Что было в прошлом бурятии. Республика Бурятия.История Республики Бурятия

20.09.2019

БУРЯТИЯ (Республика Бурятия), субъект Российской Федерации. Расположена на юге Азиатской части России. Входит в Сибирский федеральный округ. Площадь 351,3 тысяч км 2 .

Население 969,1 тысяч человек (2005; 389 тысяч человек в 1926; 673 тысяч человек в 1959: 1042 тысяч человек в 1989). Столица - Улан-Удэ. Административно-территориальное деление: 21 район, 6 городов, 21 посёлок городского типа.

Органы государственной власти . Система органов государственной власти определяется Конституцией Республики Бурятия (1994). Государственную власть осуществляют президент, Народный хурал (парламент), правительство, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Конституцией республики. Глава республики и её высшее должностное лицо - президент наделяется полномочиями Народным хуралом по представлению Президента Российской Федерации. Народный хурал - высший законодательный (представительный) орган республики. Состоит из 66 депутатов, избираемых на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с учётом территориального и национального представительства. Правительство - высший исполнительный орган государственной власти. Председателем правительства является президент республики.


Природа. Рельеф.
Территория Бурятии расположена в южной части Восточной Сибири, в основном в Забайкалье. В рельефе Бурятии преобладают глыбовые и складчато-глыбовые, сильно расчленённые плосковершинные горы; в высокогорьях местами развиты альпийские формы рельефа. На западе Бурятии простираются высокогорные хребты, плоскогорья и плато Восточного Саяна (гора Мунку-Сардык, 3491 м, - высшая точка Бурятии). Вдоль впадины озера Байкал с юго-запада на северо-восток протягиваются хребты Хамар-Дабан, Улан-Бургасы, Икатский, Баргузинский и другие. На севере Бурятии - Становое нагорье с Верхнеангарским, Северо-Муйским, Южно-Муйским и другими хребтами; на востоке - обширное Витимское плоскогорье. В южной и юго-восточной части Бурятии, в бассейне Селенги, расположены средневысотные хребты Цаган-Дабан, Цаган-Хуртэй и др. В пределах горных систем Бурятии распространены обширные межгорные котловины - Баргузинская котловина, Верхнеангарская, Сосновоозёрская, Тункинская и др. (смотри карту).

Около 90% территории Бурятии занимают многолетнемёрзлые горные породы, широко распространены разнообразные мерзлотные процессы и явления: термокарст, солифлюкция, бугры пучения и так далее. В горах сходят лавины, интенсивна эрозия, в котловинах встречаются эоловые формы рельефа. На хребте Хамар-Дабан, в Восточном Саяне и на Витимском плоскогорье развит карст. Самая крупная пещера - Долганская Яма (длина около 5 км).

Геологическое строение . Полезные ископаемые. Геологически территория Бурятии расположена в восточной части Урало-Охотского подвижного пояса. Центральные и северные районы Бурятии принадлежат позднепротерозойской (байкальской) Байкало-Патомской складчатой области. Вдоль юго-западной и юго-восточной окраин Бурятии протягиваются раннепалеозойскне (салаирские) складчатые сооружения Восточного Саяна и Джидинской зоны. Во внутренних районах имеются глыбы раннедокембрийской коры - Гаргано-Хамар-Дабанская, Южно-Муйская, Северо-Муйская и др. Установлены наложенные впадины позднепротерозойского, палеозойского и мезозойского возрастов. Огромные площади в Забайкалье заняты палеозойскими гранитоидами. В течение фанерозоя центральный и южный районы Бурятии неоднократно испытывали тектономагматическую активизацию. В кайнозое территорию Бурятии охватило горообразование. Активный рифтогенез проявлен в южных, северо-западных и северных районах (Байкальская рифтовая система). Характерна высокая сейсмичность. Землетрясения многочисленны, интенсивность их может достигать 10-11 баллов (максимум эпицентров землетрясений - вдоль озера Байкал). Имеются покровы четвертичных базальтов и вулканические конусы в горах Восточных Саян (вулкан Кропоткина), к югу и юго-западу от озера Байкал, на Витимском плоскогорье.

На территории Бурятии - несколько сотен месторождений различных полезных ископаемых. Недра Бурятии содержат почти половину запасов Российской Федерации руд цинка и около 1/4 - руд свинца (свинцово-цинковые месторождения Холоднинское и Озёрное - крупнейшие в России). Велики запасы руд молибдена (35% запасов Российской Федерации; месторождения Орекигканское, Жарчинское), вольфрама (месторождения Холтосонское, занимающее по запасам 2-е место в мире, и Инкурское). Имеется около 300 россыпных и коренных месторождений золота (из 13 коренных месторождений наиболее крупное - Зун-Холбинское). На территории Бурятии располагаются перспективные ураново-рудные районы - Еравнинский и Витимский (первоочередной и наиболее подготовленный к освоению в России); выявлен платиноносный регион (охватывает Северобайкальский, Муйский и Окинский районы). Недра Бурятии богаты нефритом различных сортов (крупнейшее месторождение - Голюбинское в Муйском районе), а также флюоритом (Наранское, Эгитинское месторождения и др.). Месторождение асбеста Молодёжное, разведанное и подготовленное к промышленному освоению, является уникальным по качеству сырья. Известны месторождения фосфоритов (Харанурское), кварцитов (Черемшанское и др.), апатита (Ошурковское), графита (Улурское и Боярское), россыпи халцедона, в том числе сердолика (Тулдунское), природных строительных материалов. Топливно-энергетические ресурсы Бурятии представлены месторождениями каменного (Олонь-Шибирское, Никольское) и бурого (Гусиноозерское, Талинское и др.) углей, торфа, горючих сланцев. Значительны запасы подземных вод, обильны термальные источники, на базе которых организованы бальнеологические курорты (Аршан, Горячинск и др.).

Климат . Природные условия для жизни населения Бурятии в целом малоблагоприятные, в высокогорьях - экстремальные. Климат Бурятии резко континентальный. Зима продолжительная, суровая и малоснежная. Средняя температура января от -18 до -22 °С в районах, прилегающих к озеру Байкал, в котловинах от -26 до -30 °С; в горах от -25 до -30 °С в предгорьях и межгорных долинах, от -20 до -25 °С в высокогорьях. Лето короткое, тёплое, в первой половине засушливое, во второй - дождливое. Средняя температура июля от 10-14 °С в районах, прилегающих к озеру Байкал, до 16-19 °С в котловинах; в горах с высотой температуры понижаются до 8-11 °С. Часты поздние весенние и ранние осенние заморозки. Осадков в год в среднем 400-500 мм, в долинах и котловинах до 250-300 мм, местами менее 250 мм (Баргузинская котловина), в горах до 1000 мм.

