Осмотр и описание трупных изменений на месте происшествия. Осмотр и описание отдельных областей трупа Описание трупа на месте происшествия

19.07.2019

Все живое рано или поздно умирает, и даже ваш придуманный герой. Это может остаться за кадром, а может стать актуальной потребностью ввиду сюжетных поворотов. Однако у любого фикрайтера есть шанс превратить смерть в трагифарс, не сделав эпизод достаточно серьезным. Поэтому давайте поговорим о смерти и о способах описания ее. Строго говоря, смерть описывают либо физиологически точно (с открытыми внутренностями), либо пытаясь раскрыть экзистенциальный потенциал персонажа. «Экзистенция», если говорить совсем просто - смысл жизни, то, ради чего вы холили и лелеяли своего придуманного героя, то, зачем вообще существует текст с ним. Что вы вообще хотели сказать своим текстом? Для чего вы решили убить в нем кого-то? Смерть также бывает сюжетно необходима, а бывает и бессмысленной. Смерть делает бессмысленной только лень автора. Подчеркнутая глупость ситуации, в которой умирает персонаж - очень хороший ход, чтобы показать хрупкость жизни и жестокость судьбы. Однако если не прописать сцену детально, читатель засчитает вам «слив», не проникшись ситуацией. Для того, чтобы определить, как вы будете убивать своего персонажа, определитесь с аудиторией. Насколько она готова читать физиологические подробности, насколько готова выдержать страдания разума и души умирающего. Есть люди, которые не выносят упоминаний любых несчастий, и писать для них сцену смерти - только наживать себе врагов. Когда вы поймете, кто будет аудиторией для вашей истории - хардкорные трагики, пессимистичные и беспринципные… нехорошие люди, либо те, кто носят розовые очки и идут по жизни, смеясь - тогда и только тогда принимайтесь за дело. Встаньте на место читателя и взгляните на текст его глазами, пишите такую смерть, какую он посчитает приемлемой или красивой. А можете наоборот наплевать на чувства аудитории и рискнуть с рейтингом NC-21.

Важные детали, которые вы должны знать о любой смерти.

