Сны фараона. Толкование сна по соннику Миллера

16.06.2019

В детстве жизнь Иосифа была идеальной! Бог посылал ему вдохновляющие сны, а отец любил больше других сыновей, но как-то раз его жизнь сделала неожиданный поворот. Завистливые братья Иосифа бросили его в ров (Бытие 37:22), продали в рабство (Бытие 37:27), а потом Иосиф оказался в тюрьме (Бытие 39:19-20). Во всех испытаниях Иосиф сохранял веру в Бога. Бог помог ему растолковать сны фараона, и правитель Египта сделал его своей правой рукой. Жизнь Иосифа доказывает, что даже когда все плохо, нужно уповать на Бога и верить, что Господь позаботится о нас даже в самых сложных ситуациях (2 Фессалоникийцам 3:3).

Иосиф хотел быть хорошим слугой Потифару, но жена Потифара оклеветала Иосифа. За это Потифар бросил Иосифа в тюрьму. Иосифу было очень обидно. Но он не озлобился, а наоборот доверял Богу даже в тюрьме. В результате: "Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы" (Бытие 39:21-23). Начальник темницы поставил его над всеми узниками. Бог благословил его во всех делах. Учись у Иосифа. Не лги. Смело говори правду. Не мсти тем, кто говорит про тебя неправду. Иисус научил нас: "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного " (Матфея 5:44-45).

Да! В Библии сказано, что Бог обращается к нам по-разному, в том числе и во снах. Но все, что мы считаем посланием от Бога, нужно тщательно проверять и искать тому подтверждение в Библии. В Деяниях 2:17 апостол Петр цитирует ветхозаветного пророка Иоиля: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения". Таким образом Бог будет обращаться к нам и являть нам свою волю. В Библии в Иова 33:14-15 сказано: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе". Бог обещает, что мы услышим Его голос (Иоанна 10:27), а сны Он использует, чтобы мы хорошо Его расслышали.

Каждому человеку на Земле Бог дал право выбирать между добром и злом. Такое же право было дано Адаму и Еве в Едемском саду (Бытие 3). Когда одни люди выбирают зло, другие от этого страдают. Поэтому очень важно поступать правильно и выбирать добро. В послании Иакова написано: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение" (Иакова 1:2-3). Мы живем в грешном мире, где одни люди причиняют зло другим. Но, если мы будем доверять Богу и прощать обидчиков, Господь может обернуть зло на добро. Апостол Павел нам говорит: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Римлянам 8:28).

Господь открыл Иосифу: на то, чтобы Иосиф попал в Египет, была Его воля, пускай даже исполнить ее пришлось через его братьев. В Бытие 45:7 Иосиф говорит братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением". Нам иногда кажется, что плохие события не могут входить в Божьи планы. Когда Иосифа продали в рабство, когда его предали и бросили за решетку, он наверняка спрашивал у Бога, за что ему это. Но позднее он понял, что во всех несчастьях Бог преследовал одну цель - исполнить обещание, которое Он дал Аврааму. Бог защитит тебя в любой беде, доверься Ему. В псалме 17:3 сказано: "Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое". Поэтому, когда тебе тяжело, благодари Бога за Его любовь и за то, что Он все обернет тебе во благо.

Annotation

Еремей Парнов - известный российский писатель, публицист, ученый и путешественник, автор научно-фантастических, приключенческих, исторических и детективных произведений, пользующихся неизменным успехом у читателя

В шестой том вошел роман писателя «Сны фараона» В нем автор знакомит читателей с уникальными исследованиями ученых всего мира, пытающихся постичь загадку связи времен В сюжете переплетаются судьбы наших современников и людей Древнего мира Речь идет о человеческих возможностях, о новейших научных открытиях и неразгаданных тайнах прошлого

Еремей Парнов

Сны фараона

Авентира первая

Авентира вторая

Авентира третья

Авентира четвертая

Авентира пятая

Авентира шестая

Авентира седьмая

Авентира восьмая

Авентира девятая

Авентира десятая

Авентира одиннадцатая

Авентира двенадцатая

Авентира тринадцатая

Плоскость

Авентира четырнадцатая

Авентира пятнадцатая

Авентира шестнадцатая

Авентира семнадцатая

Авентира восемнадцатая

Авентира девятнадцатая

Авентира двадцатая

Авентира двадцать первая

Авентира двадцать вторая

Авентира двадцать третья

Авентира двадцать четвертая

Авентира двадцать пятая

Авентира двадцать шестая

Авентира двадцать седьмая

Авентира двадцать восьмая

Авентира двадцать девятая

Авентира тридцатая

«Храм чисел» на реке Ящерицы,

АВЕНТИРА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Авентира тридцать вторая

Авентира тридцать третья

Еремей Парнов

Собрание сочинений

Том шестой

Сны фараона

И явились они из вечного мрака и холода, и было их числом двадцать два. Как двадцать две изначальные буквы, слитые в божественном слове, так и они были единой сущностью миллионы веков, пока не дрогнула палочка в руке Великого дирижера. Ничтожного сбоя достало в симфонии сфер, чтобы исполинская глыба изо льда и космической пыли, уклонясь от назначенной ей колеи, приблизилась к дому древнего бога, царя светил.