Внутренние воды . В Бурятии свыше 25 тысяч рек общей протяжённостью около 125 тысяч км, из них судоходны свыше 2,5 тысяч км. Свыше 1/2 территории Бурятии относится к бассейну озера Байкал. Основные реки: Селенга с притоками Хилок, Уда и др., Баргузин, Верхняя Ангара. Бассейну реки Лена принадлежит Витим с притоками Ципа, Муя и др. Реки имеют преимущественно дождевое питание; зимой многие малые и средние реки промерзают; часто образуются крупные наледи. Речной сток распределён неравномерно - от 2 л/с с км 2 в бассейне реки Селенга до 20 л/с с км 2 и более в бассейнах рек, стекающих с западного склона хребта Хамар-Дабан. Около 34 тысяч озёр общей площадью свыше 2,8 тысяч км 2 , в том числе Байкал, Гусиное озеро, Баунт и др. В межгорных котловинах преобладают небольшие термокарстовые и пойменные озёра (Еравнинские озёра и др.); в горах много ледниковых озёр. В Бурятии свыше 40 водохранилищ и прудов общим объёмом 56 миллион м 3 .

Почвы. Растительный и животный мир . Около 85% территории Бурятии на севере, западе и юго-востоке занимают горные таёжные леса, преимущественно из лиственниц даурской и сибирской, на подзолах, подбурах и криозёмах, местами - на дерновых почвах. В центральной части Бурятии преобладают лесостепи на тёмно-серых лесных почвах и выщелоченных чернозёмах; на юге - злаково-разнотравные степи на чернозёмах, в котловинах - сухие злаковые степи на каштановых почвах. В горах проявляется высотная поясность. В Восточном Саяне низкогорные сосново-лиственничные леса на высоте 800 м сменяются лиственничной тайгой, с высоты 1600-1800 м - редколесьем из низкорослой сосны сибирской кедровой и зарослей кедрового стланика, круглолистной берёзы и ольховника, выше 1900-2000 метров - ерниковыми, кустарничковыми, мохово-лишайниковыми тундрами и гольцами с крупноглыбовыми россыпями. На влажных наветренных склонах хребтов, окаймляющих Байкал, распространена темнохвойная кедрово-пихтовая и елово-кедрово-пихтовая тайга, сменяющаяся поясом кедрового стланика; с высоты 1700-1800 м распространены горные тундры. На Становом нагорье в низкогорьях развиты лиственничные леса, выше 1200 м - лиственничные редколесья, в высокогорьях - горно-тундровая растительность. Для Витимского плоскогорья типичны подгорные лиственничные и сосновые травяно-брусничные леса и среднегорные лиственничные леса с подлеском из кустарниковой берёзы и даурского рододендрона. На юге Бурятии подгорные степи на высоте 600-700 м переходят в низкогорные, преимущественно сосновые и лиственнично-берёзовые лесостепи, выше развиты лиственнично-сосновые, сосновые и лиственничные леса; с высоты 1800 м распространены гольцы.

В лесах Бурятии обитают волк, бурый медведь, куница, хорь лесной, колонок, соболь, кабан, лось, изюбрь, косуля, зайцы, белка, рябчик, глухарь; в лесостепи и степи - корсак, суслик, сурок и др.; в реках водятся стерлядь, таймень, форель, хариус и др.

Система охраняемых природных территорий (9,5% площади Бурятии) включает: государственные природные заповедники Баргузинский, Байкальский, Джергинский; национальные парки Забайкальский и Тункинский, 23 заказника (Фролихинский, Алтачейский, Кабанский и др.), 266 памятников природы, в том числе ландшафтные (Ининский сад камней и др.). Озеро Байкал включено в список Всемирного наследия.

На большей части территории Бурятии экологическая ситуация умеренно острая, в районах, прилегающих к озеру Байкал, - острая и очень острая, что связано с загрязнением водной и воздушной среды, истощением почв. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляют 86 тысяч тонн, водозабор 395 миллион м 3 (2003). Сильно нарушены ландшафты в районах добычи полезных ископаемых, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали. Эрозии и дефляции подвержены до 50% почв сельскохозяйственных угодий республики.

М. Н. Петрушина; Г. И. Гладкевич (полезные ископаемые).

Население . Основную часть населения Бурятии составляют русские (67,8%; 2002, перепись). Бурятов насчитывается 27,8%, сойотов - 0,3%, эвенков - 0,2%. Из других групп - украинцы (1,0%), татары (0,8%), армяне (0,2%), немцы (0,2%). С 1993 года характерна естественная убыль населения: смертность (14,6 на 1000 жителей, 2004) превышает рождаемость (13,7 на 1000 жителей); младенческая смертность 14,3 на 1000 живорождённых (2003). Доля женщин 52,4%. Доля населения моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) 22,0%, старше трудоспособного возраста 14,9%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни 61,1 года (2004; мужчины - 54,6, женщины - 68,9 года). С 1996 года характерен устойчивый миграционный отток населения (38 на 10 тысяч жителей), его пик (46 на 10 тысяч жителей) пришёлся на 1997-2001 годы. Средняя плотность население 2,8 человек/км 2 . Наиболее плотно заселены центральные и южные части республики, преимущественно вдоль Селенги и её притоков (до 8 человек/км 2). Городское население 57% (2005; 41% в 1959; 61,6% в 1989). Свыше 36% населения Бурятии и более 62% всех горожан проживают в г. Улан-Удэ (352,6 тысяч человек, 2005). Другие крупные города (тысяч человек): Северобайкальск (25,8), Гусиноозерск (25,4), Кяхта (18,8), Закаменск (12,9).

Г. И. Гладкевич.

Религия . В Бурятии наибольшее число последователей имеют буддизм (ламаизм) и православие. На территории Бурятии - 69 приходов Русской православной церкви Московского патриархата (принадлежат Читинской и Забайкальской епархии, учреждённой в 1894), более 40 буддистских общин, более 40 протестантских общин, немногочисленные приходы Русской древлеправославной церкви, Римско-католической церкви; имеются иудаистские и мусульманские общины. Действуют монастыри Русской православной церкви Московского патриархата: Посольский в честь Преображения Господня мужской (основан в 1681); Сретения Господня женский (учреждён в 2000); буддистские дацаны: Улан-Удэнский Хамбын-Хурэ, Курумканский, Сартуул-Гэгэтуйский, Эгитуйский, Санагинский, Иволгинский, Кижингинский, дацан Балдан-Брэйбун, Тугнуйский, Окинский, Тамчинский, Кыренский, Хойморский, Анинский, Чесанский. С конца 20 века в Бурятии возрождается шаманизм.

Исторический очерк . Древнейшие культуры на территории Бурятии датируются не позднее эпохи мустье. Верхний палеолит представлен стоянками, где исследованы стационарные и лёгкие постройки. В мезолите (9-6-е тысячелетия до нашей эры) сосуществовали местная селенгинская и привнесённая чикойская культуры. В неолите (8-3-е тысячелетие) усть-карегинскую культуру на реке Витим (архаичный каменный инвентарь, наиболее ранняя в регионе керамика: круглодонная, украшенная зигзагами и «ёлочкой», выполненными зубчатым штампом) сменили усть-юмурченская и бухусанская культуры. Севернее, на реке Бамбуйка, обнаружены шлифованные орудия (в том числе в древнейшем погребении - Нижняя Джилинда). По реке Селенга была распространена китойская культура, к западу от озера Байкал - серовская культура. Население Бурятии в это время - монголоиды. В бронзовом веке серовские традиции продолжила глазковская культура, распространившаяся и на Селенгу. Со 2-го тысячелетия пришлые плиточных могил культура и культура керексуров, оставленные монголоидами и европеоидами, существовали чересполосно. К середине 1-го тысячелетия население региона познакомилось с железом и постепенно вошло в круг евразийских степных культур.

