История социологии. вызывать самые сильные потрясения

20.09.2019

Во главе Руси стоял Великий Киевский князь. Он был военачальником, возглавлял оборону и завоевательные походы. Он руководил системой управления и судопроизводством. Однако существовала и вече (народное собрание).

С 9 в. на Руси развивались феодальные отношения. Феодализм – общественно – политический строй, основу которого составляет частная собственность на землю и эксплуатация лично зависимых крестьян.

В этот период потомки местных племенных князей стали вассалами (слуга) Великого князя. Князь опирался на бояр (знать) и дружину. Дружинники (старшие и младшие), выполнявшие прежде военные функции, сначала 10 в. превращаются в рычаг государственного управления. Князь, прежде всего, выражал интересы знати, но в то же время он поддерживал порядок в стране и защищал ее от внешних врагов. Следовательно, он выражал интересы всего общества. Постепенно складывалась частная собственность на землю, появились княжеский домен и вотчины (отчина – наследие отца). Давалось князем, боярам и дружинникам за службу. Князь мог и отнять ее.

Появилось и зависимость крестьян. Первая зависимость появилась в полюдье, затем крестьяне, жившие на землях вотчины и на свободных землях оказывались в зависимости от знати. Одни заключали договор – ряд (рядовичи) и не могли его выполнить, другие брали купу в долг (закупы) и не могли вернуть. Попав в зависимость, они должны были выполнять барщину (работу на барина) и платить оброк (платежи натурой и деньгами).

Но еще более бесправными были холопы. Они находились на уровне рабов, но их не могли убить.

Русь издавна называли страной городов. В ходу были гривна, а с X века рубль.

Общественные потрясения.

Первые крупные общественные схватки на Руси возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. Вспыхнули восстание древлян, вятичей, полочан. Они происходили на почве сепаратизма. С конца 10 века ряд мятежей произошел в связи с введением христианства (Новгород). В 1024 г. в Суздальской земле был голод. Пошли слухи, что богатые скрывают хлеб. Народ бросился во дворы знати, убивая и грабя их. Во главе восстания были волхвы (Языческие жрецы). Князь Ярослав подавил восстание.

В1068 г. восстание в Киеве. Князь Изяслав потерпел поражение от половцев и укрылся за городскими стенами. Горожане потребовали оружия, князь бежал, но через год вернулся, подавил восстание. В1072г. три сына Ярослава Мудрого, стремясь укрепить порядок, утвердили новый свод законов - «Русская правда» Ярославичей. Кровная месть запрещалась, вводилось строгое наказание за разбой, поджег, убийство, укрывательство холопов. Закон защищал и холопов, и смердов, но за убийство знатного человека платили больше, чем за холопа. Появился институт свидетелей и свидетельских показаний.



В1073 г. начались усобицы между сыновьями и внуками Ярослава. Этим пользовались половцы. Больше всех с ними боролся Владимир Мономах (83 похода).

В 1097 г. состоялся съезд князей и Любече, где князья решили прекратить усобицы и править своими уделами. Тем самым они узаконили раздробленность Руси.

В1113 г. после смерти князя в Киеве произошло соляное восстание, и тогда на престол пригласили Владимира Мономаха (1113-1125г.). После его смерти и смерти его сына Мстислава 1132г. Русь распалась.

Вопросы к теме:

  1. Показать по карте и дать определение местонахождения восточных славян в 6-7 вв.
  2. Назвать и показать по карте восточнославянские племенные союзы.
  3. Какие народы были соседями восточных славян? Какие отношения сложились у восточных славян с ними?
  4. Каковы причины образования государства у славян?
  5. Когда и кем было образовано государство Киевская Русь? Объясните происхождение этого названия.
  6. В чем суть Норманской теории? Какие примеры, опровергавшие эту теорию, вы можете привести.
  7. Что такое феодализм? Его черты?
  8. Что говорит о развитии феодальных отношений на Руси.
  9. Чем были вызваны общественные потрясения в Киевской Руси? Приведите примеры.
  10. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Русью? Насколько успешно они были решены?
  11. Что такое религия? Когда и почему была крещена Русь? Каково значение принятия христианства на Руси?
  12. Назовите и дайте характеристики исторических деятелей периода Киевской Руси

1) Нарастание проблем в Российской империи.

2) «Серебряный век» русской культуры.

3) Становление Советской тоталитарной системы.

4) Великая Отечественная война и обострение проблем советского тоталитаризма.

