Значение слова изгой. О значении изгоев и состояния изгойства в древней руси

20.09.2019

Изго́й . Это существительное, называющее человека, от которого отвернулось общество, образовано от глагола изгоити (в диалектах еще известного в значении «поправить, починить, уладить»), в свою очередь образованного от гоити - «давать жить». Общеславянское гоити образовано от существительного гои - «лекарство», восходящего к той же основе (но с другой корневой согласной - г/ж), что и глагол жить . Первоначально существительное изгой означало «человек, лишенный средств к существованию».

изго́й «(в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон», только др.-русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. «выжитый из рода, не пользующийся уходом». От из- и го́ить, кауз. к жить. Не калька с др.-сканд. utlægr «изгнанник», вопреки Мi. LР (244) и Бернекеру (1, 319), а параллельно развившееся выражение; см. В. Шульце, Kl. Schr. 201. Изгой не был лишен прав и пользовался покровительством церкви, если он а) был неграмотным поповичем, б) выкупленным рабом, в) честно обанкротившимся купцом, г) сиротой княжеского происхождения (см. А. Соловьев, Semin. Kondak. 11, 283 и сл., со ссылкой на Мрочека-Дроздовского, «Чтения», 1886, I, стр. 40-78). Ср. сербохорв. ѝзрод «выродок», русск. издо́й «скотина, которую перестали доить». Далее ср. др.-русск. изжити, ст.-слав. иждити δαπανᾶν; см. Ягич, AfslPh 13, 297 и сл. Гипотеза о заимств. изгой из гот. *usgauja неприемлема по фонетическим соображениям, вопреки Преснякову (I, 121 и др.); см. против Соловьев, там же.

Изго́й . Искон. Производное от изгоить «выгнать, выжить», в диалектах еще известного, преф. производного от гоить «заживлять» «исцелять», являющегося каузативом от жить (буквально - «заставлять жить»). Изгой исходно - «выжитый, изгнанный» (из семьи, рода-племени и т. д.). Развитие противоположного значения в глаголе изгоить подобно тому, что в выжить «уцелеть» и «выгнать»,

Или, может, изгнанные за определенные грехи люди? А может, лишенные внимания родных и гонимые притязаниями ровесников? Увы, слово изгой довольно часто фигурирует в нашей речи, однако только единицы задумываются о том, каково его истинное значение.

В связи с этим будет весьма полезным поговорить о том, кто же такой изгой на самом деле. Постараться понять, как доходит до того, что некоторые люди становятся нежеланными гостями среди себе подобных. И почему изгои - это очень печальное выражение.

Те, кто остался вдали от привычного общества

Прежде всего следует разобраться в самой формулировке этого слова. Итак, изгои - это люди, которые по тем или иным причинам изгнаны за пределы привычного общества или определенного круга людей.

Например, изгоями можно назвать детей, которых отвергают их ровесники или одноклассники. Или же изгои - это отступники, которых изгнала церковь за определенные прегрешения. Хотя следует заметить, что в данную категорию люди попадают не только из-за решения других, но и по собственной воле. Ярким тому примером могут стать отшельники, которые добровольно откинули материальные блага ради жизни в гармонии с природой.

Корнями в историю

Само слово изгой берет свое начало в Древней Руси. При этом его изначальное значение сильно отличалось от того, к которому привыкли мы. Так, на Руси человек-изгой - это тот, кто сменил свою привычную социальную ячейку на иную.

Например, подобный термин применяли к детям попа, если те были неграмотны и не могли продолжить его дело. Или когда холоп получал свободу, после чего имел полное право руководить своей судьбой. А также изгоями называли купцов, которые прогорели или имели очень большие долги.

Современные реалии

К сожалению, сейчас слово изгой все чаще появляется в обычных беседах и разговорах. Так уж вышло, что всемирный прогресс разделил людей на множество классов и типов, которые сильно отличаются друг от друга. Именно в этом и кроется главная причина появления современных отщепенцев.