В 3 веке до нашей эры - 1 веке нашей эры территория современной Бурятии входила в государство хунту, которыми были созданы специализированные ремесленные и земледельческие поселения (Дурены, Енхор), крепости (Иволгинский археологический комплекс, Баян-Унгер), монументальные погребения аристократии (Ильмовая падь). Памятники культуры местного населения более позднего периода не выделены. В 6 веке на западе региона появилась курумчинская культура, на востоке - дарасунская культура. На юге в 8-9 веках расселились уйгуры. В 9-10 веках здесь распространилась хойцегорская культура. В начале 13 века племена Прибайкалья вошли в состав Монгольской империи и участвовали в военной экспансии Чингисхана. Памятники 13-14 века относятся к саянтуйской культуре, известны среднеазиатские фактории (Темник, Баргузин) и монгольские усадьбы эпохи Юань (Сутай, Нарсатуй). После распада Монгольской империи племена Предбайкалья и Забайкалья оставались под контролем монгольских ханов. В 17 веке на территории современной Бурятии получил распространение буддизм (первые крупные храмы возникли позднее - в середине - 2-й половине 18 века).

В начале 17 века в регионе появились первые русские казачьи отряды под командованием П. И. Бекетова, М. Перфильева, Д. Фирсова и др. Продвижение казаков сопровождалось строительством острогов: в Предбайкалье - Братского (1631), Балаганского (1654), Иркутского (1661), в Забайкалье - Баргузинского (1648), Селенгинского (1665), Удинского (1670-е годы), вокруг которых селились русские крестьяне. К середине 17 века завершилось включение в состав Русского государства западных бурят, во 2-й половине 17 века - забайкальских бурят, что было закреплено Нерчинским договором 1689 года с Китаем.

Русские на первых порах не вмешивались в социальную организацию и культуру бурятских племён. Однако русская колонизация повлекла за собой изменения в хозяйственном укладе региона. Буряты восприняли от русских пашенное земледелие, навыки его ведения, элементы оседлого быта и пр. С русской колонизацией связано и начало христианизации бурят, главным образом западных. После Буринского договора 1727 года (в том же году включён в текст Кяхтинского договора 1727), установившего официальную границу между Россией и Монголией (входившей в состав Китая), началось обособление бурятских племён от монгольского мира.

В 18 веке российское правительство включило Бурятию в единое политическое, правовое, административное, экономическое и культурное пространство. При этом долгое время сохранялись основные формы самоуправления бурят, существовавшие до присоединения региона. В 18 - начале 20 века территория современной Бурятии входила в состав Сибирской (1708-64) и Иркутской (1764-1851) губерний, затем большая часть территории современной Бурятии передана в Забайкальскую область (1851-1920), которая вошла позднее в Забайкальскую губернию (1920-21), образованную в Дальневосточной республике (ДВР). Небольшие территории на юго-западе и северо-западе Бурятии остались в составе Иркутской губернии (1851-1922).

Крупным центром общероссийской и международной торговли стала торговая слобода Кяхта. По Уставу об управлении инородцев 1822 года на территории Бурятии были учреждены степные думы во главе с тайшами. В 19 - начале 20 века в Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Иркутске опубликованы работы бурятских учёных П. А. Бадмаева, Г. Гомбоева, Д. Банзарова и М. Н. Хангалова. Во 2-й половине 19 века в Бурятии получила распространение золотодобыча. На развитие региона повлияла постройка участков Транссибирской магистрали - Забайкальской (1895-1905) и Кругобайкальской (1899-1905) железных дорог.

В начале 20 века среди бурят возникло и развивалось национальное движение за создание бурятской национальной автономии. В период Гражданской войны 1917-22 годов территория современной Бурятии находилась под контролем войск атамана Г. М. Семёнова (1918-20), поддерживаемого японскими и американскими войсками. 19.1.1919 Семёнов образовал в Чите правительство так называемой Независимой Монголо-Бурятской республики. В ходе Восточного фронта наступления 1919-20 годов войск Красной Армии, а также Читинских операций 1920 года территория современной Бурятии была занята частями Красной Армии. 21.4.1921 в Забайкальской губернии ДВР была образована Бурят-Монгольская АО (центр - г. Верхнеудинск). 9.1.1922 в юго-восточной части Иркутской губернии РСФСР и на крайнем западе Забайкальской губернии ДВР создана Монголо-Бурятская АО (центр - г. Иркутск). 30.5.1923 Бурят-Монгольская АО и Монголо-Бурятская АО объединены в Бурят-Монгольскую АССР (центр - г. Верхнеудинск, с 1934 Улан-Удэ). В 1920-е годы Бурят-Монгольская АССР стала центром распространения коммунистических идей на буддийский Восток. В 1930-36 годах Бурят-Монгольская АССР входила в состав Восточно-Сибирского края. Постановлением ЦИК СССР от 26.9.1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выделена часть территории. Из Агинского и Улан-Ононского аймаков республики образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ (смотри Агинский Бурятский автономный округ) в составе Читинской области, а из Аларского, Боханского и Эхирит-Булагатского аймаков - Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (смотри Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) в составе Иркутской области 7.7.1958 Бурят-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР. 9.10.1990 на сессии ВС Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете, а республика была переименована в Бурятскую ССР. 27.3.1992 принято современное название.

И. Л. Кызласов, Т. Е. Санжиева, К. Н. Фёдоров.

Хозяйство . Бурятия входит в Восточно-Сибирский экономический район. Объём промышленной продукции по стоимости в 3,8 раза превышает объём сельскохозяйственной продукции. В экономике Российской Федерации республика выделяется добычей золота (около 6% российской добычи), производством вертолётов, металлоконструкций и высокопрочных метизов к ним, электродвигателей для подвижного состава МПС, а также шерстяных тканей (более 5% российского производства).

В структуре ВРП (2003, %): доля промышленности 26,3, нерыночных услуг 17,3, транспорта и связи 17,1, торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг 11,3, сельского хозяйства 9,8, строительства 9,7, других отраслей 9,7. Соотношение предприятий по формам собственности (по числу организаций; %, 2004): частная 58,9, государственная и муниципальная 22,7, общественных и религиозных организаций 10,3, прочие формы собственности 8,1.

Экономически активное население 471 тысяч человек (2003), из них в экономике занято 61,6%. Отраслевая структура занятости (%): промышленность 18,2, образование 13,5, торговля и общественное питание 13,4, сельское хозяйство 10,4, здравоохранение 8,4, транспорт 7,4, строительство 5,5, связь 1,6, лесное хозяйство 1,3. Уровень безработицы 16,8%. Денежные доходы на душу населения 5,7 тысяч рублей в месяц (70% от среднего по Российской Федерации, октябрь 2005); 36,7% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Промышленность . Объём промышленной продукции Бурятии 26,17 миллиардов рублей (2003). Отраслевая структура промышленного производства: машиностроение и металлообработка 39%, электроэнергетика 26,5%, цветная металлургия 11,6%, пищевая промышленность 8,2%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 6%, топливная 3,1%, промышленность строительных материалов 2,3%, лёгкая промышленность 1,7%.