Но были крепки запоры и нерушима круговая стена, и страшна была мощь громовержца. Отброшенная вездесущею силой, незваная гостья раскололась на двадцать два неравных куска, и вытянулись цепью они, покрыв необозримые пространства, и пронеслись мимо сияющих чертогов погребальным кортежем. И стал каждый отдельным знаком целокупности хаоса, изначально враждебного полноте бытия, эоном-разрушителем, эоном-убийцей.

Никто не почувствовал всепроникающей дрожи орбит, не уловил чутким ухом мгновенного перебоя сердечного ритма, что наполняет все сущее светом жизни и музыкой дивных миров. И сохранили до поры свое шаткое равновесие жизнь и смерть, словно свет и тьма в пору весеннего равноденствия. И встретила земля этот день, и пришелся он на 22 марта 1993 года по григорианскому календарю. Индуисты праздновали приход чайтры - первого месяца юбилейного 2500 года эры «икрам санват. Иудеи считали тот год 5773 от сотворения мира, мусульмане - 1378 Хиджры, буддисты - 2535 паринирваны учителя Шакьямуни. А на Дальнем Востоке - от Японии до Китая - отпылал праздничный фейерверк 10 года Курицы и Воды по текущему лунному циклу.

Луной и Солнцем отмерены наши годы и дни. Но даже там, куда не проникают лучи светил, даже там, под толщей пирамид и курганов, качается невидимый маятник, и оскопленный Кронос ведет отсчет времен, что сомкнулись змеиным кольцом без конца и начала.

И пришел в царство теней тот год 3415 по последнему солнечному циклу жрецов Египта, и стал он 2705 по лунному циклу последних халдейских жрецов, и 4753 ацтеков и майя, и 6095 Калиюги, черной эпохи обмана.

На планете людей, равно скорбной и радостной, кипящей в суматохе великих упований и мелочных страстей, знамение неба осталось незамеченным. Даже астрономы прозевали разорванный тяготением дальний блуждающий мир.

Ледяные обломки его унесло за орбиту Плутона, повелителя мертвых, и они затерялись на время во мраке межзвездных пространств.

Точка

Часть первая

Авентира первая

Кордова, Испания

Но было предуведомление. И пришло оно путем неисповедимым.

Висенте, библиотекарю монастыря капуцинов в благословенной Кордове, посчастливилось разрешить мистическую энигму. Бились над ней утонченные библеисты, ломая копья на диспутах, и не могли сойтись во мнениях насчет подземных капищ в доме Ахава, что был, по слову писания, «из слоновой кости». Одна эта кость и то могла стать поперек горла, но отыскали ее в песках и глинах, намытых водами мегиддскими, вместе с румянами нечестивой Иезавель.

«И нарумянила лицо свое», как помянуто в «Четвертой книге царств».

Ученый монах, в миру Альваро Гусман, в возрасте двадцати четырех лет Висенте получил степень доктора теологии. Вдумчиво и непредубежденно исследуя языческие заблуждения ветхозаветных царей, молодой богослов, ничтоже сумняшеся, использовал достижения светских наук: археологии, астрономии, математики. Причем делал это настолько изящно, что сумел уберечься от ревности ортодоксов и снискать признание просвещенного мира. Став членом папской академии, он удостоился почетных дипломов Сорбонны, Оксфорда и Иерусалимского университета. Теперь уже археологи, ведущие раскопки по всему Библейскому региону - от пустынь Египта до горных кряжей Кападокии, - испрашивали его совета и помощи. Принадлежность к конгрегации францисканцев (они же капуцины) не позволяла Висенте принимать плату за консультации и экспертные оценки. Завещанные святым Франциском Ассизским обеты нищеты требовалось блюсти в первозданной строгости, что отнюдь не мешало принимать пожертвования капитулу монастыря. Научная деятельность, таким образом, способствовала и славе, и процветанию обители, а доход, вернее известная его часть, поступал в пользу бедных. В Испании, где инквизиционные суды продержались долее, чем где-либо, церковь сумела извлечь уроки из прошлого и шагала в ногу со временем. По крайней мере старалась не отставать. Исторические изыскания брата Висенте не встречали особых препон, а сам он не ощущал притеснений.