Первое: она необратима. Это кажется банальностью, но об этом часто забывают писатели фэнтези-текстов, где у персонажа есть возможности воскреснуть. Никогда и ни одно существо, будь оно бессмертным и неуязвимым, не сможет привыкнуть к смерти. Возможно, каждый раз герой будет терять часть себя, переживать смерть как необратимое событие и не понимать, как он все еще топчет землю. Смерть всегда будет неприятна и восприниматься как что-то конечное. Так устроена психика всех сложных живых существ. На фоне этой правды любые тексты с хардкорными персонажами, которые гибнут и воскресают, не заботясь о числе смертей - просто опусы школьника, который переиграл в контру. Только компьютерные игры без сюжета и с ускоренной динамикой боя так нивелируют смерть. Строго говоря, там даже смерти нет, просто тычок в спину и возвращение к чекпоинту. Второе: смерть всегда трагична. Нельзя описать смешную смерть, даже если в вашем фанфике умирает главный злодей, а главный герой в белом плаще мстит ему за все грехи. С точки зрения героя убийство злодея не будет смешным ни разу. И никакому самому прожженному злодею не захочется умирать. В свою очередь, герою придется убедить злодея-таки умереть, причем силовыми методами. Но, добившись своего, герой не сможет смеяться. Исключение - безумие, когда у одной из сторон поехала крыша, и тогда все кажется смешным. Но, как говорится, хоть я и смеюсь, моя душа плачет. Этот пункт связан с неотвратимостью смерти. То, что предельно конечно и невозвратно, вызывает у человека ужас, это свойство психики живого, даже если внешние признаки будут говорить об обратном. Третье: умирающий человек неразговорчив. Если человек долго и нудно говорит, он не умирает. Поэтому не переборщите с монологами умирающих. Куда лучше и реалистичнее выглядят хрипы, стоны, застывшее слова на губах, а также пустой взгляд и отсутствующее выражение лица. Это связано с тем, что для эмоций и сильных реакций нужны силы. Организм, умирая, стремится потратить их на более насущные вещи: закупорить раны, поддержать давление крови, заставить легкие расшириться и сжаться, чтобы получить кислород. Кроме того, львиная доля сил уходит на панику, если персонаж переживает насильственную смерть (например, от удушения). При удушении, кстати, говорить вообще невозможно, потому что передавлена гортань и голосовые связки, а при грамотном убийстве воздух прекращает поступать практически мгновенно, отчего лицо человека начинает напоминать цветом сливу. Четвертое: почитайте справочники и учебники патологоанатомов, чтобы хорошо описать последствия смерти. При разных условиях труп может выглядеть по-разному. Даже у обгоревшего человека есть разные повреждения, каждый умерший таким способом уникален. У некоторых лопаются глаза от жара, у кого-то случается шок до того, как тело начинает действительно гореть, и человек умирает от сердечного приступа. Раны от ножа тоже дают странные смерти, неоднозначно выглядят люди, умершие от рака. Прежде чем взяться за труд, придется серьезно полистать медицинский справочник, сконструировать возможные механизмы защиты и борьбы организма (например, при удушении - асфиксии - человек может раздирать себе грудь и горло, чтобы обнажить гортань и дать себе доступ к воздуху). Не стоит забывать, что окружающим не нравятся предсмертные состояния себе подобных, поэтому умирающему будут пытаться помочь. Кто-то может оттянуть неизбежную смерть, кто-то может ускорить развязку, просто убив страдальца. Поэтому не стесняйтесь в своих текстах вызывать скорую, привлекать прохожих, которые не знают, что делать, а также жестких людей, готовых пристрелить любого несчастного как собаку. Все зависит от контекста фика. Однако случаи, когда из толпы зевак на помощь умирающему прилетает врач на белом коне и с короной реаниматолога, занесены в красную книгу, так что добавлять их в текст не стоит. Вам никто не поверит, даже если вы пишете слэш. Пятое: вероятность смерти. У каждого фактора смерти есть своя вероятность. Например, в современном мире куда вероятнее погибнуть под колесами автомобиля, чем попасть в авиакатастрофу. Еще вероятнее получить травму от упавшего кирпича с крыши, удара тока, умереть от алкогольной горячки. Последнее почему-то забывается, хотя количество смертей от этого фактора достаточно - десятки людей ежедневно. Однако во многих текстах герои хлещут алкоголь, как воду, а потом просыпаются с легким похмельем и дальше строят свою личную жизнь. Вероятность смерти определяет ее типичность или экзотичность. Слишком экзотичная смерть отпугивает читателя и мешает ему сопереживать умирающему персонажу. Чем ближе к реальной ситуации смерть, тем легче в нее поверит читатель. Самая банальная и правдивая, а также близкая смерть - это от старости. Отказ органов, инфаркт, инсульт, кома. Эти вещи случаются каждый день, и в мире мало людей, у кого родственник не умирал каким-то простым и логичным способом. Эта простота и логичность подкупает читателя сразу, потому что он соотносит текст со своей жизнью. Однако слишком простая и банальная смерть может отвратить эскапистов - людей, которые бегут от реальности и «серости». Изучите свою аудиторию, чтобы понять, какая тактика нужна. Не стесняйтесь убивать персонажей посредством смертельных заболеваний, эпидемий и инфекций. Некоторые из них позволяют построить из цивильного общества настоящий зомби-апокалипсис, что всегда выглядит свежо. Человек легко умирает от обезвоживания, отравившись загрязненной водой, хорошо умирает от гриппа, отека Квинке, если у него аллергия на арахис, а он ест бутерброд с арахисовым маслом. Чтобы осознать прелесть случайных и нелепых смертей, можно на досуге посмотреть все части «Пункта назначения», где механизм смерти становится самоцелью сюжета. Излишне напоминать, что слишком сильная боль, потеря значительной части крови, а также повреждение жизненно важных органов (мозг, сердце, печень, легкие, желудок, кишечник и т.д.) приводят к смерти в 90% случаев. Внутреннее кровотечение, нарушение целостности кишечника или желудка приводят к необратимым последствиям и скорой смерти. Если вам приходилось читать книги о войне и смотреть документальные фильмы, то вы могли заметить, что некоторые люди после того, как им оторвало половину тела, живут несколько часов. Однако они никогда не выживают. Строго говоря, возможности выжить после смертельных ран у каждого человека индивидуальны, как индивидуален иммунитет и порог боли. Однако не стоит делать из своего героя супермена: живучие ребята - скорее ошибка эволюции, чем закономерность. Старайтесь не продлевать мучения персонажа: это не понравится ни ему, ни читателю. Если вы хотите яркий пример физиологически подробных смертей - почитайте книги Ремарка о войне. Там есть и руки с ногами, застрявшие в железной сетке окопов, и крошечные дырки во лбу, и голодная смерть. После этой школы вы сможете описать любую жуткую смерть, причем без лишнего пафоса. Экзистенциальный вид смерти предполагает поиск смысла жизни, когда герой умирает. Каждый перед смертью хотя бы секунду задумывается, как он жил. У некоторых начинается неконтролируемая истерика, когда приходит осознание, что жизнь прожита, и ничего в будущем человека не ждет. Жалость к себе, животные инстинкты и сложные психологические проблемы устраивают в голове человека ад, который интересно описывать и интересно читать. Есть целая прослойка людей, которым не интересно, почему и как герой теряет очередной литр крови, им интересно, что он чувствует и думает в последние минуты. В сущности, то, что думает герой, умирая, это и есть он сам. Последние вспышки эмоций, реакции и поведение говорят о человеке все, что хотел бы сказать автор. Но любая смерть, как и любая жизнь, бессмысленна. С этим разум умирающего справиться, зачастую, не может, поэтому у писателя есть огромный шанс для полета фантазии. Разум человека настолько сложная штука, что перед смертью человек может думать, о чем угодно. Начиная с того, что умирающий будет прикидывать, а не покрасить ли ему потолок, и заканчивая размышлениями о красоте неба или лица любимой. Шестое: во все времена человечество стремилось игнорировать смерть во всех ее формах. Для этого придуманы все религии, создана львиная часть идеологий, это входит в механизмы реабилитации психики после того, как человек сталкивается со смертью. Нередко в практике психиатрических лечебниц встречаются больные, которые наотрез отказываются верить в смерть близкого человека. Некоторые формы шизофрении позволяют видеть и ощущать умершего, как видеть и ощущать никогда не существовавшего человека. Еще одним защитным механизмом психики является черный юмор или «юмор висельника». Человек, шутя на тему смерти, не смеется. Это горькая ирония, которая позволяет ему пережить некоторые события в реальности, на которые он не может повлиять. Чаще всего черный юмор связан с профессиональными травмами. Патологоанатомы и полицейские, к примеру, каждый день видят трупы, причем в самых разнообразных форматах. Расчлененка, сожженные тела детей, раздавленные до состояния «мешок с костями» люди способны вызвать сильные реакции первые несколько раз. Потом это становится привычным, как плохая погода или пробки по дороге домой. Это не значит, что человек стал легко относиться к смерти, просто паника, отвращение, чувство уязвимости и сопричастности давно покоятся на дне души. А если есть алкоголь, хорошее хобби или врожденная апатия, то естественные реакции на смерть могут быть на «паузе» достаточно долго. Этот пункт не опровергает тезиса, что ни одна смерть не может быть смешной. На факторы принятия смерти влияет очень многое, но человек сам по себе не может легко воспринимать смерть. Он может о ней на время забыть, может отвлечься, может не думать о произошедшем, как о смерти. Чем проще устроен интеллект человека, тем меньше он находит времени на то, чтобы осознать смерть и поверить в нее. Некоторые отрицают смерть до последнего, пока она не придет за ними. Такая корреляция связана с механизмом размножения животных: чем меньше животное боится рисковать, тем успешнее распространяет свои гены по ареалу. Глупые люди успешнее и бесстрашнее и в любви, в смерти, это досталось нам от обезьяноподобных предков. Кроме того, разум человека устроен так, что придумывает любое объяснение необъяснимому, чтобы сохранить индивидуальную картину мира. Первые культы были посвящены природным явлениям, и, конечно же, смерти, как самому важному этапу любой жизни. И так как люди не понимали скрытых процессов организма, не понимали, что организм - суть машина с вероятностью множества поломок, многие столетия смерть воспринималась как нечто живое, персонифицированное, некое божество, дух, нечистая сила. Смерть долгое время не была процессом, а была существом, либо явлением другого существа - могучего, всезнающего, держащего в руках нити судеб, то есть, бога. Это не могло не привести к мысли, что если жизнь кто-то может дать или забрать, то смерть можно обмануть, можно стать бессмертным полностью, либо частично. Отсюда концепция Рая и Ада, отсюда вера в загробную жизнь, которой по факту нет, но без знания о которой человек не сможет смириться с собственной смертью и смертью близких. На восприятие смерти сильно влияют идеи, которые господствуют в обществе. Человек, рожденный вокруг этих идей, встраивает их в свои психику и воспринимает как последнюю истину. Это нужно для того, чтобы органично вписаться в общество и говорить на одном языке с ним. Социализация на все 100% влияет на восприятие смерти. Если общество переживает войны и катастрофы, смерть становится обыденностью, однако на время. Однажды наступает момент, когда человек, годами игнорирующий трупы под своими ногами, начинает впадать в истерику из-за умершего щенка. Игнорирование смерти - ограниченный во времени механизм самозащиты психики, который позволяет продержаться человеку какое-то время, чтобы успеть уйти, приспособиться к враждебной среде, найти способ смириться с высокой вероятностью собственной смерти. Поэтому вспышки эпидемий, войны и прочие несущие смерть факторы совпадали с дикой религиозностью общества. Если не можешь повлиять на спасение собственного тела, придумай, что у тела есть душа, и уж ей точно нельзя навредить, убить окончательно. То есть, смерти нет. Ввиду некоторых комментариев к статье разверну эту мысль подробнее, чтобы ответить на ключевые возражения и вопросы. Почему некоторые африканские племена «спокойно» едят человечину? Наверное, они спокойно относятся к смерти? В общем-то, они едят не человечину, а личность своего врага. Поедание врага для многих племен имело сакральный смысл, этому предшествовал целый ритуал, направленный на перенесение