Структура и территориальная организация хозяйства Бурятии сформировались на основе собственной минерально-сырьевой базы (добыча полезных ископаемых), под влиянием промышленной политики в советский период и благодаря особенностям экономико-географического положения (удалённость территории Бурятии от западных и восточных границ государства обусловила развитие отраслей ОПК).

Добывают каменный уголь (Олонь-Шибирское и Никольское месторождения на границе с Читинской областью, близ посёлка Саган-Hyp (таблица 1); около 90% добычи осуществляется на разрезе «Тугнуйский» (Олонь-Шибирское месторождение), одном из самых мощных и перспективных в Восточной Сибири. Потребности региона в электроэнергии обеспечены примерно на 55%, при этом Бурятия экспортирует электроэнергию в Монголию. Почти 100% электроэнергии и тепла в республике производится на ТЭС [ведущие - Гусиноозерская ГРЭС (в составе РАО «ЕЭС России»), Улан-Удэнская ТЭЦ-1 (ОАО «Бурятэнерго»)].

Ведётся добыча россыпного и рудного золота (ведущая золотодобывающая организация - «Бурятзолото»), Добывают кварциты (Черемшанское месторождение в Прибайкальском районе); основной потребитель кварцевого сырья - «Иркутский алюминиевый завод». К промышленному освоению подготовлены свинцово-цинковые месторождения Озёрное и Холоднинское.

Ведущая отрасль промышленности - машиностроение и металлообработка. Основные предприятия: Улан-Удэнский авиационный завод [различные модификации самолётов Су-25, Су-39, а также многоцелевые (Ми-8Т, Ми-171) и боевые (Ми-171Ш) вертолёты; свыше 1/2 вертолётов идёт на экспорт]; «Улан-Удэстальмост» (одно из крупнейших предприятий Сибири и Дальнего Востока по изготовлению металлических конструкций автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов для любого типа климата, стальных конструкций зданий, сооружений, конструкций для линий электропередачи и других производств); Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод. Развито также производство электродвигателей переменного тока («Электромашина»), средств автоматического регулирования («Теплоприбор-Комплект»), телевизионной и компьютерной техники (компьютерный центр Бурятии «Белый лебедь»), технологического оборудования для лёгкой промышленности, машин для животноводства и кормопроизводства, товаров народного потребления и др. «Байкальская судостроительная компания» помимо судоремонта оказывает услуги по строительству паромных переправ, перевозке леса, угля, минерально-строительных грузов, универсальных контейнеров, колёсной и гусеничной техники. Большинство предприятий расположено в Улан-Удэ.

Лесопромышленный комплекс традиционно занимает важное место в хозяйстве республики. Основная продукция: деловая древесина, пиломатериалы, шпалы для железной дороги, дверные и оконные блоки и др. Крупнейшее предприятие - Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат в посёлке городского типа Селенгинск (около 7% от валового выпуска небелёной целлюлозы в Российской Федерации). Развиты глубокая переработка древесины («Лес Сибири», Улан-Удэ), сбор и переработка недревесных ресурсов леса, главным образом лекарственных трав («Экор - Дары Сибири» и «Байкалфарм» в Улан-Удэ и др.).

Предприятия промышленности строительных материалов производят цемент, строительный кирпич, известь, стеновые материалы, шифер.

Лёгкая промышленность представлена предприятиями по производству текстильной («Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура»), швейной и обувной продукции («Наран-Союз-Сервис», Улан-Удэ).

В пищевой промышленности доминирует производство мясомолочных изделий. Ведущие предприятия: Кабанский маслозавод, «Бурятмясопром» (Улан-Удэ). Действуют кондитерская «Амта» и макаронная фабрики (Улан-Удэ). Современное производство по переработке овощей, плодов и ягод («Нива» в Бичурском районе).

До 40% экспорта Бурятии обеспечивает продукция Селенгинского целлюлозно-картонного комбината и древесина. Основные импортируемые товары - продовольствие и продукция машиностроения (в том числе из Монголии, США, КНР, Украины и др.).

Сельское хозяйство . Стоимость валовой продукции сельского хозяйства 6,9 миллиардов рублей (2003). В стоимостном выражении преобладает продукция животноводства (65,3%). Разнообразие природных условий определило существенные различия в специализации сельского хозяйства по территории Бурятии. Площадь сельскохозяйственных угодий 2194,4 тысяч га, из них пашня занимает 32,8%. Растениеводство ориентировано главным образом на обеспечение потребностей животноводства; развито практически повсеместно, кроме северной части Бурятии. Выращивают зерновые (58,9% посевов; яровая пшеница и рожь), кормовые (32,8%; рапс, вика, тимофеевка луговая), картофель и овощебахчевые (8,1%), фуражные (овёс, ячмень) и бобовые (горох) культуры. По производству картофеля лидирует Кабанский район (южная часть Бурятии); овощи выращивают практически повсеместно, кроме крайнего северо-востока и запада (табл. 2).

Основнвн направления животноводства: мясное и молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство (табл. 3, 4). Мясное скотоводство наиболее развито на крайнем западе, в некоторых районах южных и восточных частей республики, молочное - близ рынков сбыта (Улан-Удэ) и перерабатывающих предприятий в других районах Бурятии. Разведение крупного рогатого скота в Бурятии ограничено нехваткой кормов (в 1950-е годы были распаханы лучшие пастбища, сенокосы, залежи). Овцеводство традиционно развито в южных районах, а также на востоке и северо-востоке, свиноводство - в южных районах; на севере Бурятии преобладает оленеводство. Традиционная отрасль - коневодство (около 50 тысяч голов, 2003; главным образом на западе и востоке Бурятии). Также развиты мараловодство (главным образом на востоке), яководство (в западных и восточных районах Бурятии), клеточное звероводство (серебристо-чёрная лисица и норка), пчеловодство и птицеводство. Распространён охотничий промысел.

Большая часть сельскохозяйственных угодий (79,8%) относится к землям сельскохозяйственных организаций; в личном пользовании граждан - 4,9%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 2,8% сельскохозяйственных земель. Практически всё зерно (94,2%) производится сельскохозяйственными организациями; хозяйства населения лидируют по производству картофеля (96,9%), овощей (91,1%), молока (85,3%), скота и птицы на убой (84,7%).

Транспорт . Основной вид транспорта - железнодорожный. Длина железных дорог 1227 км (2004). По территории Бурятии проходят две важнейшие железнодорожные магистрали Российской Федерации - Транссибирская и БАМ. Важное значение имеет автомобильный транспорт. Длина автодорог с твёрдым покрытием 6325 км. Основные магистрали федерального значения: Иркутск - Улан-Удэ и Улан-Удэ - Чита. Международный аэропорт в Улан-Удэ (компания «Бурятские авиалинии» осуществляет перевозки внутри Бурятии и за её пределами). Развит водный транспорт, общая протяжённость судоходных путей 282 км. Сообщение осуществляется по рекам Селенга, Чикой и озеру Байкал. На берегах Байкала функционируют пристани Усть-Баргузин, Нижнеангарск и Северобайкальск; крупный порт - в Улан-Удэ. Основные перевозимые грузы: лес, песчано-гравийная смесь, нефтепродукты.

