Внешняя политика 50 60 годов кратко. отношениях со странами Запада

20.09.2019

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 50 - 60-е гг.

Важной вехой в истории международных отношений СССР стала смена власти в 1953 г. После смерти Сталина утратила своё влияние партийная группировка во главе с министром иностранных дел В.Молотовым, которая придерживалась политики жесткого противостояния со странами Запада.

Усилились позиции Маленкова и Хрущева, которые полагали, что расстановка сил после войны в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, а наличие термоядерного оружия у СССР и США делает противостояние невозможным и опасным, поэтому основой межгосударственных отношений, в противовес холодной войне, должно стать мирное сосуществование. В этой связи основными задачи были:

· Налаживание отношений с западными странами,

· Ослабление давления на социалистические страны,

Уже в 1953 г. Маленков выдвинул ряд мирных инициатив: был достигнут компромисс с США и Китаем, что сделало возможным подписание перемирия по Корее, СССР отказался от выдвинутых Сталиным претензий к Турции по «совместной обороне» черноморских проливов, в 1954 г. на конференции в Женеве Советский Союз способствовал заключению мира в Индокитае, отказавшись рассматривать войну США во Вьетнаме как противостояние двух систем.

В 1953-55 г. начинается налаживание отношений с Китаем, Югославией и Грецией, после конфликтов руководства этих стран со Сталиным. После смерти харизматического лидера - Сталина социалистический лагерь находился в глубоком кризисе и для утверждения своего авторитета правящая верхушка СССР и Маленков, в частности, стали использовать авторитет Мао Цзедуна. За 1953-54 годы была заключена серия договоров с Китаем, которые при жизни Сталина затягивались а теперь были заключены на очень выгодных для Китая условиях: помощь в строительстве 146 крупных предприятий, предоставление Китаю крупных кредитов, состоялась передача совместных компаний Китаю, уступлены права на ряд экономических зон (Манчжурию), Китайская Компартия становилась самым приоритетным партнером СССР в международной политике. Однако после XX съезда, бескомпромиссный борец против «мирового империализма» Мао Цзедун, воспринял хрущевскую политику разрядки напряженности как уступку противникам социализма, а, значит как измену делу «мировой революции». В декабре 1957 года на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве позицию Китая поддержали партии Албании, Северной Кореи и Индонезии.

С началом 1955 года начинается сближение с Югославией. На рубеже мая-июня 1955 года состоялся визит представителей (Хрущев, Булганин, Микоян) советского руководства в Белград. Не сделав никаких серьезных уступок, Югославия получила значительную экономическую помощь и впервые был создан прецедент возможности создания собственной модели социализма, законности югославского пути, а не навязанного жесткого советского.

В 1955 г. был подписан договор стран-победительниц в войне с Австрией, по которому СССР выводил свои войска с ее территории. В это же время Советский Союз объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.

Кроме этого, выступая перед избирателями Маленков заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Этот тезис стал основой решений XX съезда партии по внешнеполитическим вопросам. В качестве трех главных направлений Хрущев выдвинул идеи:

· Обеспечения коллективной безопасности в Европе,

· Затем в Азии

· Достижение разоружения.

Но 1956 - 64 гг. характеризуются нарастанием напряженности . К 1957 г. с создания межконтинентальных ракет СССР добился временного превосходства над США в вооружениях, что вдохновило советское руководство на активизацию внешней политики.

Причиной очередного обострения отношений стала проблема Западного Берлина , который являлся оккупационной зоной Англии и США, в то время как весь город находился в ГДР. СССР выступил с инициативой создания демилитаризованной зоны в Берлине, что означало вывод войск НАТО оттуда (руководство ГДР беспокоила массовая эмиграция своих граждан в ФРГ через Западный Берлин). Перспективы четырехсторонней встречи о статусе Западного Берлина обсуждались на переговорах с президентом США Д. Эйзенхауэром в 1959 г. во время визита Н.С.Хрущева. За две недели до намеченной конференции над советской территорией был сбит американский разведывательный самолет У-2. На конференции в Париже в 1960 г. Хрущев потребовал от Эйзенхауэра публичных извинений. После отказа Эйзенхауэра конференция была сорвана. Провалом закончилась и встреча Хрущева с новым президентом США Дж.Кеннеди в Вене. Новый ультиматум Хрущева по Берлинскому вопросу состоял в угрозе заключения мирного договора с ГДР до конца года (то есть пригрозил возможным вводом войск в Берлин). По настоянию комиссии Варшавского договора правительство ГДР в 1961 г. воздвигло стену в Берлине, отделявшую восточную часть от западной, чем было нарушено условие Потсдамского договора о свободном передвижении в Берлине. Развитием Берлинского кризиса стал разрыв Советским Союзом соглашений с США о запрещении ядерных испытаний в воздухе.

Кульминацией противостояния Советского Союза и США стал Карибский кризис 1962 г. Кубинская революция поставила вопрос о включении Кубы в социалистический блок. В 1961 году США представили документы, включая фото, о значительном превосходстве этой страны над СССР в ракетно-ядерном оружии. Исходя из этого, стремясь к равновесию в ядерном вооружении, СССР разместил ядерные ракеты средней дальности вблизи берегов США на Кубе.

Узнав об этом, правительство США потребовало демонтировать ракеты и начало блокаду Кубы (силами ВМФ). Мир оказался под угрозой прямого военного противостояния двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Именно реальность угрозы ядерной войны заставила руководителей обеих стран Дж.Кеннеди и Н.Хрущева пойти на компромисс. В обмен на отказ от размещения ракет на Кубе, США сняли блокаду Кубы, и принимали обязательства отказаться впредь от агрессивной политики в ее отношении.

После карибского кризиса началась полоса разрядки в отношениях между СССР и США и в международных отношениях в целом. Установлена прямая телефонная связь между Кремлем и Белым Домом. В 1963 г. подписан договор о частичном запрете ядерных испытаний, который стал первым договором по контролю над стратегическими вооружениями.

Политика десталинизации и налаживание отношений со странами капиталистического мира породили сложные и противоречивые процессы в странах социалистического лагеря . Восточноевропейские страны восприняли критику культа личности Сталина в СССР как сигнал к либерализации политики, экономики и идеологии. В ряде социалистических стран Восточной Европы реформы в политической, экономической и духовной сфере пошли значительно дальше, чем в СССР. Дальше всех в этом процессе продвинулись Польша и Венгрия, где в 1956 году развернулись активные выступления против коммунистического правительства. В обеих странах на волне антисоветских выступлений произошла смена руководства. В Польше удалось достичь компромисса – Польша осталась в составе социалистического лагеря, но со своей моделью развития социализма, правящую Польскую рабочую партию возглавил В. Гомулка – сторонник «польского пути к социализму».



Более драматический характер антисоветские выступления получили в Венгрии, где развернулось восстание с требованием установления демократического режима и вывода Советской Армии. Новое правительство (И.Надя) объявило об утверждении многопартийной системы и выходе Венгрии из Варшавского договора. В начале ноября 1956 года в Будапешт после кровопролитных боёв вошли советские танки – «венгерская революция» была подавлена. Однако просоветскому руководству в Венгрии была предоставлена возможность создать собственную венгерскую модель социализма, допускающую мелкое частное предпринимательство.

После событий в Венгрии Хрущев вынужден был вести более осторожную политику в отношении восточноевропейских стран. Так в конфликте с руководством Румынии, возникшем из-за плана экономической интеграции социалистических стран, по которому Румынии отводилась роль сельскохозяйственного придатка «соцлагеря», Хрущев вынужден был отступить, предоставив Румынии возможность продолжить процесс индустриализации экономики.

Проблема разоружения

  • Во второй половине 50-х гг. резко усилилась гонка вооружений между СССР и США.

  • Осенью 1957 г. Москва предложила ввести мораторий на испытания ядерного оружия.

  • В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания.


Визит Н.С. Хрущева в США

  • В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы советского правительства в США.

  • Основное внимание на переговорах Хрущев и Эйзенхауэр уделили ограничению вооружений.

  • Камнем преткновения вновь стал вопрос о контроле.

  • Хрущев не соглашался на контроль, т.к. опасался, что американцы обнаружив, что СССР отстает в накоплении ядерного оружия, решат немедленно начать войну.


Визит Н.С. Хрущева в США

  • Переговоры в США показали, что обе стороны искренне не хотят войны.

  • Было достигнуто соглашение о проведении в 1960 г. четырехсторонней встречи на высшем уровне в Париже.

  • Основным вопросом должно было стать разоружение.

  • Эйзенхауэр предложил заключить договор о запрете все ядерных испытаний, которые могут быть проконтролированы.