свойств врага в сущность победителя. Некоторые людоеды ели врагов, чтобы они не являлись как злые духи, некоторые ели, чтобы позаимствовать удачу и силу. Но никто не относился к поедаемому человеку как к человеку, как к живому существу вообще. Это предмет культа, как просфора - литургический хлеб, который едят, «вкушая плоть Иисуса» во время богослужения. Поэтому нельзя сказать, что древние племена Африки спокойно относились к убийству и поеданию человека - это было священное таинство, которое не понятно обществам с более сложной структурой организации. Человек, помещенный в такое первобытное общество, не считается убийцей, пока соблюдает табу своего культа и требования своего племени. Эти правила призваны отодвинуть восприятие смерти бесконечно далеко. Считайте, что дикарю чудится, что вместо людей он ест пирожные, и никакими силами не объяснить ему, что он делает что-то не так. Однако дикарь не смеется над смертью, не воспринимает ее как шутку, и когда смерть коснется его, вряд ли испытает приступ радости и веселья. Еще один пример - убийство по неосторожности. Очень похоже на поведение диких племен. Человек в гневе хочет уничтожить личность, которая доводит его до белого каления, хочет, чтобы его враг заткнулся и перестал что-то делать. Но не думает о его смерти в физическом плане, только в идейном. Если удастся через унижение или общественный ресурс убить личность, то человек не пойдет на физическое убийство. Поэтому такое поведение тоже не считается «легким отношением к смерти». «Я убью тебя, если отчет не будет на моем столе завтра!» - орет ваш босс, но это не значит, что он реально размозжит вам голову. Он просто хочет придушить вашу личность, вот и все. Человек может быть бесконечно далек от смерти и не способен осознать ее, если у него есть закрепляющие этот игнор общественные нормы и обстоятельства. Примером являются многочисленные истории, связанные со служащими концентрационных лагерей. Подавляющее большинство тех, кто сжигал евреев, собирал их одежду и волосы, не осознавали, что убивают людей. Это трудно понять, но это так. Те, кто служил в концлагерях, просто выполняли работу, просто следовали служебной дисциплине, просто служили своему обществу. Они не задумывались, зачем они так поступают с людьми, потому что руководство страны сказало им, что евреи - не люди. Потому что евреи вышли за рамки закона, потеряли легитимность, а немецкий народ очень дорожит таким понятием, как легитимность и соблюдение правил. Еще Отто фон Бисмарк насадил в обществе и собственной армии порядки, когда приказы не обсуждаются, вся жизнь подчинена армейской дисциплине, и, если ее не соблюдать, общество быстро выкинет тебя за свои пределы, где одному не выжить. Если хочешь счастливо жить - соблюдай закон и следуй за партией. Именно отсутствие дискуссий в обществе, отсутствие критики властей становятся основой для тоталитарных государств, которые не позволяют любой человеческой единице иметь какое-либо мнение. Когда некоторые немцы пытались сохранить жизни евреям, которых знали, их подвергали жесточайшему прессингу: нельзя было найти работу, выбить карточки на еду (а еду выдавали по талонам с 1939 года, так же, как в СССР), их детей обижали и мучили в школе. Некоторых помещали в концлагерь как врагов народа. Жизнь становилась адом, если ты не шел по пути, что избрала партия. Под постоянным прессингом психика человека выстраивает бесконечные барьеры и фильтры, сердце черствеет при виде любого горя. Ситуацию усугубляли удачные решения производственных вопросов. Например, евреев не заставляли убивать голыми руками, а расстреливали или травили газом. Это означает, что человека, исполняющего убийство, помещали на максимальное расстояние от жертвы, чтобы он не мог осознать, что лишает кого-то жизни. «Нажми на кнопку - получишь результат». Конечно, среди нацистов было немало садистов, и прессинг авторитарного общества вытаскивал из глубин человеческого сознания чудовищ, которые долго спали. Но факт остается фактом: отношение к смерти неоднозначно, формируется под давлением общества и зависит от уровня интеллектуального развития индивидуума. При описании реакций на смерть стоит учитывать и психологические барьеры, и давление общества, и религиозные культы, и наличие/отсутствие достаточного количества пищи и воды. Чем враждебнее среда, куда помещен человек, тем легче он становится дикарем и легче относится к смерти. Однако это временный эффект. Как только человек придет к состоянию сытости и безопасности, осознание, что он причинил кому-то смерть, вернется. Если нет жесткого авторитета, культурных скреп и индульгенции, которые могли бы легитимировать убийство другого человека, то убийца может сойти с ума от собственной жестокости. Подводя итог, можно сказать, что смерть описывается двумя способами: динамический - через глаголы, жесткие последовательные события и действия персонажей, и созерцательный - через описания и размышления, когда ситуация и действия не важны, а главная роль отведена последним чувствам и мыслям потенциального мертвеца. Глаголы делают ситуацию простой, не отягощают лишними оттенками события, что многим нравится, потому что через героя можно просто переступить и забыть. Прилагательные, причастия и деепричастия точнее конструируют застывшую сцену, в которой выбранный герой испускает дух. Некоторым нужно именно смотреть на эту картину часами, поэтому чем длиннее описания, тем сильнее удовольствие читателя. Насильственная смерть - это почти всегда экшен, поскольку происходит борьба между убийцей и жертвой. Вы сами можете определить, как долго жертва будет сопротивляться, увенчаются ли успехом ее старания, насколько жестокой будет ее смерть. Главное помните: если вы описываете сцену борьбы перед смертью, то важно сохранить логику и последовательность действий, как в драке. Смерть от болезни лучше описывать в созерцательном ключе. Если насильственная смерть мгновенна, время сжато, как пружина, то смерть от болезни растянута, важен процесс угасания жизни. Неплохо бы описать, что больному становится то лучше, то хуже. Какого рода боль он испытывает, какие системы жизнеобеспечения его организма отказывают. Здесь важен процесс затяжного страдания, и самый шик описать его так, чтобы читатель хотел смерти героя из жалости. Правда, есть болезни, когда человек «сгорает» за несколько часов. Их можно описать скупо, без подробностей, обходясь основными симптомами. У вашего героя всегда есть возможность умереть быстро, да так, что он сам этого не почувствует и не узнает. В этом случае очень трудно заполнить сцену деталями, чтобы смерть персонажа не умещалась в одно предложение. Если вы хотите посвятить быстрой смерти героя целый абзац, то сконцентрируйтесь на условиях, при которых произошла смерть. Где было тело героя, каким деформациям оно подверглось. Например, взрывная волна накрыла вашего персонажа, какой-нибудь кусок здания упал на героя, мгновенно смяв его грудную клетку и внутренние органы. Неплохо бы добавить реакции окружения: кто увидел его смерть, как отнесся (закричал, наблевал, равнодушно посмотрел, тупо уставился и т.д.). Можно подробно описать, как и откуда падало тело вашего героя, какую форму приняло, как лежали конечности, были ли целы зубы и т.д. Можно добавить маленькую интересную деталь рода: тело все раздавило, но лицо осталось нетронутым; сохранилась лишь правая рука, на которой поблескивал перстень; тело лежало удивительно прямо, мертвый казался живым, только уснувшим и т.д. Последний абзац посвящу самоубийцам. Сразу скажу, что в 90% случаев человеку практически невозможно решиться убить себя. Однако оставшиеся 10% могут сделать из этого поступка культ, который все-таки влияет на впечатлительные души. Некоторые люди, склонные к эскапизму, лучше покончат с собой, чем решат какие-либо проблемы. В честь таких людей Роскомнадзор ввел жесткий мониторинг СМИ и некоторых сайтов, чтобы пресечь описания самоубийств и культивацию их. Поэтому я искренне не советую заниматься описанием самоубийства, чтобы ваш текст модераторам не пришлось удалять. Если же сюжету необходимо самоубийство, то лучше описать его в негативном ключе, как какой-то мерзкий поступок. Это позволит не нести бремя ответственности, потому что вы старались сделать уход из жизни максимально непривлекательным внешне, и маловероятно, что кто-то воспылал идеей умереть. Это только кажется, что ваши корявые (или прекрасные) описания не могут навредить. Почти всегда поощрение самоубийства приводит к самоубийству. Вы можете не знать человека, но быть виноватым. В связи с чем советую писать о таких эпизодах скупо, рвано, лучше витиевато, без конкретно перечисленных лекарств, технологии потрошения животов и вен, а также без инструкции, как выбрать многоэтажку. Не стоит описывать самоубийство в ключе свободы, полета, чудесных снов и ощущений. Лучше сделать наоборот, тем более, что это правда в 90% случаев. Выпавший из окна человек может не умереть, но зато получит многочисленные и крайне болезненные переломы. От принятых веществ человека может рвать, может болеть живот, быть судороги, которые доставляют самые настоящие мучения. Если говорить о причинах, почему люди уходят из жизни добровольно, то есть три аспекта. Первый - это слабость. Второй - это глупость. Третий - не доставить врагам радости. Камикадзе, а также истинные самураи, готовые вспороть брюхо по первому требованию дайме, поступают так не потому, что жаждут умереть, а потому, что, если не умрут, их жизнь, а также жизнь их семьи, их потомков станет адом. Японское общество создало такой жесткий моральный кодекс, что человеческая жизнь в рамках него стала ничем (сегодня это не так, они превозносят жизнь). Культивация чести и смерть за честь - искусственный отбор внутри жесткого архаичного и иерархического общества. Это метод поддержания дисциплины, чтобы никому в голову не пришло оспаривать иерархию или приказы вышестоящих. Когда ты не вписываешься в иерархию, споришь с авторитетами и сомневаешься в их высказываниях и приказах, ты должен умереть. А не вписываются в иерархию из-за сделанных ошибок, будь это проигрыш в войне или резкое слово, сказанное императору. Ошибки могут быть ерундой, но те, кто стоят выше тебя, не прощают, поскольку чем жестче система, тем тверже должна быть дисциплина, чтобы удержать прессинг. Ослабишь хватку - потеряешь власть и голову. И вот у самурая стоит выбор: либо самому по-хорошему себя прирезать, либо дождаться, когда убьют как собаку в подворотне, потому что человеку вне иерархии отказывают в существовании и принадлежности к людям. При этом в ритуале сиппуку, например, над самоубийцей возносят меч, чтобы в случае чего снести голову, если самоубийца передумает. Любое тоталитарное общество не воспринимает ценность человеческой жизни и считает, что может распоряжаться каждой живой единицей, как угодно. Если единица так не считает, ее убивают с пытками и позором в назидании другим. Из этой ситуации складывается парадоксальная логика: если умереть все равно придется, то хотя бы с честью. Правда, честь ничего не стоит, если человек мертв. Слабость и глупость - части одного процесса, когда живой организм перестает бороться за свою жизнь. Антилопа умирает тогда и только тогда, когда сдается и позволяет льву впиться когтями в спину и прокусить ей шею. Когда она бежит от льва, то испытывает дикий стресс, который может отключать мозг, заставляет принимать неверные решения, которые приводят к победе хищника. Усталость и стресс заставляют бежать медленнее и, в конце концов, сдаться смерти. Этот механизм актуален и для человека. И хоть на нас никто не охотится, очень трудно выживать изо дня в день. Стресс на работе, прессинг в школе и университете, отторжение сверстников, родителей, любимых людей - все это сказывается на психике, которая может решить, что слишком устала поддерживать организм в режиме выживания. Иногда такой проигрыш происходит и на физиологическом уровне: перестает выделяться гормон радости, постоянная слабость не позволяет работать и бороться, и человек в конце концов хочет освободить свою психику от прессинга, освободиться от проблем, просто избежав их. И выбирает умереть. Кроме того, если у человека нет экзистенции, смысла жизни, то повторяющаяся изо дня в день борьба кажется бессмысленной и изнурительной. Борьбу не прекратить, награды в конце пути не будет, тогда зачем? Обычно эту ситуацию называют «кризисом среднего возраста». Однако природа заложила в человека механизм вечной борьбы за жизнь, и поэтому отказ от борьбы можно расценивать как слабость и глупость. Это все, что я могу сказать про самоубийство. И помните про Роскомнадзор. Надеюсь, текст был вам полезен.

