Протестанты: кто они? Протестанские церкви - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий.

30.09.2019

Церковь в протестантизме

Протестантизм - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

История возникновения

Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году - он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Протестантизм, в отличие от католицизма, никогда не представлял собой единого целого, возникнув как совокупность отличающихся друг от друга течений. Иногда протестантизм определяют как систему веры и богослужебной практики, основаyную на принципах Реформации. Но, протестанты, также утверждаем, что вернулись к простой вере ранней церкви, которая была искажена позднейшими новациями средневекового католицизма и православия.

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".

Епископы имеют право на обращение "Лорд".

Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".

Отличительной чертой возникшего в Европе в XVI веке на фундаменте Библии протестантизма является множественность его разнообразных форм и проявлений, меняющаяся историческая мозаика самостоятельных протестантских церквей.

К крупнейшим протестантским деноминациям можно отнести следующие:

Англиканская церковь

Лютеранские церкви

Реформатские церкви

Свободные евангельские церкви (это деноминации, которые произошли от реформаторских церквей в результате разнообразных событий последующих столетий):

Харизматические церкви

Пятидесятнические церкви

Баптистские церкви

Евангельские христиане

Методистские церкви

Меннонитские церкви

Общество друзей

Армия спасения

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу. В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Би́блия - каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве. Православные и католические тексты Библии отличаются от протестантских наличием дополнительных книг в Ветхом Завете, которые рассматриваются как «неканонические».

Содержание христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до канона Эфиопской православной церкви (81 книга). Первая часть христианской Библии - Ветхий Завет - в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг. Римско-католическая церковь и Восточное христианство также включают в ветхозаветный канон второканонические книги. Вторая часть - Новый Завет - состоит из 27 книг: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Ветхозаветная идея святости, как непременного атрибута Бога, наиболее полно раскрытая в книге Левит, привела к распространению среди христиан названий «Святая Библия» или «Священное Писание». Многие христиане считают весь канонический текст Библии божественным откровением. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке.

Католики, доверившись Септуагинте, приняли эти тексты в свою Вульгату - раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными вселенскими соборами, и приравняли их к остальным каноническим текстам и книгам Ветхого Завета, признав в равной с ними степени боговдохновенными. Эти книги известны у них как девтероканонические, или второканонические.

Православные же включают 11 второканонических книг и вставки в остальные книги в Ветхий Завет, но с примечанием, что они «дошли до нас на греческом языке» и не являются частью основного канона. Вставки в канонические книги они ставят в скобки и оговаривают примечаниями. Реформация XVI в. н. э., отбросив многие нормы раннего христианства, предпочтя мнению Древней Церкви канон масоретов, отвергла и внесение в Ветхий Завет не сохранившихся на древнееврейском языке книг и частей книг. Современные протестантские вероучения основывают свои тезисы на масоретской Библии. Отсутствующие 11 книг из неканонической Библии поощряются к прочтению, хотя они и не считаются вдохновлёнными самим Богом. Англикане также печатают часть неканонических книг в Библиях для чтения верующими.

Апо́крифы - произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам и не вошедшим в библейский канон. Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова» - он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. Во многом текст является просто фиксацией церковного Предания.

К числу ветхозаветных апокрифов обыкновенно относят Книгу Еноха, Книгу Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов и Псалмы Соломона. Все они были написаны в эллинистический период после кодификации Ветхого Завета Ездрой, однако их отличают от второканонических книг из-за претензии на таинственный (эзотерический) смысл.

Ева́нгелие - жизнеописание Иисуса Христа; книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе Христа, о рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях. Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство. Авторство: По мнению большинства ученых, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен решили вписать - «святые авторы».

Евангелие в богослужении: Вынос Евангелия и его чтение - один из самых торжественных моментов православного богослужения. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Оно чаще всего написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые зачала. Обложка такого Евангелия богато украшена изображениями воскресшего Христа (в центре) и евангелистов (по углам). Богослужебное Евангелие в храме находится в алтаре на престоле и поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем). Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия считается священным. Во время хиротонии во епископа другие архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия в образ того, что тут сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

ОБРЯДЫ И ПРАКТИКИ

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой. Разные христианские конфессии (вероисповедание) существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь демонстрирует наибольшее единство в организационном плане, в то время как в православии имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви. Символическим знаком христианства христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей. В силу определенных исторических причин (на которые мы обратили внимание в начале лекции) христианство из единой религии распалось на три основные течения (направления): православие, католицизм, протестантизм.