Ведь если призадуматься, то как стать изгоем? Да очень просто - быть непохожим на других. Например, если в классе все дети носят новенькую школьную форму, то стоит кому-то начать ходить в старой или потертой одежде, как он тут же станет всеобщей мишенью. И если этот ребенок не сможет постоять за себя, то вскоре весь класс заклеймит его белой вороной или изгоем.

И подобная схема работает не только в школе. На той же работе также есть те, кто пользуется всеобщим признанием, и те, кто его полностью лишен. И хорошо, если тебя просто не замечают, но куда хуже приходится тем, кто подвергается ежедневным издевкам и насмешкам.

Изгой - временная трудность или пожизненный диагноз?

Избавиться от метки изгоя очень сложно, порой даже невозможно, по крайней мере, внутри старого круга знакомых. Но нужно понимать одно: суть проблемы не в том, что человека назвали отщепенцем, а в том, почему так случилось.

Ведь узнав, что именно не устраивает людей, можно постараться исправить это. Например, поменять стиль одежды, научиться поддерживать разговор или просто начать улыбаться. Порой бывает так, что лишь небольшое изменение в себе приводит к колоссальным переменам вокруг.

класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княжеской дружины, каковы гриди и мечники. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) относит И. к числу лиц, поставленных под особое покровительство церкви, при чем указывает следующие виды И.: "изгои трои: попов сын, грамоте не умеет, холоп, ис холопьства выкупится, купец одолжает; а се и четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет". Калачов, исходя из того, что Русская Правда назначает плату за убийство только в том случае, когда нет мстителя за убитого, видит в И. людей, вышедших вследствие преступления, удали или по иной причине из рода, и потому лишенных защиты рода. При господстве родовых отношений такой человек стоял вне закона, подобно лицам германского права, лишенным мира. Самое слово изгои Калачов производит от глагола гоить - жить, известного в разных славянских наречиях. Тех же взглядов придерживается и К. Аксаков, заменяя только род общиной. По мнению В. И. Сергеевича и М. Ф. Владимирского-Буданова, понятие об И. не имеет никакого отношения ни к роду, ни к общине. Это люди, вышедшие из своего состояния, лишившиеся обычных своих способов к существованию, вообще люди жалкие, бедные, а потому подпадавшие под опеку церкви. Таков несостоятельный купец, неграмотный попов сын, таков и князь-сирота, предоставленный на волю всем случайностям. В жалком положении оказывался и вольноотпущенник: правовое положение его, правда, улучшалось, но материальное благосостояние его могло ухудшиться, особенно если господа взяли с него большой выкуп за свободу. Изгойством еще в XV в. назывался выкуп (или выход), платимый холопом господину при выходе на свободу. Духовенство требовало, чтобы выкуп этот не превышал той суммы, которую господин сам заплатил за раба ("Русская Историческая Библиотека"", т. VI, стр. 843). Требование же большей суммы, как и барышническая торговля людьми, считалось великим грехом, за который виновному грозили вечные муки. Отсюда древнее представление об изгойстве как о смертном грехе. С этим основным значением И., как выкупившихся холопов, согласуется и этимология этого слова, предложенная Микутским, который сближает его с латышским глаголом izi = иду, izgos = вышедший (из холопства). В древних грамотах (смоленского князя Ростислава 1150 г.) под И. разумеется низший разряд людей, смерды, крестьяне. В московских грамотах XIV в. крестьяне называются не И., а сиротами.

Ср. В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб., 1890), где указана и литература.

  • - на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения...

    Русская энциклопедия

  • - в Древней Руси XI-X11 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории...

    Большой юридический словарь

  • - класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княжеской дружины, каковы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории...

    Большой энциклопедический словарь

"Изгои" в книгах

Глава 29 ИЗГОИ

Из книги Николай II автора Боханов Александр Николаевич

Глава 29 ИЗГОИ Поезд шел на восток. Большие города проезжали ночью, и охрана предупредила, чтобы днем из окон не выглядывали и занавесок не поднимали. Несколько раз останавливались на перегонах, вдали от населенных пунктов. Пассажирам разрешалось погулять вдоль вагонов.