  • СССР ответил согласием.


Американский самолет-шпион U-2

  • Не получив согласия Москвы на «открытое небо» американцы прибегли к использованию самолетов-разведчиков Lockheed U-2 (высота полета до 22 км).

  • Несколько раз в 1956–1959 гг. американцы несколько раз залетали на 150–320 км вглубь советской территории.


Шпионский скандал 1960 г.

  • Его заметили еще у границы, но не могли сбить.

  • Здесь он был сбит недавно разработанной зенитной ракетой С-75.

  • Пауэрс сумел приземлиться на парашюте и был арестован.


Шпионский скандал 1960 г.

  • Тогда Хрущев предъявил доказательства: остатки шпионской аппаратуры и показания Паурэса.

  • Хрущев даже пригрозил, что продолжение полетов U-2 может привести к мировой войне.

  • В ответ Эйхенхауэр заявил, что полеты будут продолжены, пока СССР не согласится на взаимный контроль, поскольку «из-за природы советской системы» шпионаж остается необходимым.


Парижская конференция 1960 г.

  • 14 мая 1960 г. в Париже открылась четырехсторонняя встреча глав государств и правительств великих держав.

  • Накануне встречи и Хрущев, и Эйзенхауэр надеялись на урегулирование отношений.

  • Буквально накануне встречи (уже в самолете) Хрущев ужесточил текст советской декларации, опасаясь, что иначе Запад решит, будто СССР смирился с оскорблением.

  • В начале встречи он в резкой форме потребовал от США извинений.


Парижская конференция 1960 г.

  • Эйзенхауэр отказался извиняться и не пожелал дать гарантии прекращения разведывательных полетов.

  • Провал Парижской конференции привел к новому витку гонки вооружений.

  • В 1961 г. СССР возобновил ядерные взрывы в атмосфере.


Германская проблема

  • Неудача парижской встречи сказалась и на ходе решения германской проблемы.

  • На протяжении 50-х гг. СССР настаивал на принципе «двух Германий», а Западные страны, особенно ФРГ, добивались объединения Германии, точнее – поглощения ГДР.


Германская проблема

  • Хрущев предупредил, что в случае отказа Запада он в течение полугода подпишет мирный договор с ГДР и передаст ей власть над Восточным Берлином.

  • Позже в Москве решили отложить подписание мира с ГДР, дабы не обострять отношения с Западом.

  • Но после провала парижской встречи отношения накалились.


Берлинский кризис. 1961 год

  • В мемуарах Хрущев отмечал, что ФРГ в те годы добилась выдающихся экономических успехов.

  • В результате жители ГДР, особенно интеллигенция, квалифицированные рабочие и молодежь стали уходить из ГДР в ФРГ через Западный Берлин. Отток людей из ГДР измерялся миллионами.


Берлинский кризис. 1961 год


Берлинская стена

  • В течение всего существования Берлинской стены не прекращались попытки жителей ГДР бежать в Западный Берлин


Берлинская стена

  • На нескольких участках граница проходила прямо по домам: вход был на Востоке, а окна выходили на Запад.

  • Позже окна были замурованы, а дома заселены чинами госбезопасности ГДР.


Берлинская стена

  • Вскоре после строительства стены силы безопасности ГДР получили приказ стрелять по беглецам.

  • За годы существования стены при попытке ее преодолеть по неофициальным данным были арестованы свыше 3200, убиты от 600 до 938, ранены около 260 человек.


Берлинская стена

  • Из воспоминаний Ф.-Й. Штрауса:

  • «Стена означала значительный поворот как в мировой, так и в германской политике. И не в последнюю очередь она была признаком слабости коммунистического блока: вынужденным решением с целью предотвратить «голосование ногами» на немецкой земле. Морально и психологически она явилась откровенным признанием поражения, однозначно склонившего дискуссии о привлекательности двух систем в пользу Запада».


Ракетное противостояние

  • В 1962 г. возник еще один, самый опасный с 1945 г., кризис в советско-американских отношениях.

  • Советское руководство давно беспокоило, что американские баллистические ракеты размещались в Италии и Турции, откуда могли достигать территории СССР, в то время как у СССР почти не было ракет, способных поразить территорию США.

  • Выход, казалось, нашелся благодаря революции на Кубе.


Революция на Кубе

  • В 1959 г. на Кубе был свергнут проамериканский диктаторский режим Ф. Батисты.

  • Власть захватили повстанцы во главе с Фиделем Кастро.

  • Кастро отменил выборы, назначенные после свержения Батисты, приостановил действие конституции 1940 г., гарантировавшей кубинцам основные права, и стал править с помощью чрезвычайных декретов.


Революция на Кубе

  • На Кубе начались репрессии, тысячи кубинцев бежали в другие страны.

  • В мае 1959 г. Кастро провозгласил аграрную реформу: все земельные владения свыше 400 га подлежали конфискации и разделу между крестьянами.

  • Крупные предприятия и банки, в т.ч. принадлежавшие гражданам США, были национализированы.

  • В ответ на это США прекратили покупать кубинский сахар и поставлять на Кубу нефть, что грозило экономике острова катастрофой.


Сближение Кубы с СССР

  • В этих условиях началось сближение Кубы с Москвой.

  • Кастро объявил кубинскую революцию социалистической.

  • СССР стал поставлять на Кубу нефть и другие виды сырья в обмен на сахар (в кубинском сахаре СССР не нуждался).


Операция в Заливе свиней

  • В апреле 1961 г. кубинские эмигранты, прошедшие подготовку в ЦРУ, попытались при поддержке США высадиться в Заливе свиней (близ селения Плайя-Хирон), но были разгромлены кубинской армией.

  • После этого Кастро развернул массовый террор против своих противников, арестовав около 100 тыс. человек.


Карибский кризис

  • Рост напряженности между Кубой и США позволил вывести кубинско-советское военное сотрудничество на новый уровень.

  • Советское руководство решило разместить на Кубе ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14 с ядерными боеголовками, чтобы уравновесить угрозу от американских ракет в Италии и Турции.


Карибский кризис

  • Советско-кубинское соглашение о размещении ракет было тайным, но американская разведка обратила внимание на рост советских перевозок и вскоре установила присутствие советских ракет на Кубе.


Карибский кризис

  • 22 октября 1961 г. США привели свои вооруженные силы в боевую готовность.

  • Американский флот получил приказ досматривать суда, идущие на Кубу.

  • Ракеты в Турции были подготовлены к запуску.

  • Советские вооруженные силы также были приведены в повышенную боевую готовность.

  • Суда, перевозившие на Кубу ядерные боеприпасы, охраняли подводные лодки.


Карибский кризис

  • Мир оказался буквально на грани ядерной войны.

  • Хрущев и президент США Дж. Кеннеди несколько раз обменялись угрожающими посланиями.

  • Однако понимание гибельности ядерной войны оказалось сильнее.

  • 26 октября 1962 г. Хрущев сообщил Кеннеди о готовности вывести ракеты, если США гарантируют, что не нападут на Кубу.


Карибский кризис

  • 27 октября Кастро приказал сбивать американские самолеты.

  • Получив информацию о готовящемся американском авиационном ударе, Хрущев направил Кеннеди второе послание, причем из-за срочности воспользовался открытой радиовещательной сетью.


Карибский кризис

  • 1 ноября 1962 г. советские ракеты, находившиеся на Кубе, были погружены на сухогруз и отправлены в СССР.

  • В ходе тайных контактов Кеннеди согласился удалить из Турции ракеты Jupiter, которые все равно считались устаревшими. Однако это соглашение не было оформлено официально.


Карибский кризис

  • Кто из участников Карибского кризиса больше выиграл в результате противостояния?

  • В военно-политическом отношении выиграл СССР: были ликвидированы американские базы в Италии и Турции, гарантирована неприкосновенность Кубы.

  • В политико-пропагандистском отношении выиграли США: советская попытка тайно разместить ракеты и публично отрицать их наличие выглядела авантюрой, а согласие на их эвакуацию – свидетельством слабости.


Значение Карибского кризиса

  • Карибский кризис продемонстрировал всю опасность эскалации военного противостояния в эпоху ядерного оружия.

  • Ядерный шантаж оказался слишком опасным и чреватым реальным столкновением методом решения внешнеполитических задач.

  • СССР и США были вынуждены искать новые пути к ослаблению международной напряженности.

  • В 1863 г. было заключено советско-американское соглашение о запрете ядерных испытаний в воздухе и под водой.


  • Советско-японские переговоры о заключении мирного договора начались еще в 1955 г.

