Богатыри: Защитники земли русской. Презентация на тему "богатыри земли русской"

26.09.2019

Слово «богатырь» вызывает у современного человека стойкую ассоциацию с могучими воинами, облаченными в кольчуги, которые с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, какими они были на самом деле.

Первыми богатырями были монгольские полководцы!

Все мы ещё со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Однако правда в том, что былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообразов, как и герои мультипликации. Ибо и те и другие - суть выдумка…

Былинные времена

Впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в грозный час Батыева нашествия. Запись относится к событиям 1240 года. «Пришёл Батый к Киеву с силой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обступила сила татарская, и был город в осаде великой… Воевода его первый - Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую землю и Суздальскую» , - рассказывает нам Ипатьевская летопись.

Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются татарские полководцы Субэдэй и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. Если мы заглянем в Большую советскую энциклопедию, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от древнетюркского «багатур» - «храбрый воин». Оно встречается в летописях начиная как раз с 13-го века.

Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины созданы не ранее всё того же 13-го века, а то и позже. Также не стоит искать в так называемых «былинах киевского цикла» реальные события.

Единственный персонаж, который связывает былины с исторической Киевской Русью, - это великий князь Владимир Красное Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа Владимира I Святославича не больше, чем его мультипликационный тёзка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнём, не лезут ни в какие ворота.

Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные - в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины - хотя есть предания того периода.

Вывод очевиден: известные нам «древнерусские» былины являются «новоделом» 13-15 веков. Причём «новоделом» новгородским, имеющим самое отдалённое отношение к истории собственно Киевской Руси. А вот какие песни слушали жители Киева в более ранние времена - нам, увы, неизвестно.

Дошедшие до нас былины - это, прежде всего, литературно-эпические произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в эту нелёгкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюркского «богатырь». А в более поздних былинах Илья Муромец даже назван «старым казаком», что даёт нам верхний предел их возникновения - 16-й век.

«…и удавил муж печенежина»

Всё вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатыри», а «храбры», «хоробры» или «храборы» (родственное прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество примеров личной воинской доблести князей - таких, как Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. А также их дружинников: Евпатия Коловрата, противостоявшего с малой дружиной Батыю; дворского Андрея, пленившего венгерского воеводу Фильния; тысяцкого Дмитрия, защищавшего Киев от всей Батыевой орды.

В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» . И тогда пришёл к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками» . Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъярённого вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатлённый князь сказал, что тот может биться с печенегом.

На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала» .

По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести…» для красного словца немного приврал - ведь город Переяславль был известен ещё в начале 10-го века. Автор «Повести…» также не называет русского «храбора» по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усмошвецом.

Покорение касогов

Второй случай произошёл в 1022 году с братом Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Когда он пошёл в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгов), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.

К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей степени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное - честь. Ибо ещё перед поединком Редедя поставил условие: «…если одолеешь ты, возьмёшь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое всё».

Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за помощью к Богородице): «…и ударил им о землю. И вынул нож и ударил его ножом в гортань и так зарезан был Редедя. И пошёл в землю его и взял все богатства его, и жену его, и детей его, и обложил касогов данью» . То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич по условиям поединка будет брать «богатства его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь воздвиг церковь Богородицы.

К слову, уже в следующем году Мстислав пошёл на брата Ярослава с войском, в котором были и касоги. То есть, по их представлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.

Подводя итоги всему сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот вопрос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы опрометчиво.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.

Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.

Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали - пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей - могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.

Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы...

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

Встань, Илья, отвори калиточку.

Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

Принеси-ка, Илюша, студеной воды.

Принес Илья студеной воды ведро.

Налил странник воды в ковшичек.

Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

Много ли чуешь в себе силушки?

Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

А теперь много в тебе силушки?

Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.

Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Пей, Илья!

Выпил Илья воду колодезную.

Сколько теперь в тебе силушки?

Во мне силушки половинушка.

Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать - только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое - только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую - не пошатнулся конь, не шелохнулся.

Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой - железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Упражнение «Кто угадает?»

(Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

  1. Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
  2. Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
  3. Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
  4. Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
  6. Какое оружие выковал себе богатырь? (три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
  7. Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
  8. В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
  9. Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!
(руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо
(руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу!

Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

Упражнение «Кто есть кто?»

(Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)


Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

(Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)

  • мудрый,
  • хитрый,
  • благородный,
  • сильный,
  • справедливый,
  • бесстрашный,
  • смелый,
  • храбрый…

Упражнение-игра «Да – нет»

(Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)

Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Упражнение «Богатырь и верный конь»

(Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

Слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование


А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе


Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря


В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
***
Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Задачи:

  1. 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. 3.Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина?

Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

(предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(предполагаемые детские ответы) «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян?

(предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

(Слышится набатный звон) Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений

Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)

Физминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движение)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Читает стихотворение педагог или дети:

Три защитника, три брата,
Три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!

Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)
Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети - «богатыри» и приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу

В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Д/И «Собери богатыря в дорогу»

На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям. (тихо звучит

Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

(громко звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

Дети – «богатыри» проходят почетный круг, остальные аплодируют им.

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя - преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.



Похожие статьи