Анализ рисунка я в школе. Методика оценки мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению я в школе

16.03.2024

Для заключения об особенностях речевого развития ребенка в целом требуется соотнести его сумму баллов с максимально возможной (по группе обследованных детей).

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ

МЕТОДИКА "РИСУНОК ШКОЛЫ" 26
(А.И. Баркан)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к школе детей 6 - 8 лет 27 .

Материал: 1) стандартный лист белой нелинованной бумаги; 2) набор карандашей из 6-ти стандартных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный.

Ход работы: психолог предлагает ребенку на одной стороне листа бумаги нарисовать школу, а на другой - детский сад или дом (в том случае, если выясняется, что ребенок не посещает детский сад). Время работы не ограничивается. После окончания рисования ребенка спрашивают, куда бы ему хотелось пойти: в школу или детский сад (домой). Затем с ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает его самые любимые и нелюбимые цвета.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, на одной стороне этого листа школу, а на другой - детский сад (дом)". Больше ничего ребенку не говорят. Если он спрашивает, как рисовать и т.п., психолог должен ограничиться фразой: "Как умеешь, как хочешь, так и рисуй".

Критерии анализа рисунка. Эмоциональное отношение испытуемого к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов на рисунке школы и другого коллектива.

Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых (первая половина спектра) или холодных

(вторая половина спектра) тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета может быть использован планиметр. Цвет передает все эмоциональные оценки ребенка по отношению к изображаемому. Известно, что дети свое положительное отношение к предмету выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение - при помощи темных тонов (черный, серый, темно-коричневый, темно-синий). То, что дети считают красивым, они изображают в теплых тонах, то, что считают некрасивым, - в холодных. Для большей эмоциональной убедительности дети используют "неподражательный цвет", несущий гамму положительных чувств к изображаемому. Причем чем замысловатее соотношение цветов, тем эмоциональнее относится ребенок к изображаемому предмету (имеется в виду положительное эмоциональное отношение).

Сюжет рисунка, отражающий социальный опыт ребенка, имеет большое значение в анализе. О положительном отношении к школе может свидетельствовать тема учения в рисунке и связанные с ней атрибуты, например, появление цифр: 2, 3, 4, 5. Причем 5, как правило, - это самое красивое число, а 2 - самое некрасивое, плохое. Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:

  • 1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
  • 2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
  • 3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
  • 4) время года на рисунке;
  • 5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
  • 6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.

Линия рисунка также является информативным признаком. Красивое, нравящееся дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричные изображения, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение

к объекту изображения. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.

Интерпретация некоторых аспектов рисунка. При отрицательном эмоциональном отношении к школе рисунок ребенка содержит гораздо больше черных, темно-синих, коричневых тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду (дому), на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. При негативном эмоциональном отношении к школе площадь холодных тонов, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении другого коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно. В этом случае на рисунке царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных одеждах. Сюжет, рассказывающий о школе, как правило, носит застывший, сглаженный характер. На рисунке отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета. Если изображено здание школы, то оно, обычно, некрасивое, около него нет людей и цветов. Почти не встречается изображение класса, других элементов учебной деятельности. Как правило, на таких рисунках преобладают зима и осень; если осень, то обязательно идет дождь.

Как крайний вариант отрицательного эмоционального отношения к школе следует отказ ребенка выполнить рисунок на тему школы.

При положительном эмоциональном отношении школа на рисунке обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. Сюжет варьируется. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков лета или весны. На небе сияет солнце. Изображение на рисунке учебной деятельности (в частности, класса, доски, на доске пятерки) отражает желание ребенка идти в школу. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись "Добро пожаловать!"

При не сформировавшемся у ребенка определенном эмоциональном отношении к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР" 28
(Г.А. Цукерман)

Цель: изучение характерных для ребенка эмоциональных состояний в разных жизненных ситуациях. 29

Материал: 1) бланк, на котором нарисован "эмоциональный термометр"; 2) чистый "эмоциональный термометр" (без каких бы то ни было значков). Можно использовать просто лист белой нелинованной бумаги; 3) набор фишек - значков всех пяти цветов, вырезанных из бумаги с клеящимся слоем.