Богослужебный канон

По христианским представлениям, богослужение возникло на земле вместе с возникновением человека. "Всемогущество и благость господа побуждают людей славословить и благодарить его; сознание же своих нужд заставляет обращаться к нему с прошениями", - пишет один из православных богословов. Из этого делается вывод о естественном происхождении богослужения, которого якобы требовала сама природа человека, вступившего в союз с божеством. Культ в христианстве, по мере становления христианской церкви, постепенно усложнялся, заимствуя многие элементы из древних культов, перерабатывая их, приспосабливая к христианскому вероучению. Так, в христианство вошли элементы иудейского культа, обрядовых действий греко-римских религий, получившие новое содержание, новое осмысление. В католическом и православном культах значительную роль играют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказывать эмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, "святых" и мощей. Каждый из этих элементов имеет свое особое назначение, выполняет свою служебную роль.

Каждый день недели (или седмицы) посвящен "особым воспоминаниям". Так, в воскресенье вспоминается воскресение Христа, в понедельник - ангелы божьи, во вторник - пророки, в среду - предательство Христа

Круг суточного церковного богослужения состоит из девяти служб: вечерних и ночных - вечерни, повечерия, полунощницы и утрени, и дневных - первого, третьего, шестого и девятого часа. Кроме того, должна совершаться литургия, которую православные богословы называют "сердцем православной церкви". Литургия - главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения, или евхаристии. Литургия совершается во все воскресные и праздничные дни. Богослужения в русской православной церкви проводятся на церковнославянском языке.

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых, по словам церковнослужителей, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Крещение

Это одно из главных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Само духовенство именует крещение торжественным актом, в результате которого человек "умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую". По христианскому вероучению, в таинстве крещения "прощается человеку первородный грех" (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи, совершенные до крещения). Таким образом, очистительный смысл обряда, как и в дохристианских культах, полностью сохраняется, хотя содержание крещения в христианстве значительно видоизменяется. В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквах крещение относится к разряду таинств. Протестантские церкви рассматривают крещение не как таинство, с помощью которого человек приобщается к божеству, а как один из обрядов. В большинстве протестантских Церквей отрицается, что с помощью крещения люди освобождаются от первородного греха

Есть различия и в самой церемонии крещения при совершении этого обряда в разных церквах. Так, в православной церкви младенца трижды погружают в воду, в католической церкви его обливают водой. В ряде протестантских церквей крещаемого обрызгивают водой. В сектах баптистов и адвентистов седьмого дня крещение совершается, как правило, в естественных водоемах. Крещение - первое звено в цепи христианских обрядов, опутывающих всю жизнь верующего, удерживающих его в религиозной вере. Как и другае обряды, таинство крещения служит церкви для духовного закабаления людей, для внушения им мысли о слабости, бессилии, ничтожестве человека перед всемогущим, всевидящим, всезнающим богом.

Причащение

Таинство причащения, или святой евхаристии, занимает важное место в христианском культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды. По христианскому вероучению, обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу богу и отцу, благословил и освятил хлеб и вино и, приобщив своих учеников, закончил тайную вечерю молитвою о всех верующих". Памятуя якобы об этом, церковь и совершает таинство причащения, которое состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приобщились к своему божеству. Однако истоки причащения, как и других обрядов христианской церкви, лежат в древних языческих культах. Совершение этого обряда в древних религиях было основано на наивной вере в то, что жизненная сила человека или животного находится в каком-либо органе или в крови живого существа. Отсюда возникли у первобытных народов верования, что, вкусив мяса сильных, ловких, быстрых животных, можно обрести качества, которыми обладают эти животные.

Церковь учитывает роль причащения в воздействии на верующих. Поэтому причащение занимает центральное место в христианском богослужении - литургии. Духовенство требует от верующих посещать богослужения и причащаться не реже одного раза в год. Этим церковь стремится обеспечить свое постоянное воздействие на паству, постоянное влияние на людей.