Г. И. Гладкевич.

Образование . Учреждения науки и культуры . В республике действуют 181 дошкольное учреждение, 584 общеобразовательных учебных заведения, 24 учреждения среднего профессионального образования, 15 вузов (включая филиалы; свыше 15 тысяч студентов). Крупнейшие вузы Бурятии государственные: Бурятская сельскохозяйственная академия (основана в 1931), Восточно-Сибирский технологический университет (1962), Восточно-Сибирская академия культуры и искусств (ведёт историю с 1960), Бурятский университет (создан в 1995 на базе педагогического института и филиала Новосибирского государственного университета) - все в Улан-Удэ.

В Бурятии функционируют Бурятский научный центр СО РАН в составе 4 научно-исследовательских институтов, Отдел физических проблем при Президиуме научного центра, Бурятский научно-исследовательский институт СО РАСХН. 4 республиканские библиотеки, в том числе Национальная библиотека в Улан-Удэ (1881).

16 музеев, из них крупнейшие: в Улан-Удэ - Музей истории Бурятии (открыт в 1923), Республиканский художественный музей (1944), Музей природы Бурятии (основан в 1978, открыт в 1983), Музей литературы Бурятии (1989) и др.; Краеведческий музей имени академика В. А. Обручева в Кяхте (1890), Музей И. В. Бабушкина в г. Бабушкин (1966), Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья в посёлке Верхняя Берёзовка (1973), Музей декабристов в г. Новоселенгинск (1975) и др.

Здравоохранение . В Бурятии 212 лечебно-профилактических учреждений (в том числе 28 республиканских) - 98 поликлиник (в том числе 72 в сельской местности), 114 больниц на 9275 коек (в том числе 86 на 4463 койки в сельской местности). В 2003 году в них работали около 3000 врачей и 8443 лица среднего медицинского персонала. Основные причины смерти - болезни системы кровообращения (80%), травмы, отравления, злокачественные новообразования. Курорты Аршан, Горячинск.

А. Н. Прокинова.

Средства массовой информации . Основные газетные издания («Бурятия», «Буряад унэн», «Правда Бурятии», «Молодёжь Бурятии») и телерадиовещательные компании (Бурятская государственная телерадиовещательная компания «Байкал», Общественное телевидение Бурятии, «Ариг Ус» и др.) издаются и ведут передачи на русском и бурятском языках.

Литература . Бурятская литература восходит к общемонгольской письменной традиции. Её формирование относится к 19 веку. Авторы 19 - начала 20 века (Р. Номтоев, И. Х. Гальшиев, В. Юмсунов, Ш. Н. Хобитуев) в своих сочинениях следовали традициям средневековой монгольской литературы. В 1900-х годах под влиянием русской словесности возникла так называемая улусная драматургия (Д. А. Абашеев, С. П. Балдаев, И. В. Барлуков, И. Г. Салтыков), главный темой которой стала критика пороков старого общества. В 1920-е годы появилось новое поколение - писатели Х. Н. Намсараев, основоположник современной бурятской литературы, Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон), поэт Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинов), драматурги Б. Барадин, Н. Г. Балдано; для их произведений характерна опора на национальный фольклор. Литература середины - 2-й половины 20 века представлена творчеством поэтов Д. Дашинимаева, Б. Базарона, Б. Абидуева, Ц. Галсанова, Ц. Дондоковой, Д. Жалсараева, Н. Дамдинова, Д. Улзытуева; драматурга Ц. Шагжина; прозаиков Ц. Галанова, Р. Белоглазовой, Ж. Тумунова, Бурятии Мунгонова, Д. Батожабая, Ж. Балданжабона, А. Бальбурова, М. Степанова. Романная трилогия Ч. Цыдендамбаева о первом бурятском учёном Д. Банзарове («Чернильница Банзарова», 1948; «Доржи, сын Банзара», 1952; «Вдали от родных степей», 1957-58, русский перевод 1962), исторический роман И. Калашникова «Жестокий век» (1980) о Чингисхане и его времени свидетельствуют о развитии крупной эпической формы. Значительные явления в литературе рубежа 20-21 века - произведения прозаика и драматурга А. Ангархаева, поэта Б. Дугарова. В области детской литературы работают писатели Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, Ш. Нимбуев, Ц. Бадмаев, Г. Чимитов.

А. Д. Цендина.

Изобразительное искусство. Архитектура. Древнейшие памятники искусства и архитектуры в Бурятии - остатки палеолитического жилища (поселение Санный Мыс, Хоринский район), неолитические украшения и керамика (Посольская стоянка и Фофановский могильник, Кабанский район; стоянки Исинга, Тулдун, могильник Бухусан, Еравнинский район; поселение Мухино, Иволгинский район). Искусство эпохи бронзы и раннего железного века представлено петроглифами, выполненными точечной гравировкой и раскрашенными охрой (пещера Багин-хора, Мухоршибирский район; Хотогой-Хабсагай, Хоринский район; Ангир, Заиграевский район; гора Бага-Заря, Джидинский район; около села Субуктуй, Кяхтинский район). К эпохе хунну относятся Иволгинский археологический комплекс, изделия из бронзы (Дырестуйский могильник, Джидинский район), к раннему Средневековью - памятники курумчинской культуры (городища, ирригационные сооружения). К памятникам монгольского времени принадлежат небольшие каменные курганы с небогатым погребальным инвентарём, крепость Тайхан, усадьба около села Нарсата (Мухоршибинский район), петроглифы Сарбадуя (Джидинский район).

Во 2-й половине 17 - 1-й половине 18 века началось строительство деревянных крепостей (Удинский острог, 1670-е годы, Кабанский острог, 1692, Троицкая крепость, 1727, и др.). С возникновением городов появляются каменные строения. Среди сохранившихся памятников архитектуры 18 - начала 19 века: кафедральный собор (1741-85) и Троицкая кладбищенская церковь (1798-1809) в Улан-Удэ, Спасская церковь в селе Турунтаево (1791), Спасо-Преображенский (1773-78) и Никольский (1801-1812) соборы Спасо-Преображенского монастыря в селе Посольское, Троицкий собор Свято-Троицкого Селенгинского монастыря (1785).

В 1-й половине 19 века в архитектуре определяющим стилем становится классицизм. Троицкий собор в Кяхте (1812-17), Батуринская Сретенская церковь в Прибайкальском районе (1813-36), Богоявленская церковь в селе Ильинка Прибайкальского района (начало 1800-х годов), торговые ряды купца Курбатова (1820-е годы) и Гостиный двор (1803-56) в Улан-Удэ, дом купца Эйдельмана в посёлке Кабанск. В 18-19 веках строятся дацаны, в архитектуре которых сочетаются местные и центрально-азиатские традиции (Тамчинский, заложен в 1741; Муромчинский, заложен в 1741; Ацагатский, 1825; Гусиноозерский, 1855-56); появляется буддийское искусство (деревянная скульптура Будды, так называемый Зандан-Жуу, в Эгитуйском дацане, выполненная китайскими мастерами, конце 18 - начале 19 века). В 19 веке дацаны становятся центрами иконописания, книгопечатания, изготовления культовых предметов из драгоценных металлов (литьё, чеканка), дерева, глины, папье-маше.