  • В 1956 г. была подписана декларация о прекращении состояния войны.

  • СССР обещал при заключении мирного договора передать Японии о-ва Щикотан и Хабомаи.

  • Но в январе 1960 г. Япония подписала с США новый договор безопасности, установивший военно-политический союз между Токио и Вашингтоном.

  • В ответ СССР отказался передать Японии Щикотан и Хабомаи.


  • Советско-китайские отношения после ХХ съезда КПСС резко ухудшились.

  • Китайские лидеры считали, что развенчание культа Сталина вредит коммунистическому движению, отрицательно относились к курсу на мирное сосуществование.


  • В 1960 г. Мао откровенно обвинил руководство КПСС в ревизионизме и предательстве интересов мирового пролетариата.

  • СССР прекратил экономическую помощь Китаю и отозвал советских специалистов.

  • Отношения продолжали ухудшаться.

  • Только ли идеологические разногласия вызвали охлаждение советско-китайских отношений?


Подводим итоги

  • Что изменилось и что осталось неизменным в советском внешнеполитическом курсе в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в.?

  • Каковы были основные достижения и неудачи советской внешней политики второй половины 50-х – начале 60-х гг. ХХ в.?


I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

III. Социально-экономическое развитие советского общества во второй половинœе 60-х - первой половинœе 80-х гᴦ.

5 марта 1953 ᴦ. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределœены портфели в управлении государством и партией. Председателœем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителœем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 ᴦ., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС.

Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов . Многие, кто при Сталинœе являлись узниками лагерей, были освобождены. В печати всœе чаще стали появляться публикации о вреде культа личности, было пересмотрено ʼʼленинградское делоʼʼ, расстрел ленинградских партийных и хозяйственных руководителœей в 1949 ᴦ., приговор по которому был окончательно отменен в апрелœе 1954 ᴦ. Было разрешено свободно посœещать территорию Кремля. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наметился курс на отказ от наиболее одиозных проявлений тоталитаризма и демократизацию советского общества. Важной вехой советской истории, стал XX съезд КПСС . Съезд проходил в феврале 1956 ᴦ. На нем с докладом ʼʼО культе личности и его последствияхʼʼ выступил Н.С.Хрущев. При этом в его докладе критика касалась лишь личных недостатков Сталина. Причины неудач и недостатков объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной отдельно взятой стране. При этом анализ истоков сталинских преступлений не был затронут. Партийное руководство, таким образом, не отказываясь от коммунистической идеологии, всю ответственность за репрессии в стране возложила на Сталина, Берию и Ежова. И вместе с тем следует признать, что решения съезда благотворно повлияли на процесс демократизации в стране. Недаром эпоху правления Хрущева сравнивали с ʼʼоттепельюʼʼ.

После XX съезда партии началась реабилитация невинно репрессированных; с 1957ᴦ. стали возвращаться в родные места депортированные народы: чеченцы, калмыки, балкарцы и т.д.

Хрущев начал проводить реформы.

В области управления:

В каждом экономическом районе были распущены отраслевые министерства и создавались Советы народного хозяйства (Совнархоз); В дальнейшем шло укрупнение совнархозов (были образованы республиканские СНХ, СНХ СССР).

Шла децентрализация управления;

Происходит сокращение аппарат управления и др.

Была проведена реформа партийных организаций, которые теперь разделялись на промышленные и сельскохозяйственные.

Были проведены реформы и в области с/х:

Укрупнение колхозов (хотел создать агрогорода, ᴛ.ᴇ. крестьяне должны были жить в квартирах и трудиться в колхозах);

Аннулировал долги колхозов;

Были повышены заготовительные цены;

В деревню вкладывались большие инвестиции;

Был отменен налог на личное приусадебное хозяйство;

Крестьяне получили паспорта

В 1954ᴦ. начинается освоение целины (Казахстан, Юж. Урал, Восточная Сибирь). В первые годы целина оправдала себя, и были собраны большие урожаи, потом всœе успехи сошли на нет.

Реорганизация МТС (машинно-тракторные станции) - они должны были быть выкуплены колхозами (многие колхозы разорились на этом выкупе);

Производство кукурузы (но для этого были неблагоприятные климатические условия).

В 1957ᴦ. Хрущев бросил лозунг ʼʼДогнать и перегнать Америкуʼʼ в экономическом развитии, но для этого не было условий, в связи с этим появились ʼʼприпискиʼʼ.

В области науки и культуры было ослаблено идеологическое давление. Настоящий прорыв в эти годы был достигнут в первую очередь в космонавтике. Достижения советских ученых в этой области на целое десятилетие обеспечили СССР лидерство в мире. 4 октября 1957ᴦ. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли .

В 1957 ᴦ. в Советском Союзе был спущен на воду первый в мире ледокол с атомной силовой установкой. В ᴦ. Дубне в Подмосковье открыт Институт ядерных исследований.

Хрущев пытался решить жилищную проблему - строительство т.н. ʼʼхрущебʼʼ. Кроме прочего, были удвоены пенсии и уменьшен срок ухода на пенсию для горожан; увеличен срок отпуска матери по уходу за ребенком; государство отказалось от займов и призаняло свои долги перед населœением (обещало их выплатить через 20 лет); ввел обязательное среднее образование; снял всœе платы за обучение; был уничтожен ГУЛАГ и пр.

В 1959ᴦ. на XXI съезде партии Хрущев заявил о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале строительства коммунизма (обещал коммунизм к 2000г).

В целом, эпоху хрущевских реформ принято делить на два этапа. На первом (1953-1958) преобладали позитивные экономические результаты. На втором (1958-1964) отрицательные. Этот период характеризуется новым кризисом в сельском хозяйстве, спадом производства во всœех отраслях экономики.

В 1962-1963 гᴦ. в стране наступил экономический кризис. Темпы сельскохозяйственного производства упали фактически до уровня начала 1950-х гᴦ. Начался спад промышленного производства, что явилось следствием исчерпанности возможностей экстенсивных методов развития. Рассчитывая повысить заинтересованность колхозников в увеличении производства мясомолочной продукции, правительство повысило розничные цены на мясо и масло. Одновременно данный шаг сопровождался замораживанием заработной платы. В совокупности обе эти меры привели к недовольству широких масс населœения. В ряде городов прошли антиправительственные выступления. В Новочеркасске против манифестантов местные власти применили внутренние войска, что привело к десяткам жертв среди мирного населœения. Страна оказалась на пороге острого политического кризиса. Прежде всœего, политикой Хрущева была недовольна партийная номенклатура. К тому же, престиж Первого секретаря подорвали Карибский кризис и разрыв отношений с Китаем. В конечном итоге, в 1964ᴦ. против Хрущева возник заговор, во главе с Л.И. Брежневым. Хрущева обвинили в ʼʼволюнтаризмеʼʼ при управлении страной, после чего он был вынужден подписать заявление об отставке. Новым Первым секретарем ЦК КПСС стал Брежнев.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. Основные направления во внешней политике:

1 - состояние холодной войны с Западом

2 - стремительное расширение соцлагеря.

Во время правления Хрущева был взят курс на политику ʼʼразрядкиʼʼ, основные ее положения были сформулированы на XX съезде партии:

Мирное сосуществование с капстранами;

Победа социализма возможна и парламентским путем;

Методы построения социализма бывают разными, исходя из конкретных условий какой-либо страны.

Подобная политика привела к некоторой стабилизации международных отношений - СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, заключил торговый договор с Японией и т.д.

Август 1961 г - Берлинский кризис, в ходе которого власти Восточного Берлина обнесли Западный Берлин стеной.

По-прежнему идет противостояние СССР и США, но и здесь был взят курс на мирное сосуществование и экономическое соревнование (Хрущев посœетил США, Эйзенхауэр был приглашен в Москву с ответным визитом). Но Карибский кризис (1962г) помешал стабилизации отношений. Во время карибских событий мир стоял на грани III Мировой войны (советское ядерное оружие было на Кубе, американское - в Западной Европе). В ходе переговоров между Кеннеди и Хрущевым было принято решение демонтировать советские ракеты на Кубе, а США гарантировали безопасность Кубы.

В это же время начинаются и конфликты с соцстранами:

Происходит разрыв Советско-Китайских отношений;

Польша потребовала полной самостоятельности, в результате в Варшаву вошли танки и Польшу удалось сохранить в системе Варшавского Договора;

Было подавлено восстание в Венгрии (1956ᴦ. - также хотели выйти из ʼʼВаршавского Договораʼʼ.

Успешной политика СССР была по отношению к бывшим колониальным странам: были установлены дружественные отношения с Индией, Египтом (после участия в Суэцком кризисе 1956ᴦ. на стороне Египта).

