в Москве. Разрабатывал двигатели, имел много государственных наград, был интересным человеком. Например, на этом редком фото из архивов хроники ТАСС, датированной 1940 годом, молодому Александру Микулину (слева) Михаил Калинин (справа) вручает орден Ленина и медаль "Серп и молот".

Но самое важное сейчас для нас - после перенесенного инфаркта в возрасте 50 лет Микулин решил плотно заняться здоровьем. Ему казалось мало просто следовать советам врачей. Понятно, что нужно делать зарядку, но почему и как это работает? В результате пытливый ум серьёзно взялся за тему, и Микулин разработал свою систему оздоровления и долгой жизни, которую и описал в книге "Активное долголетие" (1977 год). С тех пор часто говоря об активном долголетии подразумевают именно систему Микулина.

Гипотеза Микулина о причинах старения заключалась в оседаний шлаков (отходов продуктов обмена) в межклеточных пространствах. А "лечение" старости - в самопомощи организму. А именно - постоянное движение и физическая активность, правильное питание и дыхание.

Покой ведет к лени, вялости и слабости, неподвижность ускоряет наступление старости

Он вспомнил, что ещё Леонардо да Винчи (1452-1519) более 500 лет назад, обращал внимание что старость приходит начиная с плохого состояния артерий и вен. И предположил, что можно найти способ при котором клетки сами будут очищаться и восстанавливаться. И решающее значение в этом будут иметь ионы и электромагнитные поля.

Из чего состоит система активного долголетия Микулина

Прежде всего Александр Микулин предлагает упражнения виброгимнастики для ежедневного использования: подняться на носках так, чтобы каблуки приподнялись от пола на 1 см, и резко вернуть их на землю.

С точки зрения организма это имитирует бег или ходьбу, и благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх. Бег и ходьба могут быть вам доступны не каждый день. А это простое упражнение, которое сам Микулин назвал виброгимнастика - всегда под рукой. Оно поможет для очистки клеток и межклеточного пространства от шлаков. А значит, полезно для активного и здорового долголетия.

Через 30 повторений длительностью одна секунда каждое - делаем перерыв на 5-10 секунд. Снова повторить. Гимнастика окончена)). В течение дня Микулин рекомендует 3-5 заходов по минуте. И уверяет, что особенная польза будет у людей стоячей и сидячей работы.

Также академик советовал не забывать про бег и ходьбу. И если есть возможность, каждый день пробегать 2-3 км или 15-20 минут, при этом жёстко ставя ноги на пятки.

Вторая гимнастика для желающих жить долго - волевая гимнастика . Суть в поочередном расслаблении и сокращении мышц. Пять сокращений мышц на вдохе, и пять на выдохе, при этом дышать нужно глубоко и медленно. Тренируем мышцы рук и ног, живота, шеи, груди.. Эта гимнастика также помогает для избавления от шлаков, и для биоэлектрических процессов в клетках. Такие упражнения можно делать даже в кровати.

В случае с лицом гимнастика будет похожа на гримасничание, но позволяет держать мышцы лица в тонусе и сохранить красивое лицо до глубокой старости.

Самомассаж по направлению к лимфатическим узлам , умеренное питание когда садиться за стол уместно только с чувством голода, и вставать из-за стола не полностью наевшимся, и правильное заземление человека, т.е. контакт с землёй - должны по мнению Микулина помочь вам в заботе о долголетии.

А. А. Микулин Активное долголетие. ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Глава I КАК РОЖДАЛАСЬ ЭТА КНИГА

Глава II О РОЛИ КЛАПАНОВ В ВЕНАХ

Питание и очищение клеток

Зачем природа создала клапаны в венах

Виброгимнастика

Как надо бегать

К бегу надо приучаться очень осторожно и постепенно.

Глава III О РОЛИ БИОТОКОВ

Биотоки и обмен веществ

Волевая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Волевая гимнастика лица

Гибкость, подвижность, массаж

Глава IV РОЛЬ КИСЛОРОДА В БОРЬБЕ СО СТАРОСТЬЮ

Механизм снабжения кислородом

Что движет эритроциты

Механизм «второго дыхания»

Последствия неправильного дыхания

Глава V ПИТАНИЕ И ПОТОВЫДЕЛЕНИЕ

Как регулировать собственный вес

Рацион нормального питания

Сколько часов сна полезны человеку

Зачем природа организовала потовыделение

Глава VI АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Роль ионов

Воздух надо ионизировать

Ионы против бактерий

Какие нужны аэроионизаторы

Глава VII ЖИЗНЬ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ

Заряжён ли человек электричеством?

Ионы влажной земли

Электричество и заземление человека

Глава VIII РАСПОРЯДОК ТРУДОВОГО ДНЯ

Комплекс гимнастических упражнений

Глава IX КАК СКОНСТРУИРОВАЛ БЫ МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ КОНСТРУКТОР ДВИГАТЕЛЕЙ

Общие соображения

Дело усложняется

Токи действия

Как поддерживать электрозаряд в органах человека на определённом уровне

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Примечания

Посмотрите, если оглавление и наш краткий рассказ о системе Микулина подсказывают вам, что это надо прочитать, что вам это интересно - сделайте это не откладывая.

Удачи вам в заботе о вашем долголетии!



Похожие статьи