Путевой лист грузового автомобиля.

21.09.2019

Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Для грузового автотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов - форма N 4-с и форма N 4-п.

  • Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
  • Форма N 4-П (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику.
К счету прилагается соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Следует помнить, что участие в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).
Путевые листы по формам N 4-с и N 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на един рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Заполнение путевого листа осуществляется в следующей последовательности:

1. Под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.

2. В строке "Режим работы" записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

3. В строках "Колонна", "Бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

4. В строках, посвященных автотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а также его гаражный номер.

5. В строках, посвященных водителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенный работнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.

6. В строках, посвященных лицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной, ограниченной), регистрационном номере и серии.

7. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

8. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9. В разделе "Работа водителя и автомобиля" - сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.

10. В разделе "Задание водителю":

В графе 18 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

В графе 19 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

В графах 20-21 (адреса пунктов погрузки и разгрузки) указывается, откуда взять груз и куда его доставить согласно заявке, разовому заказу заказчика или по условиям договора.

В графе 22 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

В графе 23 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

В графе 24 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показаниям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортной организации и заказчика.

В графе 25 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.
Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортная организация. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортной организацией изменить задание.

11. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Движение горючего" в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывают количество выданного горючего.

2. На лицевой стороне лицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

4. В разделе "Движение горючего" в графе 12 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

5. В строках, посвященных технической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Последовательность выполнения задания" формы N 4-с:

1.1. В графе 27 записываются последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно-транспортных документов по ездкам.

1.2. В графах 36-38 "Номера приложенных товарно-транспортных документов (ТТД)" грузоотправителем записываются все номера товарно-транспортных документов, относящихся к данной ездке.

1.3. В графах 28-30 "Прибытие" проставляются число и время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог). При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной (ТГН).

1.4. В графах 39 и 40 указывается наименование грузоотправителя, грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

2. В разделе "Простои на линии" работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывают причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяют эти записи своей подписью.

3. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки ГИБДД, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Результаты работы автомобиля и прицепов" указывается расход горючего, время в наряде, количество ездок и заездов, пробег (согласно спидометру), объемы перевозки.

2. В разделе "Движение горючего" механик КПП или ОТК заполняет графу 13 "Остаток при возвращении" и расписывается под ней. В этом же разделе заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем ГСМ заполняют графу 14 "Сдано" и расписываются под ней.

3. В строке "Сдал водитель" водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял" подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняют его в следующей последовательности:

1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 "Нулевой пробег" по таблице расстояний диспетчер записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

2. В разделе "Движение горючего" в графе 15 "Коэффициент изменения нормы" диспетчер записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 16 "Время работы спецоборудования" и графе 17 "Время работы двигателя" на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТЛ записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погру-зочно-разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

3. В разделе "Последовательность выполнения задания" диспетчер в графе 27 записывает общее количество ездок (ячейка "всего", а в строке "ТГД в количестве" - общее количество сданных товарно-транспортных документов. За общее количество сданных и принятых товарно-транспортных документов водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер - в строке "Принял диспетчер".

Заполнение путевого листа формы N 4-п характеризуется следующими особенностями:

1. В разделе "Задание водителю" в графе 18 "В чье распоряжение..." на основании заявки или разового заказа заказчика диспетчером записываются наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, в графах 19 и 20 - плановое время прибытия и убытая, в графе 21 - плановое количество часов работы и в графе 22 - количество ездок по плану.

2. Отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему, заполняется заказчиком. В нем заказчик:

2.1. На основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов.

2.2. В строке "Заказчик" записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля.

2.3. В строках "Прибытие..." и "Убытие..." указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.

2.4. В строках "Приложенные ТГД" вписывает номера ТГД, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.

2.5. В строке "Количество ездок" проставляет общее количество выполненных ездок.

2.6. В строке "Подпись и штамп заказчика" расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.
Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.