1) Социально-экономическое развитие. В результате экономического развития в пореформенный период, особенно после промышленного подъема 90-х годов XIX в. окончательно сложилась система российского капитализма, что проявилось:

    в росте предпринимательства и капиталов;

    совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, так наз. вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки);

    увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

В итоге из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств.

Особенностями Российского капитализма в этот период было:

1) Россия не столько вывозила, сколько ввозила капитал;

2) большая роль государства и большой государственный сектор в экономике;

3) высокая степень концентрации промышленного производства и ра­бочей силы;

4) неравномерность экономического развития, как по ре­гионам, так и по отраслям, это было обусловлено значительным разрывом между развитыми финансово-банковской системой, промышленностью и отсталым аграрным сектором.

Реформы С.Ю. Витте:

    объявление государ­ственной монополии на продажу водки (1895 г.);

    увеличение косвенных налогов: на соль, керосин, спички;

    повышение пошлины на ввоз в страну промышленных товаров;

    вводится золотое денежное обращение (1897 г.), что ускорило приток иностранных капиталов в страну.

Дальнейшему продвижению по капиталистическому пути были призваны содействовать реформы П.А. Столыпина (1906-1910 гг.), включающие:

    выход крестьян из общины и создание частных крестьянских хозяйств – отруб о в (с сохранением дома и земельного участка в пределах основной территории поселения) ихуторов (с участком и домом за пределами деревни, села);

    переселенческую политику – переезд крестьян из густонаселенной центральной части страны на малоосвоенные земли за Уралом.

В целом по уровню экономического развития страны на рубеже веков Россия соответствовала ведущим державам своего времени. Однако ее динамическое развитие было прервано вступлением в первую мировую войну и обострением внутриполитических противоречий, приведшими страну к кризису и революционному взрыву 1917 г.

Политическое развитие России на рубежеXIX-XXвв. характеризуется кризисом, вызванным противоречиями между властью и обществом, с одной стороны, и между различными социальными группами внутри самого общества, с другой стороны. Кроме того, неудачи во внешней политике (поражение в Русско-японской войне 1904-05 гг., вступление в затянувшуюся Первую мировую войну) также стали предпосылками обострения социально-политической ситуации в началеXXв.

В ходе первой русской революции 1905-07 гг. и принятого под давлением обстоятельств Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего некоторые политические свободы и создание Государственной думы, оформились основные политические течения и партии.

Партии

Лидеры

Программа / Основные идеи

Социалистическое течение

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП)

Большевики - В.И. Ленин (Ульянов)

Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум)

Программа-минимум : произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. Программа-максимум : победа социалистической ре­волюции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли.

Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры)

В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков

Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнитель­ных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора.

Либеральное течение

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

П.Н. Милюков

Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство.

А.И. Гучков

Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России.

Консервативное течение

Союз русского народа (черносотенцы)

В.М. Пуришкевич

Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских».

Государственная дума - Законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем.4 созыва .1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев). Большинство мест –кадеты и октябристы. Большевики выборы бойкотировали. Предложила программу демократизации России, но она не была принята. Главный вопрос – аграрный. Распущена царем.2-й (20.2-3.6.1907; председатель Ф. А. Головин) . Более левая. Главный вопрос- снова аграрный. Проекты полного или частичного отчуждения земли. Одновременный роспуск 2-й Думы 3 июня 1907 г. и изменение избирательного закона, значительно урезавшего права граждан, получил название ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ. 3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 - А. И. Гучков, с 1911 - М. В. Родзянко) . Ни одна из фракций не имела большинства. – «Октябристский маятник». Рабочий, национальный и аграрный вопросы.4-й (с 15.11.1912- 6(19) октября 1917; председатель Родзянко). Состав почти тот же. Два большинства: право-октябристское и октябристско-кадетское.

Причины революционных событий 1917 г .

1) «Кризис верхов» - неста­бильность самого правительства («министерская чехарда»), активизация либеральной оппози­ции. Нежелание царя идти на какие-либо уступки, падение авторитета власти.

2) Политизации масс - рост крестьянского и ра­бочего движения

3) Хозяйственная разруха, усу­гублявшаяся войной, рост цен, дефицит продуктов и товаров.

Отречение Николая IIот престола 2 марта 1917 г. привело к возникновению ситуации двоевластия – Временного правительства и революционного Петросовета.