Миропомазание

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. В православных изданиях так разъясняется его смысл: "Чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь божия, которая и подается в таинстве миропомазания". Заключается это таинство в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (миро), с помощью которого будто бы передается божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека духа святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги При этом он повторяет слова: "Печать святого духа". Ритуал таинства красноречиво говорит об истинном происхождении миропомазания, которое пришло в христианство из древних религий. Наши далекие предки натирались жиром и различными маслянистыми веществами, веря в то, что это может придать им силы, защитить от злых духов и т. п. Древние люди верили, что, смазав свое тело жиром того или иного животного, они могут приобрести свойства этого животного. Так, в Восточной Африке у некоторых племен воины натирали тело львиным жиром, чтобы стать такими же храбрыми, как львы.

Брак

Христианская церковь стремится подчинить себе всю жизнь верующего человека, начиная с первых его шагов и кончая смертным часом. Каждое более или менее значительное событие в жизни людей обязательно должно отмечаться по церковным обрядам, с участием служителей культа, с именем бога на устах. Естественно, что такое важное событие в жизни людей, как брак, также оказалось связанным с религиозной обрядностью. В число семи таинств христианской церкви вошло и таинство брака. Оно утвердилось в христианстве позднее других, лишь в XIV столетии. Церковный брак был объявлен единственной действительной формой брака. Светский брак, не освященный церковью, не признавался. Совершая таинство брака, служители христианского культа убеждают верующих, что только церковный брак, во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа, может быть счастливым и прочным на долгие годы-Однако это не так. Известно, что основой дружной семьи являются взаимная любовь, общность интересов, равноправие мужа и жены. Церковь же не придает этому значения. Религиозная мораль формировалась в эксплуататорском обществе, в котором женщины были бесправны и угнетены. И религия освящала подчиненное положение женщины в семье. Христианские обряды с их торжественностью, пышностью, выработанными веками ритуалами подчас привлекают людей, которые стремятся как можно торжественней отметить такое знаменательное событие, как вступление в брак. А церковь со своей стороны делает вее возможное, чтобы сохранить внешнюю красоту обряда, оказывающего большое эмоциональное воздействие на людей. Вся обстановка в церкви во время обряда венчания придает особую значимость событию. Священники встречают молодых в праздничном облачении. Звучат слова псалмов, славящих бога, именем которого освящается брак. Читаются молитвы, в которых священнослужитель испрашивает у бога благословения для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На головы вступающих в брак налагаются венцы. Им предлагают выпить вина из одной чаши. Затем их обводят вокруг аналоя. И вновь возносятся молитвы к богу, от которого якобы только и зависит счастье вновь созданной семьи. С первой до последней минуты, пока вступающие в брак находятся в церкви. Рождается новая семья, и церковь проявляет заботу о том, чтобы она была семьей христианской.

Молитва

Молитва - «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение.

  • Протестантство представлено в Москве храмами и общинами лютеран, баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан.
  • Единственный сохранившийся исторический лютеранский храм ‒ Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла (1903-1905 годы).
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов занимает историческое здание 1860-х годов, где даже дубовые лавочки того периода.
  • Уникальный орган конца XIX века известного мастера Эрнста Рёвера, памятник истории и культуры, тоже сохранился в церкви.
  • ‒ крупнейший из шести храмов евангельских христиан.
  • Есть свои молитвенные дома у пятидесятников и адвентистов седьмого дня.

Протестантизм возник в Европе в XVI веке, отделившись от католицизма в ходе Реформации. Самая старая ветвь протестантизма в Москве – это лютеранство. Первые лютеране появились в России одновременно с появлением самой религии, еще в XVI веке. Это были ремесленники, врачи и купцы, приехавшие на службу при дворе московских царей из северо-западной части Европы. Есть в Москве и храмы и общины баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан. Особенно активный рост этих общин в Москве произошел после распада Советского Союза, в 1990-х годах.

Лютеранские храмы в Москве

Первая лютеранская церковь появилась в Москве в 1576 году. Примерно через 65 лет ее существования произошел раскол в общине (начавшийся со ссоры между женами военных и купцов), и в 1640-х годах лютеранский приход разделился на два лагеря. В результате офицеры построили себе отдельный храм на , и в Москве появились два лютеранских храма. Здания их неоднократно горели, их приходы меняли свое местоположение, но «работали» до 30-х годов XX века. Прихожанами храмов были главным образом немцы, в меньшей степени — шведы и финны. До наших дней дошел лишь один исторический лютеранский храм – это Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке (Старосадский переулок, 7/10, стр. 10).