Определение времени наступления смерти

На месте происшествия определение времени наступления смерти может быть произведено лишь ориентировочно. Для установления времени наступления смерти может быть использовано охлаждение трупа с помощью измерения температуры в прямой кишке.

Термометрия трупа производится дважды для выяснения скорости снижения его температуры при данных конкретных условиях за определенный промежуток времени с последующим перерасчетом его на один час. Температурная разница употребляется для специальных математических вычислений по разработанным формулам.

При ориентировочном определении времени наступления смерти по трупным пятнам используют первую (гипостаз) и вторую (стаз) стадии, когда трупные пятна изменяют свою окраску при надавливании и восстанавливают свой первоначальный цвет через определенные промежутки времени. Существуют специальные таблицы для ориентировочного установления времени, прошедшего с момента смерти. Ориентировочное определение времени наступления смерти по трупному окоченению производится на основании степени и последовательности его выраженности в отдельных мышечных группах.

Окоченения сначала появляются в жевательных мышцах через 2-4 часа после смерти, затем в течение 8-10 часов последовательно распространяется на мышцы шеи, верхних конечностей, туловища, мышц нижних конечностей и начиная с третьих суток, подвергаются разрешению, исчезая в указанной выше последовательности.

При интенсивном механическом воздействие на мышцу (удар каким-либо твердым тупым предметом) возникает локальное мышечное сокращение, приводящее к образовании в месте удара плотной на ощупь опухоли. Феномен появления опухоли может наблюдаться в течение первых шести часов после смерти и может быть использовано на месте преступления.

Осмотр и описание отдельных областей трупа

При осмотре головы определяется целость костей черепа на ощупь, отмечается цвет и длина волос, их загрязнение. При описании лица необходимо указать наличие или отсутствие одутловатости, отметить цвет его кожи (бледная, синюшная) и имеющиеся загрязнения. При осмотре глаз отмечаются закрыты или открыты, состояние век, вид роговицы, форма и вид зрачков (круглые, неправильной формы, сужены, расширены).

Осмотр носа начинается с определения целости его костей и хрящей на ощупь, состояние отверстий носа (свободны, заполнены).

При осмотре рта отмечается его состояние (закрыт, открыт), состояние видимых зубов. Затем также подробно описывается грудь и живот.

Наружный осмотр трупа заканчивается описанием верхних и нижних конечностей. При этом отмечается целость костей на ощупь, загрязнения кожи и состояние ее.

Описание повреждений, обнаруженных на трупе

Повреждения на трупе лучше описывать по мере осмотра той или иной части с последующим масштабным фотографированием (производится следователем). При осмотре повреждений следует избегать действий, нарушающих их общий вид и целость. Не рекомендуется обмывать повреждения (особенно раны) во избежание возможной утери вещественных доказательств (кусочки дерева, металлических отломков и пр.).

Осмотр ран, царапин, ссадин производят при помощи лупы. Не следует допускать зондирования ран из-за опасности образования ложных ходов. При описании ран в протоколе осмотра трупа должны быть отмечены локализация (указать расстояние от двух ближайших стойких анатомических точек), направление (по отношению к длиной оси тела), форма (неправильная, линейная, веретенообразная), размеры как до, так и после сведения краев ран. Если края раны имеют дополнительные повреждения в виде надрывов, насечек, разрезов следует указать у какого края они располагаются, а также указать их число, глубину проникновения (поверхностно, до подкожной клетчатки, до кости и тд). Производят так же описание концов ран (острые, п-образные, закругленные и тд.), характера стенок каналов в пределах кожи (отвесные, пологие, подрытые), дно раны (покрыто жидкой кровью или ее свертками, имеются ли ее загрязнения), а также особенности кожи, прилегающей к краям раны (осадненная, припухшая, кровоподтечная, чистая, загрязнения).

При описании ран наряду с общими данными должны быть отмечены и специфические особенности, характерные для определенного вида оружия.

При описании кровоподтеков, ссадин, царапин указывается их цвет, наличие или отсутствие припухлости. При описании ссадины отмечается сформирована ли корочка каков ее цвет и степень выступания над уровнем окружающей ткани. При наличии закрытых переломов описывается состояние кожи места перелома, так как в процессе транспортировки трупа она может быть повреждена острыми концами костных отломков. При обнаружении как единичных так и множественных повреждений необходимо произвести сопоставление мест их расположения на трупе с повреждениями на одежде (если они имеются).

В процессе осмотра места происшествия с наличием трупа следователь составляет протокол составляет протокол осмотра места происшествия. При транспортировке трупа прилагается сопроводительная документация, которая оформляется как направление органов следствия и дознания.

В направлении должно быть указано:

В какой морг направляется труп;

Ф.И.О. умершего;

Дата и время обнаружения трупа;

Обстоятельства наступления смерти (если они известны)

Вопросы судмедэксперту.

Необходимо указать: следует ли выдать труп после вскрытия и кому; если труп нельзя выдать, то в течении какого времени следует сохранять его. Направление должно быть подписано должностным лицом.

При всех видах смерти на разрешении экспертизы должны быть выставлены следующие вопросы:

1. Причина смерти.

2. Давность наступления смерти.

4. Характер, имевшихся при жизни заболеваний.

5. Повреждения на трупе, их характер, давность и механизм возникновения.

6. Принимал ли умерший перед смертью алкоголь.

7. Другие вопросы, возникающие при различных видах смерти (смерть от механических повреждений от отравлений, от крайних температур и т.д.).

В морге эксперт знакомится с постановлением или отношением о назначении этого исследования, другими документами. Далее эксперт намечает план и тактику судебно-медицинского исследования, которое делится на наружное, внутреннее, и дополнительное.

Наружное: осмотр одежды, повреждения её, различные следы. Осматривают волосистую часть головы, лицо, глаза, веки, роговицы, зрачки, рот, зубы.

Затем осматриваются и описывается шея (борозда).

Ссадины и раны осматривают через лупу или операционный микроскоп.

Внутреннее исследование: вскрываются последовательно три полости: череп, грудная клетка, живот а также шея.

Первой вскрывают ту часть тела, где предположительно локализуются основные признаки, вызвавшие смерть. Дополнительное исследования: гистологические, химические, физико-технические и др.

В протокольной части акта указывают, что было изъято из трупа и для каких целей. Для гистологического исследования берутся изменённые и здоровые ткани не более одного см. (фиксация - формалин).

Для судебно-химического исследования (отравления) посылается не менее 2 кг.внутренних органов.

Для определения этилового спирта берётся кровь из сердца и моча 10 гр.

Для исследования планктона берутся почки, костный мозг, лёгкие, сердце.

По окончании исследования трупа эксперт заполняет врачебное свидетельство о смерти, которое выдаётся либо родственникам, либо представителям организации, производящей похороны. Основным документом является "Заключение судебно-медицинского эксперта" или "Акт судебно-медицинского исследования трупа" и состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и заключительной.

Заключительная часть состоит из судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов.

В выводах даются ответы на вопросы, поставленные органами следствия.