Изгои

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Изгои «Изгой» – это человек, вырванный из своей обычной среды. В те времена постоянного разрушения древних родовых и общинных связей, распада и разложения семейных и территориальных общин всякий «людин», порвавший связь со своей общиной, вышедший из нее, становился

Благодарные изгои

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Благодарные изгои Как бы ни стремились чернокожие потомки Моисея отгородиться от современной цивилизации, они все равно оказываются в зависимости от нее. Полностью стать самодостаточными они не могут. Часть одежды все равно приходится завозить извне. Овощей,

Из князей в изгои

Из книги Как работать по четыре часа в неделю автора Феррис Тимоти

Из князей в изгои Старая аристократия, люди высшего класса с замками, скачками и тявкающими собачками, редко покидала насиженные места. Шварцы обосновались в Нантаккете, Макдоннеллы – в Шарлоттесвилле. Скукотень. Летний отдых в Хэмптоне давно не в моде.Люди меняются.

Изгои и фавориты

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

Изгои и фавориты Представление Ингвара о мире отнюдь не упрощенное и черно-белое. Он, как никто другой, замечает все оттенки серого цвета, пережевывает одно и то же, впитывает новую информацию, обсуждает ее с верными людьми и экспертами и только потом принимает решение.

«Волосатые» изгои

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

«Волосатые» изгои Есть упоминания о дикарях и в Библии. Ученый-гебраист раввин Йонах ибн Аорона тщательно выписал такие упоминания из Ветхого Завета. Этим существам дано прозвище «сеирим», или «волосатые». Они отличаются от человека рыжим волосяным покровом на теле,

Князья-изгои

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Князья-изгои III. Выделение князей-изгоев. По обычному порядку человеческого общежития в каждую минуту действуют два поколения, отцы и дети. Во владельческом порядке Ярославичей дети вступали в передовую цепь по мере выбывания отцов и занимали места в этой цепи в порядке

Глава 10 ИЗГОИ

Из книги Крушение Римской империи автора Грант Майкл

Глава 10 ИЗГОИ Значительные слои населения поздней Римской империи решили порвать с нею. Одни, находя существующую социальную систему невыносимой, уходили в подполье и становились ее врагами. Другие - это многочисленное движение людей, просто отказывавшихся от

Московские изгои

Из книги Загадки поля Куликова автора Звягин Юрий Юрьевич

Московские изгои А для этого сперва заглянем в первую половину XIV в., когда потомки князя Ярослава Всеволодовича, прибравшего к рукам северо-восток Руси после Батыева нашествия, решали между собой вопрос о власти. В 6815 г. умер великий князь Андрей Александрович

Изгои

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЗ) автора БСЭ

б) Изгои

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

б) Изгои Взгляд нашей литературы на происхождение изгоев двоякий. Калачев, на основании филологического происхождения слова «изгои» (из и гоитъ – жить), признает, что изгоем назывался тот, кто вышел из родового союза. Общинники же утверждают, что изгоем становился

БАНДИТЫ-ИЗГОИ

Из книги Цветная масть - элита преступного мира автора Разинкин Вячеслав

БАНДИТЫ-ИЗГОИ Тень спикера Российского парламента, большой политической фигуры маленького народа, даже без его одобрения на то служила достаточным прикрытием для земляков. И не имело значения, какое они ведут дело: банковское или уголовное. Главное, с умом распорядиться

Изгои

Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Изгои Одними их первых, кто создал строгую и общепринятую систему законодательства в Англии, были викинги, которые с 800-х до середины 900-х годов оккупировали восточную часть страны - территория, ныне называемая Дейнло или Данелаг. Хотя формально единство этой системы

Герои или изгои?

