Повседневная жизнь народов сибири в 17. Открытие Колымы и Чукотская экспедиция

20.09.2019

Именно в 17 веке приняло массовый характер. На восток направлялись предприимчивые торговцы, путешественники, искатели приключений и казаки. В это время были основаны старейшие русские некоторые из них сейчас являются мегаполисами.

Торговля сибирской пушниной

Первый отряд казаков появился в Сибири в правление Ивана Грозного. Войско знаменитого атамана Ермака воевало с татарским ханством в бассейне Оби. Именно тогда был основан Тобольск. На рубеже XVI и XVII вв. в России началось Смутное время. Из-за экономического кризиса, голода и военной интервенции Польши, а также крестьянских восстаний хозяйственное освоение далекой Сибири приостановилось.

Только когда к власти пришла династия Романовых, а в стране был наведен порядок, активное население вновь направило свои взоры на восток, где пустовали огромные пространства. В 17 веке освоение Сибири осуществлялось ради пушнины. Мех ценился на европейских рынках на вес золота. Желающие наживиться на торговле организовывали охотничьи экспедиции.

В начале XVII века русская колонизация затрагивала в основном районы тайги и тундры. Во-первых, именно там была ценная пушнина. Во-вторых, степи и лесостепи были слишком опасными для поселенцев из-за угрозы нашествий местных кочевников. В этом регионе продолжали существовать осколки Монгольской империи и казахские ханства, жители которых считали русских своими естественными врагами.

Енисейские экспедиции

На северном пути заселение Сибири было интенсивнее. В конце XVI столетия первые экспедиции достигли Енисея. В 1607 году на его берегу был построен город Туруханск. Он долгое время был основным перевалочным пунктом и плацдармом для дальнейшего продвижения русских колонистов на восток.

Промышленники искали здесь соболиный мех. Со временем количество диких животных значительно уменьшилось. Это становилось стимулом двигаться дальше. Путеводными артериями вглубь Сибири были енисейские притоки Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. В то время города были всего лишь зимовьями, где промышленники останавливались, чтобы продать свой товар или переждать суровые морозы. Весной и летом они покидали стоянки и почти круглый год добывали пушнину.

Путешествие Пянды

В 1623 году легендарный путешественник Пянда достиг берегов Лены. О личности этого человека почти ничего не известно. Немногочисленные сведения о его экспедиции передавались промышленниками из уст в уста. Их рассказы были записаны историком Герардом Миллером уже в петровскую эпоху. Экзотическое имя путешественника можно объяснить тем, что он по национальности принадлежал к поморам.

В 1632 году, на месте одной из его зимовок, казаки основали острог, который вскоре был переименован в Якутск. Город стал центром только что созданного воеводства. Первые казачьи гарнизоны сталкивались с неприятельским отношением якутов, которые даже пытались осаждать поселение. В 17 веке освоение Сибири и ее самых дальних рубежей контролировалось из этого города, ставшего северо-восточным рубежом страны.

Характер колонизации

Важно отметить, что колонизация в то время носила стихийный и народный характер. Государство поначалу практически никак не вмешивалось в этот процесс. Люди шли на восток по собственному почину, беря все риски на себя. Как правило, ими двигало желание заработать на торговле. Также на восток стремились крестьяне, которые бежали из родных мест, спасаясь от крепостного права. Желание получить волю толкало тысячи людей на неизведанные просторы, что вносило огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. 17 век дал возможность крестьянам начать новую жизнь на новой земле.

Сельчанам приходилось идти на настоящий трудовой подвиг, чтобы завести хозяйство в Сибири. Степь была занята кочевниками, а тундра оказалась непригодной для возделывания земли. Поэтому крестьянам приходилось собственными руками устраивать пашни в густых лесах, отвоевывая у природы участок за участком. С такой работой могли справиться только целеустремленные и энергичные люди. Власти же посылали отряды служилых людей уже после колонистов. Они не столько открывали земли, сколько занимались освоением уже открытых, а также отвечали за безопасность и сбор налогов. Именно так на южном направлении, на берегу Енисея, для защиты мирных жителей был построен острог, который позже стал богатым городом Красноярском. Это произошло в 1628 году.