Каждый значок термометра цветной:

  • # # # # "Мне крайне скверно" - черный,
  • ~ ~ ~ ~ "Мне плохо" - коричневый,
  • @ @ @ @ "Мне несколько не по себе" - зеленый,
  • * * * * "Мне хорошо" - желтый,
  • ! ! ! ! "Я блаженствую" - красный.

Цветовые обозначения выбраны совершенно произвольно, без учета культурной символики цветов.

Цветные обозначения на термометре особенно важны для тех детей, кто еще не умеет читать.

Инструкция: "Я предлагаю тебе сыграть в одну интересную игру. Давай измерим твое настроение. Я покажу тебе, как это можно сделать. Вот это термометр. Но он необычный. Он измеряет не температуру тела, а твое настроение. Вот такой же термометр, но пока он ничего не показывает. Возьми эти фишки, которые обозначают разные настроения. Я буду спрашивать тебя о разных случаях в твоей жизни, а ты будешь прикреплять на термометр те фишки, которые

будут обозначать, как ты чувствуешь себя обычно в тех или иных ситуациях".

Ход работы: эксперимент проводится индивидуально. Психолог рассказывает ребенку, какое настроение обозначено каждым из пяти значков, а затем показывает, как можно приклеивать фишки на термометр. Убедившись, что ребенок понял инструкцию, психолог задает ему ряд вопросов. Приведем несколько примеров подобных вопросов.

Для дошкольников:

  1. Как ты себя чувствуешь в детском саду?
  2. Когда ты играешь в школу, как ты себя чувствуешь?
  3. Как ты себя чувствуешь на подготовительных занятиях в школе?

Для первоклассников:

  1. С каким настроением ты идешь в школу?
  2. Как ты себя чувствуешь, когда общаешься с одноклассниками?
  3. Когда учительница спрашивает тебя на уроке, как ты себя чувствуешь?

Проводится качественный анализ ответов испытуемого.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ СОХРАНЯТЬ ЦЕЛЬ
В УСЛОВИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ УСПЕХА 30

Цель: изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха у детей 6 - 8 лет.

Материал: 1) 7 разных открыток, разрезанных на 4 части по диагоналям; 2) 2 одинаковые открытки, одна из которых разрезана на 4 части по диагоналям.

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Включает 4 серии.

Серия 1. Психолог на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

Серия 2. Психолог дает ребенку перемешанные части других пяти открыток, показывает целую и предлагает собрать такую же. При этом образец не убирается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери такую же открытку".

Серия 3. Психолог дает ребенку тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагает собрать из частей одну открытку. Образец не дается, способ действия не показывается.

Инструкция: "Собери одну открытку".

Серия 4. Ребенку дается тот же материал, что и во 2-й серии, и предлагается собрать из этих частей как можно больше открыток.

Инструкция: "Собери из этих частей как можно больше открыток".

Во всех сериях в случае затруднения психолог подсказывает ребенку решение. Время выполнения задания не ограничивается.

Анализ результатов. Путь решения значения не имеет. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, при неудачах, а также как это зависит от возраста испытуемого. Деятельность ребенка анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями. Отсюда делается вывод об уровне волевого развития ребенка.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ 31
(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)

Цель: изучение достижения цели в условиях помех у детей 6 - 8 лет.

Материал: лист белой бумаги в клетку, цветной карандаш, колокольчик, яркая игрушка, детская книжка, секундомер.

Инструкция: "Заполни весь лист, рисуя в каждой клеточке черточку".

Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку заполнить весь лист бумаги, рисуя в каждой клеточке черточку. В процессе выполнения задания психолог создает помехи: звонит в колокольчик, ставит перед ребенком яркую игрушку, кладет на стол детскую книгу, предлагает ребенку вместе поиграть и т.д.

Обработка данных: во время исследования психолог ведет протокол. Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, то в протоколе отмечается отсутствие отвлечения, т.е. выполнение задания (+). Если ребенок на время прерывает деятельность, например рассматривает игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, в протоколе фиксируется наличие отвлечения (±). Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, в протоколе отмечается невыполнение (-). Фиксируется время отвлечений.

Анализ результатов. Анализируются особенности поведения ребенка в ходе выполнения задания, их зависимость от содержания раздражителя. Делается вывод об умении ребенка достигать цель в условиях помех, об уровне его волевого развития.

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ 32
(Т.А. Нежнова)

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал: бланк с программой беседы.