Из книги автора

Герои или изгои? Начну с письма в «Правду» от Виктора Яковлевича Иовлева из станицы Ленинградской Краснодарского края. Что заставило его, участника Великой Отечественной войны, защитника Москвы в 1941-м и участника парада в Москве в честь 55-летия Победы (так сам он о себе

ИЗГОИ

Из книги Политэкономия войны [Заговор Европы] автора Галин Василий Васильевич

Князь-изгой

по мнению Соловьева, К. делался изгоем (см. Изгои) тогда, когда отец его умирал, не достигнув старшинства. Сыновья его в таком случае лишались навсегда права быть великими К. Область их или отбиралась у них и делилась между остальными К., так что они не получали в ней никакой доли участия (сыновья Ростислава Владимировича, Игоря и Вячеслава Ярославичей), или же она предоставлялась им в наследственное владение, исключавшее у них право переходить в другие области при "лествичном передвижении". Так образовались особые волости Полоцкая, Галицкая, Рязанская, позже Туровская. Изгойству подверглась было и линия Ольговичей Черниговских, но им удалось заставить Мономаховичей признать их права на старшинство. Мнение профессора В. И. Сергеевича о князьях-изгоях ("Юридические древности", I, 264) более вероятно: это - бедные, жалкие люди, лишившиеся обыкновенных, в их положении, способов существования и нуждающиеся, поэтому, в особом покровительстве, которое брала на себя церковь. В таком же положении находились и князья-сироты. "А се четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет" - говорит устав новгородского К. Всеволода (1125-1136).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Князь-изгой" в других словарях:

    Князь изгой, упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его на совещание… …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его …

    Князь изгой (см. это слово), упоминается в летописях только один раз, под 1150 г.: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, кн. Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому), с приглашением его … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василько Ярополкович князь изгой упоминается в летописях только один раз, под 1150 годом: в этом году он послан был Владимирком Володаревичем, князем Галицким, своим двоюродным племянником, в Пересопницу к Андрею Юрьевичу (Боголюбскому) , с… … Биографический словарь

    ИЗГОЙ, изгойя, муж. (ист.). В древней Руси человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких нибудь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Изгой (значения). Изгой (от из жити, праславянский корень go i/gi жить, гоити «живить», ср. былинную формулу гой еси) древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего… … Википедия

    - (в древней Руси) князь, не имеющий наследного права на великокняжеский трон, только др. русск. изгои, РП 27 и др.; первонач. выжитый из рода, не пользующийся уходом. От из и гоить, кауз. к жить. Не калька с др. сканд. utlægr изгнанник, вопреки … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Я; м. 1. В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.). 2. Человек, стоящий вне какой л.… … Энциклопедический словарь

    изгой - я; м. 1) В Древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального состояния (выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство, и т. п.) 2) Человек, стоящий вне какой л.… … Словарь многих выражений

    Князь новгородский, старший сын великого князя киевского Святослава Ярославича. В 1064 г. владел Тмутараканью, из которой два раза выгонял его князь изгой Ростислав Владимирович. В 1067 г. Г. получил Новгород, но в 1068 г. уехал опять в… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Навьи слуги или сказка написанная кровью , Сергей Жоголь. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Добро и зло всегда идут по жизни рука об руку. Как же их разглядеть, распознать, различить? Может…

Изгои (от гоить - жить)

на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первоначальные сведения об И. содержатся уже в Русской правде, в уставной грамоте 1150 смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславича. И. имелись во владениях церковных и светских феодалов. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально-зависимого населения.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952; Смирнов И. И., К вопросу об...

(от «гоить» - жить), на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством Церкви: «изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, - аще князь осиротеет». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

В Древней Руси XI-XII вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

ИЗГОИ - в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

Изгои

класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княжеской дружины, каковы гриди и мечники. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) относит И. к числу лиц, поставленных под особое покровительство церкви, при чем указывает следующие виды И.: "изгои трои: попов сын, грамоте не умеет, холоп, ис холопьства выкупится, купец одолжает; а се и четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет". Калачов, исходя из того, что Русская Правда назначает плату за убийство только в том случае, когда нет мстителя за убитого, видит в И. людей, вышедших вследствие преступления, удали или по иной причине из рода, и потому лишенных защиты р...

(от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с...

Изгои в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).




Похожие статьи