Где проживают осетины. Религия осетин

23.09.2019

На территории стран Южная и . Впрочем, живут и в России, и других странах. Всего в мире насчитывается около 700 тыс. осетинов, 515 тыс. из которых проживают на территории России.

Говорят жители на русском, грузинском и осетинском языках, все три являются государственными. Если говорить о религиях, то наибольшее распространение на здешних землях получило , осетины приняли христианство из Византии еще в период 4-9 веков. Есть небольшая часть населения, исповедующая ислам. Осетин относят к кавкасионскому типу европеоидной расы. Для них характерны не только темные волосы, часто встречаются и русоволосые, рыжеволосые люди. Форма головы у народа Осетии вытянутая, цвет глаз - карий, иногда серый или голубой.

Национальный состав Южной Осетии в 1926—2008 годах:

Осетины - 46 289 (64,3 %)

Грузины - 18 000 (25,0 %)

Русские - 2 016 (2,8 %)

Армяне - 871 (1,21 %)

Евреи - 648 (0,9 %)

другие - 4 176 (5,8 %) (армяне, татары, цыгане, киргизы, таджики)

По данным Южной Осетии, сейчас (в 2009 г.) большинство населения составляют осетины (80 %)

Говоря об архитектуре, стоит отметить, что наиболее интересными памятниками, созданными осетинами, являются крепости, башни, замки, заградительные стены и т.д. Такие сооружения они строили во всех ущельях, которые населяли. С давних времен подобные постройки представляли собой надежный гарант свободы родов, обеспечивали убежище хозяевам. Однако, во время военных действий большое количество памятников архитектуры было разрушено.

Основными блюдами кухни южной Осетии являются местные пироги, мясное рагу с картофелем, мясо, тушеное в сметане, вареные вместе фасоль и кукуруза, соус из перцевых листьев со сливками или сметаной. Из напитков необходимо выделить пиво, квас, а также местный алкогольный напиток арака, который походит на виски. Разумеется, как и в любой кавказской стране, в Южной Осетии любят и умеют готовить шашлык.

Издавна главным занятием было скотоводство и земледелие. Также, на более ранних этапах местные жители занимались охотой.

В хозяйстве наибольшее развитие имели приготовление сыра и масла, производство сукна, изготовление изделий из дерева и металла, занимались осетины и обработкой шерсти. Костюм жителей Осетии имел следующий вид: узкие брюки, которые достигали башмаков, и бешмет. В горах использовалась своеобразная обувь - арчита, в качестве головного убора пользовались шапкой из меха овцы, а летом - горской шляпой. Женщинами в повседневной жизни носились платья со сборами в районе талии, имеющие стоячий отложенный воротник, прямой разрез на груди до пояса.

Прикладное и изобразительное искусство осетинского народа чрезвычайно богато. Так, местные умельцы занимались резьбой по дереву, вышивкой орнамента, обработкой металла, резьбой по камню и т.д. Осетинские музыкальные инструменты в основном схожи с кавказскими музыкальными инструментами. Среди таковых можно выделить пастушью свирель, арфу, двухструнную скрипку. На них играли только мужчины. Чуть позже в Осетии из России была занесена двурядная гармошка.

Осетины являются очень гостеприимной, толерантной и дружелюбной нацией.

Осетины - народ в Российской Федерации. Численность в РФ- 402275 человек. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи.

Осетины - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, численностью около 335.000 человек, и Грузии (основное население Южной Осетии). Живут также в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. Численность в России 402.000 человек.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии).

Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ.

Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.

В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей.

Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 года происходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республика Северная Осетия.

Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня. Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, - из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней СатАной.

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетины сохранили элементы многих древних институтов. Среди них особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.

Один из народов, живущих на Северном Кавказе, называется осетинами. Он имеет богатые и уникальные традиции. Долгие годы учёных интересует вопрос: «Осетины — мусульмане или христиане?» Чтобы дать ответ на него, необходимо познакомиться с историей развития религиозности этого этноса.