В серединœе 60-х гᴦ. происходит определœенная стабилизация международных отношений. В августе 19бЗг в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосœе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического вооружения.

Основные задачи внешней политики во времена Брежнева:

Недопущение распада мировой социалистической системы;

Нормализация отношений с Западом;

Поддержка дружественных режимов и движений в странах ʼʼтретьего мираʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к концу 60-х-началу 70-х гᴦ. после целой череды кризисов началась стабилизация отношений между Востоком и Западом.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг." 2017, 2018.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра новейшей отечественной истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Внешняя политика СССР в конце 50-х годов. Улучшение отношений СССР – США.

Студент Vкурса

заочного отделения

Колескин Д.А.

Научный руководитель

кандидат исторических наук,

ТОЧЕНОВ С.В.

Иваново 2009

Введение

Глава I США и СССР начало холодной войны

Глава II . Противостояние СССР и США в Центральной и Восточной Европе

Глава III . Международное коммунистическое движение, как орудие внешней политики СССР

Глава IV Кризис отношений с Китаем

Глава V Союзники СССР среди развивающихся стран

Глава VI Карибский кризис

Заключение

Список источников и литературы

Введение

В результате жесточайшей войны в Европе, США вышла в мировые лидеры, хотя бы потому, что не вела военных действий на своей территории и сумела нарастить военный и экономический и политический потенциал, а вся Европа в это время лежала в руинах. СССР как победительница в войне, не желала кому либо уступать, да и зачем? Советские войска стояли во многих европейских странах, осталось установить полное и безоговорочное коммунистическое господство в Мире. Назревал конфликт не просто двух стран, а двух идеологий. США из-за своего географического положения практически был неуязвим в II Мировой войне, но после неё был изобретен новый вид оружия – ядерное. После того как СССР получило его, США потеряло свой «географический козырь» в войнах. И это подлило масло в огонь противоречий между странами, породило гонку вооружений, и новую войну – холодную!

Вся советская историография пронизана идеологией и сводится к тому, что после смерти Ф.Рузвельта и окончания второй мировой войны, США умышленно отказались от политики сотрудничества военного времени и окрыленные обладанием атомной бомбой, выступили на путь агрессии, чтобы исключить всякое русское влияние в Восточной Европе и организовать капиталистические государства на самой границе с Советским Союзом. В результате у Москвы не остается другой альтернативы, кроме как принять меры по защите своих собственных границ. Советский Союз представляется как непогрешимый и самоотверженно борющийся за мир против разного рода западных провокаций. В связи с этим литература советского периода по мнению большинства учёных, не дает полной и объективной картины о причинах холодной войны. Примерами данной группы является труд коллектива авторов под редакцией А.А.Громыко История дипломатии, а так же История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг., История внешней политики СССР. Совсем иным является взгляд современных отечественных историков, они стараются подойти к изучению проблемы беспристрастно.

В современной российской историографии основательных обобщающих работ о возникновении «холодной войны» также немного, но существует немало исследований, анализирующих различные аспекты этой проблемы.

Одна из таких серьезных последних работ – монография В. Л. Малькова д.и.н., ИВИ РАН) «Манхэттенский проект»1, выполненная на материалах архивов США. Автор не только дает «биографию» атомного оружия, но и освещает «атомную дипломатию», которая стала важным фактором вползания в «холодную войну».

Мягков М. Ю. (д. и. н., зав. Центром «История войн и геополитики» ИВИ РАН). В своей работе « Послевоенного устройства в американо-советских отношениях (1943–1945)»2, отразил многие вопросы внешнеполитического курса СССР, которые касаются отношений с США и их союзников.

Печатнов В. О.(д. и. н., проф. МГИМО(У) В своей монографии «О некоторых позитивных аспектах советско-американского соперничества в годы холодной войны»3, рассмотрел различные аспекты отношений США и СССР, где показал что кроме отрицательных моментов, непримиримости двух лагерей, двух стран были свои положительные тенденции.

Шейд У. проф. университета Лихай, Пенсильвания). In the bomb’s early light: атомная бомба и происхождение «холодной войны»4. В своем исследовании автор указывает на многие причины и предпосылки к началу холодной войны. Историк отрицательно видит появление в мире атомного оружия, но отмечает важность того, что это оружие оказалось не оружием войны, а оружием сдерживания…

Шенин С. Ю. (д. и. н., проф. Саратовского гос. университета им. Н. Г. Чернышевского). «Холодная война» в Азии: парадоксы советско-американской конфронтации (1945-1950 гг.) .1 Историк подробно изучает внешнеполитическое противостояние СССР и США в Азии, как и во всем мире происходил передел сфер влияния. Азия – это стратегически – важная цель в геополитике двух супер- держав.

Цель: выявить специфику внешнеполитического курса СССР в конце 50х годов.

1. Изучение исторических предпосылок холодной войны.

2. Изучение международной обстановки в годы холодной войны.

3. Определить причины краха биполярного мира и перспективы развития международных отношений в будущем.

Предметом исследования явились источники и документы, свидетельствующие о дипломатических, стратегических и тактических действиях противников по холодной войне. Теоретико-методологическая основа проблемы. Теоретико-методологическую основу изучаемой темы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей холодной войны, а также документы и источники периода холодной войны. Значительный интерес для исследователей данной проблемы представляет мемуарная литература - своеобразный и весьма ценный исторический источник. Несмотря на присущий им субъективизм, воспоминания политических и государственных деятелей СССР позволяют конкретизировать ряд событий и явлений, характеризующих причины и начало «холодной войны». Огромный интерес вызывает такой источник, как документация КПСС2, дающая полную картину многих событий и явлений во внешней политике СССР. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.). т.7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.). т.8 Особый интерес представляет сборник документов: Советский фактор в Восточной Европе. 1944 -1953г.1 Где можно изучить многие документы связанные с внешней политикой СССР в восточном направлении в Европе, я могу убедиться в том, что Восточная Европа являлась наиважнейшим направлением внешней политики СССР. «История Отечества в документах»2 дает ответы на многие вопросы которые создаются в процессе изучения внешней политики СССР. Особый интерес возникает к личности Н.С Хрущёва. Одного из идеологов внешней политики СССР, чьи мемуары3дают возможность исследования внешней политики СССР в совершенно другом ракурсе в ракурсе руководителя страны. Советско-китайские отношения 1917-1957. Сборник документов.4 В эти документы проливают свет на многие факторы, как позитивные так и отрицательные советско – китайских отношений.

Работа построена по проблемному принципу

ГлаваI. США и СССР начало холодной войны

По мнению многих историков создание в Советском Союзе в середине 1950_х гг. межконтинентальных баллистических ракет подвело черту под исторической особенностью американской внешней политики - неуязвимостью территории США. Ранее американцы надеялись на свое подавляющее военное превосходство, а также считали, что внутренние трудности заставят СССР если не рухнуть, то по крайней мере пойти на компромисс с Западом. Этого не случилось, и в начале 1950_х гг. руководство США приняло курс на «идеологическую войну» с Советским Союзом. Главным оружием в ходе идейного давления на СССР и его союзников выступили радиостанции, созданные в начале 50_х гг. в Западной Европе, - «Свобода» и «Свободная Европа».Одновременно началась гонка вооружений. Когда президенту США Д. Эйзенхауэру сообщили, что промышленность страны в состоянии производить в год 400 межконтинентальных баллистических ракет класса «Минитмен», он ответил: «Почему же нам не сойти с ума окончательно и не запланировать создание силы в 10 тысяч ракет?» Пройдет лишь 20 лет, и в арсеналах США будет находиться именно 10 тыс. единиц ядерных боезарядов стратегического назначения. Американские военные продолжали разрабатывать планы ядерной войны против Советского Союза. К 1955 г. число бомбардировщиков, способных нанести удар по СССР, достигло 1350 единиц. Боевой груз атомных бомб стандартного бомбардировщика стратегической авиации во времена Эйзенхауэра был эквивалентен по разрушительной силе совокупному объему всех боеприпасов, сброшенных союзной авиацией на Германию за Вторую мировую войну. Согласно меморандуму Совета национальной безопасности 162/2, в случае конфликта с СССР или с КНР «Соединенные Штаты будут рассматривать ядерное оружие пригодным к использованию наравне с другими вооружениями»1. Весной 1954 г. американцы предложили французам применить атомную бомбу против вьетнамских войск, окруживших в районе Дьенбьенфу французский экспедиционный корпус. Советские ядерные силы, несмотря на целый ряд успешных испытаний новых разновидностей атомного оружия (например, взрыв на Новой Земле в 1961 г. водородной бомбы невиданной мощности - 57 мегатонн), заметно уступали американским. У СССР гораздо меньше было общее количество ядерных боезарядов, проявлялось отставание в средствах доставки.2 Существенно то, что СССР не имел ни одной военной базы у границ или берегов США, тогда как американцы содержали множество баз непосредственно у самых границ Советского Союза. Поэтому советское руководство неоднократно выступало с призывами о полном уничтожении ядерного оружия и даже о всеобщем разоружении. Ввиду решительного отказа от этих предложений западной стороны одним из главных направлений модернизации советских ядерных сил и стало создание межконтинентальных баллистических ракет, способных из космоса нанести удар по территории США. При этом начинается также развитие стратегического подводного флота и стратегической бомбардировочной авиации.3