Здание церкви свв. Петра и Павла было построено в 1903-1905 годах. Любопытно, что в основе здания лежит старый барский дом усадьбы Лопухиных. Церковь была изначально освящена в качестве лютеранского кафедрального собора. В 1937-м году она, как и многие храмы на территории Советского Союза, была закрыта и национализирована. Сначала в ней размещался публичный кинотеатр, потом — производственная студия «Диафильм». В 1990-е годы церковь возвращена верующим. Богослужения здесь проводятся каждое воскресенье на русском и немецком языках.

В 1912 году, на (Наличная ул., 1), которое изначально было предназначено для захоронения московских католиков и лютеран, возникла часовня (арх. В. Рудановский). Она предназначалась для отпевания усопших для конфессий, которые входили в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Введенское кладбище довольно долгое время называлось Немецким или Иноверческим. Как храм часовня была освящена в 1994 году в честь Святой Троицы и является сегодня евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (финской церковью).

Храмы баптистов

В 1884 году в России был создан Союз русских баптистов. В 1944 году они объединились с евангельскими христианами и образовали Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), которых называют христианами-баптистами. Активный рост общины ЕХБ произошел после распада Советского Союза и открытия границ в 1990-х годах. Согласно данным Российского союза евангельских христиан-баптистов, в Москве действует 28 баптистских общин, но далеко не у всех есть собственные здания.

Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов располагается сегодня в центре Москвы (Трехсвятительский переулок, д. 3, ст. м. Китай-город). Она занимает здание, которое в 1860-х годах было перестроено из жилого дома для реформаторской церкви. После социалистической революции 1917 года члены реформаторской общины покинули Россию, и здание перешло евангельским христианам. Но не недолго — в 1937-м году помещение церкви было национализировано и в нем устроено общежитие. В 1965 году христиано-баптистская община отселила жильцов общежития на собственные средства, купив им отдельные квартиры. В церкви сохранился уникальный конца XIX века известного в Германии мастера Эрнста Рёвера, имеющий сегодня статус памятника истории и культуры. Любопытно, что в зале сохранились в большом количестве даже подлинные дубовые лавочки 1867-го года.

Долгое время церковь в Трехсвятительском переулке была единственной баптистской церковью в Москве. Именно поэтому, когда в 1990-х годах община выкупила большой участок земли на юге Москвы под строительство еще одной церкви, ее назвали просто: Вторая церковь евангельских христиан-баптистов (Варшавское шоссе, д. 12а).

Третья крупная церковь христиан-баптистов, интересная в том числе своей архитектурой, находится на северной окраине Москвы, в районе Бибирево (ул. Лескова, 11). Она носит название «Голгофа». Приход возник в начале 1990-х годов прошлого столетия, но здание было достроено только к 2010-м году. В церкви проходят богослужения на русском, английском и таджикском языках.

Собственное здание есть у церкви в Зеленограде (Москва, Зеленоград, корпус 1144, в районе Филаретовской улицы), в районе ст.м. Войковская (церковь «Благая весть» на улице Клары Цеткин, 25Ж).

Евангельские христиане

Как было указано выше, евангельские христиане в 1944 году объединились с баптистами. Но в 1990-е годы в России стали появляться отдельные, самостоятельные объединения евангельских христиан, не входящие в одну общину с баптистами. Сегодня, по данным Союза церквей евангельских христиан, в Москве действует шесть церквей этого течения. Рядом со ст. м. Тушинская, на улице Василия Петушкова (д. 29) находится , пожалуй, самая крупная в Москве. В 2000 году община выкупила здание бывшего дома культуры фабрики. В качестве координационного органа в настоящее время действует Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ).

Храмы пятидесятников

Первые организации пятидесятников в России появились в 1907 году во входящей тогда в состав Российский империи Финляндии. Вскоре они возникли в С.-Петербурге, а затем распространились практически по всей России. Большая заслуга в этом принадлежала И. Воронаеву, который сумел создать из разрозненных общих единое пятидесятническое движение. В годы советской власти молитвенные дома пятидесятников закрывались в рамках общенациональной антирелигиозной кампании. И лишь после объединения в 1944 году евангельских христиан с баптистами, пятидесятники также получили право собираться на служение в молитвенных домах.

После крушения СССР сразу же состоялся первый российский съезд пятидесятников, в 1990-м году. Согласно данным Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), сегодня в Москве насчитывается пять общин. Несколько приходов проводят свои богослужения на северо-западе Москвы, в помещении церкви «Живой родник» на улице Фабрициуса, д. 31А. Здесь же расположен центральный офис Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Это здание бывшего детского сада было выкуплено общиной у города в 1995 году. Также свое здание имеет церковь «Роса» (ул. Краснобогатырская, д. 38, стр.2).