Библиотека, хранителем коей ему выпала честь стать в канун своего пятидесятилетнего юбилея, насчитывала триста тысяч томов. В их числе были редчайшие инкунабулы и манускрипты, принадлежащие перу подвижников веры, древним языческим авторам и адептам тайных наук: всяческим алхимикам, астрологам и духовидцам. С особой полнотой было представлено наследие арабов и иудеев. В темные времена они сумели сберечь светоч античной мысли на благо всего христианства. Великие философы и математики, астрономы и каббалисты. Три мира сошлись под небом Испании, три звезды, соединившись в едином созвездии, воссияли на нем ради вящей славы Господней. Кто знает, как далеко смогло бы продвинуться человечество, если бы не заволокло их дивного блеска дымом костров?

Только рассыпанные, вдавленные в песок и пепел жемчужины сохранились от разоренной сокровищницы, только узелки прихотливой вязи, но и по ним удается порой угадать узор, распознать знак и составить слово.

Первый из таких путеводных знаков был явлен случайно, когда на глаза попала рукопись с греческим переводом книги «Зогар». Случилось это в один из тех дней, когда Висенте по горло был занят реконструкцией библиотеки. Дубовые с резными завитушками шкафы в главном хранилище он заменил значительно более вместительными стеллажами из сборных ячеек. Появился ленточный транспортер и подъемник для книг. Удалось расширить скрипторий. Сохранив кафедру, пюпитры для фолиантов, древние глобусы и армикулярные планетные сферы новый хранитель поставил простые удобные столы и, главное, оснастил читальню компьютерами и копировальным аппаратом.

Парадный зал с расписным, небесной голубизны, потолком и ореховой мебелью раннего барокко, так подходившей к золотому тиснению корешков, остался в первозданном состоянии. У Висенте и в мыслях...

Через два года фараону привиделось во сне: стоит он у Нила и видит, как выходят одна за другой семь прекрасных на вид и тучных коров и пасутся в тростниках. И вот вслед за ними на берег поднимаются семь безобразных, тощих коров и становятся рядом с коровами-красавицами. Затем семь безобразных и тощих съели семерых прекрасных на вид, тучных животных. После чего фараон от страха проснулся. Когда он вновь заснул, то увидел, как на одном стебле внезапно поднялось семь колосьев, полных и красивых. Затем выросло семь тощих, обожженных восточным ветром колосьев, и последние колосья поглотили первых. Пробудившись, фараон подумал, что такой сон должен иметь смысл, и смутился его дух. Приказал он собрать предсказателей и мудрецов со всего Египта. Рассказал он им свои сны, но ни один из них не мог объяснить их смысл.

Тогда сказал начальник виночерпиев фараону:

Ныне вспоминаю я о своих прегрешениях. Когда фараон прогневался на своих слуг, он отправил меня и старшего пекаря под стражу в дом заключения. И приснились нам обоим в одну ночь разные сны. Там был молодой слуга начальника телохранителей. Мы рассказали ему свои сны, и он истолковал их. И в точности исполнилось нам предсказанное. Я был возвращен на свое место, а старший пекарь - повешен.

И послал фараон за Иосифом, и его поспешно вывели из ямы. Узник подстригся, переменил одежду и пришел во дворец. И сказал ему фараон:

У меня был сон. Никто не мог его истолковать. Я слышал о тебе, что ты умеешь толковать сны.

Нет, не я, мой Бог даст ответ тебе на благо, - сказал Иосиф.

После того фараон рассказал Иосифу свои сны.

Выслушав, Иосиф сказал:

Два твоих сна - один сон. И я возвещу тебе только то, что желает свершить Бог. Семь прекрасных коров - это семь лет, и семь полных колосьев - это те же семь лет. Семь тощих, ужасных коров, которые вышли вслед за первыми, - это семь других лет, и семь пустых, высушенных восточным ветром колосьев, - те же семь других лет. Бог предвещает тебе, что наступят на всей земле Египетской семь лет великого изобилия. Но за ними придут семь голодных лет. И забудется благоденствие Египта, ибо голод, который последует, будет очень тяжек. То же, что сон повторился дважды, означает, что Бог тверд в своем решении и оно вскоре исполнится. Поставь над Египтом мужа разумного и мудрого. И пусть выбранные им сборщики собирают в семь лет изобилия пятую часть урожая земли Египетской и это великое зерно отдадут в города под твое наблюдение. Это будет запасом на семь голодных лет. И не сгинет земля Египетская!

Иосиф повелитель Египта и его спаситель

Пришлась речь Иосифа по душе фараону. Понравилась она всем его слугам. И изрек фараон:

Найдем ли мы другого человека, в котором был бы Дух Бога, как в этом?

И сказал фараон Иосифу:

Так как Бог открыл тебе все это, то нет никого, кто был бы так разумен и мудр, как ты. Поэтому ты будешь стоять над моим домом. И весь народ будет управляться по слову твоему. Я буду выше тебя лишь троном.