К заключению или акту прилагаются фотографии, рисунки, сделанные в процессе исследования трупов.

Выделяют исследования:

1 трупа неизвестного человека - особое внимание обращается на особые приметы

2 расчленённых трупов - выясняют принадлежность отдельных частей к трупу, выясняют половую принадлежность, все части обязательно описываются, фотографируются, упаковываются и передаются следственным органам.

3 скелетированных трупов - по строению костей определяют пол, возраст,рост покойного.

Важный момент-исследование зубного аппарата. Большое значение имеет отождествление личности по черепу, о причине смерти судить невозможно, иногда находят планктон и некоторые яды

4 эксгумированного трупа - производится по требованию органов юстиции в тех случаях, когда труп был захоронен без вскрытия или первичная экспертиза проведена недостаточно полно, или выявились какие-либо новые обстоятельства, требующие дополнительных исследований.

Согласно УПК эксгумация - следственное действие.

Описание трупа может проводится у могилы или в морге. Основные моменты эксгумации - фотографируются.

Следователь составляет протокол, а эксперт - заключение.

Вопросы, разрешаемые экспертом при судебно-медицинском исследовании неопознанного трупа:

1. Какой возраст, рост и пол неизвестного

2. Какими заболеваниями страдал неизвестный или какие хирургические операции он перенёс

3. Каковы особенности и происхождение имевшихся ранее повреждений (рубцы)

4. Нет ли на трупе признаков, указывающих на род занятий и привычки неизвестного.

Вопросы, разрешаемые экспертом при судебно-медицинском исследовании расчленённого трупа:

1. Одному или нескольким лицам принадлежат части расчлененного тела

2. Каковы пол, возраст и рост пострадавшего

3. Какова давность расчленения

4. Какова причина смерти

5. Каким орудием и способом производилось расчленение

6. При жизни или после смерти производилось расчленение

7. Каковы группа и тип крови в частях расчленённого трупа

8. Нет ли признаков беременности

9. Нет ли признаков, указывающих на попытку преступника удалить особые приметы

10 Нет ли признаков, указывающих на наличие профессиональных навыков лица, производившего расчленение.

Если расчленённый труп неопознан, то эксперту предстоит ответить на вопросы, относящиеся к исследованию трупов неизвестных.

Список использованных источников

1. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. Справочник. / Попов В.Л. - С.Пб.: "Специальная литература", 1997.

2. Судебно-медицинское исследование трупа. Под ред. А. П. Громова и А.В. Капустина. - М., "М".,1991.

3. Судебная медицина. Под ред. А.. А. Матышева. - М., "М".,1990.

4. Судовая медыцына. Пад рэд. В.Н. Крукава. - Мн, "Унiверсiтэцкае", 1997.

5. Судебная медицина. Под ред. В. Н. Крюкова - М., "М".,1985.

Схема описания констатации смерти в карте вызова

    Местоположение. Тело мужчины (женщины) находится на полу (на кровати) в положении лежа на спине (животе) головой к окну, ногами к двери, руки – вдоль туловища. Без сознания .

    Анамнез. /Ф. И. О. (если известно)/ был обнаружен в таком состоянии сыном (соседкой) /Ф. И. О./ в 00 час. 00 мин. Родственниками (соседями) проводились реанимационные мероприятия (если проводились) в объеме: /перечислить что проводилось и когда/. Со слов сына (соседки) страдал: /перечень хронических заболеваний/. Что использовал для лечения. Указать дату и время последнего обращения за медицинской помощью, если таковое было в течение последних 7-10 дней.

  1. Осмотр.

      Кожа. Цвет. Температура. Кожные покровы бледные (сероватого оттенка – мертвенно бледные, цианотичные). Холодные (теплые) на ощупь. Наличие загрязнений на коже и одежде. Кожные покровы вокруг рта загрязнены рвотными массами (кровью).

      Трупные пятна. Расположение. Фаза развития. Цвет. Трупные пятна в области крестца и лопаток в стадии /гипостаза/ (полностью исчезают при надавливании или /диффузии/ (бледнеют, но полностью не исчезают при надавливании) или /имбибиции/ (при надавливании не бледнеют).

      Трупное окоченение. Выраженность. Группы мышц . Трупное окоченение слабо выражено в мышцах лица. В других группах мышц признаков трупного окоченения нет.

  2. Обследование. Особенно важно при отсутствии трупных пятен и окоченения.

      Дыхание. Дыхательных движений нет. Аускультативно: дыхательные шумы в легких не выслушиваются.

      Кровообращение . Пульс на центральных кровеносных сосудах отсутствует. Тоны сердца не выслушиваются.

      Осмотр глаз. Зрачки расширены, на свет не реагируют. Корнеальный рефлекс отсутствует. Симптом Белоглазова положительный. Пятна Лярше - подсыхание роговицы, не выражены (ярко выражены).

      Подробный осмотр тела. Видимых повреждений на теле не обнаружено. Именно так!!! Если нет повреждений.

  3. Заключение: констатирована смерть гражданина /Ф. И. О./ в 00 час. 00 мин. Ориентировочно время констатации должно отличаться на 10-12 минут от времени прибытия.

    Время отзвона на трупоперевозку : 00 час. 00 мин, диспетчер № 111. (Указать в соответствующем месте). Это время может быть больше на 7-15 минут от времени констатации смерти и не должно совпадать со временем отзвона об освобождении бригады.

    Территориальные данные. № поликлиники. Название УВД. В случае криминала, детской смерти обязательно указать фамилию и звание прибывшего сотрудника милиции (старшего в группе).

    Для профилактики возможной конфликтной ситуации возможно сделать отметку в карте вызова о бесплатности службы трупоперевозки с подписью родственника (соседа) усопшего.

Приложения к плану описания констатации смерти.

Стадии процесса умирания.

Обычное умирание, если так можно выразиться, состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга:

1. Предагональное состояние.

Оно характеризуется глубокими нарушениями деятельности центральной нервной системы, проявляется заторможенностью пострадавшего, низким артериальным давлением, цианозом, бледностью или "мраморностью" кожных покровов. Такое состояние может длиться достаточно долго, особенно в условиях оказания медицинской помощи.

2. Следующая стадия - агония.

Последняя стадия умирания, в которой еще проявляются главные функции организма в целом - дыхание, кровообращение и руководящая деятельность центральной нервной системы. Для агонии характерна общая разрегулированность функций организма, поэтому обеспеченность тканей питательными веществами, но главным образом кислородом, резко снижается. Нарастающая гипоксия приводит к остановке функций дыхания и кровообращения, после этого организм переходит в следующую стадию умирания. При мощных разрушающих воздействиях на организм агональный период может отсутствовать (как и предагональный) или продолжаться недолго, при некоторых видах и механизмах смерти он может растягиваться на несколько часов и даже более.

3. Следующий этап процесса умирания - клиническая смерть.

На этом этапе функции организма в целом уже прекратились, именно с этого момента и принято считать человека мертвым. Однако в тканях сохраняются минимальные обменные процессы, поддерживающие их жизнеспособность. Этап клинической смерти характеризуется тем, что мертвого уже человека еще можно вернуть к жизни, вновь запустив механизмы дыхания и кровообращения. При обычных комнатных условия продолжительность этого периода составляет 6-8 минут, что определяется временем, в течение которого можно полноценно восстановить функции коры головного мозга.

4. Биологическая смерть

Посмертные изменения кожи.

Непосредственно после смерти кожные покровы трупа человека бледные, возможно с небольшим сероватым оттенком. Сразу после смерти ткани тела еще потребляют кислород из крови и поэтому вся кровь в кровеносной системе приобретает характер венозной. Трупные пятна образуются вследствие того, что после остановки кровообращения кровь, содержащаяся в кровеносной системе, под действием силы тяжести постепенно опускается в нижележащие отделы тела, переполняя главным образом венозную часть кровеносного русла. Просвечивающаяся через кожные покровы кровь придает им характерную окраску.

Трупные пятна.

Трупные пятна в своем развитии проходят три стадии: гипостаз, диффузия и имбибиция. Для определения стадии развития трупных пятен используют следующий прием: надавливают на трупное пятно, если в месте давления трупное пятно полностью исчезает или хотя бы бледнеет, то замеряют время, через которое первоначальный цвет восстанавливается.