Деятельность Дежнева

История освоения Сибири запечатлела на своих страницах имена многих смелых путешественников, тративших годы своей жизни на рискованные предприятия. Одним из таких первопроходцев был Семен Дежнев. Этот казачий атаман был родом из Великого Устюга, а на восток отправился, чтобы заняться добычей пушнины и торговлей. Он был умелым мореплавателем и большую часть активной жизни провел на северо-востоке Сибири.

В 1638 году Дежнев переселился в Якутск. Его ближайшим соратником был Петр Бекетов, который основал такие города, как Чита и Нерчинск. Семен Дежнев занимался тем, что собирал ясак с коренных народов Якутии. Это был специальный вид налога, назначенный государством для туземцев. Выплаты часто нарушались, так как местные князьки периодически бунтовали, не желая признавать русскую власть. Именно на такой случай были необходимы отряды казаков.

Корабли в арктических морях

Дежнев был одним из первых путешественников, кто побывал на берегах рек, впадающих в арктические моря. Речь идет о таких артериях, как Яна, Индигирка, Алазея, Анадырь и т. д.

Русские колонисты проникали в бассейны этих рек следующим образом. Сначала корабли спускались по Лене. Достигнув моря, суда шли на восток вдоль континентальных берегов. Так они попадали в устья других рек, поднимаясь по которым, казаки оказывались в самых необжитых и диковинных местах Сибири.

Открытие Чукотки

Главными достижениями Дежнева стали его экспедиции на Колыму и Чукотку. В 1648 году он отправился на Север, чтобы найти места, где можно было бы добыть ценную моржовую кость. Его экспедиция первой достигла Здесь заканчивалась Евразия и начиналась Америка. Пролив, отделявший Аляску от Чукотки, не был известен колонизаторам. Уже через 80 лет после Дежнева здесь побывала научная экспедиция Беринга, которую организовал Петр I.

Путешествие отчаянных казаков продолжалось 16 лет. Еще 4 года ушло на то, чтобы вернуться в Москву. Там Семен Дежнев получил все причитающиеся ему деньги от самого царя. Но важность его географического открытия стала ясна уже после смерти смелого путешественника.

Хабаров на берегах Амура

Если Дежнев покорял новые рубежи в северо-восточном направлении, то на юге был свой герой. Им стал Ерофей Хабаров. Этот первооткрыватель стал известен после того, как в 1639 году обнаружил соляные рудники на берегах реки Куты. был не только выдающимся путешественником, но и хорошим организатором. Бывший крестьянин заложил соляное производство в современной Иркутской области.

В 1649 году якутский воевода сделал Хабарова командиром казачьего отряда, направленного в Даурию. Это был далекий и плохо изученный регион на границах с Китайской империей. В Даурии жили туземцы, которые не смогли оказать серьезного сопротивления русской экспансии. Местные князьки добровольно переходили в подданство царя, после того как на их землях оказывался отряд Ерофея Хабарова.

Однако казакам пришлось повернуть назад, когда в конфликт с ними вступили маньчжуры. Они жили на берегах Амура. Хабаров совершил несколько попыток закрепиться в этом регионе посредством строительства укрепленных острогов. Из-за неразберихи в документах той эпохи до сих пор непонятно, когда и где умер прославленный первопроходец. Но, несмотря на это, память о нем в народе была жива, и уже много позже, в XIX веке, один из основанных на Амуре русских городов получил название Хабаровск.

Споры с Китаем

Южносибирские племена, переходившие в подданство России, делали это, чтобы спастись от экспансии диких монгольских орд, живших только войной и разорением соседей. Особенно страдали дючеры и дауры. Во второй половине XVII века внешнеполитическая обстановка в регионе осложнилась еще сильнее, после того как беспокойные маньчжуры захватили Китай.

Императоры новой династии Цин начали завоевательные походы против народов, живших неподалеку. Российское правительство старалось избегать конфликтов с Китаем, из-за которых могло бы пострадать освоение Сибири. Кратко говоря, дипломатическая неопределенность на Дальнем Востоке сохранялась весь XVII век. Только в следующем столетии государства заключили договор, который официально оговаривал границы стран.