Храмы адвентистов седьмого дня

Как и баптисты, адвентисты седьмого дня появились в России в конце XIX века. Первая община адвентистов была образована из немцев, живших в Крыму, но поначалу была признана властями сектантской ересью. Проводить открыто богослужения адвентисты получили право только в 1906 году, когда это учение было официально признано одним из видов баптизма, к тому времени уже разрешенного в России.

В современном обществе существуют три мировые религии - христианство, ислам и буддизм. Однако практически все они видоизменялись с течением времени и вбирали в себя что-то новое. Каждая из религий имеет несколько ответвлений (основные направления ислама, например, - суннизм и шиизм). То же самое можно сказать и про христианство. Все знают о расколе на католическую и православную церковь, который произошел в 1054 году. Но в христианстве существуют и другие направления - протестантизм (оно, в свою очередь, тоже имеет подвиды), униатство, старообрядчество и другие. Сегодня мы разберемся в протестантизме. В этой статье мы разберем такое явление, как протестантская церковь - что это такое и каковые ее основные принципы.

Как возник протестантизм?

В Средние века римская католическая церковь стала обогащаться за счет прихожан (например, она продавала священные степени, за деньги отпускала грехи). Более того, инквизиция приобрела поистине огромные масштабы. Конечно, все эти факты говорили о том, что в церкви требовалась реформа. К сожалению, внутренние реформы провалились (многие реформаторы закончили свою жизнь на костре), поэтому стали возникать отдельные конфессии в лоне католичества.

Первая такая конфессия - лютеранство (ответвление протестантизма) - возникла XVI веке, основоположником стал Матрин Лютер, который написал 95 тезисов против индульгенций. Его преследовали официальные представители церкви, однако католичество все равно разделилось. Это дало толчок к развитию другим ветвям протестантизма. Говоря о протестантизме многие даже и не задумываются над названием. А ведь в нем есть корень «протест» . Против чего же выступали люди?

В 1521 году Римская империя издала указ, который объявлял Мартина Лютера еретиком и запрещал издание его трудов. В истории этот указ называется Вормсским эдиктом. Но в 1529 году он был отменен. После этого князья Римской империи собрались вместе, чтобы решить, какой же вере следовать. Большинство остались в классическом католичестве, а тех, кто выразил против него протест, стали называть протестантами .

Чем отличается протестантизм от католичества?

Так что же такого предложил Лютер и его последователи, что резко отличало протестантизм от католичества?

  • Священное писание - единственный источник веры, авторитет Церкви не признавался;
  • Нельзя бездумно верить в Бога, только труд может подтвердить веру;
  • В протестантизме нет богоустановленной иерархии;
  • В протестантизме проводится всего два таинства, так как остальные считаются не важными;
  • Протестанты отрицают иконы и предметы культа;
  • Посты и аскеза неважны;
  • Упрощенное богослужение, главной частью которого является проповедь;
  • Человек любого пола может стать епископом (в протестантизме женщины выступают наравне с мужчинами).

В целом, протестантская церковь намного беднее католической, добродетельный труд единственное, чем человек может доказать свою веру. Видимо, именно поэтому у протестантской церкви так много последователей.

Какие еще существуют направления в протестантизме?

Основоположниками протестантизма, кроме Лютера, признаны Ж. Кальвин, У. Цвингли. Соответственно, лютеранство - не единственное направление этой церкви. Существуют следующие ответвления:

  1. Кальвинизм. Как следует из названия, основал это направление Жан Кальвин. Кальвинисты считают Библию единственной священной книгой, однако почитают они и труды Кальвина. Таинства и церковная атрибутика не признаются. Ученые сходятся во мнении, что кальвинизм - самая радикальная ветвь протестантизма.
  2. Англиканская церковь. При Генрихе VIII в Англии признали протестантизм государственной религией, именно так образовалось англиканство. Основное учение англикан - труд «39 статей». Библия так же считается первоисточником учения. Король или королева стоят во главе церкви. Однако присутствует иерархия священников, признана спасительная роль церкви (то есть присутствуют католические традиции).

Таким образом, три главных направления протестантизма - лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Сектантские направления в протестантской церкви

Пожалуй, в каждой церкви есть свои секты, протестантизм не исключение.