Гипостаз - стадия , на которой кровь опускается в нижележащие отделы тела, переполняя их сосудистое русло. Начинается эта стадия сразу после остановки кровообращения, а первые признаки окраски кожных покровов можно наблюдать уже через 30 минут, если смерть была без кровопотери, а кровь в трупе жидкая. Отчетливо трупные пятна проявляются через 2-4 часа после наступления смерти. Трупные пятна в стадии гипостаза при надавливании полностью исчезают, вследствие того, что кровь только переполняет сосуды и легко по ним перемещается. После прекращения надавливания кровь вновь заполняет сосуды через некоторое время, и трупные пятна полностью восстанавливаются. При изменении положения трупа в этой стадии развития трупных пятен они полностью перемещаются на новые места, в соответствии с тем, какие отделы тела стали нижележащими. Стадия гипостаза в среднем продолжается 12-14 часов.

Следующая стадия формирования трупных пятен - стадия диффузии , еще ее называют стадией стаза. Как правило, выраженные проявления, характерные для этой стадии, отмечаются по прошествии 12 часов после наступления смерти. В этой стадии перерастянутые стенки сосудов становятся более проницаемыми и через них начинается обмен жидкостей, нехарактерный для живого организма. В стадии диффузии при надавливании на трупные пятна они не исчезают полностью, а лишь бледнеют, через некоторое время восстанавливают свой цвет. Полное развитие этой стадии происходит в период от 12 до 24 часов. При изменении позы трупа, в этот период времени, трупные пятна частично перемещаются в те отделы тела, которые становятся нижележащими, а частично остаются на старом месте за счет пропитывания тканей, окружающих сосуды. Ранее образовавшиеся пятна становятся несколько светлее, чем они были до перемещения трупа.

Третья стадия развития трупных пятен - стадия имбибиции . Этот процесс пропитывания тканей кровью начинается уже к концу первых суток после наступления смерти и полностью заканчивается после 24-36 часов с момента наступления смерти. При надавливании на трупное пятно, находящееся в стадии имбибиции, оно не бледнеет. Таким образом, если с момента смерти человека прошло более суток, то при перемещении такого трупа трупные пятна не изменяют своего местоположения.

Необычный цвет трупных пятен может свидетельствовать о причине смерти. Если человек умер при явлениях значительной кровопотери, то трупные пятна будут выражены очень слабо. При смерти от отравления угарным газом они яркие, красные из-за большого количества карбоксигемоглобина, при действии цианидов - красно-вишневые, при отравлении метгемоглобинобразующими ядами, такими как нитриты, трупные пятна имеют серовато-коричневый цвет. На трупах, находящихся в воде или сыром месте, эпидермис разрыхляется, через него проникает кислород и соединяется с гемоглобином, этим обусловливается розоватокрасный оттенок трупных пятен по их периферии.

Трупное окоченение.

Трупным окоченением принято называть состояние мышц трупа при котором они уплотняются и фиксируют части трупа в определенном положении. Окоченевшее мертвое тело как бы деревенеет. Процесс окоченения развивается одновременно во всей скелетной и гладкомышечной мускулатуре. Но его проявление наступает поэтапно, сначала в мелкой мускулатуре - на лице, шее, кистях рук и стопах ног. Затем окоченение становится заметным и в крупных мышцах и группах мышц. Выраженные признаки окоченения отмечаются спустя уже 2-4 часа после наступления смерти. Нарастание трупного окоченения происходит в период до 10-12 часов от момента смерти. Еще около 12 часов окоченение держится на одном уровне. Затем оно начинает исчезать.

При агональной смерти, то есть смерти, сопровождающейся длительным терминальным периодом, можно также выявить ряд специфических признаков. При наружном исследовании трупа к таким признакам относятся:

1. Слабо выраженные, бледные трупные пятна, которые появляются через значительно больший промежуток времени после смерти (через 3 - 4 часа, иногда более). Это явление связано с тем, что при агональной смерти кровь в трупе находится в виде свертков. Степень свертывания крови зависит от длительности терминального периода, чем длительнее терминальный период, тем слабее выражены трупные пятна,тем более длительное время необходимо им для появления.

2. Трупное окоченение выражено слабо, а у трупов лиц, смерти которых предшествовал очень длительный процесс умирания, оно может вообще практически отсутствовать. Это явление обусловлено тем, что при длительном умирании в терминальный период практически полностью расходуются все энергетические вещества (АТФ, креатинфосфат) мышечной ткани.

После описания следователем места положения трупа судебно-медицинский эксперт или врач соблюдает следующий порядок:

  • 1. Описание позы - общая поза (на спине, животом вниз, висит, в сидящем положении и др.), расположение частей тела (Осмотр трупа на месте его первоначального обнаружения лова повернута влево, руки вытянуты вдоль туловища и прижаты к нему и т.д.).
  • 2. Осмотр и описание одежды - наименование частей и их состояние (смещены, в беспорядке, целостность, степень изношенности, наличие отпечатков, помарок и пр.), выявление посторонних предметов и следов между слоями и под трупом.
  • 3. Общебиологическая характеристика, словесный портрет.
  • 4. Описание трупных явлений.
  • 5. Последовательное описание трупа по областям - голова, лицо, шея, грудь, живот, область промежности, конечности, спина.
  • 6. Подробное описание всех повреждений (в порядке изучения областей).

В протокольной части должны быть описаны признаки, позволяющие дать конкретные ответы на каждый вопрос.

  • - констатация факта смерти;
  • - соответствие места обнаружение трупа месту смерти;
  • - давность смерти;
  • - наличие, количество, локализация, характер и прижизненность телесных повреждений;
  • - возможная причина смерти;

Констатирование факта смерти является важнейшим моментом в деятельности судебного врача, а еще более важным - в деятельности лечащего врача.

В настоящее время для констатации смерти используют ориентирующие и достоверные признаки смерти.

Ориентирующие признаки:

  • - неподвижное положение тела;
  • - бледность кожи;
  • - отсутствие сознания, дыхания, пульса, сердцебиения;
  • - отсутствие чувствительности на болевые раздражения;
  • - отсутствие реакции зрачка на свет.

Достоверные признаки смерти:

I) ранние (в 1-е сутки после смерти - трупные явления):

  • - охлаждение;Стр. 1 Осмотр трупа на месте его первоначального обнаружения
  • - высыхание;
  • - трупные пятна;
  • - трупное окоченение;
  • - аутолиз.

II) поздние (становятся заметными со 2-х суток):

  • - разрушающие (гниение, поедание насекомыми и животными);
  • - консервирующие (мумификация, жировоск).

Значение трупных пятен:

  • 1. Достоверный признак смерти.
  • 2. Определение времени смерти, при этом необходимо учитывать и время восстановления окраски.
  • 3. Установление причины смерти при отравлениях.
  • 4. Перемещение трупа.
  • 5. При наличии предметов под трупом, в местах сдавления трупные пятна не образуются, т.к. сдавлены сосуды.

Определение давности смерти по трупным пятнам:

а) в случае без учета причины смерти исчезают и восстанавливаются через 5-10 сек. - ДНС до 2 часов

исчезают и восстанавливаются через 30 сек - ДНС 2-4 часаОсмотр трупа на месте его первоначального обнаружения Стр. 17

исчезают и восстанавливаются через 1-2 мин. - ДНС 4-8 часов

исчезают и восстанавливаются через 5-8 мин. - ДНС 8-12 часов

исчезают и восстанавливаются через 8-10 мин - ДНС 12-16 часов

исчезают и восстанавливаются через 15 мин. - ДНС 16-20 часов

исчезают и восстанавливаются через 25 мин. - ДНС 20-24 часа

не исчезают - ДНС более 24 часов.

  • б) в случае с учетом причины смерти и характеристики танатогенеза
  • - асфиксия

исчезают и восстанавливаются через 1 мин. - ДНС до 8 часов

исчезают и восстанавливаются через 5-6 мин. - ДНС 8-16 часов

исчезают и восстанавливаются через 20 мин. - ДНС 16-24 часа

Длительная агония

исчезают и восстанавливаются через 1-2 мин. - ДНС до 6 часов

исчезают и восстанавливаются через 4-5 мин. - ДНС 6-12 часов

исчезают и восстанавливаются через 30 мин. - ДНС 12-24 часа

Резкая кровопотеря

исчезают и восстанавливаются через 2 мин. - ДНС до 4 часов

исчезают и восстанавливаются через 5 мин. - ДНС 4-8 часов

исчезают и восстанавливаются через 30 мин. - ДНС 8-24 часа

не исчезают - ДНС более 48 часов

Общие положения

Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения производит следователь в присутствии понятых с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия -- иного врача (ст. 180 УПК РСФСР).