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Появление христианства в Осетии

Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках — это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.

Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.

Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.

Исследование веры осетин

Долгие годы этот народ (осетины) придерживался как христианства, так и мусульманства. Несмотря на различия конфессий, обряды проводились совместно. Кроме того, они были взаимосвязаны со старинными верованиями. Сегодня Северная Осетия имеет общины 16 конфессий. Исследователи постоянно следят за жителями страны и их религией, их внимание привлекает форма и степень влияния веры на народ.

Систематически изучать верования осетин стали после присоединения Осетии к России. Именно представители российской православной церкви и начали наблюдать, как осетины, вера которых была нестабильной, живут, и каким традициям отдают предпочтение. А первые исследования начались во время миссионерской деятельности на территории этой горной страны.

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной системе религии многие века складывалось мнение народа, которое кардинально отличалось от монотеистических верований. Их вера является открытой и способна принимать совершенно новые идеи и взгляды других конфессий. Специфика осетинской религии — это толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Вот такие они — осетины. Мусульмане или христиане вокруг — для них это не имеет значения. Несмотря на веру, которую принимают родные и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, поскольку в разные времена в жизни народа присутствовали и христианство, и ислам.

Проявление христианства в Осетии

Истоки появление ислама на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал «своим» среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.

Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.

Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.

Влияние России на религию осетин

Уже при первой Гражданской войне Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

В 30-е годы мечети, которые находились на территории Северной Осетии, разрушили. Самые лучшие священнослужители различных национальностей были подвергнуты гонениям.

Религиозным организациям в советские времена стало существовать очень непросто, но традиционной и многочисленной для коренных осетин осталась православная вера. Только к 90-м годам в Осетии начал возрождаться ислам, стали регистрироваться общины, восстанавливаться мечети. До сегодняшних дней ощущаются последствия былых нападок и набегов. Священнослужители не имеют профессиональной специальной подготовки, литературы, необходимой для богослужения, практически нет. Это сказывается на работе мусульманских общин. Были попытки приглашения молодых людей, которые получили образование в Египте и в Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, поскольку вместе с ними на Кавказе стало появляться незнакомое и неприсущее народу учение салафийя.

Современная Осетия

В современном мире из-за трансформации религии стали появляться её новые формы, которые очень далеки от традиций. Культура осетин тоже подвергается изменениям. Под видом восстановления национальной осетинской религии есть попытки создать новые течения, которые могут стать альтернативой исламу и христианству. Они определяются как неязыческие. Уже зарегистрировано три таких общины в республике Осетия. Они стараются создать республиканскую организацию.

Сегодня Осетия стала небольшим государством с территорией почти в 4000 кв. км и малым количеством населения. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. От них ушли грузины, но в то же время народ стал очень уязвимым. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под жёстким контролем российской власти. Россия специально создала Пограничное управление по Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, а её столицу Цхинвал совсем недавно начали по-настоящему реконструировать.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Осетины сегодня

Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины — мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере — верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после распада СССР, многие молодые люди Северной Осетии начали исповедовать ислам в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Религия и национальность

Южная Осетия стала пристанищем для разных народов — осетин и грузин, русских и армян, а также евреев. Коренные жители в большом количестве покинули страну из-за конфликта 90-х годов и стали проживать на территории России. В основном это Северная Осетия — Алания. Грузины, в свою очередь, массово выехали к себе на родину. Православная вера, несмотря на все перипетии, стала преобладать среди осетин.

Связь культуры и религии

Культура осетин постоянно развивается, однако народ старается придерживаться старинных традиций и учит этому новые подрастающие поколения. Для жителей Осетии абсолютно неважно, какое вероисповедание у их родных и соседей. Главное — это хорошее отношение друг к другу и взаимопонимание, а Бог — один для всех. Таким образом, не важно, кто именно осетины — мусульмане или христиане. Для духовного и умственного развития в республике открыты музеи и театры, библиотеки и учебные заведения. Государство постоянно работает над подъемом экономики и прочих сфер.

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.



Похожие статьи