Ход работы: обследование проводится индивидуально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах соответственно изменяются). Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

  1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
  2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
  3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили) ? (какие собственные действия или действия родителей ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе).
  4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
  5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
  6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (место школьно-учебных интересов среди всех в условиях свободного выбора).
  1. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, приписывают А; за формальный, внешний, "дошкольный" и прочие ответы - Б; за отказ от ответа - С.

Оцениваются вопросы 3 - 6. За каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).

Критерии оценки полученных результатов.

Высший балл - 4А - говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

Низший балл - 4Б - говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ МЕТОДИКИ
"БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ" 33
(Т.А. Нежнова)

Цель: выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного и младшего школьного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника, которыми являются следующие:

  • а) ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • б) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: 1) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям "дошкольного" типа (рисование, пение, физкультура, труд), 2) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
  • в) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: 1) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, 2) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), 3) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений (сладости, подарки и т.п.);
  • г) признает авторитет учителя.

Материал: набор коротких историй.

Ход работы: беседа проводится строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются также данные наблюдения за ребенком во время беседы с ним.

Психолог знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задается 1-й вопрос "Беседы":

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее психолог говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало или случалось, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?" (С воспитанниками детского сада речь идет об отсрочке поступления в школу). Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже б лет, но он не ходит ни в нулевой класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?" Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы не ты ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

7. Представь себе, что есть две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе "Б" все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. В школе "А" от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница

сказала: "Сегодня Миша (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

Оценка беседы: ответ на каждый вопрос оценивается как "школьный" или "дошкольный" (соответственно "А" или "Б"). Некоторые примеры.

1-й вопрос. "А": уроки грамоты и счета - это занятия, присущие именно школе, по содержанию и форме они не имеют аналогов в дошкольной жизни ребенка и олицетворяют для него новую, собственно школьную действительность. "Б": дошкольные виды деятельности - уроки художественно-физкультурно-трудового цикла - близки и знакомы ребенку по предыдущему периоду и продолжаются в школе. В эту же группу включаются и прочие не связанные с собственно учением занятия: игры и внеурочное времяпрепровождение, еда, гуляние, общение с товарищами и т.д.

3-й вопрос. "А": учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены те или иные действия по самообразованию: самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у товарищей и выполнение их и т.п. "Б": дошкольные и прочие - игры, гуляние, рисование, конструирование, помощь родителям по хозяйству и т.д. без упоминания о каких-либо учебных действиях.

4-й вопрос. "А": содержательные - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. "Б": формальные - приобретение формы, школьных принадлежностей.

Интерпретация вопросов и ответов в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника.

  1. Общее отношение к школе и учению.
  • 1.1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предлагаемого отпуска или отсрочки) - 2-й вопрос.
  • 1.2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения) - 3-й вопрос.
  • Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
    • 2.1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамотой и счетом заменены уроками художественно-физкультурного цикла) - 7-й вопрос.
    • 2.2. Предпочтение уроков грамоты и счета "дошкольным" видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.) - 1-й вопрос.
    • 2.3. Содержательное представление о подготовке к школе - 4-й вопрос.
  • Ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения.
    • 3.1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуально-домашней форме обучения - 5-й вопрос.
    • 3.2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно - 8-й вопрос.
    • 3.3. Предпочтение отметки как формы оценки учебной работы другим видам поощрения - сладости, игрушки - 9-й вопрос.
  • Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями) - 6-й вопрос.
  • МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
    У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    И ПЕРВОКЛАССНИКОВ 34
    (М.Р. Гинзбург)

    Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

    Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

    Материал: текст рассказа и шесть сопроводительных картинок.

    Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ" (зачитывается рассказ 35 и одновременно перед ребенком на столе выкладываются картинки, иллюстрирующие его).

    Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

    На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: передней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

    Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

    Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

    Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

    Четвертый мальчик сказал "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (Позиционный мотив.)

    Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать кем захочешь".

    Выкладывается карточка с рисункам № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

    Шестой мальчик сказал:

    "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки". Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

    Ход работы: после прочтения рассказа ребенку задаются вопросы:

    • - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? - Выбор I.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - Выбор II.
    • - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.
    • Ребенок последовательно осуществляет три выбора картинок. Если содержание прочитанного рассказа недостаточно прослеживается в ответах ребенка, ему задают контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал? ", чтобы психолог мог быть уверен в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

    Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в протокол и затем оцениваются экспериментатором.