Если предполагается, что труп ранее находился в ином месте, врач-специалист может привлекаться для участия в осмотре и этого места. Врач-специалист в области судебной медицины может приглашаться для повторного или дополнительного осмотра места обнаружения трупа (происшествия) в ходе как предварительного, так и судебного следствия.

В исключительных случаях, когда на месте обнаружения трупа нет условий для его осмотра (труп по возможности осматривают на месте), его затем направляют в морг, где производят детальный осмотр.

В качестве специалиста в области судебной медицины к осмотру трупа на месте его обнаружения следует, как правило, привлекать врача -- судебно-медицинского эксперта, занимающего штатную должность в бюро судебно-медицинской экспертизы, который выезжает на места обнаружения трупов в пределах обслуживаемой территории. В областных (краевых, республиканских) центрах организуются дежурства экспертов.

Штатный врач -- судебно-медицинский эксперт, принимавший участие как специалист в осмотре трупа на месте его обнаружения, вправе участвовать далее в качестве судебно-медицинского эксперта по делу (п. 3 «а» ст. 67 УПК РСФСР); ему целесообразно поручать производство судебно-медицинской экспертизы этого трупа.

Прибытие врача-специалиста на место обнаружения трупа и возвращение его в бюро обеспечивают органы, проводящие осмотр места происшествия. На них же возлагается обеспечение условий для работы специалиста (освещение, охрана порядка, техническая помощь при осмотре трупа и др.), а также транспортировка трупа в морг и вещественных доказательств в лабораторию. Рекомендуется вместе с трупом направлять копию протокола осмотра места происшествия.

На месте обнаружения трупа судебный медик работает в специальном снаряжении и производит следующие исследования:

  • § выявляет признаки, позволяющие судить о времени наступления смерти, характере и механизме возникновения повреждений, и другие данные, имеющие значение для следственных действий;
  • § консультирует следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы;
  • § оказывает следователю помощь в обнаружении следов, похожих на кровь, сперму или другие биологические выделения человека, волосы, различных веществ, предметов, орудий и других объектов и содействует их изъятию;
  • § обращает внимание следователя на все особенности, которые имеют значение для данного случая;
  • § дает пояснения следователю по поводу выполняемых им действий.

Прибыв на место, судебный медик прежде всего должен убедиться, имеются ли у пострадавшего признаки жизни. При отсутствии достоверных признаков смерти он через следователя обязан вызвать «скорую медицинскую помощь», а до ее приезда лично принять меры по восстановлению основных жизненных функций организма (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и ряд других). В протоколе осмотра затем указывается, какие меры были предприняты для оживления пострадавшего, время их начала и окончания. Результаты осмотра места происшествия и трупа, а также время начала и окончания осмотра трупа фиксируются в протоколе осмотра места происшествия, составляемом следователем (ст. 182 УПК РСФСР). Формулирование записей, относящихся к описанию трупа, следов, похожих на кровь, по поручению следователя может производить судебный медик, который имеет право делать замечания и дополнения, подлежащие внесению в протокол. Протокол после прочтения подписывают участники осмотра места происшествия, в том числе и врач-специалист в области судебной медицины (ст. 141 УПК РСФСР).

Тактика осмотра зависит от того, является ли место обнаружения трупа местом происшествия, изменялась ли обстановка до приезда опергруппы родственниками пострадавшего или другими лицами, врачами «скорой» помощи, висит ли труп или освобожден из петли. При нахождении в петле осмотр целесообразно начинать от трупа. Если труп извлечен из петли и она снята или отсутствует на шее, то осмотр лучше начинать с предпола­гаемого места происшествия Это необходимо для проведения сопостави­тельного анализа о соответствии петли странгуляционной борозде.

Приступая к осмотру висящего трупа, необходимо сфотографировать позу и членорасположение, его положение относительно окружающих предметов, особенности расположения петли и узла на шее, крепление конца петли к опоре.

Судебно-медицинский эксперт начинает осмотр с описания характера висения (свободное, несвободное), положения тела (вертикальное, гори­зонтальное и пр.), позы (стоит, сидит и т.д.) трупа, указания областей соприкосновения тела с окружающими предметами, положения головы, членорасположения.

При свободном висении измеряется расстояние от подошвенной повер­хности ног или обуви до ближайшей поверхности (пола, почвы, стула и др.), от места крепления узла на шее до места крепления коренного конца петли, от поверхности (пола и т.д.) до места крепления коренного конца петли, расстояние от трупа до окружающих предметов для исключения версии о наложении петли посторонней рукой.

В случаях несвободного висения отмечают, какие области тела имеют точки опоры (пальцы ног, колени, ягодицы), как плотно они касаются опоры (касаются, плотно соприкасаются, лежат на предмете), какими обла­стями тело соприкасается с окружающими предметами.

После описания трупа приступают к изучению окружающих предметов и места фиксации петли. Описывая подставку, измеряют ее высоту, обра­щая внимание на наличие или отсутствие на ней каких-либо наложений и следов подошв обуви. Наличие их говорит о том, что ею мог воспользо­ваться пострадавший для наложения петли. Такие следы фотографируются с целью последующей идентификации. Отмечаются следы, оставленные подставкой на почве. Перечисляются окружающие труп предметы, и изме­ряется их расстояние до трупа. Указываются области тела, соприкасаю­щиеся с ними.

Осматривая труп, висящий на открытом воздухе, тщательно исследуют подошвы ботинок или босых ног на предмет наличия следов почвы, по которой можно дойти до места обнаружения трупа; предполагаемый путь подъема к месту крепления петли. На стволе дерева, как правило, выявля­ются свежие повреждения мха, коры, веток. В этом случае необходимо обратить внимание на внутреннюю поверхность обуви и штанин, где могут быть соответствующие наложения. На стенах сооружений выявляются сче­сы мела, извести и т.д.; на лестницах - нарушения пылевого покрытия, образующиеся во время подъема.

После этого следователь, перерезав предварительно петлю выше места расположения узла на шее, организует бережное опускание трупа на ка­кую-либо поверхность для продолжения осмотра.

При описании одежды и обуви снятого с петли трупа основное внима­ние уделяется поиску наложений, позволяющих судить о пути подъема к месту крепления петли и подхода к месту повешения. Они соответствен­но располагаются на внутренних поверхностях штанин и обуви, а также на ее подошвенной поверхности. Детально описывают следы крови и слизи на лице и одежде с указанием их направления, что позволит судить о положе­нии тела, заподозрить или исключить убийство. Отмечают влажность ниж­него белья, запах мочи, наличие каловых масс и спермы. Иногда могут быть выявлены повреждения на одежде, которые необходимо правильно оценить, что позволит ограничить или расширить круг разыскных меро­приятий в случаях подозрения на убийство.

Описывая трупные явления, акцентируют внимание на локализации трупных пятен, наличии внутрикожных точечных кровоизлияний, позволя­ющих судить о положении трупа в петле.

При висении в вертикальном или близком к нему положении подчерки­вают расположение трупных пятен на кистях, стопах и голенях, появляю­щиеся через несколько часов после наступления смерти. В таком положе­нии внутрикожные точечные кровоизлияния на фоне трупных пятен спины и нижних конечностей могут образоваться посмертно вследствие натека крови и имеют черный цвет.

В случаях бокового расположения петли, когда приток крови может продолжаться, а отток невозможен или затруднен, возникает резкий веноз­ный застой над петлей, проявляющийся цианозом (сине-багровой окрас­кой) с множественными кровоизлияниями в конъюнктивы глаз, кожу лица и шеи.

Резко выраженные трупные пятна обнаруживаются у физически здоро­вых, крепкого телосложения лиц. У пожилых, истощенных субъектов труп­ные пятна выражены слабо, равно как и внутрикожные точечные кровоиз­лияния, которые могут вообще отсутствовать.

У лиц с резко выраженной гнилостной эмфиземой в результате давле­ния туго застегнутого ворота сорочки выявляется бледная полоса, напоми­нающая странгуляционную борозду. Незначительно выраженная странгуляционная борозда может расправиться и стать невидимой.

Развивающиеся гнилостные процессы подвергают мягкие ткани шеи гнилостному разрушению, в результате чего она может удлиниться (иногда до 20-30 см), однако полный отрыв ее от туловища обычно не наблюда­ется.