Углубление общенационального кризиса, нарастание революционных настроений, обострение экономического кризиса, неспособность правительства к решительным действиям привели к захвату власти большевиками в октябре 1917 г.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Вопрос об уровне социально-экономического развития Руси уже несколько десятилетий находится в сфере острой дискуссии. В пору складывания советской историографии истории Древней Руси в этой области исследования возобладала точка зрения Б. Д. Грекова, отраженная наиболее полно в его книге «Киевская Русь», а также в трудах его последователей в этой области исследований — Л. В. Черепнина, В. Т. Пашуто и позже М. Б. Свердлова.

Смысл ее заключался в том, что общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже с X в. Складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими. По существу, Греков и его последователи почти автоматически переносили уровень и масштабы развития феодальных отношений в Западной Европе на Древнюю Русь.

Эта точка зрения господствовала в течение долгого времени. Имеет она поддержку среди широких кругов историков и поныне.

Однако в 70-е гг. XX в. дерзкий вызов «школе Грекова» бросил молодой ленинградский историк И. Я. Фроянов в серии своих статей и в книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» (Л., 1974). Впоследствии свои идеи И. Я. Фроянов и его ученики развивали в книгах и статьях.

И. Я. Фроянов полагал, что Б. Д. Греков и его последователи искусственно завышали уровень развития феодальных отношений и классовой борьбы в Древней Руси. Ничего подобного на Руси не было ни в X, ни в XI в. И лишь в конце XI в. забрезжил свет раннего феодализма со всеми характерными чертами этих общественных отношений. До этого времени преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Спор между «школой Грекова» и «школой Фроянова» продолжается и по сей день.

Возникновение феодальной земельной собственности. По мере развития сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Кто обладал такими землями, кто облагал смердов в свою пользу податями (деньгами, продуктами), тот увеличивал свои доходы, личные богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свою власть, свое влияние в обществе. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других тогдашних странах. К овладению этим богатством стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества — князья, бояре, дружинники, высшие церковники.

После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. всюду на Руси, но особенно широко в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В другом случае они помещали на не заселенные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих землях хозяйственные постройки, хоромы, поселяли своих управителей и организовывали собственное хозяйство.

В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, создается княжеский домен, т. е. княжеское владение, — комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства. В XI в. таких владений было еще немного, но они знаменовали наступление новых порядков.

К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений, личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе в качестве платы за службу великому князю. Эти люди как бы кормились с земель, а такой порядок назывался «кормлением».

Позднее эти «кормления» заменяются передачей князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова «отец»). Именно там и возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления или за нерадивую службу и передать другому лицу.

В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим дружинникам во владение, с тем чтобы у них были средства к существованию, возможность приобрести военное снаряжение.

В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом, а вся система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенных крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Ко второй половине XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились все крупнее и крупнее, тесня земли свободных общинников.

Зависимое население. Феодальная система была неотделима от труда зависимого населения. Получалось, что за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами, которые теперь становились городскими, крестьяне должны были платить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Оставались также и общегосударственные поборы и повинности. Новая жесткая система внедрялась на Руси по воле верхушки общества. Это наносило определенный ущерб свободным людям и свободному труду.

Вместе с тем феодальное хозяйство имело и ряд преимуществ. Оно было, как правило, крупным, в нем можно было лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек, и многое другое. Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Кроме того, феодальный собственник в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогал «своим» крестьянам, потому что, если разорялись они, разорялся и он.

Таким образом, господское и крестьянское хозяйства были связаны многими нитями между собой и с государством. Поборы, работа на господина, наказание в случае неисполнения этой работы — это была одна сторона дела. Поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь были другой стороной этих отношений. Таково было противоречие новых порядков.

Со временем владельцы вотчин получили от великих князей не только право владения землей, но и право суда над населением вотчины. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ — вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам. В обществе выстраивалась пирамида, в основании которой лежал труд простых людей — крестьян и ремесленников.

Новые порядки привели к тому, что все больше появлялось людей, которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли свое хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами, орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином договор (ряд) и попадали от него в зависимость. Появились и закупы. Они брали у хозяина «купу» (долг) и не могли уйти от господина, не отдав этого долга. Были и наймиты, нанимавшиеся работать за плату, и прощенники, кому были прощены их долги и преступления.

Все больше становилось и холопов — неполноправных людей, которые полностью зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в холопы. В холопа превращался и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свою свободу. Холопами становились и дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные.

Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Не случайно Ярослава именовали царем и «самовластием». Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, подавлял все случаи неповиновения земель.

Помощниками великого князя, его вассалами были бояре, члены старшей дружины. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые.

Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, в сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

В чьих интересах действовал князь? Прежде всего он выражал интересы всего общества в целом, так как руководил обороной страны от иноземных вторжений, поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. Несмотря на появление богатых и бедных, в обществе еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Вместе с тем княжеская власть отражала отдельные интересы верхушки общества — бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди были наиболее близки к князю и больше всех заинтересованы в его сильной власти для защиты своих привилегий и доходов. Но они были одновременно наиболее динамичной частью общества. Его развитие осуществлялось во многом их организаторскими усилиями, их способностями.

На Руси XI—XII вв. сохранялось еще немало пережитков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Они играли большую роль при формировании политики великого князя и его наместников в отдельных землях. Хотя на вече во многом заправляли наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности проводились непременно в присутствии представителей крестьянских общин.

В самой великокняжеской власти, в способе ее передачи от одного властелина к другому не было еще четкого порядка. Власть передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города — центра княжества. Порой княжескую власть захватывали силой. Все это свидетельствовало о неустойчивом характере всего общества.

Армия. Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя. Теперь с созданием единого государства иной стала и русская армия. Ее ядром была старшая и младшая дружины, которыми командовал сам великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки — остроконечные шлемы — закрывали их головы. Конная дружина дралась рядом со своим князем. Другие князья и крупные бояре также приходили со своими дружинами, и каждая шла рядом со своим господином.

В X — первой половине XI в. великие князья еще сами вели в бой свою дружину и порой рисковали жизнью. Во время битвы, правда, «отроки» — телохранители — стояли стеной около князя, отражая направленные на него удары. Великий князь сражался под великокняжеским стягом, который тщательно охранялся.

Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из «воев», простых людей — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Всем полком командовал воевода — тысяцкий. «Вой» были вооружены проще: луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами. У каждого на поясе висел боевой нож на случай тесных рукопашных схваток. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый толстой кожей.

Войско выступало в поход под княжескими и другими стягами. Впереди ехал князь, за ним гарцевала конная дружина, далее двигался полк. Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжелое вооружение воинов — брони, щиты, а также съестные припасы. Незадолго до битвы, когда разведка, или, как ее называли, «сторожа», доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою. Но горе было воинам, если враг нападал внезапно: они не успевали вооружиться.

В бою русское войско делилось на «чело» — центр, где бились пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях — флангах — располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.

Если русское войско отправлялось на штурм крепостей, то в обозе находились специальные приспособления для пролома стен и ворот: тараны (огромные бревна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колеса), камнестрелы, приступные лестницы, вежи (передвижные башни, которые защищали воинов от стрел осажденных). Русская армия была вооружена и снаряжена по последнему слову военного искусства того времени и редко проигрывала сражения.

Города. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось уже около 42 крупных городов. Что значило в то время понятие «город»? Прежде всего это наличие укрепленного детинца, или кремля. Кремль, как правило, находился в центре города и представлял собой городское пространство, обнесенное высокой стеной. Эти стены сооружались из огромных деревянных коробов, набитых землей или глиной. Сверху вкапывали толстые бревна с заостренными концами. Перед стеной вырывался глубокий ров, наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. На стене располагались сторожевые и боевые деревянные башни. Ворота городов были сделаны из толстых дубовых досок, обитых железом.

Внутри кремля располагались княжеские палаты, палаты митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной городской площади, возвышалась местная святыня — главный городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, чинил суд и расправу. Туда свозились дани, захваченная на войне добыча. Здесь собирались судебные и торговые пошлины. За стенами кремля также кипела городская жизнь. Там располагались ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, стояли многочисленные церкви. Здесь же был торг. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первый рубеж городских укреплений.

В городах расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, строились замечательные архитектурные сооружения.

Торговля. С течением веков набирала силу торговля. В XI—XII вв. в русских городах купечество составляло значительную часть населения. Здесь были и богатые купцы — гости, которые вели зарубежную торговлю, купцы, торговавшие по Руси, а также мелкие торговцы-разносчики. Зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, общие денежные фонды.

В Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных городах появились в это время дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран, германских земель. Большие общины составляли купцы и ростовщики евреи и армяне. Еврейские купцы через своих единоверцев в других странах связывали Русь с весьма отдаленными странами, такими, как Англия, Испания. Немало в русских городах было торговцев из Волжской Булгарин, стран Востока — Персии, Хорезма. И русские купцы были желанными гостями на рынках Византии, Польши, Германии. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

На торгу звенели монеты разных стран. Расчеты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в восточных дирхемах, в западноевропейских денариях, в византийских милиарисиях. В качестве денег использовали и шкурки зверей, и скот.

Церковь. С каждым десятилетием христианская религия оказывала все более глубокое влияние на жизнь русского общества. Этому способствовала всяческая поддержка христианства великими князьями.