Фараон снял с пальца перстень с печатью и, передавая его Иосифу, сказал:

Этим я ставлю тебя над всею землею Египетской.

После того фараон приказал облачить Иосифа в одеяние из тонкого льна и возложил ему на шею золотую цепь. И, усадив его на вторую свою колесницу, приказал везти через всю страну. И возглашали перед ним: "Аврейх!" ("На колени!").

Затем он возвратил Иосифа во дворец и сказал ему:

Я - фараон, но без твоей воли никто во всем Египте не пошевелит ни ногой, ни рукой.

После этого Иосифу было пожаловано имя Цафенат-Панэйах . Ему была дана в жены Асенат , дочь Потифара, жреца города Она. Так обрел Иосиф полную власть над всей страной. А было ему тогда, когда он впервые предстал перед фараоном, тридцать лет.

И наступили семь лет изобилия, о которых предвещали сны фараона, истолкованные Иосифом. От каждого зернышка произвела неистощимая Египетская земля горсть полновесных зерен. Иосиф с помощью выделенных ему людей собрал весь урожай и пятую его часть заложил в царские закрома во всех египетских городах от порогов Нила до его устья. Амбары ломились от хлеба.

Тогда же, ещё до наступления голодных лет, Асенат, подарила Иосифу двух сыновей. Первенцу Иосиф дал имя Манассия, сказав: "Бог дал мне забыть все муки мои и весь дом отца моего". А другому - Ефраим , сказав: "Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего".

За семью плодородными годами пришли семь пустых лет. Нил едва вышел из берегов. Брошенные в землю семена, хотя и взросли, не вышли в колос. Тысячи египтян покинули села и ринулись в столицу, моля фараона о хлебе. Фараон же сказал:

Идите к Цафенат-Панэйаху!

Тогда-то Иосиф открыл закрома, чтобы продать хлеб и накормить голодных.

1. Египетское имя Иосифа значит "Говорит Бог, и да живет он!".

2. Асенат - "Принадлежащая богине Нейт".

3. Манассия (Менаше) - мифический прародитель одного из колен Израиля. Впервые племя Манассия выступает в оборонительных боях против мадианитян (Суд., 6 - 7).

4. Ефраим - мифический прародитель одного из колен Израилевых. Второй из сыновей Иосифа, получивший право первородства. Место поселения потомков Ефраима - гора Ефраим, среднепалестинский кряж, родина Иисуса Навина и место пророчеств пророчицы Деборы. Сыновей Иосифа (иосифитов) называли также "домом Иосифа". Неясно, входили ли племена Манассия и Ефраим в "дом Иосифа", или они результат раскола первоначального племени Иосифа на два племени.

По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки - Слово «еор» - река, употребляется в Библии только как обозначение реки Нил, за исключением Дан.12:5-7, где оно обозначает реку Тигр. Оно заимствовано из египетского «иру» и только с наступлением восемнадцатой династии оно стало произноситься «иру». Поскольку это еврейское слово имеет свое происхождение от более поздней формы, то из этого видно, что Моисей стал писать книгу «Бытие» не раньше правления 18 династии, которое началось в 1680 году до Р.Хр.

И паслись в тростнике - Еврейское слово «аку», переведенное здесь «тростник» так же египетского происхождения. Это видоизмененная форма от египетского «икуй» т.е. «тростник» или «трава». Это слово встречается только в Быт.41:2,18 и Иов.8:11, что служит одним из доказательств в пользу того, что та и другая книга принадлежит одному автору.

Но вот, после них вышли из реки семь коров других - Семь коров других были неприятны на вид (Быт.41:19). Более того, они были худые, тощие плотью.

Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром - Знойный восточный ветер, дующий из арабской пустыни, иссушает как посевы, так и землю. Арабы различают два вида восточного ветра:

  1. Шамсын, дующий весной в течение 50 дней.
  2. Самум, который может появиться в любое время. Хотя дует он недолго, всего несколько часов, но своим разрушительным действием напоминает сильную бурю, причиняя немалый ущерб людям, животным и растениям.

И проснулся фараон и понял, что это сон - Сны были похожи на действительность, только проснувшись, фараон понял, что это сон. Хотя это были два разных сна, тем не менее они рассматриваются ка один (ст.8,15,25,32) вследствие их сходства между собой, а также в виду того, что оба они относились к одному и тому же событию. Весть Божия была послана фараону дважды, в виду ее важного значения (ст.32).