    Протокол

    Обработка данных: за выбор того или иного мотива начисляется определенный балл:

    • внешний мотив (№ 1) - 0 б.; - позиционный мотив (№ 4) - 3 б.;
    • учебный мотив (№ 2) - 5 б.; - социальный мотив (№ 5) - 4 б.;
    • игровой мотив (№ 3) - 1 б.; - мотив отметки (№ 6) - 2 б.

    По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммируются.

    Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов, соответствующих определенному мотиву.

    Оценка и анализ результатов: доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему

    количеству баллов. Вместе с тем надо учитывать, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие у испытуемого предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

    МЕТОДИКА "НАРИСУЙ СЕБЯ" 36
    (A.M. Прихожан и З. Василяускайте)

    Цель: изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей 6 - 9 лет.

    Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: "плохой мальчик (девочка)", "хороший мальчик (девочка)", "я"; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.

    Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30 - 40 минут.

    Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж - синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.

    Инструкция: "Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)". Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: "А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)". При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: "А теперь вот здесь нарисуй себя". Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.

    Обработка и интерпретация данных 37 . Включает следующие моменты:

    1. Анализ "автопортрета":

    • а) наличие всех основных деталей;
    • б) полнота изображения;
    • в) количество дополнительных деталей;
    • г) тщательность их прорисовки;
    • д) статичность или представленность фигурки в движении;
    • е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.

    Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, "разукрашивание") свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.

    2. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунком "хорошего" и "плохого" персонажа по следующим параметрам:

    • а) размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;
    • б) цвета, использованные в "автопортрете", количество каждого цвета, их соответствие цветам "хорошего" или "плохого" ребенка;
    • в) повторение в "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);
    • г) наличие в "автопортрете" новых деталей, их характер;
    • д) общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" или "плохого" персонажа.
    Тест предназначен для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

    Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
    Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.

    ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:
    1.Цветовая гамма.
    2.Линия и характер рисунка.
    3.Сюжет рисунка.
    При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

    ЦВЕТОВАЯ ГАММА.

    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.)
    0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеденый, черный);
    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

    ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА.

    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
    1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

    СЮЖЕТ РИСУНКА.

    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
    0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер;
    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

    Анализ результатов

    6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

    4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

    1-0 баллов – у ребенка явно выпаженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

    Как показывает практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.

    Готовим родителей. К школе. .
    Практические советы для учителей и родителей.

    Семинар-тренинг

    1.Не рано ли нам учиться, или когда «отдавать» ребенка в школу.
    2.Что такое «Психологическая готовность к школе»?
    3.Внутренняя позиция школьника.
    4.Что нужно знать Вашему малышу до школы?
    5.Типы неблагополучного развития детей 6-7 лет. Негативистическая
    демонстративность. Уход от реальности.
    6.Как сейчас учат? Школы нашего времени.
    7.Какой учитель нужен Вашему ребенку. Типы личностей учителей.
    8.Практические упражнения, необходимые для подготовки к школе.
    9.Тесты для приема в первый класс.

    воспитанников МБДОУ

    Цель исследования: выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.

    Сроки проведения: 16 февраля 2015 г.

    Диагностический инструментарий: методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «я в школе». Настоящая модификация разработана Захаровой Е.И. с учетом системы анализа детского рисунка Г.Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л.И. Божович.

    Всего обследовано: 20 воспитанников подготовительной группы.

    Диагност: педагог-психолог Белоусова Ю.С.

    Форма проведения: групповая.

    Результаты проведенного исследования.

    Количественные данные представлены в таблицах.

    Таблица 1. Данные исследования по методике «Я в школе».

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Кол-во воспитанников 20

    16 чел.

    75%

    4 чел.

    25 %

    0 чел.

    Обработка результатов и интерпретация

    Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

    цветовая гамма

    линия и характер рисунка

    сюжет рисунка

    1. Цветовая гамма :
    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
    0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

    2. Линия и характер рисунка :
    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

    3. Сюжет рисунка :
    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
    1 балл – обе характеристики присутствуют.
    0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

    Анализ результатов

    75% воспитанников (6-5 баллов) – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
    25% воспитанников (4-2 балла) – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей (Алиса Д, Даша Н., Даниил З., Толя Т.)
    1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

    Выводы:

    Высокая степень сформированности внутренней позиции школьника означает наличие у него позитивного отношения к элементам школьной действительности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности. Сформированность внутренней позиции школьника является важнейшим условием успешной школьной адаптации. В подготовительной группе у основной массы детей сформирована внутренняя позиция школьника.