Под путевым листом грузового автомобиля подразумевают дин из элементов оборота документов в транспортных организациях. Для формирования путевых листов грузового автомобиля используются так называемые бланки.

Путевой лист для грузового автомобиля является обязательным для оформления фирмами, оказывающими услуги в сфере грузовых перевозок, но не требует нормированного составления. Каждая из фирм может использовать собственный вариант бланка, но учитывать при этом основные обязательные для указания данные, установленные Госкомстатом России. Согласно с подп. 2.1.1. п. 2.1 ст. 2 Правил дорожного движения водитель России обязан при проверке полицейскими показать путевой лист.

Бланк путевого листа грузового автомобиля может так же использоваться в бухгалтерии данной транспортной компании в качестве первичного документа.

Используя уже заполненные бланки путевых листов, бухгалтерия фирмы выполняет такие действия:

1) начисляет заработную плату водителям, учитывая объем выполненной работы;

2) списывает расходы на ГСМ;

3) в некоторых случаях выделяет средства на компенсацию расходов топлива, если они используют личный автомобиль в работе.

В некорых случаях бухгалтер обязан выдавать и заполнять бланки путевых листов, а так же заниматься их хранением и вести специализированный журнал учета данных документов.

К основным типам бланков для путевого листа грузового автомобиля относят бланки серии 4 с и 4 п. Форма 4П является наиболее популярной и была введена в оборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Такой бланк путевого листа 4 п служит так же для начисления заработной платы сотруднику, работающему в рамках повременной оплаты или в том случае, если водитель за одну смену выполняет несколько заказов.

Кроме того используется так же утвержденный Госкомстатом в указанном выше постановлении, бланк путевого листа 4 с. Его используют в случае, если водитель подписал контракт на сдельное выполнение заданной ему работы, которая связана с перевозками.

Так как формулировка и составление данного бланка не требует полного соответствия каким-либо стандартам или шаблонам, оба утвержденных Госкомстатом бланка, допускаются в самостоятельной разработке фирмами, предоставляющими услуги Гуровых перевозок. Однако обе формы были созданы с учетом внесения в их оформление реквизитов, которые обязательны для путевого листа грузового автомобиля. Скачать бесплатно бланк путевого листа грузового автомобиля форма 4 п можно на нашем сайте. Кроме того вы сможете так же скачать бесплатно бланк путевого листа грузового автомобиля 4 с, который удобен в использовании и сэкономит ваше время.

В список обязательных реквизитов для путевых листов должен входить приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152, который в начале 2017 года был, подвергнут таким изменениям (приказ Минтранса России от 18.01.2017 № 17):

1) в главную часть бланка не входит печать или штамп владельца грузового автомобиля;

2) обязательно указывается дата проведения проверки перед рейсом, техническое состояние транспортного средства с подписью специалиста, проводившего проверку.

Но, несмотря на эти изменения, дорабатывать старую версию бланка путевого листа не обязательно, так как заглавный штамп или печать в заголовочной части допускается не ставить, место для описания технических проверок специалистом уже было отведено ранее. Все, что нужно, поставить в той же графе дату проведения проверки и время. И для этого не требуется отдельная графа.

Путевой лист для водителя грузового автомобиля - это один из тех документов, который всегда должен быть в машине, наряду с товарно-транспортной накладной, водительским удостоверением и свидетельством о регистрации автомобиля. На портале сайт мы уже рассматривали тему , а в данной статье напишем о том, что такое путевой лист для грузового авто.

Предназначение данного документа - это обоснование расходов на содержание и амортизацию автопарка организации.

Грузовые авто требуют больше затрат и на обслуживание и на заправку топливом, в результате все это выливается в очень большие суммы. Судите сами - самосвал МАЗ 5516 съедает около 30 литров дизеля на сотню километров, ГАЗ 3307 - 16-18 литров бензина, импортные тягачи типа MAN, Mercedes, Volvo, Iveco и другие тоже не отличаются скромными аппетитами - 30-40 литров на 100 км. Добавьте сюда еще и стоимость ремонта, замены масла, пробитые и стертые дорогие шины - суммы выходят очень большие.