Уже в конце X—XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху, точно так же как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из митрополий.

В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края религиозная жизнь направлялась архиепископом (от греческого слова «архи» — старший, главный). Священники крупных храмов-соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и селах.

Князья не только поддерживали церковь организационно, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами), строить новые церкви, но и оказывали ей всяческую материальную поддержку. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом князья стали предоставлять митрополиту, епископам, крупным храмам, так же как и боярам, земли, населенные смердами, и передавать церковным организациям часть своих прав на эти земли и их население. Так система господства одних людей и зависимости других стала внедряться и в церковную среду.

Согласно правилам греческой церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны митрополитов. Однако Владимир отказался принять главу церкви из Византии и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.

Лишь при Ярославе Мудром, когда отношения с Византийской империей были улажены, на Руси появились митрополиты. Это были греки. Они представляли интересы Византии, что раздражало и великого князя, и епископов, среди которых все больше становилось выходцев из русских религиозных кругов. Когда же в 40-е гг. XI в. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека.

В 1051 г. митрополитом всея Руси на совещании епископов и при поддержке Ярослава Мудрого был избран русский человек. Это был Иларион — скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви в селе Берестове — летней резиденции великого князя недалеко от Киева. Он часто уходил на берег Днепра, где рос густой бор. Там в горе Иларион выкопал небольшую пещеру (печеру), где проводил время в уединении, молитвах, раздумьях и посте.

По предположению историков, в 1049 г. в храме Святой Софии на Пасху при огромном стечении народа, в присутствии великого князя и всей княжеской семьи Иларион произнес речь, посвященную значению христианской религии в истории Руси. Эта речь была проникнута заботой о счастье родной страны, чувством патриотизма.

Говоря о Руси и русских князьях, Иларион сказал, что «они не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». В дальнейшем эту речь под названием «Слово о Законе и Благодати», где под Законом он понимал Библию, а под Благодатью — Евангелие, или заветы Иисуса Христа, Иларион положил на пергамент, и она стала любимым чтением русских людей.

Иларион недолго занимал высокий церковный пост. Он опять вернулся в свой сельский храм и в свою пещеру, где молился еще долгие годы. Митрополитом вновь стал представитель Византии, поскольку сыновья Ярослава Мудрого больше не хотели враждовать с руководителями всей православной церкви.

Монастыри. Пещера Илариона стала началом на Руси монастырей, где жили монахи. Монахи отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет

безбрачия, отказа от семьи, имущества. Во многих монастырях действовал устав, предусматривавший общий труд, общее имущество, которым заведовал келарь, общий обед в специальной трапезной комнате или палате. Была и общая казна, которая находилась в руках казначея. Таким монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях — игуменья. Но хозяйство считалось для истинных монахов-отшельников делом второстепенным. Главным была молитва, общение с Богом.

После того как Иларион оставил свою пещеру, в ней поселился монах Антоний. Он прожил там 40 лет. Молва о праведности Антония широко распространилась по Руси, и к пещере Антония приходили люди за благословением, советом. Потом здесь поселились другие отшельники, которые тоже стали копать в приднепровской горе пещеры. Так во второй половине XI в. здесь и возник первый на Руси Киево-Печерский монастырь. Его первым игуменом стал Антоний. Его сменил Феодосий, пришедший на берега Днепра в числе первых последователей Антония. Оба они впоследствии были объявлены русскими святыми.

Печерский монастырь продолжал расти. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завел себе большое хозяйство, стал заниматься торговлей и даже ростовщичеством. Ему теперь принадлежали окружавшие земли, подаренные великими князьями. Постепенно мирская жизнь властно прокладывала себе дорогу сквозь стены монастыря. И все же основная часть монахов продолжала жить аскетической жизнью, что привлекало к ним людей, которые стремились сбросить со своей души мирские грехи и шли за отпущением этих грехов в церкви и к монахам. В этом смысле христианство, церковные организации играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия, а это тоже способствовало распространению христианства — ведь люди всегда тянулись к хорошему.

Со временем в Киеве, Новгороде и других городах появились новые монастыри, которые становились мощными очагами христианства. В монастырях и при некоторых крупных церквах создавались первые библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Монастырские братья, как правило, образцово и трудолюбиво вели свое хозяйство, и в этом смысле многие монастыри со временем стали лучшими хозяйствами на Руси.

Общественные потрясения. По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства).

Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков нередко поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, — рядовичи, закупы, холопы.

Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В X в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия — религиозные.

В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло восстание, которое возглавили волхвы. На этот раз речь не шла о неповиновении Киеву. Язычники поднялись против христиан, а беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино. В то время на северо-востоке Руси случился голод. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Народ бросился избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы. Сам Ярослав Мудрый явился в Суздальскую землю с дружиной и утихомирил край.

Прошло несколько десятилетий, и снова мощное народное восстание потрясло Русскую землю. В 1068 г. сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, ставший после смерти отца великим князем, и его братья Святослав и Всеволод — потерпели сокрушительное поражение от новых кочевников — половцев, которые появились в причерноморских степях в начале 60-х гг. XI в. Киевляне потребовали у Изяслава оружие и были готовы защищать город. Но великий князь не хотел вооружать народ. Простые люди на вече обличали великого князя, бояр, дружинников за насилие над беднотой, несправедливые поборы. Раздались голоса о том, что надо освободить из тюрьмы полоцкого князя Всеслава, который был захвачен в плен братьями Ярославичами.

Сотни людей бросились к княжескому дворцу. Другие направились к тюрьме, где томился Всеслав. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь бежал в Польшу к своему тестю — польскому королю. Толпа ворвалась внутрь дворца, разгромила и разграбила его. Долгие годы копившаяся ненависть бедноты к богатым и удачливым людям, к верхушке общества вылилась в бунт, грабежи. Всеслав был освобожден из тюрьмы, и восставшие возвели его на киевский трон.

Семь месяцев правил он в Киеве. Но когда к городу подошло войско Изяслава, собранное в Польше, Всеслав бросил киевлян и бежал к себе в Полоцк. Восставшие потеряли предводителя и больше уже не сопротивлялись.

Пламя мятежей охватило и другие русские города. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Волхвы призывали к расправам над богатыми людьми. На северо-восток двинулась княжеская дружина. В глухих лесах волхвы были схвачены и убиты, а восстание подавлено.

Трое сыновей Ярослава Мудрого предприняли меры по успокоению земли. Они понимали, что одними казнями нельзя было унять народ. Поэтому их советники разработали в 1072 г. новый свод законов, так как Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. На общем совещании князей и бояр он был принят.

Русская Правда Ярославичей. Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность — дом, землю, имущество. Без этого общество могло развалиться, погрузиться в трясину беспорядков.

Закон установил наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков.

За убийство княжеских должностных хозяйственных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты (более мелкого хозяйственного руководителя) — в 12 гривен. Свод законов карал за кражу и укрывательство холопов.

Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего имущих людей, владельцев вотчин, купцов, т. е. тех, кто обладал собственностью. Но одновременно в ней были и статьи, защищавшие права на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось не только за убийство княжеского коня (3 гривны), но и за убийство коня смерда (2 гривны). Это было справедливо, но удивительным было то, что смерд или холоп ценился всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Такова была цена простого человека на Руси в то жестокое время.

Свод законов отразил развитие Руси, становление новых порядков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Сравните управление Руси на заре становления государства и в XI в. Чем вызваны изменения?

2. Что говорит о развитии феодальной системы на Руси?

3. Перечислите основные категории населения Руси в XI в. Охарактеризуйте каждую категорию. Разделите эти категории на группы (подумайте, по каким признакам провести это деление).

4. Что такое вотчина? Опишите ее.

5. Составьте краткий план ответа на тему «Войско Древней Руси».

6. Какова была роль города на Руси?

7. Чем и с кем торговали купцы Руси?

8. Чем были вызваны общественные потрясения на Руси?

9. В связи с чем была принята Русская Правда Ярославичей? Сравните ее с Русской Правдой Ярослава Мудрого.

10. Охарактеризуйте дискуссию историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси: в чем ее суть? Какое значение для понимания истории этого периода имеют выводы ученых по данной проблеме?

11. К каким выводам об уровне социально-экономического развития Древней Руси можно прийти на основании содержания данного параграфа?

ДОКУМЕНТ

Правда роськая

1. Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо придинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод. Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры [племянники]; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

6. Аще ли перстъ утнеть который любо, 3 гривны за обиду. Перевод. Если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду.

7. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.

Перевод. А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен.

8. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.

Перевод. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну.

О княжи муже

9. Аже въ княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривенъ.

Перевод. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

10. А за тивунъ за огнищныи, и за конюший, то 80 гривенъ.

Перевод. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

11. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривенъ. А за рядовича 6 гривенъ. Тако же и за боярескъ. Перевод. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.