    Несформированность такой позиции означает отсутствие осознания необходимости изменения жизненной ситуации и позитивного отношения к ней. Удовлетворенный дошкольной позицией ребенок испытывает значительные трудности в адаптации к условиям обучения в школе.

    Разделы: Школьная психологическая служба

    «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

    Пабло Пикассо.

    В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
    Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
    Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
    Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
    Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
    К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

    1. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

    Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.
    Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

    Проективные (рисуночные) тесты - один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам - фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

    Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.

    2. Нюансы выполнения проективных техник:

    Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
    - Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны.
    Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше - он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления.

    Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному - наоборот.

    Описательные характеристики материалов:

    Бумага гладкая - сопротивление меньше, шершавая больше;
    - Пастель сухая - оттенки бледнее, сопротивление больше;
    - Пастель масляная - оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче.

    Ошибочно полагать, что проективные методики больше подходят для младшего школьного возраста.
    Можно рассмотреть некоторые методики, используемые в моей работе, как с младшими школьниками, так и со старшими.
    Представленную ниже методику можно использовать в группах разного возраста.

    3. Методика «Четыре рисунка»

    Инструкция : «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два - «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

    Значение и краткая интерпретация рисунков:

    - «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
    - хвост трубой - довольство;
    - пантера - скрытая сила, способность постоять за себя;
    - «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временны е представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом - дерево - человек »). Маленькое растение - недостаточно ресурсов, сил; большое - предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
    Обрезанный стебель - не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
    Много цветов / букет - разносторонность интересов, перспектив развития.
    - «Я в виде неживого предмета» - отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я - концепции».
    - замо к - закрытость;
    - открытый замо к - высокая избирательность, внутреннее содержание;
    - сундук, шкаф - накопление чего-то, например, опыта, достижений.
    - «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
    река - движение, гибкость;
    волны - эмоциональные всплески;
    камни - препятствия;
    цветы - положительный настрой;
    гора - трудности и одновременно путь вверх;
    солнце - потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

    Макс 15 лет

    Используя рисунки, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

    4. Данный вариант рисуночной методики для рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

    С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.
    - Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: "Про самое интересное" и "В школе зверей".

    Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем что,
    во-первых, они показывают умение школьника рисовать;
    во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому;
    в-третьих, включение школьной темы в рисунок "Про самое интересное" свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

    Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок "В школе…" дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

    Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

    1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
    2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

    К формальным характеристикам относятся следующие:

    А) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

    Б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

    В) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

    В качестве дополнительных характеристик , которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:

    а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;

    б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

    Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью.

    К содержательным характеристикам , выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

    1. Количество рисунков "В школе…":

    А) если ученик принес один либо несколько рисунков "Про самое интересное" и ни одного рисунка "В школе…", несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;
    б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

    2. Включена ли школьная тема в рисунок "Про самое интересное". Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

    3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке:


    Аня 11 лет

    а) урок;
    б) перемена;
    в) ситуация, внешне связанная со школой — "уход от школы" — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием — "В школу…".

    Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного (а) либо отрицательного (б, в) отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью;
    - если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

    4. Отраженность содержания обучения:

    а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
    б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

    5. Изображение себя с другими субъектами:

    Сеня 11 лет.

    а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

    Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом.

    Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

    Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников . Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет.

    В целом рисуночная методика позволяет определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению является известным. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

    5. Исторически использование методики "Рисунок семьи" (РС) связано с общим
    развитием "проективной психологии".

    Считаеся, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

    Назначение: методику "Рисунок семьи" и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта - "семья глазами ребенка" и "развитие ребенка в семье", - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи.

    Диагностическая процедура : для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция :

    (РС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью".
    (РС) - "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".
    (КРС) - "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
    (КРС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь . Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь , какое-либо действие "*.

    Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

    А) последовательность рисования деталей;
    б) паузы более 15 секунд;
    в) стирание деталей;
    г) спонтанные комментарии ребенка;
    д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания, мной, обычно, задаются следующие вопросы:
    - Расскажи, кого ты нарисовал(а)?
    - Где они находятся?
    - Что они делают?
    - У них весёлое настроение или грустное? Почему?
    - Кто здесь самый счастливый? Почему?
    - Кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
    - чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
    - что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

    Можно использовать непрямые вопросы :

    "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?",
    "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?",
    "Кого мама позовет идти с собой?" ит. п.

    Для интерпретация методики "Рисунок семьи" нам необходимо располагать объективной информацией:

    А) о возрасте исследуемого ребенка;
    б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;
    в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

    Интерпретацию рисунка мы можем условно разделить на три части:
    - Анализ структуры "Рисунка семьи";
    - Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;
    - Анализ процесса рисования.

    Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

    Предполагается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

    Алёна 7 лет.

    Иван 8 лет

    Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

    Артём 8 лет.

    Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

    А) вообще не изображены люди;
    б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко.

    За такими реакциями мы можем предположить следующее:

    А) травматические переживания, связанные с семьей;
    б) чувство отверженности, покинутости
    в) аутизм;
    г) чувство небезопасности,высокий уровень тревожности;
    д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.
    В своей практической работе мне чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
    Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

    Семён 7 лет - отсутствует изображение бабушки.

    Сталкиваясь в рисуночном тесте с отсутствием в рисунке братьев или сестёр, я убедилась, что связано это с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей.

    Артём 8 лет - отсутствует изображение младшего брата (семья без отца).

    Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными:
    "Не нарисовал потому, что не осталось места";

    "Он пошел гулять" и т. д.

    Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоциональные ответы:

    "Не хотел - он дерется";
    "Не хочу, чтобы он с нами жил", и т. п.

    Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.

    Анализ особенностей нарисованных фигур могут дать нам, психологам, информацию большого диапазона:
    - об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи,
    - о том, каким ребенок его воспринимает,
    - об "Я-образе" ребенка, его половой идентификации и т. д.

    При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

    1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
    2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
    3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

    Коля 7 лет.

    Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивным рисованием его, что в результате отражается в большем количестве деталей. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

    О восприятии других членов семьи и "Я-образе" рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности.
    При анализе рисунка, я большое внимание обращаю на изображение рук.

    Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими.

    Голова - центр локализации "Я", интеллектуальной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет уже в рисунке обязательно изображают голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
    Изображение зубов и выделение рта часты у детей, склонных к агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.
    Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

    Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

    Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью. Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такое изображение связано с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
    Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи.

    Анализ процесса рисования

    При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

    А) последовательность рисования членов семьи;
    б) последовательность рисования деталей;
    в) стирание;
    г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
    д) паузы;
    е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

    Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

    Процесс рисования доставляет удовольствие ребятам с разными физическими возможностями. Кроме диагностических целей, мы можем использовать рисунок для занятий в мини-группах, включая детей с ОВЗ. Таким образом, развивается творческий потенциал и умение взаимодействовать с другими участниками процесса - это помогает процессу социализации.

    Литература:

    1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 - 221.
    2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 - 21.
    3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. - МН.: "ТЕСЕЙ", 1999. С 157 - 164.
    4. Проективные графические методики: методические рекомендации. - Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.

    Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут». Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

    Анализ и оценка рисунков.

    • 1. Несоответствие теме указывает на:
      • а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
      • б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
      • в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
    • 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е., что именно изображено:
      • а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии познавательных мотивов;
      • б) ситуации не учебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
      • в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

    Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

    В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

    Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»:

    • 1) Дарыймаа Кужугет. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
    • 2) Оюна Ондар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
    • 3) Наташа Монгуш. На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
    • 4) Байыр Монгуш. Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
    • 5) Азий Куулар. Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер - мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
    • 6) Максим Доржу. На рисунке изображена доска - рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе;
    • 7) Алдын Тюлюш. Изображена типичная игровая ситуация - качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
    • 8) Сергей Кунгаа. Изобразил себя на турниках - это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
    • 9) Алдынай Куулар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
    • 10) Солангы Конгар. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.

    Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.

    Таблица 1. - Уровень адаптации первоклассников к школе (%) по методике Н.Г. Лускановой:

    В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.

    • 20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом, прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют поручения без внешнего контроля.
    • 40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решают типовые задач и, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным, дружат со многими одноклассниками.
    • 40% детей отрицательно относятся к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, к урокам готовятся нерегулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.

    Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

    Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.



    Похожие статьи