Путевой лист позволяет также корректно насчитывать водителю его заработную плату, размер которой может зависеть либо от километража, либо от общего времени проведенного за рулем.

Формы путевых листов для грузового автомобиля

Здесь представлены образцы заполнения, скачать чистые пустые бланки образцов можно в самом низу страницы.

На сегодняшний день существует несколько форм листа, утвержденных в 1997 году:

  • форма 4-с;
  • форма 4-п;
  • форма 4-м.

Форма 4-с применяется в том случае, если оплата труда у водителя сдельная - учитывается километраж и количество выполненных рейсов за смену.

Форма 4-п - применяется при повременной оплате труда, обычно именно данная форма выдается, если нужно совершить доставку нескольким заказчикам.

Если автомобиль выполняет задания по осуществлению междугородних перевозок, то водителю выдается форма №4-м .

Есть также особые формы путевых листов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Мы не будем касаться их всех, поскольку принцип заполнения практически одинаковый, кроме того есть распоряжения Госкомстата, о которых бухгалтера, конечно же, знают.

Заполнение путевого листа грузового автомобиля

Лист выдается на один рабочий день, кроме тех случаев, когда автомобиль отправляется в длительные командировки. Номер листа и дата его заполнения вносятся в специальный журнал учета, за ведение которого отвечает диспетчер.

В путевой лист вносится информация о дате выезда, указывается тип задания - командировка, работа по графику, работа в выходные или праздничные дни, колонна, бригада и так далее. Затем указывается точная информация об автомобиле: регистрационный номер, марка, гаражный номер. Здесь же есть и графа для прицепов, где тоже вписываются их регистрационные номера.

Обязательно вносятся данные водителя, номер и серия его водительского удостоверения. Если есть сопровождающие лица - экспедиторы или напарники - указываются их данные.

Прежде, чем автомобиль покинет территорию базы, главный механик (или лицо его замещающее) должен подтвердить своим автографом исправность транспортного средства, а водитель ставит свою подпись, подтверждая данный факт. С этого момента вся ответственность за авто и товар лежит на нем и сопровождающих лицах.

Имеется отдельная графа для указания километража на момент выезда из базы и возвращения. Также детально описывается движение топлива: литраж на момент начала смены, номера талонов на заправку или заправки в пути, литраж на конец рабочего дня. Указывается также тип горючего - ДТ, А-80, А-92 и т.д.

Выполнение задания

Сложность может вызвать графа «Задания водителю». Здесь указывается адрес заказчиков, вписываются номера накладных на доставку товара (для формы 4-п), заказчик отмечает своей печатью и подписью, что автомобиль действительно был в данном пункте в такое-то время. Кроме того здесь нужно отметить расстояние до каждого пункта назначения, тоннаж - каков вес товара, доставленного тому или иному заказчику), наименование товара - продукты питания, запчасти, оборудование.

В случае, если за одну ходку доставка заказа не может быть выполнена, в графе «количество ездок» указывается точное количество ходок.

В форме 4-п имеются также отрывные талоны, которые используются предприятием для предъявления заказчику счета за услуги доставки товара. Заказчик указывает здесь все данные о ТС, времени доставки, времени разгрузки, одну копию оставляет у себя, другую передает с водителем на предприятие.

Водитель или сопровождающие лица должны внимательно проверять правильность заполнения путевых листов и отрывных талонов.

Расчет времени и километража

Когда грузовой автомобиль возвращается на базу, диспетчер принимает всю документацию, производит расчет километража, общего времени в пути, расход топлива. На основе этой информации рассчитывается заработная плата водителя.

В случае, если произошли какие-то поломки, в графу «Отметки» диспетчер вносит информацию о произведенном ремонте, его стоимости, использованных запчастях (фильтр, шланг, колесо и т.д.)

На работу грузового транспорта каждая компания должна оформлять путевые листы, независимо является ли он ее собственностью или она его арендует. Путевка является важнейшим документом по учету расходов на топливо, зарплату, а также входит в состав обязательных при проверке автомобиля бланков, которые запрашивают автоинспекторы.