12. А за ремественника и за ремественицю, то 12 гривенъ.

13. А за смердии холопъ 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ. Перевод. А за смерда и холопа платить 5 гривен, а за рабыню — 6 гривен.

1. Какие из приведенных положений могли быть в Русской Правде времен Ярослава Мудрого, а какие возникли в Русской Правде Ярославичей?

2. Чем вы объясните тот факт, что в законе предусмотрено более суровое наказание за вырванный ус или клок бороды, которые еще вырастут, чем за увечье — отрубленный палец?

3. Объясните, за что наказывается человек в случае, приведенном в пункте 8 отрывка из Русской Правды.

4. В чем из текста документа можно усмотреть социальное неравенство времен Русской Правды?


История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

Глава 20 Социальные противоречия и потрясения

Глава 20

Социальные противоречия и потрясения

Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Логика, диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление государства – результат трудовых и ратных усилии народных низов – сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей. Всякое действие порождает противодействие, в том числе и в обществе, во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они принимают разные формы – от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний, вплоть до наивысшей их формы – гражданских войн больших масштабов. XVII столетие в истории России современники недаром назвали «бунташным веком». Еще одна гражданская война (Разинское восстание), сильные городские восстания, особенно в Москве – святая святых самодержавия российского, выступления раскольников, множество местных, локальных движений. Социальные потрясения охватили страну от ее западных рубежей до Тихого океана, от северной тайги до южных степей. Современники-иностранцы не только с удивлением наблюдали за разливом народных мятежей в России, соседней Украине (Б. Хмельницкий), но и сопоставляли их с аналогичными событиями в Западной Европе (народные восстания в Англии, Франции, Нидерландах, Германии XVI – XVII вв.).

В основе всего этого – «усиление социального неравенства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы» (В .О . Ключевский). С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой – социальная приниженность крепостных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса – крайние точки, между которыми лежали другие, промежуточные слои, положение которых варьировалось в зависимости от статуса в иерархической системе государства.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 20. Социальные противоречия и потрясения Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска феодалов,

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 4. Противоречия Октября 1. Русское бюро РСДРП(б) не поддерживает Ленина и выступает против «пораженчества» в войне С началом Первой мировой войны революционные партии пережили очередной раскол. Сегодня мы неплохо знакомы с позициями «оборонцев»,

Из книги Сталин перед судом пигмеев автора Емельянов Юрий Васильевич

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Глава шестая ПОТРЯСЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ ВИЗАНТИЯ И ВАРВАРЫ Византийское видение проблемы варваров непосредственным образом продолжает линию греческой античности. Лишь формула, описывающая совокупность всех народов ойкумены, которая ранее звучала как «эллины и

Из книги Россия нэповская автора Павлюченков Сергей Алексеевич

Глава XII Противоречия индустриализации И. Б. Орлов Попытки индустриализации в рамках нэпаДолгие годы советская историография 1920-х годов находилась в зависимости от сталинской концепции индустриализации, сводящей последнюю, прежде всего, к созданию тяжелой индустрии.

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Социальные противоречия колхозной деревни Если промышленные тресты являются «в принципе» социалистическими предприятиями, то о колхозах этого сказать нельзя. Они опираются не на государственную, а на групповую собственность. Это крупный шаг вперед по сравнению с

Из книги История Японии. Между Китаем и Тихим океаном автора Елисеефф Даниель

ГЛАВА VII ВЕЛИКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ Конец сёгунатаКорабли коммодора ПерриЕго звали Мэтью Колбрайт Перри; он родился в 1794 г., сделал всю карьеру на военном флоте и несомненно никогда бы не приобрел международной известности, если бы тогдашний президент США Миллард Филлмор не

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги Неизвестная революция 1917-1921 автора Волин Всеволод Михайлович

Глава IV Поражение Революции Итоги потрясения Революция приостанавливается. «Дума». Политические партии. Установление контакта между передовыми кругами и народными массами. «Русский парадокс» вновь обретает силуК концу 1905 года французская буржуазия предоставила

Из книги Маленков. Третий вождь Страны Советов автора Баландин Рудольф Константинович

Глава 2 Роковые противоречия А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам! Сгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса. Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды. М. А. Волошин Последнее

Из книги Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия» автора Степанов Сергей Александрович

Глава 4 «Им нужны великие потрясения» Первоочередная задача, стоявшая перед Столыпиным, состояла в успокоении страны. По спокойствию и твердому порядку истосковались простые российские обыватели. За успокоение истерзанной России так ненавидели Столыпина