Владимир Атласов

В середине XVII века русские колонисты узнали о существовании Камчатки. Эта территория Сибири была окутана тайнами и слухами, которые со временем только множились из-за того, что этот край оставался недоступным даже для самых смелых и предприимчивых казачьих отрядов.

«Камчатским Ермаком» (по выражению Пушкина) стал землепроходец Владимир Атласов. В молодости он был сборщиком ясака. Государственная служба давалась ему легко, и в 1695 году якутский казак стал приказчиком в далеком Анадырском остроге.

Его мечтой была Камчатка... Разузнав о ней, Атласов начал подготавливать экспедицию на далекий полуостров. Без этого предприятия было бы неполным освоение Сибири. Год подготовки и сбора необходимых вещей не прошел даром, и в 1697 году подготовленный отряд Атласова отправился в путь.

Исследование Камчатки

Казаки пересекли Корякские горы и, достигнув Камчатки, разделились на две части. Один отряд пошел вдоль западного берега, другой изучал восточное побережье. Достигнув южной оконечности полуострова, Атласов издалека увидел неизвестные ранее русским исследователям острова. Это был Курильский архипелаг. Там же, у камчадалов в плену, был обнаружен японец по имени Денбей. потерпел кораблекрушение и попал в руки туземцев. Освобожденный Денбей отправился в Москву и даже встретился с Петром I. Он стал первым японцем, которого когда-либо встречали русские. Его рассказы о родной стране были популярными объектами разговоров и сплетен в столице.

Атласов же, вернувшись в Якутск, подготовил первое письменное описание Камчатки на русском языке. Этим материалы назывались «сказками». К ним прилагались карты, составленные во время экспедиции. За успешный поход в Москве его наградили поощрением в сто рублей. Также Атласов стал казачьим головой. Через несколько лет он еще раз вернулся на Камчатку. Знаменитый первопроходец погиб в 1711 году во время бунта казаков.

Благодаря таким людям в 17 веке освоение Сибири стало прибыльным и полезным для всей страны предприятием. Именно в этом столетии далекий край был окончательно присоединен к России.

Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство. Однако, спокойствие на южно-сибирской границах так и не установилось. В течение всего 17 века потомки Кучума продолжали беспокоить набегами русские селения и татарские улусы.

С конца 16 века в Прииртышье начинают проникать западно-монгольские племена (ойроты или черные калмыки), которые начинают требовать дань с барабинских татар. С 20 - х годов 17 века они начали вытеснять татар с р. Оми на север, громя их улусы. “В калмыцких степях, - писал Г. Н. Потанин, - много было рабов из барабинцев, которые по ходатайству русского пограничного начальства, сотнями возвращались калмыцким начальством на родину, в Сибирь”. В пограничных волостях постоянно “на бережении” находился отряд служилых людей из Тары.

В 1601 году к томским татарам был послан сын боярский В. Тырков, который установил отношения с местной знатью. В 1603 году В Москву прибыл князек Таян и просил поставить в Томской земле русский острог. В 1604 году руководитель отряда Писемский докладывал в Москву о том, что Томский острог построен. Томск стал военно-административным центром Томского уезда. Его гарнизон обеспечивал охрану города и население уезда. Русским властям стало известно, что оружие кочевникам поставляли шорцы “кузнецкие татары”, попавшие в вассальную зависимость от ойротских феодалов. По приказу Москвы в конце 1617 года сводный отряд под командованием О. Харламова двинулся из Томска к устью р. Кондомы. К маю 1618 года крепость Кузнецк была сооружена. Создание Кузнецка положило начало присоединению к России огромной территории на юге Западной Сибири от верховьем Иртыша на западе до верховьев Томи на востоке. Однако в тот момент русские не располагали достаточными силами для решительного отпора ордам кочевников и правительство предписывало местным властям всячески избегать конфликтов.

Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невозможным т.к. в 30-х годах 17 века западные монголы создали сильное государство Джунгарию. Верховный правитель Джунгарии - контайша стремился создать обширную империю, включающую в себя Монголию, Алтай, Казахстан и Среднюю Азию. Осторожная политика, проводимая Московским правительством, вызывала недовольство местного населения, вынужденного платить дань и русским и монголам. Из-за постоянной военной опасности территория нынешней Новосибирской области оставалась вне основной зоны расселения русских. Лишь в конце 17 века земледельческая колонизация подступила к границе новосибирского участка Приобья. Одни из первых кто, решился это сделать, был боярский сын Алексей Круглик, который в 1695 году основал пашню выше Уртамского острога на р. Иксе. Этот год можно считать датой основания д. Кругликовой Болотнинского района НСО. Почти одновременно зачернели запашки русских на р. Ояш, Иня и появились деревни Пашкова, Красулина, Гутово.

Однако из-за угрозы набегов кочевников владельцы пашни предпочитали постоянно жить вблизи острогов. Для обеспечения безопасности русских поселенцев в устье р. Умревы в 1703 году был, воздвигнут Умревенский острог. Вскоре после сооружения Умревинского острого возникает первое русское поселение на территории будущего Новосибирска, деревня Кривощековская. Свое название деревня получила по прозвищу служилого человека Федора Кривощека. Примерно в это же время появилось первое постоянное поселение на р. Бердь деревня Морозово. В 1709 году русские построили в устье рек Бии и Катуни Бикатунскую крепость, которая стала бельмом в глазу у правителей Джунгарии. Во время одного из набегов ойроты сожгли ее. Понимая, что только строительство комплекса укрепленных пунктов способно обезопасить мирное население томский комендант Трахиниотов в 1713 году велел дворянину Лаврентьеву подыскать место для строительства острога в устье р. Чаус. Лаврентьев признал целесообразным построить острог в новой поселенной Анисимовой деревни. Для несения службы в Чаусский острог перевели 30 казаков. Острог стал важным транспортным пунктом на Московско-Сибирском тракте. К 1720 году в округе Чаусского острога существовали д. Большая и Малая Ояшинские, Усть -Инская, Ярская, всего 11. В течении последующих 20 лет возникло 28 деревень (Бозойская, Крохалевская, Скалинская, Пичугова, Криводаново, Чиковская и др.) Население в большей степени состояло из беглых крестьян, ямщиков и разночинцев. В 20-х годах 18 века в округе поселилось много жителей г. Тары, которые отказались присягнуть Екатерине I, после ее коронации Петром I в 1722 году и, спасаясь от розыска, были вынуждены бежать. Казаки Чаусского гарнизона были беломестными казаками, т.е. жалования не получали, а служили “с земли и с травы”, т.е. им предоставлялись земельные наделы На них ложились многообразные повинности по несению караулов, содержанию зимовий, ремонту судов.

Безопасность более южных районов Новосибирского Приобья обеспечивал Бердский острог, построенный в 1710 году (мнение Н. А. Миненко). Были построены Белоярская и новая Бикатунская крепости в 1718 году. В итоге, к 1718 году междуречье Оби и Томи было прочно закреплено за Россией. Одновременно на Иртыше выросли: Омская (1716год), Железнинская (1717год), Семипалатинская (1718), Усть - Каменогорская (1720) крепости, что способствовало стабилизации обстановки на юге Западной Сибири, хотя внешняя опасность сохранялась и русская администрация мирилась с двоеданством барабинцев. В 1722 году в Барабе были построены еще три русских укрепления: Усть - Тартасское, при впадении р. Тартаса в Омь, Каинское при впадении р. Каинки в Омь и Убинское к юго-западу от озера Убинское. В крепостях жили казаки, оберегавшие улусы барабинских татар. В 1729 году казаки, присланные в Убинский форпост, подали томскому воеводе просьбу о переводе их на Каргат, где условия для жизни были лучше - так появился новый Каргатский форпост.

Вблизи форпостов возникали деревни, зимовья, где жили крестьяне, содержавшие лошадей для казенных разъездов.