И призвал всех волхвов Египта - Кроме Пятикнижия это слово от «чартумим» употребляется еще в Дан.1:20, 2:2. Оно происходит от египетского слова, означающего «произносить магическое заклинание», «произносить имя на магическом языке» и относящегося к священникам, как владеющими этим искусством, иероглифической письменности, астрономии, астрологии, толкованием слов и предсказанием событий, связанных с волхвованием и заклинанием, и считались хранителями оккультных наук. Одним словом, это были египетские мудрецы. Поскольку Нил, на берегу которого паслись как тучные, так и тощие коровы, рассматривался египтянами как источник всякой жизни и плодородия, то мудрецы недоумевали, чтобы значили эти сны, и не могли предложить царю такое толкование, которое бы удовлетворило его. И это несмотря на то, что фараон мог рассказать им, что ему снилось не так, как впоследствии царь Навуходоносор, который так и не мог припомнить снов своих (Дан.2:4-7). То, что они не могли объяснить фараону сны, облеченные в символику того времени, поставило в недоумение как этих египетских мудрецов, так и царя. Ибо «Божьего никто не знает кроме Духа Божьего, а нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10-11). Мудрость Божия безгранична, и потому может в любое время посрамить мудрость человеческую.

Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону - На древне египетских картинах и рельефах азиаты изображены длинноволосыми и бородатыми, хотя известно, что египтяне стриглись. Египетское сказание о «Сину» представляет собой интересную параллель к приведенному эпизоду из жизни Иосифа. В этом сказании один придворный, живший 300 лет до Иосифа, рассказывает о своем возвращении в фараонов дворец после долгого изгнания в Ханаанской земле. В его рассказе есть такие слова: «Меня постригли м причесали мне волосы… Одели в пышные одежды и помазали самым дорогим елеем».

И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое - В полном смирении Иосиф направил внимание фараона от себя к Небесному Богу, подобно тому, как два года назад он указал на Истинного Живого Бога двоим, бывшим с ним в темнице (Быт.40:8).

Бог даст ответ во благо фараону - По придворному обычаю сны царю должны были иметь доброе истолкование. Иосиф прожил в Египте достаточно долго, имея общение с царскими сановниками. Поэтому он хорошо усвоил придворную речь, с которой обычно обращались в присутствии царя.


И сказал фараон Иосифу: мне снилось:
- Оба сна переданы в основном теми же словами, что и в ст.1-7. Однако Моисей избегает однообразного повторения, в одном месте он добавляет несколько слов, в другом - использует синонимы.

Что Бог сделает, то Он возвестил фараону - Иосиф прежде всего объяснил, что оба сна имеют одинаковое значение, заметив при этом, что их автором является Бог, Который таким образом желает предостеречь фараона и его подданных от грядущих событий. Число семь, игравшее в обоих снах столь большую роль, указывало в том и в другом случае на семилетний период. Тучные коровы и тучные колосья изображали семь урожайных лет. Голодные последуют за урожайными по всей земле египетской и голод усилится, так что не будет заметно прежних семи лет изобилия. Иосиф пояснил, что сон был послан дважды для того, чтобы подчеркнуть неизбежность принятия неотложных мер для борьбы с голодом. Уверенность Иосифа в истолковании сна, события которого должны исполниться в будущем через 14 лет, и растерянность египетских мудрецов - все это не мог не заметить царь. Объяснение Иосифа произвело на него большое впечатление.

И ныне да усмотрит фараон мужа - Объяснив значение сна, Иосиф советует фараону поставить над всей землей начальника продовольствия и надзирателей для исполнения его повелений. Далее Иосиф советует в течение семилетнего изобилия собирать пятую часть урожая в качестве оброка и делать запасы по всей земле.

Пятую часть [всех произведений] земли Египетской - Тот факт, что ежегодно достаточно собирать пятую часть урожая показывает, что даже в неурожайные годы страна не оставалась без хлеба. Плодородие египетской земли зависело от ежегодного разлива реки Нил. Дождей в этих местах практически не бывает. До сооружения на реке Нил в XX веке Асуанской плотины нормальный уровень в реке поддерживался с помощью дамб. Он был на 25-26 футов выше уровня в засушливый год. Если уровень при наводнении достигал 27 футов, то дамбы смывались. Если же он достигал 30 футов, тогда разрушались селения и погибали люди. С другой стороны, при уровне наводнения в 23 фута вода не достигала полей, лежащих в двух милях от реки. И эти поля были подвержены засухе. О разливе Нила Плиний в свое время писал так: «Обычный уровень наводнения - 16 локтей. Если уровень оказывается ниже, тогда вода не может напитать всю землю. А если уровень выше, то вода долго не может сойти с полей. В первом случае вода не насыщена, а во втором - вода так долго держится на земле, что время посева проходит. Властям об этом хорошо известно. При уровне воды в 12 локтей голод неизбежен. Даже при уровне в 13 локтей голод не отступает. Уровень в 14 локтей вызывает всеобщую радость, а в 15 локтей у людей появляется чувство уверенности, а в 16 - чувство изобилия».