  1. Баптизм. Секта появилась в XVII веке. Основное отличие от, например, лютеранства, это то, что баптисты крестятся во взрослом возрасте и перед этим должны пройти годовой испытательный срок (обряд катехимента). Баптисты не признают предметы культа, однако придерживаются таинств. Сейчас баптистская церковь не считается сектантской.
  2. Адвентисты 7-го дня. В XIX веке в США появилась секта, главной целью которой является ожидание Второго Пришествия. Основателем этой секты стал фермер Уильям Миллер, который путем математических вычислений предсказал конец света и Второе Пришествие в 1844 году. Как мы знаем, этого не произошло, однако адвентисты продолжают верить, ссылаясь, в основном, на Ветхий Завет.
  3. Пятидесятники. Опять же движение возникло в США, но оно более молодое - появилось в середине XX века. Цель пятидесятников - возродить дары Святого Духа, которые в день Пятидесятницы получили апостолы. Основное внимание уделяется способности говорить на разных языках. В истории пятидесятников были случаи, когда люди внезапно заговаривали на чужих языках. Последователи этой церкви признают некоторые таинства, первородный грех, пресвятую Троицу.

Страны, в которых распространена эта религия

Стоит сказать, что протестантизм распространен во многих странах. Он привлекает своей (кажущейся на первый взгляд) простотой, отсутствием церковных таинств и культов. После католичества протестантизм является наиболее популярным ответвлением христианства. Наибольшее число приверженцев протестантства можно встретить в:

  • Австралии;
  • Анголе;
  • Бразилии;
  • Великобритании;
  • Гане;
  • Германии;
  • Дании;
  • Намибии;
  • Норвегии;
  • Швеции.

В России живет около 2,5 млн протестантов.

Разобраться в том, что такое протестантская церковь непросто. Эта религия предъявляет очень серьезные требования к человеку, ее основной тезис - нужно постоянно трудиться, только тогда можно обрести спасение. Теперь вы знаете немного больше об этой церкви и ее отличиях от католичества. В этой статье мы разобрали такое направление христианства, как протестантская церковь, что это такое и каковы главные отличия от других религий.

Видео: кто такие протестанты?

В этом видео отец Петр ответит на популярный вопрос, кто такие протестанты и почему они не крестятся:

Одним из основных современных направлений в христианстве является Протестантизм, учение, фактически выступающее против официальной Католической Церкви, и мы намерены сегодня поговорить об этом подробнее, рассмотрев его основные идеи, суть, принципы, и философию протестантизма, как одного из самых массовых на сегодня религиозных учений мира.

Возникнув как самостоятельное течение, Протестантство вместе с католицизмом и православием, стало одним из трех главных направлений в христианстве.

Что такое Реформаторство в христианстве?

Иногда протестантизм называют реформаторами, течением реформации или даже революционерами христианства, за их идеи о том, что сам человек должен отвечать за себя, а не Церковь.

Как считают протестанты-реформаторы что, после раскола христианства на католиков и православие, Христианская Церковь превратилась в чиновников, отошедших от первоначального учения Апостолов, а стала скорее зарабатывать деньги на прихожанах и увеличивать свое влияние в обществе и на политиков .

История появления Протестантизма

Считается, что протестантизм появился в Европе в XVI веке в виде оппозиции Римско-католической церкви . Учение протестантов называют еще иногда Реформацией, так как протестанты решили, что католики отошли от принципов истинного христианства, основанного на учении апостолов.

Возникновение протестантизма связывают с Мартином Лютером , родившемся в Саксонии. И именно его считают инициатором Реформации, выступавшим против продажи индульгенций Римско-католической церковью. Кстати уже сейчас она отменена, возможно именно благодаря ему.

Индульгенция у католиков

В современной католической церкви принято положение, что от грехов можно освободиться, если совершить покаяние во время таинства исповеди. Но во время эпохи Возрождения или Ренессанса, иногда индульгенцию просто на просто раздавали за деньги.

Увидев, до чего дошли католики, Мартин Лютер и стал выступать открыто против этого, а также утверждал, что христианство нужно срочно и существенно реформировать.

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

  • Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия - это единственный источник и документ для верующего человека;
  • Неважно какие поступки совершает человек - прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами ;
  • Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии - это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада. И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку ;
  • Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком . И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
  • Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
  • Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Все основные идеи протестантизма начались с Мартина Лютера, когда он стал выступать против индульгенции Римской католической церкви, когда отпущение грехов продавалось за деньги и для каждого преступления существовала своя такса или цена.