Главным занятием было земледелие. Пахали деревянной сохой с железными наконечниками. Сеяли главным образом рожь, меньше овес, ячмень, пшеницу. На огородах выращивали различные овощи: лук, чеснок, морковь, капусту, репу, огурцы. Широко применялось переложная система земледелия, при которой после нескольких лет использования надолго бросали для “отдыха”. Удобрений не вносили, т.к. целинные земли давали относительно высокие урожаи. Зажиточные крестьяне немалую часть зерна продавали в сибирские города, крепости, расположенные на севере: Томск, Нарым, Сургут, Березов, где цены на него были высокие. К концу 17 века Томский уезд уже обходился своим хлебом. В Кузнецком уезде своего хлеба в этот период не хватало. В целом Сибирь к концу 17 века стала обходится своим хлебом, отказавшись от его завоза из Европейской России. В 1685 году с поморских городов была снята повинность поставлять в Сибирь хлеб. Теперь стояла задача перераспределения хлеба внутри Сибири от производящих районов к потребляющим. Местное население в единичных случаях пыталось вести земледелие по русскому образцу. Не привлекалось оно и к подневольному труду на государевых и монастырских запашках. Руками русского человека, его потом Сибирь превращалась в хлебородный край.

Важнейшей отраслью хозяйства было животноводство оседлого типа с заготовкой сена на зиму. Содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз. Это давало крестьянам тягловую силу для возделывания полей, перевозки грузов, обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью. Богатые крестьяне имели в своем хозяйстве большие табуны скота.

Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер: в нем изготовляли почти все предметы домашнего обихода. Земля, которая поила и кормила крестьянина не принадлежала ему. Она была государственной. За пользование ею крестьянин выполнял определенные повинности. Первоначально это были натуральный и денежный оброки, которыми облагался каждый двор, а с 1724 года подушная денежная подать с каждой мужской души. В пользу государства земледельцы выполняли и другие повинности: перевозили казенные грузы, строили дороги.

Присоединение Западной Сибири к России было не только политическим актом. Более существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом. С 90-х годов 16 века развернулся массовый приток переселенцев из европейской части страны в Сибирь. Подавляющая часть западносибирского населения слагалась из вольных поселенцев, бежавших от феодального гнета. Правительственная деятельность по переводу и ссылке на пашню не дала существенных результатов. Несмотря на огромные трудности для новых поселенцев заселение и хозяйственное освоение Западной Сибири в конце 16 века - начале 18 века развивалось успешно. Хозяйственная деятельность русских оказала благотворительное влияние и на совершенствование хозяйства аборигенов.

Схема государственного управления Сибирью в 1720-1760х.

Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.

План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.

3. Продвижение русских людей в Сибирь:

а) цели освоения Сибири. Новые города.

б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.

4. Историческое значение присоединения Сибири.

Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.

Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;

1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;

1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;

XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”

Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.

Оборудование урока:

1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.

2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,

Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.

3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

5. Литературная выставка:

а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.

б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.

в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях

знаменитых людей”. М. 2000 г.

г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”

д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.

е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.

6. Маршруты землепроходцев.

7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На Дальний Север и Восток

Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).

На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.

XVII век – это время великих географических открытий.

/звучит шум моря /

К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.

1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;

1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;

1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;

1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

/прикрепляю “корабли” к глобусу /

Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”

Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.

Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.

Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.

“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”

На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.

“Ребята, вспомните кто такие язычники?”

Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.

Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.

Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.

Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …

“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”

“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”

/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/

Каковы же цели освоения Сибири?

Работа со схемами

С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:

Мангазея;

Томск (1604);

Енисейск (1619);

Красноярск (1628);

Турухан;

Якутск (1632);

/прикрепляю таблички с названиями на карту/

В XVII веке было построено около 140 городов.

Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.

Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.

/звучит шум леса/

Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.

1. С.И.Дежнев

2. В.Д.Поярков

3. Е.П.Хабаров

4. В.В.Атласов.

А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:

“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”

“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.

Языкова Ирина Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 179
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Народы Сибири и нашего края в XVII - XVIII вв.
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Народы Сибири

и нашего края
Языкова Ирина Леонидовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирск

План изучения нового материала:
1. Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. 2. О чем могут рассказать географические названия нашего края. 3. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. 4. Духовная культура: верования, шаманы, сказки. 5. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. 6. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Этнос
(от греческого слова ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием.
Этно́

нимы
(от греч. έθνος - племя, народ и όνυμα - имя, название) - названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов.

