Какой способ образования слова подготовка. Способы словообразования слов в русском языке

04.01.2024

Алгоритм определения способа образования слова

1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.

2. Определите, с помощью чего и каким способом образовано слово.

СПРАВКА.

Способы словообразования

Описание и примеры

1. Приставочный

К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы:

Петь-запеть;остановить-приостановить

2. Суффиксальный

Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи.

Дельфин-дельфин ий, уверенный-уверенн ость, прополоть - пропол к а

3. Приставочно-суффиксальный

Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Под бород ок , по -русс ки , раз мечтать ся .

«4 .Бессуфиксный

Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь)

5. Сложение(неморфемный способ)

В таких словах должно быть не менее двух корней.

6. Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ)

Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи.

Учительская,гостиная, курящие,раненые.

Лингвистическое сочинение.

Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .

Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.

Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом

(от основы отсекается суффикс А).

Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.

Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.

Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».

Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.

Определения способа образования слова

Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.

1 вариант: ?

Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?

Под елочкой такое не хочется петь . Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.

____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 1 . Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

Два ^

Один ^

Задание 2

Задание 3 .

9.Новый-..............- обновка

Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.

Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.

Задание 1

Задание 2 .Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.

1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.

2.Практикант, квартирант, магистрант.

3.Патриотизм, анархизм, идеализм.

4.Оленина, осетрина, кабанина.

5.Крестьянство, братство, студенчество.

Задание 3

1.Заразить- ...............- обеззараживать

3.Два- ......................-двойной- двояко

4. Густой-густо-...........................-густонаселенность

5.Бодрый- бодрить-......................приободрить

6.Блок-блокировать_........................блокировочный

7.Долгий-............-дольше-подольше

8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически

9.Новый-обновить-..............- обновка

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________

Задание 1 . Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове: два или один?

Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,

букварный, пожарный, звонарный, базарный.

Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.

Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление

Бодрый- бодрить-...................-приободрить

Основа-основать-.............-обоснование

____________________________________________________________________


Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о способах образования слов,
  • закрепить навыки определения способов словообразования,
  • знать основные способы образования слов в русском языке,
  • уметь определять способ образования слов.

1. Организационный момент.

Учитель: - Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: - Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(Приложение. Слайд 2)

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: - В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: - Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

(Словообразование).

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Какое упражнение вы выполняли дома?

Учитель: - Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

Учитель: - Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: - Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4 )

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: - Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5 )

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Вредный – безвредный,

Облачный - …, (приставочный)

Лес - лесок,

Стол - …, (суффиксальный)

Пеший, ходить – пешеход,

Листья, падать - …,

Вода, проводить - … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).

Учитель: - Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: - Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6 ) (способы образования новых слов)

Учитель: - Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: - 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7 )

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны .
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!

(А.Землянский)

2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне ,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

(В.Рождественский)

Учитель: - Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: - Физминутка: “погоня за тремя зайцами” - разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: - 5. 1). Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8 )

1 группа : ЛЕС

2 группа: САД

3 группа: ДОМ

4 группа: ВОЗ

Учитель: - У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое . Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: - На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

У кого дерево получилось самым ветвистым?

С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: - Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: - 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: - Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9 )

Учитель: - Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?

4. Обобщение.

Учитель: - 1. Как образуются новые слова в русском языке?

2. Назовите способы образования слов.

3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?

4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:

Приставочного от слова РАСЧЕТ,

Суффиксального от слова АВГУСТ,

Приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.

Учитель: - Выставление оценок.

Домашнее задание: упр.128.



Похожие статьи