Осложнение отношений между СССР и Западом в ходе «холодной войны» требовало новых подходов, однако при Сталине никаких явных изменений в этой области не возникло. Лишь после его смерти Г.М. Маленков выразил готовность к улучшению советско-американских отношений. Месяц спустя с американской стороны последовал ответ: президент Д. Эйзенхауэр предложил заключить почетное перемирие в Корее, заключить договор с Австрией, создать широкое европейское сообщество, которое включало бы объединенную Германию. Он настаивал также на полной независимости восточноевропейских государств, ограничении вооружений, международном контроле над атомной энергией. Уже 27 июля 1953 г. было подписано перемирие в Корее, и корейская война окончилась. В 1954 г. Г.М. Маленков сделал принципиально важное заявление о невозможности ядерной войны, потому что она означала бы гибель для всего человечества.1 Однако далеко не все советские лидеры были готовы к такому обобщению: на январском (1955) пленуме ЦК КПСС, повлекшем за собой отставку Маленкова с поста главы правительства, в вину ему в числе прочего было поставлено и это заявление. Советское руководство пошло на некоторые шаги по смягчению военного противостояния в Европе. 26 января 1955 г. был подписан протокол о досрочном возвращении Финляндии военно-морской базы в Порккала Удд. Почти одновременно Финляндия продлила договор о дружбе с СССР и всячески подчеркивала свой нейтралитет на международной арене. 25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР в одностороннем порядке принял Указ о прекращении состояния войны с Германией. 15 мая 1955 г. В Вене делегациями СССР, Великобритании, США и Франции был подписан Государственный договор с Австрией о прекращении состояния войны и постоянном нейтралитете Австрии. Советские войска из Австрии были выведены. Летом 1955 г. в Белграде была подписана советско-югославская декларация о нормализации отношений. Постепенно стала смягчаться и позиция американского руководства. В конечном счете президент США Д. Эйзенхауэр фактически объявил, что технический прогресс в стратегической сфере ведет к возникновениию ситуации, при которой использование ядерного оружия немыслимо - оно попросту уничтожит весь мир. Таким образом, американское руководство пришло к тому же тезису, что и советское. Одним из последствий этого понимания и стало решение Д. Эйзенхауэра согласиться на встречу на высшем уровне с советскими руководителями. 19-23 июля 1955 г. в Женеве состоялась встреча «большой четверки» (США, СССР, Великобритания, Франция). Это событие породило надежду на победу гуманизма над идеологией обеих сторон политического спектра. Возник так называемый «дух Женевы». Начался процесс выхода социалистического лагеря из изоляции. На XX съезде КПСС новые советские лидеры (и в первую очередь Хрущев) выступили с теорией мирного сосуществования. Суть ее заключалась в признании факта неизбежности длительного сосуществования двух различных общественных систем: капиталистической и социалистической. Они соревнуются между собой на поприще хозяйственного и культурного строительства. В результате развития в капиталистических странах внутренних противоречий и классовой борьбы победа социализма рано или поздно неизбежна. Существует возможность ненасильственного перехода к социализму в ряде капиталистических стран. Поэтому в современных условиях нет фатальной неизбежности войн, и они могут быть предотвращены. Однако полностью опасность новой войны не устранена, так как пока существует империализм, существует и почва для возникновения войн. На этой теории лежит явный отпечаток мировоззрения Хрущева, пожалуй, наибольшего утописта из всех советских руководителей. Будучи убежден в преимуществах социализма как общественной системы, Хрущев считал, что можно создать такую ситуацию, при которой большинству населения земного шара будут видны эти преимущества. В сентябре 1959 г. Хрущев посетил с официальным визитом Соединенные Штаты. Планировался ответный визит президента США Д. Эйзенхауэра в СССР, в ходе которого должны были пройти важные переговоры о ядерном разоружении. Однако 1 мая 1960 г. над территорией СССР ракетой-перехватчиком был сбит американский самолет-шпион У-2. Пилот самолета Г. Пауэрс был арестован и позже предстал перед судом по обвинению в шпионаже. Произошедшее вызвало резкую кампанию взаимных претензий как в советской, так и в западной печати. Отношения между СССР и США вновь были заморожены, а визит Эйзенхауэра оказался сорванным. Взрывной темперамент Хрущева, его непредсказуемость и недипломатичность сыграли дурную шутку с советской делегацией во время работы Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Сначала председатель Совета министров СССР, выступая перед делегатами ООН, пообещал похоронить империалистические государства. Затем во время выступления представителя филиппинской делегации, которого Хрущев по ошибке принял за делегата от Испании, советский лидер принялся стучать кулаками по пюпитру скамьи. А потом и просто снял с ноги ботинок и принялся бить им по спинке кресла. Западная пропаганда, естественно, охотно воспользовалась этими выходками, чтобы лишний раз изобразить русских как «нецивилизованных дикарей, с которыми невозможно никакое нормальное общение» Вместе с тем целый ряд действий Хрущева нанес удары по идеологии «холодной войны». Если русские столь коварны и уважают только силу, то почему они по собственной волепозволили объединиться Австрии, ушли оттуда, покинули Румынию, передали финнам и китайцам базы в Ханко и Порт-Артуре? Все это повысило международный престиж Советского Союза.1