После 1917 года выросли новые города и посёлки, расширились и были реконструированы старые (застройка Улан-Удэ, Кяхты). Жилищное строительство с конца 1950-х годов велось по типовым и индивидуальным проектам с использованием железобетона, алюминия, стекла и пластика. Продолжилось культовое строительство (Иволгинский дацан, 1946, главный храм - 1972). С конца 1990-х годов восстанавливаются культовые постройки (церковь Ильи Пророка в селе Красноярово, Иволгинский район; Воскресенский собор в Кяхте; храмы Муромчинского дацана).

Основоположниками современного изобразительного искусства в Бурятии были Ц. С. Сампилов, Р. С. Мэрдыгеев, И. Г. Дадуев, А. Е. Хангалов, И. А. Аржиков, создававшие произведения на темы труда и быта бурятского народа. В деятельности Союза художников республики (основан в 1933) участвовали Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев, портретист Д. Д. Тудупов и др. Во 2-й половине 20 века развивались историческая и жанровая живопись (Д. Д. Дугаров, С. Р. Ринчинов и др.), портрет и пейзаж (М. З. Олейников, Ю. А. Чирков и др.), станковая графика и иллюстрация (Г. Н. Москалёв, А. Н. Сахаровская, И. И. Стариков). В декоративно-прикладном искусстве наряду с традиционной чеканкой по серебру и филигранью осваиваются новые формы: керамика, гобеленовое ткачество с использованием конского волоса.

Музыка . Основа музыкальной культуры - традиции коренных жителей Бурятии (смотри в статье Буряты) и переселенцев (русские, украинцы и др.). Основной жанр бурятской устной профессиональной культуры - эпические сказания улигеры. В Прибайкалье сохраняются элементы музыкальной культуры шаманизма, в Забайкалье - буддизма.

Профессиональная музыка начала развиваться в 1930-е годы. Существенное влияние на её становление оказали русские музыканты, которые организовали в Улан-Удэ творческие коллективы (музыкально-драматический театр, Филармонию; оба 1939) и учебные заведения, создали первые произведения на основе бурятского фольклора: Р. М. Глиэр («Героический марш Бурят-Монгольской АССР», 1937), П. М. Берлинский (музыкальная драма «Баир», в соавторстве с Б. Б. Ямпиловым, 1938), В. И. Морошкин (музыкальная драма «Эржэн», 1939), М. П. Фролов (опера «Энхэ-Булат-батор», 1939), Л. К. Книппер (опера «На Байкале», 1948, и др.), С. Н. Ряузов (опера «У подножия Саян», 1952; балет «Свет над долиной», 1955, и др.). В 1938 году в связи с подготовкой к 1-й Декаде бурятского искусства в Москве был создан оркестр народных инструментов. В середине 1930-х годов появились профессиональные композиторы-буряты Д. Д. Аюшеев, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, Г. Г. Дадуев; первым жанром, к которому они обратились, была массовая песня. В дальнейшем популярные песни писали Б. О. Цырендашиев, С. С. Манжигеев, А. А. Андреев. Для композиторов 1930-60-х годов характерна ориентация на европейские принципы сочинения. В дальнейшем, начиная с 1970-80-х годов, в творчестве Андреева, Ю. И. Ирдынеева, В. А. Усовича, Б. Б. Дондокова, П. Н. Дамиранова были найдены приёмы соединения основ бурятской музыки (например, пентатоники) с современными техниками композиции.

Среди наиболее значительных произведений: оперы - трилогия Д. Д. Аюшеева («Побратимы», совместно с Б. С. Майзелем, 1958; «Братья», 1961; «Саян», 1967), «Прозрение» (1967) и «Чудесный клад» (1970, детская) Б. Б. Ямпилова, эстрадная опера «Тугая тетива Зээр Далая» (1980) В. А. Усовича; балеты - «Красавица Ангара» Ямпилова и Л. К. Книппера (1959), «Патетическая баллада» Ямпилова (1966), «Сын земли» (1972) и другие произведения Ж. А. Батуева - ведущего балетного композитора Бурятии, «Лик богини» Ю. И. Ирдынеева (1979), «Небесная Дева-Лебедь» А. А. Андреева (2001). Оживление фольклорного движения в Бурятии в 1990 - начале 2000-х годов вызвало к жизни ряд произведений, посвящённых истокам национальной культуры, среди них - «Гэсэр» Б. Б. Дондокова (1993), «Тибет» Усовича (2000) для симфонического оркестра, «Бурят-монгольские духовные песнопения» для хора а капелла (1998) Ирдынеева. Среди ведущих исполнителей - певцы Л. Л. Линховоин, К. И. Базарсадаев.

В Улан-Удэ работают Бурятский театр оперы и балета, Симфонический оркестр, Оркестр бурятских народных инструментов (1966), Ансамбль песни и танца «Байкал» (1942), СК Бурятии (1940). Работу самодеятельных и этнографических коллективов регулирует Республиканский центр народного творчества (1936).

Театр и балет . В 1908-14 годах любительские театральные коллективы начали ставить первые произведение бурятской драматургии («Смерть» Д. А. Абашеева, «Вино виновато» И. В. Барлукова, «Два мира» И. Г. Салтыкова). В 1928 году в Верхнеудинске (с 1934 Улан-Удэ) организована бурятская театральная студия, в 1930 году на её основе - Техникум искусств. Выпускники техникума составили труппу организованного в 1932 году драматического театра (с 1939 музыкально-драматический театр). На базе его драматического коллектива в 1950 году был создан Бурятский театр драмы (с 1959 года имени Х. Намсараева, с 1976 академический), где наряду с классической драматургией ставились пьесы национальных авторов: «Кто он?» Н. Г. Балдано (1933), «Мэргэн» А. И. Шалаева (1937) и др. В 1958 и 1969 годах труппа театра пополнилась выпускниками бурятской студии при ЛГИТМиКе. Значительный вклад в развитие национального театра внесли М. Б. Шамбуева, Г. Ц. Цыдынжапов, М. Н. Степанова, В. К. Халматов, Ц. А. Балбаров, П. Н. Николаев, С. Д. Будажапов, И. Е. Миронов, Ю. П. Шангина, Н. Г. Балдано, Ц. Г. Шагжин, Д. Д. Дондуков и др. В Улан-Удэ также работают театры: Русский драматический (1928, с 1991 имени Н. А. Бестужева), кукол «Ульгэр» (1967), танца «Бадма Сэсэг» (1979), Молодёжный художественный (1980), пластической драмы «ЧелоВек» имени Н. Дугар-Жабон (1993).