Так как Египет производил зерна больше, чем необходимо для нужд страны, то он имел возможность экспортировать его в большом количестве. Сбор в 200% зерна гарантировал от голода и в то же время означал накопление огромных запасов. Требовать больший процент было бы неразумно. В таком случае фараон лишился бы доброго расположения земледельцев. В годы же изобилия они без труда могли оплатить этот налог, не считая себя ущемленными.

И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? - Совет Иосифа показался настолько разумным и приятным фараону и его советникам, что он поставил его заведовать снабжением продовольствия по всей стране и наделил его знаками полномочия. Предполагается, что сам фараон был гиксосом, а последние принадлежали к семитским народам. Отсюда нетрудно понять, почему он так высоко оценил Иосифа, называя его человеком, в котором Дух Божий (Элохим). В каком именно смысле фараон понимал слово «Элохим» - множественное от «Элоа», не ясно… Этим словом Библейские писатели обозначают как истинного Бога, так и языческие божества. Что имел в виду фараон под слово «Элохим» - Бога Иосифа или собственных богов, неизвестно, хотя, говоря о Боге, Иосиф употребляет глагол в единственном числе. Так как фараон был идолопоклонником и чтил многих богов, то он естественно понял, что Иосиф говорит не о Боге, а о богах. В таком случае его слова звучат так: «Человек, в котором был бы дух богов».

И твоего слова держаться будет весь народ мой - Эти слова долгое время толковались комментаторами по-разному, пока они не пришли к выводу, что в основе приведенного текста лежит египетское выражение. В таком случае приведенная часть стиха звучит так: «По слову твоему будет падать ниц весь народ мой». В разговорном египетском языке глагол «падать ниц» означает так же «есть». Первые читатели книги «Бытие», современники Моисея, выросшие в Египте, несомненно понимали, что имел в виду Моисей, получивший свое образование в Египте. Если же приведенное выражение все же еврейского происхождения, то его можно передать такими словами: «Быть зависимым, послушным».

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою - После некоторого раздумья царь объявил свое решение поставить Иосифа на самую высокую должность во всем государстве. Он должен был отныне считаться первым заместителем самого фараона.

И снял фараон перстень свой с руки своей - Многочисленные рельефы, изображающие введение в должность египетских высокопоставленных правителей, вполне согласуется с кратким упоминанием о назначении Иосифа. Во время церемонии назначения царь обычно стоял у окна дворца, наделяя предстоящего пред ним знаками полномочия. Перстень, данный Иосифу, несомненно содержал камень в виде скарабея, на котором было выгравировано имя царя. Этот перстень служил царской печатью при заверении документов.

Одел его в виссонные одежды - Ему была дана виссонная одежда, какую носили цари и священники. В Египетском сказании о «Сину» (ст.14) так же упоминается виссон, в который был переодет герой сказания при своем возвращении в Египетский дворец.

Возложил золотую цепь на шею ему - На картинах, изображающих введение в должность высших правителей, как правило, можно видеть золотое ожерелье, возложенное на шею назначенному правителю. Некоторые из таких ожерелий сохранились по сей день. Их можно встретить в музеях. Они являются замечательными произведениями искусства, выполненными из золота и самоцветов. Спереди на ожерелье висит надпись с именами и титулами царя.

Велел везти его на второй из своих колесниц - Это слова соответствуют времени правления гиксосов, которые в Египте ввели в обиход лошадей и колесницы (Быт.39:1).

Провозглашать пред ним: преклоняйтесь! - Это призыв глашатаев, следующих впереди колесницы Иосифа, когда он объезжал страну или участвовал в официальной церемонии. Еврейское «ябрек» (преклоняйтесь) - транслитерация египетского выражения, которое толкуется по-разному. Наиболее удовлетворительное толкование дает Бругш. Указанное выражение он связывает с египетским глаголом «берек», что значит «восхвалять», «оказывать почтение». Тогда еврейское «абрек» соответствует египетскому повелительному «иаберек», следовало бы перевести словами: «Восхвали!» или «Окажи почтение!».

И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах - Имя, данное Иосифу фараоном уже давно признано египетским, однако его значение и по сей день остается неизвестным. Это имя было недавно обнаружено на надписи, принадлежащей династии Бувастидов (IX век до Р.Хр.). На ней написано по-египетски: «Бог дарует ему жизнь». В имени Иосифа, по-видимому, отражены текущие события, связанные со сном царя в истолковании Иосифа, в котором Бог обещал сохранить жизнь царя, жизнь Иосифа и всех остальных.

И дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского - Иосиф получил не только египетское имя, но и жену египтянку, дочь знатного священника. Посредством этого брака фараон видимо хотел возвысить честь и достоинство Иосифа. Это видно из того, что сами цари брали себе жен из священнических семей. Имя «Асенефа» означает «принадлежащая богине Неф». Имя ее отца совпадает с именем прежнего господина Иосифа (Быт.37:36). Хотя в еврейской транслитерации этих имен есть небольшая разница. Тот факт, что оба эти имени совпадают, не говорит о том, что оба они относятся к одному и тому же лицу. Прежний господин Иосифа был начальником царских телохранителей, в то время как его тесть был жрецом Илиопольским в городе, где стоял великий храм солнцу, в нескольких милях от Мемфиса, на восточном берегу Нила. Позднее греки назвали этот город Илиополисом. Поклонение в храме солнцу «Он» оказывало на египетскую религиозную жизнь сильное влияние в течение многих веков, пока не заменилось поклонением в XV веке до Р.Хр. и в последующих веках богу «Амен», а затем богу «Амен-Ре» из Фив. Посредством женитьбы на дочери одного из самых влиятельных египетских семейств общественное положение Иосифа значительно укрепилось.

Женитьба Иосифа на египетской женщине по-видимому нисколько не ослабила его верности по отношению к Богу его отцов. Его сыновья Ефрем и Манассия были воспитаны в еврейской религии. Они были родоначальниками двух израильских колен и в этом отношении получили равенство со своими дядями, братьями Иосифа. Непоколебимая верность Иосифа своему Богу, по-видимому, сыграла роль в обращении его жены. Больше того, не следует забывать, что рука Божия, с помощью которой он был так возвышен после своего унижения, так же ограждала его на этом высоком посту, чтобы он не впал в язычество.

Какую перемену совершил Бог в жизни Иосифа! Его оковы сменились золотой цепью, лохмотья узника - виссоном, келья - колесницей, темница - дворцом. Раб Потифара стал его господином, а звон цепей возвещал: «поклонитесь!» Славе предшествует смирение. Страдание и унижение - шаги на пути к высокой чести. За свою верность и терпение раб Божий получил великое воздаяние.

Иосифу было тридцать лет от рождения - Когда Иосиф был продан в Египет (Быт.37:2) ему было 17 лет. Теперь ему исполнилось 30. Из этого видно, что он провел в рабстве 13 лет.

Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти - предсказание Иосифа исполнилось в точности. Хлеб рос «горстями» и Иосиф 20% из него отправлял в житницы страны. Поступление в царские житницы было столь огромно, что вести точный учет стало делом весьма трудным. В качестве сборщиков налогов, по-видимому, требовалось большое число опытных писцов.

До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына - Иосиф нарек своим двум сыновьям соответственно милостивому провидению Божию.

И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия - Буквально «заставляющий забыть». Это имя Иосиф дал своему первородному сыну в знак благодарности Богу за то, что Он помог ему забыть свое прежнее состояние рабства и сильную тоску по родному дому. Он был признателен Богу за то, что Бог воздвиг ему дом, хотя и в стране, где ему пришлось быть изгнанником. Его бывшее несчастье не могло повредить его нынешнему благополучию, ибо враждебные замыслы были обращены во благо.

Часто задают вопрос, почему Иосиф достигнув столь высокого положения не постарался сразу установить связь со своим отцом? Неужели он забыл любовь своего отца и не чувствовал своего долга известить седовласого старца о том, что он еще жив? Нет, про свой отчий дом он не забыл. Об этом свидетельствует его не только нежная встреча с братьями и отцом, о чем пойдет речь ниже, но и слова, которые он произнес при рождении Ефрема, характеризующие Египет как страну постигшего его бедствия. Тот факт, что Иосиф не сразу рассказал в доме фараоновом о своем отце и не сразу пошел известить о себе домой, в Ханаанскую землю, можно объяснить тем, что он не решался открыть своему отцу то злодеяние, в котором были повинны его братья, но возможно так же и внутреннее побуждение от Бога подсказывало ему, что время рассказать обо всем этом еще не настало…Во всяком случае в поведении Иосифа нет ничего такого, что бы противоречило его благочестию, о котором столь красноречиво свидетельствовала его жизнь. Если Богу угодно было, что бы он был в Египте, он должен был оставаться в Египте.

А другому нарек имя: Ефрем - То есть «изобилие вдвойне». В этих словах выражена признательность Иосифа Богу за то, что Он даровал ему, которому было суждено провести всю жизнь в рабстве, счастливую семью и двух сыновей.

В имени Ефрем выражена глубокая, сердечная радость и чувство благодарности.

И был голод во всех землях - Как и предсказал Иосиф семь лет изобилия сменились семью годами голода, который охватил не только Египет, но и все соседние страны. Голод в Египте наступает тогда, когда Нил не выходит из своих берегов (см. ст. 34). А это в свою очередь объясняется недостатком дождей в горных долинах Эфиопии.