PAGE_BREAK--

Глава II. Противостояние СССР и США в Центральной и Восточной Европе

Советское руководство не распространяло принцип мирного сосуществования на отношения внутри социалистического лагеря - здесь должен был действовать принцип «социалистического интернационализма». На практике это означало право СССР вмешиваться во внутренние дела социалистических государств во имя сохранения существующих порядков. СССР хотел во что бы то ни стало сохранить пояс дружественных стран вокруг своих границ. Идеологически это оправдывалось поддержкой дела социализма. Первые серьезные волнения произошли в Чехословакии. В начале июня 1953 г. в двух промышленных городах (Пльзене и Моравской Остраве) начались выступления рабочих, недовольных проведенной 30 мая 1953 г. денежной реформой. Демонстрации были разогнаны чешской полицией. Гораздо более серьезными были волнения в ГДР 16-17 июня 1953 г. В Восточном Берлине была объявлена всеобщая стачка, массовые демонстрации проходили не только в столице ГДР, но и в таких промышленных центрах, как Дрезден, Лейпциг, Магдебург. Полиция ГДР оказалась бессильна справиться с демонстрациями. Выступления были подавлены силами советских войск, применивших оружие. В 1955 г. Хрущеву лично удалось нормализовать отношения с Югославией. Ради этого Советский Союз был вынужден пойти на серьезные уступки и полностью признать вину советской стороны за возникший в 1940_е гг. конфликт. Но югославский руководитель И. Тито почувствовал себя победителем и не изменил позиции Югославии по важнейшим мировым вопросам. Югославия не согласилась стать военным союзником СССР и продолжала дистанцироваться от «социалистического лагеря», проводя независимую политику. Вместе с Индией и Индонезией она возглавила «движение неприсоединения» стран, решивших не входить ни в советский, ни в западный военные блоки. О том, что СССР теперь был готов допускать более самостоятельную политику стран-союзниц, свидетельствовало и создание 14 мая 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД). Если раньше войска стран «народной демократии» были без всяких формальностей поставлены под контроль Советского Союза, то теперь военные отношения между социалистическими странами регулировались особым договором. И все же пределы самостоятельности для стран-союзников Советского Союза были ограничены. В острых внешнеполитических ситуациях СССР продолжал вести себя как гегемон в коммунистическом движении, требуя от социалистических стран Европы верности общей идеологии. Следует учитывать, что доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» вызвал серьезный кризис в других социалистических странах, где с резкой критикой правящих компартий стало выступать все больше и больше людей. Особенно обострилась ситуация в Польше и Венгрии. В Польше развернулись народные волнения, в коммунистической партии началась сложная дискуссия о демократизации партийной жизни. В качестве нового лидера компартии выдвинулся В. Гомулка, ранее имевший репутацию оппозиционера. В Москве с тревогой следили за развитием событий в Польше. И все же кризис удалось разрешить: 19 октября 1956 г. для переговоров в Польшу прилетели Хрущев, Молотов, Микоян и Каганович. Они вынуждены были согласиться с идеями Гомулки об «особом польском пути к социализму». Из-под непосредственного советского контроля была выведена даже польская армия - министр обороны Польши К.К. Рокоссовский оставил свой пост и вернулся в Москву. Таким образом, полякам удалось относительно быстро ликвидировать кризис и совершить переход к более мягкой версии социализма, весьма отличающейся от сталинской. Гораздо сложнее обстояло дело в Венгрии, где разразилось настоящее антикоммунистическое восстание. Внешних причин было две. Во-первых, доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС вызвал кризис в правящей коммунистической партии. Во-вторых, западные радиостанции, такие, как американская «Радио Свобода», открыто призывали венгров к восстанию против коммунистического строя, намекая на военную помощь Запада. Лидер венгерских коммунистов М. Ракоши, один из наиболее упорных сторонников сталинской версии социализма, был вынужден в результате продолжительных и массовых выступлений покинуть свой пост. Новым главой венгерской компартии стал И. Надь, известный оппозиционер и сторонник реформированного социализма. После прихода к власти Надь потребовал вывода советских войск из Венгрии. Войска были выведены из Будапешта, но не из всей страны. Тем временем толпы начали стихийно захватывать правительственные здания. 29 октября 1956 г. был взят штурмом Будапештский горком партии и здание местной госбезопасности. Органы старой власти ликвидировались и в других городах Венгрии.1 Коммунистов вешали, забивали до смерти, расстреливали. 31 октября из-под стражи был освобожден кардинал Й. Миндсенти, неформальный глава антикоммунистической оппозиции в Венгрии. И. Надь объявило выходе страны из Варшавского договора. В условиях нарастающего кризиса советское руководство пошло на крайние меры. 1 ноября 1956 г. Началась операция «Вихрь» - кодовое название перегруппировки и ввода советских войск в Венгрию. 4 ноября было создано так называемое революционное рабоче-крестьянское правительство во главе с коммунистами, недовольными политикой И. Надя. Это правительство обратилось за помощью к Советскому Союзу. В момент этого обращения советские войска уже проводили военную операцию на территории Венгрии. Венгерская армия не оказала им почти никакого сопротивления, сражались только нерегулярные отряды. 11 ноября был окончательно занят Будапешт, а к началу 1957 г. под полный контроль была взята вся территория Венгрии. И. Надь был отстранен от власти, новым главой государства стал Я. Кадар, лидер революционного рабоче-крестьянского правительства. В военной операции участвовали две общевойсковые армии и механизированный корпус. За отличия в боях 26 человек удостоены звания Героев Советского Союза, 13 из них - посмертно. На участников восстания обрушились массовые репрессии. Всего было казнено 229 человек, в том числе и И. Надь, многие были отправлены в тюрьмы. Однако в результате, как и в случае с Польшей, Кадар стал проводить более либеральную внутреннюю политику, за что Венгрия позже получила шутливое прозвище «самого веселого барака социалистического лагеря». Одной из важнейших проблем, оставшейся советской дипломатии времен Хрущева в наследство от Сталина, оставалась проблема разделенной Германии. После провала проекта объединения Германии, который стал окончательно очевидным после вступления ФРГ в НАТО, советское руководство стремилось добиться от Запада признания факта существования двух немецких государств и подтверждения нерушимости их границ. Хрущева и его сподвижников очень беспокоили реваншистские настроения в Западной Германии, периодически возникавшие предложения о радикальном пересмотре сложившейся после Второй мировой войны ситуации. В качестве средства давления на западные страны в «германском вопросе» было избрано особое положение Западного Берлина. Этот анклав, находящийся под контролем западных держав и расположенный в центре ГДР, уже был причиной острого политического кризиса в 1947-1948 гг. В 1961 г. ситуацию вокруг Западного Берлина усугубило огромное число беженцев, нелегально покидавших территорию ГДР. Получая бесплатное образование в Восточной Германии, они затем уходили на Запад, где уровень жизни был значительно выше. Восточногерманские руководители, а затем и Хрущев требовали от западных государств признания ГДР, запрета экономических беженцев (обескровливавших ГДР), угрожая в противном случае полной блокадой Западного Берлина. Когда американцы и их союзники отказались от советских предложений, по указанию Хрущева в августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была выстроена стена. Однако столь экстравагантное решение не повлияло на позицию западных государств - международное положение ГДР не изменилось.1

Глава III. Международное коммунистическое движение, как орудие внешней политики СССР

В 1956 г. был распущен Коминформ, бывший, по существу, усеченной и упрощенной версией Коминтерна. Руководители коммунистических партий, действовавших в самых разных странах, договорились координировать политику и идейные взгляды на периодически созываемых совещаниях. Именно на этих совещаниях и вскрылись важные противоречия, существующие между политикой Советского Союза как сверхдержавы и его деятельностью как страны лидера международного коммунистического движения. В ноябре 1957 г. в Москве состоялось первое совещание коммунистических и рабочих партий, на которое приехали делегаты 64 партийных организаций. Хотя внешне на совещании всячески демонстрировалось единство коммунистического движения и даже был принят единый «Манифест мира»1, фактически обозначилось два пути, по которым в дальнейшем могли развиваться коммунистические партии. Один путь предлагала китайская делегация. Она требовала продолжения бескомпромиссного противостояния с Западом, несмотря на угрозу ядерной войны. Выступавший на совещании лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун призвал не бояться угрозы атомного уничтожения, потому что если даже погибнет половина человечества, то выжившие построят коммунизм. Другой путь предложил лидер итальянских коммунистов П. Тольятти, допускавший, чтобы каждая коммунистическая партия имела право выбирать собственный путь развития, в том числе и путь мирного сосуществования с иными политическими силами в капиталистических, западных странах. Советское руководство оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, провозглашенный курс на мирное сосуществование совпадал с тезисами Тольятти. А с другой стороны, отказ от революционаризма в китайском духе и разрешение большей свободы действий другим коммунистическим партиям могли привести кутрате главенствующей позиции КПСС в мировом коммунистическом движении. Второе совещание коммунистических партий, проходившее в Москве в ноябре 1960 г., было внешне даже более представительным - на него приехали делегаты от 81 партии. Однако результаты этого совещания оказались скромнее, чем первого. Было принято лишь путаное и достаточно пустое по содержание итоговое «Общее заявление». Зато во время закрытых заседаний стало ясно, что Китай всерьез намеревается со временем перехватить у СССР лидерство в коммунистическом движении. Резко критикуя советское руководство за дипломатические и иные контакты с западными государствами, китайские коммунисты рассуждали о «ревизионизме и искажении ленинских идей в коммунизме». Это выступление было поддержано демаршем руководителя албанских коммунистов Э. Ходжи. Он демонстративно покинул совещаниев знак несогласия с новой позицией КПСС. Большинство представителей компартий поддержали советское руководство и его курс, в том числе и связанный с критикой сталинского прошлого, однако были делегации, которые выступили сторонниками китайских идей. Стало ясно, что кажущемуся единству союза коммунистических партий, вроде бы наставшему после примирения СССР с социалистической Югославией, приходит конец. Однако окончательный распад коммунистического движения на два соперничающих направления, приведший даже к возникновению нескольких компартий в отдельных странах, произошел позже, после окончания «эпохи Хрущева» в советской истории.1