В 1943 году в Улан-Удэ при музыкально-драматическом театре была организована балетная труппа, куда вошли воспитанники Техникума искусств - Ц. Е. Бадмаев, Г. Е. Гергесова, Ф. С. Иванов, А. Б. Тогоноева и др. Первый классический балет на бурятской сцене - «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1943, хореографы М. С. Арсеньев и Т. К. Глезер). В 1948 году на основе музыкально-драматического театра был создан Бурятский театр оперы и балета. Первый национальный балет - «Свет над долиной» С. Н. Ряузова (1956, хореографы Ф. С. Иванов и М. С. Заславский). Среди других постановок - «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1957, хореограф Заславский), «Гэсэр» Ж. А. Батуева (1967, хореограф М. Мнацаканян). С 1961 года при театре организовано Бурятское хореографические училище.

Лит.: Ходорковская Л. Бурят-монгольский театр. М., 1954; Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ, 1958; Воробьев В. В. Города Южной части Восточной Сибири. Иркутск, 1959; Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959; Типы местности и природное районирование Бурятской АССР. М, 1959; Найдакова В. Современный бурятский драматический театр. [Улан-Удэ, 1962]; Дугаров Д. С. Бурятские народные песни. Улан-Удэ, 1964-1981. Т. 1-3; Бурятская деревянная скульптура. Улан-Удэ, 1971: Шулунов Н. Д. Становление Советской национальной государственности в Бурятии (1919-1929 годы). Улан-Удэ, 1972; Соктоева И. И., Хабарова М. В. Художники Бурятии. Л., 1976; Балет Бурятии. Фотоальбом. УланУдэ, 1977; Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосиб., 1983; Куницын О. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; он же. Музыка Советской Бурятии. М., 1990; Бурятия: Природные ресурсы. Улан-Удэ, 1997; Санжиев Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия. История (XVII-XIX вв.). Улан-Удэ, 1999; Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000; Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001; Структура и функционирование экосистем Байкальского региона. Улан-Удэ, 2003; Атлас Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2005; Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт: www.gks.ru.


Ацагат – маленькое, но исторически уникальное место. Нарын – Ацагат расположен в центральной части Республики Бурятия в правобережье реки Уда в 50 км от Улан-Удэ.

Ацагат окружен с трех сторон священными горами: с запада заслоняет священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу, своеобразие которой в том, что она высится посреди степи и обрывается крутым склоном у реки Уда.

Рассказывают, что хозяин горы, старик, радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат, но не любит, когда они уезжают из Ацагата. По преданию, он всячески помогает приезжим, и приезжие люди богатеют, живя в достатке. Название горы произошло, по одной версии, согласно легенде. В стародавние времена скончался хан у бурят и стал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберет камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита (тамхита, значит табак). По другой, версии гора получила название из-за трубки забытой Чингисханом на ней во время своего похода.


С восточной стороны гора Бади Дэлгэр (щедрое богатство). На ее склонах ацагатцы выращивают хлеба, пасут стада, заготавливают лес. На севере высится священная гора Сагаан хада (богатая гора). На склоне этой горы есть удивительные камни с отпечатками ног детей и животных, а это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота.

На северо-западе священная гора – Ундэр Байса, ее называют повелителем ветров. Хозяйкой Ундэр-Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к этой горе с молитвой о хорошей погоде.

На юге протекает многоводная река Уда, берущая начало в Еравне и впадающая в одну из самых крупных рек Бурятии Селенгу.

Древнемонгольское слово Асагад переводится, как «каменистая местность». Об образовании села ходит много легенд. Вот одна из них. Э то было давно, в 1500-х годах. Когда племя Гучид из 11-ти хоринских родов жили на берегах озера Байкал. В одно прекрасное утро верблюдица родила верблюжонка необычной красной масти, и это было очень плохой приметой для племени. Вскоре произошел страшный случай: горный орел унес малыша себе на корм. Эти две серьезные причины заставили народ племени оставить обжитые места и искать другие, более удачливые.

Долго шел караван кочевников в поисках лучшей земли, придирчиво выбирали старейшины место для постоянного проживания. Когда однажды развязалась без причины подпруга седла у главы рода – это было воспринято, как знак свыше и глава племени приказал остановиться именно в данной местности.

Земля оказалась богата обилием разнообразных сочных трав, несмотря на каменистую почву, климат суровый, но сухой, благоприятный для разведения скота, вода в речке чиста и прозрачна, населена множеством рыб, густой лес отличался большим количеством лесных даров и дикими животными.

В глубокой древности наши предки руководствовались благопожеланием: «Чтоб дом твой был поставлен на каменистой местности, чтоб стада твои паслись там, где много волков». Это означало, что именно на каменистой местности растут разнообразные сочные травы, климат сухой и вода прозрачная, что касается второй строки, то известно, что дикие звери вылавливают из стада самых хилых и больных животных, т.е. сама природа делает естественный отбор, и выживают самые здоровые и полноценные особи.


С той поры, следуя древнему благопожеланию, обосновались в этой местности племя Гучит из 11-ти хоринских родов, любовно назвав свое кочевье - Асагад.

Почему село назвали Асагад? Старики предполагают, что от слова «Аса» (как виллы, парный, развилистый, ветвистый) потому что наши предки раньше жили в местностях: Нарын - Ацагат, Хара - Ацагат, Хухата - Ацагат. С приходом Советской власти их объединили в одно село и назвали Ацагат.

И сейчас жители Ацагата известны благополучной и размеренной жизнью, благодарно почитают традиции предков, выбравших эту благодатную и благоприятную землю.

Климат Ацагата резко – континентальный, он полезен для здоровья из-за обилия солнечного света, сухости воздуха и малой облачности. По количеству солнечных дней Ацагат превосходит многие южные районы.

В Забайкалье я находил все,– писал Антон Павлович Чехов, – проезжая эти места. «В Забайкалье великолепно! Это смесь Швейцарии, Дона, Финляндии». Могучие заросли таежных великанов – кедров, трубный рев оленей, маралов и красавцев изюбря, оглушающих тайгу. Шумно рокочут на перекатах студеные горные реки, неся свои хрустально-прозрачные воды к славному морю – священному Байкалу.

Один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.

Одна из интересных страниц в истории связана с хунну, потеснившими "плиточников" в последних веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен. создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц.На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост-Нижне-иволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ельмовой пади.

После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили сяньби, курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.

В такой сложной исторической ситуации происходило образование бурятского и эвенкийского этносов. Буряты относятся к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на бурятском языке, суеверной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов. Распространены также монгольский и русский языки. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 года пользовалась старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 - на основе русского алфавита. Большинство западных бурят считались православными, но сохраняли шаманство, верующие буряты в Забайкалье - приверженцы буддизма. При дацанах (буддийских монастырях) имелись духовные школы, мастерские по изготовлению икон и скульптур, книгопечатные мастерские. Бурятские ламы (буддийские монахи) славились своей ученностью, среди них были известные богословы, медики и астрологи. Своеобразной была и дацанская архитектура.

Ко времени присоединения Бурятии к России (сер. ХII в.) происходил процесс формирования бурятского зтноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Русские заселяли Забайкалье в три основные этапа. В 17 веке пришли казаки-землепроходцы, в 18-19 вв. сюда были высланы старообрядцы (семейские), в конце 19 - начале 20 века - крестьяне-переселенцы. Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой из них является старообрядческая.