Осмотром лица подчеркивают сине-багровый цвет, одутловатость, на­личие на нем и в соединительных оболочках глаз точечных кровоизлияний, равномерность или неравномерность расширения зрачков, направление потеков слизи и следов крови из отверстий носа с потеками вдоль верти­кальной оси тела, на лице, одежде и под трупом. Иногда в ушных ходах наблюдается наличие крови вследствие разрыва подэпидермального сосуда барабанной перепонки или задних частей наружного слухового прохода В некоторых случаях встречается выстояние кончика языка из полости рта и ущемление его между зубами. Если труп вместе с петлей был снят вскоре после повешения до наступления трупного окоченения, то выступающий язык может запасть в полость рта. Вследствие подсыхания кончик языка приобретает темно-коричневую окраску.

Губы часто покрыты подсохшей или влажной слизью, вытекающей из полости рта и свидетельствующей о сдавлении слюнных желез петлей.

Иногда из полости рта и отверстий носа выделяется кровянистая жид­кость, что обусловлено процессами имбибиции (пропитывания) и начина­ющегося гниения.

В начале осмотра петли на шее дается характеристика петли, локализа­ция и плотность прилегания. Далее описывается тип петли (скользящая, неподвижная), число оборотов (одиночная, двойная, тройная, многообо­ротная), количество петель, материал, цвет, ширина, форма поперечного сечения, рельеф поверхности петли, наличие узлов, пряжек, отверстий и пр. Указывается место нахождения узла, плотность охвата шеи, наличие кожных складок, мягких подкладок из тканей, ущемление волос, деталей одежды, кончиков пальцев рук, которые иногда подкладываются под петлю в момент наложения.

Указывают соответствие петли странгуляционной борозде на шее. Тща­тельным осмотром петли выявляют на ее поверхностях различные наложе­ния (мыла, крови и т.п.).

Туго затянутую на шее трупа петлю с четко выраженной странгуляци­онной бороздой не снимают и в таком положении направляют для иссле­дования. Плохо фиксированную петлю с нечетко выраженной бороздой снимают таким образом, чтобы сохранилась ее структура, длина следообразующей части и узлы. На скользящей петле место расположения узла отмечается шариковой ручкой, затем петля раздвигается и снимается через голову. Снятая петля сдвигается до места отметки узла и в таком положе­нии фиксируется нитками. Неподвижная закрытая петля разрезается со стороны, противоположной узлу, концы ее сшиваются (рис. 275).

В двойных и множественных петлях маркируется, перерезается и сши­вается каждый виток Неподвижную открытую петлю снимают с шеи, упаковывают в бумажный пакет и передают эксперту для исследования.

Главным признаком повешения, выявляемым во время наружного ос­мотра трупа, является странгуляционная борозда (рис. 276), морфологи­ческие особенности которой отражают многие свойства петли.

Описание странгуляционной борозды начинается с общей характери­стики. Непосредственное описание начинается от самой нижней точки расположения борозды на шее и продолжается к узлу с указанием направ­ления ветвей борозды и расстояния, на котором они проходят от неподвиж­ных ориентиров - углов нижней челюсти, мест прикрепления ушных раковин, и оканчивается детализацией места окончания борозды. Отмеча­ются наибольшие ширина и глубина странгуляционной борозды с указани­ем локализации, рельефа, наличия промежуточных валиков, кровоизлия­ний в них и по краям борозды.

При отсутствии петли и наличии туго застегнутого ворота сорочки может образоваться круговая странгуляционная борозда, не являющаяся признаком повешения. Узкая тонкая петля обычно оставляет странгуляционную борозду, которая может быть скрыта в складках кожи, о чем необхо­димо помнить, осматривая труп, извлеченный из петли. Изредка за борозду могут быть приняты естественные складки кожи. Отличием их от истинной борозды являются бледность кожи и отсутствие трупных пятен.

Осмотрев странгуляционную борозду, продолжают осмотр тела по об­ластям, обращая внимание на наличие спермы и кала в окружности заднего прохода. Осмотром наружных половых органов отмечают застойное пол­нокровие и набухлость полового члена, клитора и малых половых губ, что объясняется застоем крови, вызванным вертикальным положением тела. Для раскрытия преступления по «горячим» следам уже на месте происше­ствия важно правильно оценить ссадины и кровоподтеки на теле трупа. Они встречаются на различных поверхностях тела, а также на конечностях в области суставов, на тыльной поверхности кистей, в области межфаланговых суставов. Эти повреждения могут образоваться во время судорог ударами о близкорасположенные предметы, а также при раскачивании сво­бодно висящего тела на дереве и ударах его о ствол. Небрежное извлечение трупа из петли, падение и удар о поверхность в результате обрыва, а также удар об окружающие предметы не исключают возможности образования переломов костей и повреждений внутренних органов. В этих случаях необходимо отразить размеры помещений и расстояние между предметами обстановки. Горячие трубы и отопительные приборы могут иногда вызвать ожоги. Изредка у пострадавших выявляются мелкие резаные раны рук, возникающие во время разрезания материала для петли.

Неосторожное приподнимание и перемещение трупа сопровождается возникновением ссадин на боковых поверхностях груди, внутренних по­верхностях рук и ног.

После осмотра трупа отмечают особенности крепления петли к месту фиксации. Тщательно осматривая место крепления, обращают внимание на направление волокон материала опоры и петли для исключения вероят­ности подвешивания тела путем подтягивания через перекладину. При подтягивании трупа на веревке волокна направлены в сторону, противопо­ложную направлению подтягивания; на опоре они локализуются по направ­лению подтягивания (рис. 277). Укрепленный конец петли разрезают в месте, противоположном расположению узла. У многооборотных петель предварительно маркируется каждый тур. Разрезанные концы сшиваются, упаковываются в бумажные пакеты и направляются для исследования.

Осматривая труп, извлеченный из петли, необходимо следственным путем установить первоначальное положение тела и позу трупа, локализа­цию петли на шее, наличие приспособлений, которые могли быть исполь­зованы для фиксации петли, найти саму петлю. Если петля была снята до приезда опергруппы, то дополнительно измеряют длину разрезанных кон­цов петли с целью определения длины петли от места крепления до узла на шее.

При подозрении на имитацию самоповешения отличают расстановку мебели, следы возможного беспорядка в окружающих предметах, пребыва­ния другого лица и т.д. Обязательным является снятие на липкую ленту волокон с шеи и пальцев рук.

Следы крови, имеющиеся на трупе и окружающих предметах, изымают и направляют на исследование в иммунологическое отделение лаборато­рии. Для идентификации петли и подтверждения самоповешения с рук и со всех поверхностей шеи на липкую прозрачную ленту снимают наложения (рис. 278), которые в последующем подвергают микроскопическому иссле­дованию.

При осмотре трупа на месте его обнаружения обращают внимание на окружающие его предметы. Отсутствие предметов, на которые мог бы стать человек, накладывая петлю на шею, если конец ее укреплен выше человеческого роста, наводит на мысль о возможной имитации повешения либо о случайном перемещении предполагаемого предмета кем-либо из окружающих лиц. Обрывки петли, обнаруженные на трупе в случае отсут­ствия ее на месте происшествия, позволяют заподозрить, что место нахож­дения трупа не является местом происшествия. Обнаружение таких обрыв­ков у подозреваемых во время обыска дает основание для направления на криминалистическое исследование с целью идентификации петли.

Несоответствие поверхности петли, ее ширины и других признаков рельефу, ширине, глубине и прочим особенностям борозды не исключает возможности подмены петли для сокрытия преступления или каких-либо иных целях.

Наличие петли на ногах со скользящим узлом, а на руках - с неподвиж­ным свидетельствует о связывании потерпевшего посторонней рукой, что позволяет уже на месте происшествия ориентировать сотрудников УР на проведение разыскных мероприятий.

Исследование трупа в секционной отличается от осмотра трупа на ме­сте происшествия большей тщательностью исследования. Кроме обычных измерений, в случаях повешения обязательно измерение длины тела с выпрямленной и поднятой кверху рукой после разрушения трупного окоченения. Изучая петлю, указывают способ завязывания узлов и петель. После снятия петли кожу шеи натягивают, расправляют складки и осматри­вают со всех сторон, измеряют расстояние от верхнего края странгуляцион-ной борозды до неподвижных ориентиров на голове.



Похожие статьи