Глава IV. Кризис отношений с Китаем

Одной из ключевых проблем в советской внешней политике данного периода стало значительное ухудшение отношений с социалистическим Китаем, чьи руководители отрицательно отнеслись к решениям еще ХХ съезда КПСС. Осложнили отношения с китайцами и события вокруг острова Тайвань, где у власти находилось правительство китайских националистов (Гоминьдана) во главе с Чан Кайши. Именно тайваньских лидеров признавали в качестве законного правительства всего Китая США и большинство других западных стран. Китайское коммунистическое руководство стремилось поставить Тайвань под контроль, для чего концентрировало вооруженные силы в проливе, отделяющем остров от континента. 23 августа 1958 г. артиллерия КНР предприняла интенсивный обстрел небольшого прибрежного острова Цзиньмэнь, где находились гоминьдановские войска. Менее чем за час было выпущено около 20 тыс. снарядов. 24 августа, помимо продолжения обстрела, торпедные катера КНР атаковали транспорты, перевозившие гоминьдановских солдат. К 28 августа было сделано более 100 тыс. выстрелов по острову. Соединенные Штаты поддержали Чан Кайши и выразили готовность создать прикрытие прибрежным островам. В Тайваньском проливе было сконцентрировано около 130 американских военных кораблей, включая 6 авианосцев, имевших на борту атомное оружие. Возникла угроза новой войны на Дальнем Востоке. 7 сентября 1958 г. Н.С. Хрущев направил послание президенту США Д. Эйзенхауэру. В нем говорилось:«Нападение на Китайскую Народную Республику, которая является великим другом, союзником и соседом нашей страны, это нападение на Советский Союз. Верная своему долгу, наша страна сделает все для того, что бы совместно с народным Китаем отстоять безопасность обоих государств, интересы мира на Дальнем Востоке, интересы мира во всем мире». Аналогичное предупреждение американской стороне содержалось и во втором послании правительства СССР президенту США от 19 сентября. 6 октября 1958 г. Хрущев еще раз заявил, что «Советский Союз придет на помощь Китайской Народной Республике, если на нее будет совершено нападение извне, говоря конкретнее, если США нападут на КНР»1. Советские предупреждения сыграли роль, в итоге ситуацию удалось разрядить в ходе дипломатических переговоров, и Тайвань остался отдельным государством. Однако и у советской, и у китайской сторон осталось сильное взаимное раздражение действиями друг друга в период кризиса. В печати КНР появились статья о «современном ревизионизме», искажающем марксизмленинизм. В конце 1950_х гг. Хрущев обрушился с резкой критикой на китайских коммунистов. Летом 1960 г. из КНР неожиданно были отозваны все советские специалисты, что поставило китайскую промышленность в крайне сложную ситуацию из-за нехватки квалифицированных кадров. На Московском совещании коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1960 г.) разгорелась жаркая полемика между делегациями КПСС и КПК. Руководство китайской компартии стало воспринимать политику московского руководства как недружественную и даже почти враждебную. Хотя КНР официально никогда не выдвигала территориальных претензий к СССР, в китайской прессе стали широко публиковаться материалы «исторических исследований», согласно которым Россия и СССР путем «неравноправных договоров» отняли у Китая территории общей площадью 1,54 млн. км2. В начале 1960-х гг. возникли первые советско-китайские пограничные конфликты. В целом углубление политической и экономической интеграции осуществлялось в достаточно узких рамках одного лагеря и не охватывало даже всех стран, вступивших на путь построения социализма. Интеграция была весьма противоречива и во многом зависела от политики конкретных руководителей, их оценок мирового развития. Именно это вызывало иногда острые кризисы. Руководство СССР, располагавшее огромными ресурсами и военными силами, смогло подавлять недовольство, зревшее в восточноевропейских странах. Однако в случае с Китаем это сделать уже не удавалось.1

Глава V. Союзники СССР среди развивающихся стран

В отличие от И.В. Сталина, Н.С. Хрущев делал ставку на национально-освободительное движение как на силу, способную противостоять империализму. В 1950-1960_х гг. завершился процесс освобождения многих стран, бывших до того колониями, от власти метрополий. В 1954 г. во Вьетнаме, в 1962 г. в Алжире закончились многолетние освободительные войны. СССР помогал лидерам этих государств оружием и военными специалистами. В 1957 г. первым независимым государством Черной (Тропической) Африки стала Гана. 1960 год получил название «год Африки»: сразу 17 стран стали независимыми. Одним из вернейших союзников СССР в Азии оставался Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам - ДРВ). Возникшее на севере страны после подписания Женевских соглашений 1954 г. коммунистическое государство, возглавлявшееся Хо Ши Мином, стремилось поглотить Южный Вьетнам. Для этого на юг засылались диверсионные группы и военные отряды, был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. СССР оказывал активную поддержку северовьетнамцам, считая, что таким путем можно будет постепенно распространить влияние коммунистических идей не только на Южный Вьетнам, но и на всю Юго-Восточную Азию.1

Продолжение
--PAGE_BREAK--

В качестве союзников СССР часто выступали Индия и Индонезия. Эти два государства активно сопротивлялись гегемонии США. Советский Союз установил с ними достаточно прочные экономические связи, способствовал модернизации их вооруженных сил. В 1955 г. во время визита Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина в Индию были подписаны совместная декларация и соглашения о строительстве металлургического завода в Бхилаи, в 1957 г. - о сотрудничестве с Индией в строительстве предприятий тяжелой промышленности и большом советском кредите, в 1958 г. - о строительстве (в качестве советского дара) Технологического института в Бомбее, в 1959 г. - о помощи Индии в строительстве предприятий медицинской промышленности, в 1960 г. - о советском содействии Индии в разведке и добыче нефти и газа, в 1961 г. - о мирном использовании атомной энергии. В то же время особые отношения СССР и Индии вызвали раздражение у лидеров коммунистического Китая, претендовавших на часть индийской территории в районе Гималаев. В результате, когда в 1962 г. разразился пограничный конфликт между Индией и КНР, именно советское оружие позволило индийцам остановить китайское наступление. Подобным образом развивалось сотрудничество и с Сирией. В 1955 г. были подписаны торговое и платежное соглашения, в 1957 г. - соглашение о радиотелеграфной связи, об экономическом и техническом сотрудничестве, предусматривавшем долгосрочное льготное кредитование, содействие в железнодорожном и энергетическом строительстве, возведении мостов, орошении посевов и обводнении пастбищ. Серьезным успехом внешней политики СССР времен Хрущева стало сближение с Египтом. В 1952 г. в этой стране произошел антимонархический государственный переворот, король Фарук был свергнут, а к власти пришла группа молодых военных «Свободные офицеры», которую возглавил полковник Г.А. Насер. Националистически настроенный Насер стал стремиться к тому, чтобы освободить Египет от зависимости по отношению к западным странам, а также к воссозданию мощного общего объединенного арабского государства. В качестве одного из шагов на этом пути Насер объявил о национализации Суэцкого канала, ранее находившегося под контролем совместной англо-французской компании. Результатом этого стала попытка Великобритании, Франции и Израиля свергнуть режим Насера. 29 октября 1956 г. израильские танки вторглись на Синайский полуостров, а 5 и 6 ноября английские десантники высадились в Порт-Саиде, французские пехотинцы заняли Порт-Фуад. Насер обратился за помощью к СССР и США. Правительство СССР выступило с требованием к агрессорам вывести войска из Египта, в противном случае Советский Союз был готов применить силу. В заявлении говорилось о наличии у СССР ракетно-ядерного оружия. США не поддержали Англию и Францию -американцам было выгодно ослабление англичан. Советское же руководство, поддержав Египет, надеялось получить союзника на Ближнем Востоке.1 В середине ноября 1956 г. английские и французские войска были эвакуированы из египетских портов, а израильтяне отошли к своей государственной границе. В благодарность за поддержку Насер установил особые союзнические отношения с СССР: в Египет были направлены сотни советских специалистов, в том числе и военных советников, египетские студенты стали обучаться в советских вузах. Во внутренней политике Египта появились отдельные социалистические элементы (вроде создания «социалистических сельских кооперативов»); советские инженеры приняли активное участие в проектировании и строительстве Асуанской плотины и гидроэлектростанции на Ниле. Эта плотина должна была увеличить количество сельскохозяйственных угодий в Египте и способствовать решению продовольственной проблемы в этой бедной и перенаселенной стране. Особые связи, установившиеся у Египта с СССР, привели к ухудшению советско-израильских отношений. После освобождения от колониальной зависимости и некоторые другие африканские страны заявили о своей «социалистической ориентации». Например, союзником СССР объявила себя Гана в тот период, когда ее президентом был К. Нкрума, а также Демократическая Республика Конго, которую возглавил революционер П. Лумумба. Однако в 1961 г. Лумумба был свергнут и убит, а страна на долгие годы погрузилась в пучину гражданской войны. Активная поддержка Советским Союзом национально-освободительных движений и освободившихся стран, его твердая и принципиальная антиколониальная позиция играли ключевую роль в процессе ликвидации колониальной системы. Одновременно такая политика укрепляла симпатии к СССР как среди народов колониальных и освобождающихся стран, так и среди противников колониализма на Западе. СССР в данном случае был на стороне исторического прогресса и справедливости - отрицать это было невозможно.