Из книги Елизавета Петровна. Императрица, не похожая на других автора Лиштенан Франсина Доминик

Из книги Франсиско Гойя автора Калмыкова Вера

Грозовые потрясения Итак, смерть короля Карлоса III в 1788 г. привела к крутому повороту в жизни художника Франсиско Гойи. Новый король Карлос IV (правил в 1788–1808 гг.) пожаловал ему титул придворного живописца. Художник пользовался расположением и королевы Марии-Луизы

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Потрясения Последние нашествия нанесли Западу трудно заживающие раны. Скандинавы не щадили городов, и, хотя многие из них после ограблений и запустения заселились опять и были даже отстроены заново, их экономическая жизнь налаживалась очень медленно, так как они были

Из книги Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной автора де Ваал Томас

Глава 9. Противоречия. Сюжет двадцатого века На границе между Советской Арменией и Азербайджаном, между городами Иджеван и Казах, к югу от Грузии, некогда стояла скульптура в виде дерева. На самой его верхушке расцвел гигантский цветок, чьи лепестки символизировали дружбу

Дата проведения: ________

Цель урока:

Образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформиро­вать представление о церковной и военной организации государства;

План урока:

1.

2.Торговля.

3.

4.Армия. Структура и значение.

5.Общественные потрясения.

Основные понятия:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения: ________

Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)

Цель урока:

Образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформировать представление о церковной и военной организации государства;

Развивающая: развивать навыки коллективной работы

Образовательная: воспитать чувство патриотизма к Родине

План урока:

  1. Города. Особенности городов и его населения на Руси.
  2. Торговля.
  3. Социально-экономическая роль церкви, ее организация.
  4. Армия. Структура и значение.
  5. Общественные потрясения.

Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной, хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни. Неизменным оставалось их военно-стратегическое значение крепостей.

Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди (мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди), с другой стороны.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.

Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

  1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о торговле в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:
  • С какими странами торговала Русь? (С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.)
  • Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран? (Шкуры зверей, скот.)
  1. Учитель сообщает: Уже в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.

Составление схемы: нарисуйте на доске первую часть приводимой ниже схемы.

Организация церкви на Руси

Работа с учебником: Предложите ученикам на основе материала учебника (§ 10, 11, с. 75-76) дорисовать эту схему.

Учитель сообщает: Митрополиты и епископы владели землями, селами и горо- л.1ми. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия. Монастырем руководил выбранный монахами игумен , в женских монастырях - игуменья.

  1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать об армии в учебнике (§ 10, 11, с. 73-74), написать конспект и ответить на следующие вопросы:
  • Что являлось ядром армии? (Старшая и младшая дружины.)
  • Сколько было дружинников у киевского князя? (500-800 дружинников.)
  • Кто такие «отроки»? (Телохранители князя.)
  • Кто командовал полками? (Воеводы.)
  • Как были вооружены «вой»? (Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами, щитами.)
  • Какие были традиции сражения у русского войска? (В бою русское войско делилось па «чело» - центр, где белись пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.)
  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском государстве? (Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, традиции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и духовных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на протяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол. Из-за такого порядка часто возникали конфликты, путаницы, интриги, заканчивающиеся военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья думали не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности запять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехватка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.)
  • В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. Зачем? (Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.)

II. Итог урока

Таким образом, Киевское государство как объединенная могущественная держава восточных славян являлась одним из крупнейших военно-политических и экономических образований раннефеодальной Европы.

Домашнее задание

  1. Можно предложить подготовку к самостоятельной работе: значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси (термины можно записать на доске (си. Дополнительные материалы).
  2. Предложите учащимся по материалам двух последующих (§ 12, 13) параграфов подготовить рассказы о важнейших битвах XI в.
  3. Дополнительный материал для преподавателя

Термины для подготовки домашнего задания - проверка в следующем уроке:

Смерды - крестьяне-общинники, делились на свободных и лично зависимых. Термин «смерд» долгое время считался синонимом слова простолюдин. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: закупы, рядовичи, отпущенники, холопы.

Холопы - безземельные и полностью бесправные крестьяне, фактически на положении рабов.

Закупы - те, кто становился зависимыми, взяв в долг «купу». Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду - «купу». При се погашении должник снова становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определенную работу в хозяйстве человека, предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства - превратиться в холопа.

Рядовичи - лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.

«Люди» - свободные крестьяне-общинники.

Челядь - домашние: женщины, дети, слуги, рабы.

Тиуны - слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством.

Отпущенники - отпущенные на волю рабы-военнопленные.




Похожие статьи