Народы Сибири

Этносы Сибири,

территория их расселения
На громадных пространствах от Енисея до Тихого океана жили
эвенки (тунгусы),
занимавшиеся охотой и рыболовством.
Чукчи, коряки и ительмены (камчадалы)
населяли северо-восточные районы Сибири с Камчатским полуостровом. Эти племена жили тогда родовым строем, они еще не знали употребления железа.
Народы Сибири 17 века, не составляли там более или мене сплоченных обществ, а напротив они были рассеяны по лесам и тундрам небольшими группами, состоявшими из одного или нескольких родов и не имевших почти никакой зависимости друг от друга. В каждом роде был старейшина, или как называли их пришедшие русские, князцы, которые и управляли всеми немногосложными делами своего народа.

История народонаселения

в Сибири
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени. К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть. К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Заполните таблицу

Народ

Район обитания

Занятия

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
самадийцы

самадийцы

манси

манси

тюрские

племена

тюрские

племена

буряты

буряты

эскимосы

эскимосы

тунгусские

племена

тунгусские

племена
НАРОДЫ СИБИРИ НАРОДЫ СИБИРИ

Нганасаны - самодийский
народ
в
Сибири
, населяющий восточную часть

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
Суровые климатические условия не способствовали быстрому социально- экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно- родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

О чем могут рассказать географические

названия нашего края

БАРНАУЛКА
- левый приток р. Обь. Из кетских слов: "боруан" - волк, "уль" - река, т.е. волчья река. Конечное "ка" появилось на русской почве
ИНЯ
- правый приток р. Обь. Распространенной этимологией является объяснение этого топонима через татарское "ина" - мать, однако это не может удовлетворить ни с грамматической, ни со смысловой точек зрения. Встречающиеся в Европе топонимы "Инн" - приток Дуная и Ина - озеро и приток реки Припяти - ученые объясняют через кельтские и индоевропейские слова со значением "вода". Для Западной Сибири более приемлема этимология А..П. Дульзона, объясняющего "ин" из имбатского диалекта кетского языка, где "иен" означает "долгий".

ОБЬ
-наиболее приемлемой является этимология В. Штейница и А. П. Дульэона, связывающих это название с коми-зырянским словом "обва" - "снежная вода". Русские узнали Обь в ее нижнем течении, и ее название получили от коми проводников.
БАГАН
- река в Новосибирской области. Надежной этимологии нет. Пока возможны два объяснения: из тюркского "баган" - столб и из индоевропейского "багно" - низкое топкое место. Баган действительно протекает по болотам, частью прерывается ими

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского "кара" - черный, прозрачный и "сук" - вода, река
КОЛПАШЕВО
- город в Томской области. Основание относится к XVII веку. Верояным основателем мог быть казак Первуша Колпашник, который предлагал Нарымский и Кетский остроги перенести на Обь, к Keцкому устью. В начале XVII века в Hapымском уезде были дворы Якова Колпашниква, Андрея Колпашникова, возможно, потомков Первуши Колпашника. Позднее деревня Колпашникова стала селом Колпашевым и городом Колпашевым.

ЧУЛЫ́

М
(тюрк. «бегущий снег») - река в Сибири, правый приток Оби.
КИ́

Я
- река в Сибири, левый приток Чулыма. Берёт начало в Кемеровской области, течёт в верховьях главным образом на северо-запад в пределах восточных склонов Кузнецкого Алатау, низовье в Томской области. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В 50- 80 годах XX века вокруг Кии образовались несколько стариц: Тырышкина, Новая, Елдашкина и другие, общей протяжённостью более 30 км. Одна из трактовок гидронима возводит его к селькупскому слову «кы», что означает «река». Согласно другой версии, слово «кия» имеет тюркское происхождение и обозначает «каменистый склон, обрыв».