Глава VI. Карибский кризис

Важным, хотя и совершенно неожиданным для советского руководства внешнеполитическим успехом СССР стала победа революции на Кубе в 1959г. После взятия власти новые кубинские руководители во главе с Ф. Кастро выступали первоначально, скорее, с националистических позиций. Однако непродуманная политика США по отношению к Кубе привела к тому, что кубинцы обратились за помощью к Советскому Союзу. Постепенно Кастро начал менять свои взгляды и объявил о необходимости построения коммунистического общества на Кубе. Американское правительство поручило ЦРУ свергнуть его режим. После неудачной операции в 1961 г., которую американцы пытались провести руками кубинских эмигрантов, США принялись готовить уже более широкомасштабную военную операцию с использованием армии и морской пехоты. Н.С. Хрущев поддерживал кубинских союзников. На остров в 1962 г. были скрытно переброшены советские войска, в том числе и части, вооруженные ракетами средней дальности с ядерными боеголовками (операция «Анадырь»). Установка ракет на Кубе стала ответом советского руководства на размещение американских ракет средней дальности около советских границ - в Турции, Италии и Англии (ракеты «Тор» и «Юпитер»). Установка советских ракет на Кубе еще не была завершена, когда об их размещении благодаря разведывательной авиации узнали американцы. Размещение на Кубе советских ракет стало для американской администрации поводом для серьезного беспокойства. Результатом этого стал так называемый Карибский (Кубинский) кризис октября 1962 г. Советник президента США Дж. Кеннеди Т. Соренсен оценил ситуацию следующим образом: «Не вызывает сомнений то обстоятельство, что эти размещенные на Кубе ракеты, взятые сами по себе, на фоне всего советского мегатоннажа, который мог бы обрушиться на нас, фактически не меняют стратегического баланса… Но баланс мог бы существенно измениться в вопросах национальной воли и способности мирового лидерства». Президент Кеннеди считал, что не может не отреагировать на столь явную угрозу - в противном случае против него мог быть возбужден процесс импичмента (лишения президентского поста). 22 октября 1962 г. была объявлена блокада Кубы. Это означало, что военно-морские корабли США останавливали все суда, идущие на Кубу. Разумеется, в первую очередь речь шла о судах, доставлявших на Кубу советские ракеты. В ходе этого кризиса Вашингтон показал себя готовым на ядерный конфликт, который мог бы начаться, если бы советские корабли не подчинились. Существовала опасность того, что советские подводные лодки начнут топить корабли, осуществляющие блокаду. Готовность администрации Кеннеди испытать риск ядерной войны должна была основываться на том, что установка этих ракет меняет стратегический баланс между США и СССР. Однако это было не так. Даже согласно оценке ЦРУ США и Объединенного комитета начальников штабов, американские ракеты среднего радиуса в Турции и Италии не оказывали решающего влияния на общий стратегический баланс двух сверхдержав, чьи стратегические арсеналы не зависели от Турции или Кубы. Тайно созванный «исполнительный комитет» Совета национальной безопасности США пришел к выводу, что ракеты на Кубе не оказывают критического влияния на стратегический баланс двух сверхдержав. В конечном счете, Карибский кризис положил начало процессу определенного отрезвления, приходу понимания того, что в современном ядерном конфликте не может быть победителей и дипломатия «холодной войны» должна помнить, что ее ошибки могут иметь фатальные последствия. В дни Карибского кризиса советские ракетные войска были приведены в состояние боевой готовности. Мир оказался на грани атомной войны. В самый последний момент начались напряженный обмен мнениями и переговоры. Ситуацию удалось разрядить. В тех условиях советское руководство предприняло немыслимый для нормальной дипломатической практики шаг. Для того чтобы немедленно довести советскую точку зрения до США, 27 октября по обычной радиовещательной сети в 17 часов по московскому времени было передано послание председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева президенту США Дж. Кеннеди. В ответ администрация США также пошла на нарушение обычной практики. Текст ответного послания Кеннеди был передан прессе. Причина была та же, что и в радиообращении Хрущева, - желание ускорить время передачи, миновать неизбежно долгий процесс зашифровки и расшифровки дипломатических телеграмм. После обмена этими посланиями напряженность стала быстро спадать. Правительство СССР пообещало вывести ракеты с Кубы, а американцы обязались не вторгаться на остров и убрать свои ракеты из Турции. Однако военная база США на южном кубинском побережье, в Гуантанамо, осталась в неприкосновенности. Но в целом итоги Карибского кризиса стали новой победой Советского Союза в противостоянии двух систем. Хрущев добился главных целей - обеспечил неприкосновенность Кубы, блокировав американское вторжение на ее территорию, и добился удаления американских ядерных ракет из Турции. Результаты полученных преимуществ можно наблюдать даже в начале ХХI в.: Куба сохранила независимость, а на территории Турции нет ядерных ракет. В то же время первое ядерное противостояние показало, что ни СССР, ни США не готовы в реальности перейти от информационной войны и противостояния в третьих странах к реальному вооруженному конфликту. Сокрушительная мощь атомного оружия оказалась сдерживающим фактором, заставлявшим великие державы и их лидеров более упорно искать пути к политическому компромиссу. В 1963 г. была установлена прямая линия телефонной связи между Белым домом и Кремлем. Американская сторона сделала беспрецедентные шаги: поддержала вместе с Советским Союзом в ООН резолюцию, запрещавшую размещение ядерного оружия в космосе, подписала соглашение о продаже СССР зерна. Соединенные Штаты пошли на договорное ограничение испытаний ядерного оружия. Особенно существенное значение имел заключенный в Москве в августе 1963 г.1

Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, ставивший реальную преграду на пути совершенствования ядерного оружия, оберегавший экологическую среду и в целом служивший целям взаимного доверия трех подписавших его сторон - СССР, США и Англии. Отныне для модернизации атомных вооружений разрешались исключительно подземные ядерные испытания, которые США проводили на полигонах в Неваде, а СССР - в Казахстане, в районе Семипалатинска. Западноевропейские страны, столкнувшись с опасностью возникновения ядерной войны, осознали, что первой ее жертвой стала бы Европа. Поэтому эти страны раньше США встали на путь разрядки с Восточной Европой. В середине 1960_х гг., когда Америка вела войну во Вьетнаме, президент Франции де Голль интенсифицировал политику разрядки, а вскоре и другие лидеры западноевропейских стран приобрели более значительный - в сравнении с США - опыт связей с Востоком. Они стали дорожить этими связями, и попытки США разрушить их вызывали лишь разногласия между союзниками. Новое советское руководство проводило активную внешнюю политику по всем направлениям. Удалось сдвинуть с мертвой точки отношения с главным соперником - США, сохранить и укрепить социалистическое содружество в Восточной Европе и наладить дружественные отношения с развивающимися странами. Таким образом сложная, порой взрывоопасная политическая обстановка конца 1950-х - начала 1960-х гг. приводила к тому, что любой случайности в отношениях между СССР и США было достаточно, чтобы сорвать договоренности, достигавшиеся месяцами, а то и годами.

Заключение

Таким образом, спецификой внешнеполитического курса внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах. Важным фактором является то, что результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли. После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Маршалла», суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». После победы при поддержке СССР, так называемых народно-демократических революций, во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР «сферы безопасности», что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг. Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы: сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР. Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед «холодной войны», не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, военных конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова сдвинулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.

Продолжение


--PAGE_BREAK--

Список источников и литературы

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.). т.7 - М.: Мысль, 1971.

2. История Отечества в документах. 1917 – 1993; В 4 ч./ Сост. Г.В. Клокова. М… 1997. Ч3-4.

3. Советско-китайские отношения 1917-1957. Сборник документов.– М., 1959

4.Советский фактор в Восточной Европе. 1944 -1953гг.: Документы: В2 т./ Отв. Ред Т.В. Волокитина. М., 1999 -2003.

5.Хрущёв С.Н. Хрущёв: Кризисы и ракеты. Взгляд изнутри: В2т. М., 1994.

6. Боффа. Д История Советского союза: Т2… М., 1990.

7. Мальков В.Л. Манхэттенский проект М.,1995.

8. Мягков М.Ю. «Послевоенное устройство в американо-советских отношениях (1943–1945)». М.1999.

9. Печатнов В.О. «О некоторых позитивных аспектах советско-американского соперничества в годы холодной войны» М.,2000.

10. Шейд У. проф. университета Лихай, Пенсильвания). In the bomb’s early light: атомная бомба и происхождение «холодной войны».М 1999. Пер. с англ., Куропаткина С.В

11. Филиппова А.В. История России 1945 – 2008г. М.2008.

12. Шенин С.Ю. «Холодная война» в Азии: парадоксы советско-американской конфронтации (1945-1950 гг.) // США - экономика, политика, идеология. 1994. № 7.

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. 2. СССР и страны социалистического лагеря ---Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".



Похожие статьи