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог . Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия - это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев ) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами , после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.

Суть Протестантизма

В своей сути учение протестантизма опирается, как православие и католики на веру в Единого Бога, а также на Библию, как на единственный источник учения христианства.

У протестантов признается непорочное зачатие Иисуса Христа и его смерть за грехи человеческие. Так же у них существует вера в воскресение Иисуса после свое смерти.

И они ждут мессию или возвращение Христа во плоти в будущем. Лютеранцам в 20 веке даже удалось добиться запрета на преподавание теории Чарльза Дарвина в некоторых штатах США , как «антибожественной».

Философия Протестантизма

Философия протестантизма основана на реформации Римского католичества, которое как считается, отошло от истинного учения Библии.

К тому же, католическая церковь на Западе владела до 1/3 обрабатываемой земли, где использовался труд крепостных, то есть практически рабов . А протестантизм делает упор на личную ответственность перед Богом и обществом, а также не одобряет рабство.

В Англии лютеранцы требовали даже уничтожения Папской системы власти. Так известный лютеранец Джон Виклиф утверждал, что Римская церковь после раскола отошла от истинного учения. И он говорил о том, что Иисус Христос, а не папа римский является главой церкви и авторитетом для верующего является Библия, а не Церковь.

Сторонники протестантизма

Лютеранскую Реформацию поддерживали крестьяне, которых практически разоряла церковная десятина, а также ремесленники, обложенные непосильным налогом.

Протестантизм отвергает все постановления Римского Папы и все его декреты, утверждая, что достаточно одного Священого Учения или Библии. В свое время Мартин Лютер даже прилюдно сжег один из папских указов.

Естественно вскоре после недовольства в сторону крупного церковного бизнеса с оборотом в десятки, если не сотни миллиардов долларов год, начались преследования протестантов, и хотя сам Мартин Лютер не пострадал, все же двое монахов протестантов были сожжены . Философию лютеранцев уже по-своему использовали народные массы в своих рыцарских и крестьянских войнах.

Позднее Мартином Лютером для сторонников протестантизма были написаны две книги: одна для пасторов, где говорится как правильно проповедовать, и другая для обычных верующих, где были изложены Десять Заповедей, Символ Веры и молитва Отче Наш.

Направления в Протестантизме

Одним из известных направлений в лютеранстве является Евангеликализм - сюда входят меннониты и баптисты . Так в России известны евангельские баптисты , пятидесятники и прохановцы .

К основным принципам Евангеликализма можно отнести утверждение Библии как единственного утверждения Бога, а также активную миссионерскую деятельность.

Так же к направлениям в протестантизме можно отнести фундаментализм , Либерализм и Диалектичесую теологию . Все они основываются на Библии - как на единственном учении от Бога.

Особенности учения Протестантизма

У протестантов существуют общие идеи с другими традициями христианства, такие как о Едином Боге, о Триединстве, о Рае и Аде, а также признаются таинства Крещения и Причащения.

Но с другой стороны не существует традиции молитв за умерших и молитв святым, как это происходит у католиков или православных.

В богослужениях протестантов может использоваться любое помещение , и оно основано на проповеди, молитве и пении псалмов.

Численность Протестантов

Протестантизм считается вторым по количеству верующих в христианстве и насчитывает до 800 миллионов человек. Протестантизм распространен в 92 странах мира .

Вывод

Что и говорить, Мартину Лютеру удалось распространить свое учение, о чем он всегда мечтал. И возможно протестанты пошли глубже, в сторону личной свободы каждого человека в отличии от более традиционного церковного и коммерческого христианства.

И все же, Бог все еще выступает в роли чего-то внешнего по отношению к человеку. И почему-то все проходят мимо главного – мимо Бога, а «Бог есть Любовь», как говорил Иисус Христос.

Ведь если Бог - это Любовь, то она невидима, ее можно лишь почувствовать, она просто есть. Я Есмь, то что Я Есмь. Любовь - это само бытие, это любовь к каждому это действительно г , и о чем не стоит забывать даже протестантам со своим желанием реформировать лишь внешнюю часть этого учения, собственно также, как и любовь к природе и ко всему остальному.

Надеюсь на дальнейшие встречи на нашем портале Обучения И Саморазвития, где мы уже писали не только о философии, сути, идеях протестантской церкви и протестантов, но и про другие виды христианства, например, можете или и о .

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.



Похожие статьи