гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.
В корнях с чередующимися гласными зар-
и зор-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например:
зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения:
зоревАть.
В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)-
пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например:
касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.
В корнях с чередующимися гласными клан- и клон-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например:
клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.
В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож-
, перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например:
прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения:
полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).
В корнях с чередующимися гласными мак- и мок-
пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например:
Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.
В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв-
пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например:
Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.
В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн-
пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например:
Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.
В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос-
пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например:
раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения:
отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).
В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч-
, перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например:
подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения:
скачок, скачу.
В корнях с чередующимися гласными твар- и твор-
, под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например:
твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения:
утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).
В корнях бер- и бир-
Например:
собирАть, беру, собирАется.
В корнях дер- и дир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
задирАть, деру, задирАется, задирА.
В корнях мер- и мир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
замирАть, замереть, умирАть.
В корнях пер- и пир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
запирАть, запереть, запирАется.
В корнях тер- и тир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стирАть, стереть, затирАет.
В корнях блест- и блист-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..
В корнях жег- и жиг-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.
В корнях стел- и стил-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стелется, застилАть, простилАется, расстелить.
В корнях чет- и чит-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
четное, читАтель.
Исключения:
сочетАть, сочетАние.
В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например:
Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.
В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?
Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влияния
Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.
Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль.
То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит .
Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок .
Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но уравнение .
Исключениями из данного правила являются такие слова, как ровесник , уровень , поровну и равнина .
Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но мокнуть .
Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова.
Исключениями изгарь , выгарки , пригарь , утварь , зорянка и зоревать .
Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.
Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг .
То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.
Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.
Что мы узнали?
В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Чередование а и о
1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага́ р, уга́ р - загоре́ лый, угоре́ ть.
Исключения: вы́ гарки, и́ згарь, при́ гарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: за́ рево, зо́ рька - зарни́ ца, озаря́ ть.
Исключение: зорева́ ть.
3. В корне кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.
4. В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кла́ няться, покло́ н - поклони́ ться, поклоне́ ние.
5. В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлага́ ть, прилага́ тельное - предложи́ ть, обложе́ ние.
Исключение: по́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́ вать, плаву́ честь, поплаво́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.
8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскака́ ть - подскочи́ ть.
Исключения: скачо́ к, скачу́ .
11. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, тво́ рчество - твори́ ть, творе́ ц.
Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ ть - угова́ ривать, затро́ нуть - затра́ гивать, зарабо́ тать - зараба́ тывать.
Чередование е и и
12. В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел-- стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Чередование а(я) и им , а(я) и ин
13. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
-гар- - -гор-
под ударением пишется а
, без ударения - о
: загар, угар -загорелый, угореть.
Исключения:
выгарки, изгарь, пригарь
(специальные и диалектные слова).
В корне -зар- - зор-
а
: зарево, зорька - зарница, озарять
. Исключение:
зоревать.
В корне -кас- - кос (н)-
пишется о
, если дальше следует согласная н
, в остальных случаях - а
: касаться, касательная-коснуться, прикосновение
.
В корне -клан- - -клон-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о
: кланяться, поклон - поклониться, поклонение
.
В безударном корне -лаг- - -лож-
перед г
пишется а
, перед ж
- о
: предлагать, прилагательное - предложить, обложение.
Исключение:
полог
.
Корень -мак-
содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила
. Корень -мок-
содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное
. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ
.
В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав-
гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок
. Корень -плов-
содержится в словах пловец
и пловчиха
, корень -плыв
- - в слове плывуны
.
Корень -равн-
имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать
. Корень -ровн-
- в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень
. Сравните: подравнять
(сделать равным) - подровнять
(сделать ровным); выравнен
(сделан равным) - выровнен
(сделан ровным).
В корне -раст- - -рос-
пишется а
перед последующим сочетанием ст
(также перед щ
), в остальных случаях пишется о
: расти, наращение - выросший, заросль, поросль
. Исключения:
отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- - -скоч-
перед к
пишется а
, перед ч
- о
: подскакать - подскочить.
Исключения:
скачок, скачу.
В корне -твар- - -твор-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о
: тварь, творчество - творить, творец
. Исключение:
утварь.
В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит-
пишется и,
если дальше следует суффикс -а-
: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать
; в противном случае пишется е
: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить
. Исключения:
сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием -а- (-я-) - -им-, -а- (-я-)
- -ин-
пишутся -им-
и -ин-
, если дальше следует суффикс -а-:
сжать - сжимать, понять - понимать, начать -начинать
. Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать
и другие. В производных формах сохраняется -им-
, даже если дальше не следует суффикс -а-,
например: сниму, сними, подниму, подними
и так далее.
От чего зависит написание |
Корни с чередующимися гласными |
Выбор гласной |
Исключения | |
1. От последующей согласной |
перед Г пишетсяА , перед Ж пишетсяО |
`поло г |
изла гать - изло жить |
|
раст-/рос- |
перед СТ иЩ пишетсяА , перед С пишетсяО |
ро сток Ро стов Ро стислав ро стовщик отра сль |
ра сти выра щенный выро сли |
|
скак-/скоч- |
перед К пишетсяА, перед Ч пишетсяО |
ска чок ска чи ска чите ска чу |
ска кать выско чка |
|
2. От наличия или отсутствия суффикса -а- |
блест-/блист- стел-/стил- |
И , если нет, -Е |
соче тать словосоче тание |
Выби рать – выбе ру |
кля-/клин- |
если есть суффикс -а-, то пишетсяИ , если нет, -А/Я |
вни мательно |
||
если есть суффикс -а-, то пишетсяА , если нет, -О |
ка сание ко снуться |
|||
3. От ударения |
клон-/клан- твор-/твар- |
О |
`утва рь |
заго` релый укло` ниться тво` рение |
плов-/плав- |
в безударном положении пишется А |
зо ре`вать пло` вец пло в`чиха пло в`цы плы ву`ны |
оза` рение спла в`лять |
|
4. От лексического значения |
О – в значении: (не)пропускать жидкость;А – в значении: погружать в жидкость |
непромо каемый обма кнуть |
||
ровн-/равн- |
О – в значении: ровный, прямой, гладкий; А – в значении: равный, одинаковый |
ра внина (ровный, гладкий) |
заро внять сра внить |
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы в зависимости от того, чем определяется выбор той или иной гласной в корне.
Оз…рение, прик…сновение, выск…чка, выж…гание, р…стовщичество, скл…нение, з…рница, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, вск…чить, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность, откл…нение, разг…еться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение, м…кание, благотв…рительность, быстрораств…римый, спл…влять, р…вноденствие, самовозг…раемость, неук…снительно, безотл…гательный, местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец, прир…внять, ср…внительно-исторический, нар…щение, подр…стковый, р…внозначный, повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой, одухотв…ренность, бл…стательный, нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать, пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться, обм…реть.
Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.
1. Сквозь волнистые туманы проб…рается луна. 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег…рело, или вода не бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам…рало, уп…раясь в темноту, круглое красноватое отражение. 4. Молодые деревья р…сли очень тесно, ничей топор еще не к…снулся до их стройных стволов. 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р…вна. 6. Все почтительно прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол…жении отечества и делали различные предпол…жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано. 8. Мы с Павлом приб…рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. 9. Наружность артиста сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претв…риться в самый неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство и сердце – вот два р…вновеликих сл…гаемых, которые в своем соч…тании и создали живопись Репина. 11. Ольга Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии. 12. Как раз в это время на луговину, где г…рел костер, выск…чил игривый жеребец.