Обязательная форма путевого листа не предусмотрена законодательством. Компания имеет право самостоятельно разрабатывать бланк, исходя из собственных нужд.

Однако существует два его вида: типовая межотраслевая форма 4 с и , которые предприятие может использовать при оформлении первичных документов по работе транспорта.

Они отличаются способом исчисления оплаты за услуги перевозки. Путевой лист грузового автомобиля форма 4-с используется когда для расчета применяются сдельные показатели, второй бланк - при повременной системе оплаты.

Путевой лист грузового автомобиля выписывается ответственными лицами в компании на один день или смену. В нем обязательно проставляют свои отметки механик, инспектор по предрейсовому медосмотру, диспетчер, заправщик, водитель машины.

Путевой лист грузового автомобиля образец заполнения

Разберем на примере как заполнить путевой лист.

Лицевая сторона

Компания ставит на нем свой фирменный штамп. Документ должен иметь номер, который определяется при регистрации его в специальном журнале, а также дату его заполнения.

При необходимости заполняются код с режимом работы, колонны, и бригады. Далее указываются марка и тип грузового автомобиля, его государственный номер, гаражный идентификатор.

Ниже записываются Ф.И.О. водителя, его табельный номер и реквизиты прав на управление транспортным средством.

Если используется при перевозке прицеп, то на него также в соответствующих графах заполняется аналогичная информация, как и на машину.

В первой таблице справа записываются данные по работе шофера и транспорта. Здесь проставляются плановые и фактические дата и время выезда и заезда, показатели спидометра. В следующих графах указывается вид и код применяемого топлива, количество горючего заправленного, а также на начало и конец дня. В этой же таблице нужно отражать информацию об условиях работы машины (коэффициентах), применяемом спецоборудовании. Эти данные визируются всеми ответственными лицами.

Далее диспетчер заполняет информацию о задании, которое водитель должен выполнить. В него включается указание наименования компании, в распоряжении которой будет находиться автомобиль, адреса и время подачи, вид перевозимого груза, количество ездок, километраж, тоннаж. После этого ответственное лицо расчетным путем определяет количество необходимого топлива и записывает в соответствующую строку, подтверждая данные своей подписью.

Перед выездом на линию медик должен осмотреть шофера и поставить на путевки допуск в виде штампа.

Механик при выезде и возвращении проверяет техническое состояние машины. Передача автомобиля от него к водителю и обратно осуществляется передаточными подписями.

В разделе «Особые отметки» заносится информация о произошедшем ДТП, о проведении инструктажа инспектором по БДД, ремонте и т.д

Оборотная сторона

На оборотной стороне водитель или представитель организации-заказчика делает записи о ходе выполнения задания: во сколько и куда прибыла машина, количество и номера сопроводительных документов. Все эти данные желательно заверить печатями и подписями ответственных лиц контрагентов. Таблица визируется диспетчером и шофером.

Ниже отмечаются имеющие место простои. Записываются данные о причине, виде, продолжительности его, а также ставятся подписи ответственных лиц.

В нижней таблице диспетчер заносит результаты по расходу топлива, рассчитанные при применении норм и по факту использования горючего. Далее проставляется время работы машины с расшифровкой по видам периодов. В следующих столбцах указывается количество ездок и заездов в гараж. Определяется километраж, пройденный машиной, если был прицеп, то и его. Здесь расписывается пробег общий и с грузом.

Заносятся данные по количеству груза, перевезенного машиной и прицепами, и определяется показатель тонна*км, на основе которого выставляются счета заказчикам. Этот раздел визируется таксировщиком.

Ниже справочно записываются данные по кодам марок автомобиля, прицепов и заполняется показатель дни работы автомобиля.

Нюансы

В первую очередь ответственность за правильность оформления путевого листа возлагается на директора фирмы, потом на должностные лица - механика, диспетчера и самого водителя.



Похожие статьи