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского
кара
- «черный, прозрачный» и
сук
- «вода, река».
КИТАТ
- лев. пр. р. Яя. Имеется две этимологии: из кетского
ки
- «новый» П. Дульзон), из селькупского
кы
- «река» (Э.Г. Беккер). Думается, что более вероятной является гипотеза о кетском происхождении топонима, где обе части раскрываются из кетского языка:
ки
- «новый» и
тат
- «река».

Особенности материальной культуры народов

Западной Сибири и ее тесная связь с природно-

климатическими условиями

Духовная культура: верования,

шаманы, сказки
Музыкальные инструменты народов Сибири

Народы нашего края: барабинские татары, чаты,

телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия,

общественные отношения и религиозные верования
Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар - привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.
Этническое положение и соотношение население Западной Сибири на период XVI - XVII в.в. от Урала до р.Хатанги - ненцы, энцы, нганасаны (общее название самоеды. Численностью около 8 тыс.человек). Южнее их, в таежной тайге проживали вогулы и остяки (финно-угорские племена хантов и манси. Численность 15-18 тыс. человек). Остяками также именовали южных самодийцев-селькупов (около 3 тыс. человек), обитавших на средней р.Оби и ее притоках, и кетоязычные племена аринов, коттов, ястынцев на среднем Енисее. По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи кочевали тюркские племена; на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, численностью 15-20 тыс.человек; в верховьях Енисея - енисейские киргизы; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - танские, чулымские и кузнецкие татары. Почти по всей Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура, расселялись тунгусские племена (около 30 тыс. человек). В Забайкалье, по рекам Оному и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены - жили кочевые монголоязычные племена, в последствии составившие этническую основу бурят: эхириты, булагаты, икинаты, хоритуматы, табунуты, хонгодоры (25 тыс. чел.). На верхнем и среднем Амуре проживали оседлые племена монголоязычных дауров и тунгусоязычных дгочеров, в низовьях Амура и Приморье - татки, гиляки (нивхи) и предки нанайцев, ульчей, удэге, а по рекам Лене, Вилюю, Яне - тюркоязычные якуты (30-40 тыс. чел.). Северо-восток Сибири от низовьев Лены до Анадыря занимали кагиры. На севере Камчатки и прилежащим к ней побережье Берингова и Охотского морей жизни коряки, на Чукотском полуострове и в низовьях Колымы - чукчи (при покорении Сибири эта этнические группа оказывала самое жестокое сопротивление русским). Чукчи, которые оседло проживали на морском побережье вошли как особый этнос - эскимосы, также в него входили и ительмены, и шлики Амура. Эти народы принадлежали к полеоазиатам – самым древнейшим обитателям Северной Азии. Они были остатками племен, некогда населявших всю Сибирь и оттесненных "на край света" пришельцами с юга - тюрками, монголами, тунгусами, самодийцами. Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - сибирское ханство, возникло в результате распада империи Чингис-хана. До конца XV в. в нем правили шейбаннды (потомки Чингиса), а потом Тайбугинны (династия Бок Мамет Тайбула).


Сибирские просторы с самых древних времен были местом обитания различных племен и народов. Это неудивительно: огромные пространства, обильные реки и леса создавали идеальные условия для жизни кочевников или племен, ищущих свою новую Родину. Благодаря этим факторам на территории современной Новосибирской области расположено множество интересных археологических объектов.  Чертово городище  Умревинский острог  Комплекс памятников у села Быстровка  Сопка-2  Скелет мамонта  Стоянка палеолита "Волчья грива"  Погребение в Черном мысе  Чичабург

Археологические памятники культуры

народов на территории нашего края

Чертово городище
Расположен этот археологический памятник на Садовой горке в Новосибирске (Октябрьский район). Садовая горка является самой высокой точкой в центральной части города. А «Чертово городище» - археологический парк, посвященный истории сибирских татар. Такое необычное название место приобрело еще в советские годы. Поводом послужило юртовое поселение племен Чатов, которое, к сожалению исчезло, с приходом на территорию современного Новосибирска мостостроителей.