И отворил Иосиф все житницы - Когда Египтяне съели все свои запасы продовольствия, они обратились к фараону, несомненно помня о специальном налоге на зерно, который они должны были платить в течение семи урожайных лет. Фараон направлял их к Иосифу, который заведовал всеми продовольственными фондами страны. Иосиф открыл житницы как для египтян, так и для чужеземцев, приходивших в Египет за хлебом. Между прочим, в некоторых иероглифических летописях, найденных в Египте, упоминается о голоде. Могильные надписи рассказывают, о том, что некоторые высокопоставленные лица облегчали страдания бедных и голодных во время бедствия. «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, нагого одевал и вводил под кров того, кому негде было укрыться», - говорится в одной из надписей. Один из правителей 12 династии (XX век до Р.Хр.) вспоминает: «Когда наступило время голода, я вспахал все поля и в провинции Орикс… сохранив людей от гибели и распределяя между ними пищу таким образом, что никто из них не остался голодным». Мудрость Иосифа как управляющего стала очевидной для всех. Если кто-то и сомневался в его хозяйственной политике, состоявшей в том, что он из года в год копил огромные запасы зерна, то теперь все видели в ней только благоразумие. Что мог бы сделать в таком случае фараон, чужеземный правитель с этим голодающим народом? Как бы он мог предотвратить свержение собственной династии, если бы не предусмотрительность Иосифа? Этот юный еврей, бывший раб, сделался спасителем престола, всего Египта и всех окружающих народов.

И стал продавать хлеб Египтянам - Иосиф не стал раздавать всем голодающим хлеб даром. И не без основания. Людям несомненно было дано предостережение о надвигающейся опасности. При заботливом отношении и экономии они могли бы кое-что сберечь для дней нужды. Так как людям пришлось хлеб покупать, то это воспитывало в них бережливость и экономию. В таком случае запасов продовольствия вполне хватило на семь длинных лет. Кроме того, такая политика давала возможность Иосифу облегчить положение других народов, погибающих от голода. Тот факт, что хлеб продавался за деньги, показывает, что он был собран в виде налога, а не в виде общественных услуг, оказанных фараоном.

По материалам библейского комментария АСД

Видеть фараона во сне, быть самому на его месте - к стычке с высокопоставленными чинами. Сновидение означает, что вам хочется получить много удовольствий любой ценой. Будьте осторожны в авантюрных делах, если приснилась мумия, либо гробница. К чему снится египетский правитель, современные сонники трактуют по-разному.

Толкование сна по соннику Миллера

Известные психологи считают появление фараона во сне предвестником крупных скандалов наяву. Видеть Тутанхамона, преклоняться перед ним - к встрече с влиятельным чиновником, полицейским, военным, человеком, занимающим высокий пост. Хорошо, если приснилось, что он был благосклонен к вашим просьбам.

Сонник Миллера довольно уклончиво разъясняет, к чему снится фараон:

  • командующий воинами - к грандиозному скандалу;
  • гробница - к неожиданному наследству;
  • мумия - к прибыли;
  • быть самому правителем - к повышению.

Будьте аккуратнее с бумагами

Видеть фараона во сне - к неожиданным спорам с руководством, старшими членами семьи. Особенно, если приснилось, что он был зол и шел на войну. Сновидение означает, что вы неверно рассчитали свои силы и не успели выполнить важные распоряжения в установленный срок.

Нарушить распорядок, рабочий режим, получить заслуженную взбучку от вышестоящих чинов - именно то, к чему снится разгневанный египетский царь. Сонники рекомендуют не вступать в перепалку с начальством в ближайшие дни, поскорее закончить отчеты, закрыть важные ведомости.

Не упустите прибыль

Если приснилась гробница фараона, приготовьтесь сорвать большой куш, получить наследство. Чем интереснее проходили раскопки во сне, тем больше авантюр придется пережить наяву. И, напротив, если довелось испугаться, пережить шок - значит, так просто прибыль забрать не удастся. Появятся другие наследники, придется отстаивать право в судебных тяжбах.

К чему снится фараон в усыпальнице, склепе или саркофаге, сонник Нострадамуса объясняет предстоящими встрясками, крупными спорами, семейными скандалами, разделом имущества. Постарайтесь забрать причитающуюся вам часть, только законными путями. Иначе склоки могут перерасти в долговременные конфликты с родными.

Растите духовно

Быть фараоном во сне - к получению высокого сана, повышению по службе. Сонник Ванги говорит о высоких духовных достижениях сновидца. Пришло время снискать заслуженные награды за достойные поступки, благотворительность, правильный образ жизни.



Похожие статьи