После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская Автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская Автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. Они объединились в Бурит-Монгольскую Автономнув Советскую Социалистичес- кую Республику в составе РСФСР. В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национа- льный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области. В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.

В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР. В Республике два государственных языка - бурятский, русский В феврале 1992 года законодательная власть Бурятии приняла решение о переименовании Бурятской ССР в Республику .

К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят, к востоку от него (Бурятия) - 249 тыс. бурят (данные переписи 1989 г).

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке. Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов). До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами (булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринские и т. д.) на территории проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся в мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.

Название «буряты» произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», «охотник». Так монголы называли многочисленные племена, жившие по обоим берегам Байкала. Буряты стали одними из первых жертв монгольских завоеваний и долгих четыре с половиной столетия платили дань монгольским ханам. Через Монголию же в бурятские земли проникла тибетская форма буддизма - ламаизм.

В начале XVII века, перед приходом русских в Восточную Сибирь, бурятские племена по обе стороны Байкала все еще не составляли единой народности. Однако казакам не скоро удалось покорить их. Официально Забайкалье, где проживала основная часть бурятских племен, было присоединено к России в 1689 году в соответствии с Нерчинским договором, заключенным с Китаем. Но фактически процесс присоединения завершился только в 1727 году, когда была проведена русско-монгольская граница.

Еще ранее указом Петра I для компактного проживания бурят были выделены «коренные кочевья» - территории по рекам Керулен, Онон, Селенга. Установление государственной границы привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира и началу их формирования в единый народ. В 1741 году русское правительство поставило для бурят верховного ламу.
Не случайно, буряты питали живейшую привязанность к русскому государю. Например, когда в 1812 году они узнали о пожаре Москвы, то их с трудом можно было удержать от похода против французов.

В годы Гражданской войны Бурятию оккупировали американские войска, сменившие здесь японцев. После изгнания интервентов в Забайкалье была создана Бурят-Монгольская Автономная Республика с центром в городе Верхнеудинске, впоследствии переименованном в Улан-Удэ.

В 1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразовалась в Бурятскую АССР, а после распада Союза - в Республику Бурятия.

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. На сегодняшний день их численность в России составляет больше 250 тысяч. Однако в 2002 году решением ЮНЕСКО бурятский язык был занесен в «Красную книгу» как вымирающий - печальный итог эпохи глобализации.

Дореволюционные русские этнографы отмечали, что телосложение у бурят крепкое, но вообще они расположены к тучности.

Убийство среди них - почти неслыханное преступление. Однако же они отличные охотники, на медведя бурят смело идет в сопровождении только своей собаки.

Во взаимном обхождении буряты учтивы: здороваясь, подают друг другу правую руку, а левой захватывают ее повыше кисти. Подобно калмыкам, они не целуют своих возлюбленных, но обнюхивают их.

У бурят существовал древний обычай почитания белого цвета, который в их представлении, олицетворял чистое, священное, благородное. Посадить человека на белый войлок, значило пожелать ему благополучия. Лица знатного происхождения считали себя белокостными, а бедняков—чернокостными. В знак принадлежности к белой кости богачи устанавливали юрты из белого войлока.

Многие, наверное, удивятся, когда узнают, что у бурят только один праздник в году. Но зато длится он долго, почему и называется «белый месяц». По европейскому календарю его начало выпадает на сырную неделю, а иногда на самую масленицу.

У бурят с давних пор сложилась система экологических принципов, в которой природа рассматривалась как коренное условие всякого благополучия и богатства, радости и здоровья. Согласно местным законам, осквернение и разрушение природы влекло за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

Издревле у бурят почитались святые места, которые были ни чем иным, как заповедниками в современном смысле слова. Они находились под защитой вековых религий — буддизма и шаманизма. Именно эти святые места помогли сохранить и спасти от неминуемого уничтожения целый ряд представителей сибирской флоры и фауны, природные богатства экологических систем и ландшафтов.

Особо бережное и трогательное отношение у бурят к Байкалу: испокон веков его считали священным и великим морем (Ехэ далай). Упаси Боже на его берегах произнести грубое слово, не говоря уже о брани и ссоре. Возможно, в XXI веке до нас, наконец, дойдет, что именно это отношение к природе и должно называться цивилизацией.

Бурятия в 1 тыс. нашей эры по археологическим источникам

Бурятия -- один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таёжные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

В конце III в. до н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» - русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Их воинственный и кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хунну до сих пор не ясен. Скорее всего, это были прототюрки, точнее, общие до той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, круглую юрту. В археологических находках хуннская керамика выделяется своим разнообразием по сравнению с предшествующими культурами. Для них было характерно широкое применение и высокая техника обработки металла. Они оставили нам великолепные памятники искусства, так называемый «звериный стиль». Современные буряты, эвенки, якуты, хакасы, расселявшиеся вокруг Байкала, являются потомками древних хунну.

Во II в. до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды.

Начиная с II в. до н.э. территория Забайкалья входила в состав государств сяньби, жужаней и древних тюрков. В 604г. Первый Тюркский каганат распался. Из его восточной части возникло Уйгурское ханство, просуществовавшее до 840г. В 906г. Забайкалье вошло в состав государства киданей, бывших в свое время данниками уйгуров. Возглавляемые Елюем Амбаганем кидании покорили монгольские степи до Алтая, разгромили тунгусское государство Бохай, воевали с Китаем. Государство киданей превратилось в империю Ляо, а Елюй провозгласил себя императором. На смену Ляо в начале XII в. Пришла империя чжурчженей Цзинь, усиление которой вынудило объединиться ее западного соседа - монголов. Центром объединения монголов становятся Ононские степи.

Национальное движение бурят начала XX вв

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).

Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал-революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах - городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах - городские старосты.

В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами - Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.

К середине 1918г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.

Список использованных источников

  • 1. Балдаев С.П. Племена и роды бурят // Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970. - Ч. 1. -С. 7-30.
  • 2. Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев и др. - Улан-Удэ, 1995. - С. 193.
  • 3. Жимбиев Ц.А. Родословная хоринских бурят: Эссе. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 2001. - 84с.
  • 4. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию: (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. - 101с.
  • 5. Слово о земле Хоринской: К 75-летию Хорин. р-на. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 320с.: ил.
  • 6. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и Агинских бурят // Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ, 1993. - С.28.
  • 7. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Саган Хану - Белому царю: Очерки по истории и культуре хори-бурят // Улан-Удэ, 2001. - 162 с.
  • 8. Белых Г.Н. История села в истории района // Удинская новь. - 1998. - Нояб. 14.
  • 9. Гармаева Т.Ф. Деревни, от которых осталось только имя // Удинская новь. 1997. - 10 дек.
  • 10. Гармаева Т.Ф. Из прошлого нашего просвещения. - Удинская новь. - 1992. - 15 авг.
  • 11. Плешкова И. Открыт еще один археологический памятник // Удинская новь. - 1998. - 18 июля.
  • 12. Ташак Е. Древности земли Хоринской // Удинская новь. -1998. - 14 марта.


Похожие статьи