Скелет мамонта
В небольшом селе Вахрушево в 50 километрах от Новосибирска началась история Матильды. Не удивляйтесь, Матильда – это имя мамонта (точнее его скелета), найденного в этих местах. Этот экспонат поистине уникальный – это единственный полный скелет древнего животного. Обнаружилась такая находка еще в 40-е годы.

Комплекс памятников у села Быстровка
Одно из сел Искитимского района Новосибирской области, а именно Быстровка, уже давно привлекает к себе археологов и туристов. Именно здесь расположен один из комплексов археологических памятников, рассказывающий и даже показывающий современному человеку жизнь его предков. На правом берегу Атаманихи расположился своеобразный музей под открытым небом, где собраны различные предметы быта бронзового века. Это и украшения, и различные керамические предметы, и бронзовые ножи, а также другие орудия и предметы из кости и камня. Все эти предметы относятся к Ирменской культуре, названной так по протекающей здесь реке Ирмень и проживающей на территории современных Новосибирской, Кемеровской, Томской областях и Алтайского края. Ирменская культура оставила после себя богатое наследие – археологами обнаружены каменные городища, в которых селились люди. Найденные землянки, земляные и деревянные укрепления могут многое рассказать о быте тех народов. Здесь же – в археологическом памятнике в Быстровке – обнаружены останки и железного века. Среди этих находок, в первую очередь, примечательны найденные культовые погребения. Захороненные здесь жрицы и жрецы в соответствующих одеждах и со всей сопутствующей атрибутикой.

Чичабург
Это археологический памятник, расположенный на берегу озера Большая Чича, в двенадцати километрах от поселка Здвинск. На геофизических снимках из космоса этого района, полученных учеными в 1999 году довольно четко проступали очертания улиц и домов. Во время раскопок было обнаружено не только большое количество бытовых предметов, но и произведения искусства. Ученые предполагают, что жители в спешке покинули свои дома, и самая вероятная причина тому – нападение врагов. Это гипотезу подтверждает большое количество найденных наконечников стрел, доспехов и других предметов, указывающих на то, что жители жили в постоянном ожидании набегов. Площадь Чичабурга составляет более 240 тысяч квадратных метров, а количество населения предположительно с оставляло от четырехсот до двух тысяч жителей.

Стоянка палеолита «Волчья грива»
Объект расположен в верховьях реки Баган, в 62 километрах южнее от Каргата и представляет собой возвышенность протяженностью восемь километров и высотой десять-одиннадцать метров. На «Волчьей гриве» в 1957 году впервые были найдены ископаемые останки древних животных (преимущественно мамонтов, бизонов и лошадей). А несколько лет спустя, в 1969 году ученые обнаружили, что это вовсе не естественное кладбище мамонтов, а уникальнейшее явление – стоянка людей каменного века, которые никогда не использовали камень, так как в этих землях просто нет камня, пригодного для использования в хозяйстве. И вместо камня люди применяли кость. Жилища строились из бивней и бедренных костей, шкуры использовали для крыши, из ребер мамонтов получались острые и прочные копья. Ранее ничего подобного не встречалось не только в этом, но и в других районах Северного полушария. Большую часть коллекции ископаемых можно найти в Институте археологии и этнографии СО АН в Академгородке. «Волчья грива» была объявлена памятником природы областного значения в 2007 году.

Народы Сибири в 17 веке
1.
На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до

вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический. 2.
Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию
от Америки: а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров. 3.
Как назывался налог, который платили народы Сибири в царскую

казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина. 4.
Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория Сибири; б) сделаны географические открытия; в) Россия получила выход к Тихому океану; г) верны все ответы.
Как возникали сибирские города? Объясните
Домашнее задание:
1. Записи в тетради 2. Подготовка к контрольной работе п. 10 - 14

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны - и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Алеуты

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) - алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие - что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении - селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада и в Магаданской области. Общая численность - немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия - анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность - около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область - территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые - нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами - ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые - кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа - «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые - кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель - женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.
Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа - Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык - нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае - язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы - самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая - тундровые, представителей которых большинство, вторая - лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо - солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие - с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей - чаучу (оленеводы) - привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа - инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен - американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов - анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.



Похожие статьи